Научная статья на тему 'Анализ и обоснование классификации трансакционных издержек'

Анализ и обоснование классификации трансакционных издержек Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
55
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ТРАНСАКЦИОННЫЕ ИЗДЕРЖКИ / TRANSACTION COSTS / КЛАССИФИКАЦИЯ ТРАНСАКЦИОННЫХ ИЗДЕРЖЕК / CLASSIFICATION OF TRANSACTION COSTS / НЕОИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ / NEOINSTITUTIONAL DIRECTION / СКВОЗНЫЕ ТРАНСАКЦИОННЫЕ ИЗДЕРЖКИ / THROUGH TRANSACTION COSTS / TRANSACTION COSTS MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Искосков М.О., Зоткина Е.В.

В данной статье рассмотрены различные подходы к формированию трансакционных издержек, проведен анализ, позволяющий выявить, что все издержки делятся на четыре укрупненные группы ex ante и ex post: возникающие до и после заключения сделки и на внутренние и внешние, но более детальное изучение проблемы позволяет выявить, что многие трансакционные издержки невозможно классифицировать по обобщенным признакам. Также в понятийный аппарат статьи включен новый термин «сквозные издержки».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The analysis and classification substantiation transaction costs

In this article various approaches to formation transaction costs are considered, the analysis is carried out, allowing to reveal that all costs share on four integrated groups ex ante and ex post: appearing before and after the conclusion, and internal and external, but more detailed studying of a problem allows to reveal that a lot of transaction costs impossible classified using generalized signs. Also the new term is included in the conceptual device of article «through costs».

Текст научной работы на тему «Анализ и обоснование классификации трансакционных издержек»

Анализ и обоснование классификации трансакционных издержек

The analysis and classification substantiation transaction costs

УДК 657

Искосков Максим Олегович

заведующий кафедрой Тольяттинского государственного университета, кандидат технических наук

445667, г Тольятти, ул. Белорусская, д. 14

Iskoskov Maxim Olegovich

445667, Tolyatti, ul. Belorusskaya, 14

Зоткина Елена Владимировна

преподаватель кафедры Тольяттинского государственного университета 445667, г. Тольятти, ул. Белорусская, д. 14

Zotkina Elena Vladimirovna

445667, Tolyatti, ul. Belorusskaya, 14

О

о ^

о о;

s <

со s

с; <

s

о

В данной статье рассмотрены различные подходы к формированию трансакционных издержек, проведен анализ, позволяющий выявить, что все издержки делятся на четыре укрупненные группы ex ante и ex post: возникающие до и после заключения сделки и на внутренние и внешние, но более детальное изучение проблемы позволяет выявить, что многие трансакци-онные издержки невозможно классифицировать по обобщенным признакам. Также в понятийный аппарат статьи включен новый термин «сквозные издержки».

In this article various approaches to formation transaction costs are considered, the analysis is carried out, allowing to reveal that all costs share on four integrated groups ex ante and ex post: appearing before and after the conclusion, and internal and external, but more detailed studying of a problem allows to reveal that a lot of transaction costs impossible classified using generalized signs. Also the new term is included in the conceptual device of article «through costs».

Ключевые слова: трансакционные издержки, классификация трансакционных издержек, неоинституциональное направление, сквозные трансакционные издержки, управление трансакционными издержками Keywords: transaction costs, classification of transaction costs, neoinstitutional direction, through transaction costs, transaction costs management

В последнее десятилетие интерес к институциональной теории и в особенности к ее неоинституциональному направлению возрос. Это связано со стремлением комплексно и всесторонне рассмотреть современную экономику, характеризующуюся сменой технологических укладов и институциональной структуры общества [1].

С развитием экономики более многообразным становится государственное регулирование, ускоряются и усложняются условия ведения бизнеса, ужесточаются методы конкуренции. Все это обуславливает рост трансакционных издержек субъектов. Соответственно увеличивается и цена вопроса о снижении трансакционных издержек. Данная проблема в современных условиях приобретает ключевое значение, так как снижение трансакционных издержек за счет специфики самих трансакций повышает экономическую эффективность деятельности субъектов, увеличивает их конкурентные преимущества.

Данная проблема приобретает особую остроту в России. Уровень упомянутых издержек достаточно высок и это подтверждается масштабами теневого сектора в экономике; соотношением максимальных и минимальных цен в различных регионах, районах

страны; объемами неплатежей, неденежных взаимозачетов. Трансакционные издержки являются по своей природе социальными потерями, как их трактует теория общего равновесия, они препятствуют позитивным процессам и ускоряют негативные [Там же].

В экономической литературе категория трансакции понимается предельно широко и используется для обозначения обмена как товарами, так и различными видами деятельности или юридическими обязательствами.

В настоящее время в научных кругах нет единого мнения по поводу понятия трансакционных издержек, что является предметом жесткой критики. Так, М. Ол-сон пишет, что многие экономисты «смешивают в одну кучу все недостатки рынка под общим названием трансакционные издержки» [2].

К. Эрроу определяет трансакционные издержки как издержки по поддержанию экономических систем на ходу. Чем ближе экономика к модели общего равновесия Вальраса, тем ниже в ней уровень трансакционных издержек, и наоборот. Эрроу рассматривает также трансакционные издержки, как «эквивалент трения в механических системах». Подобно тому как трение в физике затрудняет движение и ведет к потере энергии, так и трансакционные издержки препятствуют оперативному заключению сделок между экономическими агентами [3].

В трактовке Д. Норта трансакционные издержки «состоят из издержек оценки полезных свойств объекта обмена и издержек обеспечения прав и принуждения к их соблюдению» [4] и возникают из-за ценности информации и ее асимметричности распределения между сторонами обмена.

У. Николсон разделяет трансакционные издержки на эксплицитные (плата за услуги посредников) и имплицитные (издержки поиска и сбора информации).

О. Уильямсон разделяет трансакционные издержки ex ante и ex post — возникающие до и после заключения сделки [5] и выделяет три основные причины возникновения трансакционных издержек:

• неадекватность представлений и недостаточная осведомленность участников. Эту причину экономисты называют «ограниченная рациональность»: люди стремятся рационально принимать решения или по крайней мере рационально объяснять свои поступки;

• оппортунистическое поведение участников трансакции. Наиболее сильное влияние здесь оказывают

нечеткое законодательство и низкий общий уровень ^ доверия в обществе;

о • отсутствие взаимозаменяемости товара или участ-^ ника. Эту причину экономисты называют «специ-^ фичность активов»: все друг о друге знают все, к но выбирать не из кого. В такой ситуации рынок =Ц неизбежно сужается [6].

< С. Малахов, ссылаясь на модель Уильямсона (ос-^ нованную на вопросе «покупать или производить»),

< говорит, что трансакционные издержки — это разница и между ценой предложения и возможно более низкой н ценой, уплачиваемая покупателем в качестве альтер-н нативы более высоким издержкам поиска, ожидания " или производства [2].

х Часто за трансакционные издержки принимаются затраты и потери времени и других ценных ресурсов фирмы на разнообразные контакты фирмы со своим окружением, а также на внутренние коммуникации.

В общем виде трансакционные издержки можно представить как все издержки, связанные с обменом и защитой правомочий собственности, координацией и взаимодействием экономических субъектов и выражающие меру несовершенства рынка.

Таким образом, существует большое количество определений рассматриваемого понятия. Их анализ позволяет сделать вывод о том, что некоторые исследователи пытаются дать обобщенное или даже образное определение. Большинство же исследователей вкладывают свой специфический смысл в понятие трансакционных издержек в зависимости от области своих исследования, дают конкретизирующие определения, акцентируя внимание лишь на отдельных составляющих компонентах.

Таким образом, из анализа различных дефиниций термина «трансакционные издержки» видно, что все определения рассматриваемого понятия классифицируются на 4 группы: ex ante и ex post, возникающие до и после заключения сделки, и на внутренние и внешние [7].

Существуют многочисленные разрозненные попытки классификации трансакционных издержек. На основе существующих классификаций в статье выделены и проанализированы основные виды трансакционных издержек, представленные в табл. 1.

Издержки на маркетинговые исследования. Примером таких издержек могут быть издержки, необхо-

Таблица 1

Обобщенная классификация трансакционных издержек

До заключения сделки

Внутренние Внешние

1 2

Издержки на маркетинговые исследования: Издержки на маркетинговые исследования:

издержки поиска ресурсов (информационных, ма- • издержки поиска информации о клиентах;

териальных, финансовых, трудовых, временных), • издержки поиска информации о поставщиках;

• издержки на обработку информации. • издержки проведение анализа цен поставщиков;

Издержки на создание правовой системы: • издержки проведения анализа деятельности конку-

• издержки защиты интеллектуальной собственно- рентов;

сти. • издержки исследования рынка на уровень насыще-

Издержки на контроль качества: ния продукцией.

• контроль качества продукции. Издержки на создание правовой системы:

Издержки на отбор и найм персонала: • создание и поддержка властных структур.

• издержки мотивации персонала. Издержки на контроль и качество:

Издержки на мониторинг исполнения обязаннос- • издержки на контроль за исполнением условий сдел-

тей сотрудников: ки партнером;

• контроль качества исполнения должностных • контроль качества продукции.

обязанностей сотрудников. Издержки на отбор и найм персонала:

Издержки на изменение условий сделки: • оценка уровня профессиональной подготовки кадров;

• издержки принятия решений; • повышение квалификации персонала.

• издержки поиска компромисса; Издержки на исключение поведенческой неопределен-

• агентские издержки. ности:

Издержки заключения сделки между партнерами: • издержки на исключение оппортунистического пове-

• издержки на принятие решений; дения партнера;

• издержки поиска компромисса между партне- • издержки на несовершенство информации.

рами; Издержки на изменение условий сделки:

• издержки составления проекта контракта; • издержки на принятие решений;

• агентские издержки. • издержки поиска компромисса;

Издержки накладных расходов: • агентские издержки.

• издержки на коммуникации; Издержки заключения сделки между партнерами:

• издержки на субподряд или аутсорсинг. • издержки на принятие решений;

Издержки измерения: • издержки поиска компромисса между партнерами;

• издержки на оборудование; • ведение переговоров;

• издержки на организацию и проведение измере- • агентские издержки.

ний; Издержки накладных расходов:

• издержки стандартизации; • издержки на специальные работы группы (консал-

• издержки неточного измерения тинговые фирмы);

• издержки на коммуникации;

• издержки на субподряд и аутсорсинг.

Издержки измерения:

• издержки на оборудование;

• издержки на организацию и проведение измерений

1 2

После заключения сделки

Издержки на маркетинговые исследования: • издержки на обработку информации. Издержки на создание правовой системы: • издержки защиты интеллектуальной собственности. Издержки на контроль и качество: • издержки устранения нарушений условий сделки; • контроль качества продукции. Издержки на отбор и найм персонала: • издержки мотивации персонала. Издержки на мониторинг исполнения обязанностей сотрудников: • контроль качества исполнения должностных обязанностей сотрудников. Издержки на изменение условий сделки: • издержки на принятие решений. Издержки заключения сделки между партнерами: • агентские издержки. Издержки накладных расходов: • издержки на коммуникации; • издержки на субподряд и аутсорсинг. Издержки измерения: • издержки стандартизации Издержки на маркетинговые исследования: • издержки поиска информации о клиентах; • издержки проведения анализа цен поставщиков; • издержки проведения анализа деятельности конкурентов; • издержки исследования рынка на уровень насыщения продукцией. Издержки на создание правовой системы: • создание и поддержка властных структур; • издержки на восстановление нарушенных прав; • издержки уклонения от налогов и начисления заработной платы. Издержки на контроль и качество: • издержки на контроль за исполнением условий сделки партнером; • издержки устранения нарушений условий сделки; • контроль качества продукции. Издержки на исключение поведенческой неопределенности партнера. Издержки на изменение условий сделки: • издержки на принятие решений. Издержки заключения сделки между партнерами: • издержки на принятие решений; • агентские издержки. Издержки накладных расходов: • издержки на коммуникации; • издержки уклонения от легальных санкций; • издержки на субподряд или аутсорсинг

димые для того, чтобы собрать информацию и на ее

основании выявить наиболее приоритетные направления области исследования, а именно:

• издержки поиска информации о клиентах. Субъект, который хочет заключить сделку, будет вынужден провести поиск партнера, и этот поиск обязательно приведет к издержкам. Но поиск партнеров может осуществляться на разных временных стадиях (например, поставщик комплектующих изделий необходим на определенном временном промежутке, а конечный потребитель определяется до заключения сделки о поставке продукции);

• издержки поиска информации о поставщиках (формирование базы поставщиков, как правило, происходит до заключения сделки, но из-за оппортунистического поведения последних или форс-мажорных обстоятельств поиск может осуществляться и после заключения контрактов);

• издержки на проведение анализа цен поставщиков (поиск наиболее выгодных условий поставок, но из-за форс-мажорных обстоятельств поиск может осуществляться и после заключения контрактов);

• издержки исследования рынка на уровень насыщения продукцией (анализ насыщенности рынка данным продуктом проводиться с целью модификации, совершенствования товара и повышения конкурентоспособности на рынке, что приведет к увеличению спроса прибыли предприятия; должен происходить до заключения проекта с конечным потребителем);

• издержки поиска ресурсов (информационных, материальных, финансовых, трудовых, временных);

• издержки на обработку информации (обработка информации для выявления наиболее приоритетных направлений дальнейших исследований. Издержки могут носить постоянный характер, так как про-

екты могут вестись в организации параллельно и исследовать материалы для одного проекта, но можно переключиться и проводить исследования для других).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Издержки на создание правовой системы (затраты на создание и поддержание властных структур):

• создание и поддержка властных структур (издержки на такие элементы политической «надстройки», как партии, общественные движения и лоббистские структуры, которые непосредственно участвуют в «политической игре». Все эти организации необходимо создать для «цивилизованной реализации государственной монополии на власть»);

• издержки защиты интеллектуальной собственности (издержки на защиту прав собственности от третьих лиц);

• издержки на восстановление нарушенных прав (издержки на судебные разбирательства, иски и т. д.);

• издержки уклонения от налогов и начисления заработной платы.

Издержки на контроль и качество — другой вид трансакционных издержек, возникающих в результате анализа эффективности процесса, степени достижения целей и их корректировки:

• контроль за исполнением условий сделки партнером (по причине расхождения интересов сторон контракта у каждой из них может быть стимул в той или иной степени действовать вразрез с контрактным соглашением. В результате возникает необходимость контролировать друг друга. Можно, конечно, рассматривать эти издержки как внешние и после заключения сделки, но не стоит забывать о контроле за подчиненными, за выполнением их должностных обязанностей в рамках проекта, а это уже можно будет отнести к внутренним издержкам, которые будут и до и после заключения контракта);

^ • устранение нарушений условий сделки (издержки ^ на выплату штрафных санкций, изменение сроков о реализации контракта);

^ • контроль качества продукции (издержки на про-^ верки соответствия требованиям, предъявляемым о_ к товару. Существует множество видов контроля, и ^ относить эти издержки к внутренним или внешним < невозможно. Контроль качества изготавливаемой х продукции относится к внутренним издержкам, § а контроль за поставленной нами продукцией на-=Ц шим партнерам будет для них внутренними из> держками, а для нас внешними, но, несмотря на ^ это, данный факт отрицательно скажется на общей о эффективности проекта).

Издержки на отбор и найм персонала. Также представляется возможность разделить эти издержки на до и после заключения контракта, ведь сотрудник может уволиться в такое время, на любом из этапов проекта, а если учесть инновационную спецификацию проекта, то повышение квалификации занимает особую роль и часто в жизни компании может происходить на протяжении всего проекта.

Подбор квалифицированного персонала — внушительная статья трансакционных расходов компаний, работающих в данной области. В их состав входят:

• оценка уровня профессиональной подготовки кадров (издержки на проведение тестирования, собеседований);

• повышение квалификации персонала (издержки стажировки персонала на других предприятиях страны и за рубежом);

• издержки мотивации персонала (издержки, возникающие в результате материального и нематериального стимулирования персонала наращивать знания). Издержки на исключение поведенческой неопределенности:

• издержки на исключение оппортунистического поведения партнера (издержки по устранению и функционированию институтов, обеспечивающих соблюдение норм и правил хозяйственного поведения. Издержки данного типа можно отнести, так же как и издержки на отбор и найм персонала, к так называемым сквозным издержкам, которые могут возникать на протяжении всего проекта. Оппортунистическое поведение партнеров может быть как до, так и после заключения сделки);

• издержки на несовершенство информации (издержки на переработку, корректировку и дополнение информации).

Издержки на мониторинг исполнения обязанностей сотрудников:

• контроль качества исполнения должностных обязанностей сотрудников.

Издержки на изменение условий сделки (издержки возникают при изменении условий контракта, корректируемых одной из сторон, согласованных между партнерами):

• издержки поиска компромисса (издержки на структуру, которая должна заниматься улаживанием споров в случае возникновения неоднозначной ситуации между партнерами);

• агентские издержки (агентские отношения возникают в том случае, когда одна сторона — агент действует от имени и по поручению другой — принципал. При этом агент иногда может игнорировать интересы своего принципала);

• издержки ведения переговоров (командировочные расходы на проведение съездов, переговоров, обеспечение безопасности мероприятий). Переговоры могут возникать и в пределах компании, так как могут возникать разногласия между различными

структурными подразделениями (служба закупок, производственные цеха).

Издержки заключения сделки между партнерами:

• издержки на принятие решений;

• издержки поиска компромисса между партнерами;

• издержки на ведение переговоров;

• издержки составления проекта контракта;

• агентские издержки. Издержки накладных расходов:

• издержки на специальные работы группы (консалтинговые фирмы);

• издержки на коммуникации (издержки компьютерных технологий);

• издержки уклонения от легальных санкций;

• издержки на субподряд или аутсорсинг (издержки возникают при частичной передаче функций другим обслуживающим предприятиям с целью снижения затрат на персонал. Если речь идет об инновационном проекте, то работы по любому из видов деятельности, будь то маркетинговые исследования, отбор персонала, юридическая деятельность, могут быть переданы на сторону. Таким образом, это тоже сквозные издержки).

Издержки измерения:

• издержки на оборудование (затраты на измерительное оборудование, его гарантийный ремонт);

• издержки стандартизации (затраты на выработку и обновление ГОСТов, стандартов качества);

• издержки неточного измерения (списание бракованной продукции и ее переработка).

Таким образом, можно сделать вывод о том, что существующие классификации трансакционных издержек по принципу деления на внутренние и внешние, до и после заключения контракта недостаточно обоснованы и могут подвергаться изменениям в зависимости от конкретного случая, что подтверждает недостаточную изученность и проработанность проблемы, а также актуальность данного направления исследований. Также мы предлагаем ввести новый термин «сквозные издержки», т. е. трансакционные издержки, которые могут возникать на нескольких стадиях инновационного проекта у любой из заинтересованных сторон. Данное дополнение к существующим классификациям позволит предприятиям более оптимально и точно оценивать трансакционные издержки единовременно, а не на каждом из этапов, когда эти издержки дублируются. Это сэкономит время на оценку и позволит минимизировать погрешности при расчете общей суммы дублирующихся издержек.

Литература

1. Мартынов С. В. Трансформация структуры трансакционных издержек смешанной экономики: Автореф. дис. ... канд. экон. наук. Саратов, 2010.

2. Малахов С. Некоторые аспекты теории несовершенного конкурентного равновесия (двухфакторная модель трансакционных издержек) // Вопросы экономики. 1996. № 10.

3. ОлейникА. Институциональная экономика: Учебно-ме-тодич. пособие. Тема 5: Теорема Коуза и трансакционные издержки // Вопросы экономики. 1999. № 5.

4. Горшков В., Маркова В. Стратегия диверсификации завода // Проблемы теории и практики управления. 2001. № 5.

5. Ульямсон О. И. Экономические институты капитализма. Фирмы, рынки и «отношенческая» контрактация. СПб.: Лениздат, 1996.

6. Мартынов С. В. Сущность категории трансакционных издержек // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2009. № 4 (28).

7. СарайкинА. В. Разработка моделей оценки и сокращения трансакционных издержек машиностроительных корпораций: Дис. ... канд. экон. наук. Набережные Челны, 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.