Научная статья на тему 'Международные контейнерные перевозки и проблемы оптимизации в условиях финансовой нестабильности'

Международные контейнерные перевозки и проблемы оптимизации в условиях финансовой нестабильности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
600
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОГИСТИКА / МЕЖДУНАРОДНЫЕ КОНТЕЙНЕРНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ / ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ И МОРСКОЙ ТРАНСПОРТ / КРИЗИС / LOGISTICS / THE INTERNATIONAL CONTAINER TRANSPORTATIONS / RAILWAY AND SEA TRANSPORT / CRISIS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Володькина Людмила Валерьевна

Данная статья рассматривает актуальные проблемы формирования и развития международных контейнерных перевозок в настоящее время. В работе рассматривают-ся необходимые данные характеризующие международные перевозки железной доро-гой и морским видом транспорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Given article considers actual problems of formation and development of the interna-tional container transportations now. In work the necessary given characterising international transportations by the railway and by sea are considered.

Текст научной работы на тему «Международные контейнерные перевозки и проблемы оптимизации в условиях финансовой нестабильности»

Л. В. Володькина

МЕЖДУНАРОДНЫЕ КОНТЕЙНЕРНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ И ПРОБЛЕМЫ

ОПТИМИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ ФИНАНСОВОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ

Аннотация

Данная статья рассматривает актуальные проблемы формирования и развития международных контейнерных перевозок в настоящее время. В работе рассматриваются необходимые данные характеризующие международные перевозки железной дорогой и морским видом транспорта.

Annotation

Given article considers actual problems of formation and development of the international container transportations now. In work the necessary given characterising international transportations by the railway and by sea are considered.

Ключевые слова

Логистика, международные контейнерные перевозки, железнодорожный и морской транспорт, кризис

Key words

Logistics, the international container transportations, railway and sea transport, crisis

Бурный рост экономики за последние годы, быстро нарастающие интеграционные процессы в сочетании со значительным увеличением численности населения привели к ускоренному развитию внешнеэкономических отношений и возрастанию роли транспорта. Контейнеризация грузовых перевозок

— это генеральное направление их развития и в транспортной системе, и в системе международной торговли.

Использование достижений новейшей технологии в транспорте является залогом повышения эффективности отечественного транспортного комплекса и активизации его интеграции в мировую транспортную систему. Следует отметить, что в последние годы транспорт, обладая колоссальным стратегическим ресурсом, выполняет базовую функцию в потоковых процессах.

Среднемировые темпы роста перевозок грузов в контейнерах на 3-4 процента превышают темпы роста валового внутреннего продукта индустриально развитых стран. На обновление флота судов-контейнеровозов, на мо-

дернизацию и строительство контейнерных терминалов, на создание специализированных информационно-управляющих систем ежегодно инвестируется от 10 до 15 миллиардов долларов США.

Контейнеризация дает экономию затрат при затаривании и упаковке грузов, повышает их сохранность при перевозке, снижает расходы на погрузочно-разгрузочные работы и капитальные вложения в строительство крытых складов. Применение контейнеров ускоряет доставку грузов и сокращает при этом стоимость грузовой массы, находящейся в процессе транспортировки.

В настоящее время одним из перспективных направлений для привлечения грузовладельцев является сотрудничество железной дороги с другими видами транспорта, в том числе с морским транспортом. Решение задач, связанных с взаимодействием видов транспорта при перевозках, должно основываться на логистических принципах и учитывать вероятностно неопределенные факторы.

Грузооборот железной дороги в первом полугодии текущего года составил 28,2 млн.т., что на 1,2% больше по сравнению с тем же периодом прошлого года, свидетельствует данные Центрального статистического управления. Внутренние перевозки сократились на 21,4% - до 0,6 млн.т., а международные

- возросли на 1,9% до 27,6 млн.т.. 86,4% международных перевозок по железной дороге составили перевозки между портами. Международные перевозки автотранспортом в первом полугодии уменьшились на 40,7% и составили 15,5 млн.т. грузов. [6]

Основу комплекса технических средств контейнерной транспортной системы составляет парк универсальных и специализированных контейнеров сетевого обращения.

Универсальные контейнеры предназначены в основном для тарноштучных грузов широкой номенклатуры, укрупненных грузовых единиц и мелкоштучных грузов. Специализированные - для ограниченной номенклатуры или грузов отдельных видов сыпучих, жидких, скоропортящихся, опасных. При этом каждый вид транспорта осуществляет перевозки в наивыгоднейшей для него сфере, а комплексная единая транспортная система в целом призвана обеспечивать полное удовлетворение потребностей общества в перевозках грузов и пассажиров.

Для улучшения качества транспортного обслуживания грузовладельцев железнодорожным транспортом России целесообразно изучать опыт западных стран в развитии прогрессивных видов перевозок грузов, которыми являются смешанные или комбинированные перевозки. Из всех видов комбинированных перевозок широкое распространение на железных дорогах России получили только контейнерные перевозки. Контейнерная транспортная система является самым динамично развивающимся видом комбинированных пе-

ревозок во всем мире, охватывающим все большие грузопотоки.

На сегодняшний день в условиях финансовой нестабильности актуальны задачи увеличения объемов перевозок,, повышения экономической эффективности деятельности железнодорожного транспорта, как основного вида международного перевозчика. Достигнуть качественного «скачка» в транспортной сфере можно достигнуть лишь за счет использования новых технологий обеспечения процессов перевозок, отвечающих современным требованиям и высоким международным стандартам, в частности, за счет расширения освоения логистического мышления и принципов логистики.

Спрос на экспорт транспортных услуг в мире к 2010 году может достигнуть показателя в 8-9 млрд. долл. в год для железнодорожного транспорта. Быть готовым предложить конкурентные, более выгодные условия потенциальным клиентам на столь перспективном рынке - важная и решаемая задача.

Поэтому необходим комплексный контроль над перевозками, что поможет найти пути снижения и оптимизации общих затрат на осуществление перевозок. В связи с внедрением логистики в странах с рыночной экономикой пересматривается политика в области транспорта. Транспортная логистика играет ключевую роль в системе товародвижения.

В условиях обострившегося кризиса мировой финансовой системы с 2008 г. падают объемы контейнерных перевозок на магистральных направлениях.

В 2008 г. впервые за семь последних лет произошло резкое снижение темпов роста контейнерных перевозок. Их объемы на магистральных направлениях Азия-Европа и Азия-США росли значительно меньшими темпами, а в транстихоокеанском направлении -произошло резкое снижение. По дан-

ным NRF/Global Insight, только в сентябре 2008 г. падение импортного кон-тейнеропотока на США составило 9%, а в целом за год объем импорта снизится на 6% (с 16,5 млн.ТБИ в 2007 г. до 15,5 млн.ТБИ в 2008 г.).

Неожиданностью для многих аналитиков стало стремительное сокращение в 2008 г. объемов контейнерных перевозок из Азии на Европу и страны Средиземноморья, которые на протяжении предыдущих пяти лет показывали рост на уровне 20% ежегодно. В этой связи Drewry пришлось трижды пересматривать свои прогнозы. Если во II квартале рост контейнеропотока в направлении Азия-Средиземное море оценивался на уровне 14,9%, то сентябрьский прогноз Drewry составляет всего 7,1%. Несколько лучше выглядит прогноз Clarkson Research Services для контейнерных перевозок внутри региона Дальнего Востока и стран ЮВА. Здесь ожидается стабильно высокий прирост контейнеропотоков (8,6% в 2008 г.) плюс не такие огромные, как для магистральных направлений, поставки контейнеровозов. Благодаря этим двум факторам, ставки не должны претерпеть большой эрозии, а возможно, даже укрепятся.

Еще более оптимистично выглядят цифры роста контейнерооборота основных российских и украинских портов, имеющих контейнерные терминалы. Однако, существующие данные незначительно влияют на мировой контейнерный рынок.

Товарооборот между Россией и КНР с 2001 г. вырос более чем в 5,5 раз,

среднегодовые темпы прироста торговли превышают 30%. В 2008 г. объем двусторонней торговли увеличился на 40,5% и составил $40,29 млрд., а к 2010 г. - $80-100 млрд. [7]

Существует тенденция к изменению российско-китайского контейнерного грузопотока, следующего морем в сторону черноморских портов в альтернативу Санкт-Петербургу. В частности, набирает популярность схема доставки китайских грузов через румынский порт Констанца до украинского- Ильичевска и российского- Новороссийска либо прямыми судозаходами. При этом порт Констанца начинает играть в Черном море такую же роль, какую играют порты Гамбург и Роттердам на Севере Европы. В 2007 г. четыре контейнерных терминала Констанцы переработали более 1,4 млн. TEU, а средний за последние 3 года прирост контейнерооборота составил 74%. Недавно вошедший в строй новый Constantza South Container Terminal способен принимать контейнеровозы Post-Panamax, вместимостью более 40 TEU. В 2007 г. в мире насчитывалось 27 портов с оборотом контейнеров в транс-шипменте, превышающем 1 млн. TEU. Четыре хабовых порта - Бальбоа, Констанца, Валенсия и Лас-Пальмас превысили этот рубеж впервые. Еще 24 порта в 2007 г. имели оборот трансшипмента, составляющий от 250 тыс. до 1 млн. TEU. Ниже в таблице №1 представлен контейнерооборот основных портов Украины, РФ и стран Балтии в январе-августе 2008г.

Таблица І.Контейнерооборот основных портов Украины,

РФ и стран Балтии в январе-августе 2008 г.

Порт/терминалы Контейнерооборот за 8 мес. 2008 г.,ТЕи 2008/2007,%

Одесса 365645 +14,0

Ильичевск

Укртрансконтейнер 375220 +38,3

ИМТП 97511 +57,7

Санкт-Петербург

ПКТ 711798 +15,3

Моби Дик 148800 +18,7

Петролеспорт 348600 +39,9

Новороссийск

НУТЭП 82483 -10,8

Восточный

ВСК 276659 +14,0

Находка 35899 +16,7

Владивосток 170860 н.д.

Клайпеда 247500 +19,6

Рига 135200 -2,8

Таллин 121900 + 1,3

Вентспилс 12000 +3,5

Источник.'ч’и’и’^и^к. ги

Таким образом, данные таблицы характеризуют процентное соотношение показателей 2008г к 2007г. Что свидетельствует об увеличении контейне-роооборота в общем по свеем основным портам России, Украины, Балтии. Однако, показатели в г.Новороссийске говорят об ухудшении ситуации за 2008г.

По сравнению с 2007г. Таким образом, властями данного округа была разработана политика в области линейных перевозок. Что стало открытием прямого контейнерного сервиса из Китая в Новороссийск. По сообщению пресс-службы Новороссийского МТП, 16 сентября на контейнерный терминал "Но-

ворослесэкспорт" впервые пришло судно типа Panamax - контейнеровоз BUXSTAR вместимостью 3940 TEU (по другим сообщениям - 4500 TEU) французского контейнерного оператора CMA CGM. Новороссийский порт стал первым портом России, начавшим обслуживать контейнеровозы такой вместимости. Ожидается, что по итогам первого рейса BUXSTAR продолжит работать на данной линии. Однако, скорость обработки и количество прибывающих контейнеров не позволяют рассчитывать на регулярность заходов и, вероятнее всего, - это экспериментальный судозаход.

Развивающийся экономический кризис уже в полной мере коснулся российских грузоперевозчиков. В последнее время объем грузопотока снизился на 30% и продолжает снижаться. В январе 2009 г. объем грузоперевозок РЖД, по оценкам представителей компании, сократился до 457,4-474,4 млн т. Это на 30-33% меньше, чем в первом полугодии прошлого года. Индекс Baltic Dry, отслеживающий цены на морские перевозки насыпных и навалочных грузов по всему миру, упал до минимума с января 1987 года на 763 пункта. Эксперты констатируют дефицит спроса на фрахт. Эта же проблема будет актуальна и для российских судоходных компаний, что скажется на объеме перевалки грузов портами. Снижается объем грузов, перевезенных автомобильным и авиатранспортом.

Доходы грузоперевозчиков сокращаются. Резкое удорожание кредитных ресурсов ставит под сомнение перспективы развития отрасли. Участники рынка вынуждены искать новые, возможно, нестандартные пути выхода из сложившейся неблагоприятной ситуации. В июне 2009 года на станциях Вологодского отделения Северной железной дороги было погружено 1 млн. 070 тыс. тонн различных грузов, что больше запланированного на 3,9%.

По отношению к предыдущему месяцу погрузка на отделении увеличена на 100 тыс. тонн. Эксплуатационный грузооборот в июне 2009 года составил 5252,3 млн. тонно-километров (+0,5% к уровню прошлого года). Основными видами груза на отделении остаются черные металлы (их в мае было погружено более 416,8 тыс. тонн, что выше уровня мая на 66,8 тыс. тонн), химические и минеральные удобрения (погрузили 224 тыс. тонн), лесные грузы (погрузка составила 149 тыс. тонн).В июне отмечена положительная динамика важнейших производственных показателей, характеризующих организацию работы грузового комплекса отделения. Так, среднесуточная производительность локомотива увеличилась к прошлому году на 7,4%, оборот рабочего вагона ускорился на 26,5%, время нахождения вагона под одной грузовой операцией сократилось на 66,9%. Средний вес поезда в июне составил 4 011 тонн, что больше, чем в прошлом году на 2,6%. Российская железнодорожная монополия РЖД сократила прогноз снижения грузоперевозок в 2009 году до 15% с 19%, следует из сообщения компании.

В октябре РЖД недополучено чуть менее 1 млн, а в ноябре уже свыше 7,5 млн тонн грузов — падение спроса на товары и сырье влечет за собой падение спроса на перевозки. При этом рост объемов перевозок грузов в контейнерах если и снизил темпы роста, то не так значительно, как в «вагонном» сегменте. Показатели основных контейнерных терминалов пока также в целом положительны. По итогам года контейнерный сегмент увеличиться.

Так, припортовые железные дороги, то по сравнению с аналогичным периодом прошлого года показали: Октябрьская - рост в 9%, СевероКавказская — на 33%, Дальневосточная

— на 26%. Сработали с ростом и «внутренние» дороги. Глобальный кризис мог

не затронуть океанских перевозчиков, планировавших в заданные бизнес-планами сроки окупить строительство ряда гигантских контейнеровозов, выход которых на линии намечен как раз на 2010 год. С начала года ставки на перевозку «сухих» контейнеров были снижены в 3-4 раза. Это значит, что и без того неравная конкуренция между морским видом транспорта со свободными тарифами и «естественномонопольным» железнодорожным с тарифами, регулируемыми государством, просто теряет смысл... Разница стоимости доставки одного контейнера из порта Шанхай в Москву составляет $1,2 тыс. в пользу морского маршрута.

К концу года разница дойдет до $2 тыс. Данная ситуация влечет грузоотправителей к переключению своих отправок пусть на более долгие, но зато значительно более дешевые океанские маршруты.

На железной дороге останется лишь грузоотправитель, крайне заинтересованный в коротких сроках доставки. При такой конъюнктуре для сохранения и тем более для наращивания транссибирского контейнерного потока впору говорить не об индексации, а о замораживании тарифов на транзитные перевозки в 2009 году.

По данным за три квартала перевалка контейнеров стивидорами порта Санкт-Петербург на 16% превысила показатели 9 месяцев прошлого года. И октябрь оказался для перегрузчиков удачным. В частности, в октябре терминал «Петролеспорта» (входит в Global Ports Investments) перегрузил 52 тыс. TEU, превысив показатель прошлого года на 79,6%. По итогам 2008 года грузооборот «Петролеспорта» составил 451,6 тыс. TEU. По сравнению с аналогичным периодом 2007 года контейне-рооборот компании увеличился на 49,4%.

Второй терминал Global Ports на российской Балтике — «Моби Дик» —

2008 г. перевалил 193,3 тыс. ТЕИ, что на 15,6% выше прошлогоднего показателя. 13%-ный прирост по итогам 2008г. показал «Первый контейнерный терминал». Отметим, что в прошлом году по отношению к 10 месяцам 2006 года ПКТ вырос всего на 8,3%. Ранее компания прогнозировала рост объемов обработки контейнеров к 2010 году до 1,6 млн ТЕИ в год с возможностью строительства нового терминала. [7]

В Южном транспортном узле у лидеров динамика разнонаправленная. По итогам 10 месяцев выдающуюся динамику (+50,6%) показали контейнеры в Новороссийском морском торговом порту, а октябрьский показатель превысил прошлогодний на 44,8%.

Перевалка «Владивостокского

контейнерного терминала» (ВКТ), работающего на 16-17 причалах ВМТП, в январе-сентябре 2008 года составила 177,28 тыс. ТЕИ, что на 26% превышает прошлогодний уровень. Данные за 10 месяцев по ВКТ еще не опубликованы, но вряд ли они выпадут из общей тенденции. Находкинский морской торговый порт по итогам 10 месяцев увеличил оборот контейнеров на 62,2% — до 42187 ТЕИ. В целом по году перевалка контейнеров в дальневосточных портах, очевидно, вырастет, и весьма существенно.

Из вышеизложенного следует вывод: что выходом из сложившейся кризисной ситуации могут стать новые проекты международных контейнерных перевозок, основные на увеличении поставок продукции из Китая и стран ЮВА в Европу. Где существенные потоки будет проходить через океанские линии, минуя терминалы Российских железных дорог.

Библиографический список

1.Альбеков А.У.Логистика коммерции. Ростов-на-Дону. Изд-во «Феникс». 2001 (В соавторстве Федько В.П. Митько

О.А.)

2. Доналд Дж. Бауэрокс, Дейвид Дж.

Клосс. Логистика: интегрированная

цепь поставок. 2-е изд. Перевод с английского. - М.:ЗАО "Олимп - Бизнес". -2005.

3. Кретов И.И., Садченко К.В. Логи-

стика во внешнеторговой деятельности: Учебное пособие. - М.:ДИС. -

2006.

4. Миротин Л.Б., Сергеев В.И., Иванов В.В., и другие. Логистика: управление в грузовых транспортно - логистических системах: Учебное пособие, под редакцией д.т.н. Л.Б. Миротина. -М.:Юрист. - 2002.

5. Крашенников Е.В. Элементы сис-

темы управления рисками (СУР) - как способ минимизации материальных и временных затрат при организации и осуществлении перевозок, таможенного контроля и таможенного оформления //Эволюция логистики в новом тысячелетии: материалы Международной

научно-практической конференции (третий южно-российский логистический форум). - Ростов-на-Дону.: РГЭУ «РИНХ», 2006.

6. Шкарупа С. Снижение транспортных издержек в условиях кризиса// Журнал ЛОГИНФО.-2008 - №12

7. http://www.indpg.ru/transport

8. http:// www.gudok.ru/

Bibliographic list

1. Albekov A.U. .Logistics of commerce. Rostov-on-Don. Publishing house "Phoenix". 2001 (In the co-authorship of Fedko of V.P.Mitko of Island A)

2. Donald Dzh. Баузрокс, David Dzh. Клосс. Logistics: the integrated chain of deliveries. 2-е изд. A translation from English. - M.:3AO "the Olympus - Business". - 2005.

3. Kretov 1.1., Sadchenko K.V.logistics in the foreign trade activity: the Manual. -

М.:ДИС. -2006.

4. Mirotin L.B., Sergeev V. I, Ivanov V.V., and others. Logistics: management in cargo транспортно - logistical systems: the Manual, under edition L.B.Mirotina. -2002.

5. Krashenikov E.V.element of a control system of risks (СУР) - as a way of minimisation of material and time expenses at the organisation and realisation of transportations, the customs control and customs registration//logistics Evolution in a new millenium: materials of the International scientifically-practical conference (the third South Russian logistical forum). -Rostov-on-Don.: RSEU 2006.

6. Shkarupa S.Snizhenie of transport costs in the conditions of crisis//Magazine LOGINFO.-2008 - №12

7. http://www.indpg.ru/transport

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. http:// www.gudok.ru/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.