5. Голъдштейн Г. Я. Инновационный менеджмент. Таганрог: Изд-во ТРГУ, 2008. 132 с.
6. Ильин Н.И., Лукманова И.Г. и др. Управление проектами. - Спб.: Два-три, 2007.
7. Корольков В., Брагин В. Процессный подход к управлению организацией // Стандарты и качество. - 2003, № 9. - с. 80-82.
8. Альперин Л. Процветание через качество // Стандарты и качество. - 2008, № 7-8. -с. 67-73.
9. Ярощук А.Б. Межстрановое предпринимательство на пространстве СНГ и ЕврА-зЭС: закономерности и тенденции развития // Вестник УРАО. 2011. - № 4 (53).
Е.Е. Францева-Костенко
АНАЛИЗ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ПОДХОДОВ К ОЦЕНКЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА
Ключевые слова: регион, социально-экономический потенциал, региональное управление, финансовый кризис, региональная экономика.
Потенциал развития региона представляет собой совокупность различных (растянутых во времени и пространстве) объективных и субъективных факторов, обеспечивающих реализацию поставленных задач. Он охватывает источники, возможности, средства, запасы, которые могут быть приведены в действие, использованы для решения какой-нибудь задачи, достижения определенной цели.
Предпринимательский капитал устремляется в те регионы, где можно размещать конкурентоспособные производства и организовывать доходные базы. Таким образом, стабильное развитие экономики находится в прямой зависимости от наличия соответствующего социально-экономического потенциала, и это определяет привлекательность территории для размещения новых и реконструкции существующих производств. Цель каждого региона и муниципалитета - максимальное использование социально-экономического потенциала. В связи с этим каждый регион призван оценить свои социально-экономические возможности для того, чтобы сделать его более привлекательным для осуществления различных проектов, способствовать привлечению как российских, так и иностранных инвесторов. Социально-экономический потенциал территории может быть представлен совокупностью отдельных частных потенциалов, а именно природно-ресурсным, территориально-географическим, демографическим, трудовым, производственным, социально-инфраструктурным, финансовым, каждый из которых имеет свою качественную и количественную характеристику [2].
В современных условиях становления регионального управления территориальные органы власти и управления призваны, в частности, обеспечивать финансовую поддержку принимаемых ими решений, в том числе и стратегического характера. В связи с этим большое значение приобретает проблема нового стратегического выбора региона, предполагающего ориентацию, в первую очередь, на эффективное использование собственного социально-экономического потенциала. Решение отмеченной и других ключевых для развития региона проблем (повышение инвестиционной привлекательности территории и проведение на этой основе активной региональной структурно-инвестици-
© Францева-Костенко Е.Е., 2013
онной политики, упорядочение межбюджетных отношений и т.п.) обусловливает необходимость разработки научных основ комплексной оценки величины и эффективности использования социально-экономических возможностей региона. Среди первоочередных задач, связанных с научным обеспечением аналитических работ в сфере оценки регионального социально-экономического потенциала, следует указать на необходимость его рациональной структуризации. Ведь только установив основные структурные составляющие социально-экономического потенциала административно-территориального образования, можно обоснованно сформулировать систему соответствующих индикаторов.
Сегодня имеются исследования, посвященные лишь отдельным составляющим регионального социально-экономического потенциала. Причем собрать из этой мозаики некую комплексную картину практически невозможно, ибо, во-первых, разные авторы опираются на различную теоретико-методологическую базу при исследовании своих составляющих комплексного потенциала; во-вторых, отдельные компоненты регионального потенциала имеют сложные причинно-следственные связи. Игнорирование последнего обстоятельства может привести к некорректным оценкам комплексного регионального социально-экономического потенциала, а, следовательно, и к ошибочным рекомендациям по его использованию.
Исследование тенденций изменения экономики любого региона и выявление факторов, оказывающих определяющее воздействие на его экономический рост и социальное развитие, являются необходимым условием стратегического управления социально-экономического развития региона. В общем случае все тенденции (закономерности) можно классифицировать по ряду оснований и выделить среди них [3]:
- типичные (характерные для подавляющего большинства регионов страны) и особенные (свойственные именно данному исследуемому региону);
- глобальные (совпадающие с общими тенденциями по стране в целом или даже мировыми направлениями изменений) и локальные;
- кратковременные (сложившиеся в период до 3-х лет) и долговременные (свыше 3-х лет);
- устойчивые и неустойчивые (изменчивые);
- существенные (с точки зрения достижения целей) и несущественные.
Рассмотрим более подробно сложившиеся тенденции изменения социально-экономического состояния и потенциал дальнейшего развития в Нижегородской области [2]. Подчеркнем, что данный регион занимает значительное место в экономическом развитии России. По условиям административно-экономического районирования область входит в состав Приволжского федерального округа.
Важнейшей составляющей регионального социально-экономического потенциала является региональная собственность. Здесь существует целый комплекс проблем, решение которых требует создания научного обеспечения. К ним относится, прежде всего, проблема формирования региональной собственности, которая в настоящих условиях во многом состоит в рациональном распределении собственности между государством в лице его федерального центра и субъектом РФ. Актуальны вопросы, связанные с классификацией объектов региональной собственности, разработкой методологических и методических основ оценки ее величины.
При анализе регионального социально-экономического потенциала, наряду с определением величины, важное место занимает оценка эффективности его использования [2]. Такие оценки необходимы, например, при генерации вариантов и обосновании стратегического выбора, формировании экономически обоснованной государственной
политики поддержки регионов. Однако, в настоящее время задача оценки эффективности использования регионального социально-экономического потенциала еще ждет своего решения. Тем не менее, можно обозначить принципиальный подход к определению критерия такой оценки. В общем случае критерий может быть представлен в виде дроби, числитель которой представляет эффект от реализации социально-экономического потенциала региона, а знаменатель - затраты, потребовавшиеся для достижения этого эффекта. В свою очередь, отмеченный эффект может быть представлен как сумма двух составляющих, одна из которых характеризует прирост качества жизни населения, другая - вклад региона (муниципального образования) в решение межрегиональных и общегосударственных проблем [1]. Что касается затрат, связанных с достижением эффекта от реализации территориального социально-экономического потенциала, то они могут быть определены по известным в практике методикам расчетов эффективности крупных инвестиционных проектов.
Потенциал развития Нижегородской области может быть структурирован в соответствии с рядом укрупненных сфер социокультурной и хозяйственной деятельности. Интенсификация и комплексное использование всех видов потенциала может вызвать синергетический эффект, способный обеспечить ускорение социально-экономического развития региона (см. рис. 1.).
Рис. 1. Взаимодействие потенциалов Нижегородской области
Наибольший потенциал развития области имеется в промышленно-производ-ственной сфере, включающей промышленность, сельское хозяйство, транспорт и связь, строительство и торговлю (см. рис. 2).
Рис. 2. Динамика общего числа предприятий и организаций области
Тенденция роста объемов производства в отраслевом резерве зависит от численности предприятий в основных секторах экономики региона (см. рис.3).
■ 1999 П2012
Рис. 3. Динамика числа предприятий и организаций области
Рост числа предприятий в промышленности происходит в значительной степени за счет развития малого бизнеса (см. рис. 4).
Ш20С& □ 2010 ■ 2011 □ 2)012
Рис. 4. Доля в общей структуре и динамика числа малых предприятий
Количественный рост числа предприятий, конечно, не характеризует качественного преобразования производственного потенциала. Необходима дополнительная проработка вопроса о наиболее эффективных путях развития производственного потенциала области, соотношения и связи крупных предприятий и среднего и мелкого бизнеса. Вместе с тем, очевидно, что оптимальными будут такие соотношения и связи, которые смогут обеспечить инновационный характер производства.
Библиографический список
1. Озина А.М., Францева-Костенко Е.Е. Основные причины возникновения кризисных явлений в экономике // Ученые записки. Т. 9. - Н.Новгород: Изд-во Волго-Вятской академии государственной службы, 2011. С. 39-47.
2. Францева-Костенко Е.Е. Разработка и реализация стратегического плана развития региона: моногр. //Е.Е. Францева-Костенко. - Saarbrucken, Germany: Издатель LAP LAMBERT Academic Pablishing GmbH & Co. KG, 2011. 161 с.
3. Францева-Костенко Е.Е. Управление регионом в условиях экономической нестабильности: моногр. /Е.Е. Францева-Костенко. - Н.Новгород: Изд-во Волго-Вятской академии гос. службы, 2010. 128 с.