№2/2013
УДК 336.146
АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ИСПОЛНЕНИЯ КОНСОЛИДИРОВАННОГО БЮДЖЕТА ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ЗА ПЕРИОД С 2008 ПО НАЧАЛО 2013 ГОДА
ANALYSIS AND EVALUATION OF PERFORMANCE OF THE CONSOLIDATED BUDGET OF THE ORYOL REGION DURING THE PERIOD FROM 2008 TO EARLY 2013
В.К. Докальская, доктор экономических наук, профессор
V.K. Dokalskaya, Doctor of Economics, Professor
Н.И. Соина, магистрант
N.I. Soina, undergraduate
ФГБОУ ВПО Орловский государственный аграрный университет
Orel State Agrarian University
Финансовая система является совокупностью взаимозависимых элементов, не только принимающих участие в соответствующей финансовой деятельности, но и помогающих ее осуществить. Эта система включает в себя финансовые институты, а также финансовый инструментарий, предназначение которых состоит в создании условий, необходимых для прохождения процессов в области финансов. Бюджет является основой финансовой деятельности. Анализ и оценка его состояния - это, фактически, «лакмусовая бумажка», отражающая как успехи, так и сложности в сфере соответствующей финансовой политики.
The financial system is a collection of interdependent elements, not only taking part in the relevant financial activities, but also help to carry it out. This system includes financial institutions and financial instruments, the purpose of which is to create the conditions necessary for the passage of the processes in finance. The budget is the foundation offinancial activities. Analysis and assessment of his condition - is, in fact, "a litmus test" reflecting both the successes and difficulties in the area of appropriate financial policies.
Ключевые слова: бюджет, анализ, темп роста Keywords: budget, analysis, growth rate
Как известно, "бюджетная система Орловской области - составная часть бюджетной системы Российской Федерации, основанная на экономических отношениях и административно-территориальном устройстве Орловской области, регулируемая нормами права совокупность областного бюджета, местных бюджетов (бюджетов муниципальных районов, городских округов, городских и сельских поселений) и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов. Областной бюджет и свод бюд-
жетов муниципальных образований, входящих в состав Орловской области (без учета межбюджетных трансфертов), образуют консолидированный бюджет Орловской области. " [1]
Приведем показатели доходов консолидированного бюджета Орловской области за последние пять лет (см. таблицу 1), а также рассчитаем средние показатели темпа роста доходов за период с 2008 по 2012 гг. (см. рисунок 1.)
Виды доходов 2008г. 2009г. 2010г. 2011г. 2012г.
1.Доходы всего 19373,43 20033,04 22690,29 26217,12 28419,44
1. 1 .Налоговые доходы 11305,66 10190,95 12366,90 13856,62 15812,80
Налог на прибыль организаций 2982,01 1809,20 2785,87 3122,62 3455,07
Налог на доходы физических лиц 5216,43 5117,80 5498,01 6099,72 6939,73
Акцизы 945,47 1022,39 1252,58 1550,24 2051,51
Налог на имущество организаций 794,65 886,73 945,39 981,26 1067,89
Налог на добычу полезных ископаемых 9,07 7,13 6,57 11,50 14,97
Прочие налоговые доходы 1358,05 1347,71 1878,47 2091,28 2283,65
1.2.Неналоговые доходы 1656,89 1028,84 1039,01 1215,36 1213,69
2.Безвозмездные поступления 6410,88 8813,26 9284,38 11145,14 11392,94
Таблица 1 - Доходы консолидированного бюджета Орловской области с 2008 по конец 2012 года, млн. руб.[4]
№1/2013
Рисунок 1 - Средний темп роста доходов консолидированного бюджета Орловской области (с 2008 по 2013гг.),%
Полученные результаты позволяют нам говорить о тенденции роста не только общего объема доходов, но и отдельных его составляющих.
Так, общий объем доходов консолидированного бюджета области, за пять лет выросшего приблизительно на 68%, за 2012 год превысил общий объем доходов 2008 года на 10,15%. Темп роста налоговых доходов (109,41%) за тот же период превысил показатель темпа роста неналоговых доходов (94,98%). Также четко видно, что сумма неналоговых доходов в целом сократилась за последние пять лет. По отдельным видам доходов темп роста составил от 121,69% по акцизам до 94,98% по неналоговым доходам. При этом лишь безвозмездные перечисления из федерального бюджета оказались в 2012 году ниже, чем в 2011. Поступления же всех остальных доходов в областной бюджет возросли.
Рассмотрим структуру доходов консолидированного бюджета Орловской области в процентах к итогу. Данные показатели представлены в таблице 2.
Таблица 2 - Структура доходов консолидированного бюджета Орловской области с 2008 по конец 2012 года, % к итогу
Виды доходов 2008г. 2009г. 2010г. 2011г. 2012г.
1.Доходы всего 100 100 100 100 100
1.1.Налоговые доходы 58,36 50,87 54,50 52,85 55,64
Налог на прибыль организаций 15,39 9,03 12,28 11,91 12,16
Налог на доходы физических лиц 26,93 25,55 24,23 23,27 24,42
Акцизы 4,88 5,10 5,52 5,91 7,22
Налог на имущество организаций 4,10 4,43 4,17 3,74 3,76
Налог на добычу полезных ископаемых 0,05 0,04 0,03 0,04 0,05
Прочие налоговые доходы 7,01 6,73 8,28 7,98 8,04
1.2.Неналоговые доходы 8,55 5,14 4,58 4,64 4,27
2.Безвозмездные поступления 33,09 43,99 40,92 42,51 40,09
Анализ структуры доходов консолидированного бюджета Орловской области показывает, что в среднем за последние 5 лет главными поступлениями доходов бюджета были налоговые поступления. Структура налоговых поступлений достаточно однородна.
В целом, среди налоговых доходов, наибольший удельный вес имеют поступления от налога на доходы физических лиц (от 26,93% в 2008 г. до 24,42% в 2012 г.), а также от налога на прибыль организаций (от 15,39% в 2008 г. до 12,16% в 2012 г.). Таким образом, наиболее значимыми поступлениями в консолидированный бюджет области являются регулирующие налоги.
Поскольку Орловская область является дотационной, то немаловажную часть доходов областного бюджета за исследуемый нами период составляли безвозмездные поступления. Их объем за период с 2008 по конец 2012 г. возрос на 56,27%. Следует также отметить, что в 2008 безвозмездные перечисления из феде-
рального бюджета составляли 33,9% доходной части бюджета региона, а с 2009 года их доля несколько возросла и составила уже более 40 %. Данный факт свидетельствует о довольно высокой зависимости консолидированного бюджета Орловской области от финансовых потоков из федерального центра по линии финансовой помощи.
Объемы расходной части бюджета тесно связаны с объемами его доходной части. Отсюда динамика расходов бюджета Орловской области, представленная в Таблице 3, в целом соответствует динамике его доходов. Кроме того, как динамика, так и структура расходной части бюджета, зависит от распределения расходных полномочий между бюджетами различных уровней. Поскольку в данный момент мы не имеем полных данных по исполнению консолидированного бюджета Орловской области в 2012 году, приведем в таблице показатели планового исполнения в этот период.
№2/2013
Таблица 3 - Расходы консолидированного бюджета Орловской области с 2008 по конец 2012 года, млн. руб.[5]
Расходы 2008г. 2009г. 2010г. 2011г. Плановое исполнение на 2012г.
Расходы всего 18903,83 20649,42 22976,72 25846,35 30378,98
1 Социально-значимые расходы 9652,59 10717,76 12584,26 13862,64 7098,79
1. 1 Заработная плата и начисления на нее 7554,33 8028,94 8440,6 9536,15 3079,32
1.2 Оплата коммунальных услуг 715,21 829,53 974,31 1110,4 220,24
1.3 Социальное обеспечение 1383,04 1859,29 3169,35 3216,08 3799,22
2 Первоочередные расходы 4778,13 4805,67 4659,53 5716,39 16829,17
2.1 Расходы на обслуживание государственного долга 80,34 51,31 89,84 61,65 133,47
2.2 Расходы на первоочередные нужды 1697,16 1654,13 1813,01 2066,5 761,93
Прочие выплаты по заработной плате 84,66 64,89 76,4 87,04 28,1
Услуги связи 68,21 81,11 97,02 109,18 59,09
Транспортные услуги 35,4 29,16 36,73 44,91 15,43
Арендная плата за пользование имуществом 19,23 19,83 24,61 25,28 23,13
Увеличение стоимости материальных запасов 1489,66 1459,15 1578,26 1800,08 636,19
2.3 Расходы на прочие нужды 3000,63 3100,23 2756,68 3588,24 15933,76
Работы, услуги по содержанию имущества 822,47 1083,36 1200,65 1575,48 2326,46
Прочие работы и услуги 1381,05 1496,77 899,86 1044,85 816,56
Безвозмездные перечисления государственным и муниципальным организациям 493,31 289,64 374,67 621,52 12578,94
Прочие расходы 303,8 230,46 281,49 346,4 211,81
3 Расходы 4477,37 5126,03 5732,93 6267,77 9153,49
3. 1 Капитальные вложения в основные фонды 1820,87 1900,83 1701,12 2417,05 4315,31
3.2 Другие расходы 2656,51 3225,2 4031,81 3850,27 4838,18
Вычислим средний темп роста расходов консолидированного бюджета Орловской области за по-
следние пять лет, данные показатели для удобства использования представлены в таблице 4.
Таблица 4 - Средний темп роста расходов консолидированного бюджета _Орловской области за период с 2008 по 2013, %_
Расходы Средний темп роста за период с 2008 по 2013г.
Расходы итого 112,63
1 Социально-значимые расходы 97,45
1. 1 Заработная плата и начисления на нее 89,17
1.2 Оплата коммунальных услуг 91,81
1.3 Социальное обеспечение 131,13
2 Первоочередные расходы 153,66
2.1 Расходы на обслуживание гос. долга 131,02
2.2 Расходы на первоочередные нужды 89,48
Прочие выплаты по заработной плате 85,15
Услуги связи 101,30
Транспортные услуги 91,24
Арендная плата за пользование имуществом 105,36
Увеличение стоимости материальных запасов 88,88
2.3 Расходы на прочие нужды 191,62
Работы, услуги по содержанию имущества 130,36
Прочие работы и услуги 90,69
Безвозмездные перечисления государственным и муниципальным организациям 594,46
Прочие расходы 95,55
3 Расходы 120,42
3. 1 Капитальные вложения в основные фонды 128,63
3.2 Другие расходы 116,89
4 Расходы (за исключением группы 3) 113,61
10
№1/2013
Анализ расходов консолидированного бюджета Орловской области в динамике за пять последних лет позволяет говорить о тенденции роста всего объема расходов, который увеличился с 2008 года приблизительно на 62%. Рост по отдельным видам расходов был неравномерен. В наибольшей степени за период с 2008 по 2013 год возросли расходы в виде безвозмездных перечислений государственным и муниципальным организациям, темп роста которых составил 594,46%. Следует также выделить увеличение первоочередных расходов на обслуживание государственного долга, на работы по
содержанию имущества и расходов на социальное обеспечение. Кроме того, на 128,63% увеличились темпы роста расходов на капитальные вложения в основные фонды.
Таким образом, в последние пять лет областной бюджет получал все больше и больше в абсолютном значении трансфертов из федерального центра, но вместе с тем, и больше средств передавал в виде финансовой помощи нижестоящим бюджетам из различного рода фондов, образуемых в его составе.
Таблица 5 - Структура расходов консолидированного бюджета Орловской области с 2008 по конец 2012 года, % к итогу
Расходы 2008г. 2009г. 2010г. 2011г. Плановое исполнение на 2012г.
Расходы итого 100 100 100 100 100
1 Социально-значимые расходы 51,06 51,90 54,77 53,63 23,37
1. 1 Заработная плата и начисления на нее 39,96 38,88 36,74 36,90 10,14
1.2 Оплата коммунальных услуг 3,78 4,02 4,24 4,30 0,72
1.3 Социальное обеспечение 7,32 9,00 13,79 12,44 12,51
2 Первоочередные расходы 25,28 23,27 20,28 22,12 55,40
2.1 Расходы на обслуживание государственного долга 0,42 0,25 0,39 0,24 0,44
2.2 Расходы на первоочередные нужды 8,98 8,01 7,89 8,00 2,51
Прочие выплаты по заработной плате 0,45 0,31 0,33 0,34 0,09
Услуги связи 0,36 0,39 0,42 0,42 0,19
Транспортные услуги 0,19 0,14 0,16 0,17 0,05
Арендная плата за пользование имуществом 0,10 0,10 0,11 0,10 0,08
Увеличение стоимости материальных запасов 7,88 7,07 6,87 6,96 2,09
2.3 Расходы на прочие нужды 15,87 15,01 12,00 13,88 52,45
Работы, услуги по содержанию имущества 4,35 5,25 5,23 6,10 7,66
Прочие работы и услуги 7,31 7,25 3,92 4,04 2,69
Безвозмездные перечисления государственным и муниципальным организациям 2,61 1,40 1,63 2,40 41,41
Прочие расходы 1,61 1,12 1,23 1,34 0,70
3 Расходы 23,68 24,82 24,95 24,25 30,13
3. 1 Капитальные вложения в основные фонды 9,63 9,21 7,40 9,35 14,20
3.2 Другие расходы 14,05 15,62 17,55 14,90 15,93
Однако, некоторые виды расходов консолидированного бюджета области неуклонно снижаются в последние 5 лет. Таковыми стали расходы на увеличение стоимости материальных запасов, социально -значимые расходы и прочие расходы на работы и услуги.
Анализ динамики расходной части бюджета Орловской области дополняет анализ ее структуры (см. таблицу 5). В результате чего установлено, что за последние пять лет наибольший удельный вес в расходах консолидированного областного бюджета занимали социально-значимые расходы (более 50%), за исключением планов бюджетного исполнения на 2012 год, где наибольший удельный вес имеют расходы на безвозмездные перечисления государственным и муниципальным организациям. В среднем они должны были достигнуть уровня в 41,41%, тогда как в 2011 году их удельный вес составлял всего лишь 2,40%.
Вторыми по удельному весу расходами консолидированного бюджета Орловской области являются расходы в виде капитальных вложений в основные фонды и другие расходы, что же касается расходов на социальные нужды, они занимают лишь третью позицию (23,37%).
Анализ доходов и расходов бюджета Орловской области необходимо завершить оценкой его сбалансированности (см. таблицу 6), поскольку очень важно, чтобы объем предусмотренных бюджетом расходов соответствовал суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита, размер которого необходимо минимизировать на всех стадиях бюджетного процесса. Принцип сбалансированности бюджета является основополагающим принципом бюджетной системы РФ (т.н. принцип совокупного покрытия расходов).
Таблица 6 - Сбалансированность консолидированного бюджета Орловской области, млн. руб.
Показатели 2008г. 2009г. 2010г. 2011г. 2012г.
Доходы всего 19373,43 20033,04 22690,29 26217,12 28419,44
Расходы всего 18903,83 20649,42 22976,72 25846,35 33211,51
Дефицит/Профицит 469,60 -616,38 -286,43 370,77 -4792,07
Отношение дефицита /профицита бюджета к его собственным доходам 0,02 0,03 0,01 0,01 0,17
Анализ сбалансированности бюджета Орловской области за последние пять лет показал, что в 20092010 гг. а также в 2012 г. расходы бюджета превышали его доходы, при этом дефицит в 2009 году достигал 616,38 млн. руб., а в 2012 г. - 4792,07 млн. руб. При этом наибольший размер профицита бюджета достиг в 2008 году 469,60 млн. руб. Как известно, основным источником финансирования дефицита бюджета Орловской области за последние 5 лет были бюджетные ссуды, полученные из федерального бюджета[3]. При этом профицит бюджета используется преимущественно на погашение бюджетных ссуд.
Таким образом, наиболее несбалансированным и уязвимым бюджет Орловской области был в 2012 году, когда его дефицит достигал 4792,07 млн. руб., а наиболее сбалансированным областной бюджет получился в 2008 году, когда разница между его доходами и расходами была минимальной, а профицит составил 469,60 млн. руб.
Литература:
1. Закон Орловской области от 27 июня 2005 г. N 518-ОЗ "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Орловской области"
2. Закон Орловской области от 06.12.2007 N 724-ОЗ (ред. от 03.07.2012) "О бюджетном процессе в Орловской области"
3. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ с изменениями и дополнениями
4. http://info.minfin.ru (электронный ресурс)
5. http://orel.roskazna.ru/ (электронный ресурс)
Literature:
1. Law Orel region June 27, 2005 N 518-OZ "On budgetary system and budgetary process in Orel"
2. Law Orel region of 06.12.2007 N 724-OZ (as amended on 03.07.2012) "On the budget process in Orel"
3. Budget Code of the Russian Federation of July 31, 1998 N 145-FZ with changes and additionstions
4. http://info.minfin.ru (electronic resource)
5. http://orel.roskazna.ru/ (electronic resource)
Докальская В.К. - e-mail: doka.vera@yandex.ru Соина Н.И. - e-mail: doka.vera@yandex.ru
Статья поступила в редакцию 17.05.2013 г.