Научная статья на тему 'Анализ готовности молодых ученых к реализации психолого-педагогической деятельности с детьми в современных условиях (по итогам международной молодежной конференции)'

Анализ готовности молодых ученых к реализации психолого-педагогической деятельности с детьми в современных условиях (по итогам международной молодежной конференции) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
102
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСТВО / ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ / ПАТРИОТИЗМ / МОЛОДЫЕ УЧЕНЫЕ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / АНКЕТИРОВАНИЕ / PRESTIGE PEDETSTVO / CITIZENSHIP / PATRIOTISM / YOUNG SCIENTISTS / PSYCHO-PEDAGOGICAL ACTIVITIES / PROFESSION STUDENTS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Бажин Константин Сергеевич, Симонова Галина Ивановна, Ходырева Елена Анатольевна

В статье приводится анализ результатов анкетирования молодых ученых по проблемам педагогики и психологии детства, реализованного в рамках международной молодежной конференции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Бажин Константин Сергеевич, Симонова Галина Ивановна, Ходырева Елена Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis to young scientists to the realization of psychological and educational activities with the children in the present conditions (based on the international youth conference)

The article is an analysis of the survey results of young scientists on pedagogy and psychology of childhood, which is implemented in the framework of the international youth conference.

Текст научной работы на тему «Анализ готовности молодых ученых к реализации психолого-педагогической деятельности с детьми в современных условиях (по итогам международной молодежной конференции)»

Hughes is able to address both historical and modern concerns in America at once. He addresses civil rights, one of America's great struggles throughout its history which appears all the more blatantly in contrast with the language of the founding documents. We as a country have made great progress, especially in the 20th century, to right the wrongs that we once perpetuated, such as those that Hughes points to in his poem. Yet we are constantly struggling with new issues, new problems, and new ways of understanding people that we once considered taboo or outside of the realm of consideration.

For this reason I believe that a proper understanding of our history must be found not only in textbooks, which is often a dry recollection of facts, but also in literature with its narrative capabilities and fiery emotions. Furthermore, literature allows its reader to see the world through another's eyes, to feel and empathize with real emotions, and to think in ways which are different from textbook analyses of historical events. Langston Hughes's poem is an outstanding example of how literature and history fuse together to shed light on what it means to be a citizen of a particular society.

Of course, it is nanve to consider literature the panacea of modern society's ailments. Those who read literature can just as easily use it for their nationalistic aims as those for more democratic aims (again, consider Hitler and Goethe or Nietzsche). History likewise can be interpreted and manipulated. But placing more emphasis on literature in the American classroom, giving the men of letters their place to tell the history of America in their own terms, would create new, fresh dialogue that could give us new understanding of ourselves in the historical and the modern sense.

Although this article relates to America and American history and poetry, it can easily be applied to any country in the world seeking its way forward into the future. The 21st century is a century of practically no boundaries. Whether through new advances in communication, faster travel, and access to information, it will be easier to integrate into the world community than ever before. It is our responsibility to teach not only patriotism and pride in one's heritage, but also open-mindedness and respect toward others. We must remind ourselves of what being a "patriot" really means and what we want it to mean. Being a patriot is being proud of one's country, and to be proud, people must work to make it something to be proud of. We must listen to the voices of the past but act and live in the present in the ever-changing and evolving world. Literature is one of the great touchstones of both pride and open-mindedness simultaneously and must be used to foster both in young people. History, likewise, is a powerful tool in teaching where we come from and where we are going as a nation. We must look back together as a nation at our entire history,

both at the good and bad, in order to progress forward and achieve our goals.

Примечания

1. Туллок С. А. К вопросу об использовании музыки в преподавании английского языка в России // Актуальные проблемы совершенствования преподавания иностранных языков в свете личностно-дея-тельностной парадигмы: материалы II Междунар. науч.-практ. конф., посвященной 70-летию ф-та лингвистики ВятГГУ, г. Киров, 17-18 ноября 2011 года / [отв. ред. С. С. Куклина]. Киров : Изд-во ВятГГУ, 2011. С. 180.

2. Hughes L. Let America Be America Again. URL : http://www.poets.org/viewmedia.php/prmMID/15609 (дата обращения : 16.05.2012)

3. Ibid.

УДК 378.126

К. С. Бажин, Г. И. Симонова, Е. А. Ходырева

АНАЛИЗ ГОТОВНОСТИ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ К РЕАЛИЗАЦИИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ (ПО ИТОГАМ МЕЖДУНАРОДНОЙ МОЛОДЕЖНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ)

В статье приводится анализ результатов анкетирования молодых ученых по проблемам педагогики и психологии детства, реализованного в рамках международной молодежной конференции.

The article is an analysis of the survey results of young scientists on pedagogy and psychology of childhood, which is implemented in the framework of the international youth conference.

Ключевые слова: детство, гражданственность, патриотизм, молодые ученые, психолого-педагогическая деятельность, анкетирование.

Keywords: prestige pedetstvo, citizenship, patriotism, young scientists, psycho-pedagogical activities анкетирование.дагогическая profession students

В современных социальных условиях существенно изменяется трактовка феномена «детства». Каким образом молодые ученые, студенты, преподаватели российских и зарубежных вузов понимают различные его аспекты? Какие технологии обучения и воспитания, в том числе воспитания патриотизма у детей, в образовательном процессе являются наиболее эффективными?

В апреле 2012 г. ФГБОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет» был при-

© Бажин К. С., Симонова Г. И., Ходырева Е. А., 2012

знан победителем открытого конкурса на право проведения 14-15 мая 2012 г. в рамках реализации федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 гг. мероприятия «Организация и проведение всероссийских и международных молодежных научных конференций и школ» международной молодежной конференции «Ребенок в современном мире. Дети и Родина». Целью конференции являлось определение актуальных проблем и тенденций в развитии педагогики и психологии детства на современном этапе; освоение молодыми исследователями и преподавателями лучших научных и методических достижений в области педагогики и психологии детства. Конференция способствовала совершенствованию качества подготовки специалистов, повышению интереса студентов, магистрантов, аспирантов и молодых ученых к научной деятельности, расширению связей между субъектами научной и образовательной деятельности, интеграции науки и образования.

Для анализа эффективности освоения молодыми исследователями и преподавателями, всеми участниками конференции лучших научных и методических отечественных достижений помимо рефлексии по окончании каждого мероприятия конференции было проведено он-лайн анкетирование. Респондентам предлагалось заполнить анкету, состоящую из вопросов, затрагивающих основные аспекты рассматриваемого контента. В исследовании приняли участие 344 человека в возрасте до 35 лет (75% от общего количества участников данной возрастной группы), а также 116 участников в возрасте от 35 лет и старше (76% от общего количества участников данной возрастной группы).

Содержание анкеты, критерии и показатели оценки были предварительно разработаны организаторами конференции. Была разработана программа анкетирования, созданная с использованием пакета SPSS 18.0., с помощью которой для качественной и количественной обработки и интерпретации данных создавались кросс-таблицы, таблицы частотного распределения признаков, осуществлялись обоснование и расчет выборочной совокупности.

Участникам опроса было предложено 26 вопросов закрытого характера (с выбором ответов, на подстановку и др.). Им необходимо было выбрать один или несколько подходящих ответов. В качестве критериев рассматривалась осведомленность участников мероприятия о современных отечественных достижениях в области психологии и педагогике детства; сформированность представлений о состоянии и перспективах патриотического и гражданского воспитания в России; степень удовлетворенности результатами и ходом мероприятия.

Результаты анкетирования выявили следующее.

Осведомленность участников мероприятия о современных отечественных достижениях в области психологии и педагогике детства.

Содержание основных мероприятий конференции, интерактивные формы его проведения способствовали повышению уровня сформированнос-ти представлений участников мероприятия о современных отечественных достижениях в области психологии и педагогики детства. По мнению респондентов, современный ребенок растет и развивается в поликультурном пространстве. Следовательно, необходимо взаимодействие культурных, социальных, религиозных позиций, на что указывают 36,6% опрошенных молодых ученых и 49,1% респондентов старше 35 лет. Также важно обеспечить единство представителей разных культур, этносов, религий и выстроить систему их отношений. Данное обстоятельство обосновывают 48,5% респондентов - молодых исследователей и 60,5% их старших коллег. Однако около 20% респондентов всех возрастов рассматривают поликультурность достаточно узко - как проживание в одной местности людей разной национальности, вероисповедания, уровня культуры - 16,9% молодых исследователей и 17,2% ученых старше 35 лет; как отстаивание интересов своего народа - 3,5%.

Определяя изменения, которые произошли в социальной ситуации развития ребенка в современном мире, респонденты справедливо указывают на их комплексный характер. При этом, обосновывая их значимость, 73,5% опрошенных молодых ученых и 65,5% ученых старше 35 лет указывают на виртуализацию общения, 50% и 68% соответственно - на значительное увеличение объема информации как существенные внешние факторы. Кроме того, описываются изменения в социальной ситуации, связанные с одиночеством в семье (27,3% молодых ученых и 53,4% старше 35 лет) и акселерацией (14% и 22% соответственно). В целом подавляющее большинство исследователей рассматривают развитие ребенка как процесс количественных и качественных изменений в психике и организме человека. На это указывают 87,2% респондентов моложе 35 лет и 100% ученых старше 35 лет. В то же время личность только 27,6% молодых респондентов рассматривают как социальную характеристику человека. Таких респондентов среди ученых старше 35 лет почти в 2 раза больше -56%. Большинство молодых исследователей трактуют данное понятие расширительно, синонимично категории «человек», включая в нее биологические и индивидуальные самобытные характеристики. 66,7% опрошенных молодых ученых имеют верные представления о факторах развития личности, указывая среди важнейших наследственность, среду, воспитание, самовоспитание. Среди ученых старше 35 лет таковых отмечается 96,6%. Отмечая важность социализации как механизма

развития личности, более половины респондентов (57,2% молодых ученых и 94% старше 35 лет) склонны рассматривать её как интеграцию личности в социальную систему, а не только как приспособление к условиям социума. При этом около половины молодых ученых склонны относить к факторам социализации всю совокупность обстоятельств, условий, побуждающих человека к деятельности.

Как ученые старше 35 лет, так и молодые ученые имеют недостаточно полное и верное представление о факторах социализации современного школьника. Так, семью, школьный класс, студенческую группу к микрофакторам отнесли около половины опрошенных (48% молодых и 50,9% исследователей старше 35 лет); этнос, к которому принадлежит ребенок, респонденты справедливо отнесли к различным группам факторов социализации: макрофакторам - 39,8% и 57,8%, мезофак-торам - 21,2% и 25%, микрофакторам - 12,5% и 11,2%, мегафакторам - 23,3% и 12,9%.

Определяя методологические подходы к обучению и воспитанию детей «цифровой эры», которые являются наиболее эффективными, опрашиваемые отдали предпочтение антропоцентристской концепции. Так, подавляющее большинство респондентов отмечают возможности личностно-дея-тельностного подхода (63,4% молодых исследователей и 83,6% ученых старше 35 лет). Следует заметить, что традиционный знаниево-ориентиро-ванный подход также достаточно востребован участниками конференции. Однако не в полной мере осознаются участниками возможности компетент-ностного и культурологического подходов. На потенциал компетентностного подхода в развитии современных детей указывают лишь 16,9% молодых ученых и 27,6% их старших коллег; возможности культурологического подхода отмечают 11% молодых респондентов и 31% их старших коллег.

Исследование представлений респондентов о доминантах развития детей различных возрастных групп выявило достаточный их уровень. Подавляющее большинство респондентов знают временные границы того или иного возраста. Так, границы подросткового возраста правильно указывают 89,2% молодых респондентов и 100% ученых старше 35 лет, дошкольного возраста - 92,4% молодых респондентов и 93,1% ученых старше 35 лет.

Установлено, что большинство молодых ученых склонны рассматривать воспитание как двусторонний процесс взаимодействия педагога и воспитанника по формированию личности. На данное определение указывают 63,4% молодых респондентов и 79,3% опрошенных старше 35 лет. Большое количество респондентов полагают, что современное воспитание должно носить личностно-ориентированный характер и основываться на принципах гуманизма (36,6% молодых исследователей

и 50,9% ученых старше 35 лет), демократизма (31,7% и 33,6% соответственно). Лишь 10,8% опрошенных молодых ученых и 9,5% исследователей старше 35 лет считают, что в воспитании ребенка необходимо полагаться на принцип авторитаризма. Однако достаточно четко прослеживается обратная тенденция. В воспитании, по мнению 48% молодых исследователей и 34,5% их старших коллег, необходимо использование идей свободного воспитания. По их мнению, важна, прежде всего, деятельность и активность ребенка, а нецеленаправленная работа воспитателей. Оценивая развивающий потенциал современных технологий обучения и воспитания, респонденты связывают его с позитивными характеристиками технологичности -высокой управляемостью процесса образования учащихся - 54,1% молодых ученых и 54,3% старше 35 лет; гарантированностью достижения результата образования - 29,1% и 35,4% соответственно, концептуальностью - 17,2% и 25,9%, воспроизводимостью - 14,5% и 15,5%. Лишь 5,8% опрошенных молодых исследователей, указавших на большие временные затраты при реализации технологического подхода, имеют неверное представление о данном потенциале.

Исследование выявило, что существенным источником знаний о проблемах детства в современном мире является мировая художественная литература. 45,6% молодых респондентов указывают, что в отечественной литературе достаточно таких произведений. С данной позицией не согласны их старшие коллеги, которые считают, что в современной мировой художественной литературе недостаточно произведений, которые являются источниками знаний о проблемах детства.

Таким образом, результаты анкетирования свидетельствуют, что необходимо повышать психолого-педагогическую компетентность педагогического сообщества.

Сформированность представлений о состоянии и перспективах патриотического и гражданского воспитания в России.

Исследуя информированность молодых ученых о состоянии и перспективах патриотического воспитания, организаторы сделали вывод о недостаточном уровне сформированности данных представлений у участников. Результаты анкетирования показывают, что патриотизм в современных психолого-педагогических исследованиях респонденты старше 35 лет рассматривают традиционно: как любовь к Родине - 68,6% опрошенных молодых ученых и 75% ученых старше 35 лет, знание истории, культуры своего народа - 56,7% и 75% соответственно, уважение к предкам - 41% и 35,3%. Лишь 9,3% респондентов моложе 35 лет связывают патриотизм с соответствием требованиям институтов гражданского общества, хотя при этом около 80% опрашиваемых справедливо рассматри-

вают патриотизм в качестве стержня гражданственности. Доля подобных ответов среди исследователей старше 35 лет составляет 31%.

Выявлено, что главными движущим силами патриотического воспитания являются внутренние и внешние противоречия, среди которых респонденты выделили следующие: противоречие между имеющимся уровнем развития патриотизма и потребностями личности - 50,6% молодых ученых и 68,1% исследователей старше 35 лет, противоречие общественного развития - 13,1% и 6,1% соответственно, противоречие индивидуального патриотического сознания отмечают 15,7% и 19,8%, расхождение ценностных ориентаций личности и общества - 27,6% всех опрошенных.

Достаточно комплексное представление имеют молодые исследователи о методах и средствах патриотического воспитания. В качестве таковых они рассматривают беседы, личные наблюдения -54,1%, различные виды деятельности воспитанников - 53,2% отвечавших на вопросы анкеты, лекции, газеты и журналы - 36,9%, телевидение, радио, Интернет - 28,5%, предметы, с помощью которых осуществляется деятельность - 20,1%. Сходную ситуацию мы наблюдаем и по представлениям респондентов старше 35 лет. В качестве средств патриотического воспитания они рассматривают беседы, личные наблюдения - 50%, различные виды деятельности воспитанников - 68,1% отвечавших на вопросы анкеты, лекции, газеты и журналы -44%, телевидение, радио, Интернет - 50,9%, предметы, с помощью которых осуществляется деятельность - 16,4%. Таким образом, приоритет принадлежит потенциалу совместной деятельности и средств массовой информации.

Участники анкетирования, оценивая роль социальных институтов в формировании патриотических чувств ребёнка, особо отмечают роль семьи и школы. Так, наиболее значимыми, по мнению респондентов, являются в данном процессе семья -88,1% молодых исследователей и 94% их старших коллег, школа - 70,9% и 85,6% соответственно. Меньшую роль играют мнение друзей - 37,2% и 46,6%, а также материальное благополучие - 7,6% и 21,6% соответственно.

Кроме того, исследование выявило необходимость формирования более целостного представления молодых ученых не только о традиционных, но и об инновационных технологиях патриотического воспитания детей. Однако лишь около 28,8% молодых респондентов знают и реализуют потенциал проектной технологии, 18,6% -технологии индивидуализации и дифференциации, 54,9% - технологии коллективной творческой деятельности. Еще 26,2% респондентов отдают предпочтение традиционной технологии -программирования учебно-воспитательной деятельности. Их более опытные коллеги полнее

используют потенциал инновационных технологий патриотического воспитания. 64,7% респондентов знают и реализуют потенциал проектной технологии, 29,3% - технологии индивидуализации и дифференциации, 62,1% - технологии коллективной творческой деятельности. Еще 15,5% респондентов отдают предпочтение традиционной технологии - программирования учебно-воспитательной деятельности.

Можно констатировать, что менее половины молодых респондентов 44,8% основным признаком эффективности процесса патриотического воспитания считают поведение ребенка. Большинство же уверены, что в качестве такового следует рассматривать участие обучающихся в разовых патриотических акциях, интерес к истории страны. С ними не согласны респонденты старше 35 лет, 90,5% которых считают, что основным признаком эффективности процесса патриотического воспитания является поведение ребенка.

Таким образом, в целом можно констатировать, что достаточно высока степень осведомленности респондентов по вопросам патриотического и гражданского воспитания.

Степень удовлетворенности результатами и ходом мероприятия.

С целью определения эффективности реализованных мероприятий конференции диагностировались позиции молодых ученых о значимости данного мероприятия. Отмечая высокую эффективность конференции, участники констатируют, что данное мероприятие помогло им оценить возможности современных технологий обучения и воспитания ребенка в современном мире - 36% респондентов, систематизировать представления о феномене «детства» - 35,5%, получить представления о современных тенденциях патриотического воспитания - 29,7%, проанализировать особенности социализации в различные периоды детства - 25,6%, освоить инновационные методы и формы патриотического воспитания - 7%.

Аналогичную позицию занимают респонденты старше 35 лет. Они отмечают, что данное мероприятие помогло им оценить возможности современных технологий обучения и воспитания ребенка в современном мире - 50% респондентов, систематизировать представления о феномене «детства» - 37,1%, получить представления о современных тенденциях патриотического воспитания - 39,7%, проанализировать особенности социализации в различные периоды детства - 16,4%, освоить инновационные методы и формы патриотического воспитания - 32,8%. Сравнение данных показывает, что, если студенты, аспиранты и молодые ученые в основном расширяли и углубляли свои представления о феномене детства, то их старшие коллеги более ориентированы на освоение инновационных под-

ходов к развитию и социализации личности в современном мире.

Готовность к учету психолого-педагогических доминант развития современного ребенка в будущей профессиональной деятельности подавляющее большинство респондентов в возрасте до 35 лет определяют как среднюю (64, 5%) и выше среднего (18,3%). На низкую готовность указывают лишь 9% опрошенных, преимущественно из числа студентов первых курсов. В отличие от них участники конференции старше 35 лет готовность к учету психолого-педагогических доминант развития современного ребенка в профессиональной деятельности определяют как среднюю (26,7%) и выше среднего (41,4%), высокую (31,9%). На низкую готовность никто из опрошенных не указывает, что представляется правомерным с учетом сферы их профессиональной деятельности.

В он-лайн исследовании выявлялось, что именно необходимо респондентам для повышения эффективности освоения молодыми исследователями научных и методических отечественных достижений в области педагогики и психологии детства. Данные свидетельствуют: требуются системные меры, связанные как с разработкой региональных межведомственных программ по обеспечению условий для комплексного развития и жизнедеятельности детей - 48,8%, так и созданием сетевых ресурсов для обмена опытом - 40,4%, а также проведением «Школ» по проблематике конференции - 42,4%. Следует также отметить, что 18,6% респондентов в возрасте до 35 лет полагают, что имеющаяся система освоения научных и методических отечественных достижений в области педагогики и психологии детства эффективна. С ними солидарны и их коллеги старше 35 лет, которые отмечают более высокую значимость всех ресурсов, связанных как с разработкой региональных межведомственных программ по обеспечению условий для комплексного развития и жизнедеятельности детей - 56,9%, так и созданием сетевых ресурсов для обмена опытом - 64,7%, а также проведение «Школ» по проблематике конференции - 50,9%. Кроме того, 21,6% опрошенных со-

гласны со своими молодыми коллегами, что имеющаяся система освоения научных и методических отечественных достижений в области педагогики и психологии детства достаточно эффективна.

Таким образом, анализ результатов анкетирования свидетельствует, что реализованная программа конференции в содержательном и организационном аспектах способствовала совершенствованию качества подготовки специалистов, повышению интереса студентов, магистрантов, аспирантов и молодых ученых к психолого-педагогической деятельности.

В целом следует отметить, что рефлексивные высказывания участников, данные анкетирования, обработанные с помощью программы SPSS, подведение итогов конференции в рамках круглого стола позволяют говорить о результативности проведенного мероприятия, о выполнении не только количественных показателей, но и о качественных изменениях, которых достигли участники конференции.

Внедрение результатов исследования предполагается осуществить в области педагогики, психологии, истории, филологии, социальной работы, организации работы с молодежью. В качестве основных направлений внедрения и использования полученных результатов можно выделить следующие:

в образовательной деятельности: включение в содержание учебных дисциплин различных направлений подготовки данных, обсуждаемых в ходе конференции; внедрение интерактивных методов и форм, использованных при проведении конференции, в лекционные, семинарские и практические занятия;

в воспитательной деятельности: внедрение содержания, интерактивных методов и форм, использованных при проведении конференции в деятельность кураторов учебных групп;

в научно-исследовательской деятельности: расширение проблемного поля исследований за счет проведения междисциплинарных, комплексных исследований по проблемам детства студентами, аспирантами, молодыми учеными, научными коллективами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.