началом следующего года фактически избавляется от необходимости обслуживать огромный массив информации, относящийся к фискальному учету в прошедшем году [5, с. 46].
В фазе дизайна, или проектирования, становится понятной модель работы ERP-системы, ее функциональный охват - за что отвечает система и для чего будут применяться другие ИТ-средства. На этапе настройки и разработки в систему вносят планы счетов, настраивают механизмы получения отчетов. Стадия настройки и разработки может быть существенно сокращена, если компания решается на быстрое внедрение и программирование (дописывание функционала не требуется).
Благодаря отлаженной ERP- системе компания повышает эффективность финансового контроля многих ключевых бизнес-процессов — главным образом благодаря прозрачности всех операций и четко налаженным схемам работы, которые создаются и поддерживаются с помощью данных систем.
Список литературы
1. Адольф А. Внутренний аудит становится партнером по бизнесу// Ваш партнер-консультант, 2017. № 7.С. 3.
2. ГрамматчиковА. Управлять предприятием по-российски // Эксперт, 2017. № 44. С. 32-35.
3. Гусева И. Экономические стимулы повышения эффективности продукции с использованием инструментов цифровой экономики // Экономика и жизнь, 2018. № 11. С. 8.
4. Дедюхина М.А. Информационная поддержка контроллинга на основе ERP-систем // Вестник Удмуртского университета. Серия «Экономика и право», 2010. № 4. С. 22-27.
5. Ходырев А. Курс на обгон// Эксперт, 2009. № 35. С. 45-49.
АНАЛИЗ ИСТОРИЧЕСКОЙ ДИНАМИКИ И ОСНОВНЫХ ДРАЙВЕРОВ РОСТА КОНТЕЙНЕРНЫХ ПЕРЕВОЗОК Шевченко П.Ю.
Шевченко Полина Юрьевна — магистрант, кафедра международного транспортного менеджмента и управления цепями поставок, Российский университет транспорта (МИИТ), г. Москва
Аннотация: в статье анализируется развитие процесса контейнеризации в мире в XX веке. Определены отличительные положительные черты перевозки грузов в контейнерах, способствующие росту мировой торговли. Отмечено оказание влияния процессов глобализации и регионализации на развитие контейнерных перевозок. Представлены крупнейшие транспортные компании, работающие на рынке контейнерных перевозок морским транспортом. Рассмотрены основные тенденции и факторы, оказывающие влияние на развитие контейнерных перевозок на мировом и национальном рынках.
Ключевые слова: контейнерные перевозки, глобализация, процесс контейнеризации, рынок контейнерных перевозок.
УДК 656.614
Контейнеризация - одно из направлений технического прогресса в организации перевозок, складировании и хранении грузов, способствующее рационализации и оптимизации транспортных процессов. Контейнерные перевозки грузов успешно применяются как при международных, так и внутренних перевозках.
Процесс контейнеризации, начавшийся в 1955 году, полностью изменил облик мировой торговли. Характерная для контейнеризации модель доставки «от двери до двери» помогла многократно увеличить объём и номенклатуру перевозимых в контейнерах грузов и способствовала появлению глобального рынка товаров.
Современный контейнер был изобретён американцем Малькольмом Маклином в 1955 году [1]. Хотя сама идея перевозки груза в закрытом ящике была не нова, ему удалось добиться успеха, акцентируя преимущество услуги на том, что она не только защищает груз в процессе его транспортировки, но и позволяет контейнерам неограниченное количество раз перегружаться с одного вида транспорта на другой, оставаясь при этом закрытыми. Главной чертой нового вида доставки стала интермодальность, которая и предопределила его успех. Ещё одной важной датой для контейнеризации стал 1968 год, когда Международная организация по стандартизации утвердила стандарты для основных типов контейнеров, после чего началось массовое производство самих контейнеров, а также транспорта для их перевозки, в первую очередь морских контейнеровозов.
Важную роль в развитии контейнеризации сыграла война во Вьетнаме. В 1968 году компания Маклина SeaLand заключила с Министерством обороны США договор на доставку контейнеров с грузами для американских солдат по схеме «от двери до двери», то есть, сразу к месту их дислокации. С целью обеспечения этих поставок был создан контейнерный терминал в городе Камрань, однако его мощностей скоро стало не хватать. Тогда терминалы начали появляться в портах союзников США в регионе: на Филиппинах и Тайване, в Японии и Южной Корее.
В целом в 70-80-х годах ХХ века сформировались два главных контейнерных маршрута, которые работают и сейчас. Первый связывает страны Азии с США и может проходить через Панамский канал. Как правило, на нём используются контейнеровозы, вмещающие 8 и 10 тысяч двадцатифутовых контейнеров. Второй пролегает между Азией и Европой и проходит через Суэцкий канал. Для него характерны сверхкрупные корабли, некоторые из которых могут вмещать до 19 тысяч ДФЭ [1].
Другими фундаментальными факторами, оказавшими влияние на развитие контейнерных перевозок, стали одновременно протекающие процессы глобализации и регионализации, перекроившие экономическую карту мира. Так, регионализация способствовала формированию в разных регионах мира так называемых зон свободной торговли - межгосударственных объединений, участники которых договорились о снятии таможенных пошлин на товары друг друга. В качестве примеров можно привести ЕС в Европе, НАФТА в Северной Америке, МЕРКОСУР в Южной Америке, АСЕАН в Юго-Восточной Азии, ЕАЭС на пространстве бывшего Советского Союза и ряд других. В свою очередь глобализация способствовала мировому разделению труда и выстраиванию товарно-логистических связей между развитыми и развивающимися экономиками.
По мере роста контейнерного потока на рынке крупных контейнерных перевозчиков произошёл ряд слияний и поглощений, который привёл к появлению крупнейших транспортных компаний, которые в настоящий момент контролируют большую часть мирового контейнерооборота. Так, в 1999 году компания SeaLand была выкуплена компанией MAERSK. Эта и другие сделки по слиянию и поглощению привели к разделу контейнерного рынка между несколькими сверхкрупными контейнерными компаниями. На данный момент 10 крупнейших компаний контролируют почти 70% мирового контейнерного потока [1]. Также между многими из них действуют соглашения об альянсе, позволяющие использовать мощности друг друга при расчёте оптимальных маршрутов и организации погрузочно-разгрузочных работ.
Основными тенденциями и факторами развития контейнерных перевозок на мировом и национальном рынках являются следующие:
1. Значительный рост контейнерных грузоперевозок в мире за 20 последних лет. Контейнерный «трафик» в 1990-2008 годы увеличился в 5 раз и достиг порядка 500 млн. TEU в 2008 году [2]. Такой динамичный рост связан со следующими важнейшими факторами развития глобального рынка контейнерных перевозок:
- использование грузовых контейнеров повышает экономическую эффективность мультимодальных перевозок, которые заметно снижают затраты, связанные с перевозкой, хранением и перевалкой грузов. Общее мировое снижение доли транспортной составляющей в конечной цене товара с 1990 года составило 9% (с 11% до 2%) благодаря совершенствованию подходов и технологий, применяемых к морским перевозкам контейнеров [3];
- интенсивный процесс переноса производства из Европы и США в КНР, Индию и государства Юго-Восточной Азии. Этот процесс формирует обратный поток готовых изделий;
- рост суммарной мощности контейнерного флота. Одновременно с объемами перевозимых грузов в контейнерах в последнее десятилетие растет и вместимость контейнерного флота - примерно 10% в год за 2003-2009 гг. Сегодня эксперты оценивают вместимость всего контейнерного флота примерно в 9 млн. TEU [2];
- модернизация, укрупнение и увеличение мощностей судов - контейнеровозов. В 1980 году были распространены контейнеровозы мощностью 2 тыс. TEU и менее, к концу XX века использовались контейнеровозы вместимостью 4-6 тыс. TEU. В настоящее время вводятся в эксплуатацию контейнеровозы, вмещающие до 10 тыс. TEU;
2. Преобладающее развитие контейнерных перевозок в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР). Согласно расчетам компании «Ocean Shipping Consultants», в целом в мире наибольшее развитие контейнерные перевозки получат в АТР, доля которого составит порядка 47 % в мировых контейнерных перевозках [2].
3. Значительный рост российского рынка международных контейнерных перевозок. Российский контейнерный рынок на сегодняшний день является одним из самых молодых и наиболее динамично развивающихся во всем мире. В соответствии с «Транспортной стратегией Российской Федерации на период до 2030 года» перевозки грузов в контейнерах (по инновационному варианту) возрастут к 2030
году по сравнению с 2008 годом в 6 раз - до 648 млн. т, в том числе на морском транспорте - в 5 раз (до 150 млн. т) [4].
Таким образом, можно сделать вывод, что процесс контейнеризации продолжается, и благодаря наличию значительных преимуществ по сравнению с традиционными способами транспортировки, именно за контейнеризацией - будущее транспортного комплекса.
Список литературы
1. Отчет Аналитического центра при Правительстве РФ «Об оказанных услугах по разработке концепции развития контейнерных перевозок в РФ». Москва, 2017. С. 3-7.
2. Официальный сайт Исследовательского института Номура [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.nri.com/global/news/2011/index.html/ (дата обращения: 15.03.2017).
3. Леонтьев Р.Г., Орлов А.Л. Тенденции и факторы развития контейнерных перевозок в мире и России // Вестник транспорта, 2012. № 3. С. 13-17.
4. Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года от 22 ноября 2008 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.mintrans.ru/documents/detail.php7ELEMENT_ID =13008/ (дата обращения: 20.03.2018).
ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В СФЕРЕ ЧАСТНОГО ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ НА
РЕГИОНАЛЬНОМ РЫНКЕ Батенева Ю.И.
Батенева Юлия Игоревна - студент магистратуры, факультет менеджмента и сервиса, Вятский государственный университет, г. Киров
Аннотация: в статье проанализировано состояние регионального рынка образовательных услуг в секторе частного дополнительного образования детей. Построена карта восприятия ключевых представителей данного рынка.
Ключевые слова: рынок образовательных услуг, детские центры, конкурентоспособность.
В современном обществе все больший интерес у родителей вызывает качественное дополнительное образование детей. Это касается как школьных курсов, так и творческих, и развивающих.
По прогнозам аналитиков, рынок репетиторских услуг растет ежегодно на 2-3%. И к 2021 году может достигнуть 149,2 млрд. руб. Значительную часть этой суммы (79,1 млрд.) обеспечат репетиторы, 44,7 млрд - учителя и 25,4 млрд - образовательные курсы. Так же, стоит отметить, что растет именно рынок услуг частного школьного образования: за пять лет его объем увеличится до 41 млрд. руб. в год [4]. Используя в своей практике лишь некоторые элементы маркетинга на инструментальном уровне, частные образовательные центры детей рискуют занять нестабильное положение на рынке, теряя при этом возможную прибыль.
В условиях быстрого роста рынка все более остро встает необходимость использования именно комплексного маркетингового подхода к построению деятельности частных дополнительных образовательных центров детей для формирования и развития устойчивых конкурентных преимуществ.
В январе-феврале 2018 года было проведено маркетинговое исследование с целью оценки конкурентоспособности наиболее популярных частных организаций на рынке образовательных услуг г. Кирова по дополнительному образованию детей 3-11 классов.
Субъектами для оценки конкурентоспособности отдельных предприятий на рынке образовательных услуг по платному дополнительному образованию детей г. Кирова, оказывающие эти услуги детям в возрасте от 9 до 18 лет. В системе образования Кировской области дополнительное образование детей является важной составляющей единого образовательного пространства и представлено 197 организациями различной ведомственной принадлежности [2].
Для оценки были взяты 10 наиболее популярных и узнаваемых по данным маркетингового исследования центров дополнительного образования.
Центры дополнительного образования детей оценивались респондентами по 10 параметрам:
1. Квалификация преподавателей;