Научная статья на тему 'Особенности физического развития и двигательных нарушений у детей с депривацией зрения'

Особенности физического развития и двигательных нарушений у детей с депривацией зрения Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
197
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
развитие детей / нарушения зрения

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Овсянникова Елена Юрьевна, Швецова Анжелла Андреевна

В статье рассматриваются анатомо-физиологические особенности физического развития детей, имеющих врожденные или приобретенные нарушения зрения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Овсянникова Елена Юрьевна, Швецова Анжелла Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности физического развития и двигательных нарушений у детей с депривацией зрения»

Современные образовательные практики в студенческих исследованиях Б01: 10.24412/с1-37132-2023-1-229-233

Особенности физического развития и двигательных нарушений

у детей с депривацией зрения

Овсянникова Елена Юрьевна, кандидат педагогических наук ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров

Швецова Анжелла Андреевна,

студент

ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров

Аннотация: в статье рассматриваются анатомо-физиологические особенности физического развития детей, имеющих врожденные или приобретенные нарушения зрения.

Ключевые слова: развитие детей, нарушения зрения.

Согласно результатам Всероссийского медицинского обследования детей, на втором месте по распространенности заболеваний стоят проблемы с органами зрения, сразу после патологии опорно-двигательного аппарата.

Так, например, по статистическим данным лишь в России: больше 22 двух тысяч детей с различными нарушениями зрения, из которых 11 тысяч с очень серьёзными нарушениями, а 3 тысячи детей - тотально слепые и каждый год их число увеличивается.

Значимость зрительного анализатора в психофизическом и психическом развитии ребенка является важной. Нарушение его работы у детей существенно затрудняет изучение окружающего мира, препятствует социальным взаимодействиям и возможностям занятий разными видами деятельности.

К лицам с нарушениями зрения относятся:

Современные образовательные практики в студенческих исследованиях

- Незрячие (слепые) с полным отсутствием зрения и лица с практической слепотой при наличии остаточного зрения (острота зрения равна 0,05 и ниже на лучше видящем глазу);

- Слабовидящие со снижением зрения от 0,05 до 0,4 на лучше видящий глаз с «очковой коррекцией»;

- Дети с косоглазием и амблиопией [1].

Различают абсолютную (тотальную) слепоту, при которой полностью отсутствуют зрительные ощущения, и неполную слепоту. При неполной (практической) слепоте сохраняется остаточное зрение от светоощущения до остроты зрения от 0,01 до 0,05 на лучше видящий глаз при применении обычных средств коррекции (очки).

Депривация зрения у детей может быть: приобретенной, врожденной и наследственной. [2, 3]

Одним из основных факторов приобретенных форм зрительных расстройств являются травмы глаза, которые вызывают помутнение роговицы, формирование травматической катаракты, а в отдельных случаях - гибель всего яблока.

Факторы врожденного зрительного нарушения различны. Наследственные факторы являются причиной возникновения врожденной катаракты, гидроф-тальма, близорукости, микрофтальма. Врожденные изменения глаз у детей могут быть следствием перенесенных матерью во время беременности вирусных и инфекционных заболеваний. [3]

Незрячий или слабовидящий ребёнок, отдавая приоритет своей психологической адаптации и ориентации в окружающем мире, недостаточно уделяет внимания развитию мышечной силы и силовой подготовке. В результате этого их физическое здоровье оказывается ослабленным.

Физическое развитие - это процесс роста организма, динамическое совершенствование физических качеств (силовых, скоростных, координационных и. т. д.) и формирование физических функций, на который воздействуют прежде всего вид физической активности и условия жизни. Кроме этого, существует и

Современные образовательные практики в студенческих исследованиях

специальное (коррекционное) физическое развитие, которое направлено на выполнение особых видов деятельности (физкультурных, спортивных).

Физическая подготовленность - это уровень развития физических качеств, который приобретает человек в процессе занятий физической подготовкой.

Депривация зрения сильно усложняет пространственную ориентировку и приводит к снижению двигательной и познавательной активности, задерживает формирование моторных навыков. У некоторых детей наблюдается сильное отставание в физическом развитии. Это связано с искажением образа действительности из-за нарушения деятельности зрительного анализатора. Во многих источниках отмечается, что из-за этого дети с нарушением зрения чаще здоровых ровесников имеют сопутствующие заболевания. [2]

Уровень физического развития и физической подготовленности детей младшего и среднего школьного возраста с нарушением зрения существенно отстает от нормально видящих ровесников: в весе (от 3 до 5%), росте (от 5 до 13 см), показатели окружности грудной клетки отстают до 4,7 см. Исследования Л. Н. Ростомашвили, И. И. Шмелькова, Р. Н. Азаряна показывают, что у слабовидящих детей 10-12 лет ЖЕЛ =1600 куб. см, а у зрячих - 1800 куб. см. В показателях кистевой динамометрии слабовидящие дети уступают на 28% зрячим того же возраста, в показателях гибкости они отстают в среднем на 12-15%. Преимущественно выраженное различие в росте мышечной силы у незрячих детей по сравнению с нормально видящими наблюдается в 7-14 лет: отставание у мальчиков 3,5-5 кг, у девочек 1-1,5 кг. [4, 5]

С возрастом показатели физического развития у детей со зрительной де-привацией увеличиваются, однако медленнее, чем у нормально видящих. У незрячих и слабовидящих отмечаются преимущественно выраженные отклонения в работе респираторной и сердечно-сосудистой систем на всех возрастных стадиях развития. Возрастная динамика физического развития у этих детей сохраняется такой же, как и в норме, но уровень физического развития основательно ниже. Преимущественно выраженные отклонения у детей с депривацией зрения

Современные образовательные практики в студенческих исследованиях

в старшем школьном возрасте. Мышечная сила существенно ослаблена, движения медленны и нерешительны, угловаты, отмечается нарушение статического и динамического равновесия. [4]

По данным Е. И. Лива, А. К. Акимовой, Р. Н. Азаряна, у слабовидящих школьников плоскостопие встречается от 30 до 53,8%, мышечная слабость - у 12%. Б. П. Ермаков констатирует, что нарушение осанки наблюдается у 59,2% слабовидящих мальчиков и 58% девочек, тогда как у нормально видящих соответственно у 20% и 14%; основательно больше и число простудных заболеваний. [5] Одной из главных целей реабилитационной деятельности в сфере развития компенсаторных способностей заключается в предоставлении высококвалифицированной помощи детям. Для незрячих приобретение навыков пространственной ориентации является главной составляющей основных моторных действий. При тотальной слепоте существенно возрастает роль вестибулярного аппарата для сохранения равновесия и пространственной ориентировки.

В основе обучения физической культуре незрячих и слабовидящих обучающихся лежат те же принципы, что и в основе обучения физической культуре зрячих детей. К вспомогательным средствам физического воспитания относятся: гигиенические факторы (гигиенические требования к процессу обучения, следование режиму дня, зрительной нагрузки и т. д.); естественные силы природы. [5] При обучении незрячих двигательным действиям используются альбомы с рельефным изображением различных движений и поз, наглядные пособия, адаптированный спортивный инвентарь. Приоритетное значение имеет использование звуковых, обонятельных, осязательных и других ориентиров. Занимающихся нужно обучить различению всех выше указанных ориентиров и их применению в повседневной жизни.

Важно учить детей соединять мышечные ощущения со звуковым фоном. Компенсаторному развитию слухового анализатора помогает систематический звуковой контроль. С помощью осязания у детей с нарушением зрения на уроках физкультуры достигается возможность получать представление о твердости, ше-

Современные образовательные практики в студенческих исследованиях

роховатости, давлении, температуре предметов. Осязание выступает как пред-метнопознавательное средство. При овладении приемами осязательного восприятия учебного материала выделяют три основных способа обследования: кистевой, ладонный, пальцевой.

Таким образом, дети с нарушениями зрения нуждаются в профилактической и коррекционной работе, направленной на нормализацию моторных функций. Эта работа должна предусматривать комплексный характер, т. е. оказывать положительное влияние на все ослабленные функции ребенка, обеспечивая наилучшие условия его жизнедеятельности и развития.

Библиографический список

1. Плаксина Л.И. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения: Учебное пособие. - М.: РАОИКП, 1999 -2 с.

2. Орусбаева Т. А. Об особенностях развития ребенка с нарушением зрения: Проблемы современной науки и образования. 2016 -1 а

3. Щербакова, А. В. Причины и признаки нарушений зрения / А. В. Щербакова. - Текст : непосредственный // Молодой ученый. - 2017. - № 41 (175). -С. 176-178.

4. Безруких М.М. Возрастная физиология: (Физиология развития ребенка): Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений / М.М. Безруких, В.Д. Сонь-кин, Д.А. Фарбер. - М: Академия, 2009. - 416с.

5. Ростомашвили Л. Н. Физические упражнения для детей с нарушением зрения: метод. рекомендации для учителей, воспитателей, родителей/ Л. Н. Ростомашвили; под ред. Л. В. Шапковой.- СПб.:Изд-во Ин-та специал. педагогики и психологии, 2013. - 2-е изд. - 191а

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.