Научная статья на тему 'Анализ институтов предоставления финансовых льгот хозяйствующим субъектам в целях стимулирования экономического развития субъектов Российской Федерации'

Анализ институтов предоставления финансовых льгот хозяйствующим субъектам в целях стимулирования экономического развития субъектов Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
200
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / REGIONAL DEVELOPMENT / УПРАВЛЕНИЕ / MANAGEMENT / РАЗЛИЧИЯ РЕГИОНОВ / НАЛОГОВЫЕ И ИНЫЕ ЛЬГОТЫ / DIFFERENCE / REGION / TAX CREDIT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сыров А. Н.

Тема. Статья посвящена проблемам развития регионов и анализу существующих институтов, стимулирующих экономическую активность за счет предоставления финансовых льгот хозяйствующим субъектам. Цели. Проведение анализа существующих в Российской Федерации институтов, стимулирующих региональное развитие, механизмов предоставления предпринимателям льгот по уплате налогов в бюджеты и внебюджетные фонды, практического опыта их применения, влияния на снижение различий регионов по основным социально-экономическим показателям. Методология. Методологической основой стали систематизация и анализ теоретико-методологических положений и информационных материалов Федеральной службы государственной статистики, работ отечественных ученых и исследователей по стимулированию экономической активности в регионах, соответствующих нормативных правовых актов. Результаты. На основе проведенного анализа показано, что существенная дифференциация в регионах по социально-экономическим показателям сохраняется, а имеющиеся институты предоставления финансовых льгот хозяйствующим субъектам, стимулирующиv экономическую активность в регионе, пока недостаточно использованы в практике управления. Региональные органы государственной власти не в полной мере используют существующие возможности для стимулирования экономической активности. Исследованы возможности влияния каждого института на экономическую активность в регионе за счет предоставления льгот по каждому налогу и платежам во внебюджетные фонды. Определены наиболее привлекательные для хозяйствующих субъектов институты предоставления финансовых льгот. Показаны регионы, которые могут использовать соответствующие институты, представлены механизмы их создания в регионе. Выводы. Сделан вывод о том, что имплементация созданных на федеральном уровне институтов, стимулирующих экономический рост и снижение диспропорций в социально-экономическом развитии регионов, пока вопрос открытый и требует более активного внедрения в практику отечественного регионального управления, охвата регионов с низкими социально-экономическими показателями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of institutions providing financial incentives to business entities to encourage economic development of subjects of the Russian Federation

Subject The article addresses regional development problems and analyzes existing institutions, stimulating economic activity in regions by providing financial incentives to business entities. Objectives The aim is to review institutions operating in the Russian Federation and stimulating regional development, mechanisms of incentives provided to entrepreneurs to pay taxes to budgets and extra-budgetary funds, their practical application and impact on reducing the differences between regions by major socio-economic indicators. Methods Methodological framework includes systematization and analysis of guidelines and information materials of the Federal State Statistics Service, works of domestic scientists on issues related to stimulation of economic activity in regions, and relevant laws and regulations. Results The findings show that significant differentiation of regions by socio-economic indicators continue to persist, and the available institutions providing financial incentives to economic actors to stimulate economic activity in regions are not adequately involved in the practice of regional governance. I investigated the possibilities of each institution to influence economic activity in the region through the provision of benefits for each tax and payments to extra-budgetary funds; identified the most attractive for business institutions that provide financial incentives. The article names regions that can use relevant institutions, and presents mechanisms for their possible creation in the region. Conclusions Implementation of federal-level institutions that stimulate regional development and reduce disparities in socio-economic development of regions is still a pending issue. It is necessary to involve them in the practice of regional governance, especially in regions with low socio-economic indicators.

Текст научной работы на тему «Анализ институтов предоставления финансовых льгот хозяйствующим субъектам в целях стимулирования экономического развития субъектов Российской Федерации»

ISSN 2311-8725 (Online) Экономическое развитие

ISSN 2073-039X (Print)

АНАЛИЗ ИНСТИТУТОВ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВЫХ ЛЬГОТ ХОЗЯЙСТВУЮЩИМ СУБЪЕКТАМ В ЦЕЛЯХ СТИМУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Андрей Николаевич СЫРОВ

кандидат экономических наук, заместитель руководителя администрации городского поселения Люберцы, Московская область,

Российская Федерация

[email protected]

История статьи:

Принята 28.10.2015 Одобрена 02.11.2015

УДК 330.322.012 JEL: R12

Ключевые слова: региональное развитие, управление, различия регионов, налоговые и иные льготы

Аннотация

Тема. Статья посвящена проблемам развития регионов и анализу существующих институтов, стимулирующих экономическую активность за счет предоставления финансовых льгот хозяйствующим субъектам.

Цели. Проведение анализа существующих в Российской Федерации институтов, стимулирующих региональное развитие, механизмов предоставления предпринимателям льгот по уплате налогов в бюджеты и внебюджетные фонды, практического опыта их применения, влияния на снижение различий регионов по основным социально-экономическим показателям.

Методология. Методологической основой стали систематизация и анализ теоретико-методологических положений и информационных материалов Федеральной службы государственной статистики, работ отечественных ученых и исследователей по стимулированию экономической активности в регионах, соответствующих нормативных правовых актов.

Результаты. На основе проведенного анализа показано, что существенная дифференциация в регионах по социально-экономическим показателям сохраняется, а имеющиеся институты предоставления финансовых льгот хозяйствующим субъектам, стимулирующиу экономическую активность в регионе, пока недостаточно использованы в практике управления. Региональные органы государственной власти не в полной мере используют существующие возможности для стимулирования экономической активности. Исследованы возможности влияния каждого института на экономическую активность в регионе за счет предоставления льгот по каждому налогу и платежам во внебюджетные фонды. Определены наиболее привлекательные для хозяйствующих субъектов институты предоставления финансовых льгот. Показаны регионы, которые могут использовать соответствующие институты, представлены механизмы их создания в регионе. Выводы. Сделан вывод о том, что имплементация созданных на федеральном уровне институтов, стимулирующих экономический рост и снижение диспропорций в социально-экономическом развитии регионов, - пока вопрос открытый и требует более активного внедрения в практику отечественного регионального управления, охвата регионов с низкими социально-экономическими показателями.

© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2016

Неравномерное экономическое развитие субъектов Российской Федерации обусловливает проблему разрыва единого экономического пространства страны, разрушает существующие связи между регионами, препятствует сбалансированной и взаимовыгодной межрегиональной интеграции.

Анализ дифференциации регионов по социально-экономическим показателям, указанным в федеральной целевой программе «Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации (2002-2010 годы и до 2015 года)»1, показывает, что за 13 лет

1 О Федеральной целевой программе «Сокращение

различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации (2002-2010 годы и до 2015 года):

снижение дифференциации произошло по двум показателям из семи (табл. 1):

• соотношение денежных доходов на душу населения и величины прожиточного минимума - разница между самым большим и самым малым значениями показателя в регионе сократилось с 8 раз в 2000 г. до 3 раз в 2013 г.;

• оборот розничной торговли на душу населения -с 34 до 9 раз.

По пяти другим показателям, таким как объем инвестиций, собственные доходы, валовый региональный продукт, объем производства

постановление Правительства РФ от 11.10.2001 № 717. http://fin-izdat.ru/journal/analiz/ 15

промышленной продукции на душу населения, уровень зарегистрированной безработицы, существенные различия между регионами Российской Федерации сохранились2 (табл. 1, 2). Так, наименьшие различия по социально-экономическим показателям между пятью субъектами Российской Федерации

с наибольшими и наименьшими значениями показателей составляют от 1,8 до 20,3 раза (табл. 2). Наибольшие различия имеются по следующим показателям:

• объем производства промышленной продукции на душу населения - различие между Москвой и Республикой Алтай составляет более 20,3 раза;

• собственные бюджетные доходы на душу населения - различие между Москвой и Карачаево-Черкесской Республикой составляет более 8 раз;

• валовый региональный продукт на душу населения - различие между Чукотским автономным округом и Кабардино-Балкарской Республикой составляет более 7 раз.

О высокой межрегиональной дифференциации говорит и тот факт, что совокупный валовый региональный продукт десяти крупнейших регионов России составляет 52% ВРП от всех регионов, а десяти самых бедных регионов -порядка 1% [1].

Если рассматривать дифференциацию между регионами (землями) в Германии, то можно увидеть, что разрыв между максимальным и минимальным значениями валового внутреннего продукта на душу населения по землям без учета Берлина в 2010-2013 гг. составляет 1,94 раза в 2013 г., по уровню безработицы разрыв между германскими землями составил в 2013 до 3,2 раза [2].

В Италии разница в доходах на душу населения между самыми благополучными регионами и менее благополучными в 2013 г. составила

2 При анализе учтены изменения за 13 лет размера территорий ряда регионов и включения в статистическую отчетность всех республик Северного Кавказа, статистика по которым отсутствовала в 2000 г.

1,8 раза3. В США разница между размером среднегодового дохода в штатах с наибольшими и наименьшим значениями составляет 3 раза, а валовый региональный продукт на душу населения только 1,8 раза4.

Международные сопоставления показали, что дифференциация в регионах западных стран существенно ниже, чем в России5, а исследования Всемирного банка подтверждают, что большие различия в уровне экономического развития регионов тормозят экономический рост страны в целом [3].

Положения по сокращению уровня межрегиональной дифференциации в социально-экономическом состоянии регионов,

сбалансированности развития регионов являются одним из инструментов региональной политики6, которые закреплены в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года7 и в государственной программе «Региональная политика и федеративные отношения»8. В то же время, как показал анализ, существенных изменений в снижении межрегиональных различий пока не произошло.

Одним из инструментов снижения межрегиональных диспропорций является создание на территориях с наименьшими социально-экономическими показателями особых налоговых режимов, стимулирующих

экономическое развитие [4-6]. Такие механизмы были применены в Китае, Испании, США, Японии

3 Real growth rate of regional gross value added (GVA) at basic prices by NUTS 2 regions. Percentage change on previous year. URL: http://ec.europa. eu/eurostat/tgm/download. do? tab=table&plugin=0&language=en&pcode=tgs00037

4 U.S. Census Bureau. 2012. URL: http://www.census.gov/

5 См. также: Николаев И.А., Точилкина О.С. Экономическая дифференциация: оценки, динамика, сравнения (аналитический доклад).

URL: http://www.fbk.ru/upload/images/regions_doklad.pdf

6 Морозова Т.Г. Региональная экономика. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. 526 с.

7 О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: распоряжение Правительства Российской Федерации

от 17.11.2008 № 1662-р.

8 Об утверждении государственной программы Российской

Федерации «Региональная политика и федеративные

отношения»: постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 307.

и других странах9 [7, 8]. Создание соответствующих зон стимулирует привлечение внебюджетных инвестиций в экономику территории [9, 10], обеспечивая создание новых и модернизацию существующих производств, повышает их конкурентоспособность,

стимулирует создание новых рабочих мест за пределами соответствующих зон (например, создание четырех рабочих мест в особой экономической зоне Тайваня создает одно рабочее место за ее пределами) [11]. Таким образом, создание таких зон стимулирует развитие экономики региона в целом.

С 2011 г. к ранее существовавшим особым экономическим зонам на федеральном уровне добавились новые институты: зоны территориального развития, институт

регионального инвестиционного проекта, свободная экономическая зона, территории опережающего развития.

Данные институты за счет предоставления предприятиям дополнительных льгот по уплате налогов в разные уровни бюджетов и внебюджетные фонды, стимулируют экономическую активность на территории и региональное развитие (табл. 3).

Проанализируем, какие налоговые льготы, льготы по уплате платежей во внебюджетные фонды могут быть предоставлены, а также возможности применения данных институтов в регионе.

Территории опережающего социально-экономического развития создаются на семьдесят лет10. Их создание направленно на увеличение темпов роста показателей социально-экономического развития регионов, организацию несырьевых производств в целях комплексного решения и всестороннего обеспечения задач опережающего социально-экономического

развития Дальнего Востока и модернизации монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов) с наиболее сложным социально-экономическим положением.

9 The economic development of Spain / International Bank for Reconstruction and Development (IBRD) - Baltimore, 1967.

10 О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2014 № 473-Ф3 (ред. от 13.07.2015).

Предприятия, являющиеся резидентами соответствующих территорий, могут использовать льготные ставки по налогу на прибыль от 0 до 5% в течение первых пяти налоговых периодов и от 10 до 18% в течение последующих пяти лет. Также такие предприятия имеют право на ускоренное возмещение НДС и будут освобождены от уплаты налога на имущество организаций и земельного налога. Для данных резидентов взносы во внебюджетные фонды в течение трех лет будут снижены практически в четыре раза и составят:

• в Пенсионный фонд РФ - 6%;

• в Фонд социального страхования РФ - 1,5%;

• в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 0,1%.

Предложение о создании территории опережающего социально-экономического

развития вносится в Правительство Российской Федерации уполномоченным федеральным органом по согласованию с соответствующими высшими исполнительными органами

государственной власти региона и органом местного самоуправления или органами местного самоуправления. В соответствии

с законодательством11 данные территории могут создаваться в течение трех лет после принятия закона.

По состоянию на 01.10.2015 такие зоны созданы в Приморском, Хабаровском краях, Амурской области, Республике Саха (Якутия), Чукотском автономном округе, Иркутской области. Такие территории могут быть созданы в Камчатском крае, Магаданской, Сахалинской областях, Еврейской автономной области, в 94 моногородах с наиболее сложным социально-экономическим положением, которые включены в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации в особый перечень12.

Организация (индивидуальный предприниматель), намеревающаяся приобрести статус резидента территории опережающего социально-

11 Там же, ст. 35.

12 Об утверждении перечня монопрофильных

муниципальных образований Российской Федерации

(моногородов): распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.07.2014 № 1398-р (ред. от 24.11.2015).

экономического развития, в соответствии с законодательством13 подает в управляющую компанию заявку на заключение соглашения об осуществлении деятельности. После получения организацией или индивидуальным

предпринимателем статуса резидента территории опережающего развития могут быть использованы указанные возможности в хозяйственной деятельности.

Свободная экономическая зона создана 01.01.2015 на 25 лет в соответствии

с

законодательством1

для

обеспечения

устойчивого социально-экономического развития республики Крым и города федерального значения Севастополя, привлечения инвестиций в развитие действующих и создание новых производств, развития транспортной и иных инфраструктур, туризма, сельского хозяйства и санаторно-курортной сферы, а также повышения уровня и качества жизни граждан.

Предприниматели свободной экономической зоны могут снизить размер уплаты налога на прибыль с 20 до 13,5%. Предприятия, использующие режим единого сельскохозяйственного налога, до 2016 г. могут быть освобождены от его уплаты, а до 2021 г. размер ставки по нему может быть не более 4%, что меньше на 2 п.п., чем на остальной территории Российской Федерации.

Для предприятий - участников свободной экономической зоны в течение 10 лет со дня получения статуса взносы во внебюджетные фонды будут снижены практически в 4 раза и составят:

• в Пенсионный фонд РФ - 6%;

• в Фонд социального страхования РФ - 1,5%;

13 О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2014 № 473-Ф3 (ред. от 13.07.2015), п. 1-3 ст. 13; Об утверждении формы заявки на заключение соглашения об осуществлении деятельности на территории опережающего социально-экономического развития, примерной формы бизнес-плана, критериев и методики оценки заявки и бизнес-плана: приказ Министерства Российской Федерации по Дальнему Востоку от 02.04.2015 № 42.

14 О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым

и города федерального значения Севастополя: Федеральный закон от 29.11.2014 № 377-ФЗ (ред. от 31.12.2014).

• в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 0,1%.

Для получения организацией статуса участника свободной экономической зоны необходимо представить в высший исполнительный орган государственной власти Республики Крым или Севастополя заявление о заключении договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне с приложением документов, указанных а федеральном законе15.

Региональный инвестиционный проект применяется в соответствии с законодательством16 в целях создания благоприятных налоговых условий для осуществления инвестиционной деятельности и поддержки создания новых промышленных предприятий, а также высокотехнологичных проектов на территориях Дальневосточного федерального округа, Забайкальского края, Республики Бурятия и Иркутской области.

Объем капитальных вложений по инвестиционному региональному проекту не может быть менее 50 млн руб. при условии осуществления капитальных вложений в срок, не превышающий трех лет со дня включения организации в реестр участников региональных инвестиционных проектов, и 500 млн руб. при условии осуществления капитальных вложений в срок, не превышающий пяти лет.

Организация, получившая статус участника регионального инвестиционного проекта, может до 01.01.2029 снизить налоговую нагрузку в части снижения ставки по налогу на прибыль от 0 до 10% в течение первых пяти налоговых периодов после получения соответствующего статуса и от 10 до 18% в течение последующих пяти лет. Верхний размер ставки определяется региональным законом.

15 О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя: Федеральный закон от 29.11.2014 № 377-ФЗ (ред. от 31.12.2014), п. 2 ст. 13.

16 О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части стимулирования реализации региональных инвестиционных проектов на территориях Дальневосточного федерального округа и отдельных субъектов Российской Федерации: Федеральный закон от 30.09.2013 № 267-ФЗ.

При наличии соответствующих муниципальных и региональных правовых актов организация может быть освобождена от уплаты налога на имущество юридических лиц и земельного налога (табл. 3). Для получения статуса участника регионального инвестиционного проекта организация

представляет уполномоченному органу государственной власти субъекта Российской Федерации17 заявление с приложением пакета документов, предусмотренных федеральным законом18.

Зоны территориального развития в соответствии с федеральным законом 19 создаются на двенадцать лет в целях сокращения различий в уровне социально-экономического развития регионов. Возможность создания зон имеют регионы, которые по девяти показателям за десять последних лет имеют значения ниже предельных. Расчет производится по методике, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации20 [12].

На территории данных зон предприятия могут получить инвестиционный налоговый кредит до 10 лет с нулевой процентной ставкой, а также могут быть освобождены от уплаты налога на имущество, земельного налога, для них может быть снижен налог на прибыль до 13,5%.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17 Перечень уполномоченных органов субъектов Российской Федерации представлен в письме ФНС России от 26.12.2013 № ГД-4-3/23489 (прил. 1).

18 О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части стимулирования реализации региональных инвестиционных проектов на территориях Дальневосточного федерального округа и отдельных субъектов Российской Федерации: Федеральный закон от 30.09.2013 № 267-ФЗ, п.1 ст. 25.11.

19 О зонах территориального развития в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 03.12.2011 № 392-ФЗ (ред. от 28.12.2013).

20 Об установлении предельных значений показателей,

методик их расчета и порядка их применения в целях утверждения перечня субъектов Российской Федерации, на территориях которых допускается создание зон территориального развития (вместе с Правилами применения показателей, исходя из которых субъект Российской

Федерации подлежит включению в перечень субъектов Российской Федерации, на территориях которых допускается создание зон территориального развития, Методикой расчета показателей, исходя из которых субъект Российской Федерации подлежит включению в перечень субъектов Российской Федерации, на территориях которых допускается создание зон территориального развития): постановление Правительства РФ от 13.02.2013 № 115.

Создание соответствующих зон проводится на основании подготовленной региональными органами власти заявки21, которая представляется в Министерство экономического развития Российской Федерации. В настоящее время 20 регионов, имеющих наименьшее значение интегрального показателя социально-

экономического положения за 10 лет, могут создавать на своей территории соответствующие зоны (табл. 4).

Для включения в реестр резидентов зоны территориального развития любое юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, зарегистрированный на территории

муниципального образования зоны и имеющий инвестиционный проект, может подать в письменной форме заявление в орган управления данной зоной в регионе с приложением пакета документов, указанных в ст. 11, 12 Федерального закона от 03.12.2011 № 392-ФЗ «О зонах территориального развития в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Включение организации или индивидуального предпринимателя в реестр резидентов дает право использовать указанные возможности в своей деятельности.

Особые экономические зоны создаются на сорок девять лет22 в целях развития обрабатывающих и высокотехнологичных отраслей экономики, развития туризма, санаторно-курортной сферы, портовой и транспортной инфраструктур, разработки технологий и коммерциализации их результатов, производства новых видов продукции. Для реализации этой цели создается четыре типа особых экономических зон: промышленно-производственные, технико-

внедренческие, туристско-рекреационные,

портовые. Подробный анализ типов особых экономических зон представлен в работах [13-15].

В зависимости от того, резидентом какой зоны является предприятие, будет возможность снизить

21 В соответствии с приказом Минэкономразвития России от 18.10.2012 № 686 «Об утверждении Порядка оформления и подачи заявки на создание зоны территориального развития в Российской Федерации».

22 Об особых экономических зонах в Российской Федерации: Федеральный закон от 22.07.2005 № 116-ФЗ (ред. от 13.07.2015).

размер уплачиваемого налога на прибыль от 0 до 15,5%, получить освобождения от уплаты НДС, земельного налога, налога на имущество юридических лиц, транспортного налога.

Особая экономическая зона создается в соответствии с заявкой руководителя региона, представленной в Министерство экономического развития Российской Федерации. Заявка готовится на основании порядка, утвержденного приказом Минэкономразвития России23 в соответствии с критериями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации24. Одними из обязательных критериев являются наличие инвестиционных проектов, положительного опыта их реализации и наличие в утвержденных документах территориального планирования региона и муниципального образования возможности создания соответствующей экономической зоны.

Организация (индивидуальный предприниматель) может стать резидентом особой экономической зоны, если регистрация осуществлена на территории муниципального образования, в границах которой организована особая экономическая зона и заключено соглашение о соответствующей деятельности с органами управления особой экономической зоны25.

Создание данных зон на территории стимулирует развитие регионов, однако приоритет в создании соответствующих зон отдается развитым и динамичным регионам, а не регионам с наихудшими экономическими показателями [16].

Следует отметить, что помимо указанных институтов, стимулирующих региональное развитие, федеральным законодательством предусмотрена возможность для региональных органов власти самостоятельно стимулировать

23 Об утверждении Порядка оформления и подачи заявки на создание особой экономической зоны, в том числе перечня документов, прилагающихся к заявке: приказ Минэкономразвития России от 19.07.2012 № 439

(ред. от 22.12.2014).

24 Об утверждении критериев создания особой экономической зоны: постановление Правительства Российской Федерации от 26.04.2012 № 398

(ред. от 27.03.2013).

25 Об особых экономических зонах в Российской Федерации: Федеральный закон от 22.07.2005 № 116-ФЗ (ред. от 13.07.2015), ст. 9.

экономическую активность в регионе (табл. 4) за счет:

• принятия региональных законов, предусматривающих снижение размера ставки, зачисляемой в бюджет субъекта Российской Федерации до 13,5%, отмены налога на имущество организаций, транспортного налога, снижения ставки налога для предприятий, использующих упрощенную систему налогового обложения, с 6 до 1% для предприятий с налогообложением в виде доходов и с 15 до 5% для предприятий с налогообложением в виде доходов минус расходы;

• снижения в муниципальных правовых актах ставки по ЕНВД с 15 до 7,5% и снижения размера ставки по земельному налогу для организаций, реализующих (планирующих реализовать) значимые для региональных органов власти и органов местного самоуправления инвестиционные проекты.

Проведенный анализ, в том числе охват регионов с наименьшими значениями социально-экономических показателей (табл. 2),

предусмотренных в федеральном законодательстве институтов, способных стимулировать экономическое развитие, показал следующее.

Практически во всех регионах, имеющих наименьшие значения социально-экономических показателей, за исключением Костромской области и Республики Мордовия, есть возможность внедрения существующих на федеральном уровне институтов, стимулирующих экономическое развитие (зоны территориального развития, особые экономические зоны, территории опережающего социально-экономического

развития, а также институт регионального инвестиционного проекта). В наибольшей степени предоставляет налоговые льготы и снижение размера платы во внебюджетные фонды такой институт, как территории опережающего развития, в наименьшей степени - зоны территориального развития, который, по мнению автора, требует дополнительной доработки в части возможности предоставления новых преференций. Создание территорий опережающего развития и особых экономических зон целесообразно увязать с социально-экономическим состоянием региона,

отдавая предпочтение тем регионам, которые имеют более низкие значения социально-экономических показателей, как, например, в США и Великобритании при создании предпринимательских зон [17, 18].

В то же время в ряде регионов с низкими значениями социально-экономических показателей (например, Республика Ингушетия, Республика Северная Осетия - Алания, Амурская область) в полной мере не задействованы существующие возможности стимулирования экономической активности за счет установления льготной

(пониженной) ставки налога по упрощенной системе налогообложения с объектом «доходы минус расходы».

Имплементация созданных на федеральном уровне институтов, стимулирующих экономический рост и снижение диспропорций в уровне социально-экономического развития регионов, пока вопрос открытый и требует более активного внедрения в практику отечественного регионального управления, охвата регионов с низкими социально-экономическими показателями.

Таблица 1

Дифференциация российских регионов по социально-экономическим показателям в 2000 и 2013 гг.

2000* 2013

Регион, Регион, Различие, Регион, Регион, Различие,

Показатель имеющий самый низкий имеющий самый во сколько имеющий самый имеющий самый во сколько

показатель высокий показатель раз низкий показатель высокий показатель раз

Объем инвестиций в Республика Тюменская ' 30 Кабардино- Ненецкий ' 54

основной капитал на Дагестан область Балкарская автономный

душу населения Республика округ

Уровень Республика Оренбургская 29 Чеченская Санкт- ' 66

зарегистрированной безработицы Ингушетия область Республика Петербург

Соотношение денежных Республика Москва ' 8 Республика Москва ' 3

доходов на душу Ингушетия Калмыкия

населения и величины

прожиточного минимума

Собственные бюджетные Республика Тюменская ' 50 Республика Ненецкий ' 43

доходы на душу Дагестан область Ингушетия автономный

населения округ

Валовый региональный Республика Тюменская ' 22 Чеченская Ненецкий ' 48

продукт на душу Дагестан область Республика** автономный

населения округ

Объем производства Республика Тюменская 64 Республика Тюменская ' 100

промышленной Алтай область Ингушетии область

продукции на душу

населения

Оборот розничной Республика Москва 34 Республика Москва 9

торговли на душу Калмыкия Ингушетия

населения

Постановление Правительства РФ от 11.10.2001 № 717 «О Федеральной целевой программе «Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации (2002-2010 годы и до 2015 года).

' Данные за 2012 г.

Таблица 2

Российские регионы с самыми высокими и низкими значениями социально-экономических показателей по состоянию на 01.01.2014

Показатель Регионы с самыми низкими Регионы с самыми высокими Различие,

значениями показателя значениями показателя во сколько

Регион Значение Регион Значение раз

1. Объем инвестиций Кабардино-Балкарская 25 694 Ненецкий автономный 1 401 728 54,6

в основной капитал Республика округ

на душу населения, руб. Республика Ингушетия 29 350 Ямало-Ненецкий автономный округ 932 956 31,8

Ивановская область 30 210 Ханты-Мансийский автономный округ -Югра 452 685 15

Чеченская Республика 30 823 Сахалинская область 341 510 11,1

Костромская область 33 832 Магаданская область 212 583 6,3

2. Уровень Чеченская Республика 19,9 Санкт-Петербург 0,3 66,3

зарегистрированной безработицы, % Республика Ингушетия 13 Ленинградская область, Москва 0,4 32,5

Республика Тыва 4,9 Московская, Нижегородская, Тюменская, Ульяновская области, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра 0,5 9,8

Республика Северная Осетия - Алания 3,2 Калужская, Липецкая области 0,6 5,3

Амурская область 3 Костромская, Сахалинская области, Краснодарский край, Ямало-Ненецкий автономный округ 0,7 4,3

3. Соотношение Республика Калмыкия 198,5 Москва 619 3,1

денежных доходов на Республика Тыва 199,2 Ямало-Ненецкий 559,9 2,8

душу населения и автономный округ

величины Республика Алтай 241,8 Санкт-Петербург 543,2 2,2

прожиточного Республика Мордовия 258 Ненецкий автономный 491,4 1,9

минимума, % округ

Еврейская автономная область 266,8 Свердловская область 482,4 1,8

4. Собственные Республика Ингушетия 83 Ненецкий автономный 298,7 35,9

бюджетные доходы на округ

душу населения, Республика Дагестан 8,7 Чукотский автономный 254,9 29,2

млн руб. округ

Чеченская Республика 9,2 Ямало-Ненецкий автономный округ 215,7 23,4

Кабардино-Балкарская Республика 13,6 Сахалинская область 172,9 12,7

Карачаево-Черкесская Республика 13,8 Москва 119,7 8,6

5. Валовый Чеченская Республика 78 934,2 Ненецкий автономный 3 841 049,3 48,7

региональный продукт округ

на душу населения, руб. Республика Ингушетия 84 532,9 Ямало-Ненецкий автономный округ 2 211 580 26,2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Республика Калмыкия 119182,5 Ханты-Мансийский автономный округ -Югра 1707991,7 14,3

Республика Тыва 121 498,9 Сахалинская область 1 297 866,6 10,7

Кабардино-Балкарская Республика 123 389,8 Чукотский автономный округ 960 056,9 7,8

6. Объем производства Республика Ингушетия 13,4 Тюменская область 1 389,8 103,7

промышленной Чеченская Республика 14,3 Сахалинская область 1 230,1 86

продукции на душу Республика Дагестан 16,2 Чукотский автономный 910,3 56,1

населения, млн руб. округ

Республика Калмыкия 21,6 Республика Коми 510,4 23,6

Республика Алтай 23,1 Москва 469,4 20,3

7. Оборот розничной Республика Ингушетия 36 955 Москва 333 529 9

торговли на душу Республика Тыва 54 096 Сахалинская область 228 920 4

населения, руб. Республика Калмыкия 56 382 Ямало-Ненецкий автономный округ 221 694 3,9

Карачаево-Черкесская Республика 73 742 Свердловская область 220 916 3

Чеченская Республика 77 088 Ханты-Мансийский автономный округ -Югра 214 602 2,7

Таблица 3

Возможные меры стимулирования экономического развития российских регионов

Система стимулирования развития региона Регион применения Наличие льгот

1. Система налогообложения вне институтов территориального развития Все субъекты Федерации -

+

2. Особые экономические зоны Астраханская, Калининградская, Калужская, Липецкая Московская, Мурманская, Псковская, Самарская, Свердловская, Иркутская, Томская, Тверская, Ульяновская области, Москва, Санкт-Петербург, Алтайский, Краснодарский, Приморский, Ставропольский, Хабаровский края, Республика Адыгея, Республика Алтай, Республика Бурятия, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Северная Осетия - Алания, Республика Татарстан, Чеченская Республика +

3. Зоны территориального развития Республика Адыгея, Республика Алтай, Республика Бурятия, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Республика Калмыкия, Республика Карелия, Республика Северная Осетия - Алания, Республика Тыва, Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Чеченская Республика, Забайкальский, Камчатский, Приморский края, Амурская, Ивановская, Курганская, Магаданская области, Еврейская автономная область +

4. Региональный инвестиционный проект Республика Бурятия, Республика Саха (Якутия), Республика Тыва, Республика Хакасия, Забайкальский, Камчатский, Красноярский, Приморский, Хабаровский края, Амурская, Иркутская, Магаданская, Сахалинская области, Еврейская автономная область, Чукотский автономный округ +

5. Свободная экономическая зона Республика Крым, Севастополь +

6. Территории опережающего социально-экономического развития Созданы в Приморском крае -«Михайловский», «Надеждинская», в Хабаровском крае - «Хабаровск», «Комсомольск», в Амурской области -«Белогорск», «Приамурская», в Республике Саха (Якутия) - «Кангалассы», в Чукотском автономном округе - «Беренгивский», в моногородах Шелехов и Байкальск Иркутской области. Могут быть созданы в Камчатском крае, Магаданской, Сахалинской областях, Еврейской автономной области, в 94 моногородах с наиболее сложным социально-экономическим положением, перечень которых утвержден Правительством Российской Федерации +

Продолжение таблицы 3

Система стимулирования развития региона Инвестиционный налоговый кредит Ставка, %

Налог на прибыль

ФБ РБ

1. Система налогообложения вне институтов территориального развития - 2 18

Имеется возможность получения на срок от 1 года до 5 лет уменьшения уплаты по налогу на прибыль организации, а также по региональным и местным налогам. Проценты на сумму кредита определяются по ставке не менее одной второй и не более трех четвертых ставки рефинансирования Банка России в случае соответствия условиям, указанным в п. 1 ст. 67 Налогового кодекса Российской Федерации 2 Может быть снижена до 13,5

2. Особые экономические зоны 2 (для технико-внедренческой зоны и туристско-рекреационных ОЭЗ, входящих в кластер - 0) Не выше 13, 5 (для Калининградской области -0 в течение 6 лет, а затем в течение последующих 6 лет - 50% от ставки)

3. Зоны территориального развития Срок предоставления инвестиционного налогового кредита может быть увеличен с 5 до 10 лет, а процентная ставка будет составлять 0 2 Может быть снижена до 13,5

4. Региональный инвестиционный проект Имеется возможность получения на срок от 1 года до 5 лет уменьшения уплаты по налогу на прибыль организации, а также по региональным и местным налогам. Проценты на сумму кредита определяются по ставке не менее одной второй и не более трех четвертых ставки рефинансирования Банка России в случае соответствия условиям, указанным в п. 1 ст. 67 Налогового кодекса Российской Федерации 0 в течение первых десяти налоговых периодов Не может превышать 10 в течение первых пяти налоговых периодов и не может быть менее 10 в течение следующих пяти лет

5. Свободная экономическая зона Имеется возможность получения на срок от года до 5 лет уменьшения уплаты по налогу на прибыль организации, а также по региональным и местным налогам. Проценты на сумму кредита определяются по ставке не менее одной второй и не превышающей три четвертых ставки рефинансирования Центрального банка России 0 Может быть снижена до 13,5%

6. Территории опережающего социально-экономического развития 0 Не может превышать 5 в течение первых пяти налоговых периодов и не может быть менее 10 в течение следующих пяти лет

Продолжение таблицы 3

Ставка, %

Система стимулирования развития региона НДС в ФБ Взносы во внебюджетные фонды

ПФР ФСС ФОМС

1. Система налогообложения вне институтов территориального развития 18 22 2,9 5,1

18 20 0 0

2. Особые экономические зоны Освобождаются от уплаты резиденты портовой ОЭЗ 22 2,9 5,1

3. Зоны территориального развития 18 22 2,9 5,1

4. Региональный инвестиционный проект 18 22 2,9 5,1

5. Свободная экономическая зона 18 6 1,5 0,1

6. Территории опережающего социально-экономического развития 18 (право на ускоренное возмещение) 6 1,5 0,1

Продолжение таблицы 3

Система Ставка, %

стимулирования развития региона Налог на имущество юридических лиц в РБ Транспортный налог в РБ Земельный налог в МБ

1. Система налогообложения вне институтов 2,2 От 1 до 200 руб./л.с. в зависимости от мощности и типа транспортного средства 1,5

территориального развития 0 в соответствии с законом субъекта Федерации От 1 до 200 руб./л.с. в зависимости от мощности и типа транспортного средства До 0 в соответствии с решением представительного органа местного самоуправления

2. Особые экономические зоны Освобождаются от уплаты на 5 лет; для Калининградской области первые 6 лет - ставка налога 0, с 7 по 12 годы - ставка уменьшена на 50% Освобождаются от уплаты на 5 лет за исключением Калининградской области Освобождаются от уплаты на 5 лет; для промышленно-производственных зон - на 10 лет

3. Зоны территориального развития До 0 в соответствии с законом субъекта Федерации До 0 в соответствии с законом субъекта Федерации До 0 в соответствии с решением представительного органа местной власти

4. Региональный инвестиционный проект До 0 в соответствии с законом субъекта Федерации До 0 в соответствии с законом субъекта Федерации До 0 в соответствии с решением представительного органа местной власти

5. Свободная экономическая зона До 0 в соответствии с законом субъекта Федерации До 0 в соответствии с законом субъекта Федерации До 0 в соответствии с решением представительного органа местной власти

6. Территории опережающего социально- экономического развития До 0 в соответствии с законом субъекта Федерации До 0 в соответствии с законом субъекта Федерации До 0 в соответствии с решением представительного органа местной власти

Примечание: ПФР - Пенсионный фонд Российской Федерации; ФСС - Фонд социального страхования Российской Федерации; ФОМС - Федеральный фонд обязательного медицинского страхования; ФБ - федеральный бюджкт; РБ - региональный бюджет; МБ - местный бюджет; ОЭЗ - особая экономическая зона.

Источник: Об особых экономических зонах в Российской Федерации: Федеральный закон от 22.07.2005 № 116-ФЗ (ред. от 13.07.2015); Об особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 10.01.2006 № 16-ФЗ; О зонах территориального развития в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 03.12.2011 № 392-Ф3; О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части стимулирования реализации региональных инвестиционных проектов на территориях Дальневосточного федерального округа и отдельных субъектов Российской Федерации: Федеральный закон от 30.09.2013 № 267-ФЗ; О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя: Федеральный закон от 29.11.2014 № 377-ФЗ (ред. от 31.12.2014); О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2014 № 473-ФЗ (ред. от 13.07.2015); Об

утверждении перечня субъектов Российской Федерации, на территориях которых допускается создание зон территориального развития: постановление Правительства РФ от 10.04.2013 № 326.

Таблица 4

Существующие в российских регионах возможности по стимулированию экономического развития за счет снижения налоговой нагрузки на хозяйствующие субъекты

Субъект принятия решения Вид налога Ставка налога, %

Без льгот Возможные льготы

Субъект Федерации Налог на прибыль 20 15,5

Налог на имущество организаций 2 0

Упрощенная система налогообложения 6 (налогообложение в виде доходов); 15 (доходы, уменьшенные на величину расходов) 0 - для индивидуальных предпринимателей в производственной, социальной и (или) научной сферах, бытовых услугах в течение двух лет после регистрации. До 1 - налогообложение в виде доходов. До 5 (до 3 - для Республики Крым и Севастополя) -доходы, уменьшенные на величину расходов

Единый сельскохозяйственный налог 6 От 0 до 4 для Республики Крым и Севастополя

Транспортный налог От 1 до 200 руб./л.с. в зависимости от мощности и типа транспортного средства От 0,1 до 20 руб./л.с. в зависимости от мощности и типа транспортного средства

Муниципальный район (городской округ) Единый налог на вмененный доход Значение корректирующего коэффициента К2 = 1. Налоговая ставка - 15 Значение корректирующего коэффициента К2 = 0,005. Налоговая ставка - от 7,5

Городское(сельское) поселение Земельный налог От 0,3 до 1,5% от кадастровой стоимости в зависимости от категории и вида разрешенного использования земель До 0

Список литературы

1. Бухвальд Е.М. Институты развития и новые приоритеты региональной политики России // Теория и практика общественного развития. 2014. № 6. С. 108-114.

2. Kloß M., Lehmann R., Ragnitz J., Untiedt G. Auswirkungen veränderter Transferzahlungen auf die wirtschaftliche Leistungsfähigkeit der ostdeutschen Länder. 2012. Dresden Studie № 63. Dresden: ifo Dresden.

3. Маслихина В.Ю. Межрегиональная дифференциация в России // Политематический сетевой электронный журнал Кубанского государственного университета. 2012. № 10. URL: http://ej.kubagro.ru/2012/10/pdf/22.pdf.

4. Соян М.К. Концепция развития «особого» региона путем формирования целевой экономической зоны // Экономическое возрождение России. 2011. № 2. С. 132-138.

5. Буров М., Наумова Ю. Особые экономические зоны: территория инновационного развития // Проблемы теории и практики управления. 2012. № 5. С. 59-67.

6. Зельднер А. Управление процессом привлечения частных инвестиций в особые экономические зоны России // Проблемы теории и практики управления. 2013. № 10. С. 75-80.

7. Каартемо В., Лиухто К. Технологические инновации в особых экономических зонах России: уроки Китая // Форсайт. 2010. № 2. С. 18-24.

8. Региональная политика: зарубежный опыт и российские реалии / под ред. А.В. Кузнецова, О.В. Кузнецовой. М.: ИМЭМО РАН, 2015. 137 с.

9. Зименков Р.И. Свободные экономические зоны в Японии // Российский внешнеэкономический вестник. 2006. № 4. С. 15-19.

10. Передкова И.В. Особая экономическая зона и ее роль в развитии экономики региона // Социально-экономические явления и процессы. 2013. № 11. C. 89-93.

11. Фазлыева Е.П. Влияние особых экономических зон на динамику индикаторов развития территории размещения // TERRA ECONOMICUS. 2012, Вып. 10. № 4-2. C. 132-135.

12. Новиков А.В., Кольцов П.В. Методические подходы к определению показателей идентификации субъектов Российской Федерации для целей создания зон территориального развития // Вестник Казанского технологического университета. 2013. № 17. С. 255-258.

13. Батыров М.В. Правовой анализ преимуществ и преференций для резидентов особых экономических зон // Бизнес в законе. 2010. № 2. С. 122-126.

14. Павлов П. Второй старт особых экономических зон в России // Мировая экономика и международные отношения. 2010. № 8. С. 69-75.

15. Жиркова С.В. Развитие особых экономических зон в России как инструмент повышения инвестиционного потенциала: недостатки, преимущества и перспективы // Социально-экономические явления и процессы. 2012. № 7-8. С. 22-29.

16. Белокрылов К.А., Пацева Г.В. Зоны территориального развития как драйвер роста экономики региона // TERRA ECONOMICUS. 2013. Т. 11. № 3-3. С. 102-106.

17. The Challenge of Free Economic Zones to Central and Eastern Europe: International Perspectives. New York: United Nations, 1991, 436 p.

18. Филатова Ю.М. Исследование распределения особых экономических зон по странам мира // Известия Тульского государственного университета. Сер.: Экономические и юридические науки. 2015. Вып. 1. Ч. 1. С. 35-41.

Экономический анализ: Economic Analysis:

теория и практика 1 (2016) 15-29 Theory and Practice

ISSN 2311-8725 (Online) Economic Advancement

ISSN 2073-039X (Print)

ANALYSIS OF INSTITUTIONS PROVIDING FINANCIAL INCENTIVES TO BUSINESS ENTITIES TO ENCOURAGE ECONOMIC DEVELOPMENT OF SUBJECTS OF THE RUSSIAN FEDERATION

Andrei N. SYROV

Administration of Lyubertsy Urban Settlement, Moscow Oblast, Russian Federation a.n. [email protected]

Article history:

Received 28 October 2015 Accepted 2 November 2015

JEL classification: R12

Keywords: regional development, management, difference, region, tax credit

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Abstract

Subject The article addresses regional development problems and analyzes existing institutions, stimulating economic activity in regions by providing financial incentives to business entities. Objectives The aim is to review institutions operating in the Russian Federation and stimulating regional development, mechanisms of incentives provided to entrepreneurs to pay taxes to budgets and extra-budgetary funds, their practical application and impact on reducing the differences between regions by major socio-economic indicators.

Methods Methodological framework includes systematization and analysis of guidelines and information materials of the Federal State Statistics Service, works of domestic scientists on issues related to stimulation of economic activity in regions, and relevant laws and regulations. Results The findings show that significant differentiation of regions by socio-economic indicators continue to persist, and the available institutions providing financial incentives to economic actors to stimulate economic activity in regions are not adequately involved in the practice of regional governance. I investigated the possibilities of each institution to influence economic activity in the region through the provision of benefits for each tax and payments to extra-budgetary funds; identified the most attractive for business institutions that provide financial incentives. The article names regions that can use relevant institutions, and presents mechanisms for their possible creation in the region.

Conclusions Implementation of federal-level institutions that stimulate regional development and reduce disparities in socio-economic development of regions is still a pending issue. It is necessary to involve them in the practice of regional governance, especially in regions with low socioeconomic indicators.

© Publishing house FINANCE and CREDIT, 201б

References

1. Bukhval'd E.M. Instituty razvitiya i novye prioritety regional'noi politiki Rossii [Development institutions and new priorities of regional policy of Russia]. Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya = Theory and Practice of Social Development, 2014, no. 6, pp. 108-114.

2. Kloß M., Lehmann R., Ragnitz J., Untiedt G. Auswirkungen veränderter Transferzahlungen auf die wirtschaftliche Leistungsfähigkeit der ostdeutschen Länder. Ifo Dresden Studie 63, Dresden, 2012.

3. Maslikhina V.Yu. [Regional differentiation in Russia]. Scientific Journal of KubSAU, 2012, no. 10. (In Russ.) Available at: http://ej.kubagro.ru/2012/10/pdf/22.pdf.

4. Soyan M.K. Kontseptsiya razvitiya "osobogo" regiona putem formirovaniya tselevoi ekonomicheskoi zony [The concept of 'special' region development through special economic zone formation]. Ekonomicheskoe vozrozhdenie Rossii = Economic Revival of Russia, 2011, no. 2, pp. 132-138.

5. Burov M., Naumova Yu. Osobye ekonomicheskie zony: territoriya innovatsionnogo razvitiya [Special economic zones: the territory of innovative development]. Problemy teorii i praktiki upravleniya = Theoretical and Practical Aspects of Management, 2012, no. 5, pp. 59-67.

6. Zel'dner A. Upravlenie protsessom privlecheniya chastnykh investitsii v osobye ekonomicheskie zony Rossii [Managing the process of attracting private investment in special economic zones of Russia].

Problemy teorii i praktiki upravleniya = Theoretical and Practical Aspects of Management, 2013, no. 10, pp. 75-80.

7. Kaartemo V., Liukhto K. Tekhnologicheskie innovatsii v osobykh ekonomicheskikh zonakh Rossii: uroki Kitaya [Technology-innovative special economic zones in Russia: lessons from China]. Forsait = Foresight-Russia, 2010, no. 2, pp. 18-24.

8. Regional'naya politika: zarubezhnyi opyt i rossiiskie realii [Regional policy: foreign experience and Russian realities]. Moscow, IMEMO RAS Publ., 2015, 137 p.

9. Zimenkov R.I. Svobodnye ekonomicheskie zony v Yaponii [Free economic zones in Japan]. Rossiiskii vneshneekonomicheskii vestnik = Russian Foreign Economic Journal, 2006, no. 4, pp. 15-19.

10. Peredkova I.V. Osobaya ekonomicheskaya zona i ee rol' v razvitii ekonomiki regiona [Special economic zone and its role in the economic development of the region]. Sotsial'no-ekonomicheskie yavleniya i protsessy = Socio-economic Phenomena and Processes, 2013, no. 11, pp. 89-93.

11. Fazlyeva E.P. Vliyanie osobykh ekonomicheskikh zon na dinamiku indikatorov razvitiya territorii razmeshcheniya [The influence of special economic zones on the dynamics of indicators of the location territory development]. TERRA ECONOMICUS, 2012, vol. 10, no. 4-2, pp. 132-135.

12. Novikov A.V., Kol'tsov P.V. Metodicheskie podkhody k opredeleniyu pokazatelei identifikatsii sub"ektov Rossiiskoi Federatsii dlya tselei sozdaniya zon territorial'nogo razvitiya [Methodological approaches to determining the indicators to identify subjects of the Russian Federation for the purpose of creating regional development zones]. Vestnik kazanskogo tekhnologicheskogo universiteta = Herald of Kazan Technological University, 2013, no. 17, pp. 255-258.

13. Batyrov M.V. Pravovoi analiz preimushchestv i preferentsii dlya rezidentov osobykh ekonomicheskikh zon [Legal analysis of benefits and preferences for residents of special economic zones]. Biznes v zakone = Business in Law, 2010, no. 2, pp. 122-126.

14. Pavlov P. Vtoroi start osobykh ekonomicheskikh zon v Rossii [The second start of special economic zones in Russia]. Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya = World Economy and International Relations, 2010, no. 8, pp. 69-75.

15. Zhirkova S.V. Razvitie osobykh ekonomicheskikh zon v Rossii kak instrument povysheniya investitsionnogo potentsiala: nedostatki, preimushchestva i perspektivy [Development of special economic zones in Russia as an instrument of increasing the investment potential: disadvantages, advantages, and prospects]. Sotsial'no-ekonomicheskie yavleniya i protsessy = Socio-economic Phenomena and Processes, 2012, no. 7-8, pp. 22-29.

16. Belokrylov K.A., Patseva G.V. Zony territorial'nogo razvitiya kak draiver rosta ekonomiki regiona [Territorial development zones as a driver of regional economy growth]. TERRA ECONOMICUS, 2013, vol. 11, no. 3-3, pp. 102-106.

17. The Challenge of Free Economic Zones to Central and Eastern Europe: International Perspectives. New York, United Nations, 1991, 436 p.

18. Filatova Yu.M. Issledovanie raspredeleniya osobykh ekonomicheskikh zon po stranam mira [Examining the distribution of special economic zones by countries across the world]. Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Ser.: Ekonomicheskie i yuridicheskie nauki = Izvestija TulGU. Series: Economic and Legal Science, 2015, vol. 1, part 1, pp. 35-41.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.