Научная статья на тему 'Анализ физического состоягия студентов БГТУ'

Анализ физического состоягия студентов БГТУ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
262
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
СОМАТОМЕТРИЧЕСКИЕ И ФИЗИОМЕТРИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ / ИНДЕКС МАССЫ ТЕЛА / ЖИЗНЕННАЯ ѐМКОСТЬ ЛѐГКИХ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Карева Галина Вячеславовна

В данной статье рассмотрены вопросы функциональных нарушений и здоровья студентов БГТУ. Определены соматометрические и физиометрические параметры обучающихся. Оценены физическое состояние студентов, проживающих до поступления в городах и сельских населенных пунктах, обучающихся на технических и других специальностях, а также на разных курсах. Выявлены главные факторы физического состояния студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Карева Галина Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ физического состоягия студентов БГТУ»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 04-2/2017 ISSN 2410-700Х_

перед преподавателем. Слушательская культура учащихся должна воспитываться на лучших инструментальных образцах народной и профессиональной музыки, которые должны пропагандироваться средствами массовой информации. В настоящее время республикой решается множество проблем, связанных с массовым тиражированием нотного материала, разработкой методической литературы о стилевых, жанровых и эмоционально-образных особенностях произведений, составлением программных требований по планомерному изучению творческого наследия композиторов Мордовии. Все проводимые мероприятия свидетельствуют о правильности выбранного направления в деле изучения традиционной культуры мордовского народа.

© Игнатьева С.К., 2017

УДК 796

Карева Галина Вячеславовна

к.п.н., доцент,БГТУ г. Брянск, РФ E-mail: kareva.galya@mail.ru

АНАЛИЗ ФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯГИЯ СТУДЕНТОВ БГТУ

Аннотация

В данной статье рассмотрены вопросы функциональных нарушений и здоровья студентов БГТУ. Определены соматометрические и физиометрические параметры обучающихся. Оценены физическое состояние студентов, проживающих до поступления в городах и сельских населенных пунктах, обучающихся на технических и других специальностях, а также на разных курсах. Выявлены главные факторы физического состояния студентов.

Ключевые слова

Соматометрические и физиометрические показатели, индекс массы тела, жизненная емкость легких.

В современных высших учебных заведениях осуществляется постоянная интенсификация образовательного процесса, усложнение его содержания, внедрение новых информационных методов обучения, что увеличивает нагрузку на студентов. Учебно-воспитательный процесс должен способствовать формированию самостоятельной, инициативной и здоровой личности. Однако, у части студентов во время обучения обнаруживаются различные функциональные нарушения и отмечается ухудшение здоровья. Поэтому, актуальным является анализ физического состояния молодежи, обучающейся в вузах [1]. Хорошее физическое состояние молодых людей является важным фактором их успешной адаптации к учебной и трудовой деятельности. В связи с этим целью работы явилась оценка параметров физического состояния студентов.

Объектами исследования в работе явились студенты разных факультетов. Всего обследовано 214 студентов с первого по четвертый курс очной формы обучения ЬГТУ, из них 94 девушки и 120 юношей . Вся выборка обследуемых была разделена на студентов из городов и сельских населенных пунктов, обучающихся на технических и других специальностях, а также на разных курсах.

Для получения объективных данных о физическом состоянии студентов измерялись соматометрические (длина тела, масса тела) и физиометрические (артериальное давление, частота сердечных сокращений, жизненная емкость легких, сила сжатия кисти) показатели. Кроме того, рассчитывался весоростовой индекс Кетле по формуле: Индекс Кетле = масса(г) / рост(см).

Для обобщения результатов антропометрических измерений была предложена комплексная бальная оценка физического состояния студентов по шести показателям, каждый из которых оценивался по пяти

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 04-2/2017 ISSN 2410-700Х_

бальной шкале и определялся средний балл для каждого студента, который характеризует его физическое состояние.

Все полученные данные в работе были проанализированы с помощью методов статистической оценки данных, в которую входили расчет средних арифметических значений, стандартного отклонения и величины ошибки средней арифметической. Достоверность различий результатов проведенных исследований в выборках определяли с помощью критерия Стьюдента. Достоверными считали различия сравниваемых величин при р <0,05.

Статистическую обработку данных и факторный анализ проводили в программе Statistica [6].

Индекс массы тела (Индекс Кетле) - ИМТ (англ. body mass index (ВМ1)) — величина, позволяющая оценить степень соответствия массы человека и его роста и тем самым, косвенно оценить, является ли масса недостаточной, нормальной или избыточной.

Величина индекса массы тела хорошо отражает запасы жира в организме, и может своевременно сигнализировать о его излишке, о риске развития ожирения и связанных с ним заболеваний.

Для людей старше 18 лет нормальным считается ИМТ от 19 до 25, а для тех, кто старше 40 лет - от 19 до 30. Но это рамки для нормостенического телосложения.

Для гиперстенического (именуемая "широкая кость") нормальным может быть ИМТ и до 33. А для людей с гипостеническим телосложением ("узкая кость") ИМТ может быть снижен до 18, и это для них это тоже норма [4].

Жизненная емкость легких (ЖЕЛ) — максимальное количество воздуха, которое может быть забрано в легкие после максимального выдоха. Жизненная емкость легких, прежде всего зависят от физического развития, тренированности и телосложения. Они в значительной степени изменяются при заболевании легких и сердечно-сосудистой системы. Специальная тренировка быстро приводит к увеличению ЖЕЛ. Таким образом, определение жизненной емкости легких является одним из наиболее важных методов диспансерного и клинического исследования людей [2].

Диагностическое значение приобретает снижение жизненной емкости легких ниже 80% должной ее величины. Должная величина жизненной емкости легких равна должной величине основного обмена, умноженной на К (коэффициент корреляции, найденный эмпирическим путем). Должная величина основного обмена определяется показателями веса, роста, пола и возраста по таблицам. К для взрослых равен 2,3 [3].

В табл. 1 представлены средние значения соматометрических и физиометрических параметров обследованных студентов.

Таблица1

Средние значения соматометрических и физиометрических показателей студентов

Показатели Возрастная норма Девушки (М±ш) Юноши (М*т)

Длина тела (см) 165,30*0,34 178,74*0,35

Масса тела (кг) 58.3Ы0.50 73,15*0,62

Весоростовой индекс Кетле (ВРИ) (г/см) Девушки: 325-375. Юноши: 350-400 352,84*2,87 408,81*3,18

Систолическое артериатьное давление (АДС) (мм.рт.ст.) 105-130 114,52*0,77 127,75*0,95

Диастолическое артериальное давление (АДД) (мм.рт.ст.) 65-80 76,47*0,62 81,90*0,78

Частота сердечных сокращений (ЧСС) (уд/мин) 60-84 79,49*0,79 78,32*0,91

Жизненная емкость легких (ЖЕЛ) (мл) Девушки: 2500-3300. Юноши: 4000-5000 2653,91*33,45 3754,06*44,15

Сила сжатия кисти (ССК) (кг) Девушки: 27-29. Юноши: 50-59 23,96*0,29 42,38*0,47

Среди девушек практически все средние показатели соответствуют нормативам для данной возрастной группы. Исключения составляют силовые характеристики, которые в среднем ниже нормы.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 04-2/2017 ISSN 2410-700Х_

У юношей наблюдаются небольшие превышения по диастолическому артериальному давлению и весоростовому индексу Кетле. Средние показатели ниже возрастной нормы отмечены по жизненной емкости легких и силовым характеристикам.

Физическое состояние студентов отражает протекание адаптационных процессов. Для комплексной оценки физического состояния были выбраны шесть измеренных показателей (жизненная емкость легких, сила сжатия кисти, весоростовой индекс Кетле, систолическое артериальное давление, диастолическое артериальное давление, частота сердечных сокращений)[5]. Каждый показатель оценивался по пяти бальной шкале и определялся средний балл для каждого студента, который характеризует его физическое состояние (табл. 2).

Студенты, набравшие 4 и 5 баллов, имеют «хорошее» и «отличное» физическое состояние, что говорит о соответствии всех показателей норме. У студентов с «удовлетворительным» баллом имеются небольшие отклонения от нормативов. «Неудовлетворительное» физическое состояние (1 и 2 балла) говорит о том, что обнаружены сильные отклонения по большинству показателей.

В табл. 3 представлено процентное соотношение студентов по показателю физического состояния. Большинство обследованных студентов имеют «хорошее» физическое состояние. 13% девушек имеют «отличное» физическое состояние, а юношей - только 1%. Юноши чаще девушек имеют «удовлетворительное» и «неудовлетворительное» физическое состояние.

Таблица 2

Показатели, используемые для комплексной оценки физического состояния студентов

Оценка в баллах 5 4 3 2 1

Жизненная девушки более 5300 2500-3300 2200-2499 1900-2199 менее

емкость легких 1900

юноши более 5000 •1000-5000 3700-3999 3400-3699 менее 5400

Сила сжатия девушки более 29 27-29 24-26 21-25 менее 21

кисти юноши более 59 50-59 40-49 30-39 менее 30

Весоростовой девушки 325-375 300-324, 275-299, 250-274, менее 250,

индекс Кетле 576-400 401-425 426-450 более 450

юноши 350-100 525-549, 300-324. 275-299, менее 275,

401-425 426-450 451-475 более 475

Систолическое артериальное 105-130 100-104, 90-99, 80-89, менее 80,

давление 131-135 136-145 146-155 более 155

Диастолическое 65-80 60-64. 50-59, 40-49, менее 40,

артериальное давление 81-85 86-95 96-105 более 105

Частота сердечных 60-84 50-59, 40-49, 30-39, менее 30,

сокращений 85-94 95-101 105-114 более 114

ТаблицаЗ

Физическое состояние студентов

Физическое состояние % студентов (общая выборка) % девушек % юношей

Отличное i 15 1

Хорошее 61 71 52

Удовлетворительное 30 15 44

Неудовлетворительное 2 1 3

Девушки и юноши из сельских населенных пунктов чаще девушек и юношей из городов имеют «отличное» и «хорошее» физическое состояние по большинству исследуемых показателей. А студенты из городов чаще имеют «удовлетворительное» физическое состояние (рис. 1).

МЕЖДУHАPОДHЫЙ ^УЧ^Ш ЖУРИЛЛ «СИМВОЛ HAYKH^> № 04-2/2017 ISSN 2410-700Х

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 04-2/2017 ISSN 2410-700Х_

Студенты, обучающиеся на технических специальностях, чаще студентов других специальностей имеют «удовлетворительные» и «неудовлетворительные» показатели физического состояния согласно бальной оценке. А студенты других специальностей чаще обладают «отличным» и «хорошим» физическим развитием (рис. 2).

Среди девушек к 4 курсу уменьшается процентная доля студенток с «отличным» физическим состоянием. Среди юношей при обучении к 4 курсу растет процент студентов, имеющих «неудовлетворительное» физическое состояние, то есть с отклонениями по большинству исследуемых показателей (рис. 3).По данным нашего исследования можем сделать выводы, что среди девушек практически все средние соматометрические и физиометрические показатели соответствуют нормативам для данной возрастной группы. Исключения составляют силовые характеристики, которые в среднем ниже нормы. У юношей наблюдаются небольшие превышения по диастолическому артериальному давлению и весоростовому индексу Кетле. Средние показатели ниже возрастной нормы отмечены по жизненной емкости легких и силовым характеристикам.

Физическое состояние большинства студентов, определенное по комплексной методике, оценивается как хорошее. Студенты из городов, а также студенты технических специальностей чаще имеют «удовлетворительные» и «неудовлетворительные» показатели физического состояния, чем студенты из сельских населенных пунктов и студенты других специальностей. Список использованной литературы:

1. Геворкян, Э.С. Влияние экзаменационного стресса на психофизиологические показатели и вариабельность сердечного ритма студентов/ Э.С. Геворкян, А.В. Даян, Ц.И. Адамян, С.С. Григорян, С.М. Минасян // Журнал высшей нервной деятельности. - 2013. - Т. 53, №1. - С. 46-50.

2. Горькавая, А.Ю. Показатели физического развития и адаптации сердечно-сосудистой системы студентов медицинского университета во Владивостоке / А.Ю. Горькавая, С.Н. Тригорлый, О.И. Кириллов// Гигиена и санитария. - 2014. - №1. - С. 58-60.

3. Давиденко, Д.Н. Здоровье и образ жизни студентов Д.Н. Давиденко, Ю.Н. Щедрин, В.А. Щеголев. - СПб.: СПбГУ ИТМО, 2015. - 124 с.

4. Рюмина, Е.А. Оценка адаптивных возможностей учащихся второго курса вуза/ Е.А. Рюмина, Н.В. Мищенко, Т.А. Трифонова // Здоровье населения и среда обитания. - 2012. - №5 (230). - С. 40-42.

5. Сахарова, О.Б. Влияние социально-гигиенических факторов образа жизни на состояние здоровья студентов/ О.Б. Сахарова, П.Ф. Кику, Т.В. Горборукова// Гигиена и санитария. - 2012. - №- С. 54-58.

6. Трухачева, Н.В. Математическая статистика в медико-биологических исследованиях с применением пакета Statistica / Н.В. Трухачева. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. 384 с.

© Карева Г.В., 2017

УДК 378.14

Каримов Марат Фаритович

канд. физ.-мат. наук, доцент БФ БГУ,г. Бирск, РФ E-mail: KarimovMF@rambler.ru Никитин Анатолий Валерьевич учитель физики лицея г.Бирска, г. Бирск, РФ

УЧЕБНОЕ ФИЗИЧЕСКОЕ И МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ФРАГМЕНТОВ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ

Аннотация

Рассмотрен переход из физических моделей в адекватные математические модели объектов, процессов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.