Научная статья на тему 'АНАЛИЗ И КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО ВОЕННОГО ЛЁТЧИКА К ДЕЙСТВИЯМ В НЕШТАТНЫХ СИТУАЦИЯХ'

АНАЛИЗ И КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО ВОЕННОГО ЛЁТЧИКА К ДЕЙСТВИЯМ В НЕШТАТНЫХ СИТУАЦИЯХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
25
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ ПОДГОТОВКА / ВОЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / БУДУЩИЙ ВОЕННЫЙ ЛЁТЧИК / ДЕЙСТВИЯ В НЕШТАТНЫХ СИТУАЦИЯХ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сирик Сергей Николаевич, Евтушенко Юрий Леонидович, Поволоцкий Константин Владимирович, Ильюх Максим Павлович, Петьков Валерий Анатольевич

Глобальные преобразования, проводимые в вооружённых силах России имеют своей конечной целью повышение качественных показателей профессиональной деятельности военных специалистов. В этой связи актуализируются поиски перспективных направлений обновления содержания военно-профессиональной подготовки курсантов военных вузов. Цель настоящего исследования состоит в анализе и концептуальном обосновании организации компетентностной подготовки будущего военного лётчика к действиям в нештатных ситуациях. Новизна исследования заключается в научном обосновании целесообразности введения в практику профессиональной подготовки будущего военного лётчика дополнительного ряда компетенций, формируемых в процессе изучения учебных дисциплин «Управление воздушным движением», «Авиационная безопасность» и «Безопасность полётов» в той части их содержания, которая обеспечивает эффективную деятельность по снятию рисковой ситуации и недопущению её перехода в экстремальную. Практическая значимость результатов исследования заключается в возможности использования его основных концептуальных положений в организации компетентностной подготовки будущего военного лётчика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сирик Сергей Николаевич, Евтушенко Юрий Леонидович, Поволоцкий Константин Владимирович, Ильюх Максим Павлович, Петьков Валерий Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS AND CONCEPTUAL JUSTIFICATION OF THE COMPETENCE PREPARATION OF THE FUTURE MILITARY PILOT FOR ACTIONS IN EMERGENCY SITUATIONS

The global transformations carried out in the Russian armed forces have, as their ultimate goal, to improve the quality indicators of the professional activity of military specialists. In this regard, the search for promising directions for updating the content of military vocational training of cadets of military schools is being updated. The purpose of this study is to analyze and conceptually substantiate the organization of competence-based training of a future military pilot to act in emergency situations. The novelty of the research lies in the scientific substantiation of the necessity of introducing into the practice of professional training of a future military pilot an additional set of competencies formed in the process of studying the academic disciplines "Air Traffic Control", "Aviation Safety" and "Flight safety" in the part of their content that ensures effective activities to remove a risky situation and preventing its transition to extreme. The practical significance of the research results lies in the possibility of using its basic conceptual provisions in the organization of competence training of the future military pilot.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ И КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО ВОЕННОГО ЛЁТЧИКА К ДЕЙСТВИЯМ В НЕШТАТНЫХ СИТУАЦИЯХ»

2. Осуществлен корреляционный анализ параметров, характеризующих подготовку спортсменов этапа углубленной специализации: морфофункциональное состояние организма, скоростно-силовые способности, координационные способности, общее физическое развитие организма, скорость движения пояса верхних конечностей спортсменов, скорость движений тела, скорость реакции на движущийся объект, максимальная скорость мышления за короткий промежуток времени, психоэмоциональное состояние организма спортсмена.

3. Количественный анализ корреляционной зависимости показал, что определена высокая взаимосвязь между параметрами отбора: имитация топ-спин справа (кол-во раз) и перемещение в 3-метровой зоне боком (вправо-влево) (r=0,548 при р<0,05), прыжок в длину с места (r=0,517 при p<0,05); общая оценка уровня здоровья и силовой индекс (r=0,536 при p<0,05); топ-спин справа по подрезке и прыжок в длину с места (r=0,521499 при p<0,05). Средняя взаимосвязь определена между параметрами: имитация топ-спин справа и перемещение в 3-метровой зоне в две точки у стола (вперед-назад) (r=0,447 при p<0,05); топ-спин слева по подрезке и имитация топ-спин справа (r=0,444 при p<0,05).

ЛИТЕРАТУРА

1. Волков В.М. Спортивный отбор / В.М. Волков, В.П. Филин - Москва : Физкультура и Спорт, 1983. - 176 с.

2. Ильин Е.П. Психология спорта / Е.П. Ильин. - Санкт-Петербург : Питер, 2017. - 352 с.

3. Серова Л.К. Спортивная психология: профессиональный отбор в спорте :учеб. пособие для вузов. - Москва : Юрайт, 2017. - 161 с.

REFERENCES

1. Volkov, V.M. and Filin, V.P. (1983), Sports selection, Physical culture and sport, Moscow.

2. Ilyin E.P. (2017), Psychology of sport, Peter St. Petersburg.

3. Serova L.K. (2017), Sports psychology: professional selection in sports, Yurayt, Moscow.

Контактная информация:lidia.serova@bk.ru

Статья поступила в редакцию 07.06.2022

УДК 378.4

АНАЛИЗ И КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО ВОЕННОГО ЛЁТЧИКА К ДЕЙСТВИЯМ В НЕШТАТНЫХ СИТУАЦИЯХ

Сергей Николаевич Сирик, кандидат исторических наук, доцент, Юрий Леонидович Евтушенко, кандидат исторических наук, доцент, Константин Владимирович Пово-

лоцкий, доцент, Максим Павлович Ильюх, кандидат педагогических наук, доцент, Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков, г. Краснодар; Валерий

Анатольевич Петьков, доктор педагогических наук, профессор, Кубанский государственный университет, г. Краснодар

Аннотация

Глобальные преобразования, проводимые в вооружённых силах России имеют своей конечной целью повышение качественных показателей профессиональной деятельности военных специалистов. В этой связи актуализируются поиски перспективных направлений обновления содержания военно-профессиональной подготовки курсантов военных вузов. Цель настоящего исследования состоит в анализе и концептуальном обосновании организации компетентностной подготовки будущего военного лётчика к действиям в нештатных ситуациях. Новизна исследования заключается в научном обосновании целесообразности введения в практику профессиональной подготовки будущего военного лётчика дополнительного ряда компетенций, формируемых в процессе изучения учебных дисциплин «Управление воздушным движением», «Авиационная безопас-

ность» и «Безопасность полётов» в той части их содержания, которая обеспечивает эффективную деятельность по снятию рисковой ситуации и недопущению её перехода в экстремальную. Практическая значимость результатов исследования заключается в возможности использования его основных концептуальных положений в организации компетентностной подготовки будущего военного лётчика.

Ключевые слова: компетентностная подготовка, военное образование, будущий военный лётчик, действия в нештатных ситуациях.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.6.p341-347

ANALYSIS AND CONCEPTUAL JUSTIFICATION OF THE COMPETENCE

PREPARATION OF THE FUTURE MILITARY PILOT FOR ACTIONS IN EMERGENCY SITUATIONS

Sergey Nikolaevich Sirik, the candidate of history sciences, docent, Yuri Leonidovich Yevtu-shenko, the candidate of history sciences, docent, Konstantin Vladimirovich Povolotsky, the docent, Maxim Pavlovich Ilyukh, the candidate of pedagogical sciences, docent, Krasnodar Higher Military Aviation School of Pilots, Krasnodar; Valery Anatolyevich Petkov, the doctor of pedagogical sciences, professor, Kuban state University, Krasnodar

Abstract

The global transformations carried out in the Russian armed forces have, as their ultimate goal, to improve the quality indicators of the professional activity of military specialists. In this regard, the search for promising directions for updating the content of military vocational training of cadets of military schools is being updated. The purpose of this study is to analyze and conceptually substantiate the organization of competence-based training of a future military pilot to act in emergency situations. The novelty of the research lies in the scientific substantiation of the necessity of introducing into the practice of professional training of a future military pilot an additional set of competencies formed in the process of studying the academic disciplines "Air Traffic Control", "Aviation Safety" and "Flight safety" in the part of their content that ensures effective activities to remove a risky situation and preventing its transition to extreme. The practical significance of the research results lies in the possibility of using its basic conceptual provisions in the organization of competence training of the future military pilot.

Keywords: competence training, military education, future military pilot, actions in emergency situations.

ВВЕДЕНИЕ

Реформирование военного образования в России предполагает реализацию в образовательной практике военных вузов идей компетентностного подхода являющихся идеологической основой ФГОС ВО и Квалификационных требований к военно-профессиональной подготовке выпускников военных вузов. Анализ специальной литературы и сложившейся образовательной практики военных авиационных вузов позволил выявить имеющееся противоречие между требованиями ФГОС ВО к реализации компе-тентностного подхода в военном образовании и недостаточной разработанностью условий для его эффективного осуществления в предрисковых и экстремальных ситуациях. Поиск направлений решения выявленного противоречия позволил сформулировать проблему исследования: каковы востребованные дополнительные компетенции в военно-профессиональной деятельности будущего военного лётчика в нештатной (предрисковой и экстремальной) ситуации и условия их развития в образовательном процессе военного вуза?

Изучение уровня теоретической разработанности проблемы и практического опыта реализации компетентностного подхода в военном образовании выявило слабую научную разработанность содержания компетентностной подготовки будущего военного лётчика к действиям в нештатных ситуациях [1, 2].

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Базой исследования послужило Краснодарское высшее военное авиационное училище лётчиков, осуществляющее военно-профессиональную подготовку военных лётчиков по направлению подготовки 25.05.04 - Лётная эксплуатация и применение авиационных комплексов. Квалификация выпускника: Инженер по летной эксплуатации летательных аппаратов.

Исследование носило теоретический характер и включало в себя два этапа: 1) теоретический анализ проблемы; 2) научное обоснование необходимости введения в практику профессиональной подготовки будущего военного лётчика дополнительного ряда компетенций, обеспечивающих его готовность к эффективной деятельности в нештатной (предрисковой и экстремальной) ситуации.

В исследования были использованы следующие методы: анализ литературных источников и существующего опыта военных вузов, педагогическое наблюдение; опрос экспертов; экспертной оценки; интервью и беседы, контент-анализ.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Произведённый анализ показал, что в общей структуре профессиональной деятельности военного лётчика значительно место занимает доля операторского труда. Это с одной стороны ускоряет решение конкретных функций управления, а с другой требует определенного уровня операторской подготовки.

В результате изучения содержания военно-профессиональной деятельности военного лётчика выявлены три группы выполняемых ими профессиональных операций.

К первой группе относятся следующие виды операций: получение, переработка, анализ, сбор, обмен информацией, прием и передача ее по каналам связи; преобразование информации в различные отображаемой на приборах, экранах индикаторов и мониторов. Для выполнения вышеуказанных операций используются различные технические средства, электронные комплексы и средства автоматизации. Эта группа составляет около 2530% от общего числа выполняемых операций.

Операции второй группы - это операции мышления, выражающие, главным образом, формально-логический, машиноподобный аспект. К ним относятся действия по обобщению, сравнению, преобразованию информации по строго определенным правилам: оперативно-тактические расчеты, необходимые для оценки обстановки, принятию решения и планированию боевых действий, решению логических и вычислительных оценочных и оптимизационных задач. Операции данной группы составляют 50-60% от общего количества работ, выполняемых офицерами. Их содержание и количество зависит от характера поставленных задач. Все эти виды деятельности выполняются в условиях жесткого лимита времени, выделенного на подготовку боевых действий и реальным ходом боевых действий.

Операции третьей группы относятся к области проявления высших способностей профессионального мышления военного специалиста. К этим операциям относятся: оценка обстановки, принятие решения, организация управления, корректировка решения в ходе выполнения боевой задачи. Данные операции, выполняемые офицерами при всех видах боевой работы, идентичны по форме, но различны по специфическому содержанию. Операции этой группы неразрывно связаны с функционированием памяти, воображением, интуицией.

Продолжительность выполнения данных операций и оптимальность результатов будет зависеть от личностных качеств офицера, его опыта.

Анализ содержания основных образовательных программ и учебных планов показал, что процесс профессиональной подготовки предполагает овладение курсантом всеми видами компетенций, отражённых в профессиональном цикле ФГОС ВО и Квалификационных требованиях к военно-профессиональной подготовке выпускников военных авиа-

ционных вузов. В учебном процессе разработчики акцентируют внимание преподавателей и обучающихся к заданным действиям в системе этих компетенций и нормативным требованиям к будущей профессиональной деятельности. Изучение состава компетенций позволяет сделать вывод, что они отличаются иерархичностью, а их элементы последовательностью выполнения, дополняемостью и системной завершённостью. В силу этого они обеспечивают готовность курсанта к профессиональной деятельности в нормативной профессиональной ситуации.

В аспекте обучения целесообразность их использования обусловлена двумя типами задач: конкретно-компетентностного уровня (формирование компетенций) и конкретно-действенного уровня (совершенствование действий в структуре компетенций). В аспекте будущей военно-инженерной деятельности оба типа задач направлены на стандартно-исполнительское или стандартно-профилактическое решение в текущей ситуации. Анализ научной и научно-методической литературы показал, что нормативная ситуация отличается явлениями и процессами с относительно стабильными характеристиками, соответствующими регулярно повторяющимся, нейтральным к жизнедеятельности машин, механизмов и человека условиям и, следовательно, требованиям к их дальнейшему профессиональному обеспечению. Поэтому вышеназванные задачи приобретают дополнительную направленность: на сопровождающие и профилактические действия согласно усвоенным учебно-программным стереотипам и общим известным ориентировкам. В этом случае действия организуются по принципу: стимул - реакция и они идут от события к системе операций без промежуточного осмысления ситуации [3].

Установлено, что для нормативной ситуации основу обучения составляет выработка автоматизированных действий, их стандартность, стереотипы операций, предметность мышления. Вместе с тем, лётная практика и её инженерно-управленческое обеспечение, не исключают другого типа ситуации - особой, нестандартной, возникающей в результате воздействия опасных факторов. В нормативной документации опасный фактор характеризуется как событие или совокупность событий, проявление которых может привести к развитию особой ситуации и в дальнейшем к авиационному происшествию. В этом случае экстремальная ситуация включает в себя две доминантные стадии - аварийную (угрозы безопасности) и бедствия (стадия непосредственной опасности и потребности в помощи) [4].

Исследованию экстремальной ситуации посвящено достаточно большое количество научных работ. Выявлено, что её отличительными особенностями, носящими объективный характер, являются: универсальная угроза жизни, признаки приближающейся гибели, очертания разрушения целостности технической системы или систем, ограниченность времени для принятия адекватного решения. Помимо них складываются субъективные признаки: информационная экстремальность, при которой человек ощущает недостаток знаний или опыта реагирования на ситуацию; психологический стресс, блокирующий способность к мобилизации всех психических процессов на преодоление конкретного экстремального события. При этом шаблонно заданные действия, пригодные для условий ясной, привычной полётной обстановки, оказываются непригодными и даже недопустимыми. Управление воздушным судном носит характер преодоления возникшей экстремальной ситуации. В исследованиях установлено, что действия по преодолению востребует от лётчика сложных интеллектуальных реакций тактического свойства, готовности переключиться с одного уровня регуляции поведения на другой при жёсткой регламентации деятельности [5].

Анализ научной литературы показал, что понятие «экстремальная ситуация» объединяет, по мнению исследователей, другие равнозначные определения подобной ситуации - нестандартная, нештатная, угрожающая.

Однако изучение материалов лётных испытаний авиационной техники, проведённых полётов и связанного с ними опыта управления воздушным движением, актов рас-

следования авиационных происшествий и инцидентов, материалов экспериментальных исследований убеждает в том, что между данными типами ситуаций существуют значительные расхождения. И основным катализатором при этом является степень риска. Риск - это волевое действие, детерминированное задачей выхода из нестандартной ситуации, не допустив усугубления её опасных факторов. Исходя из этого можно квалифицировать такую ситуацию как предэкстремальную, рисковую. На основании сравнительных характеристик различных нестандартных ситуаций, описанных в специальной литературе и научных источниках, мы систематизировали её сущностные признаки.

Предэкстремальная (нештатная, рисковая) ситуация отличается тем, что она является угрожающей в накоплении признаков экстремальности, она, прежде всего, манифестирует угрозу, проявляет пока ещё неясный или первоначальный сигнал опасности, фиксирует начавшиеся изменения в условиях полёта, отдельные отрицательные его факторы. Параллельно складываются субъективные характеристики: процесс предугадывания возможных событий затруднён, человек начинает с трудом реагировать на воображаемые последствия, испытывать в определённой степени дезориентацию во времени и пространстве, но ещё располагает временными характеристиками опознания опасности и построения плана действий.

Ситуация проявляет себя как вероятная и поэтому требует от субъектов профессиональной деятельности следующих действий:

- не допустить ситуацию до её предельной экстремальности;

- поиска нужных признаков экстремальности и их творческого анализа, то есть ориентировочно-исследовательской активности;

- обнаружения, опознания технических сбоев или человеческого фактора.

Каждое такое рисковое действие принадлежит системе «цель - достижение результата» и носит оперативный характер. Это требование оперативного реагирования со стороны действующего субъекта научно обосновано в задачах профессиональной подготовки будущего военного специалиста и отражено во ФГОС ВО и Квалификационных требованиях к военно-профессиональной подготовке военного лётчика.

В совокупности эти задачи стратегически направлены на подготовку будущего военного лётчика одновременно к экстремальной и рисковой (предэкстремальной) ситуациям с большей или меньшей степенью выраженности действий по предупреждению или преодолению, развития факторов опасности.

Подготовка к действиям в экстремальной ситуации осуществляется теоретически через раскрытие понятия и явления безопасности. Различают следующие виды безопасности: информационную, боевую (военную), лётную (авиационную), экологическую, личности, профессионального труда. Различными исследователями установлены их сущностные характеристики, имеющие методологическое значение.

Лётная, авиационная безопасность (или безопасность полёта) представляет собой управление факторами риска, нейтрализующее наиболее опасные из них, на основе сложившихся моделей прогноза аварийности. В.А. Пономаренко предложил три опоры надёжности, которые, в сущности, и вошли в состав формируемых компетенций будущего военного лётчика:

- усвоенная система знаний о человеке и об условиях высокой надёжности системы «лётчик-самолёт-среда»;

- знание новой техники, аэродромов и его реализация в практике не по принципу «вдогонку», а по принципу сопровождения;

- сочетание профессиональной и психофизической подготовки с современным технологическим обеспечением [5 с. 6].

Безопасность военного лётчика обеспечивается с одной стороны психологической подготовкой будущего специалиста к экстремальным условиям его деятельности, адекватными действиями в её реальной ситуации и их поддержкой на уровне законодатель-

ных актов.

Анализ целей, задач и содержания заданных компетенций во ФГОС ВО показал, что большая часть из них принадлежит профессиональному циклу. Осуществляется подготовка лётчика к эксплуатационно-технологической, организационно-управленческой, проектно-конструкторской, учебно-методической, методической, научно-исследовательской и производственно-технологической деятельности. Соответственно задачи такой интегративной подготовки объединены в несколько групп: эксплуатационные, управленческие, организационные, технико-диагностические, контрольно-сопровождающие, проективные, экономико-аналитические. Эти задачи имеют единую направленность на базовую подготовку и освоение базовых компетенций, но различное содержание, отражённое в таких элементах компетенций, как действие. В наибольшей мере в аспекте безопасности определены компетенции в разделе «Общепрофессиональные»: 10,8% составляют компетенции и действия, связанные с профессиональной безопасностью. Остальные относятся к другим разделам. В области эксплуатационно-технической деятельности 9% составляют компетенции, относящиеся к лётной безопасности; 4% - профессиональной. На такие виды безопасности, как информационная, личности, труда, военная ориентировано незначительное число компетенций.

В результате можно заключить, что профессиональный цикл ориентирован в большей степени на теоретическую подготовку к обеспечению безопасности во всех её проявлениях, включающую понимание её сущности, факторов, способов деятельности.

Таким образом, наблюдается тенденция к усилению общепрофессиональной подготовки, связанной с нормативной ситуацией деятельности, требующей профилактических и сопровождающих действий.

Структурно-содержательный анализ системы компетенций, обозначенной в данных разделах, показал, что они носят аналитико-профилактический и постсобытийный характер. Подготовка к рисковым, предэкстремальным ситуациям ограничена отдельными компетенциями, не исчерпывающими её целостное содержание и методическую составляющую. Большая часть компетенций ориентированы на профилактику рисковой ситуации, остальные компетенции предполагают действия, в основном по обнаружению признаков опасности и их оценке. Однако они не включают оперативные действия по прогнозированию развития ситуации, по оценке времени на её реорганизацию, соотнесению технического и человеческого факторов для устранения причин её возникновения, созданию новой реальности полёта или управления им, построения плана устранения причин и восстановления нормативной обстановки и оперативного принятия решения. Такая взаимосвязь действий в структуре новых компетенций соответствует следующей схеме целеполагания: цель ^ оперативные действия ^ оперативный результат. Следовательно, модель практической подготовки к деятельности в предэкстремальной ситуации становится иной - рефлектированно-деятельностной. Её отличают не столько знание, сколько умение оперативно пользоваться знанием без ошибок на основе мгновенной рефлексии: определять тактические задачи и решать их в случае потери экипажем ориентировки; идти на риск, определять безопасное время пребывания в каждой опорной точке полёта; предугадывать глубину допустимого риска в случае попадания в зону опасной погоды; осуществлять коррекцию управления самолётом при уклонении от установленной схемы воздушного движения; осуществлять управление ситуацией с целью исключения столкновения с земной или водной поверхностью.

Данные действия свидетельствуют о необходимости введения в содержание профессиональной подготовки будущего военного лётчика дополнительного ряда компетенций, формируемых в процессе изучения учебных дисциплин «Управление воздушным движением», «Авиационная безопасность» и «Безопасность полётов» в той части их содержания, которая обеспечивает эффективную деятельность по снятию рисковой ситуации и недопущению её перехода в экстремальную. Этот ряд составляют следующие ком-

петенции: способность к управлению спонтанно возникшими факторами риска; способность аналитически опережать ход событий в управлении полётом; способность прогнозировать действия экипажа в случае неблагоприятных условий навигации; способность исключить потери управления полётом; способность оперативно оценить и корректировать глубину опасности возникших факторов риска; способность и готовность решать тактические задачи по управлению рисковой ситуацией; готовность к соуправлению полётом в ситуации риска; способность к принятию решений по возврату ситуации полёта в нормативную.

В системе с другими компетенциями, отражёнными в Квалификационных требованиях к военно-профессиональной подготовке военного лётчика, эта совокупность обеспечивает высокий уровень профессионализма будущего специалиста. Данный ряд компетенций носит потенциальный характер и требует экспериментальной проверки.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Выполненный анализ и концептуальное осмысление организации компетентност-ной подготовки будущего военного лётчика к действиям в нештатных ситуациях позволили научно обосновать необходимость введения в содержание профессиональной подготовки будущего военного лётчика дополнительного ряда дополнительных компетенций. Ориентация на данную совокупность компетенций создаёт предпосылки для обеспечения качество военно-профессиональной подготовки в соответствии с современными требованиями к будущему военному специалисту и в связи с этим существенно изменить образовательные задачи педагогического процесса военного вуза.

ЛИТЕРАТУРА

1. Брыжко А.С. Инновационные средства компетентностной подготовки курсантов военных авиационных вузов / А.С. Брыжко, А.Р. Петросян // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. - 2018. - № 3 (223). - С. 33-38.

2. Евтушенко Ю.Л. Педагогические условия формирования учебно-познавательной активности курсантов военных училищ / Ю.Л. Евтушенко, С.Н. Сирик, К.В. Поволоцкий // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. - 2020. -№ 2 (258). - С. 68-75.

3. Мастеров Б.М. Психология саморазвития: психотехника риска и правила безопасности / Б.М. Мастеров. - Москва : Интерпракс, 1994. - 153 с.

4. Пономаренко В.А. Профессионализм как образ жизни человека опасной профессии / В.А. Пономаренко // Самолет, - 1999. - № 5. - С. 19.

5. Пономаренко В.А. Разрушить до основания, а затем ...?/ В.А. Пономаренко // Воздушный транспорт, - 2010. - №10. - С. 6-8.

REFERENCES

1. Bryzhko, A.S. and Petrosyan, A.R. (2018), "Innovative means of competence training of cadets of military aviation universities", Bulletin of the Adygea State University, No, 3 (223), pp. 33-38.

2. Yevtushenko, Yu.L., Sirik, S.N., and Povolotsky, K.V. (2020), "Pedagogical conditions for the formation of educational and cognitive activity of cadets of military schools", Bulletin of the Adygea State University, No, 2 (258), pp. 68-75.

3. Masters, B.M. (1995), Psychology of self-development: psychotechnics of risk and safety rules, Interpraks Moscow.

4. Ponomarenko, V.A. (1999), "Professionalism as a way of life of a person of a dangerous profession", Airplane, No. 5, pр.19.

5. Ponomarenko, V.A. (2010), "To destroy to the ground, and then ...? ", Air transport, No. 10.

pp. 6-8.

Контактная информация: valerype@mail.ru

Статья поступила в редакцию 29.06.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.