УДК 338.488.2
М.Г. РЕПИНА
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОКАЗАНИЯ УСЛУГ РАЗМЕЩЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ
Освещаются вопросы реализации прав граждан на оказание услуг размещения. В частности доказывается невозможность создания в жилых квартирах таких объектов размещения, как гостиницы и хостелы, а также рассматриваются меблированные и гостевые комнаты как средства размещения, доступные для создания физическими лицами.
Ключевые слова: гостиничные услуги, гостиница, гостевые комнаты, договор найма, законодательство, меблированные комнаты, потребитель, турист, хостел.
The article highlights the issues of realization of human rights for the provision of accommodation services. In particular we prove the impossibility of creating residential apartments accommodation facilities such as hotels and hostels, as well as considered and furnished guest rooms as accommodation facilities available for the creation of individuals.
Key words: hotel services, hotel, contract, law, consumer, tourist, hostel.
В настоящее время в сфере туристских услуг намечается кризисная ситуация. Летом 2014 г. ряд туроператоров объявили себя несостоятельными (банкротами), в связи с чем пострадало большое количество лиц, желающих отправиться в отпуск. Так как нормы закона, регулирующие создание компенсационного фонда, были приняты недавно, то, естественно, необходимые денежные средства для возмещения вреда всем пострадавшим от действий туроператоров отсутствуют. Это отрицательно повлияло на отношение потребителей к туристским организациям. Да и публичные выступления министра культуры с резкими высказываниями в адрес туроператоров и турагентов не поспособствовали улучшению мнения потребителей. Поэтому многие граждане, желающие заняться внутренним туризмом, на будущее лето будут стремиться организовать свой отдых самостоятельно, без привлечения турорганизаций.
© Репина М.Г., 2014
Одной из основных услуг, интересующих будущих туристов, является услуга размещения. Естественно, организуя свой отдых самостоятельно, граждане будут стараться подыскать такие средства размещения, которые будут «подходить им по цене» и, как им будет казаться, рассматривая рекламный материал, «должного качества». Вот здесь и ожидает их опасность. Ведь не всегда лица, дающие рекламу, говорят правду, и проверить качество тех услуг, которые они будут получать, потребители смогут только в период отдыха, а предъявить претензию вообще может стать невозможным в связи с отсутствием законодательных норм, регулирующих возникшие отношения.
На сегодняшний день во многих городах нашего государства начинают развиваться такие явления, как «гостиница в квартире» или «хостелы в квартире». Это новое направление в туриндустрии, которое относится к малобюджетному размещению. В законодательстве эти понятия отсутствуют, и
их регулирование не осуществляется, но и отсутствует прямой запрет на использование жилых помещений в индустрии гостеприимства.
Именно на эти предложения чаще всего будут обращать внимания будущие туристы. А возможно ли размещение гостиницы в квартире?
Физические лица, имеющие две и более квартиры в частной собственности, желают получать доход (прибыль) с этого имущества, сдавая его лицам для временного проживания. Ни в Жилищном кодексе РФ (ЖК РФ), ни в Гражданском кодексе РФ (ГК РФ) нет прямого запрета на временное проживание граждан, не являющихся собственниками этого имущества. Наоборот, статья 17 ЖК РФ закрепляет, что жилое помещение предназначено для проживания граждан, а также допускается использование жилого помещения для осуществления профессиональной деятельности или индивидуальной предпринимательской деятельности проживающими в нем на законных основаниях гражданами, если это не нарушает права и законные интересы других граждан. Гражданский кодекс РФ, статья 671, также позволяет использовать жилье для проживания граждан на основании договора найма «По договору найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения или управомоченное им лицо (наймодатель) - обязуется предоставить другой стороне (нанимателю) жилое помещение за плату во владение и пользование для проживания в нем». С учетом указанных обстоятельств можно утверждать, что право на получение дохода от жилого имущества у граждан официально закреплено.
Любая гостиница должна соответствовать нормам ГОСТ Р 51185-2008
«Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования». А в нем указывается, что данный ГОСТ предназначен для применения организациями и индивидуальными предпринимателями, оказывающими услуги средств размещения, что автоматически исключает физических лиц как лиц, имеющих возможность оказывать данные услуги.
Если руководствоваться нормами вышеуказанного ГОСТа, то гостиницы - это предприятия, предоставляющие услуги размещения и в большинстве случаев услуги питания, имеющие службу приема, а также оборудование для оказания дополнительных услуг, а на основании статьи 288 ГК РФ собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением и размещение собственником в принадлежащем ему жилом помещении предприятий, учреждений, организаций допускается только после перевода такого помещения в нежилое.
Тем более что в Правилах предоставления гостиничных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 1997 г. № 490, дано определение гостиницы как имущественного комплекса (здание, часть здания, оборудование и иное имущество), предназначенного для предоставления услуг. То есть между собственником жилья (как физическим лицом, так и индивидуальным предпринимателем) и потребителем (гражданином, имеющим намерение заказать либо заказывающим и использующим услуги исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельно-
сти) должен заключаться договор о возмездном оказании услуг, а ГК РФ предусматривает, что распоряжение жилым помещение может осуществляться только по договору найма жилого помещения.
Изложенные выше нормы позволяют сделать вывод, что организация в квартире (или нескольких квартирах), не переведенной в нежилое помещение, предприятия по предоставлению гражданам гостиничных услуг недопустима.
Организация и работа хостелов тоже регулируется нормами ГОСТ Р 51185-2008, в котором закрепляется, что хостелы - это молодежные гостиницы, т.е. предприятия, предоставляющие услуги размещения и питания, управление которыми осуществляется некоммерческой организацией. Также хостелам присуще проживание в многоместных номерах, питание с ограниченным выбором блюд и/или наличие оборудования для самостоятельного приготовления пищи, предоставление дополнительных услуг, включая развлекательные и образовательные программы, в основном для молодежи. Следовательно, раз они являются гостиницами, то тоже не могут располагаться в жилых домах и организовываться физическими лицами, так как управление должно осуществляться некоммерческой организацией.
Но тогда как гражданам осуществлять свое право на получение дохода от собственного жилья, не нарушая норм закона, а туристам селиться в частный сектор? Получается только путем заключения договора найма жилого помещения. Но так было до июля 2012 года, пока в силу не вступил ГОСТ Р 54606-2011 «Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги малых средств размещения.
Общие требования». Стандарт устанавливает общие требования к средствам размещения с номерным фондом не более 50 номеров, предназначенным для временного проживания туристов, и предоставляемым в них услугам.
В данном стандарте указано, что малое средство размещения - это помещения, используемые организациями различных организационно-правовых форм, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами, оборудованные для предоставления услуг размещения с номерным фондом не более 50 номеров.
Следовательно, физические лица имеют возможность оказывать услуги размещения туристам, предоставляя меблированные и гостевые комнаты, которые в ГОСТе определены как помещения, предназначенные для проживания туристов, с ограниченным перечнем оказываемых услуг, как правило, без услуг питания и других дополнительных услуг (меблированные комнаты), и комнаты, оборудованные мебелью, находящиеся, как правило, в частном жилом помещении, в которых предоставляют услуги временного проживания (гостевые комнаты).
Теперь можно точно утверждать, что меблированные и гостевые комнаты -это не гостиницы, и они могут располагаться в жилых помещениях (многоквартирных и частных домах).
Список требований к услугам, предоставляемым гостевыми и меблированными комнатами, предусматривает прием гостей не менее 8 часов в сутки, уборка жилой комнаты к каждому заезду, смена постельного белья не менее одного раза в пять дней, смена полотенец не менее одного раза в три дня.
Но, заключая договор о возмездном оказании услуг размещения с владель-
цем меблированных и гостевых комнат (физическим лицом), туристы должны знать, что их договор не подпадает под нормы Закона РФ «О защите прав потребителей», так как по данному закону одна сторона, которая оказывает услуги, должна быть обязательно юридическим лицом или индивидуальным
предпринимателем. Поэтому, в случае причинения туристу вреда или оказания некачественной услуги, он будет вынужден обращаться в суд за защитой своих прав не по закону о защите прав потребителей, а по гражданскому законодательству.
ЛИТЕРАТУРА И ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ
1. Гражданский кодекс РФ.
2. Жилищный кодекс РФ.
3. ГОСТ Р 51185-2008 «Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования».
4. ГОСТ Р 54606-2011 «Услуги малых средств размещения. Общие требования».
5. Правила предоставления гостиничных услуг (утв. Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 1997 г. № 490, в ред. 13.03.2013 г.).
УДК 338.49 : 338.486.2
М.В. ЩЕДЛОВСКАЯ, В.Г. ГУЛЯЕВ
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ ТУРИСТСКИХ
ДЕСТИНАЦИЙ
Раскрываются современные тенденции и подходы к устойчивому развитию инфраструктуры туристских дестинаций. Авторы рассматривают инновационное развитие туристских дестинаций через анализ инфраструктурной составляющей туризма. Большое внимание уделяется также информационным системам и системам информационного обеспечения развития туристских дестинаций.
Ключевые слова: устойчивое развитие туризма, туристская дестинация, инновационное развитие туристских дестинаций, инфраструктурная модель туризма, туристские информационные системы.
The article expands the modern trends in stable development of infrastructure of tourist destinations. The authors views innovative development of tourist destinations through the analysis of infrastructure components in tourism.
Key words: stable development of tourism, tourist destination, innovative development, infrastructure model, tourism information systems.
Тенденции, наблюдающиеся в настоящее время в туристской сфере, сви-
© Щедловская М.В., Гуляев В.Г., 2014
детельствуют о том, что развитие туризма осуществляется путем широкого внедрения инноваций. Значительное влияние оказывают технический