Научная статья на тему 'Анализ государственной политики в области налогообложения субъектов малого бизнеса'

Анализ государственной политики в области налогообложения субъектов малого бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
182
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВО / НАЛОГИ / СУБЪЕКТЫ МАЛОГО БИЗНЕСА / БЮДЖЕТ / РЕФОРМЫ / ЭКОНОМИКА / СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ / STATE / TAXES / SMALL BUSINESSES / BUDGET / REFORM / ECONOMICS / INSURANCE PREMIUMS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ревин Е. А.

В статье рассмотрено влияние изменений налоговой политики на бюджетную систему и на субъекты бизнеса. Проведен анализ результатов повышения ставок страховых взносов. Исследована возможность выполнения субъектом малого бизнеса исполнения бюджетных обязательств. Представлены направления по совершенствованию государственной политики в области налогообложения субъектов малого бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ревин Е. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF STATE POLICY TOWARDS TAXATION OF SMALL ENTERPRISES

This article considers the impact of changes of tax policy toward the budget system and small enterprises. The analysis of insurance payment’s increase had been done. The possibility of performance by subject of of small enterprises the performance of budget obligations had been explored. Directions for improving of state policy towards taxation of small enterprises had been presented.

Текст научной работы на тему «Анализ государственной политики в области налогообложения субъектов малого бизнеса»

АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО БИЗНЕСА

Ревин Е.А., адъюнкт Московского университета МВД РФ

В статье рассмотрено влияние изменений налоговой политики на бюджетную систему и на субъекты бизнеса. Проведен анализ результатов повышения ставок страховых взносов. Исследована возможность выполнения субъектом малого бизнеса исполнения бюджетных обязательств. Представлены направления по совершенствованию государственной политики в области налогообложения субъектов малого бизнеса.

Ключевые слова: государство, налоги, субъекты малого бизнеса, бюджет, реформы, экономика, страховые взносы.

ANALYSIS OF STATE POLICY TOWARDS TAXATION OF SMALL ENTERPRISES

Revin E., the post-graduate student, Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation

This article considers the impact of changes of tax policy toward the budget system and small enterprises. The analysis of insurance payment’s increase had been done. The possibility ofperformance by subject of of small enterprises the performance of budget obligations had been explored. Directions for improving of state policy towards taxation of small enterprises had been presented.

Keywords: State, taxes, small businesses, budget, reform, economics, insurance premiums.

Основываясь на истории развитых стран, наличие широкого спектра малых предприятий обеспечивает становление, устойчивое и поступательное развитие экономики, что позволяет поддерживать социальную стабильность в обществе.

Малые предприятия являются наиболее мобильной частью субъектов рыночных отношений и имеют возможность быстро адаптироваться к внешним воздействиям и оперативно реагировать на изменение структуры потребностей рынка. Предприятия, входящие в данный сегмент экономики, восприимчивы к инновациям и характеризуются высоким уровнем оборачиваемости активов, получая, тем самым, потенциальную возможность объединять социально-незащищенные группы населения и способствовать раскрытию творческих и интеллектуальных способностей людей.

Несмотря на это, с 2010 г. руководством государства взят курс на установление общих налоговых правил для всего бизнеса. Это связано с тем, что, по мнению части общественности, ряда законодателей, теоретиков и представителей бизнеса, предложения по налоговому льготированию малого бизнеса нецелесообразны, так как на сегодняшний день и на федеральном уровне, и в регионах принято много мер, направленных на поддержку предпринимательства. Например, снижен размер ставки налога на прибыль с 24% до 20%, а так же существуют специальные налоговые режимы, таким образом, изменения налоговой политики в отношении малого бизнеса не актуальны. Так же ими отмечается, что изменения налоговой системы дают возможность появления различных схем перевода предприятий в малые, с целью ухода от налогов.

Данная концепция получила признание на государственном уровне и её общий смысл заключается в том, что налоговые льготы для отдельных категорий налогоплательщиков ведут к созданию схем оптимизации, в свою очередь приводящих к растворению в данной группе, представителей бизнеса к ней не относящихся.

Таким образом, путем выработки общих правил налогообложения руководство государства предполагает, что в состав малых предприятий войдут представители среднего и крупного бизнеса, в том числе через афилированных лиц.

Проявлением данной концепции стало в частности установление общей ставки страховых взносов для всех предприятий, не зависимо от того, является ли оно крупным или малым, и какая система налогообложения им применяется.

С 01.01.2011 года были установлены тарифы страховых взносов: в Пенсионный фонд Российской Федерации по ставке 26%; в Фонд социального страхования Российской Федерации 2,9%; в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования 3,1%; в территориальные фонды обязательного медицинского страхования 2,0%.

Что в савокупности составило 34%. Таким образом увеличение взносов для организаций применяющих традиционную систе-

му налогообложения составило 8%, а для организаций, применяющих специальные налоговые режимы, 20%.

При этом по опубликованным данным пенсионного фонда в I полугодии 2011 года в Пенсионный фонд Российский Федерации на обязательное пенсионное страхование поступило 1 343,4 мили-арда рублей страховых взносов, что на 47,5% больше, чем за аналогичный период 2010 года. В бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования в I полугодии поступило 151,9 миллиарда страховых взносов, что в 3,6 раза больше по отношению к поступлениям в I полугодии 2010 года. В бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования поступило 106,6 миллиардов рублей, что в 1,4 раза превышает объем поступлений в I полугодии 2010 года.1

Однако, если в 2010 году глава Росстата Александр Суринов оценивал объемы теневой экономики на уровне одной пятой от всей экономики России, что составляло 16%.2 То в 2011 году по оценке Минэкономразвития, уровень теневой экономики в России существенно вырос и составляет окола 25%. Некоторые эксперты оценивают объемы теневого сектора экономики в России на уровне 50% ВВП и даже выше. Так, председатель экспертного совета «Опоры России», доктор экономических наук Никита Кричевский в интервью «Свободной прессе» поддержал пессимистичную оценку Всемирного банка, по данным которого доходы от теневого сектора экономики России составляют 52% от ВВП.3

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

1.Произошел значительный рост поступления страховых взносов во внебюджетные фонды в 2011 году, обусловленный повышением тарифов страховых взносов на ОПС до 26% и на ОМС в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования до 3,1%.

2. Произошло увеличение участников теневой экономики за счет компаний, преимущественно малого и среднего бизнеса, не справившихся с увеличением налоговой нагрузки в совокупности с иными негативными факторами.

Разберем каждый из выводов более детально.

Способен ли бизнес выдерживать налогувую нагрузку. По данным общественной организации «Деловая Россия», почти половина предпринимателей уверены, что главное препятствие для развития бизнеса — высокое налогообложение. При этом 61% считает неприемлемо высокой ставку НДС, а 75% — ставки страховых взносов.

Так Борис Титов и Александр Галушка — председатель и президент «Деловой России», предлагают снижение налоговой нагрузки на заработную плату, добавленную стоимость, прибыль, к которым экономический рост наиболее чувствителен до 15%.4

Однако, не смотря на значительное увеличение налоговой нагрузки в 2011 году, согласно данным ФНС о структуре доходов консолидированного бюджета (Рисунок № 1) поступления по основ-

1 http://www.pfrf.ru

2 «Вести.Ru»

3 http://svpressa.ru/economy/article/41507/

4 http://www.deloros.ru/

Рис. №1.

: 500

: ООО

1 500

1 ООО

_ 500 5

І О

t +2

+28°о

Т + 45% Т + 11%

Ы32% I I

і—I пЩ н

IS [nS [*™Л [^Я

+37%

\г8%

441

604

628 6"8

20 і 0 2011 2010 2011 2010 2011 2010 2011 2010 2011 2010 2011 НДС НДПІІ Налог НДФЛ Акиты

н:1 прибыль

Имущественные

налоги

Рис. №2. Динамика поступлений в бюджет основных налогов

ным налогам существенно возросли.5

Таким образом динамика поступлений основных налогов в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2010-2011 гг. выглядит следующим образом (Рисунук № 2).

Таким образом, согласно данных ФНС поступления в консолидированный бюджет от налога на прибыль организаций в 2011 году составили 2 270,3 миллиардов рублей, что на 27,9% больше, чем в 2010 году.

Поступления в бюджет от налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, в 2011 году составили 1 753,2 миллиардов рублей, что на 31,9% больше, чем в 2010 году.

Поступления в бюджет по сводной группе акцизов в 2011 году составили 603,9 миллиардов рублей, или на 36,8% больше, чем в 2010 году.

Поступления в консолидированный бюджет Российской Федерации налога на добычу полезных ископаемых в в 2011 году составили 2 042,5 миллиардов рублей, что на 45,2% больше, чем в 2010 году.

Поступления в бюджет имущественных налогов в 2011 году поступило 678,0 миллиардов рублей, что на 7,9% больше, чем в 2010 году.

Таким образом, поступления администрируемых ФНС России доходов в федеральный бюджет в 2011 году составили 4 480,8 миллиардов рублей, что на 39,7% больше, чем в 2010 году.6

Приведенные данные свидетельствуют о значительном росте оборота, имущества и прибыли ряда компаний.

Учитывая более чем трехкратное увеличение уплаты страхо-

вых взносов, можно с уверенностью говорить о том, что предложенная государством обществу налоговая система вполне адекватна.

Однако, увеличением налоговой нагрузки в совокупности с иными негативными факторами, привело к росту числа предприятий ушедших в теневую экономику, за счет компаний, преимущественно малого и среднего бизнеса.

Малые предприятия в Российской Федерации имеют возможность выбрать между налогообложением по традиционной системе и специальными режимами налогообложения, предусматривающими замену ряда основных налогов.

Специальные системы налогообложения применяются компаниями розничной торговли, компаниями, оказывающими услуги, главным образом физическим лицам, а так же компаниями,занима-ющимися сдачей помещений в аренду.

От увеличения ставок страховых взносов пострадали в первую очередь они, высокие ставки заставили практически все компании вернуться к «серым» зарплатным схемам.

При этом компании, применяющие специальные системы, практически не взаимодействуют с средним и крупным бизнесом, так как работают без НДС.

Рассмотрим на примере малое предприятие, работающее в Московском регионе, занимающееся оказанием услуг по грузоперевозкам, применяющее традиционную систему налогообложения. В собственности компании 15 грузовых машин, 15 водителей, генеральный директор, бухгалтер.

Средний показатель выручки за квартал в данном сегменте экономики при заданных параметрах около 3 000 000 рублей.

Приведем примерный расчет расходов компании.

1.Фонд оплаты труда: средняя заработная плата к выдаче водителя грузового автомобиля в Москве 25 000 - 40 000, дешевле квалифицированного водителя с гражданством РФ, местом жительства (регистрации) в Москве, Московской области найти врятли возможно, и даже не рационально, если работа с экспедицией.

Для удобства расчета установим к выдаче водителю заработную плату в размере 26 100 рублей, оплата труда таким образом устанавливается 30 000 рублей, так как НДФЛ 13% к уплате в месяц 3 990 рублей.

2.34% от фонда оплаты платежи в ПФР, ФСС, ФОМС, итого: 10 200 рублей. 0.8% в ФСС страхование водителя 240 рублей.

Итак 3 990 + 10 200 + 240 = 14 430 рублей к уплате с фонда оплаты труда каждого рабочего в месяц. Итого 14 430 * 15 = 216 450 рублей налогов и взносов и 26 100 * 15 = 391 500 заработная плата к выдаче.

Общая сумма расходов , таким образом составила 607 950 рублей в месяц 1 823 850 в квартал. С 3 000 000 осталось 1 176 150.

3.Топливо 483 050 рублей без НДС за квартал, НДС соответственно 86 950.

4.НДС от 3 000 000 составляет 457 627 рублей - 86 950 рублей к вычету и к уплате 370 677.

Итак, 1 176 150 - 483050 - 370 677 = 322 423 рубля, скажем, примерная прибыль организации за квартал. При этом не учитываются расходы на страхование транспорта, ремонт, претензии заказчиков и т.д.

5.Авансовый платеж по налогу на прибыль 20%, 64 484, 6 рублей. Осталось 257 939.

6.А так же комиссии банка за снятие наличных для распределения прибыли от 13 до 20 %, в зависимости от банка, т.е. минимум 33 532, налог с дивидендов 6 %, 15 476 рублей, по 12 000 в квартал транспортного налога.

Итого финансовый результат 175 400 рублей прибыли, т.е. 58 466 рублей в месяц на ремонт машин, оплату претензий, оплату комиссий банка, оплату интересов заинтересованных лиц в организациях заказчиках и государственных органах и т.д.

Общее налоговое бремя субъекта малого предпринимательства таким образом, составило не менее 1 111 987 рублей с 3 000 000 рублей. Итак, по приведенным данным можно говорить о не рентабельности данной деятельности и её нецелесообразности.

Схожие расчеты возможно привести и в других секторах экономики.

При этом по данным Росстата, в теневой экономике России заняты 13 миллионов человек, или 17-18% экономически активного населения.

А доход от незадекларированной деятельности составляет до 27290 миллиардов в текущих ценах.

Исходя из чего, можно сделать вывод о том, что предприятия вовлеченные в теневую экономику обеспечивают занятость значительной части населения, а так же при грамотной системе государственной поддержки способны значительно повысить эффективность экономики.

На основании вышеизложенного можно говорить о том, что налоговая нагрузка для малых предприятий не обоснованно велика, а их существование необходимо.

Вследствие чего, можно сделать вывод, что государственная концепция о равнозначной налоговой нагрузки на различные экономические субъекты в практике себя не оправдывает.

Гораздо более целесообразными выглядит, осуществление комплексных действий, направленных на сохранение малого бизнеса, и вывод его из теневой экономики, при сохранении поступлений в консолидированный бюджет от компаний крупного бизнеса.

С целью чего предлагается:

1.Создание прозрачной системы контроля за определением формы бизнеса, путем ограничения колличества юридических лиц, регистрируемых на одного человека для каждой формы бизнеса (три для малых предприятий, 5 для средних, 10 для крупных), с установлением обязательного денежного вклада для каждой из категорий бизнеса.

2.Установление налогового контроля за формой бизнеса, по средствам внесения записи в ЕГРЮЛ о статусе организации с проверкой на соблюдение критериев.

5 http://www.nalog.ru

6 http://www.nalog.ru

3.Установление дополнительного объективного критерия оценки формы бизнеса, путем анализа безналичного оборота.

4.Представление права малому бизнесу ведение раздельного учета по отдельным видам деятельности с использованием в рамках них специальных налоговых режимов.

5.Уменьшение налоговой нагрузки на малый бизнес путем снижения ставки страховых взносов до 26% с возможностью уменьшения налогооблогаемой базы по НДС на сумму уплаченных страховых взносов, а так же на 18% от фонда оплаты труда.

Литература:

Нормативные правовые акты:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1.Налоговый кодекс Российской Федерации (части 1, 2) с изменениями от 24.07.2009 года

2.Федеральный закон от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».

3.Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитие малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»

Научная литература и материалы периодической печати:

4.Морозова Т.В. «Малые предприятия: налогообложение, учет и отчетность» / «Юстицинформ», 2004/ Номер в ИБ 56641.

5.Толмачева И.А. «Бухгалтерский учет на малых предприятиях»/ «ГроссМедиа», 2009, «РОСБУХ», 2009/ Номер в ИБ 124959

6.Бобошко В.И. «Институциональная поддержка малого бизнеса»/ «Москва», 2009.

Интернет ресурсы:

7.http://www.nalog.ru

8.http://www.minfin.ru

9.http://www.pfrf.ru

10.«Вести^и»

11.http://svpressa.ru/economy/article/41507/

12.http://mvf.klerk.ru/spr

13.http://www.kommersant.ru/doc/1771910

14.http://news.mail.ru/economics/8229612/

15.http://www.deloros.ru/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.