Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ РЕГИОНА НА ПРИМЕРЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ '

АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ РЕГИОНА НА ПРИМЕРЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
14
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
финансовое состояние / расходы / доходы / инвестиции / финансы предприятий / financial condition / expenses / incomes / investments / finances of enterprises

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Буркальцева Диана Дмитриевна, Бойченко Олег Валериевич, Герасимова Светлана Васильевна, Польская Светлана Игоревна

В статье проанализированы подходы зарубежных и отечественных авторов к анализу финансово-экономического состояния региона и обоснован новый подход к анализу финансового состояния региона. Проведен анализ финансового состояния региона на примере Черноморского района Республики Крым. Проанализированы группы показателей, характеризующих финансовое состояние региона, выделены наиболее значимые из них. Сделаны обоснованные выводы. Черноморский район имеет благоприятное географическое положение, наличие собственных природных ресурсов и высокий уровень квалификации населения. В районе развиваются такие отрасли, как сельское хозяйство, туризм, производство и переработка сельскохозяйственной продукции, лесопромышленный комплекс, строительство и добыча полезных ископаемых. В рамках реализации инвестиционных проектов планируется создание новых рабочих мест, улучшение инфраструктуры и экологических условий. Одним из крупных инвестиционных проектов является строительство крупного морского порта, который будет способствовать развитию экспорта продукции региона и привлечению новых инвестиций. Также в районе планируется развитие туристической инфраструктуры, строительство гостиничных комплексов и развитие здравниц. Все это делает его привлекательным для инвесторов и способствует дальнейшему развитию региона. Развитие малого и среднего предпринимательства в Черноморском районе является важным фактором для устойчивого экономического роста и социального развития региона. В рамках поддержки малого и среднего бизнеса в Черноморском районе созданы различные программы и меры поддержки, такие как льготы по налогам и сборам, предоставление субсидий на развитие бизнеса, организация бизнес-инкубаторов и технопарков. Также проводятся тренинги, семинары и консультации для предпринимателей. Однако, необходимо учитывать экологические аспекты при развитии бизнеса, чтобы сохранить природные ресурсы и обеспечить экологическую безопасность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Буркальцева Диана Дмитриевна, Бойченко Олег Валериевич, Герасимова Светлана Васильевна, Польская Светлана Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE FINANCIAL STATE OF THE REGION ON THE EXAMPLE OF THE MUNICIPALITY OF THE REPUBLIC OF CRIMEA

The article analyzes the approaches of foreign and domestic authors to the analysis of the financial and economic state of the region and substantiates a new approach to the analysis of the financial state of the region. The analysis of the financial condition of the region was carried out on the example of the Chernomorsky region of the Republic of Crimea. Groups of indicators characterizing the financial condition of the region are analyzed, the most significant of them are highlighted. Reasonable conclusions are made. The Chernomorsky region has a favorable geographical position, the presence of its own natural resources and a high level of skills of the population. Such branches as agriculture, tourism, production and processing of agricultural products, timber industry, construction and mining are developing in the region. As part of the implementation of investment projects, it is planned to create new jobs, improve infrastructure and environmental conditions. One of the major investment projects is the construction of a large seaport, which will promote the development of exports of the region’s products and attract new investments. It is also planned to develop tourism infrastructure in the region, build hotel complexes and develop health resorts. All this makes it attractive to investors and contributes to the further development of the region. The development of small and medium-sized businesses in the Chernomorsky region is an important factor for sustainable economic growth and social development of the region. As part of the support for small and medium-sized businesses in the Chernomorsky region, various programs and support measures have been created, such as tax and fee incentives, the provision of subsidies for business development, the organization of business incubators and technology parks. Trainings, seminars and consultations for entrepreneurs are also held. However, it is necessary to take into account environmental aspects in business development in order to conserve natural resources and ensure environmental safety.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ РЕГИОНА НА ПРИМЕРЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ »

УДК 336

Буркальцева Диана Дмитриевна,

доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры финансов и кредита Институт экономики и управления,

ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского», г Симферополь, Российская Федерация. Бойченко Олег Валериевич,

доктор технических наук, профессор,

профессор кафедры бизнес-информатики и математического моделирования, Физико-технический институт,

ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского», г Симферополь, Российская Федерация. Герасимова Светлана Васильевна,

доктор экономических наук, профессор,

профессор кафедры бизнес-информатики и математического моделирования, Физико-технический институт,

ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского», г Симферополь, Российская Федерация. Польская Светлана Игоревна,

кандидат экономических наук, ассистент кафедры информатики Физико-технический институт,

ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского», г Симферополь, Российская Федерация.

Burkaltseva Diana Dmitrievna,

Doctor of Economics, Associate Professor, Professor of the Department Finance and Credit, Institute of Economics and Management, V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol, Russian Federation. Boychenko Oleg Valeriyevich, Doctor of Technical Sciences, Professor,

Professor of the Department of Business Informatics and Mathematical Modeling,

Institute of Physics and Technology,

V.I. Vernadsky Crimean Federal University,

Simferopol, Russian Federation.

Gerasimova Svetlana Vasilyevna,

Doctor of Economic Sciences, Professor,

Professor of the Department of Business Informatics and Mathematical Modeling,

Institute of Physics and Technology,

V.I.Vernadsky Crimean Federal University,

Simferopol, Russian Federation.

Polskaya Svetlana Igorevna,

Ph.D. in Economics,

Assistant of the Department of Informatics Institute of Physics and Technology

19

V.I. Vernadsky Crimean Federal University,

Simferopol, Russian Federation.

АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ РЕГИОНА НА ПРИМЕРЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

ANALYSIS OFTHE FINANCIAL STATE OFTHE REGION ON THE EXAMPLE OFTHE MUNICIPALITY OFTHE REPUBLIC OF CRIMEA

В статье проанализированы подходы зарубежных и отечественных авторов к анализу финансово-экономического состояния региона и обоснован новый подход к анализу финансового состояния региона. Проведен анализ финансового состояния региона на примере Черноморского района Республики Крым. Проанализированы группы показателей, характеризующих финансовое состояние региона, выделены наиболее значимые из них. Сделаны обоснованные выводы.

Черноморский район имеет благоприятное географическое положение, наличие собственных природных ресурсов и высокий уровень квалификации населения. В районе развиваются такие отрасли, как сельское хозяйство, туризм, производство и переработка сельскохозяйственной продукции, лесопромышленный комплекс, строительство и добыча полезных ископаемых. В рамках реализации инвестиционных проектов планируется создание новых рабочих мест, улучшение инфраструктуры и экологических условий. Одним из крупных инвестиционных проектов является строительство крупного морского порта, который будет способствовать развитию экспорта продукции региона и привлечению новых инвестиций. Также в районе планируется развитие туристической инфраструктуры, строительство гостиничных комплексов и развитие здравниц. Все это делает его привлекательным для инвесторов и способствует дальнейшему развитию региона.

Развитие малого и среднего предпринимательства в Черноморском районе является важным фактором для устойчивого экономического роста и социального развития региона. В рамках поддержки малого и среднего бизнеса в Черноморском районе созданы различные программы и меры поддержки, такие как льготы по налогам и сборам, предоставление субсидий на развитие бизнеса, организация бизнес-инкубаторов и технопарков. Также проводятся тренинги, семинары и консультации для предпринимателей. Однако, необходимо учитывать экологические аспекты при развитии бизнеса, чтобы сохранить природные ресурсы и обеспечить экологическую безопасность.

Ключевые слова: финансовое состояние, расходы, доходы, инвестиции, финансы предприятий.

The article analyzes the approaches of foreign and domestic authors to the analysis of the financial and economic state of the region and substantiates a new approach to the analysis of the financial state of the region. The analysis of the financial condition of the region was carried out on the example of the Chernomorsky region of the Republic of Crimea. Groups of indicators characterizing the financial condition of the region are analyzed, the most significant of them are highlighted. Reasonable conclusions are made.

The Chernomorsky region has a favorable geographical position, the presence of its own natural resources and a high level of skills of the population. Such branches as agriculture, tourism, production and processing of agricultural products, timber industry, construction and mining are developing in the region. As part of the implementation of investment projects, it is planned to create new jobs, improve infrastructure and environmental conditions. One of the major investment projects is the construction of a large seaport, which will promote the development of exports of the region's products and attract new investments. It is also planned to develop tourism infrastructure in the region, build hotel complexes and develop health resorts. All this makes it attractive to investors and contributes to the further development of the region.

The development of small and medium-sized businesses in the Chernomorsky region is an important factor for sustainable economic growth and social development of the region. As part of the support for small and medium-sized businesses in the Chernomorsky region, various programs and support measures have been created, such as tax and fee incentives, the provision of subsidies for business development, the organization of business incubators and technology parks. Trainings, seminars and consultations for entrepreneurs are also held. However, it is necessary to take into account environmental aspects in business development in order to conserve natural resources and ensure environmental safety.

Keywords: financial condition, expenses, incomes, investments, finances of enterprises.

ВВЕДЕНИЕ

В сложных условиях усиления турбулентности финансовое состояние регионов является базисом макроэкономической стабильности регионов.

Поэтому для успешного развития малого и среднего бизнеса в Черноморском районе необходимо проводить систематические исследования финансового состояния предприятий, анализировать рыночную конъюнктуру, а также учитывать экологические и социальные факторы. Таким образом можно создать благоприятные условия для развития предпринимательства и обеспечить устойчивое развитие региона в целом.

Различные отечественные и зарубежные ученые исследовали финансовое состояние региона [2, 4-6, 10-14, 16-17, 26], а также различные подходы к анализу финансового состояния региона [1, 4, 8, 15, 18, 23].

20

Однако, в современных условиях в связи с происходящими изменениями в финансово-хозяйственной деятельности регионов усиливается поиск альтернативных подходов и методов анализа финансово-экономического анализа.

У отечественных и зарубежных ученых нет единого подхода к проведению анализа финансового состояния региона. Следовательно, тема, исследуемая в данной статье, является актуальной и требует более детального изучения. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ

Цель статьи состоит в исследовании подходов к анализу финансового состояния региона и проведении анализа финансового состояния на примере Черноморского района Республики Крым. МЕТОДЫ

В исследовании применялись следующие методы:

• метод дедукции применялся с целью исследования теоретических подходов к оценке финансового состояния региона;

• метод анализа использовался при проведении оценки финансового состояния муниципального образования Черноморский район Республики Крым;

• метод сравнения применялся для исследования и последующего обоснования тенденций изменения финансовых показателей региона, а также факторов их определяющих;

• метод синтеза применялся для обобщения результатов исследования теоретических аспектов анализа финансового состояния региона и проведенного анализа финансового состояния муниципального образования Черноморский района Республики Крым, а также для обоснования выводов;

• графический метод применялся для наглядности статистических данных по финансовой аналитике региона.

РЕЗУЛЬТАТЫ

В связи с происходящими изменениями в финансово-хозяйственной деятельности регионов усиливается поиск альтернативных подходов и методов анализа финансово-экономического анализа. Аналитические исследования играют важную роль в принятии управленческих решений, от их достоверности в конечном счете зависит выбор стратегических направлений для развития региона. Рассмотрим подходы, применяемые к анализу финансового состояния региона.

Вербиненко Е. А., Бадылевич Р.В. отмечали, что основополагающими параметрами оценки финансового состояния региона выступают финансовые результаты деятельности предприятий и организаций, расположенные на его территории. И предлагали проводить анализ, оценивая показатели бюджетной обеспеченности региона, показатели финансовых результатов деятельности хозяйствующих субъектов региона, показатели, характеризующие состояние расчетов хозяйствующих субъектов, и показатели конъюнктуры регионального финансового рынка [4].

Коваленко А.В., Калайдина Г.В. для анализа финансово-экономического состояния региона использовали системы нечеткой логики, а в качестве исходных параметров для построения нечеткой продукционной системы использовались 11 экономических показателей кредитоспособности 69 субъектов Российской Федерации [1].

Сакаева Э.З., Абрамова Л.Н. в своем подходе анализировали финансово-экономическую деятельность предприятий кластера, обеспечивающих жизнеобеспечение региона [23 ].

Мы предлагаем в своем исследование провести анализ финансового состояния региона по следующей схеме, которая представлена на рисунке 1.

Рассмотрим анализ финансового состояния региона на примере муниципального образования Черноморский район Республики Крым.

Анализ бюджетного и финансового состояния. Местный бюджет является основным источником финансирования муниципальных программ и проектов, направленных на развитие экономики и социальной сферы района. Он формируется из доходов, полученных от налогов, сборов, а также из других источников, предусмотренных законодательством. Важно отметить, что эффективное использование бюджетных средств является ключевым фактором успешного развития малого и среднего бизнеса в регионе. Для этого необходимо проводить прозрачную и ответствен-

21

Анализ финансового состояния региона

£

I

I

1

Анализ бюджетного состояния Анализ инвестиционной деятельности региона Анализ финансового состояния деятельности предприятий и органи -заций региона

Анализ доходов региона Анализ расходов региона

Рис. 1. Схема анализа финансового состояния региона (Составлено авторами)

ную бюджетную политику, обеспечивать контроль за расходованием средств и оценивать эффективность реализации муниципальных программ и проектов.

Приоритетом бюджетной политики муниципального образования Черноморский район Республики Крым является формирование и гарантированное исполнение бюджетных расходов, исходя из государственных приоритетов, направленных на улучшение качества жизни населения.

Основными источниками роста налогового потенциала муниципального образования Черноморский район должны стать привлечение инвестиций в экономику района, создание новых рабочих мест и увеличение заработной платы, эффективное использование земель и имущества муниципального образования, обеспечение поддержки малого и среднего бизнеса [20].

Анализ доходов региона. Доходы бюджета муниципального образования Черноморский район Республики Крым в 2017 году поступили в сумме 817 221,1 тыс. руб., в том числе налоговые и неналоговые доходы — 159 977,1 тыс. руб. Темп роста налоговых и неналоговых доходов в сравнении с объемом поступлений за 2016 год составил 125,2 %.

Доходы бюджета муниципального образования Черноморский район Республики Крым в 2018 году поступили в сумме 881 794,6 тыс. руб., в том числе налоговые и неналоговые доходы — 184 954,8 тыс. руб. Темп роста налоговых и неналоговых доходов в сравнении с объемом поступлений за 2017 год составил 115,6% [25].

Доходы бюджета муниципального образования Черноморский район Республики Крым в 2019 году поступили в сумме 831 317,5 тыс. руб., в том числе налоговые и неналоговые доходы — 215 680,4 тыс. руб. Темп роста налоговых и неналоговых доходов в сравнении с объемом поступлений за 2018 год составил 116,6 % [25].

Доходы бюджета муниципального образования Черноморский район Республики Крым в 2020 году поступили в сумме 855 823,8 тыс. руб., в том числе налоговые и неналоговые доходы — 189 555,1 тыс. руб. Темп роста налоговых и неналоговых доходов в сравнении с объемом поступлений за 2019 год составил 87,9 % [25].

Доходы бюджета муниципального образования Черноморский район Республики Крым в 2021 году поступили в сумме 965 102,4 тыс. руб., в том числе налоговые и неналоговые доходы — 239 929,4 тыс. руб. Темп роста налоговых и неналоговых доходов в сравнении с объемом поступлений за 2020 год составил 126,6 % [25].

Доходы бюджета муниципального образования Черноморский район Республики Крым на 2022 год утверждены в сумме 871 761,6 тыс. руб., в том числе налоговые и неналоговые доходы — 234

517.8 тыс. руб. Ожидаемое поступление налоговых и неналоговых доходов составляет 242 983,3 тыс. руб. или 101,3 % к объему поступлений за 2021 год.

За 2021 год в доходную часть консолидированного бюджета муниципального образования Черноморский район Республики Крым при утвержденных бюджетных назначениях в сумме 1 156

882.9 тыс. руб. поступило 1 192 229,9 тыс. руб., исполнение составило 103,1 % [25].

Объем налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет муниципального образования Черноморский район Республики Крым при годовом уточненном плане 338 476,6 тыс. руб. составил 382 031,7 тыс. руб., исполнение составило 112,9 %. По сравнению с 2020 годом наблюдается рост поступлений на 82 449,1 тыс. руб. или 27,5 % [25].

22

Рассматривая структуру налоговых и неналоговых доходов, поступивших в консолидированный бюджет Черноморского района в 2021 году, можно отметить, что наибольший удельный вес занимают следующие источники:

• налог на доходы физических лиц—60,4 %, поступления которого составили 230 933,6 тыс. руб.;

• доходы от использования имущества (которые включают поступления от арендной платы за землю и имущество, перечисление части прибыли МУП) — 16,3 %, поступления по которым составили 62 089,5 тыс. руб.;

• налоги на совокупный доход (ЕНВД, ЕСХН, патент) — 8,4%, что в денежном эквиваленте составляют 32 240,9 тыс. руб.;

• налоги на имущество — 3,3 %, поступления по которому составили 12 656,8 тыс. руб.;

• акциз по подакцизным товарам — 3,1 % поступления по которому составили 11 858,6 тыс. руб.;

• прочие неналоговые доходы—3,4 %, поступления по которому составили 12 952,8 тыс. руб. [25].

Значительная часть доходов в сумме 810 198,2 тыс. руб. получена за счет безвозмездных

перечислений из федерального бюджета Российской Федерации, бюджета Республики Крым, что связано с направлением средств на развитие Крымского федерального округа. В структуре доходов безвозмездные поступления занимают—70,0 %. Исполнение годового плана составило 99,0 %, в том числе:

• Дотации — 27 594,5 тыс. руб. или 100,0 % от плановых назначений.

• Субсидии — 215 742,2 тыс. руб., годовой план выполнен на 97,2 %,

• Субвенции — 561 625,4 тыс. руб. или 99,1 % от плана.

• Иные МБТ — 2 222,5 тыс. руб. или 100 % от плана [25].

За 2021 год в доходную часть районного бюджета поступление налоговых и неналоговых доходов составило 239 929,4 тыс. руб. или 110 % от плановых назначений. По сравнению с 2020 годом наблюдается рост поступлений на 28 546,2 тыс. руб. или 15 %.

Объем налоговых и неналоговых доходов в бюджеты сельских поселений Черноморского района Республики Крым при годовом уточненном плане 120 375,2 тыс. руб. составил 142 102,3 тыс. руб., или 118,0 %. По сравнению с 2020 годом наблюдается рост поступлений на 32 072,8 513,0 тыс. руб. или 29,2 % [20].

Анализ расходов региона. Расходы консолидированного бюджета Черноморского района Республики Крым за 2021 год при годовом плане 1 174 097,35 тыс. руб. составили 1 163 588,16 тыс. руб. или 99,1 %. По сравнению с 2015 годом расходы консолидированного бюджета возросли на 40 %.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По разделу «Общегосударственные вопросы» по консолидированному бюджету исполнение составило 104 953,17 тыс. руб. (план 106 085,31 тыс. руб.) или 98,9 % к плану на 2021 год. По сравнению с 2015 годом расходы возросли на 48%.

По разделу «Национальная оборона» по консолидированному бюджету исполнение составило 1 496,39 тыс. руб. (план 1 497,22 тыс. руб.) или 99,9 % к плану на 2021 год. По сравнению с 2015 годом расходы возросли на 62 % [25].

По разделу «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» по консолидированному бюджету исполнение составило 2 610,99 тыс. руб. (план 2 612,24 тыс. руб.) или 100,0 % к плану на 2021 год. В 2015 году кассовые расходы по указанному разделу бюджетной классификации не осуществлялись [25].

Расходы по разделу «Национальная экономика» по консолидированному бюджету исполнены в сумме 24 776,03 тыс. руб. или 98,7 % к плану на 2021 год (25 097,85 тыс. руб.). По сравнению с 2015 годом расходы возросли на 14,8%.

Расходы по разделу «Жилищно-коммунальное хозяйство» по консолидированному бюджету исполнены в сумме 177 015,6 тыс. руб. (план 178 485,99 тыс. руб.) или 99,2 % к плану на 2021 год. По сравнению с 2015 годом расходы возросли на 85,8 % [25].

По разделу «Образование» кассовые расходы составили 586 329,5 тыс. руб. при годовом плане 592 027,48 тыс. руб. или 99 %. По сравнению с 2015 годом расходы возросли на 29,5 %.

23

Расходы по разделу «Культура, кинематография» по консолидированному бюджету исполнены в сумме 151 417,0 тыс. руб. (план 151 420,79 тыс. руб.) или 100 % к плану на 2021 год. По сравнению с 2015 годом расходы возросли на 85,9 % [25].

По разделу «Социальная политика» при годовом плане 110 893,84 тыс. руб. фактическая потребность по пособиям составила 109 012,91 тыс. руб. или 98,3 %. По сравнению с 2015 годом расходы сократились на 29,7 %.

Расходы по разделу «Физическая культура и спорт» по консолидированному бюджету исполнены в сумме 949,92 тыс. руб. (план 950,0 тыс. руб.) или 100 % к плану на 2021 год. По сравнению с 2015 годом расходы сократились на 46,2 % [25].

Расходы по разделу «Средства массовой информации» по консолидированному бюджету исполнены в сумме 5026,64 тыс. руб. (план 5026,64 тыс. руб.) или 100 % к плану на 2021 год. По сравнению с 2015 годом расходы увеличились на 68 % [25].

В 2021 году с целью выявления резервов увеличения доходной части, продолжала работу Межведомственная комиссия по погашению задолженности по выплате заработной платы, мониторингу ситуации на рынке труда, увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов и погашению недоимки в бюджет, проведено 12 заседаний.

В результате проведённой работы за 2021 год в бюджет поступил 1 517,0 тыс. руб., в том числе:

• за счет легализации заработной платы — 809,0 тыс. руб. (трудоустроено 570 человек, зарегистрировано 108 индивидуальных предпринимателей);

• за счет проведенных мероприятий по постановке на налоговый учет обособленных подразделений организаций, осуществляющих деятельность на территории муниципального образования Черноморский район Республики Крым — 708,0 тыс. руб. (в 2021 году зарегистрировано 22 обособленных подразделения) [20].

Анализ инвестиционной деятельности региона. На сегодняшний день одной из наиболее важных задач является привлечение инвестиций в экономику района [9]. Приток инвестиций в район — это рабочие места, пополнение бюджета и решение многих социальных и инфраструктурных вопросов, и как результат—динамичное социально-экономическое развитие [25].

Привлечение инвестиций в экономику района является одной из основных задач, рост инвестиций влияет не только на увеличение налоговых поступлений, но и на уровень и качество жизни населения.

Черноморский район Республики Крым имеет большой инвестиционный потенциал и инвестиционную привлекательность, обеспечивающие ему значительные конкурентные преимущества.

В соответствии с Постановлением Совета министров Республики Крым от 7 октября 2014 года №2 368 «О некоторых вопросах реализации инвестиционных проектов на территории Республики Крым» значимым в развитии инвестиционной деятельности района является заключение в декабре 2018 года соглашения о реализации инвестиционного проекта «Автокемпинг на 500 номеров с последующим перепрофилированием в гостиничный комплекс на 1000 номеров» (ООО «Оле-невка Вилидж») на земельном участке общей площадью 19,92 га в с. Оленевка Черноморского района. Инвестиционным проектом предусматривается объем инвестиций за счет собственных средств инвестора в размере 3 421 118,5 тыс. рублей. Количество создаваемых рабочих мест: 156 — сезонного персонала на первом этапе реализации проекта и 654 — постоянных и сезонных на втором этапе реализации проекта [25].

На данный момент реализован первый этап инвестиционного проекта. 30 апреля 2019 года состоялось торжественное открытие кемпинга.

В районе проводится работа по реализации мероприятий по созданию туристско-рекреацион-ного кластера «Черноморский» в рамках Государственной программы Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 января 2019 года №2 63.

Инвестиции в основной капитал (без субъектов малого предпринимательства и объема инвестиций, не наблюдаемых прямыми статистическими методами) в Черноморском муниципальном

24

районе за 2020 год составили 5 79929 тыс. руб., а на душу населения в 2020 году составили 18938,9 тыс. руб., за счет средств муниципального бюджета инвестиции в основной капитал составили 131156 руб. [25].

Наибольший объем инвестиций в основной капитал за счет средств муниципального бюджета отмечен в пгт. Черноморское, в Далековском, Кировском, Оленевском сельском поселениях.

Реестр реализуемых инвестиционных проектов на территории Черноморского района Республики Крым представлен в таблице 1.

Табиица!. Инвестиционные проекты, реализуемые на территории Черноморского района Республики Крым *

№ п/п Инициатор Наименованиг инвестиционного проекта Количество создаваемых рабочих мест

1 2 3 4

1 ООО «Старая пристань» «Организация прибрежного лова с целью обеспечения круглого -дичной поставки на потребитель -ский рынок рыбной продукции» Количество создаваемых рабо -чих мест по окончанию реализации проекта — 32.

2 ООО «Ставник» «Организация рыбного промысла с целью поставки на потребительский рынок свежей и переработанной рыбной продукции» Количество создаваемых рабо -чих мест — от 9 до 30, в зависимости от сезонности работ.

3 ООО «Экстрим Крым» «Бх1хете Крым — территория экстремальных удовольствий» Количество создаваемых рабо -чих мест: 15.

4 ООО «Флагман» «Создание и развитие спортивно-оздоровительного дайв-комплекса на мысе Тарханкут» Количество создаваемых рабо -чих мест — 11 (среднесписочная численность за год с учетом сезонного характера функционирования).

5 ООО «Кипчак» «Строительство комплекса для предоставления услуг зеленого туризма» Количество создаваемых рабочих мест — от 5 до 33 (с учетом се -зонного характера деятельности).

6 ООО «Оленевка Вилидж» «Автокемпинг на 500 номеров» Количество создаваемых рабо -чих мест — 155 — сезонного персонала, 1 — постоянное рабочее место, на первом этапе реализации проекта и 654 — по -стоянных и сезонных на втором этапе реализации проекта.

7 ООО «Френдси Крым» «Создание вы со ко техно логической инфраструктуры промышленного выращивания гидробио-нтов в Республики Крым» Количество создаваемых рабо -чих мест — 151.

8 ООО «Волга -Инвест» «Реконструкция и развитие базы отдыха «Жемчужина» Количество создаваемых рабо -чих мест: 13 (10 постоянных и 3 сезонных).

9 ООО «Крымский индустриальный холдинг Животновод ств о» «Организация современного сельскохозяйственного животноводческого предприятия в с. Медведево Черноморского района Республики Крым на базе имущества и земель ГУП РК «Агрофирма «Прибрежная» Количество создаваемых рабо -чих мест по проекту — 25 (20 постоянных, 5 сезонных).

25

Продолжение таблицы 1

№ п/п Инициатор Наименов ание инве стиционног о проекта Количество создаваемых рабочих мест

1 2 3 4

10 ООО «Лунар Инвест» «Строительство многоквартирного монолитно -каркасного жилого комплекса в пгт Черноморское» Количество создаваемых рабочих мест — 68: на период строительства — 50, сохраненных — 18.

11 «ООО «Управляющая компания «Курорт «Тарханкут » Строительство коттеджного поселка «Курорт «Тарханкут» Количество создаваемых рабочих мест — 22.

12 ООО «Джангуль» «Строительство коттеджного поселка «Курорт «Джангуль» Количество создаваемых рабочих мест — 24, из них 20 посто -янных и 4 сезонных.

13 ООО «Экстрим Крым» «Спортивно- развлекательный парк «Экстрим Крым» с глэмпин-гом и палаточным городком» Количество создаваемых рабочих мест — 23, из них 9 постоянных и 14 сезонных.

14 ООО «Атлеш» «Строительство коттеджного поселка «Атлеш » Количество создаваемых рабочих мест: 21.

15 ООО «Караджа» «Строительство коттеджного поселка «Караджа» Количество создаваемых рабочих мест: 21.

16 ООО «Маяк» «Строительство гостинично-ресторанного комплекса «Маяк» Количество создаваемых рабочих мест: 15.

17 ООО «ПАРУС» «Развитие курортной инфра -структуры с. Межводное, Черно -морского района Республики Крым, путем создания спортивно-туристической базы пляжных видов спорта «ПАРУС» Количество создаваемых рабочих мест: 26.

18 ООО «Магистраль» Строительство и последующая эксплуатация многоквартирного жилого дома путем получения в долгосрочную аренду земельного участка, расположенного на территории пгт Черноморское Республики Крым» [21] Количество создаваемых рабочих мест — 7

* Составлено на основании [22]

На рисунках 2, 3, 4, 5 представлены показатели, характеризующие инвестиционную деятельность района.

Для динамичного развития экономики и социальной сферы района требуется значительный ежегодный рост инвестиционных вложений. Привлечение инвестиций в экономику района является одной из основных задач, стоящих перед администрацией Черноморского района. Рост инвестиций напрямую связан с увеличением налоговых поступлений в бюджет, созданием новых рабочих мест, а также уровнем качества жизни населения [22].

Черноморский район имеет большой инвестиционный потенциал и инвестиционную привлекательность, обеспечивающие ему значительные конкурентные преимущества [9].

Приоритетными направлениями инвестиционной деятельности на территории района являются:

• агропромышленный комплекс;

• рекреационная деятельность, сфера туризма и отдыха.

В рамках постановления Совета министров Республики Крым от 07.10.2014 года №2 368 заключены соглашения о реализации 19 инвестиционных проектов в сфере курортов и туризма, аг-

26

30903

45000 л 41430 42360

40000 -35000 -30000 -25000 " 20000 -15000 " 10000 -5000 "

0 Л---1---1---1---1---1

2016 2017 2018 2019 2020

Рис. 2 Инвестиции в основной капитал за счет средств муниципального бюджета, тыс. рублей в Черноморском муниципальном районе (Составлено на основании [21])

13156

857615

211446

579929

1000000 -900000 " 800000 " 700000 -600000 -500000 -400000 -300000 -200000 -100000 -0

2016 2017 2018 2019 2020

Рис. 3 Инвестиции в основной капитал, осуществляемые организациями, находящимися на территории муниципального образования (без субъектов малого предпринимательства) (в фактически действовавших ценах; тысяч рублей) (Составлено на основании [21])

28125,9

5000 -

0

18938,9

2016 2017 2018 2019 2020

Рис 4 Инвестиции в основной капитал на душу населения в Черноморском муниципальном районе (в фактически действовавших ценах; тысяч рублей) (Составлено на основании [21])

27

500

■ Черноморское

■ Далеко вское

■ Кировское

■ Краснополянское

■ Красноярское

■ Медведевское

■ Межводненское

■ Но воивановское

■ Новосельское

■ Окуневское

Рис. 5 Инвестиции в основной капитал за счет средств муниципального бюджета, тыс. рублей в Черноморском муниципальном районе в 2020 г. (Составлено на основании [21])

ропромышленного комплекса, жилищного строительства и в сфере спорта с общим объемом инвестиций 21 408,7 млн. руб. [22].

Основная задача органов власти в реализации политики привлечения инвестиций состоит в создании благоприятного инвестиционного климата, способствующего развитию существующих фирм и привлечению новых инвесторов.

С целью улучшение инвестиционной привлекательности в муниципальном образовании Черноморский район Республики Крым разработаны и утверждены:

• Схема территориального планирования муниципального образования Черноморский район Республики Крым (решение 113 (внеочередного) заседания 1 созыва от 19.09.2018 № 1043);

• Генеральные планы сельских поселений Черноморского района Республики Крым;

• Правила землепользования и застройки сельских поселений Черноморского района Республики Крым;

• Местные нормативы градостроительного проектирования сельских поселений Черноморского района Республики Крым.

Для всех сельских поселений Черноморского района Республики Крым разработаны:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Программа комплексного развития транспортной инфраструктуры;

• Программа комплексного развития социальной инфраструктуры;

• Программа комплексного развития коммунальной инфраструктуры [22].

Администрацией Черноморского района Республики Крым совместно с администрациями сельских поселений Черноморского района Республики Крым выстроено взаимодействие с инвесторами по выполнению социальных обязательств, предусмотренных соглашениями о реализации инвестиционных проектов на территории Республики Крым, направленных на социально-экономическое развитие муниципальных образований.

В целях развития инвестиционной деятельности, привлечения потенциальных инвесторов и увеличения притока инвестиций в Черноморский район, совместно с администрациями сельских поселений проводится работа по созданию инвестиционных площадок, по которым будут сформированы предложения по их наиболее выгодному экономическому использованию.

Одним из основных инструментов стимулирования инвестиционной деятельности, формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций и развития бизнеса является создание

28

свободной экономической зоны на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя.

Свободная экономическая зона на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя (далее — свободная экономическая зона) создана Федеральным законом от 29 ноября 2014 г. №№ 377-ФЗ «О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» и функционирует с 1 января 2015 года [20].

Свободная экономическая зона создана на всей территории Республики Крым и г. Севастополя, а также прилегающих к ним внутренних морских водах и территориальном море. Срок функционирования свободной экономической зоны — 25 лет (до 31 декабря 2039 года). Для получения статуса участника свободной экономической зоны лицо, намеревающееся получить указанный статус, должно быть зарегистрировано на территории Республики Крым или территории города федерального значения Севастополя либо иметь филиал на указанных территориях. Участники свободной экономической зоны имеют ряд преимуществ, таких как освобождение от налогов на прибыль, землю, имущество и транспорт, а также упрощенную процедуру получения разрешений на строительство и эксплуатацию объектов. Статус участника свободной экономической зоны предоставляется при намерениях хозяйствующего субъекта реализовать инвестиционный проект с объемом капитальных вложений не менее 60 млн. рублей (для субъектов малого и среднего предпринимательства—6 млн. рублей) [22].

В рамках функционирования свободной экономической зоны предусмотрен особый режим осуществления предпринимательской и иной деятельности (возможность применения особого режима налогообложения и обложения страховыми взносами, особенности осуществления градостроительной деятельности и землепользования), а также применение таможенной процедуры свободной таможенной зоны (без уплаты таможенных пошлин, налогов) [20].

В свою очередь, доступ к информации о юридических лицах, зарегистрированных на территории Республики Крым или территории г. Севастополя, либо о филиалах юридических лиц, расположенных на указанных территориях, может быть ограничен в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июня 2019 г. № 729, что является важной мерой для обеспечения конфиденциальности сведений об инвестиционной деятельности участников свободной экономической зоны. Кроме того, с 1 января 2022 г. запущена программа льготного кредитования участников свободной экономической зоны (постановление Правительства от 7 декабря 2021 г. №2 2221 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных доходов по кредитам, выданным участникам свободной экономической зоны на территориях Республики Крым и г. Севастополя на реализацию инвестиционных проектов»). Программа льготного кредитования предусматривает субсидирование процентной ставки по кредиту, предоставленному участнику свободной экономической зоны в размере ключевой ставки Банка России (но не более 15 % годовых). При этом фактическая ставка по кредитному договору, как правило, не превышает 2-4 % годовых [19].

Льготный кредит предоставляется при условии реализации участником свободной экономической зоны проекта в одной из приоритетных отраслей экономики Крымского региона. Свободная экономическая зона в настоящее время служит одним из основных инструментов государственно-частного партнерства, что оказывает положительное влияние на макроэкономическую стабильность в регионе.

Однако, необходимо помнить о том, что свободная экономическая зона не является универсальным решением для всех регионов. Каждый регион имеет свои особенности и потребности, поэтому необходимо проводить тщательный анализ и оценку потенциала создания свободной экономической зоны в каждом конкретном случае. В целом, свободная экономическая зона может стать эффективным инструментом для развития региона и привлечения инвестиций, но ее создание и функционирование должно осуществляться с учетом интересов всех заинтересованных сторон и с соблюдением принципов прозрачности и открытости [20].

29

Инвестиции являются важнейшим средством структурного преобразования социального и производственного потенциала района, поскольку благодаря инвестиционным вложениям развиваются производство и сфера услуг, активизируется строительство, расширяется ассортимент продукции, работ, создаются новые рабочие места, обустраиваются территории, увеличиваются налоговые поступления в бюджеты различных уровней, которые в дальнейшем направляются на решение социальных проблем [20].

Анализ финансового состояния деятельности предприятий и организаций региона. Предпринимательство рассматривается администрацией Черноморского района как одно из основных направлений социально-экономического развития территории [3, 19].

На территории района осуществляют предпринимательскую деятельность 1333 субъекта малого и среднего предпринимательства, из них 1104 индивидуальных предпринимателей и 229 юридических лиц.

Малый и средний бизнес в Черноморском районе занимает такие сегменты экономики как торговля, сельскохозяйственное производство, общественное питание, бытовые, туристические услуги. Основной сферой деятельности малого и среднего предпринимательства муниципального образования является сфера торговли.

С целью обеспечения населения района продовольственными товарами, в необходимых для потребителей объемах, расширения товарного ассортимента, сдерживания роста цен на социально-значимые продукты питания на территории района на постоянной основе функционируют ярмарочные площадки, утвержденные администрациями сельских поселений (Красноярское, Черноморское, Далековское, Кировское, Медведевское, Краснополянское, Новоивановское, Межводнен-ское сельские поселения) [20].

В таблице 2 представлен вид деятельности юридических лиц муниципального образования Черноморский район Республики Крым за 2020 г., где, в первую очередь, характеризует: операции с недвижимостью, розничную торговлю, органы государственного управления, общественные организации, сельское хозяйство.

Табтща2. Вид деятельности юридических лиц муниципального образования Черноморский район Республики Крым за 2020 г., в % *

Организации 2017 2018 2019 2020

Все 397 390 391 392

Ко ммерческие 240 238 242 242

Общества с ограниченной ответственностью 223 224 228 228

Крестьянские (фермерские) хозяйства 9 6 6 6

Муниципальные унитарные предприятия 3 3 3 3

Непубличные акционерные общества 2 2 3 3

Производственные кооперативы (кроме сельскохозяйственных производственных кооперативов) 1 1 1 1

Сельскохозяйственные производственные кооперативы 1 1 1 1

Прочие 1 1 0 0

Не коммерческие 157 152 149 150

Муниципальные казенные учреждения 46 46 46 46

Муниципальные бюджетные учреждения 28 28 28 28

Религиозные организации 15 15 15 16

Общественные организации 15 15 13 13

Товарищества собственников недвижимости 8 7 8 7

Государственные бюджетные учреждения субъектов Российской Федерации 7 6 6 6

Прочие 38 35 33 34

* Составлено на основании [14]

30

2016 2017 2018 2019 2020

Рис. 6 Доля организаций, получившие прибыль, в % к общему количеству в Черноморском муниципальном районе Республики Крым за 2016-2020 годы (Составлено на основании [21])

726396

11326230

1085355

905531

954954

2016 2017 2018 2019 2020

Рис. 7. Оборотные активы в Черноморском муниципальном районе Республики Крым за 20162020 годы (Составлено на основании [21])

1600000 -1500000 -1400000 -1300000 -1200000 -1100000 -1000000 -900000 -800000 -700000

1485397

1256265.

718264

2016 2017 2018 2019 2020

Рис. 8 Внеоборотные активы в Черноморском муниципальном районе Республики Крым за 2016-2020 годы (Составлено на основании [21])

31

2200000

1900000

1600000

1300000

1000000

12071938

1669212

11459451

1166177

1332453

2016 2017 2018 2019 2020

Рис. 9. Формирование финансовых результатов предприятий и организаций по обычным видам

деятельности в Черноморском муниципальном районе Республики Крым за 2016-2020 годы (Составлено на основании [21])

Рис 10. Капитал и резервы в Черноморском муниципальном районе Республики Крым за 20162020 годы (Составлено на основании [21])

В Черноморском муниципальном районе:

• доля предприятий, получивших прибыль, имела различную динамику: с 2016 по 2017 снижалась, с 2017 по 2019 годы — росла, и с 2019 по 2020 годы — снова снижалась (рис. 6);

• стоимость оборотных активов организаций с 2016 по 2020 годы увеличивалась (рис. 7);

• валюта баланса организаций с 2016 по 2020 годы увеличивалась (рис. 8);

• финансовые результаты по обычным видам деятельности с 2016 по 2020 годы увеличивались (рис. 9);

• капитал и резервы с 2016 по 2017 годы и с 2018 по 2020 годы увеличивались, а с 2017 по 2018 года снижались (рис. 10).

Одно из основных направлений социально-экономического развития территории—предприни-мательство. Основной сферой деятельности малого и среднего предпринимательства муниципального образования остается непроизводственная сфера. Анализ количества функционирующих предприятий в предпринимательском секторе муниципального образования Черноморский район Республики Крым по видам экономической деятельности свидетельствует, что наибольшая их доля приходится на сферу торговли [20].

32

В целях создания благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства на территории района реализуется муниципальная программа «Развитие и поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, физических лиц, не являющиеся индивидуальными предпринимателями и применяющие специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход». Программа предусматривает консультационную и имущественную поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, физических лиц, не являющиеся индивидуальными предпринимателями и применяющих специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», а также финансовую поддержку граждан, впервые зарегистрированных в качестве самозанятых [20].

С целью взаимодействия органов местного самоуправления с субъектами малого и среднего предпринимательства создан Координационный совет по развитию малого и среднего предпринимательства на территории муниципального образования Черноморский район Республики Крым. Для субъектов малого и среднего предпринимательства также проводятся семинары, круглые столы, встречи, совещания с участием Фонда поддержки предпринимательства Крыма, конт -рольно-надзорными органами и другими организациями по актуальным вопросам [25].

С целью стимулирования развития предпринимательской деятельности на территории района разработаны и утверждены ряд постановлений администрацией Черноморского района Республики Крым, которые регламентируют предоставление грантов в форме субсидий гражданам, впервые зарегистрированным в качестве самозанятых на территории муниципального образования, а также проведен ряд мероприятий по вопросу оказания имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства [20].

Нормативные правовые акты в сфере имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства утверждены всеми администрациями сельских поселений Черноморского района Республики Крым.

Устойчивому развитию бизнеса способствуют организации инфраструктуры государственной поддержки малого и среднего предпринимательства [24].

В Черноморском районе функционирует представительство Фонда поддержки предпринимательства Республики Крым.

Развитие малого и среднего предпринимательства способствует ускорению социально-экономического развития района, обеспечению приемлемого уровня и качества жизни населения, снижению показателей бедности и безработицы.

ВЫВОДЫ

На основе проведенного научного исследования можно сделать следующие выводы.

Так как нет единого подхода к проведению анализа финансового состояния региона, мы провели на примере Черноморского муниципального района Республики Крым анализ финансового состояния по следующей схеме: анализ бюджетного и финансового состояния, анализ расходов и доходов; анализ инвестиционной деятельности региона; анализ финансового состояния деятельности предприятий и организаций региона.

Анализ доходов показал, что в период с 2016 по 2021 гг. наблюдался рост налоговых и неналоговых доходов муниципального образования. Значительная часть доходов получена за счет безвозмездных перечислений из федерального бюджета.

Анализ расходов консолидированного бюджета Черноморского района Республики Крым в период за 2021 г. по сравнению с 2015 возросли на 40%. Возросли расходы в 2021 г по сравнению с 2015 г. по разделам: «Национальная оборона», Национальная безопасность и правоохранительная деятельность», «Национальная экономика», «Жилищно-коммунальное хозяйство», «Образование», «Куль -тура, кинематография». А сократились расходы в 2021 г. по сравнению с 2015 г. по разделам: «Социальная политика», «Физическая культура и спорт», «Средства массовой информации» [25].

На территории района реализуется 18 инвестиционных проектов. В целом, привлечение инвестиций являются важными факторами для экономического развития Черноморского района, но их реализация должна осуществляться с учетом интересов всех заинтересованных сторон и с соблюдением принципов устойчивого развития.

33

Предпринимательство в Черноморском районе является важным направлением социально-экономического развития территории, однако, его формирование должно осуществляться с учетом всех возможных рисков и интересов всех заинтересованных сторон. Малый и средний бизнес в Черноморском районе занимает такие сегменты экономики, как торговля, сельскохозяйственное производство, общественное питание, бытовые, туристические услуги. Основной сферой деятельности малого и среднего предпринимательства муниципального образования является сфера торговли.

Для успешного развития предпринимательства необходимо учитывать ряд факторов, таких как наличие квалифицированных специалистов, доступность инфраструктуры и транспортной сети, а также создание благоприятного инвестиционного климата, и необходимо учитывать социальные и экологические последствия развития предпринимательства. При развитии бизнеса необходимо уделять внимание охране окружающей среды, улучшению социальных условий жизни населения.

Дальнейшие исследования необходимо направить на возможности развития региона в условиях ограничений.

СПИСОКЛИТЕРАГУРЫ

1. Анализ финансового состояния региона с помощью нечеткой логики (FEA) / А.В. Коваленко, Г.В. Калай-дина, В. А. Акиньшина [и др.] // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. — 2021. — № 169. — С. 99-109.

2. Анищенко, Е.В. Экономическая устойчивость субъектов Федерации Юга России / Е.В. Анищенко // Вестник Московского университета. Серия 26: Государственный аудит. — 2017. — № 2. — С. 19-34.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Борщ, Л .М. Финансовое планирование развития предприятий как система управления его эффективностью / Л.М. Борщ, С.В. Герасимова // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. — 2020. — № 2 (51). — С. 29-39.

4. Вербиненко, Е. А. Анализ финансового состояния Мурманской области на основе показателей сальдированных результатов предприятий и организаций региона / Е.А. Вербиненко, Р.В. Бадылевич // Север и рынок: формирование экономического порядка. — 2009. — № 1 (22). — С. 175-180.

5. Воробьева, Е.И. Финансовое обеспечение экономического роста на различных уровнях экономики в Российской Федерации / Е.И. Воробьева, О.Г. Блажевич // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. — 2020. — № 4 (53). — С. 5-15.

6. Гордеев, В.А. Региональные финансы поют грустные романсы (На примере Ярославской области) /

B.А. Гордеев // Вестник Ивановского государственного университета. Серия: Экономика. — 2020. — № 1 (43). —

C. 17-23.

7. Ермоленко, А.А. Правовое регулирование финансов муниципальных образований: состояние и перспективы развития / А.А. Ермоленко, Ю.П. Кузякин // Вестник Московского университета. Серия 26: Государ -ственный аудит. — 2017. — № 3. — С. 116-128.

8. Изотова, З.А. Методика оценки уровня социально-экономического развития муниципальных образований Республики Крым / З.А. Изотова // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. — 2022. — № 3 (60). — С. 132-142.

9. Инвестиции — основа ускоренного социально-экономического развития Российской Федерации. Анализ инвестиционных особенностей на примере Крыма / Т.Д. Дериглазова, А.Г. Кульбак, С.И. Польская, Е.В. Шульга // Вестник Московского университета. Серия 26: Государственный аудит. — 2017. — № 4. — С. 140-150.

10. Кадомцева, С.В. Государственные финансы и качество жизни населения регионов (на примере ДФО) / С.В. Кадомцева, Н.Ю. Пивкина // Уровень жизни населения регионов России. — 2018. — № 1 (207). — С. 29-36.

11. Кемелдинова, Ж.М. Финансы регионов и их роль в социально-экономическом развитии государства / Ж.М. Кемелдинова, Г.М. Эрмекова // Наука, новые технологии и инновации Кыргызстана. — 2019. — № 11. — С. 110-113.

12. Климанов, В. В. Направления трансформации государственного финансового контроля на современном этапе / В.В. Климанов, С.М. Казакова // Вестник Московского университета. Серия 26: Государственный аудит. — 2019. — № 2. — С. 127-136.

13. Компании Черноморского Республики Крым — статистика организаций, каталог и рейтинг топ компаний. Полная информация о предприятиях Черноморского (Республика Крым) по отраслям на СПАРК-Интер-факс (spark-interfax.ru) [Электронный ресурс] // Официальный сайт — Режим доступа: spark-interfax.ru/statistics/ city/35256000000 (дата обращения: 01.03.2023)

14. Костенко, А.П. Региональные финансы — составная часть финансовой системы России / А.П. Костенко // Научный альманах Центрального Черноземья. — 2022. — № 1-10. — С. 213-222.

34

15. Машьянова, Е.Е. Оценка финансовой безопасности Республики Крым / Е.Е. Машьянова, Е.А. Смирнова // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. — 2020. — № 2 (51). — С. 56-67.

16. Новоселов, А. С. Региональные и муниципальные финансы в стратегическом планировании / А. С. Новоселов, А.В. Фалеев // Мир экономики и управления. — 2022. — Т. 22, № 1. — С. 130-146.

17. Пасынков, А.Ф. Финансовое состояние российских регионов: индивидуализация угроз / А.Ф. Пасынков // Наука Красноярья. — 2020. — Т. 9, № 3. — С. 176-197.

18. Показатели оценки финансовой безопасности муниципальных образований: Свидетельство о государственной регистрации базы данных № 2019622298: заявл. 21.11.2019: опубл. 06.12.2019 / Д.Д. Буркальцева, Е.И. Воробьева, О.В. Бойченко [и др.]; заявитель Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского».

19. Польская, С.И. Предпринимательство в рекреационной сфере в условиях ограничений как на уровне государства, так и на уровне региона / С.И. Польская, М.В. Козин // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. — 2021. — № 2 (55). — С. 185-192.

20. Проект стратегии социально-экономического развития муниципального образования Черноморский район Республики Крым до 2030 года [Электронный ресурс]. — Режим доступа: chero.rk.gov.ru/uploads/txteditor/ chero/attachments/d4/1d/8c/d98f00b204e9800998e cf8427e/phpRE3R0M_1.pdf (дата обращения: 01.03.2023).

21. Регионы Республики Крым. 2020: Стат. сб. / Крымстат. — Симферополь, 2020. — 520 с.

22. Реестр реализуемых инвестиционных проектов на территории Черноморского района Республики Крым. Черноморский район. Официальный портал (rk.gov.ru) [Электронный ресурс] // Официальный порта. — Режим доступа: chero.rk.gov.ru/ru/structure/2022_04_27_11_41_reestr_realizuemykh_investitsionnykh_ proektov_na_ territorii_chernomorskogo_raiona_respubliki_krym (дата обращения: 01.03.2023).

23. Сакаева, Э.З. Анализ финансового состояния предприятий кластера услуг жизнеобеспечения региона / Э.З. Сакаева, Л.Н. Абрамова // Экономика и управление в XXI веке: тенденции развития. — 2014. — № 19-1. — С. 24-34.

24. Салтанова, А.Г. Особенности влияния сельскохозяйственных ресурсов на финансовое состояние предприятий АПК в разрезе систем регионов юга России / А.Г. Салтанова // Russian Economic Bulletin. — 2021. — Т. 4, № 2. — С. 268-274.

25. Статистические данные. Черноморский район. Официальный портал (rk.gov.ru) [Электронный ресурс] // Официальный порта. — Режим доступа: chero.rk.gov.ru/ru/structure/2022_02_01_15_32_statisticheskie _dannye (дата обращения: 01.03.2023).

26. Токаев, Н.Х. Самодостаточность региональных экономик: теоретическая обоснованность, реальная содержательность и статусная противоречивость / Н.Х. Токаев, Т.И. Токаева // Вестник Московского университета. Серия 26: Государственный аудит. — 2021. — № 2. — С. 127-133.

SPISOKLITERATURY

1. Analiz finansovogo sostoyaniya regiona s pomoshch'yu nechetkoy logiki (FEA) / A.V. Kovalenko, G.V Kalaydina, VA. Akin'shina [i dr.] // Politematicheskiy setevoy elektronnyy nauchnyy zhurnal Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. — 2021. — № 169. — S. 99-109.

2. Anishchenko, Ye.V Ekonomicheskaya ustoychivost' sub"yektov Federatsii Yuga Rossii / Ye.V. Anishchenko // Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 26: Gosudarstvennyy audit. — 2017. — № 2. — S. 19-34.

3. Borshch, L.M. Finansovoye planirovaniye razvitiya predpriyatiy kak sistema upravleniya yego effektivnost'yu / L.M. Borshch, S.V Gerasimova // Nauchnyy vestnik: finansy, banki, investitsii. — 2020. — № 2 (51). — S. 29-39.

4. Verbinenko, Ye.A. Analiz finansovogo sostoyaniya Murmanskoy oblasti na osnove pokazateley sal'dirovannykh rezul'tatov predpriyatiy i organizatsiy regiona / Ye.A. Verbinenko, R.V. Badylevich // Sever i rynok: formirovaniye ekonomicheskogo poryadka. — 2009. — № 1 (22). — S. 175-180.

5. Vorobyova, E.I. Finansovoye obespecheniye ekonomicheskogo rosta na razlichnykh urovnyakh ekonomiki v Rossiyskoy Federatsii / E.I. Vorobyova, O.G. Blazhevich // Nauchnyy vestnik: finansy, banki, investitsii. — 2020. — № 4 (53). — S. 5-15.

6. Gordeyev, V.A. Regional'nyye finansy poyut grustnyye romansy (Na primere Yaroslavskoy oblasti) / V.A. Gordeyev // Vestnik Ivanovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Ekonomika. — 2020. — № 1 (43). — S. 17-23.

7. Yermolenko, A.A. Pravovoye regulirovaniye finansov munitsipal'nykh obrazovaniy: sostoyaniye i perspektivy razvitiya / A.A. Yermolenko, Yu.P. Kuzyakin // Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 26: Gosudarstvennyy audit. — 2017. — № 3. — S. 116-128.

8. Izotova, Z.A. Metodika otsenki urovnya sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya munitsipal'nykh obrazovaniy Respubliki Krym / Z.A. Izotova // Nauchnyy vestnik: finansy, banki, investitsii. — 2022. — № 3 (60). — S. 132-142.

9. Investitsii — osnova uskorennogo sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Rossiyskoy Federatsii. Analiz investitsionnykh osobennostey na primere Kryma / T.D. Deriglazova, A.G. Kul'bak, S.I. Pol'skaya, Ye.V. Shul'ga // Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 26: Gosudarstvennyy audit. — 2017. — № 4. — S. 140-150.

35

10. Kadomtseva, S.V. Gosudarstvennyye finansy i kachestvo zhizni naseleniya regionov (na primere DFO) / S.V. Kadomtseva, N.Yu. Pivkina // Uroven' zhizni naseleniya regionov Rossii. — 2018. — № 1 (207). — S. 29-36.

11. Kemeldinova, Zh.M. Finansy regionov i ikh rol' v sotsial'no-ekonomicheskom razvitii gosudarstva / Zh.M. Kemeldinova, G.M. Ermekova // Nauka, novyye tekhnologii i innovatsii Kyrgyzstana. — 2019. — № 11. — S. 110-113.

12. Klimanov, V V Napravleniya transformatsii gosudarstvennogo finansovogo kontrolya na sovremennom etape / VV Klimanov, S.M. Kazakova // Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 26: Gosudarstvennyy audit. — 2019. — № 2. — S. 127-136.

13. Kompanii Chernomorskogo Respubliki Krym — statistika organizatsiy, katalog i reyting top kompaniy. Polnaya informatsiya o predpriyatiyakh Chernomorskogo (Respublika Krym) po otraslyam na SPARK-Interfaks (spark-interfax.ru) [Elektronnyy resurs] // Ofitsial'nyy sayt — Rezhim dostupa: spark-interfax.ru/statistics/city/35256000000 (data obrashcheniya: 01.03.2023)

14. Kostenko, A.P. Regional'nyye finansy — sostavnaya chast' finansovoy sistemy Rossii / A.P. Kostenko // Nauchnyy al'manakh Tsentral'nogo Chernozem'ya. — 2022. — № 1-10. — S. 213-222.

15. Mashyanova, E.E. Otsenka finansovoy bezopasnosti Respubliki Krym / E.E. Mashyanova, E.A. Smirnova // Nauchnyy vestnik: finansy, banki, investitsii. — 2020. — № 2 (51). — S. 56-67.

16. Novoselov, A.S. Regional'nyye i munitsipal'nyye finansy v strategicheskom planirovanii / A.S. Novoselov, A.V Faleyev // Mir ekonomiki i upravleniya. — 2022. — T. 22, № 1. — S. 130-146.

17. Pasynkov, A.F. Finansovoye sostoyaniye rossiyskikh regionov: individualizatsiya ugroz / A.F. Pasynkov // Nauka Krasnoyar'ya. — 2020. — T. 9, № 3. — S. 176-197.

18. Pokazateli otsenki finansovoy bezopasnosti munitsipal'nykh obrazovaniy: Svidetel'stvo o gosudarstvennoy registratsii bazy dannykh № 2019622298: zayavl. 21.11.2019: opubl. 06.12.2019 / D.D. Burkaltseva, E.I. Vorobyova, O.V. Boychenko [i dr.]; zayavitel' Federal'noye gosudarstvennoye avtonomnoye obrazovatel'noye uchrezhdeniye vysshego obrazovaniya «Krymskiy federal'nyy universitet imeni VI. Vernadskogo».

19. Polskaya, S.I. Predprinimatel'stvo v rekreatsionnoy sfere v usloviyakh ogranicheniy kak na urovne gosudarstva, tak i na urovne regiona / S.I. Polskaya, M.V Kozin // Nauchnyy vestnik: finansy, banki, investitsii. — 2021. — № 2 (55). — S. 185-192.

20. Proyekt strategii sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya munitsipal'nogo obrazovaniya Chernomorskiy rayon Respubliki Krym do 2030 goda [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: chero.rk.gov.ru/uploads/txteditor/chero/ attachments/d4/1d/8c/d98f00b204e9800998e cf8427e/phpRE3R0M_1.pdf (data obrashcheniya: 01.03.2023).

21. Regiony Respubliki Krym. 2020: Stat. sb. / Krymstat. — Simferopol', 2020. — 520 s.

22. Reyestr realizuyemykh investitsionnykh proyektov na territorii Chernomorskogo rayona Respubliki Krym. Chernomorskiy rayon. Ofitsial'nyy portal (rk.gov.ru) [Elektronnyy resurs] // Ofitsial'nyy porta. — Rezhim dostupa: chero.rk.gov.ru/ru/structure/2022_04_27_11_41_reestr_realizuemykh_investitsionnykh_ proektov_na_ territorii_ chernomorskogo_raiona_respubliki_krym (data obrashcheniya: 01.03.2023).

23. Sakayeva, E.Z. Analiz finansovogo sostoyaniya predpriyatiy klastera uslug zhizneobespecheniya regiona / E.Z. Sakayeva, L.N. Abramova // Ekonomika i upravleniye v XXI veke: tendentsii razvitiya. — 2014. — № 19-1. — S. 24-34.

24. Saltanova, A.G. Osobennosti vliyaniya sel'skokhozyaystvennykh resursov na finansovoye sostoyaniye predpriyatiy APK v razreze sistem regionov yuga Rossii / A.G. Saltanova // Russian Economic Bulletin. — 2021. — T. 4, № 2. — S. 268-274.

25. Statisticheskiye dannyye. Chernomorskiy rayon. Ofitsial'nyy portal (rk.gov.ru) [Elektronnyy resurs] // Ofitsial'nyy porta. — Rezhim dostupa: chero.rk.gov.ru/ru/structure/2022_02_01_15_32_statisticheskie _dannye (data obrashcheniya: 01.03.2023).

26. Tokayev, N.Kh. Samodostatochnost' regional'nykh ekonomik: teoreticheskaya obosnovannost', real'naya soderzhatel 'nost' i statusnaya protivorechivost' / N.Kh. Tokayev, T.I. Tokayeva // Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 26: Gosudarstvennyy audit. — 2021. — № 2. — S. 127-133.

Статья поступила в редакцию 23 апреля 2023 года Статья одобрена к печати 27 июня 2023 года

36

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.