Научная статья на тему 'Анализ и синтез робастного управления для линейных систем двойного демпфирования'

Анализ и синтез робастного управления для линейных систем двойного демпфирования Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
103
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОБАСТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ИНТЕРВАЛЬНАЯ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ ПАРАМЕТРОВ / ПОДВЕСКА АВТОМОБИЛЯ / ROBUST CONTROL / INTERVAL PARAMETER UNCERTAINTY / SUSPENSION OF THE AUTOMOBILE

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Триндюк В. А., Кийко Г. И.

В статье изложен способ построения робастного управления подвеской автомобиля при наличии интервальной неопределенности массы груза автомобиля и массы водителя, а так же невозможности измерения отклонения кузова автомобиля и кресла водителя от своих состояний покоя. Приведено наглядное обоснование актуальности применения синтезированного робастного управления по сравнению с другими по качеству переходных процессов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Триндюк В. А., Кийко Г. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis and synthesis of robust control for linear systems of double damping

The paper sets forth the method for constructing a robust control suspension of the automobile when there is an interval uncertainty of car cargo weight and drivers’ mass as well as the impossibility of measuring deviations of the car body and the driver's seat of their state of rest. The paper gives clear justification for the relevance of the application of synthesized robust control in comparison with other on the quality of the transient processes.

Текст научной работы на тему «Анализ и синтез робастного управления для линейных систем двойного демпфирования»

Что касается точек рассматриваемой трехслойной области, достаточно удаленных от отверстий (на расстоянии более 8R), то получаемые численным моделированием значения напряжений и деформаций в этих точках оказываются в хорошем согласовании со значениями, получаемыми по формулам (2)-(7). Это подтверждает приемлемость принятой при моделировании расчетной схемы, в соответствии с которой исходная бесконечно протяженная область заменяется конечной прямоугольной областью с размерами а = d = 10R.

В качестве общего вывода по выполненному исследованию отметим, что проведенный анализ позволил дать оценку влияния слоистой структуры поперечно сжимаемой плоскости на характер распределения напряжений вокруг имеющихся в ней двух одинаковых отверстий. Более того, установлена возможность снижения уровня указанных напряжений при надлежащем выборе характеристик слоев.

Литература

1. Савин Г.Н. Распределение напряжений около отверстий. Киев: Наукова думка, 1968. 888

2. Ефимов В.В., Кривой А.Ф., Попов Г.Я. Задачи о концентрации напряжений возле кругового дефекта в составной упругой среде // Изв. РАН. МТТ. 1998. № 2. с. 42-58.

3. Члингарян Г.С. Напряженное состояние составной упругой плоскости с включениями на границе раздела материалов // Изв. HAH Армении. Механика. 2009. Т.62. № 3. с. 52-58.

4. Мазин В. А., Михайлова В.Л., Сухомлинов Л.Г. Напряжения вокруг кругового отверстия в двухслойной упругой полуплоскости при продольном растяжении // Экологический вестник научных центров ЧЭС. 2011. № 1. с. 62-68.

5. Мазин В.А., Михайлова В.Л., Сухомлинов Л.Г. Напряжения вокруг кругового отверстия в двухслойной упругой полуплоскости при поперечном сжатии // Известия Тульского государственного университета. Естественные науки. 2011. Выпуск 1. с. 119-128.

6. Мазин В.А., Михайлова В.Л., Сухомлинов Л.Г. Вариационно-разностная процедура численного решения плоской задачи теории упругости для прямоугольной области с включениями и отверстиями// Экологический вестник научных центров Черноморского экономического сотрудничества (ЧЭС). 2010. № 2. с. 53 - 62.

7. Михайлова В.Л., Сухомлинов Л.Г., Мазин В.А. Численное решение задачи о концентрации напряжений для случая трехслойной упругой плоскости с двумя одинаковыми вертикально расположенными круговыми отверстиями при продольном растяжении // Известия МГТУ «МАМИ». №2(12). 2011. с. 189-195.

Анализ и синтез робастного управления для линейных систем двойного

демпфирования

Триндюк В. А., к.ф-м.н. доц. Кийко Г.И.

Университет машиностроения 8 (967) 008-23-55, ¡rindiiikvladimiramail.ni. 8 (495) 527-34-75

Аннотация. В статье изложен способ построения робастного управления подвеской автомобиля при наличие интервальной неопределенности массы груза автомобиля и массы водителя, а также невозможности измерения отклонения кузова автомобиля и кресла водителя от своих состояний покоя. Приведено наглядное обоснование актуальности применения синтезированного робастного управления по сравнению с другими по качеству переходных процессов.

Ключевые слова: робастное управление, интервальная неопределенность параметров, подвеска автомобиля.

Робастные системы и робастные устройства значительно увеличивают надежность и устойчивость технических комплексов. Одним из подходов к созданию живучих функциональных узлов может стать поиск решений, обладающих нулевой чувствительностью выход-

ных характеристик к изменению величин мешающих факторов, в качестве которых может выступать температура, давление, радиоактивность, рассогласование импедансов, влажность, вибрация и т.д. [4].

Сформировав функцию чувствительности некоторых выходных характеристик а к изменению некоторых величин:

„а _ да! <5у _ да ^ у 1 а у ду а'

можно попытаться найти набор характеристик, при которых возможно достижение нулевой чувствительности:

при определенном у или минимальной чувствительности в некоторой 8-окрестности параметра у.

Тогда даже большое изменение параметра у под воздействием мешающих факторов, в том числе катастрофический отказ, не повлияют значительно на работу системы. Рассмотрим применение этой идеи к системе двойного демпфирования.

Рассмотрим двухдемпферную модель объекта, а именно: колеса и водительского сиденья (рисунок 1), которая описывает особенности реальной системы.

Рисунок 1 - Двухдепферная модель ХА автомобиля

Здесь большим прямоугольником с подписью Мс обозначен автомобиль со своей массой, а меньший прямоугольник ш8 - водитель, сидящий на кресле. Вертикальные колебания от колеса поглощаются гасителем ударов, который состоит из пружины к1 и демпфера Ьь Для более качественного снижения нежелательной вибрации под креслом водителя вмонтирована еще одна пружина кг и демпфер Ьг. Компенсация колебаний как автомобиля, так и сиденья ускоряется с помощью входных управляющих воздействий и^) и 112(1:).

(1)

Применяя знания из курса физики (механики), по второму закону Ньютона можно описать нашу модель системой дифференциальных физических уравнений:

- для автомобиля

К-4*) = <к ■х2^)-ф1 +Ъ2ууф)+Ь2-х2(0+103-[гф)+гф)],

- для кресла

Щ ■ \ (0 = к2-х1 (0 - к2 ■ х2 (0 + Ъ2 ■ хДО -Ь2-х2 (0 +103 • и2 (0. Зададим переменные пространства состояний:

'^(0 = ^(0, х2(0 = х2(0, х3(0 = х1(0, [*4(0 = *2(0>

где: - вертикальное смещение кузова автомобиля от своего положения равновесия, м; х2{1) - вертикальное смещение кресла водителя от своего положения равновесия, м; Л', (!) - вертикальная скорость кузова автомобиля, м/с; *4(0 - вертикальная скорость кресла водителя, м/с.

Тогда можно переписать физические дифференциальные уравнения, описывающие объект, в виде динамической системы в пространстве координат (2):

' 0 0 о 1000

( о 0 1 0 ^

4(0' 0 0 0 1

5ф) _ кх +к2 к2 ьх+ь2 А

х3(0 Мс Мс Мс Мс

Л(0У А _к2_ К

V пк ПК ПК ПК у

х2(0 х3(0 4*4 (Оу

+

о 1000

Мс

о

Мс 1000

ПК У

Ч(0Л

щ(1)

(2)

Значения параметров модели указаны в таблице 1.

Значения параметров модели

Таблица 1.

№ Обсшачгн иг Диада зон изменении Сргангг значение ЕдГШГ! [£Ь[ им ерении

1 Мс от 1 ООО до 2000 1 500 Кг

2 1115 от 100 до 150 125 Кг

3 к, Постоянн ал беяичин 1 40000 Нм

4 к; Постоянная величина 5 000 Нм

5 ъ, Постоянная величина 4 000 Нс.'м

6 Ь1 Постоянная б ели члн 1 500 Н с.'м

1 11] Переменная величина Подлежит определению Н

3 и; Пгремгнная величина Подлгжит определгнинз Н

Введем обозначения: х(0 = (х1(0 х2(0 х3(0 х4(0)\ х(!0) = (х^) х2(/0) *3(*0) хА(1,))\

х(0 = ( ХДО х2(0 *3(0 -*4(0)г, и{1) = («1(0 «2(0)\

Г о 0 1 0 ^ ( 0 0 ^

0 0 0 1 0 0

А(0 = кх + к2 к2 \+ь2 ъ2 т ? 1000 1000

Мс Мс Мс Мс Мс Мс

к2 к2 Ъ2 Ъ2 о 1000

V /77. V /77. V /77Л /77.V ) V тн )

Тогда система (2) перепишется в виде (3):

—х{г) = А{г) х(0 + В(ф(0,

(3)

■ хп

Наша задача состоит в конструировании оптимального управления при отсутствии информации о массе груза автомобиля и массе водителя в конкретный момент времени, причем к управлению предъявляется требование, чтобы оно качественно отрабатывало любую ситуацию из заданных диапазонов изменения параметров, т.е. на управление накладывается требование робастности [1, 2]. Диапазоны изменения масс выбраны эмпирически так, чтобы они адекватно отражали реальное положение дел. Возмущениями назовем отклонения масс автомобиля и сиденья с водителем от своих средних значений. Оптимальность синтезированного управления будем оценивать по качеству переходных процессов (амплитуда и скорость затухания колебаний) и квадратичному функционалу качества:

1 1 Л

Дх, и) = -хт (Г)£*(Г) + - [ {*г (О0*(О + и-Т (0Ди(0} Ж,

(4)

где: Б - решение стационарного уравнения Риккати-Лурье для случая наихудших значений параметров возмущения:

8А*+А*Г £ + 0 = 0, (5)

где: матрицы А* и В * - наихудшие с точки зрения качества переходных процессов при заданных диапазонах изменения масс, т.е. робастная модель объекта имеет вид:

—х(Л) = А* хЦ) + В*иЮ,

Ж (6)

=

Матрицы 0 и Я возьмем для простоты единичными.

В данной статье для упрощения изложения мы опускаем изложение способа нахождения матриц А* и В*, а сразу воспользуемся его результатами:

А*:

По этим матрицам строим оптимальное робастное управление (рисунок 2). Можно сравнить его по качеству с другими следующим образом: подставить робастное управление в любую другую систему, а управление этой системы подставить в робастную систему и сравнить качество переходных процессов (рисунок 3).

( ° 0 1 0 ^ Го 0 ^

0 0 0 1 0 0

в* =

-22.5 5 -2.25 0.5 5 -1

V 50 -33.333 5 -3.333у ? 6.661;

Arobast

ROBAST SYSTEM

Matrix Arobast

Matrix

jluipl) W

dx/dt ^ 1 s

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

_ïffl

Arobast'x

Brobast

Integrator!

Matrix Brobast

Matrix ilultipli

BrabasPKrobast

Krobast

Matrix Krobast

Matrix dultipty

BKrobast'x

x(t)

x1(t) О

r

> x2(t)

Scope ROBAS

Рисунок 2 - Схема построения оптимального робастного управления

хаЮ, м при робастномуправлении в системе с наилучшими параметрами 0-3 гс-1-1-1-1-1-1-1-1-1-

0.2 0.1 о 0.1

0.3 0.2 0.1 о ■0.1 0.3 0.2 0.1 о ■0.1

г<1(1)Р м при робастномуправлении в системе без возмущений

\ 1 1 \ 1 1

\ 4 :

\ ........\..........■

i i i i

м при "легком" управлении в робастной системе

lili.:

0.5

1.5

2.5 3 Время, с

3.5

4.5

Рисунок 3 - Сравнение различных управлений

Однако следует заметить, что в жизни мы не можем реализовать полученное управление, т.к. не все координаты состояния объекта доступны для измерения. Введем специальный измеритель:

у{1) = С-х{1), (7)

г\ О О ол

где:

• С =

vo 1 о оу

В этом случае нам сначала нужно построить наблюдатель. Тогда оптимальное управление будет искаться в той же форме, только через оценку для неизвестных координат состоя-

u{t) = -R~l-В~ -S-x{t\

(8)

Построим наблюдатель сокращенной размерности, т.е. наблюдатель Луинбергера. В этом случае:

и назначим:

Т =

2(0 = Г-х(0, г0 0 1 0Л

ч0 0 0 1у.

Тогда

т

■у1 ; \f\4j

Х(0

Так как в нашем случае

2(0

(К Р)

у

У-у{1) + Р-1{ 0.

(9)

(10)

(П)

Т

У =

- единичная матрица, то найти ¥иР не составляет труда:

1 0

0 1

о о

чО О/,

Р =

0 0

0 0

1 0

0 1

Будем строить оценку состояния так:

х{1) = Р-1{1) + У-у{1)

при

¿/£( О Л

: Т В ¿(0 + ТАУ у{ 0 + 7М Р м(0,

(12) (13)

причем если х(1о) - известно, то г^ = и тогда е(0 = 0 V/ > 1{].

Рисунок 4 - Схема синтеза оптимального робастного управления с помощью

наблюдателя Луинбергера

Изложенный подход к решению задачи о нахождении оптимального робастного управления при недоступности измерения некоторых координат реализует схема в среде МайаЬ, приведенная на рисунке 4.

Как отмечалось ранее, если известно , то наша оценка координаты равна в точности исходной координате. Если же мы выбирали начальные условия наугад, то погрешности не избежать, но она будет со временем стремиться к нулю (рисунок 5).

Хз(1:) — ХзЦ)-оценка, м

О ' - -■

-2

-10 10

5

0

-5

0 0.5 1 1.5 2 2.5 3 3.5 4 4.5 5

Время, с

Рисунок 5 - Графики погрешностей оценки третьей и четвертой координат объекта

Проиллюстрируем отличие графиков колебаний двух первых координат состояния объекта при известных начальных условиях и при выбранных случайным образом (рисунки 6 и

7).

Х1(±)г м

1.05 0

1.05 0.3 0.2 0.1 0 ■0.1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

0 0.5 1 1.5 2 2.5 3 3.5 4 4.5 5

Время, с

Рисунок 6 - График колебания двух первых координат состояния объекта при наличии

известного начального состояния

Тем самым мы решили поставленную задачу о нахождении оптимального робастного управления в случае интервальной неопределенности параметров при невозможности измерения нескольких координат состояния объекта.

1. > 1 1 1

\ \ V \ \ \ г—

Xl.(t)r IYI

1.15 0.1 1.05 0 1.05 ■0.1 1.15 ■0.2 0.6 0.4 0.2 О -0.2 ■0.4 ■0.6 ■0.6

О 0.5 1 1.5 2 2.5 3 3.5 4 4.5 5

Время, с

Рисунок 7 - График колебания двух первых координат состояния объекта при отсутствии информации о двух начальных координатах

Литература

1. Афанасьев В.Н. Алгоритмическое конструирование систем управления с неполной информацией. Учебное пособие - Московский государственный институт электроники и математики. М., 2004. - 148 с.

2. Афанасьев В.Н. Математическая теория конструирования систем управления: Учеб. для вузов./В. Н. Афанасьев, В. Б. Колмановский, В. Р. Носов. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Высш. шк, 2003.-614 с.

3. Буков В.Н. Вложение систем. Аналитический подход к анализу и синтезу матричных систем. - Калуга: Издательство научной литературы Н.Ф. Бочкаревой, 2006. - 720 с.

4. Кийко Г.И. Цепи с нулевой чувствительностью. Труды МГГУ, ГИАБ №5 2006, с. 296-304.

5. Чарльз Генри Эдварде, Дэвид Э. Пенни Дифференциальные уравнения и проблема собственных значений: моделирование и вычисление с помощью Mathematica, Maple и MATLAB . — 3-е изд. — М.: «Вильяме», 2007.

6. Черных И.В. Simulink: среда создания инженерных приложений / Под общ. ред. к.т.н. В. Г. Потемкина - М.: Диалог-МИФИ, 2003. - 496 с.

7. Федотов И.В. Синтез управления подвеской как элемент активной безопасности -Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана. Известия высших учебных заведений. Машиностроение. 2005.

8. Akbari A., Lohmann В.. Multi-objective preview control of active vehicle suspensions. - In Proceeding of the 17th World Congress The International Federation of Automatic Control (IFAC 2008). Seoul, Korea, July 6-11, 2008.

9. Chen H., Guo K. An LMI approach to multiobjective RMS gain control for active suspensions. - In Proceeding American Control Conference 2001.

Динамическая робастная задача стабилизации для линейных

нестационарных систем

Триндюк В. А., к.ф-м.н. доц. Кийко Г.И.

Университет машиностроения 8 (967) 008-23-55, ¡rindiiikvladimiramail.ni. 8 (495) 527-34-75 Аннотация. В статье приведены постановки задач робастной стабилизации объекта и d-робастной задачи; дано определение робастного управления и указан способ синтеза оптимального гарантированного управления, при этом были выве-

.....V .......\ \ — _ _ _ ---- ------ -----

\ У

\ У

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.