Научная статья на тему 'Анализ и оценка организационного уровня управления и оценка способности предприятия к обновлению'

Анализ и оценка организационного уровня управления и оценка способности предприятия к обновлению Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
8795
195
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИКА / СИСТЕМА / ПОКАЗАТЕЛЬ / СТРАТЕГИЯ / ПРЕДПРИЯТИЕ / КОМПЛЕКС / РЕЙТИНГ / ИННОВАЦИИ / МЕНЕДЖМЕНТ / МАРКЕТИНГ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Толпегина О.А.

В статье рассматриваются особенности проведения комплексного анализа организационного уровня управления, внешнеэкономических, социальных, природных и других условий хозяйствования, способности предприятия к обновлению. Методика построения матрицы по данным экспертных оценок по каждому объекту анализа содержит развернутую систему показателей по отдельным элементам исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ и оценка организационного уровня управления и оценка способности предприятия к обновлению»

48 (255) - 2011

Вопросы управления

УДК 338 (075.8); 65.290-2

АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ОРГАНИЗАЦИОННОГО УРОВНЯ УПРАВЛЕНИЯ И ОЦЕНКА СПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

К ОБНОВЛЕНИЮ

О. А. ТОЛПЕГИНА,

кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита E-mail:Tolpegina_Olga@mail. ги Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

В статье рассматриваются особенности проведения комплексного анализа организационного уровня управления, внешнеэкономических, социальных, природных и других условий хозяйствования, способности предприятия к обновлению. Методика построения матрицы по данным экспертных оценок по каждому объекту анализа содержит развернутую систему показателей по отдельным элементам исследования.

Ключевые слова: методика, система, показатель, стратегия, предприятие, комплекс, рейтинг, инновации, менеджмент, маркетинг.

Анализ уровня управления представляет собой обследование функциональных служб и сфер управленческой деятельности предприятия, нацеленное на выявление их стратегически сильных и слабых сторон. Анализ так или иначе связан с оценкой эффективности принятия управленческих решений. В качестве объектов исследования принято выделять следующие основные элементы: - организационная структура управления и оценка соответствия структурного и кадрового потенциалов организации ее целям и стратегии развития;

- состояние менеджмента;

- уровень маркетинга;

- организация финансов и бухгалтерского учета;

- уровень управления внешнеэкономическими связями;

- природоохранная деятельность и рациональное использование природных ресурсов;

- человеческие ресурсы: оценка социального развития трудового коллектива и использование человеческого фактора в производстве;

- культура и образ организации.

Оценить организационную структуру управления, соответствие структурного и кадрового потенциалов организации ее целям и стратегии развития предлагается по количественным и качественным параметрам, характеризующим:

- количество структурных подразделений на всех уровнях управления предприятием;

- структуру и строение аппарата управления: подчиненность структурных подразделений и функциональную обособленность выделенных структурных единиц, степень жесткости/гибкости организационной конфигурации;

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жебрпя -и ЪР^тжгсх*

39

- наличие или отсутствие дублирования функций;

- степень централизации и децентрализации управления (количество звеньев по вертикали и горизонтали);

- состав, обеспеченность управленческими кадрами и организацию их труда;

- требования к повышению квалификации;

- понимание персоналом целей деятельности своего подразделения и предприятия в целом;

- техническую оснащенность управленческого труда и методы управления;

- прогрессивность методов управления. Показатели состава, структуры органов

управления характеризуются удельным весом управленческих кадров в целом и по отдельным функциональным группам в общей численности работающих.

О степени централизации управленческих функций можно судить по удельному весу работников заводоуправления в общей численности работников управления. Коэффициент управляемости Купр рассчитывается по формуле

КУПр = а / у) I (^ / ^

где у - число уровней управления;

Rф / Rн - фактическая и нормативная численность работников, приходящихся на одного /-го руководителя.

Коэффициент управляемости показывает, какое число рабочих, приходится на одного мастера (начальника смены, цеха и т. д.), т. е. характеризует количественную подчиненность в отдельных структурных подразделениях. Оптимальным значением коэффициента управляемости является единица.

Многими специалистами рекомендуются некие усредненные величины, которые могут быть приняты в качестве ориентира при определении масштаба (нормы) управляемости. Например, считается, что для высшего звена организации число подчиненных у одного руководителя не должно превышать семерых. В последние годы в Европе чаще фигурирует число пять, в США - десять. В то же время в нижнем звене организации масштаб управляемости может достигать 20-30, т. е. у одного руководителя может быть до 20-30 подчиненных работников. Аргумент в пользу снижения масштаба управляемости выдвинул в 1960-х гг. американский психолог Д. Миллер в статье «Магическое число 7 ± 2, или предел восприятия человеком». В этой статье на основе экспериментов был сделан вывод о том, что

число 5 является нижней, почти безошибочной границей восприятия информации человеком, 9-10 -верхняя, почти обязательно ошибочная граница.

Техническая оснащенность управленческого труда может оцениваться по следующим количественным и качественным составляющим:

- использование новейших технических средств и программного обеспечения в управленческой деятельности (доля в общей стоимости основных производственных фондов и нематериальных активов);

- степень механизации управленческого труда;

- оснащенность управленческого труда в расчете на одного работника управления и др. Степень прогрессивности применяемых методов управления устанавливается по критериям их эффективности, которые рассчитываются отношением того или другого результата деятельности к затратам на управление или к численности управленческого персонала:

- объем товарной продукции в расчете на одного работника управления;

- стоимость основных средств, приходящаяся на одного работника управления;

- коэффициент эффективности управления (Валовый доход (выручка) / Расходы на содержание аппарата управления).

Управленческое обследование во многом связано с субъективными суждениями, поскольку объектами анализа выступают самые разные характеристики деятельности, которым не всегда возможно дать количественную оценку. Например, обобщенная характеристика эффективности организационной структуры управления, уровня менеджмента и маркетинга, социального развития коллектива и др. не поддается однозначным оценкам. Поэтому для проведения анализа и создания комплексного обобщенного представления об уровне и эффективности управленческой деятельности рассмотрим методику построения матрицы на основе экспертных оценок.

Уровню управления по основным объектам анализа присваивается количественная балльная оценка по заранее выбранным параметрам (направлениям оценивания) и установленным критериям.

Максимальный балл по каждому оцениваемому направлению составляет 10, он соответствует наилучшему показателю. Минимальный балл - 1, который указывает на неудовлетворительный уровень управления по данному элементу.

40

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жгвТЪсЯ те чемкюехА

Набранная сумма оценок характеризует состояние управления по исследуемому объекту (организационной структуре, уровню менеджмента, маркетинга, управления персоналом, организации бухгалтерского учета и др.).

В качестве ориентиров оценки организационной структуры управления могут быть выбраны такие, как степень жесткости/гибкости организационной структуры, дублирование управленческих функций, доля управленческого персонала и др. (табл. 1). Каждому оцениваемому параметру соответствует один из трех предложенных вариантов с соответствующим количеством баллов.

Качество менеджмента - одно из главных условий успешности компании в рыночной среде. Оно оценивается общей эффективностью управления предприятием (организацией), а также эффективностью отдельных функциональных подсистем и сбалансированностью управления всех уровней: системы привлечения ресурсов и их использования, системы прогнозирования, планирования и координации, контроля, оценки бизнес-процессов и др. Общую эффективность управления можно

охарактеризовать по следующим интегрированным показателям:

- производительность труда (количество произведенной продукции на одного работника в час);

- уровень продаж на одного сотрудника (оценивается коммерческая активность в расчете на одного работника);

- умение работать в конкурентной среде (оценивается по количеству конкурентов);

- средний возраст команды менеджмента (оценивается потенциал развития руководителей). Перечисленные параметры качества менеджмента предлагается рассмотреть по оценочной системе, приведенной в табл. 2.

К настоящему времени наукой не выработаны единые методические основы комплексной оценки эффективности маркетинга для практического использования в аналитической работе предприятий. Поэтому к оценке уровня и качества маркетинговой политики предлагается подходить, исходя из сравнительной характеристики конкурентных преимуществ предприятия, непрерывного совер-

Таблица 1

Оценочные показатели организационной структуры управления

Показатель оценки организационной структуры управления Количественная оценка, соответствующая каждому условию

1-3 4-6 7-10

Степень жесткости/гибкости организационной конфигурации (стиль руководства) Жесткий, автократический Нейтральный Гибкий, демократический

Наличие дублирующих функций Многократное дублирование В единичных случаях Отсутствуют

Степень централизации/децентрализации (коэффициент управляемости) 1-2 менее 1 1

Доля управленческого персонала 18-22 и более 13-17 8-12

Техническая оснащенность управленческого труда Низкая Средняя Высокая

Прогрессивность методов управления (объем товарной продукции в расчете на одного работника управления) Снижается На постоянном уровне Увеличивается

Таблица 2

Оценочные показатели эффективности менеджмента

Показатель оценки эффективности Количественная оценка, соответствующая каждому условию

менеджмента 1-3 4-6 7-10

Производительность труда Ниже среднего по виду На уровне среднего по Выше среднего по виду

экономической деятель- виду экономической экономической деятель-

ности деятельности ности

Объем продаж на одного работника Ниже среднего по виду На уровне среднего по Выше среднего по виду

экономической деятель- виду экономической экономической деятель-

ности деятельности ности

Количество конкурентов 1-4 5-7 8 и более

Возраст команды менеджмента 10-15 и более 5-9 2-4

Повышение квалификации Нет Эпизодическое Регулярное

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: Ш5б7>ЪЯ те ЪР*?жг(Ъ4

41

шенствования организации маркетинга. Выполнение маркетинговых задач по выбранным аспектам исследования оценивается баллами, приведенными в табл. 3.

Критерии оценки социального развития трудового коллектива и использования человеческого фактора в производстве характеризуют особенности кадрового состава и социально-психологического климата в коллективе. Они могут быть представлены системой индикаторов, показывающих средний возраст сотрудников предприятия и уровень необходимой квалификации и компетентности, текучесть кадров, степень заинтересованности работников в результатах своего труда, понимание персоналом системы целей предприятия в целом и своего подразделения, уровень средней заработной платы и др. (табл. 4).

Отвечая на конкретные вопросы в сфере управления, предложенная методика выражает состояние предприятия через обобщающий показатель, т. е. усредненную оценку многообразных аспектов управленческого труда. Для этого строится итоговая матрица (табл. 5) со следующей последовательностью расчетов:

- каждому объекту исследования присваивается вес значимости, определяемый экспертным путем исходя из его приоритетности и актуальности в управлении. Сумма весов по всем объектам должна быть равна единице (в качестве

Оценочные показатели

примера возьмем одинаковый вес по каждому объекту - 0,25);

- против каждого оцениваемого показателя в столбце «оценка» заносится присвоенное в ходе исследования фактическое значение от 1 до 10 (в качестве примера проставлена максимальная оценка по всем показателям);

- в столбце «вес» заносится значимость каждого показателя-фактора, определенного экспертным путем. Сумма весов также должна быть равна единице;

- в столбце «баллы» рассчитывается количество набранных баллов по каждому фактору умножением оценки на вес значимости;

- индекс рассчитывается суммой всех набранных баллов;

- итоговый индекс или усредненная оценка уровня управления определяется произведением индекса на вес значимости по каждому объекту, соответственно, с последующим суммированием всех результатов.

Поскольку максимальная оценка равна 10, следовательно, наивысший итоговый индекс также будет равен 10. Чем значение меньше 10, тем больше нерешенных проблем в сфере управления, тем менее эффективны принимаемые решения.

Способность предприятия к обновлению рассматривается с позиции гибкости его производс-

Таблица 3

маркетингового уровня

Перечень маркетинговых задач Количественная оценка соответствующая каждому условию

1-3 4-6 7-10

Исследование рынка Не ведется Ведется в узком сегменте рынка Ведется по всему рынку

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Изучение спроса потребителей Не ведется Ведется в узком сегменте рынка Ведется по всему рынку

Изучение конкурентов по взвешенному рейтингу Ниже большинства конкурентов Ниже самых сильных конкурентов Самый высокий

Таблица 4

Оценочные показатели социального развития трудового коллектива

Показатели оценки развития трудового коллектива Количественная оценка соответствующая каждому условию

1-3 4-6 7-10

Средний возраст сотрудника предприятия, лет Более 55 лет 50-40 40-25

Текучесть кадров от среднесписочной численности, % Более 40 40-20 20-10

Система обучения персонала Нет В единичных случаях Да

Понимание персоналом системы целей предприятия в целом и своего подразделения Нет Формируется Да

Уровень средней заработной платы в сравнении с регионом или видом экономической деятельности Низкий Средний Высокий

Социально-психологический климат Неблагоприятный Неустойчивый Благоприятный

42

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жгвТЪсЯ те ЪРЛЖкЫ

Таблица 5

Исходные данные для расчета итогового индекса оценки уровня управления

Показатель Оценка Вес Баллы Индекс

Организационная структура управления - 0,25

Степень жесткости/гибкости 10 0,2 2 10

Дублирующие функции 10 0,2 2

Степень централизации 10 0,2 2

Доля управленческого персонала 10 0,1 1

Техническая оснащенность 10 0,1 1

Прогрессивность методов 10 0,2 2

Эффективность менеджмента - 0,25

Производительность труда 10 0,2 2 10

Объем продаж 10 0,2 2

Конкуренция 10 0,2 2

Возраст команды менеджмента 10 0,2 2

Повышение квалификации 10 0,2 2

Уровень маркетинга - 0,25

Исследование рынка 10 0,34 3,4 10

Изучение спроса (потребителей) 10 0,33 3,33

Изучение конкурентов по взвешенному рейтингу 10 0,33 3,33

Социальное развитие трудового коллектива - 0,25

Средний возраст сотрудников предприятия 10 0,1 1 10

Текучесть кадров 10 0,2 2

Обучение персонала 10 0,2 2

Понимание персоналом системы целей предприятия в целом и своего подразделения 10 0,1 1

Уровень средней заработной платы в сравнении с регионом или в отрасли 10 0,2 2

Социально-психологический климат 10 0,2 2

твенной структуры (способности переходить от одного типа производства к другому с использованием тех же самых орудий труда) и возможности быстрой перестройки производственного механизма для выпуска продукции, востребованной на рынке и освоения производства новой продукции.

Степень гибкости определяется способностью предприятия в кратчайшие сроки производить объем новой продукции, необходимый для максимального результата при минимальных изменениях в структуре производственных фондов.

Гибкость предприятия характеризуется группой финансово-экономических и технико-экономических показателей.

Это, во-первых, оценочные критерии финансового состояния. В этом смысле способность предприятия к обновлению близка по смыслу понятию финансовой устойчивости, что объясняется наличием необходимых финансовых ресурсов для инновационного совершенствования и увеличения объемов выпускаемой продукции. Показатели, характеризующие финансовый потенциал, - это величина основного и оборотного капитала, собс-

твенных средств, объема продаж, затрат на производство и реализацию продукции, размер чистой прибыли, направления ее использования.

Во-вторых, технико-экономические индикаторы способности к обновлению. Определяются они по времени прохождения нового продукта по различным этапам, начиная с научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и заканчивая производственным циклом (освоение, производство, реализация).

Показатели, которыми оценивается инновационная деятельность, носят предположительный характер и включают:

- технико-экономический результат;

- экономическую эффективность;

- производственные, непроизводственные и капитальные затраты в сфере производства и эксплуатации.

Годовой экономический эффект рассчитывается отношением прибыли, полученной от реализации новых изделий, к капитальным затратам, вложенным в разработку:

ROI = Р / КВ,

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: Ж£брпя -и ЪР*?жг(Ъ4

43

где ROI - рентабельность капитальных вложений в инновационный проект;

Р - прибыль от реализации новых изделий в рамках инновационного проекта; КВ - капитальные вложения. В-третьих, отношение количества инноваций предыдущего периода к их количеству в отчетном году показывает способность к обновлению в динамике за ряд лет и лучше других показателей характеризует потенциал предприятия. Воспользовавшись системой оценочных значений, можно получить ответ на вопрос о степени инновационной активности, а значит, о технических и финансовых возможностях предприятия.

Параметры оценивания по рассмотренной методике анализа организационной структуры и эффективности управления могут меняться, уточняться, поскольку не существует единых подходов и универсальных критериев. Очевидно лишь то, что

Таблица 6 Оценка динамики инновационной деятельности

Количественная оценка,

Соотношение количества соответствующая каждому

инновации условию

1-3 4-6 7-10

Отношение количества 2 и более 1 к 1 1 к 2 и

инноваций прошлого года к 1 более

к отчетному году

Отношение количества 2 и более 1 к 1 1 к 2 и

инноваций позапрошлого к 1 более

года к отчетному году

Отношение количества 2 и более 1 к 1 1 к 2 и

инноваций базисного года к 1 более

к отчетному году

управление предприятием должно способствовать выполнению текущих задач и соответствовать достижению стратегических целей.

Список литературы

1. Китов О. В. Управление эффективностью маркетинга: методология и проектное моделирование: учеб. пособие. М.: Инфра-М, 2010.

2. Лебланк Р. Совет директоров - взгляд изнутри: принципы формирования, управление, анализ эффективности / Р. Лебланк, Д. Гиллис. М.: Альпина Бизнес Букс, 2006.

3. Поршнев А. Г. Качество, результативность и эффективность менеджмента // Элитариум: центр дистанционного образования - www. elitarium. ru.

4. Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебник. 5-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2010.

5. Свиридова Н. В. Система рейтингового анализа финансового состояния организаций. М.: АльфаМ, 2007.

6. Стоянова Е. С. Финансовый менеджмент. Российская практика. М.: Перспектива, 2007.

7. Фелпс Б. Умные бизнес-показатели: системы измерений эффективности как важный элемент менеджмента. М.: Баланс-Клуб, 2004.

8. ХиггинсР. Финансовый анализ: инструменты для принятия бизнес-решений. 8-е изд. М: Вильямс, 2008.

44

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жео7>ЪЯ -и ЪРЛЖкЫ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.