Научная статья на тему 'Анализ инфраструктуры формирования финансовых ресурсов малых организаций'

Анализ инфраструктуры формирования финансовых ресурсов малых организаций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2096
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МАЛЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ / ИСТОЧНИКИ / ПРИБЫЛЬ / КРЕДИТ / ФАКТОРИНГ / ЛИЗИНГ / ФРАНЧАЙЗИНГ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хайретдинов Н.Р.

Анализ инфраструктуры формирования финансовых ресурсов малых организаций производится по двум направлениям: внутренним и внешним источникам. Подробно проанализированы внутренние источники, включающие: прибыль, амортизационные отчисления, дебиторскую задолженность. В системе внешних источников проведен анализ услуг со стороны как финансовых, так и нефинансовых институтов, в том числе факторинговое облуживание малого бизнеса, франчайзинговые и лизинговые схемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ инфраструктуры формирования финансовых ресурсов малых организаций»

Финансы малого бизнеса

АНАЛИЗ ИНФРАСТРУКТУРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ МАЛЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Н. Р. ХАЙРЕТДИНОВ, аспирант

Всероссийская государственная налоговая академия Минфина России

Анализ инфраструктуры формирования финансовых ресурсов малых организаций производится по двум направлениям: внутренним и внешним источникам. Подробно проанализированы внутренние источники, включающие: прибыль, амортизационные отчисления, дебиторскую задолженность. В системе внешних источников проведен анализ услуг со стороны как финансовых, так и нефинансовых институтов, в том числе факторинговое облуживание малого бизнеса, франчайзинговые и лизинговые схемы.

Ключевые слова: малые организации, финансовые ресурсы, источники, прибыль, кредит, факторинг, лизинг, франчайзинг.

Малые организации функционируют в условиях жесткого ограничения используемых в хозяйственном обороте финансовых ресурсов. Такие условия необходимо выполнять как в благоприятных периодах работы малых организаций, так и в периоды кризиса. Отклонение от такого подхода означает, что свободные денежные средства отвлекаются на различных этапах оборота капитала в виде сверхнормативных запасов, незавершенного производства, готовой продукции, средств в расчетах (дебиторской задолженности). Это отрицательно отражается на финансовых результатах деятельности малых организаций.

Источники финансовых ресурсов организаций подразделяются на внутренние и внешние источники, поэтому анализ проводится по этим направлениям.

Внутренние источники, подразделяются на средства, сформированные за счет собственных средств и сформированные за счет средств, прирав-

ненных к собственным. Основную долю в первом случае в малых организациях составляет прибыль от основной деятельности.

Характерной особенностью и одновременно проблемой является то, что малые организации ориентированы на текущую прибыль, как правило, на накопление прибыль не направляется. Собственные финансовые возможности для дальнейшего развития имеют далеко не все малые организации. Более того, число убыточных организаций1 по состоянию на 01.01.2008 составило 121277 с суммой убытка в 159164 млн руб.

Удельный вес убыточных малых организаций в общем их количестве составил 21,8 %, т. е. около четверти всех организаций, в том числе в обрабатывающих производствах — 22,9 %, в сельском хозяйстве — 26,8 %, в строительстве — 21,2 %, на транспорте — 25,7 %. Характерно, что за последние годы (2003 — 2007 гг.) удельный вес убыточных малых организаций имеет некоторую тенденцию к сокращению (рис. 1)2. Поэтому в большинстве малых организаций необходимо уделять особое внимание формированию прибыли.

Для целей сравнения и анализа прибыль, выражаемая в абсолютной сумме, не всегда корректна. Поэтому сравнительную оценку результатов деятельности организации проводят по показателям рентабельности.

Рентабельность активов малых организаций в настоящее время составляет около 5,0 %, а рента-

1 На основе данных статистических сборников. Малое предпринимательство в России. М.: Росстат РФ, 2005 г., 2006 г., 2007 г., 2008 г. С. 85.

2 Там же. С. 13.

2007

2006

Ч

° 2005

2004

2003

0 10 20 30

Проценты

Рис. 1. Удельный вес убыточных малых организаций.

бельность продукции — от 2,1 % до 3,5 %. Это значит, что практически нет реальной возможности рассчитаться по предоставленным кредитам, так как цена кредита значительно выше этих показателей.

В процессе финансирования и кредитования предпринимательской деятельности необходимо сформировать рациональный состав оборотных средств малой организации. Управление оборотными средствами включает в себя управление денежными средствами, дебиторской задолженностью, товарно-материальными запасами и краткосрочными обязательствами. Для малых организаций краткосрочные обязательства являются основным источником внешнего финансирования. Малые организации просто не имеют иного доступа к рынкам долгосрочного капитала.

Быстро реализуемые оборотные средства малой организации включают дебиторскую задолженность. Анализ данных3 за последние годы (2003 г. — 2433020 млн руб.; 2004 г. — 3284800 млн руб.; 2005 г. — 3523636 млн руб.; 2006 г. — 4998541 млн руб.; 2007 г. — 6953796 млн руб.) показывает, что в большинстве видов экономической деятельности имеется тенденция увеличения дебиторской задолженности в течение этого периода большими темпами, чем увеличение выручки от реализации, что в условиях инфляции для финансовой политики малых организаций нежелательно. Вследствие этого значительные суммы, получаемые организациями по краткосрочным кредитам банка, передаются покупателям и заказчикам в качестве дебиторской задолженности.

3 На основе данных статистических сборников. Малое

предпринимательство в России. М.: Росстат РФ, 2005 г., 2006 г., 2007 г., 2008 г. С. 87.

— Следующим источником пополнения

финансовых ресурсов малых организаций является кредиторская задолженность. Абсолютная сумма кредиторской задолженности малых организаций в целом по видам экономической деятельности возросла в 2003 г. по сравнению с 2002 г. на 755125 млн руб.; в 2004 г. по сравнению с 2003 г. на 1306732 млн руб.; в 2005 г. по сравнению с 2004 г. на 107302 млн руб.; в 2006 г. по сравнению с 2005 г. на 1757076 млн руб.; в 2007 г. по сравнению с 2006 г. на 2250931 млн руб. Как показывает анализ приведенных дан-40 ных, наблюдается устойчивая тенденция увеличения кредиторской задолженности в течение последних лет. Такое положение свидетельствует о повышении зависимости деятельности малых организаций от кредитных операций.

кредиторская задолженность как источник финансирования образуется вследствие существующей системы платежей организации и включает задолженность перед поставщиками и подрядчиками, векселя к уплате, задолженность по оплате труда, социальному страхованию и обеспечению, задолженность перед бюджетом. Условия расчетов в малых организациях организуются таким образом, чтобы снижать дебиторскую задолженность и повышать кредиторскую, но по расчетам за 2003 — 2008 гг. наблюдается другая тенденция (рис. 2).

Недостаток оборотного капитала является непосредственной причиной неплатежеспособности, а в дальнейшем и банкротства малой организации. Отсутствие у малой организации устойчивой системы пополнения оборотного капитала приводит, во-первых, к дополнительным расходам, которые увеличивают текущие издержки, а во-вторых, к снижению показателей эффективности деятельности организации. Собственные источники увеличения капитала ограничены в первую очередь способностью получения необходимой прибыли. таким образом, рационально управляя оборотными активами, малая организация получает возможность в меньшей степени зависеть от внешних источников получения денежных средств.

Малые организации имеют, как правило, пониженный, по сравнению с крупными фирмами, уровень ликвидности. Это связано с тем, что в малых организациях относительно меньше денег вкладывается в запасы и дебиторскую задолженность, что подтверждается более высокими показателями обо-

2007

2006

л ч

о

2005

2004

2003

1,1

1,15

1,2 1,25

Коэффициенты

1,3

1,35

Рис. 2. Соотношение кредиторской и дебиторской задолженностей'

* Расчеты автора на основе данных статистических сборников. Малое предпринимательство в России. М.: Росстат РФ, 2005 г., 2006 г., 2007 г., 2008 г. С. 86 — 87.

рачиваемости запасов и дебиторской задолженности. Кроме того, у малых организаций относительно выше текущие обязательства. Анализ приведенных данных показывает, что в большинстве малых организаций за период с 2000 по 2003 г. соотношение текущих активов и краткосрочных обязательств ниже, чем соотношение 1:1, т. е. можно отметить высокий финансовый риск, связанный с тем, что малые организации в большинстве случаев были не в состоянии оплачивать свои счета. Начиная с 2004 г. по настоящее время положение несколько улучшилось в видах экономической деятельности: производство и распределение электроэнергии, газа и воды (1,31); здравоохранение (1,17); оптовая и розничная торговля (1,15); обрабатывающие производства (1,11); финансовая деятельность (2,18) и даже сельское хозяйство превысило это значение на 8,8 %.

Среди источников финансирования малых организаций, по данным статистики4, основное место занимают собственные средства (70 %), в том числе: амортизация — 40 %, прибыль — 30 %. Привлеченные средства составляют 30 %, из них кредиты банков — 20 % и эмиссия ценных бумаг — 10 %. В составе кредитов долгосрочные обязательства составляют 2,6 %, краткосрочные — 17,4 %.

Для малых организаций внешнее финансирование является дорогостоящим и имеет определенные ограничительные условия:

— коммерческие банки требуют кредитной истории и оценки финансового состояния по определенным показателям;

— кредитные союзы выдают ссуды только после уплаты членских взносов участника кредитного кооператива;

— региональные банки выдают кредиты при двух условиях: соответствия программам развития региона и оценки финансового состояния;

— фонды поддержки малого предпринимательства выделяют средства при условии постоянного соответствия критериям оценки функционирования малых организаций.

В малых организациях преобладает в заемном капитале краткосрочный кредит. Высокие темпы наращивания оборота влекут за собой повышенные ликвидные потребности.

В современных условиях в России обозначилась тенденция, позволяющая расширить кредитование малых организаций. За период с 2000 по 2007 г. объемы кредитования в номинальном выражении возросли более чем в 5 раз. В 2007 г. по сравнению с 2006 г. объем кредитования малых организаций увеличился на 34,6 %. Рост кредитной активности банков продолжился в 2008 г.5. Анализ кредитного портфеля российских коммерческих банков свидетельствует о растущей динамике кредитов малому бизнесу.

Потенциал рынка кредитования малого бизнеса огромен. По подсчетам аналитиков, объем возможного спроса малых организаций на сегодняшний день составляет 30 млрд долл. США, а через пять лет эта цифра может вырасти вдвое — до 50 — 60 млрд долл. США. Однако реальные потребности бизнеса в настоящее время удовлетворены лишь на 15 — 20 %. Вероятно, оптимистические прогнозы экспертов сбудутся лишь в том случае, если будут решены основные проблемы, мешающие активному взаимодействию малых организаций и кредитных организаций. Объем кредитования малого бизнеса в РФ в 15 раз меньше, чем в развитых европейских странах, и в 20 раз ниже, чем в Японии6.

В настоящее время инфраструктура финансовых услуг для малого бизнеса включает разнообразные средства, поступающие в порядке перерас-

4 На основе данных статистических сборников. Малое предпринимательство в России. М.: Росстат РФ, 2005 г., 2006 г., 2007 г., 2008 г.

5 По данным рейтингового агентства «Эксперт РА».

6 Даценко О. Малый бизнес ждет кредитов. Корпоративный журнал ВТБ «Энергия успеха». Декабрь 2007 г. № 12. С. 21.

8000000

7000000

6000000

%

§ю 5000000 $ о.

" =Е 4000000 (8 ■>

3000000

0 н

¿3 2000000

01 С1

1000000

2003

2004

2005 Годы

2006

2007

Рис. 3. Динамика дебиторской задолженности малых организаций

пределения от союзов, ассоциаций, отраслевых и региональных структур, и всевозможные продукты финансовых институтов. Получение кредита в большинстве случаев для малых организаций затруднительно вследствие высокой цены этих банковских продуктов. Наиболее востребованными малыми организациями в современных условиях являются: факторинговые, лизинговые и франчай-зиговые схемы кредитования.

Факторинг является формой посреднических банковских услуг и рассматривается как разновидность кредитования. Факторинг представляет собой определенный вид торгово-комиссионной операции, сочетающейся с кредитованием оборотного капитала клиента. В настоящее время дебиторская задолженность малых организаций ежегодно возрастает по всем видам экономической деятельности, что подтверждается данными7 (рис. 3). Стабилизировать этот процесс можно на основе широкого применения факторинговых схем.

Факторинг особенно выгоден для организаций малого и среднего бизнеса как форма финансирования. Эта операция ускоряет получение большей части платежей, гарантирует полное погашение задолженности и снижает расходы по ведению счетов. В большинстве организаций состояние расчетной дисциплины характеризуется динамикой и структурой дебиторской задолженности. Дебиторы являются хозяйственными партнерами организаций. Малые организации функционируют в условиях свободной конкуренции и больших сложностей сбыта продукции, поэтому они широко используют при реализации товаров формы последующей оплаты.

7 По данным статистических сборников. Малое предпри-

нимательство в России. М.: Росстат РФ, 2005 г., 2006 г., 2007 г., 2008 г. С. 86.

следующей альтернативой кредитованию, кроме факторинга, для малого бизнеса может быть лизинговое обслуживание. При отсутствии или недостаточности обеспечения по кредиту малой организации на приобретение недвижимости или оборудования банки предлагают вместо кредита воспользоваться лизингом. Лизинг является рациональным подходом финансирования для организаций, не располагающих необходимыми средствами для инвестиций в оборудование производства. Такие условия особенно присущи для малого бизнеса, как правило, имеющего ограниченные финансовые средства.

Одной из особенностей малого бизнеса является низкая доля собственного капитала в стоимости всего капитала и высокая доля заемного. Поэтому замещение прямого кредитования лизинговыми операциями позволяет получить значительную экономию и соответственно повысить финансовую устойчивость малых организаций. В условиях лизинговых операций малые организации могут взять в пользование оборудование, не имея достаточных финансовых ресурсов для его приобретения в собственность.

По данным рейтингового агентства «Эксперт РА», в 2006 г. рост основных показателей лизинговых компаний оказался самым большим за последние 5 лет (рис. 4). Объем нового бизнеса составил 14,7 млрд долл. (в 2005 г. — 8 млрд долл.), а суммарный портфель лизинговых компаний — 19,5 млрд долл. Доля лизинга в ВВП достигла 1,5 % (в 2005 г. — 0,99 %).

В объеме средств, инвестированных в основной капитал, лизинг занял 8,7 % (в 2005 г. — 5,7 %). Лизинговые платежи, полученные лизингодателями в 2006 г., превысили 5 млрд долл8.

В развитых странах большое распространение получила система взаимоотношений малого и крупного бизнеса на основе франчайзинга как разновидности кредитования. Этот подход включает кредитование нематериальных активов в отличие от рассмотренных ранее видов кредитования основных и оборотных средств (лизинг, факторинг).

Система франчайзинга позволяет использовать ресурсы крупных организаций для обоснованного финансирования малого бизнеса. Франшиза представляет собой договор между продавцом и покупателем, который позволяет покупателю (франчайзи) продавать товар или услугу продавца (франчайзера).

! По данным рейтингового агентства «Эксперт РА».

0

% 100

90 80 70 60 50 40

90 *

- ^__66 /78

\ . —». \ ..//

49 51 40

2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Темпы прироста объемов профинансированных средств -Темпы прироста объемов лизинговых платежей

Рис. 4. Динамика роста лизинговых услуг (млн руб.)*

* По данным рейтингового агентства «Эксперт РА».

При приобретении франшизы предприниматель должен провести тщательную работу по выбору франшизы: проанализировать деятельность франчайзера, товара или услуги для приобретения; сравнить аналогичные франшизы и выбрать наиболее приемлемую. Одновременно с покупкой франшизы франчайзер может сдать в аренду основные фонды, предложить финансирование. Помимо предоставления финансовой и консультативной помощи франчайзер в ряде случаев, обучает нового предпринимателя методам управления фирмой. Многие франчайзеры предлагают консультации по вопросам рекламы, налогов и другим проблемам бизнеса9.

Для малых организаций франчайзинг позволяет экономить финансовые ресурсы на освоении технологий, проведении рекламных кампаний и ряде других направлений, так как приобретается бренд, достаточно известный на рынке, который пользуется спросом.

9 Берджес Д. Ф, Штайнхофф Д. Основы управления малым бизнесом. М., 1997. С. 121.

Кредитование в виде франчайзинга в России еще не получило широкого распространения. Однако для поддержания конкурентоспособности малым организациям необходимо постоянно развиваться, разрабатывать и внедрять новые товары и услуги, искать новые направления деятельности и рынки сбыта. Эти вопросы можно успешно решить с помощью франчайзинга: привлечь финансовый капитал, увеличить стоимость бизнеса, ослабить позиции конкурентов.

Альтернативный рынок финансовых услуг создает благоприятные экономические условия для становления и развития малых организаций. В современных условиях проявляются положительные тенденции в росте рынка финансовых услуг для малых организаций, диверсификации услуг по источникам финансирования деятельности и оптимизации предлагаемых модификаций финансовых сделок.

Список литературы

1. Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ».

2. Федеральный закон от 14.06.1995 № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства».

3. Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

4. Генералов В. В., Лычагин М. В. Анализ программ государственной поддержки предпринимательства. Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, НГУ, 2004. 48 с.

5. Косолапое А. И. Специальный налоговый режим для малого бизнеса // Финансы. 2006. № 12. С. 36.

ВНИМАНИЮ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ!

Предлагаем публикацию годовой и квартальной отчетности.

Стоимость одной публикации - 2950 руб. (в том числе НДС 18 %) за две журнальные страницы формата А4. При единовременной оплате публикации годовой отчетности за 2008 год, 1, 2 и 3-й кварталы 2009 года редакция гарантирует неизменность выставленных цен в течение 2009 года. Общая стоимость четырех публикаций составляет 11 800 руб. (в том числе НДС 18%).

Тел. /факс: (495) 721 -85-75 http:\\www.fin-izdat.ru

E-mail: post@fin-izdat.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.