2018, том 8, № 6
www.vestnik.nspu.ru
ISSN 2226-3365
© Е. Г. Шиханова, О. В. Кленкина, М. Г. Резниченко
DOI: 10.15293/2226-3365.1806.06
УДК 37.02+378+007
ЗАКОНОМЕРНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВУЗА
Е. Г. Шиханова, О. В. Кленкина, М. Г. Резниченко (Самара, Россия)
Проблема и цель. Авторами исследуется проблема формирования правовой культуры будущих специалистов, которая является универсальной характеристикой, обеспечивающей их конкурентоспособность на рынке труда. Цель исследования заключается в выявлении закономерностей формирования правовой культуры будущих специалистов в воспитательном пространстве вуза.
Методология. В ходе исследования применялся комплекс методов, адекватных предмету исследования: теоретический анализ философской, педагогической, психологической, социологической и методической литературы по теме исследования; анализ педагогического опыта; эмпирические методы (наблюдение, анкетирование: тестирование и самооценка, констатирующий и формирующий эксперименты); моделирование; методы математической статистики (достоверность разностей, корреляционный анализ).
Результаты. Авторами представлено обоснование методологической основы процесса формирования правовой культуры будущих инженеров. Проиллюстрирована модель формирования правовой культуры будущих инженеров в воспитательном пространстве вуза, обоснована эффективность ее использования в системе профессиональной подготовки специалистов технического профиля. Выявлено, что правовая культура будущих инженеров включает следующие блоки: целевой, методологический, содержательный, организационно-педагогический, критериально-оценочный и результативный. Обосновано, что модель формирования правовой культуры эффективно реализуется при наличии следующих условий: естественность и непрерывность такого процесса, формирование правовой культуры с учетом внешних и внутренних факторов, сознательное участие педагога и регулярный мониторинг динамики.
Заключение. Сделаны выводы о том, что процесс формирования правовой культуры будущего инженера обусловлен рядом закономерностей, при учете которых представляется
Шиханова Елена Геннадьевна - кандидат педагогических наук, ассистент кафедры социальных систем и права, Самарский национальный исследовательский университет имени академика С. П. Королева (Самарский университет). E-mail: [email protected]
Кленкина Ольга Валерьевна - кандидат юридических наук, декан юридического факультета, Самарский университет государственного управления «Международный институт рынка». E-mail: О[email protected]
Резниченко Мария Геннадьевна - доктор педагогических наук, профессор кафедры социальных систем и права, Самарский национальный исследовательский университет имени академика С. П. Королева (Самарский университет). E-mail: [email protected]
© 2011-2018 Вестник НГПУ Все права защищены
87
2018, том 8, № 6 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
возможным разработать и реализовать поэтапную программу формирования их правовой культуры, в результате чего сформируется специалист с высоким уровнем правовой культуры.
Ключевые слова: педагогическая модель; формирование правовой культуры; будущий инженер; уровни правовой культуры; компоненты правовой культуры; воспитательное пространство вуза.
Постановка проблемы
В современном обществе изменились требования к выпускникам образовательных организаций высшего образования. Если еще несколько лет назад при трудоустройстве для характеристики квалифицированного специалиста было достаточно оценить его профессиональные качества, то сегодня в перечень требований включаются: знание современных информационных технологий, коммуникативная компетенция, управленческие навыки, экономическая и правовая культура. Все указанные требования основаны на потребности сообщества в высококвалифицированных, социализированных, с развитыми социально-значимыми качествами личности профессионалах. Одной из наиболее востребованных универсальных качественных характеристик специалиста является правовая культура, пик формирования которой приходится на период обучения в университете. Правовая культура является неотъемлемой частью общей и профессиональной культуры, позволяя специалисту выступать активным субъектом различных правоотношений, не только как члена общества, но и как профессионала.
В век научно-технического прогресса предприятия высокотехнологичной промышленности, государство и мировое сообщество озвучивают потребность в грамотных кадрах, способных обеспечить не только сам технологический процесс, но и взаимодействие между структурами, задействованными в
этом процессе. В этот момент проявляется недостаточно сформированная компетентность инженеров гуманитарного блока. Одной из наиболее востребованных качественных характеристик будущего инженера является правовая культура, которая позволяет специалисту решать возникшие вопросы в рамках правового поля. Система профессиональной подготовки в настоящее время не способна удовлетворить потребности общества в инженерах с высоким уровнем правовой культуры.
Проведенное нами в 2012 г. пилотное исследование о готовности будущих инженеров к формированию правовой культуры подтвердило мнение ученых, что данная категория обладает низкой степенью восприятия правовой информации, что осложняет формирование правовой культуры1. В свою очередь, заданный темп научно-технического прогресса требует наличия у творцов прогресса (инженеров) правовых знаний, адекватного правового мышления и правоприменения, что подчеркивает потребность в формировании высокой правовой культуры технических специалистов в процессе обучения. Кроме того, исследователи отмечают, что в рамках традиционной образовательной концепции решить проблему не представляется возможным, что обусловливает поиск новых педагогических средств. Недостатки учебного процесса можно компенсировать вовлечением студентов во внеучебную деятельность.
1 Шиханова Е. Г. К вопросу о правовой культуре студентов // Научная дискуссия современной молодёжи: педагогика и психология: сборник статей междуна-
родной научно-практической конференции (28 сентября 2016 г.). - Пенза: Наука и Просвещение, 2016. - С. 50-52.
© 2011-2018 Вестник НГПУ
Все права защищены
88
Вестник Новосибирского государственного педагогического университета 2018, том 8, № 6 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
Проблема подготовки высококвалифицированных инженерных кадров в России и в мире является актуальной. Международные исследователи и исследователи российского инженерного образования выделяют такие современные проблемы обучения инженеров в высшей школе, как важность формирования новых стандартов подготовки инженеров с учетом расширения присутствия гуманитарных наук (R. G. Hadgraft [1]; Т. В. Лазутина, Ю. А. Темпель, О. А. Темпель [2]); необходимость сбалансированности теории, практики и опыта работы в процессе профессиональной подготовки (G. Nickola, J. Kriek [3]); стимулирования мотивации к обучению, в том числе гуманитарных дисциплин (E. Reyes, A. Enfedaque, J. C. Gálvez [4]; Е. Т. Китова [5]); потребность в непрерывности инженерного образования (O. Lawanto, J. Uziak, I. Villanueva, M. Scheaffer [6]); формирования социокультурных навыков, включая правовую компетентность (В. П. Рыжов [7]; О. Р. Чуди-нов [8]) и отсутствие выхода в процессе обучения за рамки собственно технических наук, как того требуют потребности общества (P. Egbert, J. W. Everett, F. Crockett, S. Farrell, M. Staehle [9]; M. Flynn, J. Everett, D. Whittinghill [10]; A. M. Газалиев [11]; H. A. Лызь, H. A. Познина [12]; В. В. Чешев [13]).
Проблема формирования правовой культуры молодежи не является новой, но исследователи не нашли универсального способа решения этой проблемы. Например, авторы, изучая процесс формирования социально значимых качеств студентов технического профиля, отмечают ряд особенностей образовательного процесса как способствующих, так и затрудняющих его: технизированная образовательная среда (H. A. Лызь, H. A. Познина [12]), формируемая в процессе подготовки специфика мышления студента технического профиля (Д. В. Гулякин
[14]) и уровень заинтересованности в изучении дисциплин гуманитарного блока (О. Г. Жукова [15], О. Р. Чудинов [8]).
Таким образом, все исследователи подчеркивают необходимость формирования общекультурных компетенций, развития социально значимых качеств будущих инженеров, увеличение гуманитарного блока в их профессиональной подготовке.
В свою очередь такие исследователи, как О. О. Андронникова, Н. С. Беззубова [16], М. Г. Резниченко [17], Р. М. Петрунева [18] и другие отмечают эффективность формирования социально значимых качеств личности в воспитательном пространстве. М. Г. Резни-ченко [17], исследуя воспитательное пространство вуза, характеризует его через педагогические события. Кроме того, значимость внеучебной деятельности в инженерном образовании отмечают и за рубежом (F. Mariasiu, H. M. Raboca [19]).
Таким образом, авторами исследуются отдельные проблемы профессиональной подготовки инженеров в вузе, в том числе правовой компетентности специалистов, однако комплексного анализа решения проблемы формирования их правовой культуры не проводилось.
Цель статьи заключается в теоретическом обосновании методологической основы и представлении результатов апробации модели формирования правовой культуры будущих инженеров в воспитательном пространстве вуза.
Методология исследования
В ходе исследования применялся комплекс методов, адекватных предмету исследования: теоретический анализ философской, педагогической, психологической, социологической и методической литературы по теме исследования; анализ педагогического опыта;
Вестник Новосибирского государственного педагогического университета 2018, том 8, № 6 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
эмпирические методы (наблюдение, анкетирование: тестирование и самооценка, констатирующий и формирующий эксперименты); моделирование.
Решение педагогических проблем путем моделирования процесса формирования является востребованным в настоящее время как в исследованиях российских авторов (С. А. Бе-шенков [20], М. В. Ядровская [21], Е. А. Ло-датко [22], П. А. Зверев [23]), так и зарубежных (T. Campbell, P. S. Oh., M. Maughn, N. Kiriazis, R. Zuwallack [24]; F. Böttcher, A. Meisert [25]; J. D. Gobert, L. O'Dwyer, P. Horwitz, B. C. Buckley, S. T. Levy, U. Wilen-sky [26]; R. K. Coll, B. France, I. Taylor [27]; S. Khan [28]; T. Louca, Z. C. Zacharia, C. P. Constantinou [29]). В рамках существующих исследований выделены основы систематизации моделей; проанализированы базовые и производные типы педагогических моделей, изучены составляющие моделей и связи между ними. Это позволяет сделать вывод о том, что метод моделирования в педагогике разработан на достаточном уровне и может быть применен для целей исследования. Иностранные исследователи определяют модель как «.. .не вполне точное с научной точки зрения; то есть, носящее предварительный характер и открытое для дальнейшего пересмотра и развития» [26, с. 657]. Российские исследователи придерживаются аналогичной концепции и понимают модель как «искусственно созданный объект в виде схемы, физических конструкций, знаковых форм или формул, который, будучи подобен исследуемому объекту (или явлению), отображает и воспроизводит в более простом и огрубленном виде структуру, свойства, взаимосвязи и отношения между элементами этого объекта» [20, с. 17]. Такое определение достаточно
точно передает основной смысл создания модели, который заключается в том, что мы ее используем для апробирования в качестве тестового образца, построенного по подобию оригинала, но, как правило, в более простой форме.
Суть моделирования заключается в упрощении действительности с целью проверки функционирования конкретных элементов. Метод моделирования в педагогике помогает объединить теоретические методы исследования с экспериментальными и увидеть предполагаемый результат.
Результаты исследования
В исследовании при разработке модели формирования правовой культуры будущих инженеров в воспитательном пространстве вуза основополагающими принципами являются: системность, интегрированность, целостность, обусловленность и логичность ее структурных компонентов, что позволяет считать ее системой взаимообусловленных блоков. С помощью модели возможно описать и обосновать процесс формирования правовой культуры будущих инженеров в воспитательном пространстве вуза (табл. 1).
Методологической основой при разработке данной модели послужили средовой, системно-структурный, личностно-ориенти-рованный и личностно-деятельностный, аксиологический и компетентностный подходы.
Средовой подход является определяющим, так как формирование правовой культуры будущих инженеров в рамках нашего исследования реализуется в воспитательном пространстве вуза. Дефиниции «воспитательная среда» и «воспитательное пространство» тесно взаимосвязаны между собой, воспитательное пространство является содержанием воспитательной среды.
Вестник Новосибирского государственного педагогического университета
2018, том 8, № 6
www.vestnik.nspu.ru
ISSN 2226-3365
Таблица 1
Модель формирования правовой культуры будущих инженеров в воспитательном пространстве вуза
Table 1
Model of formation of future engineers's legal culture in the educational space of the University
Целевой
Цель - формирование правовой культуры будущих инженеров в воспитательном пространстве вуза
к
5
го
1. Разработать и организовать условия формирования правовой культуры будущих инженеров
2. Повысить правовую информированность и осведомленность студентов о своем правовом статусе
3. Воспитать уважение к законам
4. Сформировать убеждение в полезности и целесообразности правомерного поведения
5. Развить умения и навыки реализации профессиональных функций в рамках правового поля
6. Отработать способы защиты своих и чужих прав на рабочем месте
Методологический
Подходы
средовой, системно-структурный, личностно-ориентированный и личностно-деятельностный, аксиологический и компетентностный подходы
Принципы
целеполагания, сознательности, доступности, актуализации правовых знаний, активности, ориентации на практическое применение, взаимосвязи образования с повседневной жизнью
Содержательный
Этапы
Формы
Методы
Средства
s н о о я а <и S о X о
а я
п
К =
И о
4
о
<и =
о <и
т
5
U
о
U
«
ч <и
Подготовительный
Ознакомительный Адаптационный Обучающий Углубленный Интерпретационный
Идеализирующий Профессиональный
Мероприятия Соревнования Студенческие общественные объединения
Беседы, консультации
воспитательные:
• личный пример педагога, куратора
• анализ ситуаций, дискуссии
• предъявление требований, поручение, стимулирование
• общественное мнение (взаимодействие внутри студенческих групп)
• формирование правосознания
• формирование опыта решения вопросов в рамках правового поля
справочно-пра-вовые ресурсы (СПС Консуль-тант+, Гарант), интернет-ресурсы, оборудованные орг. техникой аудитории, аудио-и видеоаппаратура, авторские методические рекомендации
Критериально-оценочный
Критерии
Когнитивный Эмоционально-волевой
Поведенческо-деятельностный
Уровни правовой культуры
Низкий
Ниже среднего Средний
Выше среднего Высокий
Результат: правовая культура будущего инженера
2018, том 8, № 6 www.vestnik.nspu.ru !ББЫ 2226-3365
Системно-структурный подход в процессе формирования правовой культуры будущих инженеров реализуется через интеграцию всех компонентов учебно-воспитательного процесса в единую, функционирующую и динамично развивающуюся систему. Мы рассматриваем процесс формирования правовой культуры будущих технических специалистов через призму системного подхода, поэтому этот процесс должен представлять собой целостную структуру, состоящую из взаимосвязанных компонентов.
Личностно-ориентированный подход позволяет реализовать процесс формирования правовой культуры, учитывая личностные особенности будущих инженеров, их интересы и ценностные ориентации, потребности и способности. Он позволяет адаптировать универсальные характеристики феномена правовой культуры личности для реализации инженером своих профессиональных функций.
Личностно-деятельностный подход помимо личностного компонента, содержит дея-тельностную составляющую и меняет схему педагогического общения. Личностно-деятель-ностный подход позволяет студенту самостоятельно организовать свое учебное и внеучебное время, выбирать способы и формы досуговой деятельности и подготовки к учебной.
Компетентностный подход направлен на развитие личности студента как результата формирования у него компетентности за счет решения социальных и профессиональных задач в процессе обучения. Компетентностный подход значим для формирования правовой культуры будущих инженеров, поскольку все ФГОС содержат правовые компетенции в составе общекультурных, общепрофессиональных или профессиональных компетенций. Уровень сформированности указанных компетенций определяется не объемом знаний, а
способностью решать профессиональные задачи на основе имеющихся знаний. Аксиологический подход позволяет компенсировать недостатки компетентностного подхода и наряду с формированием компетенций говорить о формировании ценнотных ориентаций (убеждений), являющихся ядром правовой культуры.
Представляется возможным формировать различные компоненты правовой культуры будущих инженеров в воспитательном пространстве вуза с помощью стандартных форм образования, таких как индивидуальные, групповые, коллективные занятия; тестирование и анкетирование; обучающие, проблемно-поисковые практикумы и семинары; дидактические, ситуационно-ролевые и моделирующие игры; научно-практические конференции; предметные олимпиады. Все указанные формы можно разделить на четыре основные группы: индивидуальная работа, студенческие объединения, соревновательные формы мероприятия.
В связи с реализацией событий, направленных на формирование правовой культуры, в воспитательном пространстве вуза нами отобраны воспитательные методы: личный пример педагога, куратора; интерпретация, анализ ситуаций, дискуссии; предъявление требований, поручение, стимулирование; общественное мнение; формирование правосознания; формирование опыта решения вопросов в рамках правового поля. Средства формирования также разнообразны и включают справочно-правовые ресурсы (СПС Консуль-тант+, Гарант), интернет-ресурсы, оборудованные организационной техникой аудитории, аудио- и видеоаппаратуру, наглядные пособия, текстовые материалы, авторские методические рекомендации.
Содержательный блок поделен на этапы формирования правовой культуры бу-
© 2011-2018 Вестник НГПУ
Все права защищены
92
2018, том 8, № 6 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
дущих инженеров. Он включает семь последовательных этапов, взаимосвязанных между собой. Предлагаемая программа ориентирована на минимальное количество времени обучения по действующим стандартам - бакалавриат (4 года). Следует отметить, что она может быть адаптирована под любую другую форму обучения и время.
Кратко затронем подготовительный этап формирования правовой культуры, который не включается в перечисленные семь и является предшествующим. На указанном этапе создается профильное правовое объединение студентов, инициативная группа, которая будет воздействовать на воспитательное пространство изнутри, мотивируя других студентов участвовать в предложенной деятельности. Данный этап является основополагающим и требует немало усилий со стороны инициаторов проекта. Подбор инициативной группы основывается на личностных качествах студентов. Следует отметить, что правовая культура таких студентов тоже должна быть на уровне выше среднего. Далее сформированная инициативная группа должна сама пройти мини-курс по повышению своей правовой культуры для того, чтобы транслировать знания и ценностные ориентации.
На первом этапе (ознакомительный) «Профессиональный» в рамках адаптационного выезда первокурсников актив профильного студенческого объединения презентует себя и мотивирует студентов участвовать в предложенной деятельности. В процессе сю-жетно-ролевой игры первокурсникам демонстрируются ситуации, где им необходимы правовые знания. В заключение презентуются личностные и профессиональные возможности и перспективы высокого уровня правовой культуры. На этом же этапе чуть позднее на территории кампуса университета проходит первое масштабное мероприятие, в котором
может принять участие неограниченное количество команд из 5-6 человек. Мероприятие построено по принципу квеста, т. е. участникам предлагаются задания (правового содержания), выполняя которые они двигаются к определенной цели.
На втором этапе (адаптационный) студентам представляется возможность столкнуться с некоторыми ситуациями и вопросами правового характера. Например, получение и дача взятки. Система образования является одной из коррумпированных сфер жизнедеятельности. Выделяют, как правило, два комплекса проблем: когда инициатива исходит от лица, которому она предоставляется или от лица, которое заинтересовано в ее даче. Таким образом, рассматривая первую ситуацию, студент, которого провоцируют на дачу взятки, не считает свои действия преступными, аргументируя это тем, что он не выступает инициатором, а только соглашается на предложенные условия, что само по себе ошибочно. Говоря о второй ситуации, сталкиваемся с тем, что студент, который ищет легкий путь к сдаче сессии, не только не осознает преступность своих действий, но становится объектом мошенничества, передавая свою зачетную книжку и деньги неопределенному лицу и не получая взамен отметки о сдаче. Во втором семестре проходит просветительское мероприятие с участием сотрудников правоохранительных органов для студентов-первокурсников. Далее любой желающий может поучаствовать в конкурсе эссе и поразмышлять на тему коррупционной составляющей нашей жизни.
Как правило, на втором курсе студенты уже ориентируются в воспитательном пространстве своего вуза и выбирают для себя траекторию участия или неучастия в общественной жизни университета. Студенты вто-
© 2011-2018 Вестник НГПУ
Все права защищены
93
2018, том 8, № 6 www.vestnik.nspu.ru !ББЫ 2226-3365
рокурсники активно пополняют ряды студенческих объединений и занимают руководящие посты. Это стало определяющим для проведения на третьем этапе (обучающий) лагеря-семинара для актива студенческих общественных объединений, в рамках которого проходит обучение по следующим направлениям: «Правовой статус студенческого общественного объединения», «Действующие локальные акты университета», «Структура университета», «Порядок согласования мероприятий разного уровня», «Материальная ответственность». В конце третьего семестра проходит массовое командное мероприятие «Квест 12/12», ориентированное на знание действующей Конституции РФ.
На четвертом этапе (углубленный) проходит самое масштабное мероприятие «Большие юридические игры», которое проводится в три этапа (отборочный, полуфинал, финал) в двух подгруппах (технический и гуманитарный профили). В финале встречаются команды-победители среди разных профилей подготовки. Отборочный этап проходит в рамках каждого института (факультета). Полуфинал проходит раздельно для гуманитарного и технического профилей обучения. В полуфинале встречаются победители отборочного этапа - по одной команде от института (факультета) - они представляют свой институт. В этом же семестре проходит параллельно правовой диктант, в котором может принять участие любой учащийся университета. Мероприятие позволяет выявить и отметить студентов, обладающих правовой грамотностью.
К пятому этапу (интерпретационный) вовлеченность студентов во внеучебную деятельность, положительно влияющую на их правовую культуру, достигает максимального значения, в связи с чем целесообразно углублять их правовые знания, умения и навыки и рассматривать ситуации частного характера.
На этом этапе студентам предлагается для участия три мероприятия, два из которых на антинаркотическую тематику и одно на тему защиты прав потребителей. Познакомиться с защитой своих прав как потребителей студентам предлагается в процессе судебного заседания, которое они посещают, что также дает дополнительные знания процессуального характера.
Шестой этап (идеализирующий) является продолжением пятого и раскрывает перед третьекурсниками правовые аспекты игровой зависимости и организации азартных игр. Как показывают исследования, студенты, особенно технического профиля, не видят ничего криминального в азартных играх, кроме того, они как технические специалисты имеют профессиональные умения и навыки, которые реализуют на практике, по организации различных развлекательных мероприятий в сети Интернет, позволяющих «заработать». В этом же семестре проходит узко тематическое мероприятие, посвященное ценностному выбору «качество или количество».
На завершающем (седьмом) этапе (профессиональный) студенты готовы к правовым аспектам трудового права. Более того, они сами заинтересованы в приобретении грамотности в этом вопросе. Этап формирования логично завершать углублением знаний, совершенствованием навыков использования именно трудового законодательства, формированием профессионально ориентированных представлений о правовом поле деятельности. Познакомиться со всем этим предлагается путем вовлечения студентов в наглядно-ситуационную игру «Есть ли логика в трудовых отношениях?»
Логика последовательности этапов формирования полностью соответствовала возрастным и психологическим потребностям студентов в правовым знаниях, умениях и
© 2011-2018 Вестник НГПУ
Все права защищены
94
2018, том 8, № 6 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
навыках. Таким образом, предполагалось достичь максимальной заинтересованности в проводимых мероприятиях.
Для определения уровня сформирован-ности правовой культуры будущих инженеров мы выделили три компонента: когнитивный, эмоционально-волевой и поведенческо-деятельностный. Представляется целесообразным соединить эмоциональный и волевой компоненты, поскольку для диагностики этих компонентов используются сходные методики. Поведенческий и деятельностный также объединены в один - формирование правовой активности будет результативным показателем только при наличие правомерного поведения.
В качестве критериев когнитивного компонента мы использовали: знание законов, умение работать с правовой информацией и нормативно-правовыми актами, осознание своего статуса в обществе, знание прав и обязанностей как своих, так и других членов общества. Эмоционально-волевой компонент характеризуют правовое воспитание (в аксиологическом смысле), убеждение в необходимости, полезности, целесообразности законов и иных правовых актов, внутреннее согласие с ними, понимание и осознание своего правового статуса. Поведенческо-деятельностный компонент включает соблюдение, исполнение и использование законов, правовую активность, поддержание правопорядка и противодействие беззаконию.
Говоря о сформированности правовой культуры будущих инженеров выделяем пять уровней по восходящей от низкого до высокого: 1 - низкий, 2 - ниже среднего, 3 - средний, 4 - выше среднего, 5 - высокий.
Анализируя мнения авторов, занимающихся проблемами формирования социально значимых качеств будущих инженеров и учи-
тывая опыт работы с данной категорией обучающихся, ранее уже отмечалось [30], что процесс формирования их правовой культуры обусловлен рядом закономерностей и неразрывно связан с созданием определенных педагогических условий. Педагогические условия являются неотъемлемым компонентом педагогической модели и представляют собой совокупность образовательных, организационных и материально-технических возможностей, способствующих эффективному функционированию модели.
В нашем исследовании педагогические условия определяются как совокупность мер, реализация которых будет способствовать повышению уровня сформированности правовой культуры будущих инженеров. Опираясь на анализ психолого-педагогической литературы, собственный педагогический опыт и опыт коллег-преподавателей высшей школы, а также на результаты, полученные в ходе проведения опытно-экспериментальной работы по проверке эффективности разработанной нами педагогической модели формирования правовой культуры будущих инженеров в воспитательном пространстве вуза, мы пришли к выводу, что формирование правовой культуры имеет зависимости, которые должны быть обеспечены педагогическими условиями.
1. Зависимость формирования правовой культуры от воспитательного пространства вуза: такой процесс будет естественным и непрерывным; будет создан актуальный источник правовой информации в доступной студенческой среде; у студентов будет возможность приобрести практические правовые навыки для решения вопросов повседневной жизни; будет организовано получение правовых знаний и навыков, необходимых в профессиональной деятельности технического
© 2011-2018 Вестник НГПУ
Все права защищены
95
Вестник Новосибирского государственного педагогического университета
2018, том 8, № 6
www.vestnik.nspu.ru
ISSN 2226-3365
специалиста, в течение всего образовательного процесса; образовательный и внеучеб-ный процессы будут сформированы таким образом, чтобы все субъекты осознавали себя личностью и свободно реализовали свои права и обязанности).
2. Зависимость формирования правовой культуры от внешних факторов (технизированная образовательная среда, недостаток или отсутствие учебных дисциплин правового профиля, отсутствие внешней мотивации к саморазвитию).
3. Зависимость формирования правовой культуры от психологических особенностей специалистов технического профиля: психологические особенности ценностных ориен-таций таких студентов (низкий уровень духовных ценностей) и психологические особенности личности с техническим складом ума (напряженность, сдержанность, сухость, робость, замкнутость, неумение точно и последовательно формулировать мысли, низкая культура речи, слабо развитая способность к самокритике, потребность в самообразовании и самовоспитании).
4. Зависимость формирования правовой культуры от профессиональных и личностных качеств педагога и куратора.
Обсуждение результатов
Для подтверждения эффективности разработанной модели формирования правовой культуры будущих инженеров был проведен педагогический эксперимент, который проходил в Самарском университете с 2012 по 2016 г. Для определения результативности использовался комплекс методик для диагностики уровня правовой культуры, в том числе авторская. Первичная диагностика констатировала низкий уровень сформированности правовой культуры исследуемого контингента. Диагностика проводилась среди студентов первого курса, обучающихся на техническом направлении. Всего в исследовании участвовало 382 человека. В последующем, в рандомном порядке было выделено две группы по 70 человек, которые составили контрольную и экспериментальную группы. По результатам опытно-экспериментальной работы (рис. 1), внедрения разработанной модели формирования правовой культуры, уровень правовой культуры вовлеченных в процесс студентов повысился до показателя выше среднего. В свою очередь показатель уровня правовой культуры студентов контрольной группы незначительно понизился.
Рис. 1. Показатели уровня сформированности правовой культуры Fig. 1. Indicators of the level of formation of legal culture
© 2011-2018 Вестник НГПУ
Все права защищены
96
2018, том 8, № 6 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
Положительную динамику развития показателей уровня сформированности правовой культуры мы связываем с эффективностью разработанной модели формирования правовой культуры будущих инженеров в воспитательном пространстве вуза.
Заключение
Правовая культура инженера является интегральным образованием личности, включающим правовые знания, положительное отношение к действующей правовой системе и правомерное поведение, которые способствует качественному выполнению профессиональных функций в рамках правового поля. Решению проблемы низкой правовой культуры, а также невозможности сформировать правовую культуру в процессе профессиональной подготовки в вузе, способствует внедрение в образовательный процесс разработанной модели формирования правовой культуры будущего инженера в воспитательном пространстве вуза. Разработанная модель включает следующие блоки: целевой, методологический, содержательный, организационно-педагогический, критериально-оценочный и результативный. Целью, отражающей назначение разработанной модели, является формирование правовой культуры (выше среднего или высокого уровня) будущих инженеров в воспитательном пространстве вуза.
Содержательный блок представлен компонентами правовой культуры: когнитивным, эмоционально-волевым и поведенческо-дея-тельностным, формирование которых происходит посредством форм и методов в воспитательном пространстве вуза. Выделено пять уровней сформированности правовой культуры: высокий, выше среднего, средний, ниже среднего, низкий - в зависимости от показателей вышеуказанных компонентов.
Педагогическими условиями эффективной реализации модели формирования правовой культуры являются: естественность и непрерывность такого процесса, формирование правовой культуры с учетом внешних и внутренних факторов, сознательное участие педагога и регулярный мониторинг динамики формирования правовой культуры.
Апробация разработанной модели формирования правовой культуры будущего инженера в воспитательном пространстве вуза доказала возможность подготовки специалиста с высоким уровнем правовой культуры, который будет способен реализовать свои права и обязанности в повседневной и профессиональной деятельности. Разработанная модель формирования правовой культуры будущих инженеров, отдельные ее компоненты и положительный опыт реализации могут быть использованы в процессе формирования правовой культуры иных социальных групп.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Hadgraft R. G. New curricula for engineering education: experiences, engagement, e-resources // Global Journal of Engineering Education. - 2017. - Vol. 19, № 2. - P. 112-117. URL: https://www.scopus.com/inward/record.uri?eid=2-s2.0-85023595828&part-nerID=40&md5=ea3093f18a3ae4a078d8cb0157ace5da
2. Лазутина Т. В., Темпель Ю. А., Темпель О. А. Роль философии как формы мировоззрения при освоении компетенций обучающимися технических направлений в системе современного высшего образования России // Интеграция образования. - 2017. - Т. 21, № 1. - С. 1934. DOI: https://doi.org/10.15507/1991-9468.086.021.201701.019-034
© 2011-2018 Вестник НГПУ
Все права защищены
97
2018, том 8, № 6
www.vestnik.nspu.ru
ISSN 2226-3365
3. Nickola G., Kriek J. Innovative training for work integrated learning in electrical engineering: opportunities and challenges // Global Journal of Engineering Education. - 2017. - Vol. 19, № 3. -P. 225-230. URL: https://www.scopus.com/inward/record.uri?eid=2-s2.0-85034605395&part-nerID=40&md5=3db698ea4d85f0d1b97a93d805a9f33c
4. Reyes E., Enfedaque A., Galvez J. C. Initiatives to foster engineering student motivation: A case study // Journal of Technology and Science Education. - 2017. - Vol. 7, № 3. - P. 291-312. DOI: http://dx.doi.org/10.3926/jotse.265
5. Китова Е. Т. Современные ценностные ориентации инженерного образования // Сибирский педагогический журнал. - 2015. - № 4. - С. 49-52. URL: https://eli-brary.ru/item.asp?id=24131436
6. Lawanto O., Uziak J., Villanueva I., Scheaffer M. Continuing engineering education: a needs assessment for the introduction of a graduate certificate programme // Global Journal of Engineering Education. - 2017. - Vol. 19, № 3. - P. 186-193. URL: https://www.scopus.com/inward/rec-ord.uri?eid=2-s2.0-85034615547&partnerID=40&md5=66badb8dd6e318546ca2138556d72083
7. Рыжов В. П. Гуманизация инженерного образования в процессе индивидуальной работы со студентами // Известия ЮФУ. Технические науки. - 2009. - № 2 (91). - С. 223-226. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=12502196
8. Чудинов О. Р. К понятию «Правовая компетентность инженера» // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Культура, история, философия, право. - 2012. - № 6. - С. 93-104. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=18066644
9. Egbert P., Everett J. W., Crockett F., Farrell S., Staehle M. Growing an engineering living and learning community // Global Journal of Engineering Education. - 2018. - Vol. 20, № 1. - P. 2329. URL: https://www.scopus.com/inward/record.uri?eid=2-s2.0-85041903799&part-nerID=40&md5=79bc2ec4e312bdda746c740dad4873f0
10. Flynn M. A., Everett J. W., Whittinghill D. The impact of a living learning community on first-year engineering students // European Journal of Engineering Education. - 2016. - Vol. 41, Issue 3. - P. 331-341. DOI: https://doi.org/10.1080/03043797.2015.1059408
11. Gazaliyev A. M., Yegorov V. V., Ogoltsova Ye. G., Yerakhtina I. I. Methodological provision of technical students' vocational education when studying humanities // Mediterranean Journal of Social Sciences. - 2015. - Vol. 6, № 4S3. - P. 542-546. DOI: https://doi.org/10.5901/mjss.2015.v6n4s3p542
12. Лызь Н. А., Познина Н. А. Об одном из подходов к компенсации негативного влияния технизированной образовательной среды на личностное развитие студентов // Известия ТРТУ. - 2005. - № 5 (49). - С. 49-53. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=12843489
13. Чешев В. В. Инженерное мышление в антропологическом контексте // Философия науки и техники. - 2016. - Т. 21, № 1. - С. 104-117. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26189737
14. Гулякин Д. В. Факторы, детерминирующие необходимость формирования социально-информационной культуры студентов технического вуза // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2014. - № 3. - С. 109-111. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21687328
15. Жукова О. Г. Воспитание студента технического вуза как человека культуры // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2010. - № 11-1. - С. 284288. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21140465
16. Андронникова О. О., Беззубова Н. С. Методологические подходы к выделению универсальных компетенций, формируемых в воспитательном пространстве вуза // Вестник Кемеровского государственного университета. - 2017. - № 1 (69). - С. 85-89.
© 2011-2018 Вестник НГПУ Все права защищены
98
2018, том 8, № 6
www.vestnik.nspu.ru
ISSN 2226-3365
DOI: https://doi.org/10.21603/2078-8975-2017-1-85-89
URL:
https://eli-
brary.ru/item.asp?id=28771416
17. Резниченко М. Г. Проектирование воспитательного пространства в практике высшей школы // Высшее образование в России. - 2009. - № 8. - С. 151-154. URL: https://eli-brary.ru/item.asp?id=12878831
18. Петрунева Р. М., Васильева В. Д., Топоркова О. В. Социокультурная среда университета и традиции воспитания будущих инженеров // Высшее образование в России. - 2016. - № 7. -С. 127-136. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26378213
19. Mariasiu F., Raboca H. M. Assessment of extracurricular activities' effects on automotive engineering education: A cross-national study // International Journal of Mechanical Engineering Education. - 2017. - Vol. 45, Issue 2. - Р. 120-428. DOI: https://doi.org/10.1177/0306419016674144
20. Бешенков С. А. Моделирование как стратегия и символ современного образования // Инновации в образовании. - 2007. - № 6. - С. 16-21. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=12794098
21. Ядровская М. В. Модели в педагогике // Вестник Томского государственного университета. - 2013. - № 366. - С. 139-143. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=18811391
22. Лодатко Е. А. Типология педагогических моделей // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. - 2014. - № 1 (16). - С. 126-128. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21575522
23. Зверев П. А. Моделирование процесса формирования мотивации творческой деятельности подростков в системе дополнительного образования // Вестник Томского государственного университета. - 2015. - № 395. - C. 211-216. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23753217
24. Campbell T., Oh P. S., Maughn M., Kiriazis N., Zuwallack R. A Review of Modeling Pedagogies: Pedagogical Functions, Discursive Acts, and Technology in Modeling Instruction // Eurasia Journal of Mathematics, Science and Technology Education. - 2015. - Vol. 11, Issue 1. - P. 159176. DOI: https://doi.org/10.12973/eurasia.2015.1314a
25. Bottcher F., Meisert A. Argumentation in science education: A model-based framework // Science & Education. - 2011. - Vol. 20, Issue 2. - P. 103-140. DOI: https://doi.org/10.1007/s11191-010-9304-5
26. Gobert J. D., O'Dwyer L., Horwitz P., Buckley B. C., Levy S. T., Wilensky U. Examining the Relationship Between Students' Understanding of the Nature of Models and Conceptual Learning in Biology, Physics, and Chemistry // International Journal of Science Education. - 2011. -Vol. 33, Issue 5. - P. 653-684. DOI: https://doi.org/10.1080/09500691003720671
27. Coll R. K., France B., Taylor I. The role of models/and analogies in science education: implications from research // International Journal of Science Education. - 2005. - Vol. 27, Issue 2. -P. 183-198. DOI: https://doi.org/10.1080/0950069042000276712
28. Khan S. What's missing in model-based teaching // Journal of Science Teacher Education. - 2011. -Vol. 22, Issue 6. - P. 535-560. DOI: https://doi.org/10.1007/s10972-011-9248-x
29. Louca L. T., Zacharia Z. C., Constantinou C. P. In quest of productive modeling-based learning discourse in elementary school science // Journal of Research in Science Teaching. - 2011. -Vol. 48, Issue 8. - P. 919-951. DOI: https://doi.org/10.1002/tea.20435
30. Шиханова Е. Г. Специфика правовой культуры студентов технического профиля // Педагогика и просвещение. - 2016. - № 4. - С. 390-399. DOI: https://doi.org/10.7256/2306-434X.2016.4.21564 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27678304
© 2011-2018 Вестник НГПУ Все права защищены
99
2018, Vol. 8, No. 6 http://en.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
DOI: 10.15293/2226-3365.1806.06
Elena Gennad'evna Shikhanova
Candidate of Pedagogical Sciences, Assistant, Department of Social Systems and Law,
Samara National Research University (Samara University), Samara, Russian Federation.
ORCID ID: http://orcid.org/0000-0001-9568-6989 E-mail: [email protected] Olga Valer'evna Klenkina Dean of Law Faculty,
Samara University of State Management "International Market Institute", Samara, Russian Federation. ORCID ID: http://orcid.org/0000-0002-2436-3450 E-mail: [email protected] Maria Gennad'evna Reznichenko
Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Department of Social Systems and Law,
Samara National Research University (Samara University), Samara, Russian Federation.
ORCID ID: http://orcid.org/0000-0002-8722-8950 E-mail: [email protected]
Introduction. The authors investigate the problem of developing university students' legal culture as a generic competence contributing to their future competitiveness in the labor market. The aim of the research is to reveal the regularities of developing students' legal culture within a university educational environment.
Materials and Methods. The research employs the following set of methods: theoretical analysis of philosophical, pedagogical, psychological, sociological and methodological literature on the research subject; analysis of teaching experience; empirical methods (observation, questionnaires; testing and self-assessment, ascertaining and formative experiments); modeling; methods of mathematical statistics (accuracy of differences, correlation analysis).
Results. The authors present the rationale for the methodological basis of developing legal culture offuture engineers. The model of developing legal culture in future engineers within a university educational environment is clarified. The efficiency of its use in the system ofprofessional training of technical specialists is proved. It is revealed that legal culture offuture engineers includes the following blocks: the target, methodology, contents, organizational and educational block, criteria, evaluation and results. It is proved that the model of developing legal culture is effectively implemented within the following conditions: natural and continuous character of the process, taking into account external and internal factors, conscious participation of teachers and regular monitoring of the results.
© 2011-2018 NSPU Bulletin All rights reserved
The regularities of developing students' legal culture within a university educational environment
Abstract
100
2018, Vol. 8, No. 6 http://en.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
Conclusions. The authors conclude that the process of developing legal culture in engineering students is determined by a number ofprinciples, which contribute to implementing a phased program on developing legal culture aimed at training specialists with a high level of legal culture.
Keywords
Educational model; Developing legal culture; Technical profile; Levels of legal culture; Components of legal culture; Educational environment of the university.
REFERENCES
1. Hadgraft R. G. New curricula for engineering education: experiences, engagement, e-resources. Global Journal of Engineering Education, 2017, vol. 19, no. 2, pp. 112-117. URL: https://www.scopus.com/inward/record.uri?eid=2-s2.0-85023595828&partnerID=40&md5=ea3093f18a3ae4a078d8cb0157ace5da
2. Lazutina T. V., Tempel Yu. A., Tempel O. A. Philosophy's role as a form of worldview in mastering competences by students of the technical specialisations in the modern Russia's higher education system. Integration of Education, 2017, vol. 21 (1), pp. 19-34. (In Russian) DOI: https://doi.org/10.15507/1991- 9468.086.021.201701.019-034
3. Nickola G., Kriek J. Innovative training for work integrated learning in electrical engineering: opportunities and challenges. Global Journal of Engineering Education, 2017, vol. 19, no. 3, pp. 225-230. URL: https://www.scopus.com/inward/record.uri?eid=2-s2.0-85034605395&partnerID=40&md5=3db698ea4d85f0d1b97a93d805a9f33c
4. Reyes E., Enfedaque A., Gálvez J. C. Initiatives to foster engineering student motivation: A case study. Journal of Technology and Science Education, 2017, vol. 7, no. 3, pp. 291-312. DOI: http://dx.doi.org/10.3926/jotse.265
5. Kitova E. T. Modern value orientation of engineering education. Siberian Pedagogical Journal, 2015, no. 4, pp. 49-52. (In Russian) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24131436
6. Lawanto O., Uziak J., Villanueva I., Scheaffer M. Continuing engineering education: a needs assessment for the introduction of a graduate certificate programme. Global Journal of Engineering Education, 2017, vol. 19, no. 3, pp. 186-193. URL: https://www.scopus.com/inward/record.uri?eid=2-s2.0-85034615547&partnerID=40&md5= 66badb8dd6e318546ca2138556d72083
7. Ryzhov V. P. Humanization of the engineering education in the course of individual work with students. Izvestiya SFedU. Engineering Sciences, 2009, no. 2, pp. 223-226. (In Russian) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=12502196
8. Chudinov O. R. About the concept of "Engineer's judicial competence". Bulletin of PNRPU. Culture. History. Philosophy. Law, 2012, no. 6, pp. 93-104. (In Russian) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=18066644
9. Egbert P., Everett J. W., Crockett F., Farrell S., Staehle M. Growing an engineering living and learning community. Global Journal of Engineering Education, 2018, vol. 20, no. 1, pp. 23-29. URL: https://www.scopus.com/inward/record.uri?eid=2-s2.0-85041903799&partnerID= 40&md5=79bc2ec4e312bdda746c740dad4873f0
10. Flynn M. A., Everett J. W., Whittinghill D. The impact of a living learning community on first-year engineering students. European Journal of Engineering Education, 2016, vol. 41, issue 3, pp. 331-341. DOI: https://doi.org/10.1080/03043797.2015.1059408
11. Gazaliyev A. M., Yegorov V. V., Ogoltsova Ye. G., Yerakhtina I. I. Methodological provision of technical students' vocational education when studying humanities. Mediterranean Journal of
© 2011-2018 NSPU Bulletin All rights reserved
101
Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin
2018, Vol. 8, No. 6 http://en.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
Social Sciences, 2015, vol. 6, no. 4S3, pp. 542-546. DOI: https ://doi .org/10.5901/mjss.2015.v6n4s3p542
12. Lyz N. A., Poznina N. A. About one of approaches to compensate for negative effects tehnizirovannyh educational environment on personality development of students. Izvestiya TSURE, 2005, no. 5, pp. 49-53. (In Russian) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=12843489
13. Cheshev V. Engineering thinking in the anthropological context. Philosophy of Science and Technology, 2016, vol. 21, no. 1, pp. 104-117. (In Russian) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26189737
14. Goolyakin D. V. Factors that determine requirement for raising social-information awareness in students with the graduate school of technologies. Historical and Social-Educational Ideas, 2014, no. 3, pp. 109-111. (In Russian) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21687328
15. Zhukova O. G. Education of a student of a technical university as a person of culture. Psychology and Pedagogy: Methods and Problems of Practical Application, 2010, no. 11-1, pp. 284-288. (In Russian) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21140465
16. Andronnikova O. O., Bezzubova N. S. Methodological approaches to allocation universal competences, formed in the educational environment of a higher education institution. Bulletin of Kemerovo State University, 2017, no. 1, pp. 85-89. (In Russian) DOI: 10.21603/2078-8975-20171-85-89 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28771416
17. Reznichenko M. G. Building of the educational space. Higher Education in Russia, 2009, no. 8, pp. 83-89. (In Russian) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=12878831
18. Petruneva R. M., Vasilyeva V. D., Toporkova O. V. Socio-cultural environment of the university, traditions of educational work, and extra-curricular activities of future engineers. Higher Education in Russia, 2016, no. 7, pp. 127-136. (In Russian) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26378213
19. Mariasiu F., Raboca H. M. Assessment of extracurricular activities' effects on automotive engineering education: A cross-national study. International Journal of Mechanical Engineering Education, 2017, vol. 45, issue 2, pp. 120-428. DOI: https://doi.org/10.1177/0306419016674144
20. Beshenkov S. A. Modeling as a strategy and symbol of modern education. Innovation in Education, 2007, no. 6, pp. 16-21. (In Russian) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=12794098
21. Yadrovskaia M. V. Models in pedagogics. Tomsk State University Journal, 2013, no. 366, pp. 139143. (In Russian) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=18811391
22. Lodatko E. A. Typology of pedagogical models. Science Vector of Togliatti State University Series: Pedagogy, Psychology, 2014, no. 1, pp. 126-128. (In Russian) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21575522
23. Zverev P. A. Simulation of teenagers'' creative activity motivation formation in the system of additional education. Tomsk State University Journal, 2015, no. 395, pp. 211-216. (In Russian) URL: https: //elibrary .ru/item .asp?id=23753217
24. Campbell T., Oh P. S., Maughn M., Kiriazis N., Zuwallack R. A Review of modeling pedagogies: pedagogical functions, discursive acts, and technology in modeling instruction. Eurasia Journal of Mathematics, Science and Technology Education, 2015, vol. 11, issue 1, pp. 159-176. DOI: https://doi.org/10.12973/eurasia.2015.1314a
25. Bottcher F., Meisert A. Argumentation in science education: A model-based framework. Science & Education, 2011, vol. 20, issue 2, pp. 103-140. DOI: https://doi.org/10.1007/s11191-010-9304-5
26. Gobert J. D., O'Dwyer L., Horwitz P., Buckley B. C., Levy S. T., Wilensky U. Examining the relationship between students' understanding of the nature of models and conceptual learning in biology, physics, and chemistry. International Journal of Science Education, 2011, vol. 33, issue 5, pp. 653-684. DOI: https://doi.org/10.1080/09500691003720671
© 2011-2018 NSPU Bulletin All rights reserved
2018, Vol. 8, No. 6 http://en.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
27. Coll R. K., France B., Taylor I. The role of models/and analogies in science education: implications from research. International Journal of Science Education, 2005, vol. 27, issue 2, pp. 183-198. DOI: https://doi.org/10.1080/0950069042000276712
28. Khan S. What's missing in model-based teaching. Journal of Science Teacher Education, 2011, vol. 22, issue 6, pp. 535-560. DOI: https://doi.org/10.1007/s10972-011-9248-x
29. Louca L. T., Zacharia Z. C., Constantinou C. P. In quest of productive modeling-based learning discourse in elementary school science. Journal of Research in Science Teaching, 2011, vol. 48, issue 8, pp. 919-951. DOI: https://doi.org/10.1002/tea.20435
30. Shikhanova E.G. Specific features of the legal culture of technical students. Pedagogy and Education, 2016, no. 4, pp. 390-399. (In Russian) DOI: https://doi.org/10.7256/2306-434X.2016.4.21564 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27678304
Submitted: 26 March 2018 Accepted: 06 November 2018 Published: 31 December 2018
© ®
This is an open access article distributed under the Creative Commons Attribution License which permits unrestricted use, distribution, and reproduction in any medium, provided the original work is properly cited. (CC BY 4.0).
© 2011-2018 NSPU Bulletin
All rights reserved