ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
П. Е. Морозов*, О. А. Шевченко**
Правовое регулирование деятельности хостелов: проблемы и пути их решения
Аннотация. В статье анализируются актуальные проблемы правового регулирования деятельности хостелов в Российской Федерации, которые порождаются дискуссией о перспективах их дальнейшего функционирования как в науке гражданского права, административного права, конституционного права и трудового права, так и в практике правоприменения. Существуют два диаметрально противоположных подхода к решению этих проблем: закрепление правового положения хостелов в многоквартирных жилых домах либо введение полного запрета на их деятельность в этих домах. Запрет деятельности хостелов в многоквартирных домах приведет к ряду негативных явлений, а именно: потенциальной «криминализации.» деятельности хостелов; ухудшению экономического положения ряда субъектов РФ; подрыву основ туристической и гостиничной деятельности; нарушению трудовых прав работников. Хостелы пользуются популярностью у населения. Авторы статьи предлагают установить порядок функционирования хостелов в жилых помещениях, а также определенные ограничения к организации их деятельности. В статье также анализируется позитивная практика регулирования средств размещения в субъектах РФ.
Ключевые слова: хостел, туризм, внутренний въездной туризм, средства размещения, запрет деятельности, федеральное законодательство, законодательство субъектов РФ, профессиональные союзы, трудовые права работников хостелов.
001: 10.17803/1994-1471.2018.89.4.112-120
© Морозов П. Е., Шевченко О. А., 2018
* Морозов Павел Евгеньевич, доктор юридических наук, доцент, профессор кафедры трудового права и права социального обеспечения Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) [email protected]
125993, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9
** Шевченко Ольга Александровна, доктор юридических наук, доцент, профессор кафедры трудового права и права социального обеспечения Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) [email protected]
125993, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9
В настоящее время в Российской Федерации особую актуальность приобретает проблема правового регулирования деятельности хостелов в многоквартирных домах. Существуют две противоположные позиции. Согласно экономическому подходу обосновывается необходимость закрепления правового регулирования хостелов в условиях дефицита средств размещения в нашей стране и развития внутреннего туризма. Такой подход отрицает возможность введения запрета на размещение хостелов в многоквартирных домах1. Вторая позиция основывается на социальном подходе, в соответствии с которым хостелы в многоквартирных домах являются недопустимым средством размещения, поскольку ущемляют права граждан на жилище.
Сторонники первого подхода высказывают опасение о законодательном запрете деятельности хостелов, который может привести:
— к потенциальной «криминализации» деятельности хостелов;
— ухудшению экономического положения ряда субъектов РФ;
— подрыву основ туристической и гостиничной деятельности;
— несоблюдению трудового законодательства. Сторонники второго подхода ссылаются на
судебную практику. Согласно позиции судов «использование квартиры, имеющей статус жилого помещения, собственником, а также иными лицами в качестве меблированных комнат или для организации хостела, т.е. для временного заселения посторонних лиц на возмездной основе, противоречит как пункту 3 статьи 288 ГК РФ, так и пункту 2 статьи 17 ЖК РФ»2.
Мы придерживаемся позиции ряда ученых и практиков о том, что запрет на размещение хостелов в жилых домах не решит проблему защиты жилищных прав граждан, так как эти средства размещения переместятся «в тень»3, что не выгодно как государству, так и собственно жильцам многоквартирных домов, так как эти отношения полностью уйдут из сферы правового регулирования и криминализуются.
Полагаем, что ответ на этот вопрос кроется не только в законодательстве, но и в области обеспечения реализации норм права, иными словами, в критериях эффективности деятельности как судебных органов, так и органов контроля и надзора. Следовательно, в первую очередь важно определиться с терминологическим аппаратом: что понимать под хостелами и средствами размещения.
Хостел — европейская система размещения, предоставляющая своим постояльцам на короткий или длительный срок жилье, представляющее собой, как правило, спальное место без дополнительных удобств в комнате4.
В российском законодательстве отсутствует понятие «хостел». В настоящее время действует ГОСТ Р.56184-2014 «Национальный стандарт РФ. Услуги средств размещения. Общие требования к хостелам» (утв. приказом Росстандарта5). В соответствии с ГОСТом допускается размещение хостелов в одной или нескольких квартирах жилого дома, на одном или нескольких этажах.
Никаких запретов на размещение в квартире хостела действующее российское законодательство не предусматривает. При этом в литературе и в судебной практике указывается на необходимость перевода квартиры в нежилое помещение6 (решение Верховного Суда РФ от 03.03.2016
1 Суслова С. И. Хостелы: проблемы правового регулирования // Туризм: право и экономика. 2016. № 2. С. 3-6.
2 Апелляционное определение Московского городского суда от 16.04.2015 по делу № 33-12940 // СПС «КонсультантПлюс».
3 СидякинА. Если запретить хостелы, они уйдут в тень // URL: https://www.business-gazeta.ru/article/365356 (дата обращения: 10.12.2017).
4 Куцина С. Правовой режим жилого помещения // ЭЖ-Юрист. 2016. № 28. С. 14.
5 Приказ Росстандарта от 23.10.2014 № 1393-ст «Об утверждении национального стандарта» // СПС «КонсультантПлюс».
6 Бычков А. И. Индустрия гостеприимства в России. М. : Инфотропик Медиа, 2017. 420 с.
№ АКПИ15-15357, определение Верховного Суда РФ от 27.10.2016 № 304-ЭС16-101658).
Государственной Думой Федерального Собрания РФ принят в окончательной редакции проект федерального закона № 69251-7 «О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в целях совершенствования правового регулирования предоставления гостиничных услуг и классификации объектов туристской индустрии» (в части введения классификации объектов туристской индустрии и уточнения сроков наступления административной ответственности за нарушение требований законодательства о предоставлении гостиничных услуг).
Законопроект закрепляет понятие «гостиница» и иное средство размещения — имущественный комплекс (здание или часть здания, прилегающая к нему территория, помещение, оборудование и иное имущество), предназначенный для оказания гостиничных услуг9.
Законопроектом № 69251-7 предполагается поэтапное введение обязательной классификации гостиниц, включая хостелы.
Таким образом, имеют место противоречия в правовом регулировании хостелов с точки зрения жилищного законодательства и туристской деятельности.
Обратимся к правоприменительной практике в ответ на критические замечания ряда экспертов, что низкое качество оказываемых
услуг в хостелах, невыполнение минимальных требований к указанным объектам размещения вызывает негативную оценку отдыхающих и создает неблагоприятный имидж для туристического региона10.
Так, с начала 2016 г. Департамент национальной политики, межрегиональных связей и туризма Москвы совместно с Роспотребнадзором и Прокуратурой города провел 214 проверок хостелов на соответствие санитарным нормам. При этом по результатам проверок, прошедших на основании жалоб граждан в Роспотребнад-зор, в этом году была приостановлена деятельность лишь 35 хостелов11. Данный пример убедительно доказывает, что подавляющее число хостелов соответствует предъявляемым требованиям.
Другой аспект проблемы связан с разработкой концепции федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации» на 2019—2025 годы», в которой, по нашему мнению, упорядочивание деятельности хостелов должно иметь место.
Анализ регионального законодательства о туризме позволяет утверждать, что без хостелов эта отрасль будет испытывать серьезные проблемы, что чревато для ряда субъектов РФ ухудшением экономического состояния, ростом безработицы, падением платежеспособности населения.
Мы не разделяем позицию С. И. Сусловой о том, что низкое качество оказываемых услуг в большинстве хостелов приводит к тому, что
Решение Верховного Суда РФ от 03.03.2016 № АКПИ15-1535 «Об удовлетворении искового заявления о признании частично недействующим пункта 4.1 национального стандарта РФ ГОСТ Р 56184-2014 "Услуги средств размещения. Общие требования к хостелам", утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23.10.2014 № 1393-ст» // СПС «Консультант-Плюс».
Определение Верховного Суда РФ от 27.10.2016 № 304-ЭС16-10165 по делу № А45-13856/2015 // СПС «КонсультантПлюс».
Проект федерального закона № 69251-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования правового регулирования оказания гостиничных услуг и классификации объектов туристской индустрии» // URL: http://asozd.duma.gov.ru/ (дата обращения: 10.12.2017).
Суслова С. И. Хостелы: проблемы правового регулирования // Туризм: право и экономика. 2016. № 2. С. 3-6.
Около 200 московских хостелов допустили к работе на ЧМ-2018.
7
8
9
10
11
в крупных туристических центрах России наметилась тенденция давления на хостелы с целью их закрытия 12.
Охарактеризуем ряд нормативных правовых актов субъектов РФ и органов местного самоуправления, в которых закреплено особое положение хостелов в сфере туризма и гостиничного бизнеса.
Можно выделить восемь основных направлений в этой области:
1) установление взаимосвязи деятельности хостелов с социально-экономическим развитием региона;
2) определение роли хостелов в рамках осуществления концепций и стратегий развития туризма;
3) указание на взаимосвязь хостелов и молодежного туризма;
4) закрепление роли хостелов в гостиничной индустрии;
5) проведение конкурсов на лучший хостел;
6) указание на роль хостелов в процессе реализации мер по социальной защите инвалидов;
7) выявление особой роли хостелов в реализации краудсорсинговых проектов;
8) стимулирование соблюдения трудового законодательства.
Так, постановление Правительства Ульяновской области от 13.07.2015 № 16/319-П «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Ульяновской области до 2030 года»13 определяет, что, несмотря на наличие в Ульяновской области некоторой инфраструктуры по размещению и обслуживанию гостей, ряд вопросов комфортного пребывания и отдыха туристов в городе Ульяновске требует вдумчивого решения.
Отметим и то, что в целях развития кластера культурных и креативных сфер деятельности в Ульяновске необходимо создание комплекса относительно недорогих гостиниц и хостелов в центрах культурной активности, что позволит привлечь дополнительных гостей в Ульяновск. Следует также продолжать реализацию ме-
роприятий по развитию сектора услуг в сфере общественного питания в Ульяновске. Таким образом, основной задачей по данному направлению следует определить повышение качества обслуживания в местах размещения туристов города Ульяновска.
В указанном постановлении Правительства Ульяновской области также закрепляется, что в связи с вышеизложенным Правительству, Министерству искусства и культурной политики Ульяновской области, а также профильным организациям и учреждениям области следует сконцентрироваться на реализации следующих мероприятий по рассматриваемому направлению:
— стимулирование формирования полноценного сектора гостеприимства в части открытия гостиниц и хостелов в городе Ульяновске, особенно на туристических маршрутах, повышая при этом качество обслуживания;
— стимулирование формирования полноценного сектора гостеприимства в части открытия баров и ресторанов в городе Ульяновске, особенно на туристических маршрутах, при экономическом стимулировании развития данного сектора экономики в Ульяновске;
— стимулирование формирования полноценного сектора гостеприимства в части формирования дружелюбной общественной среды в городе.
Постановление исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 28.04.2017 № 1565 «О Программе поддержки малого и среднего предпринимательства в г. Казани на 2017—2019 годы»14 закрепляет, что в целях улучшения состояния городской бизнес-среды, обеспечения развития малого и среднего предпринимательства в сферах городской экономики, требующих поддержки, и сбалансированного социально-экономического развития муниципального образования г. Казани в целом определены особо приоритетные направления, к которым относится и создание хостелов.
12 Суслова С. И. Хостелы: проблемы правового регулирования. С. 3—6.
13 Ульяновская правда. 2015. № 96.
14 URL: http://docs.cntd.ru/document/446452341 (дата обращения: 10.12.2017).
В указе губернатора Омской области от 05.09.2016 № 154 «Об утверждении Концепции развития туристского сектора Омской области до 2025 года»15определяется, что развитию внутреннего и въездного туризма способствует состояние гостиничной сети. Состояние гостиничной базы Омской области заметно улучшилось за последние пять лет: осуществлена модернизация ряда отелей, появились новые гостевые дома и хостелы. В данном нормативном правовом акте также указывается, что сохраняется нехватка средств размещения повышенной комфортности, препятствующая организации в области мероприятий с высоким уровнем представительства.
Кроме того, в ряде муниципальных образований Омской области, располагающих природными и культурно-историческими достопримечательностями, привлекательными для путешественников, отмечается отсутствие средств размещения либо их недостаточное количество. Решение этого вопроса может быть достигнуто путем стимулирования предпринимательской активности в сегменте малого и среднего бизнеса. Частная инициатива в сфере гостеприимства (мини-гостиницы, хостелы, гостевые дома) позволит увеличить емкость средств размещения, количество рабочих мест в малых городах и сельской местности. По мнению губернатора Омской области, необходимо учитывать потенциал роста частных гостиниц при разработке программ развития коммунальных сетей и при необходимости нормировать объем туристского потока для обеспечения комфортных условий жизни местного населения, отдыха туристов и соблюдения норм рекреационной нагрузки на природные территории.
Постановление Правительства Ярославской области от 13.08.2014 № 797-п «Об утверждении Стратегии развития туризма в Ярославской области до 2025 года»16, в свою очередь, устанавливает, что ключевым фактором формирования и развития продуктов молодежного туризма, как показывают исследования, выступает их
ценовая доступность. Кроме того, мировой опыт доказал, что наиболее соответствует молодежному отдыху формат размещения в хостелах. С учетом числа и разнообразия молодежных событийных мероприятий, проводимых в том числе агентством по делам молодежи Ярославской области, их посещаемости, а также интереса и узнаваемости Ярославской области в глазах современной молодежи возможно прогнозировать значительный туристский поток в этой целевой группе.
В данной Стратегии прямо указывается:
— для размещения данного потока целесообразно создать сеть из 20 хостелов на территории Ярославской области со средним числом мест 50;
— исходя из указанных факторов целесообразно увеличить число хостелов в городе Ярославле до 6, создать 4 хостела в городе Рыбинске, по 3 в городах Угличе и Ростове, по 2 в городах Мышкине, Тутаеве, Переслав-ле-Залесском и Гаврилов-Яме. Распоряжение Администрации г. Улан-Удэ
Республики Бурятия от 05.11.2015 № 1612-р «О проведении городского конкурса "Лучший Хостел г. Улан-Удэ"»17 определяет, что цель конкурса состоит в стимулировании конкурентоспособности предприятий гостиничного бизнеса г. Улан-Удэ и содействии развитию предпринимательской инициативы на территории г. Улан-Удэ, а также повышении уровня качества обслуживания туристов.
Отметим, что задачи конкурса состоят в следующем:
— выявление инвестиционной привлекательности сегмента экономичных средств размещения;
— привлечение субъектов малого предпринимательства к развитию туризма в г. Улан-Удэ;
— выявление и поощрение эффективно работающих хостелов.
Обратим внимание и на критерии оценки конкурса «Лучший хостел г. Улан-Удэ»: соответствие минимальным стандартам качества пре-
15 URL: http://docs.cntd.ru/document/432998237 (дата обращения: 10.12.2017).
16 СПС «КонсультантПлюс».
17 URL: http://www.ulan-ude-eg.ru/upload/public/Vestnik_44(2015).pdf (дата обращения: 10.12.2017).
доставляемых услуг (необходимый минимум для хостела, качество и состояние оборудования номерного фонда); наличие асфальтированных подъездных путей к центральному входу средства размещения; благоустройство прилегающей территории; наличие пандуса для маломобильных граждан; наличие информационных указателей об аварийных выходах; наличие «тревожной кнопки» для вызова службы безопасности; наличие круглосуточной службы приема с зоной для отдыха и ожидания; наличие сейфа для хранения ценностей гостей; наличие места для хранения багажа; наличие услуг питания (завтрак); наличие рекламно-информационных материалов в хостеле; состояние постельных принадлежностей (постельное белье); смена постельного белья и полотенец; периодичность уборки номеров (с учетом недельного проживания гостя); коэффициент загрузки (%); услуга питания, количество посадочных мест (с зоной приготовления пищи); предоставление принадлежностей для мелкого ремонта одежды (нитки, иголки); предоставление медицинской аптечки для оказания первой доврачебной помощи и вызов скорой помощи; наличие услуги «утренняя побудка» (по просьбе проживающего гостя); наличие услуги Интернета (Wi-Fi), телевидения/ радиовещания; предоставление экскурсионных и туристических услуг по предварительным заказам проживающих; предоставление утюга, гладильной доски; предоставление предметов личной гигиены: зубных щеток, шампуней и т.п.; наличие в штате организации специалистов, получивших образование в учебных заведениях, готовящих кадры для гостинично-туристской отрасли; мотивация персонала (дополнительное образование, корпоративные программы обучения, повышение квалификации и др.); внутрифирменные традиции, фирменный стиль; наличие коллективного договора.
В свою очередь, постановление Администрации Приморского края от 07.09.2017 № 371-па «О ежегодном конкурсе "Лидеры туриндустрии Приморья"»18 (с изм. и доп.) устанавливает, что
конкурс проводится по семи номинациям: «За высокие достижения в сфере въездного туризма в Приморском крае»; «За высокие достижения в сфере внутреннего туризма в Приморском крае»; «Лучшая выпускная квалификационная работа в сфере туризма и гостеприимства»; «Лучшее средство размещения гостиничного и негостиничного типа»; «Лучшее предприятие питания»; «За развитие познавательного и экологического туризма на территории особо охраняемой природной территории»; «Лучший реализованный проект по развитию инфраструктуры туризма и гостеприимства».
Распоряжением префектуры Зеленоградского административного округа г. Москвы от 23.01.2013 № 24-рп «О результатах реализации пилотного краудсорсингового проекта по развитию научно-промышленных структур Зеленограда»19 была утверждена карта ключевых мероприятий из топ-10 идей, получивших наибольший рейтинг при голосовании на площадке пилотного краудсорсингового проекта по развитию научно-промышленных структур Зеленоградского административного округа г. Москвы «Новые пути развития Зеленограда», а также из тех мероприятий, что были отмечены при голосовании экспертного совета проекта. Важной составляющей этой карты является идея — «Зеленоград — центр промышленного туризма», для реализации которой предусматривается создание гостиниц и хостела в городе и стоянки для кемперов на Ленинградском шоссе.
Отметим и Закон Карачаево-Черкесской Республики от 25.12.2017 № 86-РЗ «Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в Карачаево-Черкесской Республике»20, который направлен на реализацию государственной политики в области социальной защиты инвалидов и других маломобильных групп населения с целью создания им равных с другими гражданами возможностей
18 URL: http://docs.cntd.ru/document/450340572 (дата обращения: 10.12.2017).
19 URL: http://docs.cntd.ru/document/440503186 (дата обращения: 10.12.2017).
20 URL: http://parlament09.ru/node/6309 (дата обращения: 27.12.2017).
в осуществлении прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ, федеральным законодательством, законодательством КЧР, и регулирует правоотношения в сфере обеспечения им беспрепятственного доступа к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в Карачаево-Черкесской Республике, к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам. В этом нормативном правовом акте указывается, что хостелы относятся к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и беспрепятственного доступа к ним маломобильных граждан.
Распоряжение Правительства Санкт-Петербурга от 19.04.2017 № 23-рп «О мерах развития гостиничной отрасли в Санкт-Петербурге»21 устанавливает, что цель Программы — развитие приоритетных сегментов гостиничной отрасли: трехзвездочных гостиниц, хостелов и гостиниц на базе плавательных средств, а задача Программы — развитие условий для создания комфортной предпринимательской среды и привлечения внебюджетных инвестиций в строительство гостиниц.
Большое значение в деятельности хостелов имеют и профессиональные союзы. Так, в Уставе Межрегионального профсоюза работников сферы обслуживания, гостиничного, турист-ско-развлекательного и медико-рекреационного комплексов «Отечественная инициатива»22 (г. Владимир) указывается, что указанный межрегиональный профсоюз является добровольным общественным объединением граждан, работающих в организациях сферы обслуживания, в том числе гостиничного, туристско-развлека-тельного и медико-рекреационного комплексов, для представительства и защиты социально-трудовых прав и профессиональных интересов членов межрегионального профсоюза.
Обратим внимание на ряд положений Устава данного профсоюза, которые не в полной мере соответствуют трудовому законодательству, что может негативно сказаться на реализации его защитной функции. Так, например, в Федеральном законе от 12.01.1996 № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»23 указывается, что профсоюз — добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов.
Отметим и проблему соблюдения профессиональных стандартов в сфере деятельности хостелов. В настоящий момент, когда хостелы в многоквартирных домах не запрещены, можно утверждать, что они могут применяться к работникам этих организаций.
Рассмотрим, каким образом в данной сфере, например, может быть реализован приказ Минтруда России от 05.09.2017 № 657н «Об утверждении профессионального стандарта "Горничная"» (зарегистрирован в Минюсте России 22.09.2017 № 48308)24, в котором указывается, что в обобщенные трудовые функции горничной входят:
1. Уборка номерного фонда гостиничных комплексов и иных средств размещения:
— текущая уборка номерного фонда гостиничных комплексов и иных средств размещения;
— уборка номерного фонда гостиничных комплексов и иных средств размещения после выезда гостей;
— генеральная уборка номерного фонда гостиничных комплексов и иных средств размещения.
2. Планирование, организация и контроль работы бригады горничных в гостиничных комплексах и иных средствах размещения:
21 URL: http://docs.cntd.ru/document/456058752.
22 URL: https://corp.amaks-hotels.ru/prof/ustav/ (дата обращения: 10.12.2017).
23 СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 148.
24 URL: http://sudact.ru/law/prikaz-mintruda-rossii-ot-05092017-№-657n/professionalnyi-standart/ (дата обращения: 10.12.2017).
— получение и использование расходных материалов, уборочной техники бригадой горничных гостиничных комплексов и иных средств размещения;
— планирование и организация работы бригады горничных гостиничных комплексов и иных средств размещения;
— контроль работы подчиненных и подготовка отчетности о работе бригады горничных гостиничных комплексов и иных средств размещения.
Таким образом, анализ законодательства о деятельности хостелов в Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что четкое законодательное регулирование и установление пределов их размещения в многоквартирных домах позволит создать базу для развития въездного туризма как одного из перспективных путей решения поставленной Президентом РФ В. В. Путиным задачи по импортозамещению, увеличению доли несырьевого экспорта в общем объеме экспорта страны.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. АндреевЮ. Н. Соседские отношения в гражданском праве России: теория и практика. — М. : Норма ; Инфра-М, 2016. — 208 с.
2. Бычков А. И. Индустрия гостеприимства в России. — М. : Инфотропик Медиа, 2017. — 420 с.
3. Громова О. О. Криминологическая характеристика и предупреждение преступлений, совершаемых мигрантами из государств — участников СНГ : дис. ... канд. юрид. наук. — М., 2010. — 180 с.
4. Давыдова О. В. Хостел в квартире // Туристические и гостиничные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение. — 2015. — № 4. — С. 16—24.
5. Куцина С. Правовой режим жилого помещения // ЭЖ-Юрист. — 2016. — № 28. — С. 14.
6. Суслова С. И. Хостелы: проблемы правового регулирования // Туризм: право и экономика. — 2016. — № 2. — С. 3—6.
Материал поступил в редакцию 28 декабря 2017 г.
LEGAL REGULATION OF HOSTELS' ACTIVITIES: PROBLEMS AND THE WAYS TO RESOLVE THEM
MOROZOV Pavel Evgenievich — Doctor of Law, Associate Professor, Professor of the Department of Labor Law and Social Security Law of the Kutafin Moscow State Law University (MSAL) [email protected]
125993, Russia, Moscow, ul. Sadovaya-Kudrinskaya, d. 9
SHEVCHENKO Olga Aleksandrovna — Doctor of Law, Associate Professor, Professor of the Department of Labor Law and Social Security Law of the Kutafin Moscow State Law University (MSAL)
125993, Russia, Moscow, ul. Sadovaya-Kudrinskaya, d. 9
Abstract. The article analyzes actual problems of the legal regulation of the activities of hostels in the Russian Federation that are generated by debates with regard to the prospects of their further functioning in the science of civil law, administrative law, constitutional law and labor law and enforcement practices. There are two dramatically opposite approaches to resolving these problems: 1) legalization of the legal status of hostels in apartment buildings, or 2) a total ban on their activities in apartment buildings. The prohibition of functioning of hostels in apartment buildings will lead to a number of negative consequences, namely: potential "criminalization"
of the activities of hostels; deterioration of the economic situation in a number of constituent entities of the Russian Federation; undermining of the basis of tourism and hotel activities; violation of employees ' rights. Hostels are popular among the population. The authors suggest that a certain procedure of hostels' functioning in apartment buildings be established and limitations to their functioning be introduced. Also, the article examines the positive experience of regulating accommodation facilities in the constituent entities of the Russian Federation.
Keywords: Hostel, tourism, internal tourism, accommodation facilities, prohibition of activities, federal legislation, legislation of constituent entities of the Russian Federation, trade unions, labor rights of workers of hostels.
REFERENCES (TRANSLITERATION)
1. Andreev Yu. N. Sosedskie otnosheniya v grazhdanskom prave Rossii: teoriya i praktika. — M. : Norma ; Infra-M, 2016. — 208 s.
2. By'chkovA. I. Industriya gostepriimstva v Rossii. — M. : Infotropik Media, 2017. — 420 s.
3. Gromova O. O. Kriminologicheskaya xarakteristika i preduprezhdenie prestuplenij, sovershaemyx migrantami iz gosudarstv — uchastnikov SNG : dis. ... kand. yurid. nauk. — M., 2010. — 180 s.
4. Davy'dova O. V. Xostel v kvartire // Turisticheskie i gostinichnye uslugi: buxgalterskij uchet i nalogooblozhenie. — 2015. — № 4. — S. 16—24.
5. Kucina S. Pravovoj rezhim zhilogo pomeshheniya // EZh-Yurist. — 2016. — № 28. — S. 14.
6. SuslovaS. I. Xostely: problemy' pravovogo regulirovaniya // Turizm: pravo i ekonomika. — 2016. — № 2. — S. 3—6.