Научная статья на тему 'АНАЛИЗ И ГРУППИРОВКА ПРОБЛЕМ РАЗВИТИЯ МНОГОТОПЛИВНЫХ АВТОЗАПРАВОЧНЫХ СТАНЦИЙ В РОССИИ'

АНАЛИЗ И ГРУППИРОВКА ПРОБЛЕМ РАЗВИТИЯ МНОГОТОПЛИВНЫХ АВТОЗАПРАВОЧНЫХ СТАНЦИЙ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
163
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАПРАВОЧНЫЕ КОМПЛЕКСЫ / ТОПЛИВНАЯ ЭНЕРГЕТИКА / ПРИРОДНЫЙ ГАЗ / ВОДОРОДНОЕ ТОПЛИВО / МНОГОТОПЛИВНЫЕ ЗАПРАВОЧНЫЕ КОМПЛЕКСЫ / ТРАНСПОРТНАЯ СТРАТЕГИЯ / ЭКОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тавдидишвили Александр Евгеньевич, Зинин Василий Леонидович, Тихонова Майя Владимировна

В статье рассматривается нынешнее состояние и перспективы развития инфраструктуры многотопливных автозаправочных комплексов и влияние этого развития на различные сферы социально-экономического развития Российской Федерации. Авторами проанализирована Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года и даны предложения по достижению перечня целей упомянутой стратегии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS AND GROUPING OF PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF MULTI-FUEL FILLING STATIONS IN RUSSIA

The article examines the current state and prospects of the development of the infrastructure of multi-fuel filling stations and the impact of this development on various spheres of socio-economic development of the Russian Federation. The authors analyze the Transport Strategy of the Russian Federation for the period up to 2030 and give suggestions for achieving the list of goals of this strategy.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ И ГРУППИРОВКА ПРОБЛЕМ РАЗВИТИЯ МНОГОТОПЛИВНЫХ АВТОЗАПРАВОЧНЫХ СТАНЦИЙ В РОССИИ»

Тавдидишвили А.Е., Зинин В.Л., Тихонова М.В.

АНАЛИЗ И ГРУППИРОВКА ПРОБЛЕМ РАЗВИТИЯ МНОГОТОПЛИВНЫХ АВТОЗАПРАВОЧНЫХ СТАНЦИЙ В РОССИИ

Аннотация. В статье рассматривается нынешнее состояние и перспективы развития инфраструктуры многотопливных автозаправочных комплексов и влияние этого развития на различные сферы социально-экономического развития Российской Федерации. Авторами проанализирована Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года и даны предложения по достижению перечня целей упомянутой стратегии.

Ключевые слова. Заправочные комплексы, топливная энергетика, природный газ, водородное топливо, многотопливные заправочные комплексы, транспортная стратегия, экология.

Tavdidishvili A.E., Zinin V.L., Tikhonova M.V.

ANALYSIS AND GROUPING OF PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF MULTI-FUEL FILLING STATIONS IN RUSSIA

Abstract. The article examines the current state and prospects of the development of the infrastructure of multi-fuel filling stations and the impact of this development on various spheres of socio-economic development of the Russian Federation. The authors analyze the Transport Strategy of the Russian Federation for the period up to 2030 and give suggestions for achieving the list of goals of this strategy.

Keywords. Refueling complexes, fuel energy, natural gas, hydrogen fuel, multi-fuel filling stations, transport strategy, ecology.

Введение

Ключевым документом, определяющим основные направления развития транспортного сектора России, является «Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года», утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2008 года № 1734-р (далее -Стратегия) [7].

В соответствии со Стратегией долгосрочной целью развития транспортной системы является удовлетворение потребностей инновационного социально ориентированного развития экономики и общества в конкурентоспособных качественных транспортных услугах. Достижение этой стратегической цели должно быть обеспечено путем эффективного развития конкурентной среды в транспортной отрасли, создания оптимальных резервов в развитии инфраструктуры, достижения передового уровня развития техники и технологий, усиления внимания к социальным и экологическим факторам,

ГРНТИ 06.71.03

© Тавдидишвили А.Е., Зинин В.Л., Тихонова М.В., 2021

Александр Евгеньевич Тавдидишвили - аспирант кафедры управления предприятиями и производственными комплексами Санкт-Петербургского государственного экономического университета.

Василий Леонидович Зинин - кандидат экономических наук, исполнительный директор Национальной газомоторной ассоциации.

Майя Владимировна Тихонова - кандидат экономических наук, доцент, заместитель заведующего кафедрой управления предприятиями и производственными комплексами Санкт-Петербургского государственного экономического университета.

Контактные данные для связи с авторами (Тавдидишвили А.Е.): 191023, Санкт-Петербург, Садовая ул., д. 21 (Russia, St. Petersburg, Sadovaya str., 21). Тел.: +7 931 280 54 05. Е-mail: tavdidishviliae@mail.ru. Статья поступила в редакцию 26.04.2021.

повышения национальной, экономической и других видов безопасности страны, зависящих от транспорта.

При этом до 2020 года предполагалось решить вопросы, связанные с ликвидацией «узких мест», развитием пропускных и провозных возможностей в соответствии с государственными программами и федеральными целевыми программами, а также стратегиями и концепциями развития видов транспорта, а с 2021 года планировалась корректировка стратегий и концепций развития видов транспорта, разработка государственных программ и федеральных целевых программ в соответствии с достигнутыми результатами, новыми условиями социально-экономического развития страны.

Однако одна из важнейших задач по обеспечению пропускных и провозных возможностей, охватывающая общесоциальные, общеэкономические и общетранспортные приоритеты, не была решена до 2020 года. Речь идет об обеспечении возможности движения транспортных средств на альтернативных видах топлива между разными частями страны.

Создание конкурентной среды и обеспечение возможности физическим лицам и организациям выбирать между существующими технологическими альтернативами является весьма эффективным инструментом решения приоритетных задач Стратегии. По оценке авторов, 14 из 19 приоритетов развития транспортного сектора могут быть подкреплены созданием условий для развития перевозок на альтернативных видах топлива между регионами Российской Федерации. Материалы и методы

При проведении исследования в качестве исходных данных были проанализированы нормативные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие деятельность заправочных объектов, а также документы транспортной стратегии РФ. Кроме того, важным элементом исследования стало изучение результатов исследований рабочих групп, созданных на площадке Национальной газомоторной ассоциации России, проведение аналогий с результатами работы по смежным направлениям и отраслям. Немаловажным результатом исследования стала формализация ключевых целей транспортной стратегии РФ и путей достижения этих целей.

Группировка проблем и предложений по развитию сети многотопливных автозаправочных станций Ключевым фактором для создания условий развития транспортных перевозок на альтернативных видах топлива является обеспечение возможности заправки всеми доступными видами топлива на ключевых транспортных магистралях, соединяющих регионы Российской Федерации.

Опыт развития рынка газомоторного топлива как в Российской Федерации, так и в других странах показал, что строительство обособленной инфраструктуры альтернативных видов топлива на ранних этапах развития рынка непривлекательно для инвесторов из-за отсутствия устойчивого спроса. Данный барьер может быть преодолен, во-первых, за счет внедрения инструментов государственной поддержки соответствующей деятельности, во-вторых, за счет развития инфраструктуры альтернативных видов топлива на базе существующей традиционной заправочной инфраструктуры с учетом сопутствующих доходов от торговой инфраструктуры [3].

Бизнес-модель многотопливных автозаправочных станций (МАЗС) позволяет инвесторам окупать вложения в инфраструктуру заправки альтернативными видами топлива за счет доходов от традиционных видов топлива и сопутствующей торговой инфраструктуры. При этом использование существующих площадок традиционных заправочных станций позволяет ускоренными темпами (без подготовки нового земельного участка) создать необходимую плотность МАЗС на протяжении всех ключевых транспортных магистралей, соединяющих регионы Российской Федерации.

Под МАЗС понимается заправочная станция, обеспечивающая возможность заправки как традиционными видами топлива (бензин и дизельное топливо), так и альтернативными (компримирован-ный и сжиженный природный газ, электричество, а в перспективе - метано-водородные смеси и водород). Для создания условий развития МАЗС в Российской Федерации необходимо выполнить следующие шаги:

1) привести терминологию нормативно-правовых актов в соответствие с предлагаемым понятием МАЗС, закрепить законодательно возможность заправки транспортных средств и техники указанными альтернативными видами топлива [4];

2) снять нормативные барьеры для развития МАЗС - в первую очередь речь идет о требованиях технического регулирования, противопожарной безопасности. Данный пункт предполагает подготов-

ку перечня нормативных актов, в которые необходимо внести изменения, и разработку конкретных предложений по совершенствованию нормативно-правовой базы [5];

3) внедрить меры государственной поддержки деятельности МАЗС и сопутствующие формы государственного контроля.

В рамках первого этапа проекта по оптимизации регулирования деятельности МАЗС авторами разработаны конкретные предложения по всем указанным выше пунктам. В совокупности эти предложения формируют описание целевой модели регулирования деятельности МАЗС в Российской Федерации. Для описания мероприятий, необходимых для перехода к целевой модели регулирования, в рамках исследования также разработана «дорожная карта». Предложения по достижению целей транспортной стратегии РФ

Необходимо отметить, что внедрение целевой модели государственного регулирования деятельности МАЗС на основных транспортных магистралях позволит сделать существенный вклад в достижение целей Стратегии. Рассмотрим основные цели:

• цель 1: «Формирование единого транспортного пространства России на базе сбалансированного опережающего развития эффективной транспортной инфраструктуры». Достижение данной цели напрямую зависит от возможности транспортных средств на всех технологически доступных видах топлива перемещаться по всей территории страны. Создание и поддержание сети МАЗС, осуществляющих заправку всеми доступными видами топлива на основных транспортных магистралях, является обязательным условием для формирования единого транспортного пространства;

• цель 2: «Обеспечение доступности и качества транспортно-логистических услуг в области грузовых перевозок на уровне потребностей развития экономики страны». Реализация данной цели предполагает повышение конкурентоспособности российских предприятий на мировом рынке транспортно-логистических услуг. Одним из способов повышения конкурентоспособности российских предприятий является переход на альтернативные виды топлива, который позволяет сократить топливные издержки по следующим причинам: во-первых, за счет более низких цен на альтернативные виды топлива по сравнению с бензином и дизельным топливом, во-вторых, за счет невозможности нецелевого использования альтернативных видов топлива (компримирован-ный и сжиженный природный газ, электроэнергию, метано-водородные смеси и водород невозможно «слить из бака» в бытовых условиях) [8]. Учитывая текущий уровень цен на природный газ и электроэнергию в России по сравнению с другими странами мира, возможность использовать альтернативные виды топлива является безусловным фактором повышения конкурентоспособности российских предприятий [1];

• цель 3: «Обеспечение доступности и качества транспортных услуг для населения в соответствии с социальными стандартами». Достижение данной цели может быть подкреплено двумя факторами: снижением себестоимости пассажирских перевозок за счет использования альтернативных видов топлива (как за счет снижения цены, так и за счет исключения возможности нецелевого использования) [2]; обеспечение возможности передвижения по стране на личном транспорте с использованием альтернативных видов топлива. В данном контексте необходимо особо отметить, что использование природного газа в качестве моторного топлива является фактором, существенно поддерживающим наиболее уязвимые слои населения, доля расходов на транспорт и топливо в семейном бюджете которых весьма существенна;

• цель 4: «Интеграция в мировое транспортное пространство и реализация транзитного потенциала страны». Учитывая интенсивное развитие транспорта на альтернативных видах топлива во всем мире, обеспечение трансграничных транспортных коридоров, проходящих по территории России, необходимой заправочной инфраструктурой всех технологически доступных видов топлива является обязательным условием для достижения заявленной цели [9];

• цель 5: «Повышение уровня безопасности транспортной системы». Необходимо отметить, что требования безопасности к оборудованию для транспорта и техники на альтернативных видах топлива выше, чем для традиционных. При этом, например, по классификации горючих веществ МЧС России, метан входит в самый безопасный четвертый класс, в то время как бензин - в третий. Таким образом, создание условий для использования альтернативных видов топлива содействует повышению уровня безопасности транспортной системы [6];

• цель 6: «Снижение негативного воздействия транспортной системы на окружающую среду». Во всем мире трансформация транспортного сектора предполагает переход на альтернативные виды топлива. С экологической точки зрения переход на электротранспорт эффективен при низкой доле угля и нефтепродуктов в энергетическом балансе страны. В Российской Федерации энергетический баланс один из наиболее экологичных, эффективных и устойчивых в мире, поэтому и природный газ, и электричество, и водород, и метано-водородные смеси являются достаточно привлекательными альтернативами для российского транспортного сектора. Ключевым фактором перехода на альтернативные виды топлива является исключение выбросов твердых сажевых частиц, абсорбирующих вредные для здоровья соединения серы и свинца, альдегиды, бензапирен и т.д. Именно выбросы твердых сажевых частиц от транспорта на трассах и в городах являются фактором, негативно влияющим на здоровье населения и качество городской среды [3]. Переход на альтернативные виды топлива является основным инструментом снижения вредных выбросов на транспорте. Это нашло отражение в целевых показателях Стратегии. Индикаторы первого уровня достижения цели «Снижение негативного воздействия транспортной системы на окружающую среду» включают объем выбросов углекислого газа на один приведенный тонно-километр по видам транспорта.

Индикаторы второго уровня достижения этой цели отражают дополнительные характеристики, включая следующие: доля альтернативных видов топлива в общем балансе потребления топлива автотранспортными средствами; доля парка транспортных средств с гибридными, электрическими двигателями и двигателями на альтернативных видах топлива в общей численности парка транспортных средств.

Целевые значения показателей Стратегии (базовый вариант), характеризующих степень использования альтернативных видов топлива, представлены в таблице. Необходимо отметить, что на конец 2020 года фактическое значение данных показателей не превышает 1%. Таким образом, в настоящее время задача по созданию условий для развития в России перевозок на альтернативных видах топлива не решена.

Таблица 1

Некоторые целевые значения Транспортной стратегии РФ до 2030 года (базовый вариант) [7]

Индикаторы 2010 2011 2015 2018 2020 2024 2030

Доля альтернативных видов топлива в общем балансе потребления топлива автотранспортными средствами, % 3 4 6 12 17 23 27

в том числе доля газомоторного топлива, % 3 4 6 11 14 19 21

Доля парка транспортных средств с гибридными, электрическими двигателями и двигателями на альтернативных видах топлива в общей численности парка транспортных средств, % < 1 < 1 13 21 26 35 49

Заключение

Таким образом, на сегодняшний день в России, по оценке авторов, 74% целей Стратегии могут быть подкреплены и реализованы благодаря созданию условий для развития перевозок на альтернативных видах топлива между регионами Российской Федерации. Переход к целевой модели государственного регулирования деятельности МАЗС, обеспечивающих возможность заправки альтернативными видами топлива, позволит сделать существенный вклад в достижение целей и задач, сформулированных в Стратегии.

Однако важно заметить, что для активного развития МАЗС в России не создана необходима регу-ляторная среда, что оказывает негативное влияние на остальные сопутствующие сферы. Важнейшей задачей является привлечение внимания к необходимости комплексно разрабатывать этот вопрос на федеральном уровне. Большая часть инициатив, связанных с МАЗС, лежит в технической плоскости и связана с вопросами промышленной и пожарной безопасности. Для ускорения решения подобного

рода вопросов важно привлечение широкого круга экспертов, непосредственно влияющих на отрасль изнутри. Одним из возможных вариантов могло бы стать привлечение профильных некоммерческих организаций, занимающихся консолидацией общей позиции участников рынка по вопросам регулирования топливных рынков.

Активная заинтересованность со стороны экспертного сообщества может дать мощный толчок к развитию и стать драйвером структурных изменений в транспортной отрасли Российской Федерации. Кроме того, немаловажным здесь является также нахождение правильного баланса между участием профильных компаний, элементов гражданского общества в виде некоммерческих организаций и государства. Опыт реализации подобного рода проектов неоднократно доказывал необходимость государственной, в том числе субсидиарной, поддержки инфраструктурных проектов. Потому в данном вопросе ключевым будет является синергетический эффект от взаимной работы по всему спектру вопросов, связанному с развитием многотопливных заправочных станций в России.

Благодарности

Исследование выполнено при поддержке Национальной газомоторной ассоциации России.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аналитическая справка: «Виды газомоторного топлива». Национальная газомоторная ассоциация. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ngvrus.ru/file/info/library/sravnitelnaya-spravka-prirodnogo-gaza-i-sug.pdf (дата обращения 09.04.2021).

2. Волхонский А.Е., Рулин В.И., Юдин Г.В., Красовская С.В. Исследование возможности применения СПГ в качестве авиационного топлива на транспортных самолетах // Sciences of Europe. 2019. № 9. С. 49-56.

3. Голубева А.С., Магарил Е.Р. Повышение эколого-экономической безопасности применения альтернативных видов топлива и энергии автотранспортом России: проблемы и перспективы // Инновационное развитие экономики. 2019. № 5 (53), ч. 2. С. 85-94.

4. Коротков М.В. Сравнительный анализ использования КПГ и СУГ в качестве моторного топлива. Продуктовая конкуренция или взаимное дополнение? // Транспорт на альтернативном топливе. 2017. № 2 (56). С. 7-19.

5. Преимущества использования СУГ, КПГ и СПГ в качестве моторного топлива. Справка ООО «Газпром газэнергосеть». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gazpromlpg.ru/?id=213 (дата обращения 10.04.2021).

6. Технический регламент Таможенного союза «О безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением» (ТР/ТС 032/2013). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/ 499031170 (дата обращения 10.04.2021).

7. Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82617 (дата обращения 09.04.2021).

8. Wolfgang Osterhage Energie in Naturwissenschaft, Technik, Wirtschaft und Gesellschaft. 2019. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://doi.org/10.1007/978-3-658-23902-2 (дата обращения 10.04.2021).

9. World Energy Outlook 2020. IEA. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.iea.org/reports/world-energy-outlook-2020 (дата обращения 11.04.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.