Научная статья на тему 'Анализ изменений во внешней политике Российской Федерации в начале XXI в'

Анализ изменений во внешней политике Российской Федерации в начале XXI в Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1154
158
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
E-Scio
Ключевые слова
FOREIGN POLICY CONCEPT / FOREIGN POLICY OF THE RUSSIAN FEDERATION / FOREIGN POLICY STRATEGY OF RUSSIA / FOREIGN POLICY PRIORITIES OF RUSSIA / INTERNATIONAL RELATIONS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Дзюба Е. А., Гриценко Р. А., Охотникова М. А.

В данной статье авторы рассматривают внешнюю политику Российской Федерации в начале XXI века. Анализ проводится на основании Концепции внешней политики Российской Федерации 2000 г. и Концепции внешней политики Российской Федерации 2008 г. с использованием метода контент-анализа. В результате проделанной работы прослеживается динамика изменений внешнеполитического курса Российской Федерации.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n this article, the authors consider the foreign policy of the Russian Federation at the beginning of the XXI century. The analysis is carried out on the basis of the Foreign Policy Concept of the Russian Federation in 2000 and the Foreign Policy Concept of the Russian Federation in 2008 using the content analysis method. As a result the dynamics of changes in the foreign policy of the Russian Federation can be traced.

Текст научной работы на тему «Анализ изменений во внешней политике Российской Федерации в начале XXI в»

УДК 327.5

Политические науки

Дзюба Е.А., магистрант 1 курса, кафедра международных отношений Дальневосточный федеральный университет Восточный институт - Школа региональных и международных исследований

Россия, г. Владивосток Гриценко Р.А., магистрант 1 курса, кафедра международных отношений Дальневосточный федеральный университет Восточный институт - Школа региональных и международных исследований

Россия, г. Владивосток Охотникова М.А., студент 3 курса, кафедра политологии Дальневосточный федеральный университет Восточный институт - Школа региональных и международных исследований

Россия, г. Владивосток

АНАЛИЗ ИЗМЕНЕНИЙ ВО ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ В НАЧАЛЕ XXI В.

Аннотация: В данной статье авторы рассматривают внешнюю политику Российской Федерации в начале XXI века. Анализ проводится на основании Концепции внешней политики Российской Федерации 2000 г. и Концепции внешней политики Российской Федерации 2008 г. с использованием метода контент-анализа. В результате проделанной работы прослеживается динамика изменений внешнеполитического курса Российской Федерации.

Ключевые слова: Концепция внешней политики, внешняя политика Российской Федерации, стратегия внешней политики России, внешнеполитические приоритеты России, международные отношения.

Annotation: In this article, the authors consider the foreign policy of the Russian Federation at the beginning of the XXI century. The analysis is carried out

on the basis of the Foreign Policy Concept of the Russian Federation in 2000 and the Foreign Policy Concept of the Russian Federation in 2008 using the content analysis method. As a result the dynamics of changes in the foreign policy of the Russian Federation can be traced.

Key words: Foreign Policy Concept, foreign policy of the Russian Federation, foreign policy strategy of Russia, foreign policy priorities of Russia, international relations.

Базовым документом, регламентирующим основы внешней политики Российской Федерации, является Концепция внешней политики (далее -Концепция). Данным документом закрепляется видение Российской Федерации относительно собственного места и роли в системе международных отношений, приоритетные направления развития государства, определяются наиболее значимые партнеры и опасные угрозы в реализации мер по осуществлению программы развития. Изучив тексты Концепций, можно проследить, как менялись приоритеты и понимание внешнеполитического курса Российской Федерации.

Первая из рассматриваемых нами Концепций была утверждена 28 июня 2000 г.. В ней отмечался тот факт, что архитектура международных отношений начала XXI века требует пересмотра приоритетов во внешней политике Российской Федерации. Несмотря на укрепление позиций России в мировом сообществом, были и негативные моменты: так, например, были допущены просчеты относительно формирования союзнических блоков России с другими государствами.

Следующая Концепция была утверждена уже в период нахождения у власти Дмитрия Анатольевича Медведева, в июле 2008 г.. Новая стратегическая позиция РФ в международных отношениях может быть обозначена в следующей фразе: «обеспечение модернизации и инновационное развитие России в условиях обостряющейся геополитической конкуренции».

Совершенно естественно, что основные цели и задачи не претерпели изменений в новой редакции Концепции. Однако на новую редакцию документа оказало существенное влияние развитие международных отношений: их трансформация в начале XXI века требовала нового взгляда на международную ситуацию вокруг РФ. Также было необходимо пересмотреть внешнеполитические приоритеты, взяв во внимание тот факт, что роль РФ в международных делах за прошедшие годы существенно возросла, а это, в свою очередь, автоматически вело к возрастанию ее ответственности не только за реализацию, но и за формирование международной повестки дня.1

Контент-анализ общих положений Концепций 2000 и 2008 гг. показал, что их основные цели существенных изменений не претерпели: в основном, изменения коснулись только стилистики оформления тех или иных целей и задач, не затрагивая их смыслового содержания.2

Концепция2000 года обозначила тенденцию к созданию однополярного мира, возглавляемого (за счет экономического и военного превосходства) странами Запада под предводительством США. Концепция 2008 года отметила формирование новых глобальных процессов, таких как «нарождающаяся многополярность», что означает уход от однополярности при формировании

4

нового миропорядка.

В Концепции 2000 года РФ называет себя «великой державой», в документе 2008 года можно заметить, с одной стороны, уменьшение роли РФ до «одного из влиятельных центров современного мира», «крупнейшей евразийской державы», и с другой - подчеркивание своего великодержавного статуса.

Серьезно изменились подходы к формированию международных отношений в сфере экономики. В Концепции 2000 года главными

1 Концепция внешней политики Российской Федерации от 15.07.2008 // Официальный сайт Президента России URL: http://kremlin.ru/acts/news/785. (дата обращения: 15.06.2019).

2 Лавров, С.В. Внешнеполитическая философия России // Международная жизнь. 2013. №3..

3 Концепция внешней политики Российской Федерации от 11.07.2000 // Независимая газета URL: http://www.ng.ru/world/2000-07-11/1_concept.html. (дата обращения: 15.06.2019).

4 Концепция внешней политики Российской Федерации от 15.07.2008 // Официальный сайт Президента России URL: http://kremlin.ru/acts/news/785. (дата обращения: 15.06.2019).

направлениями деятельности названы «обеспечение благоприятных внешних условий для формирования в стране экономики рыночного типа и становление обновленной внешнеэкономической специализации РФ, гарантирующей максимальный экономический эффект от ее участия в международном разделении труда».5 В документе 2008 года РФ на рынках энергоресурсов уже приобрела статус центрального партнера, для поддержания которого необходимо устойчивое развитие своей экономики за счет энергетического ресурса, становящегося в таком случае центральным в рамках национальной экономики.6

Можно заметить, что проблематике отношений со странами СНГ стало уделяться значительно больше внимания. Так, в Концепции 2000 года раздел о региональных партнерах РФ выглядел скорее как заявление о том, что такое сотрудничество может сыграть важную роль в становлении РФ как мирового лидера. 7 В Концепции 2008 года уже говорится о том, что развитие стратегического партнерства со странами СНГ идет полным ходом, но с оговоркой: союзы развиваются лишь с теми государствами, которые проявляют свою готовность к этому. Можно предположить, что под «готовностью к сотрудничеству» подразумевается готовность этих государств к партнерству на условиях РФ и с признанием ее в качестве лидера в формирующемся союзе.

В Концепции 2008 года был реализованы амбиции относительно роли России в мире: было отмечено укрепление роли страны, с акцентом на том, что РФ становится ответственна за «происходящее в мире». Эта фраза демонстрирует позицию российского правительства относительно места и роли государства в международных отношениях. Кроме того, это значит, что РФ берет на себя функцию ответственности и приравнивает себя к великой

5 Концепция внешней политики Российской Федерации от 11.07.2000 // Независимая газета URL: http://www.ng.ru/world/2000-07-11/1_concept.html. (дата обращения: 15.06.2019).

6 Концепция внешней политики Российской Федерации от 15.07.2008 // Официальный сайт Президента России URL: http://kremlin.ru/acts/news/785. (дата обращения: 15.06.2019).

7 Бурганова, И. Н. Сравнительный анализ концепции внешней политики РФ в редакции 2000 г. и 2013 г. в оценке вызовов национальной и международной безопасности // Международный научно-исследовательский журнал. 2016. №4 (46) Часть 7. С. 90—92.

державе (стоит отметить, что словосочетание «великая держава» в документе 2008 года не употреблено ни разу).

Идея о великодержавности России неоднократно находит подтверждение в Концепции 2008 года. Во-первых, это проведение самостоятельной внешней политики. Во-вторых, участие в создании и реализации международной повестки дня. В-третьих, возможность оказывать непосредственно влияние на

о

международные процессы.

В течение первого десятилетия XXI века российское видение своей роли в системе международных отношений претерпело серьезное изменение: от региональной державы в 2000 году до великой державы - в 2008. Приоритеты внешнеполитического развития преимущественно не претерпели каких-либо качественных изменений - в первую очередь выделялась важность поддержания и даже ускорения экономического развития. Важная роль отводилась и политическому развитию - а именно формированию межгосударственных коллабораций, которые должны были стать гарантом сохранения главенствующих позиций в международных отношениях. При почти неизменных приоритетах изменились меры их реализации. В Концепции 2000 года говорится о том, что продвижение национальных интересов должно осуществляться преимущественно за счет формирования партнерских отношений с государствами, способными на протекторат в различных сферах интересов. В то время как в Концепции 2008 года казано, что Россия сама может реализовать свои национальные интересы в рамках приоритетных направлений развития на международной арене, не прибегая к чьей-либо помощи.

Использованные источники:

1. Бурганова, И. Н. Сравнительный анализ концепции внешней политики РФ в редакции 2000 г. и 2013 г. в оценке вызовов национальной и

8 Концепция внешней политики Российской Федерации от 15.07.2008 // Официальный сайт Президента России URL: http://kremlin.ru/acts/news/785. (дата обращения: 15.06.2019).

международной безопасности / И. Н. Бурганова // Международный научно-исследовательский журнал. — 2016. — № 4 (46) Часть 7. — С. 90—92. — URL: https://research-journal.org/politology/sravnitelnyj-analiz-koncepcii-vneshnej-politiki-rf-v-redakcii-2000-g-i-2013-g-v-ocenke-vyzovov-nacionalnoj-i-mezhdunarodnoj -bezopasnosti/.

2. Концепция внешней политики Российской Федерации от 11.07.2000 // http://www.ng.ru/world/2000-07-11/1_concept.html.

3. Концепция внешней политики Российской Федерации от 15.07.2008 // http://kremlin.ru/acts/news/785.

4. Лавров, С.В. Внешнеполитическая философия России / С.В. Лавров // Международная жизнь.— 2013. — №3. — URL: https: //interaffairs .ru/news/show/9274.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.