Научная статья на тему 'Анализ главных причин, сдерживающих приток инвестиций в лесопромышленный сектор России'

Анализ главных причин, сдерживающих приток инвестиций в лесопромышленный сектор России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
216
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Маренков В. О.

Обоснована необходимость построения эффективной системы управления финансами для предприятий лесопромышленного комплекса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ главных причин, сдерживающих приток инвестиций в лесопромышленный сектор России»

АНАЛИЗ ГЛАВНЫХ ПРИЧИН, СДЕРЖИВАЮЩИХ ПРИТОК ИНВЕСТИЦИЙ В ЛЕСОПРОМЫШЛЕННЫЙ СЕКТОР РОССИИ

В.О. МАРЕНКОВ, аспирант кафедры экономики и организации внешних связей предприятий лесного комплекса МГУЛа

у-|-есной сектор - это незадействованный J ^потенциал российской экономики. По мнению специалистов, только экспорт продукции отрасли вполне мог бы достигать 20-30 млрд. долларов в год, что сопоставимо с экспортными поставками в нефтегазовой отрасли и заметно превосходит вывоз металла. Реально же объем экспорта в последние годы составляет менее 5 млрд. долларов. Но что более печально, нет признаков улучшения ситуации. Причина заключается в том, что уже более десяти лет лесной сектор экономики страны фактически предоставлен самому себе.

В отличие от ТЭК, металлургии, пищевой промышленности, лесоперерабатывающие предприятия не относились к «сочным» кусочкам отечественной промышленности, манящим крупный отечественный капитал. Длительное время, оставаясь на периферии российского бизнеса, лесной сектор существовал преимущественно на основе собственных, весьма ограниченных, ресурсов и был лишен рычагов для эффективного лоббирования своих интересов во властных структурах. Само же государство долгое время предпочитало дистанцироваться от проблем отрасли.

Однако на сегодняшний день масштаб проблем, стоящих перед лесным сектором, таков, что решить их собственными силами лесопромышленные предприятия не в состоянии. И основная проблема - катастрофическое положение с основными фондами. Они безнадежно устарели и изношены на 80 %. Поэтому главная и неотложная задача - привлечение инвестиций на модернизацию основных фондов.

Какие же инвестиции нужны лесному сектору?

Участники неутихающих споров вокруг проблем лесного сектора России даже при часто диаметрально противоположных мнениях безоговорочно сходятся в одном. Как лесопромышленные отрасли, так и лесное хозяйство остро нуждаются в инвестициях. Причем не столько в разовых капиталовложениях, пусть даже и очень крупных, сколько в масштабных инвестиционных проектах, рассчитанных на многие годы.

Аналитики ведущих инвестиционных компаний говорят о необходимости привлечения в лесной сектор не менее 2-3 млрд. долл. в год. По оценкам других специалистов, для оптимального развития лесного сектора требуется 1,3 трлн. руб. в течение ближайших 15 лет. И эти суммы не выглядят слишком фантастическими, учитывая, что износ основных фондов в отдельных сегментах лесопромышленных отраслей достигает 80 % при среднем показателе по России - чуть более 50%. К таким затратам российские участники рынка в настоящее время явно не готовы. Нет этих денег и у государства.

Но большинство лесопромышленников и не ждет прямого вливания бюджетных средств в их предприятия. Однако лишь государство может создать предпосылки для стабильного притока капиталов в этот сектор экономики, расчистив препятствия, стоящие сегодня на пути инвестора. Анализ ситуации, сложившейся в лесном секторе экономики РФ, указывает на главные причины, сдерживающие приток инвестиций в эту сферу предпринимательской деятельности.

Неэффективность механизма доступа к лесным ресурсам

Одним из важных шагов в этом направлении является выработка четкой политики в сфере предоставления в аренду лесных участков. В настоящее время решение о предоставлении во временное пользование лесных ресурсов, как правило, принимается на уровне региональных властей, причем срок аренды в большинстве случаев ограничивается 3-5 годами (по закону аренда ограничивается 49 годами). Это приемлемо для сравнительно мелких лесозаготовителей, однако вряд ли эффективно с точки зрения крупных компаний, заинтересованных в долгосрочном стабильном бизнесе и готовых вкладывать средства в лесовосстановление, требующее многих десятков лет.

Без увеличения сроков аренды, по крайней мере на порядок, надежды на вливание в отрасль значительных финансовых средств останутся весьма эфемерными. Поэтому нужно стимулировать расширение сроков предоставления в аренду лесов. Тем более, что законодательная возможность для длительной аренды есть уже сейчас. Но механизм ее предоставления явно требует доработки: из-за сложности предусмотренных в настоящее время процедур лишь 17 % участков распределяются на открытых конкурсах, дающих право аренды на 49 лет.

Определенное движение в этом направлении уже заметно. В проекте нового Лесного кодекса, а также Концепции развития лесного хозяйства до 2010 года, подготовленного Министерством природных ресурсов РФ, предусматривается продление сроков аренды на 50-70 лет с одновременной передачей полномочий на предоставление прав временного использования лесных ресурсов с регионального уровня на федеральный. Однако их принятие, и тем более практическое воплощение, скорее всего, встретят сопротивление со стороны региональных властей, все еще обладающих значительными лоббистскими возможностями.

Без политической воли в проведении решения эта инициатива может захлебнуться.

Незаконные вырубки лесов

Расширение легальных возможностей для получения во временное пользование лесных ресурсов должно вестись параллельно с жестким пресечением таких откровенно криминальных явлений, как незаконная вырубка лесов. В настоящее время браконьерство достигло масштабов, вполне сопоставимых с деятельностью крупных лесозаготовительных компаний. По оценкам, объем хищничества составляет не менее 20 % от официально регистрируемых объемов лесозаготовок. Маловероятно, что воровство в таких количествах может происходить без ведома властей на местах. Слишком уж заметен ущерб.

Однако ситуация с годами только усугубляется, тем более, что со сбытом краденого пока не возникает больших проблем: контрабанда древесины, даже по самым скромным оценкам, составляет около 30 % сверх объемов легального российского экспорта необработанных лесоматериалов. По отдельным свидетельствам, в сопредельных с Россией районах Китая возник целый комплекс лесоперерабатывающих предприятий, ориентированных на контрабанду как на основной источник сырья.

Вынужденная конкуренция с нелегальным лесным бизнесом резко ограничивает возможности для развития вполне законно существующих предприятий. Без четкой и скоординированной работы правоохранительных органов и таможни переломить ситуацию практически невозможно.

Отсутствие надежной правовой защиты собственности

В последнее время лесной комплекс все больше упоминается в связи с конфликтами, связанными с переделом собственности. Сложившаяся к 2000 году корпоративная структура отрасли в настоящее время переживает период трансформации, связан-

ный с появлением крупных компаний, аккумулировавших значительные финансовые ресурсы в другом бизнесе и заинтересованных в приобретении активов в лесопереработке. Так, контроля над крупнейшими предприятиями отрасли весьма активно добиваются группы компаний, занятых в металлургическом комплексе. Кроме того, вопросами приобретения целлюлозно-бумажных и лесоперерабатывающих комбинатов интересуется и ряд зарубежных компаний.

С одной стороны, сам факт появления инвесторов, готовых к масштабным вложениям в развитие производств, можно только приветствовать. С другой - издержки российского законодательства и нередкая ангажированность судебных и арбитражных органов позволяют проводить крайне агрессивную политику поглощений, объявляя банкротами и вполне эффективно работающие предприятия (материалы о несовершенстве действующего закона о банкротствах многократно появлялись на страницах журнала «Эксперт»). За последний год серьезные конфликты в сфере передела собственности возникали на Братском ЛПК, Архангельском ЦБК, Сыктывкарском ЛПК, чьи показатели деятельности явно не свидетельствуют о безысходном кризисе.

Однако, даже абстрагируясь от вопроса, насколько экономически целесообразна смена собственника в той или иной компании, силовые методы получения контроля над рядом предприятий лесоперерабатывающего комплекса наносят серьезный урон инвестиционной привлекательности отрасли. До тех пор, пока доступ к активам компании можно получить путем простой перекупки его задолженности (причем требуемые для этого размеры долгов часто невелики и потому дешевы), а смена владельцев предприятий будет сопровождаться едва ли не вооруженным противостоянием служб безопасности конфликтующих сторон, говорить о приходе серьезных зарубежных инвесторов в отрасль рано.

Низкая доходность бизнеса и из-за неэффективной структуры производства и экспорта.

В мировой практике рентабельность компаний, работающих в лесном бизнесе, достигается за счет максимально глубокой переработки сырья и производства полного ассортимента продукции на основе древесины - от пиломатериалов до высококачественной бумаги и продукции лесохимии. При этом наиболее доходной является продукция высоких технологических пределов.

В России складывается иная ситуация. Проблемы здесь не ограничиваются низким уровнем вертикальной интеграции производителей, отсутствием необходимых технологий и оборудования, хотя и это обстоятельство играет существенную роль (об этом ниже).

Структура производства изделий на основе древесины у отечественных производителей во многом диктуется пропорциями в экспортных поставках, на которые приходится свыше половины произведенной в РФ продукции. Спросом за рубежом пользуются преимущественно продукты с низкой добавленной стоимостью. Так, на круглые лесоматериалы и пиломатериалы приходится более половины российского экспорта. Остальную часть занимают целлюлоза, а также бумага и картон. Однако вывоз сравнительно технологичной лесопродукции сдерживается довольно значительными экспортными тарифами, в то время как продукция низких переделов - круглый лес - экспортируется беспошлинно. Так, при вывозе целлюлозы, бумаги и картона российский экспортер должен уплатить в виде таможенного тарифа 10 % таможенной стоимости.

Действующая тарифная политика приводит к снижению ценовой конкурентоспособности российских полуфабрикатов и конечных продуктов переработки древесины на мировом рынке (причем складывающаяся конъюнктура мирового рынка и без того не благоприятствует отечественным производителям), на практике стимулируя экспорте-

ров к вывозу сырья. Трудно ожидать, что в этих условиях компании будут заинтересованы в переориентации производства с целью повышения доли продукции высоких пределов, особенно учитывая сравнительно узкий рынок данной продукции в России.

Одним из стимулов для улучшения структуры производства продукции лесопромышленного комплекса могли бы стать формирование и реализация четко акцентированной инвестиционной политики. Определив наиболее перспективные и важные, с точки зрения общего развития экономики страны, сегменты лесного комплекса, правительство потенциально способно обеспечить продвижение именно этих секторов как за счет индикативного влияния на рынок, так и в результате использования налоговых и тарифных инструментов, ориентированных на стимуляцию непосредственных производителей.

Вместе с тем, никакая государственная поддержка не будет результативна до тех пор, пока сами производители не станут предпринимать конкретные действия, направленные на повышение эффективности бизнеса, вкладывая в ее реализацию собственные средства.

Отсутствие специализированной машиностроительной базы

В настоящее время даже сравнительно благополучные предприятия, имеющие достаточно средств на проведение технического перевооружения производств, вынуждены нести издержки, связанные с закупкой оборудования. Отечественное машиностроение даже во времена бывшего СССР не выпускало всю номенклатуру необходимых отрасли машин. Производимые же виды оборудования по качеству, как правило, существенно уступали зарубежным аналогам. Большинство целлюлозно-бумажных комбинатов, построенных во времена расцвета СССР, оснащалось за счет поставок из-за рубежа, причем доля импортного оборудования достигала 80 %.

После распада Союза часть машиностроительной базы осталась за пределами России, да и качество продукции отечественных машиностроителей не улучшилось. Поэтому практически все крупные предприятия лесного комплекса в той или иной мере вынуждены приобретать оборудование по импорту, не имея никаких альтернатив. Повышение конкурентоспособности российских производителей продукции лесопереработки требует коррекции таможенной политики государства за счет значительного снижения или полной отмены пошлин на импортируемое производственное оборудование, не производимое в России. Тем более, что потери бюджета можно сравнительно легко компенсировать, обложив экспорт необработанной древесины более высокими пошлинами.

Необходима и одновременная поддержка системы лизинга техники для лесозаготовок и создание системы налоговых льгот для отечественных машиностроительных корпораций, развивающих совместные проекты с ведущими иностранными фирмами-производителями специализированного оборудования для лесного комплекса.

Временной ресурс

Круг очерченных проблем, возникающих при инвестировании в российский лесной комплекс, далеко не полон. Однако даже при немедленных действиях по разрешению поставленных здесь вопросов конечный результат может быть уже признан несколько запоздалым.

При сложившейся практике не менее года-двух уйдет на разработку и реализацию конкретных мероприятий, направленных на улучшение инвестиционного климата в отрасли. Столько же, если не больше, потребуется и инвесторам для того, что бы поверить в эффективность действующей системы и безопасность своих вложений в лесную промышленность России. Да и инвестиционный цикл в отрасли достаточно длинен: окупаемость крупных проектов возможна в лучшем

случае через 3-5 лет после первоначальных инвестиций. Таким образом, для реальной отдачи от оздоровления инвестиционного климата в отрасли вряд ли потребуется не менее 8-10 лет. Однако потенциал российского лесного комплекса стоит того, чтобы приняться за дело.

Неэффективная система управления финансами

Управление финансами является наиважнейшей частью системы управления предприятием, наряду с управлением производством, продажами, логистикой. Повышение эффективности управления финансами на предприятиях лесного сектора необходимо не только для повышения привлекательности данного вида бизнеса перед инвесторами, но и, в первую очередь, для повышения управляемости предприятия и всех его

финансовых систем, таких, как управление денежными средствами, дебиторской и кредиторской задолженностями, затратами, краткосрочными финансовыми вложениями.

Все перечисленные выше финансовые подсистемы влияют на доходность любого бизнеса, и грамотное управление ими позволяет достигать увеличения прибыли. Построение эффективной системы управления финансами стоит особо остро для предприятий лесопромышленного комплекса в связи с невысокой доходностью бизнеса и чрезвычайно сильной изношенностью основных средств.

Задача исправления всех проанализированных выше причин, сдерживающих инвестиции в предприятия лесопромышленного комплекса России, стоит перед каждым предприятием и является основополагающей для дальнейшего их развития.

МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИОННОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ СТРУКТУР ГОСУДАРСТВЕННОГО И ХОЗЯЙСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ЛЕСАМИ

Л.М. ЧЕРНЯКЕВИЧ, доцент Мар ГТУ, г. Йошкар-Ола

Структурные реформы лесного хозяйства направлены на реализацию экономической политики России по формированию рыночно ориентированной социально-экономической системы. В соответствии с классификацией видов экономической деятельности «лесное хозяйство и предоставление услуг в этой сфере» включают лесоводство и лесозаготовки, а также предоставление услуг в области лесоводства и лесозаготовок. Институциональные и структурные реформы 90-х годов в лесном хозяйстве создали условия функционирования рыночной среды в сфере лесозаготовок, лесопользования.

Следующий этап реформы лесного хозяйства необходимо рассматривать в плане реформы управления государственной

собственностью, административной реформы и структурных реформ в отраслях естественных монополий.

Принципы структурных реформ - это правила, на которых основан процесс реформирования. В качестве базовых принципов структурных реформ лесного хозяйства рассматриваются:

- раздельное исполнение функций государства в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов как органа государственного управления лесами, преследующего публичные общегосударственные интересы, и функций государства как лесовладельца, экономического субъекта, в соответствии с его экономическими интересами по управлению государственной собственностью на лесной фонд;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.