DOI: 10.24937/2542-2324-2020-2-S-I-205-211 УДК: 656.66+656.614
И.А. Ильницкий, В.И. Тонюк
Морское Инженерное Бюро - СПб, Санкт-Петербург, Россия
АНАЛИЗ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПАРОМНЫХ И ГРУЗОПАССАЖИРСКИХ СООБЩЕНИЙ НА РОССИЙСКОМ ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ
С учетом анализа грузовой и пассажирской базы, путевых условий и существующего флота спроектированы новые современные паромы и грузопассажирские суда проектов PV22, PV24, CNF11CPD для Дальнего Востока, которые в настоящий момент строятся на различных российских судостроительных заводах.
Ключевые слова: Дальний Восток, морские линии, паром, грузопассажирское судно, инфраструктура, социальная значимость
Авторы заявляют об отсутствии возможных конфликтов интересов.
DOI: 10.24937/2542-2324-2020-2-S-I-205-211 UDC: 656.66+656.614
I. Ilnitsky, V. Tonyuk
Marine Engineering Bureau - SPB, St. Petersburg, Russia
FERRY AND CARGO-PASSENGER TRAFFIC IN THE RUSSIAN FAR EAST: ANALYSIS AND PROSPECTS
Based on the analysis of cargo and passenger turnover, navigation conditions and existing fleet, this paper suggests modern designs of ferries and cargo-passenger ships PV22, PV24, CNF11CPD for the Russian Far East, currently under construction at various Russian yards.
Keywords: Russian Far East, sea lines, ferry, cargo-passenger ship, infrastructure, social impact Authors declare lack of the possible conflicts of interests.
Введение
Сегодня идет активная разработка, внедрение и приСегодняшний интерес к паромным и пассажирским перевозкам на Дальнем Востоке абсолютно объективен. При этом, по данным журнала «Эксперт» [1], только Сахалинская область с населением менее 500 тыс. человек дает в 3,8 раза больше валового регионального продукта на душу населения, чем в среднем по стране. На долю морского транспорта на Дальнем Востоке приходится
свыше 90 % всего грузопотока. Доставка жителей и гостей регионов осуществляется либо авиацией, либо морем.
Активизация создания новых судов для обеспечения транспортной доступности Дальнего Востока произошла во втором десятилетии XXI в. До этого основную нагрузку несли на себе «старые» суда, большинство из которых были построены еще в советское время.
Для цитирования: Ильницкий И.А., Тонюк В.И. Анализ и перспективы паромных и грузопассажирских сообщений на российском Дальнем Востоке. Труды Крыловского государственного научного центра. 2020; Специальный выпуск 2: 205-211.
For citations: Ilnitsky I., Tonyuk V. Ferry and cargo-passenger traffic in the Russian Far East: analysis and prospects. Transactions of the Krylov State Research Centre. 2020; Special Edition 2: 205-211 (in Russian).
Целью статьи является рассмотрение и обсуждение истории и настоящего паромных и грузопассажирских линий Дальнего Востока XXI в., возможных международных транспортных коридоров, грузовой базы, обеспечения транспортной доступности для граждан отдаленных регионов, совершенствования береговой части паромных линий и путевых условий, возрастающих экологических требований и социальных задач как основы для создания перспективных концептов новых паромов и грузопассажирских судов.
Линии, которые обеспечивают паромы и грузопассажирские суда на Дальнем Востоке - это одновременно и механизм решения проблемы транспортной доступности, и способ завоза социально значимых грузов. Это и необходимый для экономики Сахалина, Камчатки, Курил инструмент доставки топлива, товаров, сырья и продукции, это и «мосты», которые соединяют железную дорогу и автомобильный транспорт через водные преграды, такие как Татарский пролив. Краткая актуальная схема этих линий приведена на рис. 1.
На сегодняшний момент строятся уже пять новых судов, спроектированных Морским Инженерным Бюро: на Амурском заводе пассажирские ав-
томобильно-железнодорожные паромы для линии Ванино - Холмск проекта CNF11CPD, на Невском заводе - грузопассажирские суда для Сахалина проекта PV22, на Окской судоверфи - грузопассажирское судно для Камчатки проекта PV24. Собственно говоря, так было и раньше. Ветро-волновые и ледовые условия, а особенно пассажиропоток и сопряжение с другими видами транспорта настолько отличаются в каждом дальневосточном регионе, что это, по сути, приводит к созданию различных концептов грузопассажирских судов, которые отвечают данным ограничениям. Соответственно, рассматриваются возможные направления и линии по регионам.
Сахалин. Паромная линия Ванино - Холмск
Более 75 % всех грузовых перевозок и около 25 % пассажирских перевозок между островом Сахалин и материковой частью страны обеспечивает морская железнодорожная грузопассажирская паромная переправа Ванино - Холмск. Сегодня на этой железнодорожной паромной линии работают три парома первого ограниченного района плавания проекта
Рис. 1. Действующие дальневосточные линии, в том числе паромные и грузопассажирские
1809 - «Сахалин-8», «Сахалин-9» и «Сахалин-10». В действительности в работе находятся только два судна (одно - в ремонте).
В 2012-2013 гг. Морское Инженерное Бюро во взаимодействии с ведущими отечественными и иностранными научными институтами, включая Aker Arctic Technology Oy (рекомендации по обводам, испытания в ледовой бассейне), ЦНИИ морского флота (экспертиза технических решений на всех стадиях, формирование обводов, экономические расчеты и моделирование эксплуатации), Крыловским государственным научным центром (испытания буксировочные, самоходные, мореходные, а также проверочные в ледовом бассейне), проектно-конструкторским бюро вагонного хозяйства ОАО «РЖД» (проверка возможности перевозки подвижного состава на пароме) создало проект CNF11CPD - новый концепт пассажирского автомобильно-железнодорожного парома ледокольного типа неограниченного района плавания нового поколения с двухвальной четырехдвигатель-ной силовой установкой и тремя подруливающими устройствами для линии Ванино - Холмск, учитывающий опыт работы существующих судов и условия линии (см. научные результаты в [2, 3]).
Новый концепт CNF11CPD перевозит до 200 пассажиров и может транспортировать опасные грузы вместе с перевозкой пассажиров. Закладка головного судна на Амурском заводе проекта CNF11CPD «Александр Деев» была осуществлена 29 июня 2017 г., спуск на воду - 1 августа 2019 г. Закладка второго судна «Василий Ощепков» прошла 29 июня 2017 г., спуск состоялся 30 октября 2020 г. Заказчик выступило ПАО «Государственная транспортная лизинговая компания» (ГТЛК).
Сахалин. Курилы
Курильские острова, входящие в состав Сахалинской области, простираются на 1200 км от южной оконечности Камчатки в юго-западном направлении до острова Хоккайдо (Япония) и включают в себя 30 островов. Постоянное население есть только на Парамушире, Итурупе, Кунашире и Шикотане.
На сегодняшний день на линиях Сахалин - Южные и Средние Курилы (острова Кунашир, Шикотан, Итуруп), Камчатка - Северные Курилы (остров Па-рамушир) в эксплуатации осталось всего два грузопассажирских судна:
1. «Игорь Фархутдинов». Проект B-961 типа «Анна Ахматова», 1991 года постройки (Гдыня,
Польша). Длина х ширина х высота борта х осадка: 88,98x17,61x10,30 х5,30 м. Скорость - 14,3 уз. Ледовый класс UL (по-новому - Arc5). Пассажиры - 150 в двух- и четырехместных каютах с туалетом и душем. Экипаж - 49 чел. Трюм объемом 208 м3. Кран грузоподъемностью 3,2 т.
2. «Гипанис». Проект 16151. 1992 года постройки (Хабаровский завод). Длина х ширина х высота борта х осадка: 55,76x9,51x5,16x4,22 м. Скорость -12,2 уз. Ледовый класс L2 (по-новому - Ice 3). Пассажиры - 36 в каютах. Кран грузоподъемностью 3,0 т.
Кроме того, следует особо отметить действующую международную линию Корсаков - Вакканай, работающую с 1998 г. (сейчас работает судно Eins -Soya) и обсуждаемые скоростные линии Корсаков -Монерон, Невельск - Монерон, Корсаков - Курилы.
Исполняя ФЦП «Социально-экономическое развитие Курильских островов на 2016-2025 годы», в августе 2018 г. АО «Сахалинлизингфлот» по результатам тендера заказал на Невском заводе два грузопассажирских судна PV22 с арктической категорией Arc4 по проекту Морского Инженерного Бюро для сообщения Сахалина и Курил (рис. 2). Суда предназначены для перевозки 146 пассажиров, генеральных грузов, контейнеров (в том числе рефрижераторных) и автомобилей между островом Сахалин и Курильскими островами и оборудованы каждое грузовым краном с возможностью выполнять грузовые операции на необорудованном берегу.
Новый концепт проекта PV22 имеет улучшенную ледопроходимость, т.к. был выполнен на базе арктического спасателя проекта MPSV07, улучшенные маневренные качества по сравнению с существующими судами (за счет подруливающего устройства и двух винтов). Объем трюма - 895 м3 (против 208-215 м3 на существующих судах). Судно имеет возможность перевозки 24 контейнеров, в том числе 8 рефрижераторных и 6 легковых автомобилей на палубе. Резервирование движения обеспечено за счет двухвальной двухдвигательной установки. Имеются каюты для людей с ограниченными физическими возможностями. Длина наибольшая - 75,00 м. Длина расчетная - 69,72 м. Ширина габаритная - 16,00 м. Ширина расчетная - 15,50 м. Высота борта - 6,70 м.
В вебинаре «Все паромы России: Дальний Восток» эксперт Софья Каткова специально отметила уникальные возможности грузопассажирских судов проекта PV22 (количество пассажиров, контейнеры, мощный кран и серьезная ледовая категория), которые позволяют им работать для доставки лю-
Рис. 2. Общее расположение грузопассажирского судна проекта PV22
дей и грузов в отдаленные месторождения Дальнего Востока, в том числе северного Сахалина и Севера. Например, судно этого проекта планируется задействовать для освоения Павловского рудного месторождения в западной части Новой Земли. Кроме того, судно сможет обеспечить две трети перевозок необходимых грузов обеспечения благодаря возможности перевозки контейнеров. Предполагается, что судно проекта PV22 сможет курсировать на линии Мурманск - бухта Безымянная (Новая Земля) или Архангельск - бухта Безымянная.
Головное судно проекта PV22 «Адмирал Невельской» было заложено на Невском заводе 12 марта 2019 г., спущено 28 мая 2020 г. Второе судно -«Павел Леонов» - было заложено 01 апреля 2019 г., спущено 06 августа 2020 г.
Камчатка
Ведущее место в осуществлении грузопотоков на Камчатке принадлежит морскому транспорту, морским портам и портопунктам, которые обеспечивают около 70 % всего грузооборота в крае. При этом в последние 12 лет морские перевозки, в том числе и пассажирские, собственным транспортом в крае сократились почти в двадцать раз.
Полуостров Камчатка имеет одну из самых высоких протяженностей береговой линии среди субъектов страны. Суда должны использоваться на Западном и Восточном побережье полуострова и обеспечивать транспортную доступность для прибрежных населенных пунктов Соболевского, Ти-гильского, Карагинского, Пенжинского, Алеутского, Олюторского и Усть-Болыперецкого районов; также должна быть возможность организации транспортного сообщения с поселком Северо-Курильск (Сахалинская область).
На сегодняшний день между портами и порто-пунктами Камчатки, а также на Командорские острова работает одно грузопассажирское судно «Василий Завойко» проекта 16901, 2014 года постройки (Сретенский завод). Длина х ширина х высота борта х осадка: 46,30x9,0x3,30x2,30 м. Скорость - 10 уз. Ледовый класс - Ice 2. Пассажиры - 34 в двух- и четырехместных каютах с туалетом и душем. Объем трюма - 264 м3. Грузоподъемность - 180 т. Кран грузоподъемностью 2,6 т. Судно работает на линиях Петропавловск-Камчатский - село Никольское (Командорские острова) и Петропавловск-Камчатский - Оссора, совершая около 15 рейсов в год.
Для работы между портами и портопунктами Камчатки, а также на Командорские острова 18 декабря 2019 г. Окской судоверфью было заложено новое грузопассажирское судно проекта PV24 «Анатолий Чернеев» (рис. 3). Оно предназначено для перевозки 36 пассажиров, генеральных грузов, контейнеров (в том числе рефрижераторных) между портами и пор-топунктами Камчатки, а также на Командорские острова и имеет грузовой кран с возможностью выполнять грузовые операции на необорудованном берегу.
Новый концепт проекта PV24 имеет улучшенные маневренные качества по сравнению с существующими судами за счет подруливающего устройства и двух винтов. Объем двух трюмов - 1405 м3 (против 208-215 м3 на существующих судах). Судно имеет возможность перевозки 27 контейнеров (18 в трюмах и 9 на палубе). Резервирование движения обеспечено за счет двухвальной двухдвигатель-ной установки. Длина наибольшая - 75,36 м. Длина расчетная - 70,84 м. Ширина расчетная - 13,98 м. Высота борта - 5,50 м. Кроме того, для круглогодичной перевозки пассажиров, автомобилей и различных грузов через протоку Озерная между поселком Усть-Камчатск и селом Крутоберегово используется паром «Капитан Драбкин».
Судно проекта 618М построено в 1971 г. Канонерским судоремонтным заводом. Длина максимальная - 39,90 м. Ширина - 10,20 м. Осадка - 2,49 м. Скорость - 9,3 уз. Автономность - 6,25 сут. Грузоподъемность - 5 грузовых автомашин. Пассажиров -150 чел.
Как сообщал сайт Камчатского края [4], судно снабжения проекта Морского Инженерного Бюро DCV47 «Сосновка-1» обеспечивало в 2017 г. переправу автомобилей и грузов из Усть-Камчатска в село Крутоберегово через реку Озерная.
Четыре судна проекта DCV47 типа «Сосновка» предназначены для перевозки генеральных, навалочных, контейнерных грузов на грузовой палубе, колесной и гусеничной техники накатным способом, рейдовой разгрузки и погрузки судов, доставки этих грузов на необорудованный берег с возможностью осушки на песчано-гравийном грунте и для обеспечения горизонтальной выгрузки доставленных грузов с помощью носовой аппарели или судовым грузовым краном. Суда строились в 2011-2013 гг. Сосновским судостроительным заводом в соответствии с Федеральной целевой программой «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года».
Рис. 3. Общее расположение грузопассажирского судна проекта PV24
На паромной переправе Тиличики - Корф (Олюторский район Камчатского края) работают самоходные аппарельные баржи типа «Камчатка». Длина - 25,8 м. Ширина - 6 м. Осадка - 1,2 м. Скорость - 10 уз. Грузоподъемность - 40 т. Пассажиро-вместимость - 25 чел. Также работают три судна на воздушной подушке: «Леопард», «Беркут» и «Орлан».
Чукотка
Морские рейсы между Анадырем и поселениями Анадырского, Иультинского, Чукотского и Прови-денского районов осуществляет пассажирское судно «Капитан Сотников» проект 1875, построенное на Находкинском судоремонтном заводе в 1979 г. Длина - 38,42 м. Ширина габаритная - 6,88 м. Высота борта - 2,9 м. Осадка по грузовой ватерлинии - 2,10 м. Пассажиров - 74 чел.
За период с 2007 г. (восстановление работы судна) по 2013 г. услугами «Капитана Сотникова» воспользовались более 8200 чел. В 2017 г. в направлении Провидения и Лаврентия перевезен 241 чел., в 2018 г. - 412, в 2019 г. - 497. За 2017-2019 гг. потоки по всем направлениям из Анадыря (Берингов-ский, Провидения, Лаврентия, Эгвекинот) выросли более чем вдвое - с 687 чел. в 2017 г. до 1338 чел. в 2019 г.
Приморский край. Местные линии
Местные линии во Владивостоке обслуживают 5 паромов, 4 пассажирских судна, 1 судно на подводных крыльях и 2 пассажирских катера.
Заключение
Развитие паромных линий на Дальнем Востоке придает импульс развитию всей транспортной инфраструктуры региона. Путевые, погодные и ледовые условия линий, особенности пассажиропотока и грузопотока, сопряжения с другими видами транспорта настолько отличаются в каждом дальневосточном регионе, что, по сути, привели к созданию различных концептов грузопассажирских судов, отвечающих этим ограничениям.
Крупным достижением является создание концепта CNF11CPD пассажирского автомобильно-железнодорожного парома-ледокола нового поколения
для линии Ванино - Холмск, который значительно превосходит по параметрам и функционалу существующие суда типа «Сахалин».
Сегодня для Дальнего Востока уже строятся пять новых судов, спроектированных Морским Инженерным Бюро: на Амурском заводе пассажирские автомобильно-железнодорожные паромы ледокольного типа для линии Ванино - Холмск проекта CNF11CPD «Александр Деев» и «Василий Ощепков», на Невском заводе - мореходные грузопассажирские суда с хорошими ледовыми свойствами на 146 пассажиров для Сахалина проекта PV22 «Адмирал Невельской» и «Павел Леонов», на Окской судоверфи - грузопассажирское судно с малой осадкой на 36 пассажиров для Камчатки проекта PV24 «Анатолий Чернеев».
Список использованной литературы
1. Ивантер А. Восточная чрезвычайка. Стратегия развития Дальнего Востока // Эксперт. 2013. № 44 (874). С. 24-25.
2. ЕгоровГ.В. Паром для Сахалина // Морские вести России. 2013. № 16 (389). С. 13-15.
3. Egorov G.V., Ilnytskyi I.A. Creation of new generation Sakhalin Arctic ferry for Vanino-Kholmsk line // Proc. of the 29th Asian Technical Exchange and Advisory Meeting on Marine Structures (TEAM'2015). Vladivostok, Russia, 2015. P. 20-28.
4. Владимир Илюхин поручил проработать возможность устройства искусственного сооружения через протоку Озерная в Крутоберегово // Камчатский край. Официальный сайт [Электрон. ресурс] URL: https://www. kamgov.ru/news/vladimir-iluhin-porucil-prorabotat-vozmoznost-ustrojstva-iskusstvennogo-sooruzenia-cerez-protoku-ozernaa-v-krutoberegovo-10673 (дата обращения: 15.12.2020).
Сведения об авторах
Ильницкий Игорь Анатольевич, главный конструктор Морского Инженерного Бюро - СПб. Адрес: 197101, Россия, Санкт-Петербург, ул. Мира, 15, кор. 1, 76. Тел: +7 (812) 233-64-03. E-mail: [email protected].
Тонюк Валерий Иванович, главный конструктор Морского Инженерного Бюро - СПб. Адрес: 197101, Россия, Санкт-Петербург, ул. Мира, 15, кор. 1, 76. Тел: +7 (812) 233-64-03. E-mail: [email protected].
Поступила / Received: 17.11.20 Принята в печать / Accepted: 16.12.20 © Ильницкий И.А., Тонюк В.И., 2020