Научная статья на тему 'Психофизиологическое сопровождение процесса обучения слепых и слабовидящих'

Психофизиологическое сопровождение процесса обучения слепых и слабовидящих Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1276
274
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ / СЛЕПЫЕ И СЛАБОВИДЯЩИЕ УЧАЩИЕСЯ / VISUALLY IMPAIRED STUDENTS (VIS) / ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / INCLUSIVE EDUCATION / SPECIAL EDUCATIONAL NEEDS / DIFFERENTIATED EDUCATION / PSYCHOLOGICAL AND PHYSIOLOGICAL CHARACTERISTICS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Прибылова Наталья Геннадьевна, Фролова Светлана Валерьевна

Данная статья посвящена актуальной проблеме гуманизации современного образования посредством использования инклюзивных технологий обучения слабовидящих студентов. В статье рассмотрены психофизиологические особенности слепых и слабовидящих учащихся, пути преодоления противоречий между практикой традиционного обучения и образовательными потребностями слабовидящих. В России, Европе и США в последнее время наблюдается повышенный интерес к инклюзивному обучению данной категории учащихся в условиях смешанных классов. Реализации данного подхода способствует адекватное психофизиологическое сопровождение процесса обучения слепых и слабовидящих.The article concerns an urgent problem of humanization of contemporary education by means of inclusive technologies of teaching visually impaired students (VIS). Psychological and physiological characteristics of visually.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Прибылова Наталья Геннадьевна, Фролова Светлана Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психофизиологическое сопровождение процесса обучения слепых и слабовидящих»

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ

СЛЕПЫХ И СЛАБОВИДЯЩИХ

Прибылова Наталья Геннадьевна, Институт иностранных языков ГБОУ ВО МГПУ, г. Москва

E-mail: pribyl28@mail.ru

Фролова Светлана Валерьевна, школа №2097, г. Москва

E-mail: frolova-s80@mail. ru

Аннотация. Данная статья посвящена актуальной проблеме гуманизации современного образования посредством использования инклюзивных технологий обучения слабовидящих студентов. В статье рассмотрены психофизиологические особенности слепых и слабовидящих учащихся, пути преодоления противоречий между практикой традиционного обучения и образовательными потребностями слабовидящих. В России, Европе и США в последнее время наблюдается повышенный интерес к инклюзивному обучению данной категории учащихся в условиях смешанных классов. Реализации данного подхода способствует адекватное психофизиологическое сопровождение процесса обучения слепых и слабовидящих.

Ключевые слова: инклюзивное образование, специальные потребности, слепые и слабовидящие учащиеся, психофизиологические особенности, дифференцированное обучение.

Abstract. The article concerns an urgent problem of humanization of contemporary education by means of inclusive technologies of teaching visually impaired students (VIS). Psychological and physiological characteristics of visually impaired students have been given, the ways of resolving contradiction between traditional approach to teaching and educational needs of VIS have been considered. Russia, Europe and the USA have seen the unprecedented interest towards inclusive education of this category of learners in mixed-ability classes of maintained schools. Proper psycho physiological maintenance of educating visually impaired students contributes to realizing the described approach.

57

о

УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА

Keywords: inclusive education, special educational needs, visually impaired students (VIS), psychological and physiological characteristics, differentiated education.

Сложившееся противоречие между требованиями современного образования и отсутствием удовлетворяющих этим требованиям научнообоснованных рекомендаций и предложений выдвигает на передний план одну из актуальных проблем педагогики и дифференциальной психофизиологии, состоящую в исследовании дифференцированного обучения школьников на основе их индивидуально-психологических особенностей и возможностей.

Одним из наиболее продуктивных подходов к исследованию индивидуальных способностей и возможностей человека является комплексный подход, показывающий сложную связь социально-культурных и биологических процессов. Л.С. Выготский пишет: «...уже внутри общего процесса развития ясно различаются две основные линии, качественно своеобразные, линия биологического формирования элементарных процессов и линия социально-^ культурного образования высших психических функций, из сплетения которых и о возникает реальная история детского поведения» [1, с.66-67].

В настоящее время в образовательных организациях Российской Федерации все большее распространение получает инклюзивное обучение и воспитание детей с различными образовательными возможностями как современная альтернатива традиционному разделению массовой и специальной педагогических систем. Педагоги и родители детей с особыми

образовательными потребностями оказываются в ситуации, когда уже используемые эффективные психолого-педагогические подходы и технологии не всегда известны тем, кто в этом очень нуждается. В связи с этим очень важно ознакомить широкую общественность с положительным опытом инклюзии, необходимо изучать, анализировать и внедрять данный опыт в практику учебных организаций.

Инклюзивное образование (фр. Inclusif - включающий в себя, лат. Include - заключаю, включаю, англ. Inclusion - включение, добавление, прибавление, присоединение) - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

Инклюзивное образование старается разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении.

Основной принцип инклюзивного образования - это обучение детей с

58

а

о

УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА

особыми образовательными потребностями в обычных образовательных учреждениях, при условии, что этим образовательным учреждениям создаются все условия для удовлетворения специальных образовательных потребностей таких лиц, т.е. не дети созданы для школы, а школа создана для детей, где школа должна учитывать потребности детей, а не дети должны подходить под те или иные рамки, которые установила школа.

Сегодня большинство детей с нарушениями зрения обучаются в специальных коррекционных образовательных учреждениях, однако при создании специальных коррекционно-педагогических условий и комплексного медико-психолого-педагогического сопровождения эти дети могут и должны обучаться вместе с нормально развивающимися сверстниками.

Для обучающихся воспитанников с нарушениями зрения (III-IV вид), не имеющих сопутствующих нарушений (умственной отсталости, выраженных поведенческих нарушений), приоритетной формой организации

образовательного процесса на всех ступенях общего образования является инклюзивный класс, т.е. форма организации образовательного процесса,

^ при которой дети с отклонениями в развитии обучаются по о

общеобразовательным программам (основным и дополнительным),

соответствующим нарушению, в одном классе с нормально развивающимися сверстниками в условиях массовой общеобразовательной школы.

У лиц с нарушениями зрения возникают специфические особенности деятельности, общения и психофизического развития, которые проявляются в отставании, нарушении и своеобразии развития двигательной активности, пространственной ориентации, формировании представлений и понятий, в способах предметно-практической деятельности, в особенностях эмоциональноволевой сферы, социальной коммуникации, интеграции в общество, адаптации к труду [3].

Одним из возможных вариантов нарушения зрения является слепота. Поэтому в зависимости от степени проявления данного дефекта можно выделить следующие группы людей:

1. Слепые (незрячие) - категория лиц с нарушениями зрения, у которых полностью отсутствуют зрительные ощущения, имеется светоощущение или остаточное зрение (до 0,04 на лучше видящем глазу с коррекцией очками), а также лица с прогредиентными заболеваниями и сужением поля зрения (до 1015) с остротой зрения до 0,08. По степени нарушения зрения различают лиц с абсолютной (тотальной) слепотой на оба глаза, при которой полностью утрачиваются зрительные восприятия, и лиц практически слепых, у которых имеется светоощущение или остаточное зрение, позволяющее воспринимать свет, цвет, контуры (силуэты) предметов.

59

а

о

УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА

2. Слабовидящие - категория лиц с нарушениями зрения, имеющих остроту зрения от 0,05 до 0,2 на лучше видящем глазу с коррекцией обычными очками. Кроме снижения остроты зрения слабовидящие могут иметь отклонения в состоянии других зрительных функций (цвето- и светоощущение,

периферическое и бинокулярное зрение). Т.е. к данной группе относятся люди, которые надевают очки или линзы.

Первые попытки введения инклюзивного образования для слабовидящих были предприняты Ю.Д. Жаринцевой в СССР в начале 1930-х г.г., когда в крупных городах (Москва и Ленинград) появляются первые классы охраны зрения для слабовидящих детей в структуре массовых общеобразовательных школ [4].

При обучении слабовидящих в современной системе среднего образования важно помнить их психофизиологические особенности:

1. В отличие от слепых, зрение остается ведущим анализатором, но их зрительное восприятие сохранно лишь частично и является не вполне полноценным. Слабовидящие имеют некоторую возможность при знакомстве с

^ явлениями, предметами, а также при пространственной ориентировке и при о движении использовать имеющееся у них зрение.

2. Обзор окружающей действительности у них сужен, замедлен и неточен, поэтому их зрительное восприятие и впечатления ограничены, а представления имеют качественное своеобразие. Например, у слабовидящего нарушено цветоощущение, цветовые характеристики воспринимаемого оттенка обеднены.

3. При резко выраженной близорукости или дальнозоркости слабовидящий может не заметить некоторые внешне слабо выраженные признаки, важные для характеристики предмета.

4. У слабовидящих при косоглазии затруднена способность видеть двумя глазами, т. е. нарушено бинокулярное зрение. В условиях раннего специального обучения форменное, пространственное и стереоскопическое зрение развивается и совершенствуется, что в будущем обеспечивает формирование сложных пространственных представлений.

5. Среди слабовидящих существует большое число лиц с нарушением цветоразличительных функций и контрастной чувствительности зрения, имеются врожденные формы патологии цветоощущения.

Слепота или слабовидение имеют и социальные последствия для ребенка.

В семье, где растет ребенок с нарушенным зрением, отношения с окружающими и с самим ребенком начинают строиться иначе. Взрослые, члены семьи, родственники, знакомые жалеют его, высказывая свое отношение вслух, ребенок становится центром излишнего внимания, жалости и заботы, что негативно сказывается на воспитании ребенка, формировании его самооценки,

60

а

о

УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА

взаимоотношений с окружающими.

Основная работа педагога с данной категорией детей должна быть направлена на использование специальных приемов и способов наблюдения

явлений и предметов с опорой на слух, осязание, обоняние, что позволит сформировать у детей сложные синтетические образы реальной действительно сти.

В осуществлении различных видов деятельности важную роль также играют слуховое восприятие и речь. С помощью звуков слабовидящие и даже слепые могут свободно определять предметные и пространственные свойства окружающей среды. Они могут по звуку определить его источник и местонахождение с большей точностью, чем это сделали бы зрячие люди. Высокий уровень развития пространственного слуха у лиц с нарушением зрения обусловлен необходимостью ориентироваться в условиях разнообразного звукового поля.

Поэтому в процессе обучения и воспитания слабовидящих проводятся упражнения на дифференциацию — различение и оценку с помощью звука ^ характера предмета, анализ и оценку сложного звукового поля: звуковые сигналы о присущи определенным предметам, устройствам, механизмам и являются проявлением процессов, происходящих в них.

Общаясь с ребенком, взрослому необходимо комментировать все свои действия, что позволит ребенку воспринимать информацию о происходящем вокруг него с помощью сохранных анализаторов, как бы «видеть с помощью слуха». Создание чрезмерно щадящего режима или неоправданной опеки отрицательно сказывается на формировании личности при дефекте зрения. Поэтому в зависимости от воспитания у ребенка могут быть сформированы как активность, так и пассивность, эгоизм, мнительность, боязливость или уверенность в своих силах, иждивенчество или самостоятельность, открытость и общительность или замкнутость и озлобленность.

В дошкольных образовательных учреждениях важно обучить таких детей основным навыкам гигиены зрения, а также, если это необходимо, и умению пользоваться очками, что способствует развитию элементов зрительного восприятия. Развитие зрительных функций дополняется развитием слуха и осязания. Дети подготавливаются к систематическим занятиям в школе.

При работе в инклюзивном классе, где есть дети с нарушениями зрения необходимо учитывать особенности коррекционно-компенсаторной работы, направленной на развитие восприятия, конкретизацию представлений, совершенствование наглядно-образного мышления, формирование приемов и способов самоконтроля и регуляции движений с использованием специальных форм, приемов и способов. Поскольку восприятие учебного материала

61

а

о

УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА

слабовидящими по скорости, полноте и точности уступает восприятию его нормально видящими людьми, а представления этих детей об окружающем их реальном мире беднее, фрагментарнее, а в ряде случаев даже искажены, увеличено время на выполнение измерительных действий, проведение наблюдений, опытов, экскурсий и предметных уроков.

Особенностью программы по русскому и иностранному языкам в начальных классах должно быть увеличение продолжительности подготовительного периода. Это связано с особенностями познавательной деятельности этих детей и недостаточной подготовкой их к школе по сравнению с нормально видящими сверстниками. Курсы русского и иностранного языков должны начинаться с работы по формированию представлений на основе обогащения зрительного опыта учащихся, установлению соответствия между словом и конкретным образом предмета, подготовке глаза и руки к письму. Эта работа должна продолжаться и на последующих этапах обучения языкам.

Дети с нарушениями зрения могут обучаться в общеобразовательной массовой школе, если для них созданы там специальные образовательные ^ условия: специальная освещенност ь, наличие т ифлот ехнических средст в, о специальных учебников, психолого-педагогическое сопровождение детей специалистами - психологами, дефектологами; образовательный процесс должен иметь коррекционную направленность в той же мере, что и в специальной школе.

Для детей с нарушенным зрением должны быть организованы специальные коррекционные занятия: ритмика, лечебная физкультура, коррекция нарушений речи, занятия по социально-бытовой и пространственной ориентировке, развитию зрительного восприятия. Важно так построить образовательный процесс, чтобы обеспечить большую двигательную активность учащихся за счет постановки всех видов физкультурно-оздоровительной работы: гимнастики до занятий, физкультурных минуток, подвижных перемен, ежедневных спортивных часов, ежемесячных дней здоровья и спорта и др.

Интересен подход зарубежных педагогов и психологов к психологическому сопровождению обучения слабовидящих. Так описываются их базовые потребности, реализуемые в образовательной среде:

- быть «принятыми» в социуме в целом и в школе в частности (эмпатия);

- идти на риск при выполнении сложных, но посильных заданий в целях роста и развития;

- иметь четкое представление о своих талантах, сильных и слабых сторонах личности;

- осуществлять эмпирическое познание;

- быть включенным в дискуссии;

62

а

о

УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА

- чувствовать защищенность и безопасность в школьной среде;

- пользоваться адекватными образовательными и техническими ресурсами;

- развивать положительную самооценку;

- иметь те же права и обязанности, что и у здоровых учащихся;

- осмысленно готовиться к последующей трудовой деятельности [7].

Калифорнийские ученые определили круг наиболее важных сфер

жизнедеятельности слабовидящих студентов: формирование понятийного

аппарата, навыки межличностного общения, удовлетворение базовых потребностей, ориентация и мобильность, академический рост.

В странах Европы и США разработана эффективная система поддержки и сопровождения процесса обучения слабовидящих студентов, стоящая на позициях инклюзивного образования и включающая скоординированную деятельность целого ряда специалистов и широкого круга лиц: самого

обучающегося, учителя, сотрудника отдела специального образования, администрации школы, помощника учителя, специалиста-офтальмолога, специалиста по передвижению и мобильности (orientation and mobility specialist),

^ специалиста по технологиям для слабовидящих, школьного советника, о психолога и прочих [5, p.100].

Богатый опыт в сфере специального (инклюзивного) образования позволил англоязычным специалистам выработать стратегии и дать четкие рекомендации относительно обучения слабовидящих студентов [7, р.18-19]:

- для подобных учащихся следует сразу разработать годовой план обучения и придерживаться его в процессе обучения;

- планировать обучение заранее. Слабовидящие студенты могут испытывать потребность в текстах с крупным шрифтом и иллюстрациями, в аудиоматериалах, поэтому необходимо заказывать учебные материалы заранее;

- осуществлять комментированное обучение, особенно эффективное в случае пропуска визуальной информации или инструкций со стороны учителя;

- обучать таких детей необходимо стоя в непосредственной близости от них для лучшего восприятия;

- если степень потери зрения студента позволяет, необходимо разрешать им приближаться вплотную к доске для восприятия или копирования визуальной информации;

- отводить на выполнение заданий дополнительное время, количество заданий при необходимости можно уменьшить;

- использовать тактильные ощущения и другие органы чувств в обучении, практический и жизненный опыт студентов;

- необходима тщательная организация учебного места слабовидящих: дополнительные полки, цветные стеллажи, разграниченная поверхность стола;

63

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

а

о

УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА

- от слабовидящих детей следует требовать такой же дисциплины и послушания, как и от здоровых детей;

- в случае большого объема текстового материала необходимо прибегать к помощи тьютора или другого студента, озвучивающего информацию вслух или к записи на аудионосителе;

- необходимо поощрять самостоятельную и автономную учебную деятельность слабовидящего во избежание формирования ложной зависимости от окружающих в тех случаях, когда в этом нет прямой необходимости.

На основании вышесказанного можно утверждать, что учет широкого спектра психофизиологических особенностей слепых и слабовидящих студентов способствует реализации принципов инклюзивного образования, что создает гуманистической основу дифференциации школьного обучения данной категории воспитанников.

Литература:

^ 1. Выготский Л.С. Сознание как проблема психологии поведения. Собр. соч. Т.6 / о Л.С. Выготский. - М., 1982.

2. Григорьева Л.П. Основные методы развития зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения / Л.П. Григорьева, С.В. Сташевский. - М., 1990.

3. Ермаков В.П. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения / В.П. Ермаков, Г. А. Якунин. - М., 1992.

4. Жаринцева Ю.Д. Методика обучения слабовидящих детей / Ю.Д. Жаринцева.

- М., 1933.

5. Leadbetter J. Special Children: Meeting the Challenge in the Primary School / J. Leadbetter. - London New York, 1993. - 240 p.

6. Taylor N. Special Educational Needs Provision in Mainstream Education: A Look at Two Different Approaches / N. Taylor // Education Today. - Vol. 46, 1996. - №1. - P.

56.

7. Teaching Students with Visual Impairments. A Guide for the Support Team / Ed. By Garnett Francis, Saskatchewan Learning Gail Clark, Saskatchewan Learning, 2003 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.sasked.gov.sk.ca/k7pecs/se/ publications.html

64

а

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.