Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОВ 1-3 КУРСА ФИЛИАЛА МОСКОВСКОГО ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА В Г. ВОЛЖСКОМ'

АНАЛИЗ ФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОВ 1-3 КУРСА ФИЛИАЛА МОСКОВСКОГО ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА В Г. ВОЛЖСКОМ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
51
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / СТУДЕНТЫ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Турсунова Виктория Сергеевна, Дзержинская Людмила Борисовна, Плешакова Ольга Ивановна

Состояние здоровья человека характеризуется не только наличием или отсутствием заболеваний, но и показателями физического состояния индивида, определяющими его готовность к выполнению учебной и профессиональной деятельности. Как известно, физическое состояние человека определяется тремя составляющими: физическим развитием, функциональным состоянием и физической подготовленностью. В этой связи целью исследования явилось изучение и анализ физического развития, функционального состояния и физической подготовленности студентов 1-3 курсов филиала Национального исследовательского университета «МЭИ» в г. Волжском. Полученные в ходе исследования данные свидетельствуют об уменьшении за период обучения количества студентов, имеющих нормальную массу тела в среднем на 5% и имеющих среднее развитие грудной клетки на 8%. Отмечено увеличение числа студентов с низкими возможностями дыхательной системы (на 8,2% у юношей и на 4,8% у девушек), зарегистрировано снижение количества обучающихся, имеющих удовлетворительный уровень адаптации системы кровообращения (на 20,6% у юношей и на 10% у девушек). Зафиксировано достоверное ухудшение показателей в беге на 100 м (p<0,05; p<0,001) и 1000 м у девушек (p<0,01). Таким образом, нами выявлено ухудшения физического состояния студентов за период обучения в данном вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Турсунова Виктория Сергеевна, Дзержинская Людмила Борисовна, Плешакова Ольга Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE PHYSICAL STATE OF STUDENTS IN THE 1-I3 COURSES OF THE BRANCH OF NATIONAL RESEARCH UNIVERSITY "MOSCOW ENERGY INSTITUTE”, VOLZHSKY

The state of human health is characterized not only by the presence or absence of diseases, but also by indicators of the physical condition of the individual, which determine his readiness to perform educational and professional activities. As you know, the physical condition of a person is determined by three components: physical development, functional condition and physical fitness. In this regard, the purpose of the study was to study and analyze the physical development, functional state and physical fitness of 13 year students of the branch of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education of the National Research University «MPEI» in Volzhsky. The data obtained in the course of the study indicate a decrease during the period of study in the number of students with a normal body weight by an average of 5% and with an average development of the chest by 8%. There was an increase in the number of students with low respiratory system capabilities (by 8.2% in boys and by 4.8% in girls), a decrease in the number of students with a satisfactory level of adaptation of the circulatory system was recorded (by 20.6% in boys and by 10% girls). Significant deterioration in performance was recorded in running 100 meters (p <0.05; p <0.001) and 1000 meters in girls (p <0.01). Thus, we revealed deterioration in the physical condition of students during the period of study at this university.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОВ 1-3 КУРСА ФИЛИАЛА МОСКОВСКОГО ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА В Г. ВОЛЖСКОМ»

2. Terekhina, R.N., Kryuchek, E.S., Medvedeva, E.N. and Viner-Usmanova, I.A. (2017), "Analysis of the results of the European Championship in Rhythmic Gymnastics 2017 in Budapest", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, No. 8 (150), pp. 110-114.

3. Terekhina, R.N., Kryuchek, E.S., Medvedeva, E.N., Viner-Usmanova, I.A., Dveirina O.A. and Suprun, A.A. (2018), "Analysis of the results of the world championship in rhythmic gymnastics in Sofia", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 11 (165), pp. 353-357.

Контактная информация: zavkaf58@mail.ru

Статья поступила в редакцию 25.07.2021

УДК 796.011.3

АНАЛИЗ ФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОВ 1-3 КУРСА ФИЛИАЛА МОСКОВСКОГО ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА В Г. ВОЛЖСКОМ

Виктория Сергеевна Турсунова, аспирант, Людмила Борисовна Дзержинская, кандидат педагогических наук, доцент, Ольга Ивановна Плешакова, кандидат педагогических наук, Волгоградская государственная академия физической культуры, Волгоград

Аннотация

Состояние здоровья человека характеризуется не только наличием или отсутствием заболеваний, но и показателями физического состояния индивида, определяющими его готовность к выполнению учебной и профессиональной деятельности. Как известно, физическое состояние человека определяется тремя составляющими: физическим развитием, функциональным состоянием и физической подготовленностью. В этой связи целью исследования явилось изучение и анализ физического развития, функционального состояния и физической подготовленности студентов 1-3 курсов филиала Национального исследовательского университета «МЭИ» в г. Волжском. Полученные в ходе исследования данные свидетельствуют об уменьшении за период обучения количества студентов, имеющих нормальную массу тела в среднем на 5% и имеющих среднее развитие грудной клетки на 8%. Отмечено увеличение числа студентов с низкими возможностями дыхательной системы (на 8,2% у юношей и на 4,8% у девушек), зарегистрировано снижение количества обучающихся, имеющих удовлетворительный уровень адаптации системы кровообращения (на 20,6% у юношей и на 10% у девушек). Зафиксировано достоверное ухудшение показателей в беге на 100 м (p<0,05; p<0,001) и 1000 м у девушек (p<0,01). Таким образом, нами выявлено ухудшения физического состояния студентов за период обучения в данном вузе.

Ключевые слова: физическое развитие, функциональное состояние, физическая подготовленность, студенты.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.7.p361-364

ANALYSIS OF THE PHYSICAL STATE OF STUDENTS IN THE 1-3 COURSES OF THE BRANCH OF NATIONAL RESEARCH UNIVERSITY "MOSCOW ENERGY

INSTITUTE", VOLZHSKY

Victoria Sergeevna Tursunova, the post-graduate student, Lyudmila Borisovna Dzerzhin-skaya, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Olga Ivanovna Pleshakova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Volgograd State Physical Education Academy

Abstract

The state of human health is characterized not only by the presence or absence of diseases, but also by indicators of the physical condition of the individual, which determine his readiness to perform educational and professional activities. As you know, the physical condition of a person is determined by three components: physical development, functional condition and physical fitness. In this regard, the purpose of the study was to study and analyze the physical development, functional state and physical fitness of 13 year students of the branch of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education

of the National Research University «MPEI» in Volzhsky. The data obtained in the course of the study indicate a decrease during the period of study in the number of students with a normal body weight by an average of 5% and with an average development of the chest by 8%. There was an increase in the number of students with low respiratory system capabilities (by 8.2% in boys and by 4.8% in girls), a decrease in the number of students with a satisfactory level of adaptation of the circulatory system was recorded (by 20.6% in boys and by 10% girls). Significant deterioration in performance was recorded in running 100 meters (p <0.05; p <0.001) and 1000 meters in girls (p <0.01). Thus, we revealed deterioration in the physical condition of students during the period of study at this university.

Keywords: physical development, functional state, physical fitness, students.

В настоящее время, в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования (ФГОС ВО) по всем направлениям и специальностям подготовки в вузах Российской Федерации одной из обязательных дисциплин является физическая культура, которая реализуется в рамках двух учебных предметов: Физическая культура и спорт, и Элективные дисциплины по физической культуре и спорту. В результате освоения программы бакалавриата (специалитета) у студентов должна быть сформирована универсальная компетенция, установленная ФГОС ВО, которая заключается в способности поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности.

Как известно, готовность человека выполнять мышечные и трудовые нагрузки различного характера определяется ключевой характеристикой здоровья - физическим состоянием, которое включает в себя физическое развитие, физическую подготовленность и функциональное состояние организма человека.

В этой связи процесс физического воспитания студентов вузов должен содействовать улучшению их физического состояния [2]. Решение данной задачи возможно в случае грамотного подбора средств физического воспитания и его организации, особенно со студентами технических вузов, в которых насыщенность образовательного процесса приводит к существенному снижению двигательной активности обучающихся [1].

Цель исследования - изучить показатели физического развития, функционального состояния и физической подготовленности студентов I-III курсов филиала ФГБОУ ВО Национальный исследовательский университет «Московский энергетический институт» в г. Волжском.

Исследование проводилось на базе ФГБОУ ВО «НИУ «МЭИ» в г. Волжском в период с сентября по декабрь 2019 года. В эксперименте приняло участие 234 студента, из них: 75 юношей и 19 девушек 1 курса, 69 юношей и 18 девушек 2 курса, 43 юноши и 10 девушек 3 курса, обучающихся по специальностям 13.03.01 Теплоэнергетика и теплотехника, 13.03.02 Электроэнергетика и электротехника.

Для достижения поставленной цели нами использовались следующие методы исследования: антропометрия (проводилась стандартным инструментарием по общепринятым методикам; по полученным данным рассчитывались индексы Кетле, Эрисмана); оценка функционального состояния (ЧСС, АД, проба Генчи, проба Штанге, проба Руфье, позволившие рассчитать адаптационный потенциал по Р.М. Баевскому); оценка физической подготовленности (бег на 100 м, бег на 1000 м, прыжок в длину с места).

Полученные в ходе антропометрических измерений результаты позволяют заключить, что количество студентов, имеющих нормальную массу тела, снижается от курса к курсу. Так, если на 1 курсе обучения таковых было 72% среди юношей и 68% среди девушек, то на 3 курсе нормальную массу имели всего 65% юношей и 60% девушек. Вместе с тем, нами отмечено снижение числа студентов, имеющих дефицит массы тела и рост численности студентов с избыточной массой.

Для оценки гармоничности развития грудной клетки по отношению к росту нами был рассчитан индекс Эрисмана. Анализ полученных данных свидетельствует, что у девушек с 1 по 3 курс происходит снижение количества обучающихся, имеющих хорошее развитие грудной клетки, с 44,4% на первом курсе до 36,3% на третьем курсе. У юношей

же, отмечается не только уменьшение на 7,9% числа студентов, имеющих хорошее развитие грудной клетки, но и уменьшение числа студентов, имеющих недостаточное ее развитие, что объясняется, по нашему мнению, увеличением показателя обхвата грудной клетки в связи с набором массы тела.

Анализ показателей пробы Генчи и пробы Штанге позволил нам заключить, что 52,3% юношей, а также 57,1% девушек 1 курса имеют низкие возможности дыхательной системы. Кроме того, к 3 курсу количество таковых студентов увеличивается до 57,1% среди студентов и до 65,3% среди студенток.

Работоспособность сердечной мышцы определялась с помощью пробы Руфье. Рассматривая полученные экспериментальные данные среди девушек 1-3 курсов, стоит заметить, что в среднем 52,3% студенток имеют хорошую работоспособность сердечной мышцы. Наибольшее количество юношей же, имеют среднюю работоспособность сердечной мышцы. Таковых на первом курсе оказалось 42,9%, на втором курсе - 35,3% и на третьем курсе - 40% студентов.

Для определения уровня адаптации системы кровообращения к условиям внешней среды нами был произведен расчет адаптационного потенциала системы кровообращения (по Р.М. Баевскому, 1987). Расчетные данные показали, что больше половины девушек, а именно 80% на первом курсе, 77% на втором курсе и 70% на третьем курсе имеют удо -влетворительную адаптацию. Среди юношей процент студентов с удовлетворительной адаптацией ниже, нежели среди девушек, но, тем не менее, так же составляет более половины от общего количества студентов на каждом из курсов: 70,6% на 1 курсе, 57,1% - на 2 курсе и 50% - на 3 курсе.

Анализ показателей физической подготовленности выявил ухудшение результатов в беговых тестах от курса к курсу, как у юношей, так и у девушек.

Так, если юноши-первокурсники пробегали дистанцию 100 м в среднем за 12,6±0,11 с, то студенты третьего курса преодолевали данную дистанцию уже за 14,3±0,14 с (р<0,05). Аналогичная картина выявлена нами и у обследованных девушек, у которых зафиксировано ухудшение результата с 13,5±0,14 с на первом курсе до 17,4±0,11 с на третьем (р<0,001).

Сходная картина зафиксирована нами в показателях бега на 1000 м. Если у юношей результаты пробегания изменились с 228,9±14,6 с на 1 курсе до 246,9±17,1 с на 3 курсе (р>0,05), то у девушек зарегистрировано достоверное ухудшение данного показателя с 276,4±15,4 с на 1 курсе до 336,5±17,5 с на третьем (р<0,01).

Полученные результаты объясняются тем, что к старшим курсам обучающихся с нормальной массой тела, как у девушек, так и у юношей становится меньше, уменьшается количество студентов, имеющих хорошее развитие грудной клетки и хорошую работоспособность сердечной мышцы, что отражается на показателях физической подготовленности, в особенности на результатах бега на 1000 м.

Отрицательная динамика выявлена нами и в показателях прыжка в длину с места. Так, юноши первого курса в среднем показали результат 214,3±2,46 см, а студенты 3 курса 203,8±2,11 см (р>0,05). В показателях девушек нами также не выявлено достоверного ухудшения, что объясняется изначально не высокими результатами первокурсниц: 168,5±2,15 см - на 1 курсе и 162,7±2,06 см - на третьем (р>0,05).

Таким образом, полученные нами результаты исследования позволяют заключить, что в процессе обучения (с 1 по 3 курс) в стенах филиала ФГБОУ ВО «НИУ «Московского энергетического института» в г. Волжском уменьшается процент студентов, имеющих нормальную массу тела и хорошее развитие грудной клетки, повышается количество студентов, имеющих низкие возможности дыхательной и сердечно-сосудистой систем организма, в среднем снижаются показатели физической подготовленности, характеризующие развитие скоростных, скоростно-силовых качеств и выносливости. В целом можно констатировать факт ухудшения физического состояния студентов в период обучения в вузе,

а также необходимость поиска организационно-педагогических путей совершенствования процесса физического воспитания студентов данного учебного заведения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Азаренкова Н.Р. Двигательная активность как необходимость для студентов / Н.Р. Аза-ренкова // Молодой ученый. - 2020. - № 20 (310). - С. 480-481.

2. О физическом воспитании в вузовском образовании / Г.А. Гилев, Э.В. Егорычева, Е.А. Клусов, Ю.В. Краев // Теория и практика физической культуры. - 2020. - № 1. - С. 48-49.

REFERENCES

1. Azarenkova, N.R. (2020), "Physical activity as a necessity for student", Young scientist, No. 20 (310), pp. 480-481.

2. Gilev, G.A., Egorycheva, E.V., Klusov, E.A. and Kraev, Yu.V. (2020) "About physical education in higher educational", Theory and practice ofphysical culture, No. 1, pp. 48-49.

Контактная информация: dzer-family@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 30.06.2021

УДК 378.14.015.62

ВЗАИМОСВЯЗЬ РАЗВИТИЯ СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И ПОКАЗАТЕЛЕЙ ГИБКОСТИ В СТРУКТУРЕ ТРЕНИРОВОЧНОГО ЗАНЯТИЯ ПАУЭРЛИФТЕРОВ

Валерий Владимирович Федорихин, старший преподаватель, Дмитрий Александрович Горлов, студент, Артем Геннадьевич Щербаков, студент, Ярослав Денисович Белиц-кий, студент, Владислав Олегович Горбунов, студент, Анварбек Хасанбой Угли Ша-рипов, студент, Волгоградский государственный технический университет

Аннотация

Развитие силовых способностей пауэрлифтеров зависит от грамотного использования специальных упражнений в структуре тренировочного занятия. Цель исследования - установить зависимость между развитием силовых способностей тяжелоатлетов и использованием упражнений на гибкость в разных частях учебно-тренировочного занятия. Задачи: 1) Составить комплекс упражнений на развитие гибкости и включить его в структуру тренировочного занятия пауэрлифтеров; 2) Экспериментальным путем доказать эффективность использования данного комплекса в разных частях учебно-тренировочного занятия; 3) Выявить закономерности корреляционных связей между показателями гибкости и силовых способностей спортсменов, специализирующихся в тяжелой атлетике. Ведущими методами к исследованию данной проблемы являются гониометрия, педагогический эксперимент, педагогическое наблюдение и метод контрольных испытаний. В результате при неправильном построение тренировочного занятия происходит снижение показателей в силовом троеборье в среднем на 13,2%. Материалы статьи могут быть полезными для студентов и педагогов высшей школы при проведение учебно-тренировочных занятий.

Ключевые слова: силовые способности, структура тренировочного занятия, гибкость, комплексное развитие противоборствующих качеств.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.7.p364-368

RELATIONSHIP BETWEEN THE DEVELOPMENT OF STRENGTH ABILITIES AND FLEXIBILITY INDICATORS IN THE STRUCTURE OF THE TRAINING SESSION OF POWERLIFTERS

Valery Vladimirovich Fedorikhin, the senior teacher, Dmitry Aleksandrovich Gorlov, the student, Artem Gennadievich Shcherbakov, the student, Yaroslav Denisovich Belitsky, the student, Vladislav Olegovich Gorbunov, the student, Anvarbek Khasanboy Ugli Sharipov, the

student, Volgograd State Technical University

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.