Научная статья на тему 'Анализ формирования толерантного сознания в текстах СМИ'

Анализ формирования толерантного сознания в текстах СМИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
48
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОЛЕРАНТНОСТЬ / TOLERANCE / АКТИВНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ACTIVE TOLERANCE / КОММУНИКАТИВНОЕ "СОТРУДНИЧЕСТВО" / COMMUNICATIVE "COOPERATION"

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Сидельникова Екатерина Алексеевна

В статье освещается вопрос «активной толерантности», проявляемой автором экономических текстов в средствах массовой информации, реализуемой при помощи отбора языковых средств и формирующей толерантные настроения социальных групп.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article highlights the issue of «active tolerance», revealed by an author of the economic texts of mass media, realized by selection of the language means and forming a tolerant mood of social groups.

Текст научной работы на тему «Анализ формирования толерантного сознания в текстах СМИ»

3. Махмутова Р. Л. Основные типы энантиосемии в современном русском языке. Казань, 2009.

4. Нечаев А. А. Источники и виды энантиосемии // Молодой ученый. 2014. №6. С. 638-641.

5. Alex Eulenberg, SUM: Words that are their own opposites, pt. 1. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://lingui&M.org/issues/6/6-74.html. (Дата обращения: 27.04.2016).

6. Kernerman English Multilingual Dictionary.

[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. thefreedictionary.com/call+on. (Дата обращения: 27.04.2016).

7. Random House Kernerman Webber's College Dictionary. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.thefreedictionary.com/let. (Дата обращения: 27.04.2016).

АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОГО СОЗНАНИЯ В

ТЕКСТАХ СМИ

Сидельникова Екатерина Алексеевна

Кандидат фил. наук, СКФУ, доцент кафедры теории и практики перевода

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ. «Толерантность как компетентностная составляющая коммуникативно гибкой языковой личности в условиях поликультурного Северо-Кавказского региона», проект N° 15-04-00126

АННОТАЦИЯ

В статье освещается вопрос «активной толерантности», проявляемой автором экономических текстов в средствах массовой информации, реализуемой при помощи отбора языковых средств и формирующей толерантные настроения социальных групп.

ABSTRACT

The article highlights the issue of «active tolerance», revealed by an author of the economic texts of mass media, realized by selection of the language means and forming a tolerant mood of social groups.

Ключевые слова: толерантность, активная толерантность, коммуникативное «сотрудничество».

Keywords: tolerance, active tolerance, communicative «cooperation».

Печатные СМИ, определяющие общественную «повестку дня» и выступающие лидером мнений, потенциально способны формировать и массово распространять толерантные настроения. В связи с этим возникает необходимость изучения данного пространства с целью определения соотношения в нем толерантности. Рост социальной напряженности обусловлен несоответствием доходов населения, безработицей, ростом цен и пр. [2, с. 112].

Толерантность экономических убеждений предполагает наличие терпимости к экономическим интересам конкурентов, способности вести честную борьбу в процессе осуществления финансовых операций. При наличии толерантности в данной сфере здоровая конкуренция будет эффективно способствовать экономическому прогрессу, стимулированию активной деятельности как отдельных индивидов, так и целых социальных групп.

М.П. Мчедлов, директор центра «Религия в современном обществе», доктор философских наук, профессор отмечает: «Коль скоро людям свойственны различные воззрения и интересы, то терпимость становится основой их цивилизованных отношений, нормой совместной жизнедеятельности» [4, с. 59]. Особенно необходима она в России не только из-за традиционного полиэтнического и многоконфессионного характера, но и ввиду особенностей переживаемого ею периода радикальных трансформаций, разброда идейных ориентиров, переоценки ценностей.

В политологии толерантность определяется как «позиция тех или иных политических сил, выражающая их готов-

ность допускать существование инакомыслия в своих рядах; в случае, если эти силы находятся у власти. Толерантность проявляется в их политике допускать деятельность оппозиции в конституционных рамках, толкуемых с максимальной широтой. В жизни отдельной личности толерантность -проявление готовности прислушаться к мнению политических противников, стремление их переубедить» [5].

С.Л. Каганович в статье «Пути формирования толерантного сознания в российской школе» говорит не просто о способности «терпеть» рядом «другого», но - об «активной толерантности», т.е. - об умении активно сотрудничать с «другим», а для этого - идти на компромиссы, договариваться, находить точки соприкосновения. В то же время «активная толерантность» - это и умение «мирно», неконфликтно убедить «другого» в своей правоте, поспорить, отстоять свое мнение. Наконец - это непосредственное действие, способность ... защитить права другого и т.д. [3].

В связи с этим говорящий в своем речевом поведении, руководствуясь целью быть понятым, ориентируется на коммуникативное «сотрудничество» с адресатом, на поиск таких форм общения, которые были бы наиболее эффективны для взаимопонимания. Отсюда вытекает необходимость для коммуникантов находить общий язык не только в терминологическом смысле этого словосочетания, но и в переносном: «преуспеть в совершении такого языкового отбора для высказывания, который свидетельствовал бы о способности говорящего актуализировать навыки..., соответствующие ожиданиям» слушающего [1, с. 60-61]. Этот тезис актуален

и для текстов СМИ, нацеленных на адекватное заданной интенции сочетание информативной и воздействующей функций, реализация которых возможна с помощью таких маркеров речевого поведения, как языковые средства.

Так, с целью выявления языковых средств формирования толерантного сознания у аудитории в той или иной экономической ситуации разберем статью Алексея Улюкаева, вступившего в должность министра экономического развития РФ в 2013 году, о выборе идеологии экономической политики, опубликованную в № 4065 газеты «Ведомости» от 28.04.2016 под заголовком: Экономическая политика: Поиск равновесия в разделе Аналитика: «Как стимулировать инвестиции» [http://www.vedomoйi.ru/opinюn/artides/2016/04/2 8/639386 йтиШота^ейМШЗ].

В первом абзаце автор пишет: «Россия за последние два года пережила «идеальный шторм». В одной стране за короткое время сработали практически все риски, которые мы считали критичными для экономики...».

С лингвистической точки зрения, данный контекст оказывает толерантное влияние на читателя, поскольку оксюморон «идеальный шторм» не вызывает того негативного отношения к экономическим трудностям, как следующие слова того же предложения: «.резкое падение цен на нефть и на целый ряд сырьевых товаров российского экспорта, ограничения на доступ к внешнему финансированию и технологиям, политические ограничения на взаимодействие зарубежных компаний и банков с российскими,.».

А. Улюкаев перечисляет все те риски, которые страна пережила в сфере экономики в форме градации, постепенно наращивая негативно эмоциональную значимость случившегося, и добавляет: «Значительный рост на этом фоне нервозности инвесторов и волатильности рынков, ухудшение настроений бизнеса дополнили общую картину». Так, сообщение, рассчитанное на спокойное восприятие информации, было трансформировано в ее деструктивное представление.

Тем не менее, в сознании читателя неодобрительное отношение к подобному положению дел не укореняется, поскольку далее автор находит выход даже в такой, казалось бы, безнадежной ситуации и пишет: «Экономика, однако, показала значительный запас прочности и вполне адекватную рыночную реакцию на открывающиеся в кризис возможности. Падение ВВП по итогам года составило 3,7%, хотя в такой ситуации большинство экспертов предсказывало значительно более драматичные цифры.».

Господин Улюкаев прибегает к «активной толерантности» и в следующем абзаце: «Торговля из драйвера превратилась в тормоз глобального экономического роста. Резко обострились глобальные вызовы в сфере безопасности, серьезно разбалансирована геополитическая ситуация». Автор «мирно», неконфликтно убеждает своего читателя в том, что: «.даже в таких условиях российская экономика чувствует себя в целом вполне прилично. .Главный фактор этого - набранный запас прочности самой экономики, компетенций частного бизнеса».

Министр заступается за правительство, проводившее «адекватную антикризисную политику, смягчившую для экономики жесткость «посадки» и создавшую условия для использования имеющихся и новых конкурентных преимуществ», что также понимается нами как «активная толерантность». Метафора жесткость «посадки» отправляет наше сознание к приземлению самолета и может означать поиск возможностей остановить падение экономики.

Активное сотрудничество с реципиентом прослеживается и в следующем контексте: «Сейчас, буквально в ближайшие 2-3 месяца, важно правильно сделать выбор в отношении идеологии экономической политики на среднесрочную перспективу, которая должна обеспечить структурную перестройку экономики, новую модель роста». Автор толерантно предлагает решение, необходимое принять в той «сложнейшей ситуации, в которой мы оказались». Метонимическое употребление слова политика гармонично доводит до правительства идею обеспечения структурной перестройки экономики и новой модели роста.

В последующих контекстах данной статьи «активная толерантность» министра проявляется в ряде предложений, вносимых с целью решения экономических трудностей: разработать сложную умную политику, инфляционное тар-гетирование, бюджетную сбалансированность, активную инвестиционную политику, принцип «инфляция минус»; повысить уровень определенности в экономике и улучшить качество бизнессреды; снизить инфляцию и процентные ставки и т.д.

В итоге, анализ статьи А. Улюкаева позволил выявить такую особенность речепорождения, как формирование толерантного сознания через «активную толерантность», которая выражается в умении находить точки соприкосновения при помощи языковых средств даже в самых, казалось бы, безнадежных ситуациях, «мирно», неконфликтно убедить «другого» в своей правоте, поспорить, отстоять свое мнение, заступиться за чьи-либо действия.

Список литературы:

1. Винокур Т.Г. Говорящий и слушающий: Варианты речевого поведения. - М.: Наука, 1993. - 171 с.

2. Дзялошинский И.М. Толерантность и мультикуль-турализм - ценностные ориентиры СМИ // Национальный психологический журнал. - 2011. - №2(6). - С.122-125.

3. Каганович С.Л. http://www.to1erance.ru/Puti-formirovaniya.php?PrPage=Deti

4. Мчедлов М.П. Терпимость - свойство культуры, путь к гражданскому согласию // Свободная мысль. - 1994. - №5. - С. 59-69.

5. http://chechen.izbirkom.ru/way/968130/sx/art/934582/ ср/1/Ьг/931690.Ыт!.Ыт1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.