Научная статья на тему 'Анализ и синтез как состовляющие профессиональной компетентности будущих специалистов технического профиля'

Анализ и синтез как состовляющие профессиональной компетентности будущих специалистов технического профиля Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
843
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Биндалёва Лариса Владимировна

Статья посвящена аналитико-синтетической компетентности, как одного из компонентов профессиональной компетентности специалиста технического профиля. Рассмотрены составляющие профессиональной компетентности. Описаны основные мыслительные операции, лежащие в основе аналитико-синтетической компетентности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ и синтез как состовляющие профессиональной компетентности будущих специалистов технического профиля»

УДК 377,35

Биндалева Лариса Владимировна

Преподаватель АОУ СПО ТО «Ишимский политехнический техникум», аспирант ГОУ ВПО «Ишимский государственный педагогический институт им, П. П. Ершова», vesna@ishim.ru, vesnaOl2@yandex.ru, Ишим

АНАЛИЗ И СИНТЕЗ КАК СОСТАВЛЯЮЩИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ

Bindatyova Larissa Vladimirovna

Teacher of the Ishim polytechnical school, post-gi'aduate student of the P. P. Yershov Ishirn state pedagogical institute, vesna@ishim.ru, vesna012@yandex.ru, Ishim

ANALYSIS AND SYNTHESIS AS COMPONENTS OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF THE FUTURE TECHNICAL SPECIALISTS

Современный этап модернизации профессионального образования определяется внедряемым компетентностным подходом, предполагающим новую трактовку содержания образования и его результатов, Кроме этого, компетентностный подход подразумевает формирование у студентов определенной позиции в процессе обучения. В его основе лежит необходимость формирования целостной системы универсальных умений, способности к самостоятельной деятельности.

Одним из основных результатов подготовки выпускника является профессиональная компетентность.

Профессиональную компетентность определяют, как уровень образованности и общей культуры личности, характеризующейся овладением теоретическими средствами познавательной и практической деятельности.

Профессиональная компетентность специалистов любого профиля включает такие составляющие, как:

- специальная - высокий уровень знаний техники и технологий, используемых в профессиональном труде и обеспечивающих возможность профессионального роста специалиста, смену профиля работы, результативность творческой деятельности;

- социальная - способность брать на себя ответственность и принимать решения, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты ненасильственным путем, продуктивно взаимодействовать с представителями других культур и религий;

- психологическая, обусловленная пониманием того, что без культуры эмоциональной восприимчивости, без умений и навыков рефлексии, без опыта эмпатийного межличностного взаимодействия и самореализации 86

АНАЛИЗ И СИНТЕЗ КАК СОСТАВЛЯЮЩИЕ...

профессионализм остается частичным, неполным;

- информационная, включающая в себя владение новыми информационными технологиями;

- коммуникативная, предполагающая знание иностранных языков, высокий уровень культуры речи;

- экологическая компетентность, основанная на знании общих законов развития природы и общества, на экологической ответственности за профессиональную деятельность;

- валеологическая компетентность, означающая наличие знаний и умений в области сохранения здоровья и в вопросах здорового образажизни [1, с. 22].

Основнымивидамидеятельностиспециалиста технического профиляявля-ются производственно-технологическая, организационно-управленческая.

Перечисленные выше составляющие профессиональной компетентности тесно связаны с основными видами деятельности техника.

Как в сфере профессиональной деятельности, так и в сфере организационно-управленческой деятельности, специалист технического профиля постоянно имеет дело с большими объемами информации. Так же он должен планировать и организовывать работу коллектива исполнителей, выбирать оптимальные решения при планировании работ в условиях нестандартных ситуаций. Техник должен иметь представление об особенностях трудовых правоотношений в обществе, особенностях профессиональной этики и психологии делового общения. Он должен стремиться к самосовершенствованию (самопознанию, самоконтролю), к творческой самореализации, обладать высоким уровнем знаний, умений и навыков.

Все составляющие профессиональной компетентности специалиста технического профиля тесно связаны с интеллектуальной деятельностью. А так как в основе любого вида интеллектуальной деятельности лежат операции анализа и синтеза, то их развитие через формирование устойчивых анали-тико-синтетических навыков мышления будет способствовать повышению уровня профессиональной компетентности будущего специалиста. Поэтому от уровня сформированное™ аналитико-синтетической компетентности будет зависеть последующая профессиональная деятельность выпускника.

Аналитико-синтетическая компетентность составляет основу когнитивной (познавательной) компетентности.

Анализ и синтез, являются основными приемами в мыслительных операциях. В случае, если обучаемые овладеют такими общими методами познания, как анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение и т. д., то у них будут выработаны умения свободно оперировать знаниями и превращать последние в инструмент, средство познания.

Основными логическими формами, в которых реализуется мысль, принято считать аналитическую и синтетическую деятельности ума, т. е. такие, которые сначала разлагают воспринимаемый мир на отдельные элементы, а затем строят из этих элементов новые образования, помогающие лучше разбираться в окружающем.

Аналитико-синтетическая деятельность с точки зрения психических процессов представляет собой способ познания объектов. В соотношении с умственной деятельностью аналитико-синтетическая мыслительная де-ятеххьность приводит к новым знаниям и одновременно к формированию все более обобщенных и эффективных приемов мышления.

Анализ, как категория учебных целей в когнитивной области — это умение студентами так разбирать материал на составляющие, чтобы в результате этого четко выступала его структура. Выполняя анализ, обучаемые выделяют части целого, выявляют связи между ними, и тем самым осознают принципы организации целого.

Большинство исследователей процесс анализа связывают с синтезом [2, с. 26]. Они представляют его как непрерывный процесс добывания новых данных посредством постоянного соотнесения условий с требованиями задачи, где каждое звено этого процесса определено его предыдущим ходом.

Синтез (от греч. synthesis - соединение, сочетание, составление) -мысленное соединение в единое целое частей предмета или его признаков, полученных в процессе анализа, которое осуществляется как в практической деятельности, так и в процессе познания [2, с. 27].

Синтез включается в познавательную деятельность во множестве различных форм. Любой процесс образования понятия включает процесс синтеза, поскольку основан на единстве процессов анализа и синтеза. Эмпирические данные исследования объекта синтезируются при их теоретическом обобщении. Как отмечается в философии, в теоретическом научном знании синтез выступает в форме взаимосвязи теорий, которые либо относятся к одной предметной области, либо представляют собой объединение конкурирующих в определенных аспектах противоположных теорий.

На основе анализа и синтеза базируется такое качество, как предвидение. По роду своей деятельности специалист технического профиля должен предвидеть результат своей работы.

Предвидение — это предположение, видение заранее того, что должно произойти; предугадывание, Понятие «предвидение» включает;

- предсказание (однозначное утверждение будущего состояния объекта или наступления какого-либо события);

- прогноз (наиболее вероятное состояние объекта или возможность наступления события);

- предположение - описание одного или нескольких возможных вариантов (гипотез) будущего состояния интересующих объектов.

Предвидение основывается на знании последствий влияния одного понятия на другое и использовании этих знаний при решении проблемы (задачи). Оно является непосредственно предметом анализа. При анализе развивающихся событий возникает особая разновидность аналитического мышления антиципация •- предвосхищение возможного наступления новых событий, предвидение возможных результатов определенных действии.

АНАЛИЗ И СИНТЕЗ КАК СОСТАВЛЯЮЩИЕ...

Для решения проблемы развития аналитико-синтетической компетентности студентов политехнического техникума необходимо определить теоретические основы развития указанной компетентности, выявить возможные пути и средства для развития этой компетентности.

Анализ показывает, что имеются определённые потенциальные возможности для развитая аналитико-синтетической компетентности у курса «Теория вероятности и математическая статистика». Это объясняется тем, что этот курс, в отличие от других математических курсов, которые строго детерминированы, даёт возможность познакомить будущего специалиста с возможностями принятий решений в условиях неопределенности, что характерно для любой сферы деятельности. Сегодня элементы «Теории вероятности и математической статистики» становятся важным компонентом общего образования современного человека, они являются новым материальным инструментарием для описания явлений и процессов реальной действительности.

В наше время преподавание многих дисциплин, в том числе и «Теории вероятности и математической статистики», переживает этап значительных перемен, связанных с появлением различных пакетов компьютерной математики (MathCAD, MathLab, Maple). Значит и проблему развития аналитико-синтетической компетентности студентов следует решать с использованием информационно-коммуникационных технологий.

Проходя через ряд этапов развития, умение, в конечном счете, перерастает в мастерство и профессионализм. Основополагающими умениями, необходимыми для формирования анагатико-еиптетической компетентности у будущих специалистов, являются:

- умение анализировать (понимать условие и требование задачи);

- умение синтезировать (создавать различные сочетания своих знаний -гипотеза);

-умение предвиде ть (подтверждение или опровержение гипотезы - решение задачи) [2, с. 40].

Перечисленные (выше) умения также необходимы и дня формирования профессиональной компетентности.

Таким образом, можно сделать вывод, что для успешного формирования профессиональной компетентности у специалистов технического профиля, необходимо развивать один из ее компонентов - аналитико-синтетическую компетентность.

Библиографический список

1. Белозерцев, Е. П. I [едагогика профессионального образования [Текст]: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е. П. Белозерцев, А. Д. Гонеев, А. Г. Пашков и др.; под. ред. В. А. Сластёнина. — М.: Издательский центр «Академия», 2004.

2. Дрозина, В. В. Механизм творчества решения нестандартных: задач. Руководство для тех, кто хочет научиться решать нестандартные задачи [Текст]: учебное пособие / В. В. Дрозина, В. JI. Дильман. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.