Б01: 10.24412/с1-37132-2023-1-234-236
Анализ физического развития и физических способностей
слабовидящих детей
Овсянникова Елена Юрьевна, кандидат педагогических наук, доцент ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров
Донскова Ульяна Михайловна,
студент
ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров
Аннотация: как известно, зрение играет важную роль при ориентации человека в окружающей действительности и осуществлении многих сторон его жизнедеятельности.
Ключевые слова: зрение, лица с нарушением зрения, слабовидящие, косоглазие, слепота.
Некоторый ряд авторов отмечает (Л. А. Дружинина, Л. Б. Осипова, Л. И. Плаксина, 2017), что у детей с нарушениями зрения происходит понижение остроты зрения, оптической и цветовой восприимчивости, изменение пространственного восприятия, уменьшение поля зрения. В связи с тем, что пораженный органа чувств принимает неполную информацию, мир образов становится намного меньше. Так же для повышения зрительных представлений вводят дополнительные незрительные стимулы: вкус пищи, тактильные ощущения, слуховое восприятие и т. д.
Зрение - самый мощный источник информации о внешнем мире. Большой процент информации проникает в мозг через зрительный анализатор, частичное или глубокое нарушение его функций вызывает ряд отклонений в физическом и психическом развитии человека. (Кадочникова Ю. В., Хорькова Ж.В., 2017).
Один из авторов (Литвак А. Г., 1998) считает, что развитие незрячих и слабовидящих в детском возрасте очень крепко связано с правильно организованным воспитанием и обучением, как в семье, так и в социуме. Ребенок с аномалиями (слепота или слабовидение) зрения не может самостоятельно овладеть необходимыми ему знаниями об окружающем мире.
Издательство АНО ДПО «Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании» ~234~
Акцентируют три группы лиц с нарушениями зрения:
• Слепые. Это включается в себя тех, у кого острота зрения составляет от 0 до 0,04 (с коррекцией на лучше видящий глаз). В этой группе встречаются тотально слепые и частично слепые люди, у которых есть светоощущение или форменное зрение.
Слепота - это значительное снижение зрения, при абсолютной слепоте отсутствует светоощущение и человек не распознать свет и темноту, а при относительной слепоте сохраняется остаточное зрение.
Слепота может быть врожденной (связанной с нарушением развития отдельных отделов головного мозга, зрительных нервов или сетчатки глаза) или приобретенной (в результате офтальмологических болезней, таких как атрофия зрительного нерва, катаракта, глаукома, заболевания роговицы, сетчатки или сосудистого тракта, а также при заболеваниях центральной нервной системы, инфекционных заболеваний или травм глаза).
• Слабовидящие. В эту группу входят дети с остротой зрения от 0,05 до 0,2 на лучше видящем глазу. Когда у ребенка наблюдается нарушение зрительных функций, чаще связанное с сужением поля зрения (при сохранной высокой остроте зрения), их также относят к слабовидящим. Слабовидение может возникать из-за аномалий развития глаза или заболеваний глаз, а также быть проявлением общего заболевания организма, в большинстве случаев связано с аномалиями рефракции глаза.
• Страдающие косоглазием. Косоглазие - это нарушение бинокулярного зрения, вызванное отклонением одного из глаз от общей точки фокусировки. Косоглазие - это не только косметический дефект, но и серьезное функциональное ограничение. Оно развивается из-за несогласованной работы мышц глаза, чаще всего начиная с 2-3 лет, когда активно формируется совместная деятельность обоих глаз.
Заболевания и травмы центральной нервной системы и органа зрения могут стать факторами нарушения взаимодействия глаз.
В исследованиях (Земцова М. И., Каштан М. С., Певзнер М. С., 1967) представлена связь между зрительной сенсорной системой и вегетативными функциями организма. Авторы подчеркивают, что световые лучи, проходя через глаз и направляясь в гипоталамус и гипофиз, оказывают влияние на вегетативно-эндокринные функции организма и общее состояние центральной нервной системы.
Издательство АНО ДПО «Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании» ~235'
Это свидетельствует о том, что развитие ребенка с нарушением зрения может быть эффективным только при правильном физическом режиме.
Известно, что наибольший коррекционный эффект в обучении детей с проблемами в развитии зависит от выбора оптимального возраста.
Школьный возраст является благоприятным для освоения различных видов деятельности и формирования здоровых привычек у детей с нарушением зрения.
В младшем школьном возрасте развивается мышечно-двигательное чувство, улучшаются движения, совершенствуется координация между зрительными ощущениями и движениями. У незрячих школьников период роста и развития формируется по закономерностям здоровых детей, однако их показатели значительно ниже. Это связанно с особенностями восприятия окружающего мира, затрудненным восприятием движений и быстрой утомляемостью.
Слепые и слабовидящие дети неуверенно чувствуют себя в открытом пространстве, что приводит к дефициту движения. Из-за снижения двигательной активности у них наблюдается нарушение в костно-мышечном и опорно-двигательном аппарате. Статистические данные подтверждают, что до 70% детей с нарушением зрения имеют отклонения в физическом развитии.
Зрение играет важную роль в ориентации человека в окружающей среде и осуществлении его жизнедеятельности. Поэтому актуальность проблемы сохранения и укрепления здоровья слепых и слабовидящих учащихся очевидна. Целенаправленное комплексное воздействие средствами физического воспитания является одним из путей преодоления отклонений в состоянии здоровья.
Библиографический список
1. Литвак А. Г. Психология слепых и слабовидящих: учеб. пособие / А. Г. Литвак; Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. - СПб.: Изд-во РГПУ, 1998. - 271 с.
2. Дети с глубоким нарушением зрения [Текст] / М.И. Земцова, А.И. Кап-лан, М.С. Певзнер. - М.: Просвещение, 1967. - 376 с.
3. Адаптивная физическая культура детей с отклонениями в состоянии здоровья: учеб. пособие/ авт. состав.: Зиятдинова А. И., Жиряева Р. Р., Даминова А. И., Хузиахметова И.И., Ульянова А. В. -Казань: Казан.ун-т, 2015.- 156с.
4. Кадочникова, Ю. В. Физическое воспитание студентов, имеющих заболевания органов зрения : учеб.-метод. пособие / Ю. В. Кадочникова, Ж. В. Хорь-кова; [науч. ред. Ю. В. Кузнецова] ; М-во образования и науки рос. Федерации, урал. федер. ун-т. - Екатеринбург: изд-во урал. ун-та, 2017. - 108 с.
Издательство АНО ДПО «Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании» ~236~