Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ХАРАКТЕРНЫХ ЧЕРТ БЫТОВОГО ЖАНРА ГОЛЛАНДСКОЙ ЖИВОПИСИ НА ОСНОВЕ СРАВНЕНИЯ РАБОТ И. БЕЙКЕЛАРА “НА РЫНКЕ”(1564) И Э. ДЕ ВИТТЕ “РЫНОК В ПОРТУ”(1660-ЫЕ)'

АНАЛИЗ ХАРАКТЕРНЫХ ЧЕРТ БЫТОВОГО ЖАНРА ГОЛЛАНДСКОЙ ЖИВОПИСИ НА ОСНОВЕ СРАВНЕНИЯ РАБОТ И. БЕЙКЕЛАРА “НА РЫНКЕ”(1564) И Э. ДЕ ВИТТЕ “РЫНОК В ПОРТУ”(1660-ЫЕ) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
269
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕВЕРНОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ / СТАНКОВАЯ ЖИВОПИСЬ / ФЛАМАНДСКАЯ ЖИВОПИСЬ / СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ / БЫТОВОЙ ЖАНР

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Запорова А. С.

В статье рассмотрены характерные композиционные и смысловые приемы бытового жанра живописи Северного Возрождения, который оказал значительное влияние на развитие голландской и фламандской ветви искусства данного периода. Особенности нового самобытного жанра рассматриваются на основе сравнения строения двух знаковых примеров живописных произведений этой эпохи - И. Бейкелара “На рынке” и Э. де Витте “Рынок в порту”. Закономерным итогом исследования стало выявление подходов, применявшихся художниками для достижения поставленной заказчиком задачи - отображения повседневной жизни людей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE CHARACTERISTIC FEATURES OF THE GENRE SCENES OF DUTCH PAINTING BY THE COMPARISON OF THE WORKS OF I. BEIKELAR “IN THE MARKET” (1564) AND E. DE WITTE “MARKET IN THE PORT” (1660S)

The article examines the characteristic compositional and semantic techniques of the genre scenes of painting of the Northern Renaissance, which had a significant impact on the development of the Dutch and Flemish branches of art of this period. The peculiarities of the new original genre are considered on the basis of comparing the structure of two iconic examples of paintings of this period - I. Beikelar “On the Market” and E. de Witte “The Market in the Port”. The logical result of the study is the identification of the approaches used by artists to achieve the task set by the customers - to reflect the daily life of people.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ХАРАКТЕРНЫХ ЧЕРТ БЫТОВОГО ЖАНРА ГОЛЛАНДСКОЙ ЖИВОПИСИ НА ОСНОВЕ СРАВНЕНИЯ РАБОТ И. БЕЙКЕЛАРА “НА РЫНКЕ”(1564) И Э. ДЕ ВИТТЕ “РЫНОК В ПОРТУ”(1660-ЫЕ)»

АНАЛИЗ ХАРАКТЕРНЫХ ЧЕРТ БЫТОВОГО ЖАНРА ГОЛЛАНДСКОЙ ЖИВОПИСИ НА ОСНОВЕ СРАВНЕНИЯ РАБОТ И. БЕЙКЕЛАРА "НА РЫНКЕ"(1564) И Э. ДЕ ВИТТЕ "РЫНОК В ПОРТУ"(1660-ЫЕ)

А.С. Запорова, бакалавр архитектуры Сретенские архитектурные мастерские (Россия, г. Москва)

DOI:10.24412/2500-1000-2021-7-157-161

Аннотация. В статье рассмотрены характерные композиционные и смысловые приемы бытового жанра живописи Северного Возрождения, который оказал значительное влияние на развитие голландской и фламандской ветви искусства данного периода. Особенности нового самобытного жанра рассматриваются на основе сравнения строения двух знаковых примеров живописных произведений этой эпохи - И. Бейкелара "Нарынке " и Э. де Витте "Рынок в порту". Закономерным итогом исследования стало выявление подходов, применявшихся художниками для достижения поставленной заказчиком задачи - отображения повседневной жизни людей.

Ключевые слова: северное Возрождение, станковая живопись, фламандская живопись, сравнительный анализ, бытовой жанр.

Эпоха Возрождения - время интеллектуального и художественного расцвета всех аспектов культурных составляющих общества; эпоха возникновения новых возможностей, идей, мыслей. Начавшись в Италии, волна расцвета новой мысли постепенно раскатилась по европейской части континента и оказала значительное влияние на культуру каждой отдельной провинции. Характерными особенностями данной эпохи явились, прежде всего, интерес к человеку и его деятельности, светский характер искусства, уход от старых канонов, возрождение античных традиций.

В европейских странах, лежащих севернее Италии, искусство XV-XVI веков принято называть Северным Возрождением, которое представляло собой своеобразный стиль, соединивший воедино итальянское влияние с самобытными готическими традициями. Для голландской и фламандской живописи того времени характерен отход от религиозной тематики в сторону жанровых сцен, пейзажа и натюрморта. Эта тенденция напрямую связана с развитием протестантского иконоборческого движения второй половины XVI века, в результате которого значительно уменьшилось количество заказов на религиозные темы. Изменившиеся вкусы общества привели к развитию бытового жанра живописи -

изображению повседневной частной и общественной жизни (обычно современной художнику). Пик развития голландской бытовой живописи приходится на XVII век - художников Голландии не отпугивали никакие темы, даже самые низменные и неприглядные на вид. К бытовому жанру обратился целый ряд голландский мастеров, большинство имен которых не дошли до наших дней.

Основная задача данной работы заключается в том, чтобы проследить становление бытового жанра на примерах картин двух голландских мастеров: «На рын-ке»(1564) Иоахима Бейкелара и «Рынок в порту» Эммануэла де Витте. Обе картины имеют похожие сюжеты, поскольку изображают сцены рыночной торговли.

Настоящую славу И. Бейкелару принесли его более поздние картины на "рыночные" и "кухонные" темы, в которых превалировали натюрморт или жанровые сцены. Одним из произведений, выполненных мастером в этом жанре, является картина "На рынке" (1564), которая представляет собой станковое произведение прямоугольного формата, написанное маслом на деревянной основе. На картине изображены трое - торговец птицей в центре, который переговаривается с сидящей рядом торговкой маслом и сыром, и, по всей ви-

димости, его жена, также держащая в руке птиц. Композиция линейная, действие развивается вдоль картинной плоскости. В картине два плана - фигуративное изображение на переднем плане и уходящий в дымку неприметный пейзаж на заднем. Линия горизонта слабо просматривается за изображенными фигурами, располагается

примерно в верхней трети картины, и создается впечатление, что художник сидел рядом с изображенными им людьми. Посредством этого, а также устремленного в сторону зрителя взгляда торговки птицей, достигается желание художника вовлечь зрителя во взаимодействие с изображенным на картине.

Рис. 1. Иоахим Бейкелара. «На рынке»

Картина кажется несколько плоскостной и фронтальной, поскольку нет четких ориентиров, указывающих на уходящую вдаль перспективу. Все действие происходит на переднем плане, художник решает скорее выразительную задачу, запечатлев мимолетный момент времени - создается впечатление, будто персонажи вдруг замерли посреди действия, которое вот-вот возобновится как ни в чем не бывало. Художник не стремится к идеализации изображенных людей, во избежании потери индивидуальных черт и характера каждого. Он также тщательно прорабатывает весь передний план, стараясь показать различие между непохожими фактурами, уделяя одинаковое внимание каждой детали, каждой складке на одежде, практически

каждому перышку на тушках куриц, которых держит женщина.

Все контуры фигур и предметов четко читаются, в сравнении с более блеклым и размытым вторым планом они кажутся даже несколько резкими. Иллюзия объема создается за счет достаточно ярко выраженной светотени - создается впечатление, что действие происходит в солнечный день - глубокие теплые тени, из-за которых оттенки освещенных частей фигур и предметов кажутся несколько холодноватыми, что характерно для яркого дневного освещения. В картине преобладает тональный колорит, который скорее подчинен рисунку и объему. Художник оперирует большими массами, границы цветовых пятен хорошо различимы и они совпадают с границами объемов. Преоблада-

ют теплые оттенки, доминирующим цветовым пятном является теплая красная куртка торговца, которая невольно становится центром композиции, выделяясь на фоне более холодных и блеклых окружающих цветов.

Творчество Эммануэла де Витте, жившего практически на век позже Иоахима Бейкелара, приходится на так называемый "Золотой век голландской живописи" - век признания независимости Голландии. Именно в этот период произошел решительный разрыв голландского искусства с искусством предыдущих эпох и взрывное распространение и расцвет светских по тематике жанров, в том числе и бытового. Простая жизнь голландских бюргеров порождала примитивные и приземленные вкусы в искусстве, они хотели видеть в работах художников отражение их собственной жизни, зачастую лишенной утонченности, благородства и почитания многих традиций.

Отражением быта горожан и торговцев и является вторая из рассматриваемых

нами картин - произведение Э. де Витте "Рынок в порту". Картина представляет собой написанное маслом по холсту станковое произведение прямоугольного формата. На картине изображен типичный портовый рынок и повседневность торговцев. В работе несколько планов - передний лежит вплотную к картинной плоскости и изображает торговца рыбой с покупателями, на заднем же изображена рыночная площадь с постепенно уходящими в перспективу домами

и очертаниями кораблей. В отличие от вышеописанного произведения, здесь мы видим асимметричную композицию с глубоким пространством, замкнутым зданиями на заднем плане и силуэтами кораблей. Линия горизонта находится в верхней половине картины, точка схода перспективы сильно смещена от центра. Резко сходящаяся косая перспектива, которая задана постепенно уменьшающимися фигурами людей и зданиями, также задает глубину пространства.

Рис. 2. Эммануэл де Витте. «Рынок в порту»

Иллюзия трехмерности создается посредством сильного увеличения фигур переднего плана по отношению к фигурам заднего. Это также создает впечатление, что зритель находится совсем рядом с людьми на первом плане. Таким образом, здесь зритель тоже становится соучастником изображенной сцены, как и в более ранней картине, хотя вовлеченность зрителя достигается несколько иным приемом

- пространственным решением картины.

Также, как и на работе Бейкелара, де Витте скорее старается решить выразительную задачу, запечатлеть случайный момент, который, однако, похож на многие другие, поскольку быт и повседневность однообразны. Художник нисколько не идеализирует образы, однако на картине де Витте нет такой тщательной деталировки и проработки фактур, как это было у Бейкелара. Здесь художник прибегает к некоторому обобщению и условности, как в проработке формы, так и в цветовом решении.

Четкая прорисовка контуров видна только на фигурах и предметах переднего плана, задний же план постепенно уходит в дымку, становится расплывчатым, что создает эффект воздушной перспективы. Присутствие достаточно сильных падающих и собственных теней создает иллюзию объема. Как и предшественник, де Витте изображает на своей картине солнечный день (видно по интенсивности теней и их контрасту по отношению к свету). Однако своим суровым и сдержанным колоритом, построенным на однообразных бесконечных холодных вариациях серых и черных тонов, произведение де Витте опосредованно олицетворяет собой зиму, в то время как работа Бейкелара с ее преобладающими теплыми оттенками скорее наводит на мысль о лете.

Границы цветовых пятен также практически совпадают с границами объемов,

Библиографический список

1. История мировой живописи. Голландская живопись XVII века. Том 10.

2. Каталог выставки "Зримый образ и скрытый смысл. Аллегории и эмблематика в голландской и фламандской живописи второй половины ХVI-ХVII вв.", изд. "Альфа-Принт".

- М., 2004.

3. Лев Н.Ю. Эмануэль де Витте. - М., 1976.

художник оперирует большими массами, используя мазки для условной деталировки. В работе есть одно интенсивное, глубокое цветовое пятно, выделяющееся среди общей серо-черной массы и являющееся своеобразной доминантой в композиции - зеленая кофта женщины на переднем плане.

Проанализировав две работы голландских мастеров, выполненных в бытовом жанре, можно сделать следующие выводы и подвести итоги:

Как это всегда бывает, картины, написанные на сходные темы, на деле не только абсолютно разные, но и производят различные впечатления на зрителя. Обе они предназначены, для рассмотрения с достаточно близкого расстояния, поскольку сам зритель, благодаря различным приемам, которые применялись авторами, становится неким участником изображенных событий.

В произведении Бейкелара преобладают теплые тона, в то время как колорит творения де Витте суров, мрачен и холоден, несмотря на достаточно яркое дневное освещение. Моделировка фактур и пластики складок в более ранней работе проведена более тщательно и скрупулезно, в то время как де Витте прибегает к некоторой условности, ставя на первую позицию передачу общего колорита изображаемого сюжета.

Методы, применявшиеся художниками, разнятся, однако оба они достигают поставленной перед ними задачи - отображение жизни простых людей, быт граждан без каких бы то ни было приукрас. Этот своеобразный реализм и привел к спросу на живопись подобного рода и, как следствие, - к развитию и широкому распространению жанра сначала в Голландии, а позже и в других странах.

4. Линник И. В. Голландская живопись 17 века и проблема атрибуции картин. - Л.: Искусство, 1980.

ANALYSIS OF THE CHARACTERISTIC FEATURES OF THE GENRE SCENES OF DUTCH PAINTING BY THE COMPARISON OF THE WORKS OF I. BEIKELAR "IN THE MARKET" (1564) AND E. DE WITTE "MARKET IN THE PORT" (1660S)

A.S. Zaporova, bachelor of architecture Sretensky Architectural Workshops (Russia, Moscow)

Abstract. The article examines the characteristic compositional and semantic techniques of the genre scenes of painting of the Northern Renaissance, which had a significant impact on the development of the Dutch and Flemish branches of art of this period. The peculiarities of the new original genre are considered on the basis of comparing the structure of two iconic examples ofpaintings of this period -1. Beikelar "On the Market" and E. de Witte "The Market in the Port". The logical result of the study is the identification of the approaches used by artists to achieve the task set by the customers - to reflect the daily life of people.

Keywords: Northern Renaissance, easel painting, Flemish painting, comparative analysis, genre scenes.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.