Научная статья на тему 'Анализ формирования правовой компетентности студентов аэрокосмического профиля в воспитательном пространстве вуза'

Анализ формирования правовой компетентности студентов аэрокосмического профиля в воспитательном пространстве вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
78
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / COMPETENCE-BASED APPROACH / ПРАВОВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ПРАВОВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / LEGAL COMPETENCE / СТУДЕНТ АЭРОКОСМИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ / THE STUDENT AEROSPACE PROFILE / ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ВУЗА / EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE UNIVERSITY / LEGAL EXPERTISE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шиханова Е. Г.

В статье рассматриваются вопросы формирования правовой компетентности студентов аэрокосмического профиля. Определены пути ее формирования, и в качестве наиболее эффективного отмечена внеучебная деятельность студентов. Предложена программа по формированию правовой компетентности студентов. Приведены результаты анализа процесса формирования правовой компетентности студентов аэрокосмического профиля в воспитательном пространстве вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шиханова Е. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ANALYSIS OF FORMATION LEGAL COMPETENCE STUDENT’S AEROSPACE PROFILE IN THE EDUCATIONAL SPACE OF THE UNIVERSITY

In the article focuses the questions of formation legal competence of students aerospace profile. The ways of formation and as the most effective noted extracurricular activities of students.As solutions are proposed the program for the formation of legal competence of students.The results of the analysis of the process of formation of legal competence of students of aerospace's profile in the educational space of the University.

Текст научной работы на тему «Анализ формирования правовой компетентности студентов аэрокосмического профиля в воспитательном пространстве вуза»

УДК 378.1

Е.Г. Шиханова*

АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ АЭРОКОСМИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВУЗА

В статье рассматриваются вопросы формирования правовой компетентности студентов аэрокосмического профиля. Определены пути ее формирования, и в качестве наиболее эффективного отмечена внеучебная деятельность студентов. Предложена программа по формированию правовой компетентности студентов. Приведены результаты анализа процесса формирования правовой компетентности студентов аэрокосмического профиля в воспитательном пространстве вуза.

Ключевые слова: компетентностный подход, правовая компетентность, правовые компетенции, студент аэрокосмического профиля, воспитательное пространство вуза.

Компетентностный подход в подготовке специалистов изменил образовательную траекторию высших учебных заведений. В наибольшей степени это касается технических вузов. Если еще недавно для получения высшего образования основным были узкопрофильные знания будущего специалиста, то теперь наряду с этим от будущего инженера требуется наличие общекультурных компетенций, таких как: умение работать с большим объемом информации, умение использовать нормативно-правовые акты в повседневной и профессиональной деятельности и др. Таким образом, сегодня работодатель заинтересован в техническом специалисте с активной гражданской позицией, развитой экономической, информационной и правовой культурой, способного самостоятельно принимать решения в нестандартных ситуациях.

В федеральных образовательных стандартах Российской Федерации (далее - ФГОС РФ) компетенции делятся на общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные. Исследователи, изучающие данную научную сферу, выделяют различные виды компетенций и базирующихся на них компетентностей. В настоящей статье мы остановимся на правовой компетентности студентов аэрокосмического профиля.

Проведенное нами ранее исследование выявило, что студенты 4 курса аэрокосмического профиля подготовки Самарского университета обладают уровнем правовой компетентности ниже среднего, что является недостаточным уровнем для специалиста с высшим образованием. У таких студентов есть потенциал для развития своих правовых знаний, умений и навыков как в повседневной, так и в профессиональной сферах. Работа по формированию правовой компетентности студентов аэрокосмического профиля важна, потому что данное направление является одним из приоритетных и грамотные специалисты этой отрасли необходимы для развития науки, промышленности, обороны и экономики. Вышеперечисленные факты подтвердили актуальность проблемы и предопределили цель настоящего исследования: анализ процесса формирования правовой компетентности студентов аэрокосмического профиля. В соответствие с чем, поставлены следующие задачи: провести теоретический анализ подходов к определению правовой компетентности, определить содержание правовой компетентности студентов аэрокосмического профиля, разобрать пути формирования правовой компетентности студентов аэрокосмического профиля, проанализировать полученные результаты.

Многообразие подходов к вопросу определения правовой компетентности студентов различных профилей обучения и путей их формирования содержится в трудах К.Э. Безукладникова и Г.Ш. Сыпа-чевой [1], Л.А. Высоцкого [2], М.В. Горбушиной [3], А.В. Коротун [4], М.Е. Поляковой [5], И.Ю. Серя-евой [6], М.А. Соболевой [7], О.Р. Чудинова и др.

Ранее нами уже проводился теоретический анализ мнений авторов, и мы пришли к выводу, что правовая компетентность представляет собой совокупность способностей и готовностей, позволяющих специалисту выступать активным членом гражданского общества, реализовывать свои права и обязанности в рамках правового поля, на основе полученных правовых знаний, умений и навыков, с правильными ценностными ориентациями правового характера [8].

* © Шиханова Е.Г., 2017

Шиханова Елена Геннадиевна ([email protected]), кафедра социальных систем и права, Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева, 443086, Российская Федерация, г. Самара, Московское шоссе, 34.

В качестве исследуемой группы нами были выбраны студенты, обучающиеся по следующим профилям обучения института ракетно-космической техники с уточнением специализации выпускающихся специалистов:

• 24.03.01 Ракетные комплексы и космонавтика (Динамика и управление траекторным и угловым движением космических аппаратов и разгонных блоков; Малогабаритные космические аппараты и наноспутники; Ракетные транспортные системы; Космические аппараты; Наноспутники и на-носпутниковые технологии);

• 24.05.01 Проектирование, производство и эксплуатация ракет и ракетно-космических комплексов (Ракетные транспортные системы; Пилотируемые и автоматические космические аппараты и системы; Моделирование и информационные технологии проектирования ракетно-космических систем; Ракетно-космические композитные конструкции; Производство и технологическая отработка изделий ракетно-космической техники);

• 22.03.02 Металлургия (Аэрокосмические материалы и технологии);

• 15.03.01 Машиностроение (Информационные технологии обработки давлением в аэрокосмической технике; Машиностроительные технологии и оборудование);

• 15.03.03 Прикладная механика (Прочность летательных аппаратов; Материаловедение и термическая обработка).

Проанализировав ФГОС РФ по указанным профилям подготовки мы выявили, что правовые компетентности содержатся как среди общекультурных (способность использовать основы правовых знаний в различных сферах жизнедеятельности (ОК-4), или способность использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-5), или способность использовать общеправовые знания в различных сферах деятельности (ОК-6)), так и профессиональных (способность к контролю соответствия разрабатываемых проектов и технической документации стандартам, техническим условиям и другим нормативным документам (ПК-18), или способность и готовность соблюдать нормативные требования по эксплуатации изделий на объектах ракетно-комического комплекса (ПК-20), или способность выполнять нормативные требования, обеспечивающие безопасность руководимого коллектива (ПК-36)) компетенций, что позволяет сделать вывод об интегральности правовой компетентности специалиста аэрокосмического профиля. Таким образом, правовая компетентность студента аэрокосмического профиля - это совокупность общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций правосодержащего и правообеспечивающего характера.

В Самарском университете работа по формированию правовой компетентности ведется по двум направлениям: учебное и внеучебное. В учебной деятельности активную роль в формировании вышеопределенных знаний, умений и навыков играют учебные дисциплины правового профиля (правоведение, правовые основы инженерной деятельности, основы трудового права, транспортное право, авиационное законодательство и др.). Немаловажную роль играют также педагоги, преподающие иные дисциплины, в том числе технические. Они своим отношением к действующей власти, законам формируют у студентов эмоционально-ценностное отношение к правовой системе своей страны, к действующим законам, что в дальнейшем повлияет на правомерность их поведения. Стимулирующим познавательным эффектом обладает научно-исследовательская работа студентов по правовым дисциплинам или смежным с ними, что способствует углублению правовых знаний, позволяет студентам повысить свою правовую информированность и осведомленность. Внеучебный компонент реализуется за счет комплекса мероприятий и соревнований проходящих в вузе, направленных на формирование правовой культуры будущих инженеров.

С целью изучения вышеназванных путей формирования правовой компетентности нами были выбраны две группы студентов первого курса, одна из которых была вовлечена в деятельность, реализуемую в воспитательном пространстве вуза и направленную на формирование их правовой компетентности. Далее была разработана программа педагогических событий, которая включала в себя семь этапов, соотнесенными с семестрами обучения. События были построены по принципу последовательности, своевременности и актуальности. Программа включала в себя все формы работы в воспитательном пространстве вуза на микроуровне, мезоуровне и макроуровне, такие как: мероприятия - направленные на неопределенный круг лиц, соревнования (конкурсы), деятельность вузовского профильного студенческого объединения и индивидуальную работу.

Исследование проводилось в течение четырех лет обучения студентов. Подготовительный этап формирования правовой культуры не включается в указанные семь и является предшествующим. На указанном этапе создается профильное правовое объединение студентов - актив, который и будет способствовать реализации самой программы в стенах вуза.

На первом этапе в рамках адаптационного выезда первокурсников актив профильного студенческого объединения в рамках рабочей площадки презентует себя, информируют первокурсников о наличии в вузе профильной организации и проводимых ими мероприятиях правового характера, мотивирует

студентов участвовать в предложенной деятельности. Событие проходит на мезоуровне в форме игрового мероприятия. В мероприятии задействованы 100 % студентов-первокурсников института ракет-но-комической техники. По результатам проведенного мероприятия 81 % студентов проявили заинтересованность к мероприятиям правового характера, 14 % выразили желания стать членом общественного объединения в целях активного участия в его деятельности.

На этом же этапе чуть позднее на территории кампуса университета проходит первое масштабное игровое мероприятие макроуровня - «Статус-студент», в котором может принять участие неограниченное количество команд в составе 5-6 человек. Событие объединило в себе две составляющие: ознакомление студентов с их новым статусом, т. е. правами и обязанностями и знакомство с территорией, корпусами и знаковыми местами своего университета. В данном мероприятии приняло участие около 48 % обучающихся института ракетно-комической техники.

На втором этапе и по совместительству втором семестре обучения студенты уже сдали свою первую сессию и столкнулись с некоторыми ситуациями и вопросами правового характера. Например, получение и дача взятки. Система образования является одной из коррумпированных сфер нашей жизнедеятельности, что определяет целесообразность проведения на данном этапе (во втором семестре) просветительского мероприятия с участием сотрудников правоохранительных органов для студентов первокурсников на тему «Коррупция в студенческой среде». Встреча проходит в форме активной лекции с использованием мультимедийного оборудования. Вовлеченность студентов аэрокосмического профиля составила 31 человек (включая контрольную группу). В этом же семестре любой желающий может поучаствовать в конкурсе эссе и помыслить на тему коррупционной составляющей нашей жизни. В конкурсе эссе участвовало 42 доклада студентов-первокурсников института ракетно-космической техники, два из которых были признаны лучшими.

На втором курсе проводится выездной обучающий лагерь-семинар для актива студенческих общественных объединений. В конце 3 семестра в рамках проекта проходит массовое игровое командное мероприятие «Квест 12/12», посвященное Дню Конституции РФ, которое позволяет студентам углубить свои теоретические знания действующего законодательства; познакомиться с адресным нахождением значимых служб и ведомств (прокуратура, суд, УФМС, отдел полиции и т. д.). Вовлеченность составила 61 % обучающихся института ракетно-комической техники.

Четвертый этап ознаменован самым масштабным мероприятием макроуровня всего проекта «Большие юридические игры», которое проводится в три этапа (отборочный, полуфинал, финал) в двух подгруппах (технический и гуманитарный профиль). В финале встречаются команды-победители среди разных профилей подготовки. Вовлеченность в данное мероприятие была максимальной, участие в нем приняло более 45 % всех обучающихся в университете, из которых 16 % - студенты института ракетно-космической техники.

В этом же семестре проходит параллельно правовой диктант - конкурс индивидуальных работ проводится на макроуровне, в нем может принять участие любой учащийся университета. Всего в мероприятии приняло участие 116 человек, из них 34 - студенты аэрокосмического профиля.

К пятому этапу (семестру) вовлеченность студентов во внеучебную деятельность, положительно влияющая на их правовую компетентность, достигает максимального значения, в связи с чем целесообразно углублять их правовые знания, умения и навыки и рассматривать ситуации частного характера. На данном этапе ребятам предлагается для участия три мероприятия, два из которых на антинаркотическую тематику и одно на тему защиты прав потребителей. В начале семестра проводится встреча с сотрудником прокуратуры по теме: «Правонарушения, связанные с незаконным оборотом наркотических и иных веществ». Форма по аналогии с проводимым на первом этапе - мероприятие просветительского характера, проводится на мезоуровне, потому что в него вовлечены только студенты третьего курса, из которых 27 студентов ракетно-космической техники. Далее по результатам лекции проводится конкурс эссе (макроуровень) на тему: «Зверь никогда не доходит до такого страшного падения, до какого доходит человек» (Н.А. Бердяев).

Познакомиться с защитой своих прав как потребителей студентам предлагается в процессе судебного заседания, которое они посещают, что помимо теоретических знаний, также дает дополнительные знания процессуального характера.

Шестой этап является продолжением пятого и раскрывает перед третьекурсниками правовые аспекты игровой зависимости и организации азартных игр. Ситуационно-ролевая игра «Ответственность за организацию и проведение азартных игр» проходит в форме игрового мероприятия макроуровня и позволяет им погрузиться в атмосферу азартных игр и их последствий и взглянуть на весь процесс с юридической точки зрения. В ситуационно-ролевую игру было вовлечено в общей сложности 176 человек, 125 из которых приняли участие в конкурсе эссе.

В этом же семестре проходит узко тематическое мероприятие - дебаты «Стрит-арт вне закона», посвященное грани между граффити-искусством и вандализмом. Охват мероприятия составил чуть меньше тридцати человек.

На завершающем (седьмом) этапе (выпускном курсе) студенты, многие из которых уже попробовали себя в трудовой деятельности, готовы к правовым аспектам трудового права. Более того, они сами заинтересованы в приобретении грамотности в этом вопросе. Познакомиться со всем этим предлагается путем вовлечения студентов в наглядно-ситуационную игру «Есть ли логика в трудовых отношениях?». Мероприятие мезоуровня предполагает участие только студентов аэрокосмического профиля, обучающихся на 4 курсе. Правила участия пришлось корректировать в процессе подготовки мероприятия, так как оказалось чрезмерно много желающих участвовать. В общей сложности приняли участие около 125 человек.

Логика последовательности этапов формирования в нашем случае полностью соответствовала возрастным и психологическим потребностям студентов в правовых знаниях, умениях и навыках. Таким образом, нам удается достичь максимальной заинтересованности в проводимых мероприятиях.

В заключение хотелось бы отметить, что на протяжении всех этапов формирования помимо предложенных мероприятий активом профильного студенческого клуба на постоянной основе ведется просветительская работа через студенческие СМИ по актуальным для студентов правовым проблемам и вопросам. Не менее двух раз в семестр проводятся съемки он-лайн вопросов студентов и разъяснения по ним от сотрудников прокуратуры Самарской области, которые далее транслируются на экранах вуза и телеканалах города. В официальных пабликах университета в социальных сетях любой желающий может получить помощь в решении вопроса правового характера, которая заключается не в решении их проблемы (так как ребята не имеют полномочий и должной компетенции), а в содействии найти решение с помощью законодательства или службы или ведомства, которое может помочь при решении проблемы. Ежегодно актив организует конференцию по актуальным для студентов правовым вопросам, тем самим, не только повышая их правовую культуру, но и активизируя их научную деятельность.

Позитивное воздействие воспитательного пространства на формирование личности студента уже отмечалось ранее авторами Л.В. Алиевой [10], О.О. Андронниковой и Н.С. Беззубовой [11], Л.П. Сак-соновой [12] и др. Анализируя проведенную работу, хотелось бы отметить положительные тенденции вовлеченности студентов в процесс формирования правовой компетентности студентов аэрокосмического профиля в воспитательном пространстве вуза. Путем систематизации педагогических событий нам удалось не просто вовлечь студентов, но и побудить их к активным действиям в сфере защиты своих прав. Таким образом, студенты, создавая инициативные группы, имели возможность вести диалог с администрацией вуза и вносить предложения по улучшению студенческой жизни не потому, что им так захотелось, а аргументируя свою позицию с точки зрения закона. Кроме того, качественным показателем является констатирующий этап эксперимента, который показал повышение уровня правовой компетентности студентов, входящих в экспериментальную группу с показателя ниже среднего до показателя выше среднего, по сравнению с показателем контрольной группы, уровень правовой компетентности которой не изменился по окончанию обучения и остался на таком же уровне ниже среднего.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что формирования правовой компетентности в воспитательном пространстве вуза является более эффективным для студентов аэрокосмического профиля. Процесс формирования их правовой компетентности должен быть непрерывным на протяжении всего времени обучения в вузе и представлен последовательной системой взаимосвязанных блоков взаимодействия субъектов в воспитательном пространстве вуза. Воспитательное пространство вуза позволяет восполнить пробелы формирования правовой компетентности будущих инженеров вне зависимости от содержания учебного процесса. Для корреляции форм и методов должны учитываться факторы, влияющие на формирование правовой культуры, а также изначальный уровень знаний и мотивация контингента.

Библиографический список

1. Безукладников К.Э., Сыпачева Г.Ш. Подходы к формированию правовых компетенций будущего учителя на интерактивной основе // Фундаментальные исследования. 2014. № 5-3. С. 577-583.

2. Высоцкий Л.А. Формирование правовой компетентности студентов колледжа на основе интегративно-модульных технологий обучению // Человек и образование. 2011. № 4 (29). С. 105-109.

3. Горбушина М.В. Аспекты формирования правовой компетентности студентов специальности «Социальная работа» в условиях вуза // КПЖ. 2007. № 3. С. 10-15.

4. Коротун А.В. Формирование правовой компетенции у будущих социальных педагогов в процессе профессиональной подготовки: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / А.В. Коротун. Екатеринбург, 2010. 279 с.

5. Полякова М.Е. Правовая компетентность в подготовке специалиста технической сферы // Актуальные проблемы права: сборник научных трудов. Вып. 6 / под ред. Е.В. Протас. М.: МГИУ, 2006. С. 380-382.

6. Серяева И.Ю. Формирование правовой компетентности студентов университета: дис. ... канд. пед. наук. Оренбург, 2005. 193 с.

7. Соболева М.А. Современные методы формирования правовой компетенции будущих специалистов сферы здравоохранения в процессе профессионального образования // Проблемы и перспективы развития образования: материалы Ш междунар. науч. конф. (г. Пермь, январь 2013 г.). Пермь: Меркурий, 2013. С. 127-129.

8. Чудинов О.Р. К понятию «Правовая компетентность инженера» // Вестник ПНИПУ Культура. История. Философия. Право. 2012. № 6. С. 93-104.

9. Шиханова Е.Г. Правовая компетентность будущего инженера в контексте формирования правовой культуры // Вестник Воронежского государственного университета. Сер.: Проблемы высшего образования. 2017. № 2. С. 102-106.

10. Алиева Л.В. Воспитательный потенциал образовательной деятельности вуза ценностная основа формирования общепрофессиональных компетенций студентов // КПЖ. 2015. № 4-1. С. 278-284.

11. Андронникова О.О., Беззубова Н.С. Методологические подходы к выделению универсальных компетенций, формируемых в воспитательном пространстве вуза // Вестник КемГУ 2017. № 1 (69). С. 85-89. DOI: 10.21603/2078-89752017-1-85-89.

12. Саксонова, Л.П. Воспитательное пространство вуза - среда формирования социокультурной компетентности будущих инженеров // Общепрофессиональные компетенции студентов в условиях модернизации образования: опыт формирования и оценивания: сб. науч. тр. Самара, 2016. С. 33-40.

References

1. Bezukladnikov K.E., Sipachev G.S. Podhody k formirovaniju pravovyh kompetencij budushhego uchitelja na interaktivnoj osnove [Approaches to formation of legal competence of future teacher on an interactive basis]. In: Fundamental'nye issledovanija [Fundamental research], 2014, no. 5-3, pp. 577-583 [in Russian].

2. Vysotsky L.A. Formirovanie pravovoj kompetentnosti studentov kolledzha na osnove integrativno-moduTnyh tehnologij obucheniju [Formation of legal competence of students of the College on the basis of integrative-modular technologies of training]. In: // Chelovek i obrazovanie [Man and education], 2011, no. 4 (29), pp. 105-109 [in Russian].

3. Goibushina M.V Aspekty formirovanija pravovoj kompetentnosti studentov special'nosti «Social'naja rabota» v uslovijah vuza [Aspects of formation of legal competence of students of the specialty «Social work» in terms of the University]. In: CSW, 2007, no. 3, pp. 10-15 [in Russian].

4. KorotunA.y Formirovanie pravovoj kompetencii u budushhih social'nyh pedagogov v processe professional'noj podgotovki [Formation of legal competence of future social teachers in the process of training]: dis. kand. ... ped. sciences: 13.00.08 / A.V Korotun Ekaterinburg, 2010, 279 p. [in Russian].

5. Polyakova M.E. Pravovaja kompetentnost' v podgotovke specialista tehnicheskoj sfery [Legal competence in training specialists of technical areas]. In Aktual'nye problemy prava:sbornik nauchnyh trudov [Actual problems of law: Collection of scientific works], vol. 6, ed. by of E.V Protasov]. Moscow: MGIU, 2006, pp. 380-382 [in Russian].

6. Seraiva I.Y. Formirovanie pravovoj kompetentnosti studentov universiteta [Formation of legal competence of students of the University]: dis. ... kand. ped. sciences. Orenburg, 2005, 193 p. [In Russian].

7. Soboleva M.A. Sovremennye metody formirovanija pravovoj kompetencii budushhih specialistov sfery zdravoohranenija v processe professional'nogo obrazovanija [Modern methods of formation of legal competence of future specialists in the sphere of health in the process of professional education]. In: Problemy i perspektivy razvitija obrazovanija: materidy III mezhdunar. nauch. konf. (g. Perm', janvar' 2013 g.) [Problems and prospects of education development: materials Conf. (Perm, January 2013)]. Perm: Mercury, 2013, pp.. 127-129 [in Russian].

8. Chudinov O.R. K ponjatiju «Pravovaja kompetentnost' inzhenera» [To the concept of "Legal competence of the engineer"]. In: Vestnik PNIPU. Kul'tura. Istorija. Filosofija. Pravo [Vestnik PNIPU. Culture. History. Philosophy. Right], 2012, no. 6, pp. 93-104 [in Russian].

9. Shikhanova E.G. [Legal competence of the future engineer in the context of formation of legal culture]. In: [Vestnik of the Voronezh state University. Series: Issues in higher education], 2017, no. 2, pp. 102-106 [in Russian],

10. Alieva L.y Vospitatel'nyj potential obrazovatel'noj dejatel'nosti vuza cennostnaja osnova formirovanija obshheprofessional'nyh kompetencij studentov [The Educational potential of the educational activities of the University value the basis of formation of professional competence of students]. In: CSW, 2015, no. 4-1, pp. 278-284 [in Russian].

11. Andronnikova A., Bezzubova N. Metodologicheskie podhody k vydeleniju universal'nyh kompetencij, formiruemyh v vospitatel'nom prostranstve vuza [With. Methodological approaches to the selection of generic competencies that are formed in the educational space of the University]. In: Bulletin of the KemSU, 2017, no. 1 (69), pp. 85-89. DOI: 10.21603/2078-8975-2017-185-89 [in Russian].

12. Saksonova L.P. Vospitatel'noe prostranstvo vuza - sreda formirovanija sociokul'turnoj kompetentnosti budushhih inzhenerov [The Educational space of the University - environment of formation of sociocultural competence of future engineers]. In: Obshheprofessional'nye kompetencii studentov v uslovijah modernizacii obrazovanija: opyt formirovanija i ocenivanija [General Professional competence of students in conditions of modernization of education: experience of formation and evaluation: collection of scientific works]. Samara, 2016, pp. 33-40 [in Russian].

E.G. Shikhanova*

THE ANALYSIS OF FORMATION LEGAL COMPETENCE STUDENT'S AEROSPACE PROFILE IN THE EDUCATIONAL SPACE OF THE UNIVERSITY

In the article focuses the questions of formation legal competence of students aerospace profile. The ways of formation and as the most effective noted extracurricular activities of students.As solutions are proposed the program for the formation of legal competence of students.The results of the analysis of the process of formation of legal competence of students of aerospace's profile in the educational space of the University.

Key words: competence-based approach, legal expertise, legal competence, the student aerospace profile, educational environment of the University.

Статья поступила в редакцию 2/IX/2017.

The article received 2/IX/2017.

Elena Gennadiyevna Shikhanova ([email protected]), Department of social systems and law, Samara National Research University, 34, Moskovskoze shosse, Russia, Samara, 443086, Russian Federation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.