Научная статья на тему 'Оценка инновационного потенциала предпринимательских структур в приборостроении'

Оценка инновационного потенциала предпринимательских структур в приборостроении Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
43
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ СТРУКТУРА / ПРИБОРОСТРОЕНИЕ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / РАЗВИТИЕ / ОЦЕНКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Медведева Светлана Александровна

Рассмотрена значимость инновационного потенциала как ключевого фактора развития предпринимательской структуры. Предложена авторская методика оценки инновационного потенциала предпринимательских структур в приборостроении

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers the importance of innovative potential as a key factor in the development of business structure. The author's method of estimation of innovative potential of business structures in instrument -making is presented.

Текст научной работы на тему «Оценка инновационного потенциала предпринимательских структур в приборостроении»

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Рынок удаленной торговли в России: актуальные проблемы регулирования [Электронный ресурс] // Новости ТПП РФ. - Режим доступа: http://www.tpprf. ru/ru/news/about/index.php?id_12=32138

2. Итоги XVI Международного Бизнес саммита Food Business Russia 2011 [Электронный ресурс] // B2B Conference Group. - Режим доступа: http://www. b2bcg.ru/ru/news/2011/02/08/itogi-biznes-sammita-food-business-russia-2011

3. Электронная торговля - 2010 [Электронный ресурс] : матер. VI конф. по интернет-продажам и электронной коммерции. Москва, 14-15 октября 2010 г. -Режим доступа: http://conf.oborot.ru/about.html

4. Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации [Электронный ресурс] : Федер. закон № 381-ФЗ. -

Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online. cgi?req=doc; base=LAW;n=95629

5. Стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2010-2015 годы и период до 2020 года [Текст] : проект. - М.: Минпромторг, 2010. - 127 с.

6. Официальный сайт USDA Foreign Agricultural Service [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.nutfruit.org/GAIN Report Number: RSAT01013

7. Официальный сайт X5 Retail Grouр [Электронный ресурс]. - Режим доступа: x5.ru

8. Официальный сайт Auchan Group [Электронный ресурс]. - Режим доступа: auchan.ru

9. Официальный сайт аудиторской компании PricewaterhouseCoopers [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.pwc.ru

УДК 330.354

С.А. Медведева

ОЦЕНКА ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР В ПРИБОРОСТРОЕНИИ

В условиях перехода к постиндустриальной экономике и интеграции России в международное экономическое пространство происходит ужесточение конкурентной борьбы [1]. Одна из главных задач отечественной экономики - повышение конкурентоспособности национальных товаропроизводителей, в числе которых промышленные предприятия и отрасли [4].

Среди разрабатываемых государственных программ по поддержке и развитию отраслей промышленности приоритетны те, которые способствуют снижению зависимости экономики от сырьевых и добывающих отраслей и увеличению количества производств, использующих инновационные технологии для изготовления продукции с большой долей добавочной стоимости в цене конечной продукции [5]. Такой отраслью - одной из важнейших стратегических для России - является приборостроение как сфера реализации высокотехнологичных разра-

боток, в том числе с использованием нанотех-нологий в соответствии со стратегическими программами развития России [5].

Отметим, что предпринимательство - это один из важнейших факторов формирования и развития рыночной экономики, особая форма экономической активности, основанная на инновационном, самостоятельном подходе к производству и поставке на рынок товаров и услуг, приносящих субъекту предпринимательской активности доход и осознание своей значимости [3].

В приборостроении одна из важнейших задач для предпринимательских структур (ПС) - повышение их инновативности за счет инновационного потенциала (ИП). Актуальность формирования, развития и реализации ИП как одного из ключевых факторов развития экономической системы любого уровня объясняется в первую очередь тем, что его использование становится

Алгоритм проведения оценки ИП ПС в приборостроении

одним из определяющих условий обеспечения эффективного функционирования ПС и поддержания их конкурентоспособности [1].

В условиях, когда высокий уровень конкуренции практически в каждой отрасли считается нормальным явлением, ПС уже недостаточно выстоять путем снижения цены на товары или услуги. Гарантированными способами сохранения прибыли могут быть либо создание по-настоящему оригинальных конкурентных преимуществ своей продукции, либо выход на такие рынки, где нет жесткой конкуренции. Оба способа подразумевают использование крайне эффективного в сегодняшней экономике приема конкурентной борьбы, известного как применение инноваций в своем бизнесе [2].

Вопросам определения, формирования и оценки ИП уделяется большое внимание в научной литературе, однако из-за разнообразия трактовок данного понятия отсутствует общепринятая универсальная методика его оценки.

Нами предпринята попытка дать такую методику оценки ИП, которая применима для промышленных ПС любого уровня.

В данном случае ИП ПС рассматривается нами как совокупность определенных компонентов, позволяющих ПС устойчиво в бескризисном режиме осуществлять инновационную деятельность. Соглашаясь с мнениями некоторых ученых, например С.М. Бухоновой и Ю.А. До-рошенко1, мы также считаем, что в инновационном потенциале ПС можно выделить два основных компонента - научно-исследовательский и ресурсный.

Оценку ИП следует проводить на основе метода экспертных оценок, при этом число экспертов каждая ПС определяет самостоятельно, исходя из своих размеров и степени сложности сбора необходимой информации.

Предлагаемая методика предполагает оценивать составляющие компонентов инновационного потенциала внутренними экспертами ПС, в роли которых выступают руководители подразделений и топ-менеджмент ПС (минимум семь человек).

Проведение оценки ИП ПС предусматривает выполнение следующих действий (см. схему).

Компоненты инновационного потенциала ПС, а также их составляющие, предложенные нами для оценки, представлены в табл. 1.

Существующие базовые показатели оценки ИП промышленных предпринимательских структур2 адаптированы нами для специфики приборостроительных ПС.

Оценку научно-исследовательского компонента ИП ПС предлагается находить по формуле

Р

X

max

(1)

где Рник - итоговый показатель оценки научно-исследовательского компонента, баллы; Р - полученная балльная оценка всех показателей научно-исследовательского компонента; m - количество составляющих научно-исследовательского компонента; 1 max - максимально возможное количество баллов по всем показателям научно-исследовательского компонента.

1 См.: Бухонова С.М. Оценка эффективности и моделирование интеграционных подходов к активизации инновационной деятельности предприятия // Экономический анализ: теория и практика. 2007. № 9.

2 Подробнее см.: Макаренко О.В. Формирование инновационного потенциала промышленного предприятия на принципах бенчмаркинга : дис. ... канд. экон. наук. Новосибирск, 2006. 162 с.

Таблица 1

Оценка инновационного потенциала ПС в приборостроении

Вид компонента Составляющая компонента Показатели составляющей компонента Оценка показателя в зависимости от его состояния в баллах

Количество направлений, по которым осуществляется НИОКР Ни одного - 0; одно - 7; два - 9; три и более - 10

Объем патентного фонда предприятия Большой - 10; средний - 7; малый - 6; отсутствует - 0

Темпы роста патентного фонда предприятия Большие - 10; средние - 7; малые - 6; отсутствуют - 0

Количество поданных заявок на изобретение, рационализаторских предложений Нет - 0; одна - 8; две-три - 9; более трех - 10

« к « Й И Объем исследований теоретического характера Достаточный - 10; недостаточный - 4; отсутствуют - 0

о Й си т Й о Й си н а Доля внедренных рационализаторских предложений Высокая - 10; средняя - 7; невысокая - 4; отсутствуют - 0

я о д § о К я о д § с К Количество инновационных мероприятий, проводимых на предприятии за единицу времени Нет - 0; одно - 8; два-три - 9; более трех - 10

О н Й X н ее X Новизна и прогрессивность проводимых проектных разработок и НИОКР, направленных на разработку новой продукции Высокие - 10; средние - 7; невысокие - 4; отсутствуют - 0

Величина временного разрыва между завершением теоретического исследования и практическим использованием его результатов Менее двух лет - 10; 2-3 года - 8; 4-7 лет - 4; более семи лет - 0

Удельный вес практически внедренных НИОКР в общем количестве законченных разработок Отсутствуют - 0; менее 50 % - 6; 50-60 % - 8; 60-74 % - 9; 75-100 % - 10

я а к с е г Я ел ва а с Эффективность системы мониторинга показателей деятельности предприятия Высокая, частый мониторинг показателей деятельности на основе внутренней отчетности - 10; средняя (мониторинг проводится не чаще одного раза в три месяца) -7; низкая (мониторинг проводится не чаще одного-двух раз в год) - 4; отсутствует - 0

^ о О и ц Эффективность взаимодействия различных подразделений при создании новой продукции или технологии Высокая - 10; средняя - 7; низкая - 3; отсутствует - 0

« Я СП Я Я е а О Рациональность управленческой документации Высокая - 10; средняя - 7; низкая - 3; отсутствует - 0

о а ^ о е Л Эффективность системы мотивации к инновационной деятельности Высокая - 10; средняя - 7; низкая - 3; отсутствует - 0

« Й н ¡9 Степень вовлеченности научно-исследовательских подразделений в инновационную деятельность Высокая - 10; средняя - 7; низкая - 3; отсутствует - 0

Й ^ [2 е си Ё к Эффективность организационной структуры в реализации новшества Высокая - 10; средняя - 7; низкая - 2; отсутствует - 0

Обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами, необходимыми для осуществления инновационной деятельности Высокая (90-100 %) - 10; средняя (75-90 %) - 8; выше средней (60-75 %) - 7; средняя (50-60 %) - 6; ниже средней (менее 50 %) - 3; отсутствует - 0

Продолжение табл. 1

Вид компонента Составляющая компонента Показатели составляющей компонента Оценка показателя в зависимости от его состояния в баллах

Текучесть кадров Очень высокая (свыше 25 %) - 0; высокая (более 15 % от среднесписочной численности сотрудников в месяц) -2; средняя (10-15 %) - 5; ниже средней (5-10 %) - 7; низкая (менее 5 %) - 10

я Наличие необходимых кадров высшей квалификации Высокое, практически полное соответствие (90-100 %) -10; выше среднего (обеспеченность 75-90 %) - 8; среднее (обеспеченность 60-75 %) - 7; среднее (обеспеченность 50-60 %) - 5; ниже среднего (обеспеченность менее 50 %) - 3; нет - 0

н Л л а £ е Количество работников, прошедших стажировку Высокое (20 % и более от среднесписочной численности сотрудников, занятых инновационной деятельностью) -10; выше среднего (15-20 %) - 9; среднее (10-15 %) - 8; ниже среднего (3-10 %) - 6; низкое (менее 3 %) - 3; нет - 0

Я Удельный вес специалистов с высшим образованием в среднесписочной численности работников предприятия, занятых инновационной деятельностью Высокий, практически полное соответствие (90-100 %) -10; выше среднего (обеспеченность 75-90 %) - 8; средний (обеспеченность 60-75 %) - 7; средний (обеспеченность 50-60 %) - 5; ниже среднего (обеспеченность менее 50 %) - 3; менее 3 % - 0

« Я н о р о Удельный вес специалистов с высшим образованием, соответствующим направлению деятельности предприятия, в среднесписочной численности работников предприятия, занятых инновационной деятельностью Высокий, практически полное соответствие (90-100 %) -10; выше среднего (обеспеченность 75-90 %) - 8; средний (обеспеченность 60-75 %) - 7; средний (обеспеченность 50-60 %) - 5; ниже среднего (обеспеченность менее 50 %) - 3; менее 2 % - 0

Л Уровень использования установленного оборудования, необходимого для проведения инновационной деятельности Высокий, практически полное соответствие (используется на 85-100 %) - 10; выше среднего (используется на 75-85 %) - 8; средний (используется на 60-75 %) - 7; средний (используется на 50-60 %) - 5; ниже среднего (используется на менее чем 50 %) - 3; не используется - 0

я а к с е s н х е Н О Технический уровень используемого для инновационной деятельности оборудования Высокий (90-100 %) - 10; средний (обеспеченность 7590 %) - 8; выше среднего (обеспеченность 60-75 %) - 7; средний (обеспеченность 50-60 %) - 5; ниже среднего (обеспеченность менее 50 %) - 3; оборудование абсолютно морально устарело - 0

к к Ö Степень гибкости производственных процессов Высокая - 10; средняя - 7; низкая - 3; отсутствует - 0

я Ö Уровень автоматизации производства Высокий - 10; средний - 7; низкий - 4; отсутствует - 0

о в m к о а рП Степень оснащенности одного рабочего места инструментами, оборудованием, технической документацией по сравнению с уровнем, предусмотренным технологическим процессом Высокая - 10; средняя - 7; низкая - 3; отсутствует - 0

Изменение производительности труда за счет введения нововведений Высокая - 10; средняя - 7; низкая - 3; отсутствует - 0

Удельный вес новой продукции в общем объеме выпуска Нет - 0; 10-20 % - 8; 20-50 % - 9; более 50 % - 10

Продолжение табл. 1

Вид компонента Составляющая компонента Показатели составляющей компонента Оценка показателя в зависимости от его состояния в баллах

Й к о Удельный вес инновационной продукции в общем объеме выпуска Нет - 0; менее 15 % - 6, 40 % - 10 15-25 % - 8; 25-40 - 9; более

и ^ К К X Удельный вес устаревшей продукции в общем объеме выпуска Нет - 10; менее 15 % -40 % - 0 ); 15-25 % - >; 25-40 % - 7; более

н о н н Й И ств д о Наличие необходимых производственных площадей Полная обеспеченность (95-100 %) - 10; высокая (8095 %) - 9; средняя (60-80 %) - 7; ниже средней (50-60 %) -6; низкая (менее 50 %) - 3; необходимые площади отсутствуют - 0

п к о а С Наличие необходимого транспорта Полная обеспеченность (95-100 %) (80-95 %) - 9; средняя (60-80 %) - 7; (50-60 %) - 6; низкая (менее 50 %) - - 10; высокая ниже средней 3; отсутствует - 0

Степень разработанности методов и конкретных методик выявления и формирования потребностей в новой (инновационной) продукции Высокая - 10; средняя или отсутствует - 0 - 6; низкая - 5; крайне низкая

я а И е н к Й к Л Степень разработанности методов и конкретных методик реализации продуктовой, ценовой, распределительной и рекламной политики для новой (инновационной) продукции Высокая - 10; средняя или отсутствует - 0 - 7; низкая - 3; крайне низкая

« Я К Степень взаимодействия отдела маркетинга с другими подразделениями предприятия, в том числе с разработчиками новой продукции Высокая - 10; средняя или отсутствует - 0 - 8; низкая - 5; крайне низкая

о р о и Л ее § Степень разработанности методических рекомендаций по координации и взаимосвязям маркетинга на предприятии Высокая - 10; средняя или отсутствует - 0 - 7; низкая - 4; крайне низкая

Эффективность информационной системы маркетинга Высокая - 10; средняя или отсутствует - 0 - 7; низкая - 5; крайне низкая

Степень разработанности документов, регламентирующих маркетинговую деятельность Высокая - 10; средняя или отсутствует - 0 - 7; низкая - 5; крайне низкая

Информационная вооруженность труда Высокая - 10; средняя или отсутствует - 0 - 8; низкая - 5; крайне низкая

а е ^ и д о Й Техническая оснащенность инженерно-управленческого труда Высокая - 10; средняя или отсутствует - 0 - 7; низкая - 4; крайне низкая

Эффективность автоматизированной системы управления предприятием Высокая - 10; средняя или отсутствует - 0 - 8; низкая - 5; крайне низкая

й о X н о Возможность использования иностранных источников и возможности быстрого перевода Высокая - 10; средняя или отсутствует - 0 - 7; низкая - 4; крайне низкая

к я ее £ а Степень активного использования информации Высокая - 10; средняя или отсутствует - 0 - 7; низкая - 5; крайне низкая

о к К Степень доступности электронных справочных систем Высокая - 10; средняя или отсутствует - 0 - 7; низкая - 4; крайне низкая

Темп роста технической оснащенности инженерно-управленческого труда Высокая - 10; средняя или отсутствует - 0 - 7; низкая - 4; крайне низкая

Окончание табл. 1

Вид компонента Составляющая компонента Показатели составляющей компонента Оценка показателя в зависимости от его состояния в баллах

Ресурсный Финансовая Величина инвестиций в материально-техническое обеспечение научно-исследовательских и конструкторских подразделений Высокая - 10; средняя - 7; низкая - 5; крайне низкая или отсутствует - 0

Удельный вес расходов на подготовку и освоение новой продукции в общем составе затрат Менее 10 % - 0; 10-15 % - 4; 15-25 % - 8; свыше 25 % -10

Удельный вес расходов на маркетинг в общем составе затрат Менее 8 % - 0; 8-15 % - 5; 15-25 % - 8; свыше 25 % - 10

Удельный вес расходов на исследования в общем составе затрат Менее 8 % - 0; 8-15 % - 4; 15-25 % - 8; свыше 25 % - 10

Удельный вес расходов на подготовку кадров в общем составе затрат Менее 6 % - 0; 6-12 % - 5; 13-17 % - 9; свыше 17 % - 10

Величина дохода от инновационной деятельности, осуществляемой специалистами предприятия Высокая - 10; средняя - 8; низкая - 5; крайне низкая или отсутствует - 0

Экономия за счет ввода нового или ликвидации устаревшего малоэффективного оборудования Высокая - 10; средняя - 8; низкая - 5; крайне низкая или отсутствует - 0

Экономия от внедрения нового сырья и материалов Высокая - 10; средняя - 7; низкая - 4; крайне низкая или отсутствует - 0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Срок окупаемости новой продукции Очень быстрая окупаемость (менее одного года) - 10; быстрая (1-2 года) - 9; средняя (2-4 года) - 7; низкая (4-6 лет) - 5; крайне низкая (более 7 лет) - 2; товар не окупился ввиду отсутствия спроса на него - 0

Аналогично по следующей формуле находится оценка ресурсного компонента ИП ПС:

X 3

Р = —1_

рк '

X max

(2)

Интегральный количественный показатель инновационного потенциала ПС предлагается находить по формуле средней арифметической:

ИП =

Рн

Р„

2

(3)

где Рр к - итоговый показатель оценки ресурсного компонента, балл; Pj - полученная балльная оценка всех показателей ресурсного компонента; n - количество составляющих ресурсного компонента; 2 max - максимально возможное количество баллов по всем показателям ресурсного компонента.

Следует отметить, что итоговые оценки Рник и Рр к вычисляются как отношение суммы оценок экспертов, найденных соответственно по формулам (1) и (2), к общему количеству экспертов.

Переводя полученную балльную оценку в качественное состояние, предлагаем следующую градацию качественных состояний ИП (табл. 2).

Таблица 2

Градация качественных состояний инновационного потенциала ПС

Таким образом, основной характеристикой предложенной нами методики оценки ИП ПС в приборостроении является рассмотрение ИП как сложной совокупности разнообразных показателей двух основных компонентов - научно-исследовательского и ресурсного, необходимых для осуществления инновационной деятельности. Также представлены количественная и качественная градации, отражающие состояние ИП ПС.

Данную методику можно представить как универсальную для приборостроительных и промышленных предпринимательских структур различных форм собственности и величины.

Качественный уровень ИП Количественное значение, баллы

Абсолютно неудовлетворительный 0

Очень невысокий 0,1-0,285

Невысокий 0,285-0,5

Средний 0,5-0,715

Выше среднего 0,715-0,9

Высокий уровень 0,9-0,99

Очень высокий 1,0

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ефимычев, Ю.И. Инновационный путь развития предприятий в конкурентных условиях [Текст] / Ю.И. Ефимычев, О.В. Трофимов // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. -2008. - №1. - С. 151-154.

2. Носорева, Е. Прибыльная сторона инноваций [Электронный ресурс] / Е. Носорева. - Режим доступа: http://www.strategy.com.ua/article.aspx7column = 4&агйс1е = 691

3. Приходько, В.И. Инновационный менеджмент

в авиастроении [Текст] : учеб. пособие / В.И. Приходько, Ф.Е. Ляшко. - Ульяновск: УлГТУ, 2003. - 70 с.

4. Хмельницкая, З.Б. Конкурентоспособность промышленных предприятий [Текст] / З.Б. Хмельницкая, Е.В. Кучина // Известия УрГЭУ. - 2008. -№ 2 (21).

5. Шульгин, Г.К. Повышение эффективности высокотехнологичных отраслей машиностроения (на примере приборостроительных предприятий) [Текст]: авто-реф. дис. ... канд. экон. наук / Г.К. Шульгин. - М., 2008.

УДК 65.012.12

Н.В. Цветкова

ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЯМИ

С КЛИЕНТАМИ

Изменения, которые сопутствовали развитию и росту экономики в последние десятилетия -ужесточение конкуренции, качественное и количественное насыщение рынков комплексамипер-сонифицированных товаров и услуг, рост издержек на хранение и транспортировку продукции и стоимости привлечения новых клиентов, возрастающие ожидания клиентов, - вынуждают

компании искать новые способы увеличения конкурентного преимущества на рынке. Наиболее развитые компании, пройдя стадии экспансии и минимизации издержек, перешли к клиентоориентированной стратегии ведения бизнеса за счет использования и развития СЯМ-потенциала компании. Вместе с тем большинство компаний по-прежнему остро ощущают по-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.