Научная статья на тему 'Инфраструктура финансовых услуг для малого бизнеса'

Инфраструктура финансовых услуг для малого бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
263210
2951
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инфраструктура финансовых услуг для малого бизнеса»

Н. МОРОЗКО,

кандидат экономических наук, профессор кафедры «Финансы и кредит» Всероссийской государственной налоговой академии

Министерства финансов РФ

ИНФРАСТРУКТУРА ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ ДЛЯ МАЛОГО БИЗНЕСА

В настоящее время инфраструктура финансовых услуг для малого бизнеса включает разнообразные средства, поступающие в порядке перераспределения от союзов, ассоциаций, отраслевых и региональных структур, и всевозможные продукты финансовых институтов. Получение же банковского кредита для отечественных малых организаций в большинстве случаев затруднительно вследствие высокой цены этих услуг.

При этом характерной особенностью последних лет является рост задолженности малого бизнеса практически во всех отраслях экономики.

Таблица 1

Дебиторская задолженность малых предприятий по отраслям экономики (на конец года; млн. руб.)

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006

Всего 1005325 1325065 1595487 2433020 3284800 3523636 4998541

в том числе:

промышленность 96405 118665 121147 153965 254842 237632 286007

сельское хозяйство 6698 6571 8812 9327 12022 20765 31365

строительство 149771 209350 211693 268972 339554 358666 534907

транспорт 22585 21801 34028 46066 78518 77031 94278

связь 11243 2868 11994 6351 15381 9676 13979

торговля и общественное питание 487122 651416 881736 1430203 1346908 1794201 1851430

оптовая торговля продукцией производственно-технического назначения 64162 52143 91829 89039 100374 123451 145362

информационно- вычислительное обслуживание 4091 2049 3470 8198 9196 10145 9820

операции с недвижимым имуществом 26328 30632 41165 67108 98779 440588 451220

общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка 60416 121899 74585 123403 640155 729145 689145

жилищно- коммунальное хозяйство 1884 2567 5446 5667 5003 5863 6145

непроизводственные виды бытового обслуживания населения 1716 1940 2195 6769 2919 3124 4586

здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение 6146 6196 4998 9684 9133 3433 3251

образование 224 324 765 764 554 750 383

культура и искусство 2968 5265 5462 7572 10790 9920 9852

наука и научное обслуживание 16743 22359 19582 24380 33598 35120 31420

финансы, кредит, страхование, пенсионное обеспечение 34760 35495 58332 152029 268638 272564 285321

другие отрасли 12063 33525 18248 23523 40198 41123 41456

Источник: Росстат РФ.

Чтобы нивелировать данную ситуацию целесообразно применение, пока еще ограниченно востребованных российскими малыми предприятиями, факторинговых, лизинговых и франчайзиговых схем кредитования.

В мировой банковской практике известны два вида факторинга: открытый (конвенционный) факторинг и конфиденциальный (скрытый) факторинг. При конвенционном факторинге поставщик указывает на своих счетах, что требование было подано банку, а при конфиденциальном факторинге контрагенты поставщика не осведомлены о кредитовании его продаж банком. Конвенционный факторинг, в свою очередь, бывает с правом регресса, т.е. с правом обратного требования платежа с поставщика, или без права регресса. Факторинговые операции осуществляются на основании договоров. Причем договоры могут заключаться как о полном обслуживании клиента банка, так и о предварительной оплате требований.

Факторинг особенно выгоден для организаций малого и среднего бизнеса как форма финансирования. Эта операция ускоряет получение

большей части платежей, гарантирует полное погашение задолженности и снижает расходы по ведению счетов. В большинстве организаций состояние расчетной дисциплины характеризуется динамикой и структурой дебиторской задолженности (рис.1)1. Малые организации функционируют в условиях свободной конкуренции и больших сложностей сбыта продукции, поэтому они широко используют при реализации товаров формы последующей оплаты. А дебиторы, являясь хозяйственными партнерами организаций, оказывают существенное влияние на финансовое состояние своих хозяйственных партнеров.

Динамика дебиторской задолженности малых организаций

Рис.1.

Факторинг дает гарантию платежа и избавляет поставщиков от необходимости заимствовать дополнительные кредиты в банке. Эти факторы благоприятно отражаются на финансовом положении малой организации. Такой вид кредитования позволяет быстро решить проблемы ликвидности и увеличивает скорость оборота средств предприятий малого бизнеса. К преимуществам факторинга следует отнести: ускорение платежей; снижение расходов по ведению счетов; ускорение оборачиваемости фондов; гарантии полного погашения задолженности. Перечисленные преимущества факторинга особенно важны в России, когда неплатежи организаций достигают существенных размеров.

Впервые факторинговые услуги в России начали применяться в 1989 г. в Ленинграде. В дальнейшем они получили распространение в других регионах страны. Для проведения факторинговых услуг в банках создавались специальные подразделения, административно входившие в аппарат банка, но действовали самостоятельно на принципах коммерческого расчета. Банк, при котором они создавались, наделял их опреде-

1 По данным статистических сборников: Малое предпринимательство в России: - М.: Росстат РФ, 2005г., 2006г., 2007г. С.86.

ленным оборотным капиталом. Факторинговый отдел формировал свой оборотный капитал также за счет заимствования средств у тех клиентов, которым он должен был предоставлять свои услуги. Взаимоотношения между факторинговым отделом банка и клиентом-поставщиком регулировались договором. В договоре предусматривались условия совершения кредитно-расчетных операций: порядок составления платежных документов, вознаграждения отделу за оказываемые услуги, условия расторжения договора. Банк-фактор в рамках факторингового обслуживания проверяет платежную дисциплину и деловую репутацию покупателей, контролирует своевременность оплаты поставок дебиторами, управляет рисками по поставкам с отсрочкой платежа, помогает поставщику обосновано строить лимитную и тарифную политику.

В настоящее время российский рынок факторинга продолжает развиваться. По данным рейтингового агентства «Эксперт РА» объем факторинговых операций за 2007 г. вырос на 85-90% и к настоящему времени составляет 150-200 млрд. руб. по итогам 2007 г. доля факторинговых сделок в ВВП составляет 0,98 % (2006г. - 0,9%, в 2004г. - 0,5%)1. По данным ЦБ РФ, в 2006 г. операции факторинга осуществляли 84 банка. В течение 2007 г. количество банков увеличилось до 1002. В некоторых банках эти виды операций выделены из факторинговых подразделений в самостоятельные факторинговые компании.

На современном финансовом рынке факторинг решает важные задачи в системе взаимоотношений поставщик-покупатель: создает организационную систему, при которой поставщик предоставляет отсрочки платежа своим клиентам, не испытывая при этом дефицита в оборотных средствах. Реализация таких задач возможна благодаря досрочному финансированию поставок с отсрочкой платежа банком-фактором в удобном для поставщика режиме. В таких условиях поставщик получает возможность планировать свои финансовые потоки вне зависимости от платежной дисциплины покупателей.

Факторинг имеет свои преимущества перед кредитом. При факторинговом обслуживании не требуется залоговое обеспечение и оформление множества документов. Необходимо лишь уведомить покупателей об изменении реквизитов для оплаты поставок. Возвратность кредита в полном объеме заложена в его сущности, что требует от поставщика аккумулирования и отвлечения из оборота соответствующего

1 данные рейтингового агентства «Эксперт РА».

2 Сайт Банка России.

объема денежных средств. Факторинг в таких случаях подразумевает возврат средств покупателями. Сумма кредита определяется сразу, размер же финансирования при факторинге не ограничен и может увеличиваться по мере роста объема продаж клиента. Таким образом, при факторинге поставщик получает деньги в нужном количестве и на необходимый срок. Кроме того, погашение кредита не гарантирует получение нового, а факторинговое обслуживание носит систематичный характер. Размер же фактического финансирования в условиях факторингового обслуживания не ограничен, в то время как кредит ограничен суммой, указанной в договоре. Факторинг позволяет поставщику то-

варов сокращать потери в движении финансовых ресурсов, своевременно оплачивать свои задолженности перед другими контрагентам, ликвидировать кассовые разрывы и одновременно развивать свои партнерские отношения. Покупатель получает более выгодные условия оплаты товаров, что позволяет не отвлекать значительные денежные средства из оборота как в других условиях приобретения товаров и это в свою очередь благоприятно отражается на увеличении покупательной способности.

Следующей альтернативой кредитованию, кроме факторинга, для малого бизнеса может быть лизинговое обслуживание. При отсутствии или недостаточности обеспечения по кредиту малой организации на приобретение недвижимости или оборудования банки предлагают вместо кредита воспользоваться лизингом. Применение лизинга связано с отделением владения имуществом от его использования. Аналогично факторинговому обслуживанию лизинг, не отвлекая деньги из оборота, позволяет хозяйствующему субъекту получить основные фонды и начать их эксплуатацию. Лизинг является рациональным методом финансирования для малых фирм, не располагающих необходимыми средствами для инвестиций в оборудование производства.

Одной из особенностей малого бизнеса является низкая доля собственного капитала в стоимости всего капитала и высокая доля заемного. В условиях лизинговых операций малые организации могут взять в пользование оборудование, не имея достаточных финансовых ресурсов для его приобретения в собственность. Поэтому замещение прямого кредитования лизинговыми операциями позволяет получить значительную экономию и соответственно повысить финансовую устойчивость малых организаций.

Основные фонды в течение всего лизингового договора находятся на балансе лизинговой фирмы, а лизинговые платежи относятся к текущим расходам хозяйствующего субъекта, т. е. включаются в себестоимость производимой продукции и соответственно уменьшают сумму

прибыли, облагаемую налогом. Лизинговые сделки могут заключаться с потребителями, не имеющими ни залога, ни кредитной истории. А именно к таким категориям потребителей и относятся малые организации.

В отличие от денежного кредита лизинг снижает риск невозврата средств, так как за лизингодателем сохраняются права собственности на переданное имущество. Одновременно он позволяет без значительных финансовых средств обновлять производственные фонды, приобретать дорогое оборудование1. Предмет лизинга выступает в качестве залога при проведении лизинговых сделок, а лизинговые платежи выплачиваются после того, как оборудование установлено в организации. В случае использования финансового лизинга предусматривается возможность выкупить оборудование по номинальной или остаточной стоимости по истечении срока договора лизинга.

При использовании оборудования в рамках лизинговых соглашений для малых организаций уменьшается риск морального и физического износа, так как имущество не приобретается в собственность, а берется во временное пользование, поэтому одновременно получается экономия на налоге на имущество и налоге на прибыль. Вместе с тем следует отметить, что затраты по операциям лизинга выше затрат на приобретение имущества или использования кредитования на эти цели. Лизинг позволяет существенно снизить объем первоначальных инвестиций, что важно для малых организаций на этапе их становления, когда они в наибольшей мере испытывают недостаток финансовых средств. Лизинговые схемы обеспечивают условия для становления и развития малого бизнеса, а из-за высокой оборачиваемости используемых основных средств малые организации получают большую фондоотдачу, чем крупные организации. Малые организации, не использующие лизинговые сделки, вынуждены длительное время использовать морально и физически устаревшее оборудование, что отрицательно отражается на их конкурентных преимуществах по сравнению с аналогичными организациями и приводит к финансовой несостоятельности.

Особое значение лизинговые операции приобретают для малых организаций, занимающихся инновационной деятельностью. По сравнению с крупными и средними организациями эффективность функционирования малых инновационных организаций выше, так как их затраты на единицу осваиваемой продукции ниже. При этом для реализации нововведений в соответствующих технических условиях в малых

1 Банковское дело. Под ред. Белоглазовой Г.Н. Питер-2003г. С.231.

организациях недостаточно финансовых средств. А оперативный лизинг позволяет малым организациям привлекать дорогостоящее оборудование для решения краткосрочных проблем.

Современные российские лизинговые компании по способу образования и характеру выполняемых операций можно разделить на три группы.

К первой группе следует отнести компании, созданные иностранными банками, действующими на территории Российской Федерации. Такие компании, как правило, входят в состав финансовопромышленных групп, и их деятельность направлена на обслуживание системных клиентов (Интеррос-лизинг, РГ-лизинг, Балтийский лизинг, Инком-Лизинг и другие).

Вторую группу составляют муниципальные лизинговые компании, создаваемые при участии местных органов власти. Задачей таких компаний является реализация значимых, перспективных для конкретного региона лизинговых проектов. К ним можно отнести Московскую лизинговую компанию, фонд поддержки малого предпринимательства Нижегородской области и другие.

В третью группу входят лизинговые компании, работающие в структуре крупных промышленных и других коммерческих организаций. Целью образования и деятельности таких компаний является реализация лизинговых проектов в интересах материнских компаний и оптимизация процесса налогового планирования. К ним относятся Лизинг-уголь, Лукойл-лизинг, Аэрофрахт и другие.

На современном этапе развития инвестиционной деятельности в России лизинговые компании выполняют небольшой объем операций. В качестве основных причин, сдерживающих развитие лизинговых сделок, можно назвать: недостаточно разработанную законодательную базу лизинговых отношений; неотработан-ность механизмов предоставления гарантий под крупномасштабные лизинговые операции; высокую степень риска лизинговых сделок.

Однако, по данным рейтингового агентства "Эксперт РА" в 2006 г. рост основных показателей лизинговых компаний оказался самым большим за последние 5 лет. Объем нового бизнеса составил 14,7 млрд. долл. (8 млрд. в 2005 г.), а суммарный портфель лизинговых компаний -19,5 млрд.долл. Доля лизинга в ВВП достигла 1,5% (в 2005 г. - 0,99%). В объеме средств, инвестированных в основной капитал, лизинг занял 8,7% (в 2005 г. - 5,7%). Лизинговые платежи, полученные лизингодателями в 2006 г., превысили 5 млрд. долл.1

В развитых странах большое распространение получила система взаимоотношений малого и крупного бизнеса на основе франчайзинга

1 По данным рейтингового агентства "Эксперт РА"

как разновидности кредитования. Этот подход включает кредитование нематериальных активов в отличие от рассмотренных выше видов кредитования основных и оборотных средств, а система франчайзинга позволяет использовать ресурсы крупных организаций для обоснованного финансирования малого бизнеса.

Франшиза представляет собой договор между продавцом и покупателем, который позволяет покупателю (франчайзи) продавать товар или услугу продавца (франчайзера). При приобретении франшизы предприниматель должен провести тщательную работу по выбору партнера: проанализировать деятельность франчайзера, товара или услуги для приобретения; сравнить аналогичные франшизы и выбрать наиболее приемлемую. Одновременно с покупкой франшизы франчайзер может сдать в аренду основные фонды, предложить финансирование. Помимо предоставления финансовой и консультативной помощи франчайзер, в ряде случаев, обучает нового предпринимателя методам управления фирмой. Многие франчайзеры предлагают консультации по вопросам рекламы, налогов и другим проблемам бизнеса Ч Для малых организаций франчайзинг позволяет экономить финансовые ресурсы на освоении технологий, проведении рекламных кампаний и ряде других направлений, так как ими приобретается достаточно известный бренд.

Факторинговые, лизинговые и франчайзиговых схемы кредитования еще не получили широкого распространения в отечественной экономике, однако они вполне способны стать эффективными инструментами поддержания конкурентоспособности малых организаций на отечественном рынке. В современных условиях проявляются положительные тенденции в росте рынка финансовых услуг для малых организаций, диверсификации услуг по источникам финансирования деятельности и оптимизации предлагаемых модификаций финансовых сделок. Очевидно, что альтернативный рынок финансовых услуг способен открыть новые перспективы для укрепления и развития сферы малого бизнеса в России.

1 Берджес Д.Ф., Штайнхофф Д. Основы управления малым бизнесом. М.: 1997г. С. 121.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.