следовательской деятельности вузов. Разработанные предложения и прототип программно-информационного обеспечения могут быть положены в основу формирования методических рекомендаций и создания компьютерной системы определения структуры и объемов государственного финансирования научно-исследовательской деятельности ВУЗов с завершающей балансировкой объемов финансирования, согласованием и утверждением в соответствии с действующим административным регламентом Минобрнауки РФ.
Библиографический список
1. Инновационная Россия - 2020. Проект стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. - М.: Минэкономразвития, 2011. URL: http:// www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/innovations/development/doc20111021
2. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года - М.: Минэкономразвития, 2011. URL: http://government.ru/gov/results/17449/
3. Концепция долгосрочного развития Российской Федерации до 2020 года. - М.: Минэкономразвития России, 2008. URL: http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sec-tions/strategicplanning/concept/indexdocs
4. Писарева О.М. Исследование технологии применения методов автоматической классификации на стадии формального анализа региональной структуры РФ // В сборнике «Актуальные социально-экономические проблемы регионов России». С. 81-93. - М.: ЦЭМИ РАН, 2005.
Е.В. Фоломеев
ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО БИЗНЕСА В СТРОИТЕЛЬСТВЕ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Ключевые слова: малый бизнес, строительство, предпринимательство, управление, менеджмент, процессный подход, реконструкция, бизнес-процессы, модель управления, эффективность, конкурентоспособность, функциональный подход.
За последние годы малый и средний бизнес стал неотъемлемой частью российской экономической системы. Все более широкое признание получает способность малых предприятий вносить существенный вклад в решение проблем занятости населения путем создания новых рабочих мест, развития и повышения конкурентоспособности целых отраслей и строительной отрасли в частности, увеличения налоговых поступлений в бюджеты всех уровней, обеспечения социальной защиты населения, повышения его благосостояния и социально-экономической активности. В настоящее время отраслевая структура малого бизнеса несбалансированна, наблюдается значительная концентрация в торговле (45% от общего числа) и сфере услуг (около 16%). Сфера услуг и торговля остаются предпочтительней для малых предприятий, в отличие от производственной сферы (12% от общего числа). Доля субъектов малого предпринимательства в ВВП составляет 11-13%, а занятость населения около 18%.
© Фоломеев Е.В., 2013
Малые предприятия играют большую роль в столичном строительстве. На них приходится большая доля отделочных и ремонтных работ, они производят и устанавливают оконные и дверные блоки, малые фирмы занимаются озеленением и благоустройством территорий, грузоперевозками и многими другими нужными в строительстве работами. Одним из направлений деятельности малого предпринимательства в строительстве является реконструкция зданий и сооружений. Таким образом, доля малого бизнеса в строительстве и в частности, в реконструкции, значительна. Развитие за последнее десятилетие строительного комплекса г. Москвы привело к земельному дефициту в мегаполисе и трудностям в поиске и выделении участков под новое строительство, вследствие чего реконструкция приобрела доминирующее значение в столице.
По общему мнению, малый бизнес вытеснен в сферу субподрядных работ, специализируясь на устройстве внутридомовых сетей, монтаже отопительного и вентиляционного оборудования, электромонтажных, кровельных, отделочных и других видах работ, которые крупный застройщик может доверить небольшим компаниям при условии соблюдения сроков и качества. В производстве стройматериалов доля малого бизнеса зависит от вида подотрасли. Например, производство окон с использованием дерева, алюминия и ПВХ-профиля практически целиком принадлежит малым компаниям, независимо от объема производства [7, с.80]. В целом, малым компаниям в сфере стройиндустрии приходится конкурировать с более крупными предприятиями. Как правило, при выпуске малой партии продукции ее себестоимость выше, чем при производстве крупных партий, если речь не идет о современных автоматизированных производствах.
Вопрос конкурентоспособности малого бизнеса тесно связан с качеством оказываемых услуг или производимой продукции. Казалось бы, у небольших предприятий объем заказов меньше, они могут уделить больше времени и внимания своим заказчикам, поэтому и качество должно быть лучше. Но, с другой стороны, учитывая, что выбор исполнителя по договору подряда зачастую определяет стоимость договора, обеспечить надлежащее качество за минимальные деньги удается не всегда [1].
Каким бы инертным ни был современный строительный рынок, именно с малыми компаниями в любой отрасли экономики связаны инновационные надежды. Основа любого бизнеса - это малые предприятия с количеством сотрудников от 5 до 50 человек. Внедрять инновации жизненно необходимо и крупным и малым предприятиям, но для малых это особенно актуально, потому что они имеют свободу маневра, гибкость. Большое предприятие перестроить гораздо сложнее. Для малой компании нецелесообразно заказывать инновационные разработки, но можно заимствовать в своей деятельности новые технологии и материалы. Достаточно найти организационную, маркетинговую или финансовую идею, концептуально новую для своего рынка. В этом многое зависит от личности руководителя, от его умения рискнуть и от его понимания, что такое предпринимательство.
Общеизвестно, что одной из первых отраслей экономики России, которую поразил мировой финансовый кризис, оказалось строительство, в том числе сектор жилищного строительства. Участники этого рынка один за другим стали объявлять о сокращении штатов, о замораживании объектов, снижении объема финансирования строек и, как следствие, о глобальных проблемах строительного рынка в будущем. Особняком стоит средний и малый строительный бизнес, который, если верить высоким государственным мужам, должен стать основой отечественной экономики. По прогнозам, в условиях финансового кризиса около 30% строительных предприятий могут уйти с рынка [4]. То есть, рынок уменьшится на треть. Заводы будут вынуждены диверсифицироваться, пере-
ходить на другую продукцию. При растущей конкуренции оставшиеся на рынке производители начнут снижать цены, но на основное сырье - щебень, цемент и песок - цены вряд ли упадут.
Положение малого и среднего строительного бизнеса в этих условиях наиболее тяжелое. Дело в том, что крупным компаниям, за которыми стоят тысячи дольщиков и огромные объемы жилья, государство будет помогать до последнего и всеми силами, дабы не допустить социального напряжения из-за возможного банкротства застройщика. Это касается направления финансовых средств из федерального центра и регионов, налоговых поблажек и так далее. Малый бизнес такой поддержкой обделен, так как реально каждой компании нужно меньше денег, чтобы выполнить свои обязательства, но при этом самих компаний гораздо больше, однако проблемы у них не менее острые, потому что на банковские кредиты, например, в последнее время перешел весь строительный бизнес.
Вместе с тем, развитие сферы малого бизнеса способно резко усилить темпы экономического роста России, как за счет создания собственного продукта, так и за счет роста совокупного спроса. Необходимо создать пул соинвесторов из предприятий малого и среднего бизнеса для совместного строительства технопарков, бизнес-центров и бизнес-инкубаторов. В Москве уже 600 малых предприятий изъявили желание участвовать в таком проекте, и это неудивительно, поскольку в одиночку каждому из них получить помещение будет намного сложнее.
Для эффективного развития малого предприятия и его перехода в среднее звено необходимо совершенствование механизма формирования финансово-хозяйственных результатов:
- оптимизацию учетной политики строительных организаций;
- комплекс мероприятий, обеспечивающих законное и правильное определение объема выручки от реализации строительной продукции, суммы налога на добавленную стоимость, сумм налогов, относимых на финансовые результаты, а также размеров издержек производства, что влияет на точность и достоверность определения финансово-хозяйственных результатов.
Основные направления совершенствования механизма распределения финансово-хозяйственных результатов включают [2]:
- оптимизацию системы налогообложения прибыли;
- разработку такой системы ставок и льгот налога на прибыль, которая будет стимулировать использование чистой прибыли строительных организаций, прежде всего, на развитие и совершенствование собственной производственной базы;
- изжитие непроизводительных затрат и потерь;
- разработку и реализацию мероприятий, направленных на преодоление кризиса неплатежей в целях постепенного снижения сумм пени и штрафов, уплачиваемых в бюджет и внебюджетным фондам;
- оптимизацию распределения чистой прибыли, остающейся в распоряжении строительной организации, на фонды потребления и фонды накопления;
- комплекс мероприятий, обеспечивающих целесообразное и эффективное использование средств фондов потребления и накопления.
Вместе с тем, с самого возникновения управления бизнесом как специальной дисциплины в ней господствовала вертикально-иерархическая (или функциональная) модель, суть которой состоит в представлении бизнеса как совокупности функциональных подразделений (дирекций, управлений, департаментов, отделов и т. д.). Перед подразделениями ставятся конкретные планы и задачи, после чего на базе отчетов контролируется
их исполнение. Такой метод управления широко используется до сих пор, несмотря на присущие этой модели проблемы. В настоящее время сформировалась ситуация, когда «старый» функциональный метод управления исчерпал ресурсы развития и не может дать ничего, что могло бы способствовать повышению эффективности бизнеса. Скорее наоборот: те отрицательные эффекты, которые присущи вертикально-иерархической модели, начинают проявляться ярче, возможен даже кумулятивный эффект, когда не успевают решать проблемы, возникающие из-за пороков функционального метода управления, а между тем уже возникают новые.
Ответом на этот вызов явилось возникновение процессного подхода к управлению бизнесом — фактически новой концепции, базирующейся на понятии бизнес-процесса. Бизнес-процесс определяется как устойчивая, целенаправленная совокупность взаимосвязанных видов деятельности (последовательность работ), которая по определенной технологии преобразует входы в выходы, представляющие ценность для потребителя. Основная мысль заключается в том, что в рамках процессной модели бизнес предлагается рассматривать как совокупность составляющих его бизнес-процессов. В этом случае управление бизнесом должно происходить с точки зрения бизнес-процессов и их составляющих, а не с точки зрения функциональных подразделений.
Можно выделить три необходимые составные части, определяющие эффективную работу компании при использовании процессного подхода к управлению бизнесом:
- система «целеполагания», то есть тот механизм, который управляет бизнесом посредством задания целей и стратегий;
- система управления бизнес-процессами — СУБП (в западной терминологии Business Process Management, BPM), организующая движение к целям и реализующая стратегию;
- процессная среда (окружение), позволяющая СУБП эффективно функционировать для достижения поставленных целей.
Система «целеполагания» подразумевает комплекс организационных и технических мер и ресурсов, в том числе управленческих, направленных на правильную постановку бизнес-задач, оценку результатов, корректировку процессов, выработку целей, определение стратегии и т. п. Под процессной средой понимается окружение, которое является основой эффективного процессного управления. Такое окружение включает в себя такие категории и системы, как правильно организованная структура компании, достаточное ресурсное обеспечение, существующая система стандартизации, системы отчетности, управления качеством и т. п. С обеими этими составляющими в определенной степени все ясно, более того, они уже внедрены многими компаниями. Можно также отметить, что в крупных компаниях в большинстве своем есть список стратегических целей, определены миссии и конкретные цели в области производства, экологии, в социальной сфере. Процессная среда там также сформирована и функционирует на базе регламентов, должностных инструкций, прописанных бизнес-процессов, систем управления качеством, корпоративных информационных систем (КИС) и интеграционных платформ.
СУБП выполняет важнейшую и основную функцию — исполнителя и контролера бизнес-процессов. Иными словами, после того как заданы цели, определены стратегии и подготовлена среда (окружение) для эффективного функционирования, возникает необходимость в самом механизме, реализующем управление бизнес-процессами. В роли такого механизма и выступает СУБП. Однако с внедрением и использованием этой составляющей не все так гладко.
Причины слабого использования СУБП в практике компаний связаны с несколькими факторами, прежде всего с технологическими ограничениями. Бизнес-процессы являются динамическими объектами, а управление такого рода объектами и их контроль возможны только в реальном времени, то есть в том случае, если практически все действия, совершаемые при исполнении бизнес-процесса, приводят к соответствующим транзакциям в информационных системах. Только такая ситуация позволяет отслеживать эти действия, а в конечном итоге и бизнес-процесс в целом автоматически, в режиме реального времени. Однако современный уровень автоматизации бизнеса во многих компаниях фактически является «тотальным», т. е. все действия, совершаемые в рамках бизнес-процессов, отражаются в информационных системах, а для небольшого количества процедур, совершаемых «вручную», в рамках СУБП существует особый механизм — «Human workflow», позволяющий обойти ограничения, налагаемые «тотальной» автоматизацией.
Вторым по значимости фактором, тормозящим распространение СУБП, является недостаточное понимание того, как внедрение этой системы влияет на эффективность бизнеса. При процессном подходе к управлению бизнесом в качестве основного показателя его эффективности можно рассматривать оптимальность бизнес-процессов с точки зрения скорости их прохождения (исполнения) и количества затрачиваемых на их выполнение ресурсов. Соответственно для повышения эффективности бизнеса с точки зрения процессного подхода необходимо добиться создания совокупности оптимальных бизнес-процессов с максимальной скоростью прохождения и минимальными ресурсными затратами. Как следует из законов экономики, увеличение скорости исполнения операций (действий в рамках бизнес-процесса) ведет к повышению производительности труда, а сокращение ресурсов на их выполнение — к уменьшению затрат.
Другим фактором, влияющим на эффективность бизнеса при использовании СУБП, является контроль в реальном времени достижения результатов в рамках исполнения бизнес-процесса. Другими словами, при использовании СУБП мы видим не только, какие результаты достигнуты, но и как они достигались. В качестве примера можно привести тот факт, что при использовании СУБП становится невозможной ситуация, когда 80% необходимых квартальных работ совершаются в последние две недели отчетного периода. Система критических оповещений (alarming) мгновенно сообщит о неполадках в бизнес-процессе, а система визуального мониторинга (Business Activities Monitor) покажет отклонения от заданных параметров его выполнения в масштабе реального времени.
Есть также психологическая составляющая использования СУБП, которая влияет на эффективность бизнеса. Речь идет о том, что при мониторинге выполнения бизнес-процессов фактические исполнители находятся под прямым и неусыпным наблюдением СУБП, что позволяет свести к минимуму безответственное и халатное отношение сотрудников к своим обязанностям [1, с. 67].
Оптимизация строительной компании на основе процессного подхода предполагает создание подразделений в соответствии с базовым инвестиционно-строительным процессом, под которым понимается последовательная совокупность этапов достижения целей инвестирования путем реализации инвестиционных проектов в области создания и/или изменения объектов недвижимости. В данном случае процессный подход представляет собой некий живой механизм по управлению проектом, только в качестве проекта в данном случае рассматривается уже конкретное строительное предприятие, в котором происходят те же процессы (см. рисунок).
Рис. Схема базового инвестиционно-строительного процесса
Процессный подход предполагает такую конфигурацию комбинированной строительной компании, которая отвечает всем или нескольким этапам реализации инвестиционно-строительного процесса, в зависимости от миссии и целевых установок собственников компании. В заключение следует отметить, что актуальность разработки и поиска новых критериев процессного подхода к управлению предприятий строительной индустрии как способ повышения их эффективности в сегодняшних условиях возросла еще больше. Глобальные изменения в мировой экономике, происходящие сегодня, могут быть интерпретированы как некая глобализация экономических процессов политической среды.
Библиографический список
1. Адлер Ю., Щепетова С. Процессное описание бизнеса - основа основ и для системы экономики качества // Стандарты и качество. - 2006, № 2. - с. 66-69.
2. Армстронг М. «Основы менеджмента». - Ростов-н/Д.: Феникс. 2008/
3. Галеев В.И. Системы качества и рынок. Серия «Сертификация и бизнес». Выпуск 1. - М.: Колос, 2008.
4. Гарднер Р. Преодоление парадокса процессов // Стандарты и качество. - 2007, № 1. - с. 82-88.
5. Голъдштейн Г. Я. Инновационный менеджмент. Таганрог: Изд-во ТРГУ, 2008. 132 с.
6. Ильин Н.И., Лукманова И.Г. и др. Управление проектами. - Спб.: Два-три, 2007.
7. Корольков В., Брагин В. Процессный подход к управлению организацией // Стандарты и качество. - 2003, № 9. - с. 80-82.
8. Альперин Л. Процветание через качество // Стандарты и качество. - 2008, № 7-8. -с. 67-73.
9. Ярощук А.Б. Межстрановое предпринимательство на пространстве СНГ и ЕврА-зЭС: закономерности и тенденции развития // Вестник УРАО. 2011. - № 4 (53).
Е.Е. Францева-Костенко
АНАЛИЗ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ПОДХОДОВ К ОЦЕНКЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА
Ключевые слова: регион, социально-экономический потенциал, региональное управление, финансовый кризис, региональная экономика.
Потенциал развития региона представляет собой совокупность различных (растянутых во времени и пространстве) объективных и субъективных факторов, обеспечивающих реализацию поставленных задач. Он охватывает источники, возможности, средства, запасы, которые могут быть приведены в действие, использованы для решения какой-нибудь задачи, достижения определенной цели.
Предпринимательский капитал устремляется в те регионы, где можно размещать конкурентоспособные производства и организовывать доходные базы. Таким образом, стабильное развитие экономики находится в прямой зависимости от наличия соответствующего социально-экономического потенциала, и это определяет привлекательность территории для размещения новых и реконструкции существующих производств. Цель каждого региона и муниципалитета - максимальное использование социально-экономического потенциала. В связи с этим каждый регион призван оценить свои социально-экономические возможности для того, чтобы сделать его более привлекательным для осуществления различных проектов, способствовать привлечению как российских, так и иностранных инвесторов. Социально-экономический потенциал территории может быть представлен совокупностью отдельных частных потенциалов, а именно природно-ресурсным, территориально-географическим, демографическим, трудовым, производственным, социально-инфраструктурным, финансовым, каждый из которых имеет свою качественную и количественную характеристику [2].
В современных условиях становления регионального управления территориальные органы власти и управления призваны, в частности, обеспечивать финансовую поддержку принимаемых ими решений, в том числе и стратегического характера. В связи с этим большое значение приобретает проблема нового стратегического выбора региона, предполагающего ориентацию, в первую очередь, на эффективное использование собственного социально-экономического потенциала. Решение отмеченной и других ключевых для развития региона проблем (повышение инвестиционной привлекательности территории и проведение на этой основе активной региональной структурно-инвестици-
© Францева-Костенко Е.Е., 2013