УДК 614.8 DOI 10.25257/FE.2021.3.106-112
КАРПОВ Сергей Юрьевич
ВНИИПО МЧС России, Балашиха, Россия E-mail, [email protected]
АНАЛИЗ И УПРАВЛЕНИЕ КАДРОВЫМ РЕСУРСОБЕСПЕЧЕНИЕМ ОРГАНАДОЗНАНИЯ МЧС РОССИИ ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ ПОЖАРОВ
В статье анализируется деятельность дознавателей МЧС России, а также рассматриваются вопросы структуры органа дознания повышении ее эффективности управления с учетом необходимой модернизации. Внесение изменений в структуру органа дознания, позволит устранить существующие коллизии, повысить общий уровень организации и качество расследования пожаров.
Ключевые слова: пожар, пожарная безопасность, управление кадрами, дознание, дознаватель, расследование пожаров.
В любой организации кадровый вопрос рассматривается как приоритетный. Поэтому в условиях развития экономики и модернизации государственных организаций всегда существует проблема определения эффективных и оптимальных кадровых ресурсов с учётом возложенных задач и ожидаемых результатов. Не менее значимой при этом остаётся проблема формирования эффективной управленческой структуры и системы её организации. В последнее время, в том числе в связи с резонансными пожарами, государственной властью и общественностью уделяется повышенное внимание вопросам в области обеспечения пожарной безопасности и профилактике пожаров. Эти обстоятельства заставляют отнестись к кадровому ресурсообеспечению в органах предварительного расследования как к важному элементу в системе обеспечения безопасности государства. Эффективное управление деятельностью по расследованию пожаров зависит, в первую очередь, от профессионализма кадрового состава и его численности.
Расследованием преступлений, связанных с пожарами, занимаются органы следствия и дознания различных ведомств, в том числе и в МЧС России [1]. В рамках обеспечения пожарной безопасности и рассмотрения сообщений о преступлениях (правонарушениях), в системе МЧС России функционирует орган дознания, деятельность которого связана с расследованием по делам о пожарах. Статистические данные ВНИИПО МЧС России, а также анализ деятельности сотрудников Федерального государственного пожарного надзора (ФГПН) МЧС России [2, 3] говорят о том, что за период с 2014 по 2019 гг. их численность снизилась, уменьшилась и фактическая численность дознавателей территориальных подразделений (табл. 1, рис. 1). Также в целях оптимизации произошло увеличение обслуживаемой дознавателями территории за счёт создания межрайонных подразделений ФГПН МЧС России. Поэтому на сегодняшний день остаётся актуальным вопрос об определении оптимальной
структурно-штатной численности органа дознания МЧС РФ. Он требует дополнительного исследования с целью выявления причин и условий, которые влияют на организацию деятельности и качество расследования пожаров.
Стоит отметить, что повышение качества расследования непосредственно повлияет на уровень профилактики пожаров через своевременное и обоснованное наказание (пресечение преступлений), а также послужит источником важной информации при формировании действенных мер профилактического характера на основе истинно установленной причинно-следственной связи возникновения горения (причины пожара). Это может повлиять как на снижение количества пожаров, так и на снижение гибели людей и ущерба.
Экспертные и статистические данные позволяют сделать вывод о большой должностной нагрузке на сотрудника МЧС России при расследовании пожаров, возросшей с учётом оптимизации численности, увеличения территории обслуживания и выполнением иных функций, не связанных с расследованием пожаров (табл. 1, рис. 2). Поэтому в рамках совершенствования деятельности органа дознания МЧС России и успешного управления структурно-штатной численностью, необходима разработка модели, позволяющей определить оптимальный количественный состав специалистов по расследованию пожаров для своевременного и качественного оказания государственной услуги [4-6]. Низкая раскрываемость преступлений (не более 21 %) по уголовным делам подследственным дознавателями органа государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы, также является одним из факторов, указывающих на необходимость реорганизации структурно-штатной численности. Совершенствование органа дознания МЧС России - одна из важных задач, определённых Указом президента РФ от 1 января 2018 г. № 2 «Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области пожарной безопасности на период до 2030 года».
106
© Карпов С. Ю., 2021
Год
Рисунок 1. Сведения о структурно-штатной численности органа дознания МЧС России: -ф- - фактическая численность дознавателей;^- - штатная численность дознавателей; - количество районных (межрайонных) территориальных подразделений (без учёта подразделений закрытых административно-территориальных образований) ФГПН Figure 1. Data on structure and staff size of EMERCOM of Russia investigation unit: -♦- - investigators actual number;*— investigators staffing level; -A- - the number of district (interdistrict) territorial units (excluding units of closed administrative-territorial entities) of State Fire Supervision
Таблица 1
Статистические данные, связанные с деятельностью дознавателей ФГПН МЧС России
в 2013-2020 гг.
Table 1
Statistical data related to duties performance of investigators of State Fire Supervision of EMERCOM of Russia
№ п/п Наименование показателя Год
2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020
1 Количество пожаров и загораний 429921 58 968 532680 441 063 447586 484518 471426 439 100
2 Рассмотрено сообщений о преступлениях, связанных с пожарами 147000 155 399 146 107 134718 127026 128469 146944 140 719
3 Рассмотрено сообщений об иных преступлениях 3 276 2 392 2 384 2 171 3 721 2 329 2 458 2 588
4 Вынесено постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела 108 728 114 811 107 374 100982 94 717 95 663 109923 106713
5 Возбуждено уголовных дел сотрудниками органов государственного пожарного надзора 1 445 2 032 1 693 1 003 1035 980 984 1 116
6 Рассмотрено сообщений об иных происшествиях 615 486 816591 741 616 637480 620 446 719 279 736 324 720328
7 Количество уголовных дел, переданных в органы государственного пожарного надзора 22 30 12 18 15 15 21 12
8 Сумма показателей (п. 1-7 данной таблицы) в год, в тыс. 875,957 1091,255 999,186 876,372 846,945 946,753 996,654 971,476
9 Нагрузка на одного дознавателя в год с учетом показателей п. 1-7 данной таблицы 338,992 402,677 398,082 368,533 392,285 444,693 436,745 359,008
10 Нагрузка на одного дознавателя в год с учетом показателей п. 1-7 данной таблицы 2 773 (2 584) 2 812 (2 710) 2 636 (2 510) 2 636 (2 510) 2 382 (2159) 2 414 (2 129) 4 2) 68 8 2 22 3 263 (2 706)
Таблица 2
Показатели деятельности ФГПН в рамках осуществления дознания по подследственным статьям Уголовного кодекса РФ
Table 2
State Fire Supervision performance indicators in the framework of investigating under the article of Criminal Law of the Russian Federation
Наименование показателей Год
2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020
1 387 1974 1 663 979 1 039 988 1 002 1 124
Возбуждено уголовных дел сотрудниками органов ГПН по подследственным ст. УК РФ, в том числе с учётом дел переданных по подследственности в органы ГПН Из них: по ст. 168 - 532, по ч. 1 ст. 219 - 10, по ч. 1 ст. 261 - 345, по ч. 2 ст. 261 - 500 Из них: по ст. 168 - 639, по ч. 1 ст. 219 - 15, по ч. 1 ст. 261 - 495, по ч. 2 ст. 261 - 840 Из них: по ст. 168 - 629, по ч. 1 ст. 219 - 11, по ч. 1 ст. 261 - 324, по ч.2 ст. 261 - 699 Из них: по ст. 168 - 412, по ч. 1 ст. 219 - 4, по ч. 1 ст. 261 - 175, по ч. 2 ст. 261 - 388 Из них: по ст. 168 - 384, по ч. 1 ст. 219 - 6, по ч. 1 ст. 261 - 186, по ч. 2 ст. 261 - 463 Из них: по ст. 168 - 425, по ч. 1 ст. 219 - 4, по ч. 1 ст. 261 - 147, по ч. 2 ст. 261 - 412 Из них: по ст. 168 - 437, по ч. 1 ст. 219 - 5, по ч. 1 ст. 261 - 170, по ч. 2 ст. 261 - 390 Из них: по ст. 168 - 451, по ч. 1 ст. 219 - 5, по ч. 1 ст. 261 - 248, по ч. 2 ст. 261 - 420
1 276 1 720 1 424 820 1 037 905 744 827
Приостановлено уголовных дел Из них: по ст. 168 - 334, по ч. 1 ст. 219 - 2, по ч. 1 ст. 261 - 436, по ч. 2 ст. 261 - 504 Из них: по ст. 168 - 367, по ч. 1 ст. 219 - 3, по ч. 1 ст. 261 - 496, по ч. 2 ст. 261 - 854 Из них: по ст. 168 - 375, по ч. 1 ст. 219 - 1, по ч. 1 ст. 261 - 344, по ч. 2 ст. 261 - 704 Из них: по ст. 168 - 270, по ч. 1 ст. 219 - 3, по ч. 1 ст. 261 - 165, по ч. 2 ст. 261 - 382 Из них: по ст. 168 - 260, по ч. 1 ст. 219 - 0, по ч. 1 ст. 261 - 223, по ч. 2 ст. 261 - 554 Из них: по ст. 168 - 219, по ч. 1 ст. 219 - 1, по ч. 1 ст. 261 - 169, по ч. 2 ст. 261 - 516 Из них: по ст. 168 - 212, по ч. 1 ст. 219 - 0, по ч. 1 ст. 261 - 145, по ч. 2 ст. 261 - 387 Из них: по ст. 168 - 239, по ч. 1 ст. 219 - 1, по ч. 1 ст. 261 - 197, по ч. 2 ст. 261 - 390
900 1 682 761 512 569 540 420 451
Возобновлено дознание по ранее приостановленным уголовным делам Из них: по ст. 168 - 260, по ч. 1 ст. 219 - 0, по ч. 1. ст. 261 - 481, по ч. 2 ст. 261 - 159 Из них: по ст. 168 - 397, по ч. 1 ст. 219 - 11, по ч. 1 ст. 261 - 1 083, по ч. 2 ст. 261 - 191 Из них: по ст. 168 - 263, по ч. 1 ст. 219 - 0, по ч. 1 ст. 261 - 220, по ч. 2 ст. 261 - 278 Из них: по ст. 168 - 215, по ч. 1 ст. 219 - 0, по ч. 1 ст. 261 - 154, по ч. 2 ст. 261 - 143 Из них: по ст. 168 - 206, по ч. 1 ст. 219 - 0, по ч. 1 ст. 261 - 131, по ч. 2 ст. 261 - 232 Из них: по ст. 168 - 146, по ч. 1 ст. 219 - 0, по ч. 1 ст. 261 - 104, по ч. 2 ст. 261 - 290 Из них: по ст. 168 -141, по ч. 1 ст. 219 - 0, по ч. 1 ст. 261 - 68, по ч. 2 ст. 261 - 211 Из них: по ст. 168 - 140, по ч. 1 ст. 219 - 0, по ч. 1 ст. 261 - 70, по ч. 2 ст. 261 - 241
8 0 3 0 0 1 0 3
Прекращено прокурорами уголовных дел, возбуждённых сотрудниками органов государственного пожарного надзора Из них: по ст. 168 - 1, по ч. 1 ст. 219 - 0, по ч. 1 ст. 261 - 6, по ч. 2 ст. 261 - 1 Из них: по ст. 168 - 0, по ч. 1 ст. 219 - 0, по ч. 1 ст. 261 - 0, по ч. 2 ст. 261 - 0 Из них: по ст. 168 - 1, по ч. 1 ст. 219 - 0, по ч. 1 ст. 261 - 2, по ч. 2 ст. 261 - 0 Из них: по ст. 168 - 0, по ч. 1 ст. 219 - 0, по ч. 1 ст. 261 - 0, по ч. 2 ст. 261 - 0 Из них: по ст. 168 - 0, по ч. 1 ст. 219 - 0, по ч. 1 ст. 261 - 0, по ч. 2 ст. 261 - 0 Из них: по ст. 168 - 1, по ч. 1 ст. 219 - 0, по ч. 1 ст. 261 - 0, по ч. 2 ст. 261 - 0 Из них: по ст. 168 - 0, по ч. 1 ст. 219 - 0, по ч. 1 ст. 261 - 0, по ч. 2 ст. 261 - 0 Из них: по ст. 168 - 2, по ч. 1 ст. 219 - 0, по ч. 1 ст. 261 - 0, по ч. 2 ст. 261 - 1
41 27 45 12 8 17 4 9
Отменено прокурорами постановлений о возбуждении уголовного дела Из них: по ст. 168 - 34, по ч. 1 ст. 219 - 0, по ч. 1 ст. 261 - 4, по ч. 2 ст. 261 - 3 Из них: по ст. 168 - 18, по ч. 1 ст. 219 - 0, по ч. 1 ст. 261 - 4, по ч. 2 ст. 261 - 5 Из них: по ст. 168 - 23, по ч. 1 ст. 219 - 0, по ч. 1 ст. 261 - 20, по ч. 2 ст. 261 - 2 Из них: по ст. 168 - 9, по ч. 1 ст. 219 - 2, по ч. 1 ст. 261 - 1, по ч. 2 ст. 261 - 0 Из них: по ст. 168 - 5, по ч. 1 ст. 219 - 0, по ч. 1 ст. 261 - 3, по ч. 2 ст. 261 - 0 Из них: по ст. 168 - 7, по ч. 1 ст. 219 - 5, по ч. 1 ст. 261 - 3, по ч. 2 ст. 261 - 2 Из них: по ст. 168 - 2, по ч. 1 ст. 219 - 0, по ч. 1 ст. 261 - 1, по ч. 2 ст. 261 - 1 Из них: по ст. 168 - 7, по ч. 1 ст. 219 - 0, по ч. 1 ст. 261 - 2, по ч. 2 ст. 261 - 0
Составлено обвинительных актов 261 363 220 183 187 161 216 212
Раскрываемость преступлений, % 21 % 18 % 13 % 18 % 18 % 16 % 21 % 19 %
Год
Рисунок 2. Сведения о деятельностной нагрузке сотрудника:
--количество вынесенных постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела к количеству штатной численности дознавателей;
- количество пожаров и загораний к штатной численности дознавателей; - количество пожаров и загораний кфактической численности дознавателей;
--количество возбуждённых (и переданных по подследственности) уголовных дел по пожарам к штатной численности дознавателей;
--количество иных происшествий (с учётом иных преступлений) к штатной численности дознавателей
Figure 2. Data on employee work load'.
--the number of issued decrees on refusal to initiate criminal proceedings to investigators number;
- the number offires and ignitions to investigators number; - : the number offires and ignitions to investigators actual number;
--the number of initiated criminal fire cases (received under investigative jurisdiction) to the investigators number;
--the number of other incidents (including other crimes) to investigators number
В рамках исследования существующих методов и подходов к обоснованию структуры управления и численности сотрудников территориальных подразделений органов исполнительной власти, в ведении которых находится деятельность по расследованию пожаров, были проанализированы следующие системы: Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД РФ), Следственный комитет Российской Федерации (СК РФ), Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС РФ).
Так, например, структура органа следствия и дознания в МВД России имеет чёткую вертикальную связь (рис. 3). В городских, районных, межрайонных отделах органы следствия и дознания выделяются в самостоятельные подразделения (отделы, отделения, группы) согласно утвержденному штатному расписанию. Руководство территориального подразделения полиции осуществляет оперативное управление и контроль в пределах своих полномочий, входящих в состав отделов подразделений с соответствующим направлением деятельности. Основное управление и контроль деятельности по расследованию преступлений (пожаров) осуществляется профильным структурным подразделением дознания с вертикальным
подчинением на уровне главных управлений субъектов Российской Федерации [7, 8]. Структура данной системы позволяет оперативно управлять, с учётом профиль-ности и компетенции вышестоящего руководства.
Даже с учётом реформы структура органа МВД РФ, деятельность которого предусматривает расследование преступлений, в том числе связанных с пожарами, серьёзных изменений не получила. Реформа 2009-2012 гг. предусматривала оптимизацию для повышения эффективности за счёт реорганизации структуры управления. По итогам реформы на территориях многих регионов начали создавать межрайонные отделы. При этом решение о формировании территориальных подразделений принималось с учётом региональной необходимости на основе нормативного обоснования структурно-штатной численности, а также с учётом согласования с центральным аппаратом МВД России. Определение численности территориальных органов МВД России основывается на типовом штатном расписании, утверждаемом руководством Министерства, а также с учётом особенностей оперативной обстановки на конкретной территории [6]. Важно отметить, что структура, например, органа дознания, предусматривает выполнение задач, связанных только с деятельностью по расследованию
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ АППАРАТ МВД РОССИИ
Главные управления Департаменты Управления НЦБ Интерпола
Следственный департамент Управление организации дознания
1 1
1
Региональные подразделения МВД России (главные управления или управления по субъектам
1
1 1
Следственное управление (отдел) Управление (отдел, отделение) организации дознания
Отдел (отделение) территориальных подразделений
Рисунок 3. Фрагмент принципиальной структуры органа следствия и дознания в МВД России при расследовании преступлений (пожаров)
Figure 3. Afragment ofthe basic structure of investigation and inquiry unit ofthe Ministry of internal Affairs of Russia in investigating crimes (fires)
преступлений (пожаров), без совмещения при этом с какой-либо иной не профильной деятельности.
В Следственном комитете Российской Федерации так же, как и в МВД России, выстроена вертикаль структуры от подразделений центрального аппарата до территориальных отделов (отделений) (рис. 4).
Штатная численность сотрудников СК РФ определяется Указом президента Российской Федерации. В территориальных подразделениях структуре СК РФ, как и в структуре МВД РФ, отсутствуют иные функции кроме как функции расследования. То есть отсутствие дополнительных направлений деятельности, например, контрольно-надзорной функции и т. д., позволяет руководителю и сотрудникам территориального подразделения сосредоточиться на одном виде работы, тем самым способствуя в целом повышению профессиональных качеств и опыта.
В МЧС России производство расследований по делам о пожарах осуществляется территориальными
Рисунок 4. Фрагмент принципиальной структуры Следственного комитета Российской Федерации при расследовании преступлений (пожаров) Figure 4. Afragment ofthe basic structure of Investigative Committee ofthe Russian Federation in investigatingcrimes (fires)
подразделениями Государственного Федерального пожарного надзора, в которых предусмотрены должности не только сотрудников, осуществляющих контрольно-надзорные функции, но и должности сотрудников, осуществляющих функции органа дознания. Функционирующая структура органа представлена на рисунке 5.
Старшие дознаватели и дознаватели состоят в штатной структуре городских и районных (межрайонных) отделов (отделений) ФГПН МЧС России и помимо расследования пожаров осуществляют функции государственного инспектора по пожарному надзору, а также выполняют иные мероприятия, не связанные напрямую с занимаемой должностью, но вменяемые должностными обязанностями.
Организация и контроль за деятельностью дознавателей на территориях осуществляется непосредственно начальником органа дознания - начальником отдела (отделения) ФГПН, то есть главным Государственным инспектором по пожарному надзору. На уровне главного управления субъекта РФ контроль за профильной деятельностью дознавателей территориальных подразделений ФГПН осуществляется начальником отдела дознания и административной практики управления надзорной деятельности и профилактической работы и, соответственно, руководством органа дознания субъекта РФ - непосредственно начальником главного управления МЧС России и его заместителями.
Управленческая структура организации деятельности дознавателей районных и городских подразделений ФГПН имеет особенности, влияющие на объективность в расследовании преступлений, связанных с пожарами, а также на эффективность деятельности. Совмещение контрольно-надзорной функции и функции расследования пожаров приводит к конфликту интересов начальника территориального подразделения, который совмещает должности начальника органа дознания и главного
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ АППАРАТ МЧС РОССИИ
Департамент надзорной дейтельности и профилактической работы
Отдел административной практики, дознания и правового обеспечения
1
Главные управления МЧС России по субъектам РФ
Управление надзорной деятельности и профилактической работы
Отдел дознания и административной практики
i
Территориальные отделы ФГПН
Старший дознаватель (дознаватель)
Рисунок 5. Фрагмент принципиальной структуры органа дознания МЧС России при расследовании преступлений (пожаров) Figure 5. Afragment ofthe basic structure of investigation unit of EMERCOM of Russia
in investigatingcrimes (fires)
ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МЧС РОССИИ ПО СУБЪЕКТУ РФ
Управление надзорной Отдел дознания
деятельности
и профилактической работы
1 1
Межрайонные Межрайонные
территориальные территориальные
отделы (отделения) ФГПН отделы (отделения) дознания
Рисунок 6. Предлагаемая концепция структуры органа дознания МЧС России субъекта РФ Figure 6. The proposed concept ofthe structure of EMERCOM of Russia regional investigation unit
Государственного инспектора по пожарному надзору. В отличие от структур в МВД РФ и СК РФ, в МЧС РФ органы расследования не выделены в самостоятельную структуру.
Для устранения коллизий в структуре целесообразно рассмотреть вопрос о создании межрайонных территориальных отделов дознания с учётом обслуживания нескольких муниципальных районов, с непосредственным подчинением начальнику отдела дознания главного управления МЧС России по субъекту. При этом отдел дознания главного управления должен быть самостоятельным подразделением, с непосредственным подчинением начальнику главного управления МЧС России по конкретному субъекту Российской Федерации (рис. 6).
ВЫВОДЫ
Результаты анализа деятельности органа дознания МЧС России говорят о том, что сотрудники органа дознания имеют высокую степень загрузки, в том числе, функционально не связанную с расследованием пожаров. Это приводит
ЛИТЕРАТУРА
1. Красиков В. С., Маликов М. Правовые и организационные аспекты дознания как вида деятельности государственного органа: Эволюция и актуальные проблемы совершенствования // Вопросы криминологии, криминалистики и судебной экспертизы. 2017. № 2(42). С. 31-37.
2. Карпов С. Ю. Особенности организации и управления деятельностью по расследованию пожаров в рамках реформирования Федерального Государственного пожарного надзора // Пожары и чрезвычайные ситуации: предотвращение, ликвидация. 2019. № 4. С. 22-27. DOI:10.25257/FE.2019.4.22-27
3. Карасев Е. В., Таратанов Н. А. Оценка эффективности деятельности органов дознания Государственного пожарного надзора Федеральной противопожарной службы // Современные проблемы гражданской защиты. 2019. № 3(32). С. 61-70.
4. Карпов С. Ю. Алгоритмы и модели поддержки принятия управленческого решения по определению оптимальной численности сотрудников территориальных отделов МЧС России при расследовании пожаров // Материалы XXVIII международной конференции «Проблемы управления безопасностью сложных систем». М.: Институт проблем управления им. Трапезникова РАН, 2020. С. 374-382.
5. Карпов С. Ю. Алгоритм прогнозирования численности дознавателей Федерального Государственного пожарного надзора // Материалы международной научно-технической конференции «Системы безопасности». М.: Академия ГПС МЧС России, 2020. № 29. С. 50-54.
6. Маков М. А. Модель службы дознания в контексте исторического опыта // Вестник Московского университета МВД России. 2013. № 7. С. 107-115.
к дефициту времени на расследование и общей усталости сотрудника, что в свою очередь влияет на качество и результативность в расследовании. В этой связи, очень важно правильно организовать труд дознавателя и принять меры по повышению его продуктивности. По мнению А. И. Берг и Б. В. Бирюкова, оптимизация является наивысшей формой повышения эффективности труда и управления [9-11]. Для повышения эффективности деятельности органа дознания МЧС России необходимо определить не только оптимальное количество сотрудников, но и реконструировать структуру управления. Это позволит повысить качество расследования пожаров, и поднять профилактический эффект на новый уровень.
В качестве предложений по совершенствованию структурно-штатной численности можно предложить следующие:
1) выделить подразделения органа дознания МЧС России (находящиеся в структуре ФГПН) в самостоятельную структуру с прямым подчинением начальнику регионального управления МЧС России;
2) при значительной удалённости от районных (межрайонных) подразделений дознания до главного управления МЧС России по субъекту РФ создать на базе крупных населённых пунктов межрайонные отделы дознания с штатной численностью и полномочиями, позволяющими выполнять руководству функцию начальника подразделения дознания и оказывать помощь в деятельности при расследовании сложных пожаров в соседних районных (межрайонных) отделениях дознания. А также оказывать помощь при пиковых нагрузках, связанных с резким и значительным увеличением количества пожаров и загораний на подконтрольной дознавателю территории;
3) освободить дознавателей МЧС России от деятельности по организации и осуществлению федерального государственного пожарного надзора.
7. Емельянова Е. В., Савоськина Т. Н, Диденко-Чинтимур Д. С. Применение нормативов штатной численности в деятельности территориальных органов МВД России // Труды Академии управления МВД России. 2014. № 2(30). С. 80-83.
8. Веселый В., Воскресенский Г. М., Караханов В. Е. [и др.] Теория управления в сфере правоохранительной деятельности. М.: Изд-во Акад. МВД СССР. 1990. 324 с.
9. Снеговой А. В., Щукин В. М. О разработке нормативов штатной численности подразделений по оперативному управлению силами и средствами органов внутренних дел // Труды Академии Управления МВД России. 2013. № 3(27). С. 61-66.
10. Седова Г. И., Степанов В. В. Дознание в правоохранительных органах. М.: Юрайт, 2019. 129 с.
11. Горошко Е. Ю, Акимов Д. М, Лакизо Г. Л. Нормативно-прикладное совершенствование обеспечения функции дознания органами Государственного пожарного надзора // Вестник Гродненского Государственного университета имени Янки Купалы. Серия 4. Правоведение. 2015. № 5(201). С. 103-108.
12. Гаврилова О. В. К вопросу об истории создания и становления подразделений органов дознания // Право. Безопасность. Чрезвычайные ситуации. 2013. № 1(18). С. 74-77.
Материал поступил в редакцию 28 июля 2021 года.
Sergey KARPOV
All-Russian Research Institute of Fire Defense,
Balashikha, Russia
E-mail: [email protected]
ANALYZING AND MANAGING HUMAN RECOURCESOFAN INVESTIGATION UNIT OF EMERCOM OF RUSSIAWHILE INVESTIGATING FIRES
Purpose. The article analyzes EMERCOM of Russia investigators'duties performance as well as issues related to investigation unit structure. The problem of determining the optimal level of unit staff, who are in charge of investigating fires, is touched upon. Enlarging service area due to forming interdistrict units does not allow ensuring timely arrival at a fire scene. This directly affects fire investigation quality and timing.
Methods. On the basis of statistical and general scientific methods, a comparative study of structures of other agencies also responsible for investigating fires, is carried out.
Findings. The author proposes the concept of a new structure of EMERCOM of Russia investigation unit, namely taking it out of control of State Fire Supervision. If an investigation unit is located at a considerable distance from a regional directorate of EMERCOM of Russia, it is proposed to form interdistrict investigation units in large settlements. The staff size and authority of such units should allow the person in charge to perform the functions of investigation unit head and
provide assistance in investigating complicated fires in neighboring regional (interdistrict) investigation units.
Research application field. The results of the study will make it possible to form the optimal structure and staff size of EMERCOM of Russia regional investigation unit.
Conclusions. The article proposes a typical managerial structure of EMERCOM of Russia regional investigation unit. Changes in investigation unit structure will allow solving current problems, improving the overall level of the organization and fire investigation quality. The analysis of EMERCOM of Russia investigators' duties performance and investigation unit structure makes it possible to conclude that there is a necessity to form an independent structure out of control of State Fire Supervision, with direct subordination to regional directorate head and being an independent structure of the Main Department of EMERCOM of Russia.
Key words: fire, fire safety, personnel management, investigation, investigator, fire investigation..
REFERENCES
1. Krasikov V.S., Malikov M. Legal and organizational aspects of inquiry as the activity of the public authority: its evolution and celevant problems of the improvement. Voprosy kriminologii, kriminalistiki i sudebnoi ekspertizy (Questions of criminology, criminology and forensic examination). 2017, no. 2(42), pp. 31-37 (in Russ.).
2. Karpov S. Peculiarities of organizing and managing fire investigation activities in the context of reforming federal state fire supervision of EMERCOM of Russia. Pozhary i chrezvychaynyye situatsii: predotvrashcheniye, likvidatsiya (Fire and Emergencies: Prevention, Elimination). 2019, no. 4, pp. 22-27 (in Russ.). DOI:10.25257/FE.2019.4.22-27
3. Karasev E.V., Taratanov N.A. The estimation of efficiency of activity of bodies of inquiry GPN FPS. Sovremennye problemy grazhdanskoi zashchity (Modern problems of civil protection). 2019, no. 3(32), pp. 61-70 (in Russ.).
4. Karpov S.Yu. Algorithms and models for supporting managerial decision-making to determine the optimal number of employees of the territorial departments of the EMERCOM of Russia during the investigation of fires. In: Materialy XXVIII mezhdunarodnoi konferentsii "Problemy upravleniia bezopasnostiu slozhnykh system" [Materials of the XXVIII International conference "Problems of security management of complex systems"]. Moscow, Institute of Management Problems named after Trapeznikova RAS Publ. 2020, pp. 374-382 (in Russ.).
5. Karpov S.Yu. Algorithm for predicting the number of inspectors of the Federal State Fire Supervision. In: Materialy mezhdunarodnoi nauchno-tekhnicheskoi konferentsii "Sistemy bezopasnosti' [Materials of the international scientific and technical conference "Security Systems"]. Moscow, State Fire Academy of EMERCOM of Russia Publ., 2020, no. 29, pp. 50-54 (in Russ.).
6. Makov M.A. Model of inquiry service in the context of the historical experience. Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii
(Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia). 2013, no. 7, pp. 107-115 (in Russ.).
7. Emelyanova E.V., Savoskina T.N., Didenko-Chintimur D.S. Application of standards of regular number in activity of territorial bodies of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Trudy Akademii upravleniia MVD Rossii (Proceedings of the Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia). 2014, no. 2(30), pp. 80-83 (in Russ.).
8. Vesely V., Voskresensky G.M., Karakhanov V.E. [and etc.] Teoriia upravleniia v sfere pravookhranitelnoi deiatelnosti [Theory of management in the field of law enforcement]. Moscow, Akad. Ministry of Internal Affairs of the USSR Publ. 1990. 324 p.
9. Snegovoy A.V., Schukin V.M. Working out of standards for stuff numbers of the units responsible for operational control of forces and facilities of internal affairs agencies. Trudy Akademii upravleniia MVD Rossii (Proceedings of the Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia). 2013, no. 3(27), pp. 61-66 (in Russ.).
10. Sedova G.I., Stepanov V.V. Doznanie vpravookhranitelnykh organakh [Inquiry in law enforcement agencies]. Moscow, Yurayt Publ., 2019. 129 p.
11. Goroshko E.Yu., Akimov D.M., Lakizo G.L. Normative and applied improvement of ensuring function of inquiry by bodies of fire supervision of the state. Vestnik Grodnenskogo Gosudarstvennogo Universiteta imeni Ianki Kupaly. Seriia 4. Pravovedenie (Bulletin of the Yanka Kupala Grodno State University. Series 4. Jurisprudence). 2015, no. 5(201), pp. 103-108 (in Russ.).
12. Gavrilova O.V. Towards on history of creation and formation of divisions of investigative agency. Pravo. Bezopasnost. Chrezvychainye situatsii (Right. Safety. Emergency situations). 2013, no. 1(18), pp. 74-77 (in Russ.).
112
© Karpov S., 2021