Научная статья на тему 'Налоговая реформа: моменты, требующие решения'

Налоговая реформа: моменты, требующие решения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
107
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / НАЛОГОВАЯ РЕФОРМА / БЮДЖЕТ / НАЛОГОВЫЕ СТАВКИ / ДОТАЦИИ / ИНДЕКС НАЛОГОВОГО ПОТЕНЦИАЛА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бачило Татьяна Георгиевна

В статье рассматриваются вопросы формирование бюджетов регионов и влияние различных льгот по налогам на их размер. Дан краткий анализ существующего экономического положения в регионах. Приведены размеры дотаций регионам и представлены результаты налоговых поступлений в региональные бюджеты за 2016 год. Рассмотрены методы формирования региональных бюджетов. Проанализированы положения Налогового Кодекса Российской Федерации с точки зрения наличия и применения льгот по различным налогам при формировании бюджетов. Предложены пути по улучшению финансово-инвестиционного климата в региональных и муниципальных образованиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Налоговая реформа: моменты, требующие решения»

УДК 336.2

Бачило Татьяна Георгиевна

кандидат экономических наук, кафедра «финансовые технологии и инжиниринг». Московский политехнический университет tgexpe г1@уа^ех. ги

Tatiana G. Bachilo

Candidate of economic sciences, department «Financial technologies and engineering». Moscow Polytechnic University [email protected]

Налоговая реформа: моменты,

требующие решения

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы формирование бюджетов регионов и влияние различных льгот по налогам на их размер. Дан краткий анализ существующего экономического положения в регионах. Приведены размеры дотаций регионам и представлены результаты налоговых поступлений в региональные бюджеты за 2016 год. Рассмотрены методы формирования региональных бюджетов. Проанализированы положения Налогового Кодекса Российской Федерации с точки зрения наличия и применения льгот по различным налогам при формировании бюджетов. Предложены пути по улучшению финансово-инвестиционного климата в региональных и муниципальных образованиях.

Ключевые слова: Налогообложение в Российской Федерации, налоговая реформа, бюджет, налоговые ставки, дотации, индекс налогового потенциала.

tax reform:

the moments requiring

the solution

Annotation. In the article the questions of formation of budgets of regions and the influence of various tax exemptions on their size. A brief analysis of the current economic situation in the regions. Given the size of subsidies to the regions and presents the results of tax revenues in regional budgets for the year 2016. Methods of forming regional budgets. Analyzed the provisions of the Tax Code of the Russian Federation from the point of view of the availability and application of exemptions from various taxes in budget. Suggested ways for improvement of the investment climate in the regional and municipal entities.

Keywords: Taxation in the Russian Federation, tax reform, budget, tax rates, subsidies, index of tax potential.

В конце 2016 г. в экономических кругах бурно обсуждались вопросы реформирования налоговой системы Российской Федерации, обсуждение которых продолжается и по сей день. Это связано с тем, что Президент Российской Федерации В. В. Путин в своем послании Федеральному собранию выдвинул предложения по изменению системы налогообложения с тем, чтобы она позволила увеличить доходы бюджета, но в то же время, чтобы она была стабильна ,

к уплате налогов, чем ухода от них.

Для решения поставленных задач можно пойти несколькими путями:

- увеличить налоговые ставки существующих

,

сильное негативное влияние [1];

-

налогам, снизить расходы, учитываемые для ,

налоги. Применение каждого из направлений

даст свои результаты, но решение задач будет , -

плексно все направления, при чем таким образом, чтобы эффект был максимальным, а вноси-

мые изменения в уже существующую систему были бы минимальны.

При существовании трехуровневой системы

налогообложения: федеральной, региональной и ,

систему РФ дают федеральные налоги: налог на добавленную стоимость (НДС), налог на прибыль организаций и налог на доходы физических

лиц (НДФЛ) [4]. При этом, считаясь федераль-, -

гиональный бюджет. Так, налог на прибыль организаций в 2017 году распределяется между федеральным и региональным уровнем как 3 и 17 . -

нальные власти имеют право снижать ставку налога при отчислении в региональный бюджет до 12,5 %. Казалось бы, пониженную ставку целесообразно применять только в тех регионах, которые являются самодостаточными, т.е. не получают дотации из федерального бюджета.

Однако по данным Министерства финансов РФ в 2016г. не получили дотаций из бюджета, те. являлись регионами-донорами, только 14 из 85 регионов, это: Калужская область, Московская область, Ярославская область, г. Москва, Ленинградская область, г. Санкт-Петербург, Ненецкий

автономный округ, Республика Татарстан, Самарская область, Свердловская область, Тюменская область Ханты-Мансийский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ и Сахалинская область. Остальные субъекты РФ получили дотацию из бюджета, те. 71 регион [5].

При этом практически каждый регион устанавливал для предприятий различных видов деятельности, находящихся на территории региона, пониженные ставки отчисления по налогу на прибыль. Из 85 регионов РФ пониженные ставки по отчислению налога на прибыль организаций в региональный бюджет установили 37 регионов, причем 33 из них - дотационные. Размер дотаций, направленных регионам России в 2017 году, 738 . -

мум на 15 %, общая сумма поддержки составит

1,5 .

государственной поддержки в более крупных размерах будут переданы: в Дагестан (более 52 млрд руб.), Якутию (более 36 млрд руб.), ( 37 .). -

оны оказались самыми обеспечиваемыми со стороны государства и в минувшем году. Без серьезных изменений остались размеры государственной финансовой поддержки бюджетов Чеченской и Крымской республик [5]. Кроме того,

с нынешнего года изменится подход к распреде-.

перечисляться, исходя из реально существующих приоритетных потребностей: к таковым будут причисляться, в частности, нужды на развитие перспективных экономических отраслей и

. , ,

получающих дотации федерального уровня, будут нести ответственность, беря на себя обязательство по достижению конкретных экономических показателей, те. стремиться к преумножению и реализации экономических потенциалов и сведения к минимуму количества неэффектив-.

При распределении дотаций из бюджета в

2016 году учитывался налоговый потенциал по , -

:

, -

, ,

на этой территории: налог на прибыль, налог на доходы физических лиц, акцизы на алкогольную

и спиртосодержащую продукцию, налог на иму-

,

ископаемых, акцизы по нефтепродуктам, зачисляемые по нормативам, а также прочие налоги.

85 « »

на 2016 год только у 19 регионов имеет значение от 1 до 5,5, у остальных - менее 1.

«Индекс налогового потенциала» определялся как частное от деления сумм налогов на численность постоянного населения в данном регионе и сумм налогов по Российской Федерации на

численность населения РФ.

,

«индекс налогового потенциала» - это налог на , -

ских лиц (НДФЛ) и налог на имущество органи-.

Конечно, с точки зрения формирования феде, ,

налог на имущество организаций занимают незначительную долю. Так, налог на прибыль за 2015 год (отчета за 2016 год еще нет), составляет в общем поступлении ненефтегазовых доходов в бюджет 3,6 % или 491,4 млрд руб. При этом доля других налогов значительно выше:

31 %

4233,6 млрд руб., от акцизов - 581,9 млрд руб. или 4,3 %, а от прочих налогов - 1924,6 млрд руб. или 13,5 %. За 2015 год доля ненефтегазовых доходов в общем объеме поступлений в бюджет составила - 57,1 %, а нефтегазовых - 42,9 % [6]. Однако для формирования региональных бюджетов важны именно: налог на прибыль организаций, направляемый в региональный бюджет,

НДФЛ, уплачиваемый по месту регистрации (жи-) , -

ганизаций. ФНС России подвела итоги налоговых поступлений в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации в 2016 году. Несмотря на слабые макроэкономические показатели, налоговые доходы незначительно выросли благодаря активной работе налоговых органов - на 9,4 % и составили почти 7,6 трлн рублей [7].

Как уже было сказано выше, для увеличения

,

, -.

налога на прибыль является применение пониженной ставки налога на прибыль.

Сегодня пониженные ставки налога на прибыль можно применять к следующим видам доходов [2]:

1. ( 0 % 15 % зависимости от статуса организации-получателя дивидендов.

2. , -щих постоянных представительств в России об-

20 %.

3. -гам облагаются по разным налоговым ставкам: 0 %, 9 % 15 %.

4. -«»

300 0 %.

5.

налога на прибыль организаций - участниц ин-.

6. -

экономической зоны также облагается по пониженной ставке: в течение 10 лет с момента получения прибыли ставка налога в федеральный

10 %, -

нальный - 12,5 %.

7. 0 % -

зяйственных и рыбохозяйственных организаций.

прибыли, полученной от реализации или выбытия ценных бумаг организаций, относящихся к ( ) -

рам экономики, конечно, при соблюдении определенных условий и т.д.

Как мы видим из представленного перечня льгот и ставок разброс их достаточно большой. Региональные власти для привлечения на свою территорию финансы устанавливают максимально

возможные привилегии для бизнеса, несмотря , -

.

Налог, также участвующий в формировании «индекса налогового потенциала» и обеспечивающий формирование регионального бюджета - это налог на имущество организаций. По этому налогу предусмотрено большое количество льгот как на федеральному уровне, те. предусмотрено Налоговым кодексом РФ для всех регионов Российской

федерации независимо от территории, где нахо-

,

налогу на имущество организаций, устанавливаемые законами субъектов РФ. Федеральные налоговые льготы по налогу на имущество организаций

можно разделить на два вида [3]: - , -

зацию от уплаты налога на имущество. Такие

льготы, в частности предусмотрены для: специ-

- -

приятий; коллегии адвокатов, адвокатских бюро

и юридических консультаций; государственных ; -

- « »;

- ,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

виды основных средств, принадлежащим отдельным организациям. Например, эти льготы

:

- -

но-исполнительной системы, используемое для осуществления возложенных на них функций;

- имущество религиозных организаций, используемое для религиозной деятельности. Под

эту же льготу попадает:

- -

-

особых экономических зон; - , -

заций, признаваемых управляющими компаниями особых экономических зон; - ,

морских водах России, на континентальном , -

ской зоне России и используемое в деятельности по разработке морских месторождений угле. ,

налогом на имущество: - ,

организаций в качестве основных средств после 1 января 2013 года;

- имущество организаций - участников свободной экономической зоны.

Все выше перечисленные льготы распространяются на все организации, расположенные в любом регионе Российской федерации. Но кроме того, законами субъектов РФ могут быть установлены дополнительные налоговые льготы и условия их использования. При этом региональные власти имеют право установить льготы,

,

ограничивать срок их действия.

,

средств в бюджет необходимо проанализировать существующие льготы по основным налогам и оценить возможность их отмены либо из.

По предварительным данным, размер дотаций, передаваемых регионам России в 2017 году,

738 .

меньшей мере на 15 % превысит результаты минувшего года [5].

Для сокращения дотаций и увеличения доходов региональных бюджетов необходимо сократить федеральные и региональные льготы путем оценки сумм налогов. Учитывая, что все налоги в

регионах платятся на основании законов субъек-

,

каждому налоговому документу. Это позволит создать объективные рынки и обеспечить таким образом повышение налогооблагаемой базы.

При этом необходимо обратить внимание на функционирование теневого бизнеса в каждом .

«выход из тени» даже незначительной части

,

.

низкий уровень налогов в конкретном регионе.

Для унификации подходов к планированию региональных бюджетов ФНС России разработала методику прогнозирования поступлений по всем видам налоговых доходов. Применение методики территориальными налоговыми органами и финансовыми органами субъектов РФ позволит принимать обоснованные решения в части оценки доходной части региональных бюджетов [7].

Одним из важнейших действий по выводу регионов из разряда дотационных и привлечения финансовых средств, на наш взгляд, - это подготовка пакета налоговых документов, типа «регионального налогового кодекса» с указанием ставок и условий действия всех принятых в регионе .

, -

мация об условиях работы организаций и индивидуальных предпринимателей на данной территории была доступна и понятна. Бизнесмены должны получать полную информацию об условиях функционирования предприятий и организаций. Причем в пакете нормативных региональных документов должны быть указаны все налоги и сборы как налоговые, так и неналоговые. Это позволит предпринимателям оценить экономическую эффективность и оценить перспек-

тивы развития их бизнеса в данном регионе. Что, в конечном итоге, позволит повысить собирае-

Литература:

1. Бачuno ТТ. Увеличение налогового бремени + как фактор, оказывающий сдерживающее воздействие на развитие малого предпринимательства в России / ТТ. Бачило, Н.В. Трубицина // Инновации и Инвестиции, № 3, 2016. С. 97-104.

2. Федеральный закон 117-ФЗ от 05.08.2000 г, Налоговый кодекс РФ глава 25, редакция от 28.12.2016.

3. Федеральный закон 117-ФЗ от 05.08.2000 г,

30,

28.12.2016.

4. URL: http://www.garant.ru/news/1096379/

5. URL: http://minfin.ru/ru/perfomance/regions/mb/ mb2015_2017/

7. URL: http://minfin.ru/ru/statistics/subbud/execute/

8. URL: https://www.nalog.ru/rn77/news/activities_fts/ 6749056/

мость налогов в конкретном регионе и стать самодостаточным.

Literature:

1. Bachilo T.G. The increase in the tax burden as a factor having a deterrent effect on the development of small entrepreneurship in Russia / T.G. Bachilo, N.V. Trubitsina // Innovation and Investment, № 3, 2016. P. 97-104.

2. Federal law 117-FZ dated 05.08.2000 year, the Tax code Chapter 25, edited by 28.12.2016.

3. Federal law 117-FZ dated 05.08.2000 year, the Tax code Chapter 30, edited by 28.12.2016.

4. URL: http://www.garant.ru/news/1096379/

5. URL: http://minfin.ru/ru/perfomance/regions/mb/ mb2015_2017/

7. URL: http://minfin.ru/ru/statistics/subbud/execute/

8. URL: https://www.nalog.ru/rn77/news/activities_fts/ 6749056/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.