Иванова О.Б.
д.э.н., профессор кафедры «Финансы» РГЭУ (РИНХ)
Эл. почта:
kafedrafinance@mail.ru Рукина С.Н.
к.э.н., доцент кафедры «Финансы» РГЭУ (РИНХ)
Эл. почта:
kafedrafinance@mail.ru
УПРАВЛЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНЫМ БЮДЖЕТОМ
В статье рассматривается ком- плекс мероприятий по управлению до- ходами и расходами региональных бюджетов в условиях посткризисного развития.
Ключевые слова: государствен- ный менеджмент, процессный подход, результативный подход, налоговые до- ходы, неналоговые доходы, государст- венные услуги, межбюджетные отно- шения, долговая политика.
В Российской Федерации про- изошли существенные изменения в сис- теме управления региональными бюд- жетами, связанные с проведением бюд- жетно-налоговых реформ и формирова- нием модернизационной экономики.
В современном менеджменте, в том числе государственном управлении, можно выделить два подхода - про- цессный и результативный. При про- цессном подходе целью деятельности является сам процесс, целью управле- ния - достижение стабильности поддержания процесса. Процессная идеология базируется преимущественно на ретроспективных данных и текущих по- казателях деятельности организаций, которые поддерживают внутренний бизнес-процесс и не заботятся о резуль- татах, значимых для внешних потреби- телей, инвесторов. В современной тео- рии и практике менеджмента результа- тивный подход является определяю- щим, характерным для динамично раз- вивающихся систем в условиях конкуренции за ограниченные ресурсы и все- объемлющего контроля за эффектив- ным и результативным использованием бюджетных средств.
Внедрение результатоориентиро- ванных практик управления бюджетом осуществляется с 2004г., с начала реа- лизации Концепции реформирования бюджетного процесса в Российской Фе- дерации в 2004-2006гг. В настоящее время эти практики получили довольно широкое распространение в виде меха- низма обоснования распределения расходов бюджета на основе докладов о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования, перехода к среднесроч- ному планированию, разработки целе- вых программ (федеральных, регио- нальных, муниципальных и ведомст- венных), внедрения государственных и муниципальных заданий в деятельности различных типов бюджетных организа- ций. В рамках административной ре- формы
внедряются административные регламенты, осуществляется стандарти- зация государственных и муниципаль- ных услуг.
Как известно, содержание управ- ления региональным бюджетом сводит- ся к взаимодействию субъекта и объек- та, в ходе которого происходит реали- зация полномочий публично-правового образования посредством особого функционального механизма (рис. 1).
Применение системного подхода к процессу управления региональным бюджетом предполагает ориентацию
ФИНАНСОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. №2. 2012 87 ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ
всех управленческих решений на дос- тижение тесной взаимосвязи между бюджетными доходами и расходами с целью обеспечения устойчивых темпов роста финансового потенциала региона. Создание такого механизма управления бюджетом позволит за счет текущих расходов обеспечить рост бюджетных доходов в среднесрочной и долгосроч- ной перспективе.
Результативный подход в управ- лении региональным бюджетом требует не только точного и однозначного опре- деления целей и желаемых результатов, но и формирования реальных программ их достижения, а также применения объективных оценок достижения по- ставленных целей по промежуточным и конечным результатам. Результатоори- ентированный подход позволяет наи- более рациональным образом решить проблемы не только расходования, но и формирования бюджетных ресурсов в регионе, рассматривая налоговую на- грузку как инструмент инвестиционной активности, а ее снижение - как форму бюджетного финансирования программ регионального развития.
Субъект Функции Объект Государственные органы власти Совокупность финансовых институтов
Формы бюджетных отношений Бюджетные потоки Специфические финансовые службы Государственная собственность
Стратегия Функциональный ме-
ханизм
Тактика
Формы и методы обеспечения Инструменты управления
- правовое обеспечение;
- информационное обеспечение;
- анализ (экономический и финансовый);
- балансовый метод;
- государственное задание;
- планирование;
- прогнозирование;
- регулирование;
- контроль;
- государственный аудит;
- мониторинг;
- учет;
- отчетность.
Рис.1. Структура функционального механизма управления региональным бюджетом
ФИНАНСОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. №2. 2012 88 ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ
Условия внедрения результато- ориентированного подхода в управле- нии региональным бюджетом:
• объективное обоснование соста- ва и количественных целей региональ- ного развития;
• многовариантность программных разработок и внедрение системы объек- тивных оценок их эффективности;
• применение системы ответствен- ности за реализацию целевых программ и регулярного бюджетного контроля.
Бюджетная политика, осуществ- ляемая администрацией Ростовской об- ласти, основана на Стратегии развития региона до 2020г. и призвана обеспе- чить сохранение социальноориентированной направленности бюд- жета и повышения благосостояния жи- телей Ростовской области. При этом
ставится задача усиления роли област- ного бюджета в стимулировании роста региональной экономики. Поставлен- ные цели достигаются следующим об- разом: развитием экономики, поддер- жанием инноваций, проведением эф- фективной налоговой политики, финан- сированием приоритетных направлений бюджетных расходов, таких как
обнов- ление основных фондов ведущих отрас- лей, что должно привести к повышению качества обслуживания населения в здравоохранении, образовании, культу- ре и других общественно значимых от- раслях, модернизации и развитию транспортной инфраструктуры, повы- шению качества предоставления насе- лению государственных услуг.
Таблица 1.Оценка сбалансированности областного бюджета Ростовской области за 2009-2011гг., млн. руб.*
Показатели 2009г. 2010г. 2011г. Темпы изм., %
Показатели 2009г. 2010г. 2011г. 2010г. к 2009г. 2011г. к 2010г. 2011г. к 2009г.
Доходы бюджета, всего, в т.ч.: 84117,2 91728,0 100676,8 109,4 109,8 119,7
- налоговые и неналого -вые 43600,6 53025,3 60944,5 121,6 114,9 139,7
- безвозмездные поступления 40516,5 38702,7 39732,3 95,5 102,7 98,0
Расходы бюджета, всего 91526,4 77304,2 104596,6 84,5 135,3 114,3
Дефицит (-), профицит (+) -7409,2 +14423,8 -3919,8
* Источник: составлено авторами по данным сайта администрации Ростовской области // www.donland.ru.
Анализ данных таблицы 1 [1] сви- детельствует, что прошедший 2011г. не привнес существенного улучшения си- туации сбалансированности областного бюджета Ростовской области. Доходы областного бюджета исполнены в объе- ме 100767,8 млн. руб. и возросли по сравнению с кризисным 2009г. на
19,7%; при этом налоговые и неналого- вые доходы увеличились на 39,7%. Рас- ходы бюджета с учетом проводимой администрацией Ростовской области инвентаризации и оптимизации расход- ных обязательств, реструктуризации бюджетного сектора составили 104596,6 млн. руб., или 114,3%, к уровню 2009г. С учетом предпринятых мер дефицит областного бюджета в 2011г. снизился по сравнению с 2009г. почти на 3,5 млрд. руб., но по сравнению с 2010г. - вырос.
Необходимо напомнить, что ис- точниками финансирования дефицитов региональных бюджетов могут быть
ФИНАНСОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. №2. 2012 89 ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ
кредиты коммерческих банков, кредиты из федерального бюджета, государст- венные ценные бумаги, доходы от про- дажи акций и иных форм участия в ка- питале, находящихся в государственной собственности. Проблема региональных заимствований состоит в высоких про- центных ставках, коротких сроках по- гашения, привлечении для
финансиро- вания текущих расходов, в сложной бюджетной ситуации. Кроме того заимствования государственными органами власти в регионах обеспечивают сниже- ние возможности банковской системы по кредитованию частных инвесторов, что может отрицательно отразиться на экономическом росте.
Следует обратить внимание на ак- тивное привлечение Министерством финансов Ростовской области такого источника финансирования дефицита бюджета, как банковские и бюджетные кредиты. Но, только использование различных долговых инструментов может обеспечить стабильное региональное развитие. Наличие эффективной систе- мы управления долговыми отношения- ми является важным условием в созда- нии такой структуры долга, которая от- ражает оптимальное соотношение меж- ду риском и расходами, а также обеспе- чивает минимальную уязвимость терри- тории в неустойчивых ситуациях.
Вместе с тем, несмотря на призна- ки восстановления экономики и стаби- лизации собственной доходной базы, исполнение расходных обязательств в значительной степени зависело от объ- емов финансовой помощи из федераль- ного бюджета. Безвозмездные поступ- ления из федерального бюджета в обла- стной бюджет Ростовской области в 2009г. обеспечили выполнение 44,3% всех расходных обязательств, в 2010г -50,1%, в 2011г. - 38%.
Таблица 2.Состав и структура доходов областного бюджета Ростовской области за 2009-2010гг.*
Наименование доходов 2009г. 2010г. 2011г. Темп изм.,%
Наименование доходов млн. руб. % млн. руб. % млн. руб. % Темп изм.,%
Доходы бюджетов, всего в том числе: 84117,2 100,0 91728,0 100,0 100676,8 100,0 119,7
- налоговые и неналоговые доходы из них: 43600,6 51,8 53025,3 57,8 60944,5 60,5 139,7
налог на прибыль организаций 12971,6 15,4 14896,2 16,2 17737,6 17,6 136,7
налог на доходы физических лиц 17639,9 20,9 19394,4 21,1 21341,4 21,2 121,0
налоги на имущество 3792,9 4,5 4576,1 5,0 6833,1 6,7 180,1
- безвозмездные поступления 40516,5 48,2 338702,7 42,2 39732,3 39,5 98,0
* Источник: составлено авторами по данным сайта администрации Ростовской об-
лaсти//www.donland.ru.
Доходы областного бюджета Ростовской области (таблица 2) в течение 2009-2011гг. возросли на 19,7%, с
84117,2 млн. руб. до 100676,7 млн. руб., в том числе в 2010г. по сравнению с 2009г. - на 9%, в 2011г., по сравнению с
2010г. - на 10,7%. Они формируются за счет налоговых и неналоговых доходов, а также безвозмездных поступлений, соотношение между которыми сложилось в 2009г. 51,8% и 48,2% , в 2010г.
57,8% и 42,2%, в 2011г. 60,5% и 39,2%. Таким образом, налоговые и неналого- вые доходы имели устойчивую положи- тельную динамику. Расчеты показали, что собственные доходы бюджета (ст.
47 Бюджетного кодекса РФ) также увеличились за рассматриваемый период: в
ФИНАНСОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. №2. 2012 90 ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ
2009г. их удельный вес в общем объеме доходов областного бюджета составил
92,5%, в 2010г. - 93,4%, в 2011г. -
92,8%.
Анализ данных таблицы 2 свиде- тельствует, что в структуре налоговых и неналоговых доходов преобладают два федеральных налога - налог на доходы физических лиц и налог на прибыль ор- ганизаций, регулируемые федеральным законодательством. К сожалению, ре- гиональные налоги, которые по бюд- жетной классификации отнесены к на- логам на имущество, занимали в дохо- дах областного бюджета Ростовской об- ласти от 4,5% до 6,7%.
Необходимо напомнить, что на территории Ростовской области введе- ны и действуют все региональные на- логи - транспортный налог, налог на игорный бизнес, налог на имущество организаций. В отношении этих налогов законодательные органы наделены оп- ределенными полномочиями: имеют право устанавливать конкретную нало- говую ставку в пределах полномочий, дополнительно к федеральным налого- вым льготам региональные, порядок и сроки уплаты.
Между тем обширное количество федеральных льгот по налогу на иму- щество организаций и транспортному налогу (ст. 358 Налогового кодекса РФ установлены виды транспортных средств, не являющихся объектами на- лога) приводят к потерям в консолиди- рованных бюджетах субъектов РФ.
В целях повышения результатив- ности реализации региональной налого- вой политики, обоснованности предос- тавления режимов льготного налогооб- ложения управлением финансовых ре- сурсов и налоговой политики админи- страции Ростовской области ежегодно проводится мониторинг результатов действия региональных налоговых льгот. Первая оценка обоснованности и эффективности налоговых льгот прово- дилась за 2010г. Потери консолидированного бюджета Ростовской области от установленных налоговых льгот соста- вили 2754,9 млн. руб., в том числе по налогу на имущество организаций
2317,2 млн. руб. (84,2%), по упрощен- ной системе налогообложения 369 млн. руб.
(13,4%), по транспортному налогу
35,5 млн. руб. (1,2%) , по налогу на прибыль организаций 33,2 млн. руб. (1,2%).
По налогу на имущество органи- заций основные бюджетные риски свя- заны с предоставлением налоговых льгот органам законодательной и ис- полнительной власти, органам местного самоуправления, бюджетным учрежде- ниям, деятельность которых финанси- ровалась за счет средств областного или местного бюджета, территориальным государственным внебюджетных фон- дов. Потери консолидированного бюд- жета Ростовской области за 2010г. со- ставили 1954,7млн. руб. С 2011 г. ука- занную льготу пересмотрели, сохранив ее для органов местного самоуправле- ния городских и сельских поселений, бюджетных и казенных учреждений, финансовое обеспечение деятельности которых осуществляется за счет средств бюджетов городских и сельских посе- лений [2]. По транспортному налогу ре- гиональные налоговые льготы в основ- ном носят
социальный характер, пре- доставляются инвалидам, имеющим на праве собственности мотоциклы и мо- тороллеры или легковые автомобили с мощностью двигателя до 100 л.с., чер- нобыльцами, общественным организа- циям инвалидов и другим категориям. Доля таких льгот весьма мала, около 1% в общей сумме областных льгот, поэто- му их отменять или пересматривать не- целесообразно. Все вышеизложенное подтверждает, что стимулы для увели- чения собственной доходной базы на региональном уровне невелики. Необходимо исключить практику предостав- ления на федеральном уровне налого- вых льгот по региональным налогам ли-
ФИНАНСОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. №2. 2012 91 ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ
бо обеспечить компенсацию выпадающих доходов этих бюджетов.
С 2012г. транспортный налог за- числяется в доходы дорожного фонда Ростовской области по нормативу 100%, который формируется в соответствии со ст. 179.1 Бюджетного кодекса РФ и По- становлением Правительства Ростов- ской области от 20.01.2012г. Дорожный фонд представляет собой часть средств бюджета, подлежащую использованию в целях финансового обеспечения до- рожной деятельности в отношении ав- томобильных дорог общего пользова- ния, а также капитального ремонта и ремонта дворовых территорий много- квартирных домов, проездов к дворо- вым территориям многоквартирных до- мов населенных пунктов. Помимо транспортного налога, приобретающего целевой характер использования, в до- рожный фонд поступают доходы от уп- латы акцизов на нефтепродукты, меж- бюджетные трансферты на финансовое обеспечение дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог обще- го пользования, плата в счет возмеще- ния вреда, причиненного транспортны- ми средствами, осуществляющими пе- ревозки тяжеловесных грузов по авто- мобильным дорогам общего пользова- ния, относящимся к собственности Рос- товской области. Объем ассигнований дорожного фонда Ростовской области на 2012г. утвержден в сумме 9825,4 млн. руб.
Перспективным источником дохо- дов регионального бюджета можно счи- тать неналоговые доходы, поскольку их стабильный рост повышает диверсифи- кацию доходов по видам поступлений. Если тенденция к росту доли неналого- вых доходов продолжится, она может значительно улучшить структуру бюд- жета, положительно сказаться на уровне доходов.
Среди неналоговой составляющей бюджета можно выделить доходы от использования государственного имущества, поскольку именно эффективное управление государственной собствен- ностью, находящейся в ведении регио- на, способно укрепить и диверсифици- ровать доходную базу субъекта РФ.
Резервы по увеличению доходов региональных бюджетов в части нена- логовых источников находятся в совер- шенствовании управления принадле- жащим области имуществом. Эффек- тивное использование областной собст- венности может гарантированно обес- печить бездефицитность регионального бюджета и включение в его собствен- ную доходную базу воспроизводимых доходов от государственной собственности.
В соответствии с законодательст- вом Российской Федерации собствен- ность субъектов Российской Федерации представляет собой самостоятельную разновидность государственной собст- венности, которая, в отличие от частной собственности, призвана
обеспечивать реализацию задач и функций данного субъекта как публичнотерриториального образования. В то же время эффективное управление госу- дарственной собственностью может принести ощутимый коммерческий и бюджетный эффект, являясь одним из методов получения дополнительного дохода субъектами Федерации.
Будучи собственниками принад- лежащего им имущества, субъекты Рос- сийской Федерации вправе осуществ- лять полномочия владения, пользования и распоряжения в отношении этого имущества, приобретать и прекращать право собственности на него, в том чис- ле использовать находящееся в их соб- ственности имущество для извлечения дохода.
В Ростовской области создана и реализуется система управления и рас- поряжения государственной собствен- ностью, обеспечивающая сохранность и эффективность использования имуще- ства, которая включает в себя:
ФИНАНСОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. №2. 2012 92 ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ
• учет и ведение реестра госу- дарственного имущества Ростовской области;
• выборочные проверки за ис- пользованием по назначению и сохран- ностью областного имущества по ут- вержденным графикам;
• учет договоров аренды;
• согласование списания недви- жимого имущества, находящегося в хо- зяйственном ведении и в оперативном управлении;
• согласование сделок областно- го государственного унитарного пред- приятия в отношении закрепленного за ним в хозяйственном ведении областно- го недвижимого имущества;
• формирование прогнозных планов (программ) приватизации госу- дарственного имущества Ростовской
области на очередной финансовый год;
• учет и контроль своевременно- го поступления средств в областной бюджет от продажи областного имуще- ства, арендной платы, а также части прибыли, полученной государственны- ми областными унитарными предпри- ятиями.
На 1 января 2011 года Ростовская область являлась собственником иму- щества 61 областного государственного унитарного предприятия, акционером 12 акционерных обществ, участником 2 обществ с ограниченной ответственно- стью, а также собственником 120 объек- тов государственной казны Ростовской области. В таблице 3 [3] представлен состав государственной собственности Ростовской области по отраслям эконо- мики.
Таблица 3. Распределение государственной собственности Ростовской области по отраслям экономики
Наименование отраслей экономики Областные государственные унитарные предприятия Хозяйствующие субъекты с участием Ростовской области
Наименование отраслей экономики всего (штук) включенные в Программу приватизации на 2011 год всего (штук) включенные в Программу при-
ватизации на 2011 год
Агропромышленный комплекс 1 - 1 -
Дорожное хозяйство 31 - 2 -
Строительный комплекс - - 1 -
Транспорт и связь 2 - - -
Топливноэнергетический комплекс 1 - 2 -
Непроизводственная сфера 26 1 8 -
ИТОГО 61 1 14 -
Основными задачами приватиза- ции государственного имущества Рос- товской области в среднесрочной пер- спективе, как части формируемой в ус- ловиях рыночной экономики системы управления государственным имущест- вом, являются:
• приватизация государственно- го имущества Ростовской области, ко- торое не является необходимым для обеспечения выполнения государствен- ных функций и полномочий Ростовской области;
• дальнейшее сокращение числа
ФИНАНСОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. №2. 2012 93 ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ
областных государственных унитарных предприятий;
• формирование доходов областного бюджета.
Планируемые поступления в обла- стной бюджет от приватизации государ- ственного имущества Ростовской облас- ти предполагается обеспечить за счет:
• продажи акций вновь созданного открытого акционерного общества;
• продажи иного государственного имущества Ростовской области.
Исходя из оценки прогнозируемой стоимости намечаемых к приватизации объектов, а также предполагаемых спо- собов их приватизации, в 2011 году ожидались поступления в областной бюджет доходов от приватизации госу- дарственного имущества Ростовской области в размере 12500 тыс. рублей, в том числе:
• от продажи акций открытых акционерных обществ - 5500 тыс. рублей;
• от продажи иного государственного имущества Ростовской области -7000 тыс. рублей.
Ключевой задачей в сфере прива- тизации на сегодняшний день является привлечение инвесторов, ориентиро- ванных на дальнейшее развитие при- надлежащих государству активов, с од- новременным получением в бюджет ре- альной рыночной стоимости приватизи- руемого имущества.
Повышение роли приватизацион- ных процедур как инструмента модер- низации российской экономики может быть обеспечено при условии измене- ния подходов к:
• формированию прогнозного плана (программы) приватизации иму- щества, находящегося в государствен- ной или муниципальной собственности;
• проведению предпродажной подготовки приватизируемого имуще- ства;
• взаимодействие с потенциальными покупателями.
Основное предназначение бюд- жетных расходов заключается в непо- средственном обеспечении функций по производству и предоставлению госу- дарственных и муниципальных услуг. Структурное выделение в сфере госу- дарственных услуг двух сегментов - производства и инфраструктурного обеспечения деятельности субъектов производства - позволяет классифици- ровать бюджетные расходы по этим направлениям. Наиболее рациональной с точки зрения потребителей государст- венных услуг представляется структура государственных расходов, в которой преобладают расходы, непосредственно связанные с производством и представ- лением государственных услуг. К сожа- лению, сложившаяся в настоящее время система формирования бюджетных ас- сигнований на исполнение расходных обязательств, возникших в связи с ока- занием государственных услуг, не по- зволяет сгруппировать бюджетные рас- ходы по указанным направлениям.
Бюджет Ростовской области в те- чение длительного времени остается социальноориентированным. Значи- тельная доля бюджетных расходов на- правлена на обеспечение бюджетных услуг в отраслях социально-культурной сферы, более 60% в 2010-2011гг. С 2010г. введены в практику государст- венные задания на оказание государст- венных услуг, способствующих увязке объемов и качества оказываемых услуг с объемами бюджетных ассигнований на эти цели, а также переходу от финан- сирования деятельности бюджетных учреждений к финансированию оказа- ния услуг. В Ростовской области вне- дряются новые формы финансового обеспечения услуг, оказываемых государственными и муниципальными уч- реждениями. С 2012г. в новом статусе функционируют 4601 государственное и муниципальное учреждение, в том чис- ле 335 казенных и 117 автономных уч- реждений.
ФИНАНСОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. №2. 2012 94 ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ
Политика органов государствен- ной власти Ростовской области в сфере межбюджетных отношений направлена на обеспечение сбалансированности ме- стных бюджетов, поддержку инвести- ционных, инновационных и инфра- структурных муниципальных проектов, повышение инициативы и ответствен- ности при осуществлении бюджетного процесса в городах, районах и поселе- ниях области. В числе основных на- правлений финансовой помощи дотации на выравнивание бюджетной обеспе- ченности, субсидии на реализацию ин- вестиционных и инфраструктурных му- ниципальных проектов, субвенции на обеспечение переданных органам мест- ного самоуправления полномочий. Кроме того, предусматриваются дота- ции на поощрение инициатив органов местного самоуправления по достиже- нии наилучших показателей деятельно- сти, проведении эффективной бюджет- ной политики, развитии налогового по- тенциала, иные межбюджетные транс- ферты на поощрение победителей кон- курса «Лучшее поселение Ростовской области», муниципальных образований, получивших наиболее высокую рейтин- говую оценку по привлечению инвести- ций, и ряд других направлений [4].
В Ростовской области следовало бы внедрить программно-целевой инст- румент развития межбюджетных отно- шений, а именно: разработать долго- срочную целевую программу «Развитие межбюджетных отношений в долго- срочном периоде», ориентированную на комплексное достижение следующих целей:
• обеспечения сбалансированной финансовой поддержки муниципаль- ных бюджетов;
• повышения результативности предоставления межбюджетных транс- фертов
муниципальным бюджетам;
• повышения качества управления муниципальными финансами. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
I.Отчетность об исполнении областного бюджета Ростовской области// Электронный ресурс/[Режим доступа]. Официальный сайт администрации
Ростовской области http://www. donland.ru.
2.Областной закон «О налоге на имущество организаций» от
27.11.2003г. с изменениями и дополнениями//Электронный ресурс/[Режим доступа] http: Официальный сайт администрации Ростовской области: URL:http:
//www.donland.ru.
З.Областной закон «Прогнозный план (программа) приватизации государ- ственного имущества Ростовской области на 2011 год»// Электронный ресурс/[Режим доступа]. Официальный сайт администрации Ростовской области: http://www.donland.ru. 4.Федорова Л.В. Ростовская область: новый бюджет - новые подходы//Бюджет. 2011.- №
II.