Вестник Самарской гуманитарной акалемии. Серия «Право». 2018. № 2 (21)
АНАЛИЗ ИЗМЕНЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, СВЯЗАННЫХ С ВЕДЕНИЕМ ЗАКОНА «О ХОСТЕЛАХ»
© П. Л. Гаврилова
Гаврилова Полина Леонидовна
студентка 3 курса Институт юстиции Саратовской государственной юридической академии e-mail:
Настоящая статья посвящена изучению новелл жилищного и гражланского законолательства, связанных с ввелением Фелерального закона «О хосте-лах». Автором анализируются основные положения ланного закона, а также поправки в Жилищный Колекс РФ. Характеризуются основные проблемы, которые могут возникнуть на практике в связи с их ввелением.
Ключевые слова: жилые помещения, нежилые помещения, хостел, мини-гостиница.
Зачастую, жилые помещения используются собственниками в качестве средств временного размещения других лиц, например, посредством хостелов, мини-гостиниц. В настоящее время такие хостелы занимают значительную долю на рынке размещения, являясь наиболее предпочтительным и выгодным способом проживания для туристов. Например, в Москве работает около 400 хостелов, причем 2/3 расположены в многоквартирных домах [8].
Действительно, действующий Жилищный Кодекс Российской Федерации (далее — Ж К РФ) предоставляет собственнику возможность использовать принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение для осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности. Следовательно, если собственник при этом не нарушает права и законные интересы соседей, соблюдает требования пожарной безопасности, экологического и жилищного законодательства, санитарно-эпидемиологические нормы, он вправе использовать принадлежащее ему жилое поме-щение, в том числе, и для организации хостелов [2].
Анализ изменении законолательства, связанных свелением закона «Охостелах»
Однако 4 апреля 2019 года был принят в окончательной редакции Закон «О хостелах», который вступает в силу с 1 октября 2019 года. В связи с этим, также были приняты поправки в ст. 17 ЖК РФ [3].
С 1 октября 2019 года ч. 3 ст. 17 ЖК РФ будет изложена следующим образом: «Не допускается размещение в жилых помещениях промышленных производств, а также осуществление в жилых помещениях миссионерской деятельности, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16 Федерального закона от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», а также гостиниц и иных средств размещения, оказание гостиничных услуг и иных услуг размещения» [4].
Исходя из Пояснительной записки к данному законопроекту следует, что основной причиной введения таких изменений в законодательство стало нарушение прав других жителей многоквартирных домов, проживающих в жилых помещениях, смежных с такими хостелами, а также нанесение ущерба объектам культурного наследия, в которых располагаются такие хостелы [4].
Так, после введения данного закона в действие, возможно будет осуществление деятельности по оказанию гостиничных услуг исключительно после перевода жилого помещения в нежилой фонд и оснащения его оборудованием, необходимым для оказания потребителям услуг надлежащего качества (звукоизоляция, система противопожарной безопасности, сигнализация, сейфы).
Таким образом, даже если хостел в настоящее время расположен на первом этаже многоквартирного дома, его собственнику придется обустроить отдельный вход, поднять этот вопрос на общем собрании собственников, согласовать настоящую процедуру с государственной жилищной инспекцией, органами Роспотребнадзора и противопожарной службой, определить настоящее жилое помещение в рамках соответствующей категории гостиниц (по системе, установленной Правительством РФ) [6] и пр.
Важно отметить, что ранние версии проекта распространяли также запрет на формулировку «иные средства размещения». Иначе говоря, инициаторы хотели запретить и институт краткосрочной сдачи квартир в аренду. Но до 3 чтения в Госдуме данная инициатива не дошла, и посуточную сдачу квартир законодатели решили оставить в рамках правового поля.
На наш взгляд, даже учитывая настоящую формулировку, введение настоящих поправок весьма неоднозначно.
С одной стороны, как отмечает Российская газета, соседи зачастую, «жалуются на шум, мусор и поток чужих людей в подъезде, это доставляет им неудобства. Часто владельцы гостиниц не могли управиться с постояльцами, которые распивали спиртные напитки в подъездах и курили на балконах» [8].
Действительно, нарушение постояльцами хостелов и мини-гостиниц нарушает права и законные интересы проживающих в соседних жилых помещения граждан, например, игнорируя их право на тишину в ночное время, не соблюдая установленные правила противопожарной безопасности или санитарно-эпидемиологические нормы.
Но в то же время, на наш взгляд, перевод таких помещений в нежилые не разрешит настоящую проблему. Например, если собственник помещения,
П. Л. Гаврилова
расположенного на первом этаже многоквартирного дома, обеспечит для постояльцев отдельный вход и переведет такое помещение в статус нежилого, такой перевод не гарантирует, что постояльцы будут соблюдать законодательные нормы, не будут шуметь и пр.
Следовательно, обеспечение соблюдения постояльцами и собственниками хостелов различных правовых норм, регламентирующих обустройство таких гостиниц, должно обеспечиваться не на уровне запрета их расположения в жилых помещениях, а посредством усиления контроля за соблюдением противопожарного, санитарно-эпидемиологического и иного законодательства со стороны соответствующих должностных лиц, который, на наш взгляд, в настоящее время должным образом не осуществляется, что также приводит к нарушению прав лиц, проживающих по соседству с такими хостелами.
Более того, в частности, Уполномоченный при президенте РФ по защите прав предпринимателей Борис Титов в отзыве на законопроект подчёркивал, что предложенные поправки в Жилищный кодекс «фактически уничтожат сектор хостелов в гостиничном бизнесе России, приведут к дефициту мест размещения и к существенному повышению цен на гостиничном рынке» [6].
На наш взгляд, такая позиция справедлива. По оценкам различных интернет порталов, в настоящее время, процедура перевода жилого помещения в нежилое может обойтись собственникам около 500 тысяч рублей, не считая затрат на перепланировку и строительные работы [6].
Следовательно, многие индивидуальные предприниматели, которые окажутся не в состоянии обеспечить перевод их жилого помещения в статус нежилого, фактически, прекратят ведение такого бизнеса. А в тех случаях, когда собственник сможет осуществить все необходимые действия по переводу помещения в статус нежилого, это безусловно, кардинальным образом отразится на ценах за такие услуги по временному размещению, что существенно повлияет на популярность таких гостинниц.
Другой проблемой является также тот факт, что, как отмечает, генеральный директор ГК «Недвижимость в Петербурге» Николай Лавров, в некоторых районах, например, Санкт-Петербурга администрация категорически не подписывает перевод квартир в нежилой фонд [6].
Следовательно, основное последствие введения настоящих поправок в законодательство заключается в том, что на практике значительно усложнены условия для их реализации, и многие собственники таких хостелов, с учетом российских реалий, будут вынуждены сменить сферу предпринимательской деятельности.
При этом несоблюдение данных правовых норм чревато для собственников достаточно серьезными последствиями: от штрафа до лишения права собственности [5; 1].
Таким образом, можно говорить о том, что подобные изменения закона на практике не гарантируют соблюдение прав и законных интересов лиц, проживающих в соседних помещениях с такими хостелами.
Более того, если говорить о самих хостелах, то возможно несколько последствий введения данных поправок:
Анализ изменений законолательства, связанных свелением закона «Охостелах»
1) переход сферы малого гостиничного бизнеса в теневой сектор экономики;
2) уменьшение предложений на рынке предоставления гостиничных услуг, как следствие повышение цен для потенциальных постояльцев, что негативно повлияет на данную сферу экономики, где хостелы и мини-гостиниц занимают 20-40% рынка [6];
3) использование владельцами хостелов иной категории для правовой классификации своего бизнеса, например, «мебелированные комнаты», которые пока не попали под планируемый запрет.
На основе всего вышеизложенного, необходимо отметить, что настоящие новеллы жилищного законодательства на практике не соответствуют цели своего введения и, вероятно, никаким образом ситуацию не улучшат. В то же время, учитывая их негативное влияние на такой сектор экономики, как сектор оказания гостиничных услуг или услуг по временному размещению, на наш взгляд, их введение крайне нецелесообразно, и законодателю необходимо рассмотреть иные пути решения проблемы нарушения прав и законных интересов жителей многоквартирных домов.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 03.08.2018) // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
2. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 188-ФЗ (ред. от 15.04.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 26.04.2019) // СЗ РФ. 2005. № 1. Ст. 14.
3. Закон о хостелах принят в окончательной редакции // Государственная Дума РФ: сайт. Режим доступа: http://duma.gov.ru/news/30244/ (дата обращения: 26.04.2019).
4. Законопроект № 876688-6 «О внесении изменений в статью 17 Жилищного кодекса Российской Федерации» // Государственная Дума РФ: сайт. Режим доступа: http://sozd.duma.gov.ru/bill/876688-6 (дата обращения: 26.04.2019).
5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 23.04.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 26.04.2019) // СЗ РФ. 2002. № 1. Ст. 1.
6. Под запретом: что закон о хостелах значит для бизнеса и туристов // Интернет-портал «Сравни.ру»: сайт. Режим доступа: https://www.sravni.ru/text/2019/3/13/pod-zapretom-chto-zakon-o-khostelakh-znachit-dlja-biznesa-i-turistov/ (дата обращения: 26.04.2019).
7. Постановление Правительства РФ от 16.02.2019 № 158 «Об утверждении Положения о классификации гостиниц» // СЗ РФ. 2019. № 8. Ст. 786.
8. Хостелам указали на дверь // Российская газета: сайт. Режим доступа: https:/ /rg.ru/2019/04/16/rg-publikuet-zakon-o-zaprete-hostelov-v-zhilyh-domah.html7utm_ source=rg.ru&utm_medium=offlme&utm_campaign=back_to_onlme (дата обращения: 26.04.2019).
n. A. iaBpHAOBa
ANALYSIS OF LEGISLATIVE AMENDMENTS CONNECTED WITH ACT ON HOSTELS ENACTEMENT
P. Gavrilova
This article aims at analyzing housing and civil legislative amendments, connected with Act on Hostels enactment. Author analyzes this Federal Statute main provisions of this act and future House Code of RF amendments and highlight main problems which can arise from its implementing.
Key words: residential premises; non-residential premises; hostel; mini-hotel.