Научная статья на тему 'Анализ доходов, поступлений и денежных накоплений в бюджете Тульской области'

Анализ доходов, поступлений и денежных накоплений в бюджете Тульской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1100
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ СТРАНЫ / ПРОЦЕСС УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ / ВНЕШНИЙ ДОЛГ / РАСХОДЫ НА ОБСЛУЖИВАНИЕ ДОЛГА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДОЛГОВАЯ ПОЛИТИКА / PUBLIC DEBT OF THE COUNTRY / THE PROCESS OF PUBLIC DEBT MANAGEMENT / EXTERNAL DEBT / DEBT SERVICE COSTS / PUBLIC DEBT POLICY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Балашев Николай Борисович, Башкина Екатерина Васильевна

В статье рассмотрено состояние, структура и динамика финансовых ресурсов Тульской области за последние несколько лет и на перспективу до 2021 года. Проанализированы инвестиционные возможности бюджета региона. Выявлены проблемы погашения внешнего долга и возможные пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Балашев Николай Борисович, Башкина Екатерина Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AN ANALYSIS OF REVENUE, INCOME AND CASH SAVINGS IN THE BUDGET OF THE TULA REGION

The article deals with the state, structure and dynamics of financial resources of the Tula region over the past few years and in the future until 2021. The investment opportunities of the regional budget are analyzed. The problems of external debt repayment and possible ways of their solution are revealed.

Текст научной работы на тему «Анализ доходов, поступлений и денежных накоплений в бюджете Тульской области»

УДК 336.02

АНАЛИЗ ДОХОДОВ, ПОСТУПЛЕНИЙ И ДЕНЕЖНЫХ НАКОПЛЕНИЙ

В БЮДЖЕТЕ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

Н. Б. Балашев, Е. В. Башкина

В статье рассмотрено состояние, структура и динамика финансовых ресурсов Тульской области за последние несколько лет и на перспективу до 2021 года. Проанализированы инвестиционные возможности бюджета региона. Выявлены проблемы погашения внешнего долга и возможные пути их решения.

Ключевые слова: государственный долг страны, процесс управления государственным долгом, внешний долг, расходы на обслуживание долга, государственная долговая политика.

Состояние и структура экономики области определяют возможности формирования доходов областного бюджета. Доходы бюджета Тульской области формируются согласно бюджетному законодательству Российской Федерации, а также законодательству о налогах, сборах и иных обязательных платежах.

Согласно Бюджетному Кодексу Российской Федерации (статья 41) к числу доходов бюджета следует относить суммы налоговых доходов, неналоговых доходов и безвозмездных поступлений [1].

Ежегодно Тульской областной Думой принимается закон о бюджете Тульской области на следующий календарный год и на плановый период, который может корректироваться в процессе исполнения в зависимости от складывающейся экономической ситуации. В последние годы коррекция осуществляется в сторону увеличения объема бюджетных средств.

Как видно из рис. 1, составленного по данным бюджетов Тульской области на 2016-2019 гг. [2-6], общий объем доходов бюджета области ежегодно возрастает. В 2017 г. прирост составил 2 754 693,5 тыс. руб., темп роста равен 104,32 %.

Изменение суммы плановых и фактических доходов бюджета на 2018 г. рассмотрим в динамике.

В Законе Тульской области «О бюджете Тульской области на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов» [2] сумма доходов на 2018 г. предполагалась в размере 57582634,1 тыс. руб.

2016 (фактическое значение)

2017 (фактическое значение) 2018 (план, заложенный в бюджете на 2016 г.) 2018 (план, заложенный в бюджете на 2017 г.)

2018 (план, заложенный в бюджете на 2018 г.)

2018 (фактическое значение)

2019 (план, заложенный в бюджете на 2017 г.)

2019 (план, заложенный в бюджете на 2018 г.)

2019 (проект бюджета на 2019 г.) 2019 (утвержденный бюджет на 2019 г.)

2020 (план, заложенный в бюджете на 2018 г.)

2020 (план, заложенный в проекте бюджета на

2019 г.)

2020 (план, заложенный в утвержденном

бюджете на 2019 г.)

2021 (план, заложенный в проекте бюджета на

2019 г.)

2021 (план, заложенный в утвержденном

бюджете на 2019 г.)

30 000 000

60 000 000

90 000 000

Рис. 1. Динамика плановых и фактических доходов бюджета Тульской области, тыс. руб.

3

0

В бюджете Тульской области на 2017 г. и на плановый период 2018 и

2019 г. [3] предполагаемая сумма доходов на 2018 г. возросла до значения 63814514,8 тыс. руб., что уже на 10,8 2 % выше.

В Законе Тульской области «О бюджете Тульской области на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» от 18 декабря 2017 года сумма доходов планировалась на уровне 68073725,6 тыс. руб., что выше предыдущего прогнозного значения еще на 6,64 %.

29.11.2018 г. Тульская Областная Дума утвердила изменения в закон «О бюджете Тульской области на 2018 год и на плановый период 2019 и

2020 годов» [4]. Доходы бюджета Тульской области на 2018 год увеличены на 4 651,1 млн. рублей до 72 724 822,8 тыс. рублей. Налоговые и неналоговые доходы увеличены на 3 473,0 млн. руб., в том числе на 2 556,5 млн. руб. - от налога на прибыль организаций.

Аналогично возрастает и сумма доходов бюджета на 2019 г., предусмотренная в областных бюджетах ряда лет. В бюджете Тульской области на 2017 г. и на плановый период 2018 и 2019 г. предполагаемая сумма доходов на 2019 г. составляла 66 599 055,3 тыс. руб. В бюджете на 2018 г. и на плановый период 2019 и 2020, г. сумма доходов на 2019 г. предполагалась в размере 66 863 707,7 тыс. руб., что на 264652,4 тыс. руб. выше предыдущего планового значения.

Депутатами Тульской Областной Думы 29.11.2018 г. в первом чтении был одобрен законопроект «О бюджете Тульской области на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» [5], где утверждена сумма доходов бюджета на 2019 год в объеме 68 117 967,9 тыс. руб. Однако, после коррекции доходной части бюджета на 2018 год до 72 724 822,8 тыс. рублей, было принято решение об изменении параметров бюджета и на 2019-2021 гг., что нашло отражение в законе, принятом 21.12.2018.

В соответствии с Законом Тульской области от 21.12.2018 № 107-ЗТО «О бюджете Тульской области на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» [6] общий объем доходов бюджета области утвержден на 2019 г. в сумме 72 908 394,70 тыс. руб., на 2020 год в сумме 72 681 434,40 тыс. руб. и на 2021 г. в сумме 75 474 874,30 тыс. руб. Налоговые и неналоговые доходы бюджета Тульской области утверждены на 2019 год в сумме 57257434,5 тыс. руб.

Безвозмездные поступления из федерального бюджета в 2019 году составят 15 314 366,6 тыс. руб. Прочие безвозмездные поступления предусмотрены в размере 133 135,2 тыс. руб. Расходы бюджета области утверждены на 2019 год в сумме 77 623 659,2 тыс. руб., на 2020 год - 76 488 449,0 тыс. руб. и на 2021 год - 78 484 879,2 тыс. руб.

Плановые значения доходов областного бюджета на 2020 г. также возросли в законе «О бюджете Тульской области на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» по сравнению с законом «О бюджете Тульской области на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» с 69 484 918,5 тыс. руб. до 72 681 434,40 тыс. руб.

Анализ структуры доходов бюджета Тульской области показал, что в 2018 г. в составе общего объема доходов 78,49 % составляют доходы от налоговых и неналоговых поступлений. Структура собственных источников дохода областного бюджета представлена на рис. 2.

Как видно из рис. 2, более 30 % доходов бюджета Тульской области составляют суммы налога на прибыль организаций, около 30 % - суммы налога на доходы физических лиц. Уплаченные в бюджет суммы акциза по подакцизной продукции принесли бюджету около 20 % доходов. Суммы налога на имущество организаций составили 8 % от общей суммы доходов. Остальные налоговые и неналоговые доходы составляют в структуре доходов долю менее 3 % каждый.

Рост налоговых и неналоговых доходов в 2018 г. связан с ростом суммы налога на прибыль организаций и налога на доходы физических лиц.

2019 (план) ^^^Я

2018 2017

2016 ^^^Я

0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80% 90% 100%

■ Налог на прибыль организаций

■ Налог на доходы физических лиц

■ Акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации

■ Налоги на совокупный доход

■ Налог на имущество организаций

■ Транспортный налог

■ Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами

Рис. 2. Структура налоговых и неналоговых доходов бюджета

Тульской области

В области выполняются меры по повышению доходной части бюджета [7], по повышению эффективности и оптимизации расходов [8, 9], реализации особого подхода по софинансированию социально значимых проектов (инфраструктурная ипотека), предложенные А.Г. Дюминым в декабре 2017 года в Послании Тульской областной Думе, региональному правительству и жителям области [10].

По словам А.Г. Дюмина, мероприятия, заложенные в Программу развития Тульской области, требуют значительных ресурсов, что предполагает привлечение частных инвестиций в решение социально-значимых задач, полноценное использование механизмов государственно-частного партнерства.

Механизм финансирования полного цикла строительства инфраструктуры, необходимой для социально-экономического развития - инфраструктурной ипотеки, разработанной в Правительстве России, предполагает привлечение частного бизнеса к строительству инфраструктуры при поддержке государства в виде государственных гарантий, а затем оплаты инфраструктуры по мере использования. Предполагается возврат капиталовложений за счет бюджетного эффекта, обеспеченного новыми производствами и ростом выработки действующих производств.

За высокие показатели в росте налогового потенциала область получила грант в размере более 360 млн. руб. В области ведется успешная работа в направлении совершенствования региональной нормативной правовой базы, повышения качества деловой среды, развития инфраструктуры, сопровождения инвесторов, продвижения продукции Тульской области на различных площадках, создания благоприятного инвестиционного климата, внедрения целевых моделей упрощения процедур ведения бизнеса, финансовой поддержки малого и среднего бизнеса, индивидуального предпринимательства [11, 12].

Все эти меры способствуют росту валового регионального продукта (табл. 1).

Таблица 1

Валовой региональный продукт Тульской области по источникам доходов _(в текущих ценах; млн. руб.) [13, с. 106]__

Показатель 2013 2014 2015 2016

Валовой региональный продукт в основных ценах 348034,8 411122,3 477537,8 517740,8

в том числе: оплата труда наемных работников 167635,1 186477,3 196999,4 217802,1

чистые налоги на производство 6247,5 5883 6696,3 7540,0

валовая прибыль экономики и валовые смешанные доходы 174152,2 218762,0 273842,1 292398,7

Как показывают данные статистики (табл. 1), происходит ежегодный прирост суммы валового регионального продукта. В 2014 г. абсолютная сумма прироста составила 63087,5 млн. руб.; в 2015 г. - 66415,5 млн. руб.; в 2016 г. -40203 млн. руб. Официальных данных суммы валового регионального продукта по итогам 2017 г. еще нет. По словам министра экономического развития Тульской области Г.В. Лаврухина, объем ВРП в 2017 г. составил 578 100 млн. руб. [14], что на 60359,2 выше показателя 2016 г.

На рис. 3 представлена динамика сумм валового регионального продукта региона и собственных источников дохода областного бюджета. 800000 600000 400000 200000 0

477 537,80 517 740,80 578 100,00

4—--- "

47 700 41 ■S1 880 fifi ■SI 1 7S 8? 51 175,82

51 889,66

\-■-

2015

2016

2017

■Валовой региональный продукт в основных ценах, млн. руб. ■Налоговые и неналоговые доходы, млн. руб.

Рис. 3. Динамика валового регионального продукта и собственных источников дохода бюджета Тульской области

Темп роста валового регионального продукта Тульской области в 2016, 2017 г. составил 108,42 % и 111,66 % соответственно. Темп роста налоговых и неналоговых доходов бюджета Тульской области в 2016, 2017 г. составил 108,58 % и 98,62 % соответственно. Снижение темпов роста налоговых поступлений в 2017 году объясняется уменьшением отчислений в региональный бюджет налога на прибыль с 18 % до 17 %.

К доходной части бюджета Тульской области также относятся безвозмездные поступления, представляющие собой поступления в виде дотаций, субвенций, субсидий, а также пожертвований от физических и юридических лиц, объем основных из которых представлен в табл. 2.

Наибольшие объемы безвозмездных поступлений в бюджет региона поступают из федерального бюджета и направляются на покрытие дефицита

бюджета региона. В 2018 г. их сумма составила 14 447 860,3 тыс. руб., или 19,87 % в общей сумме доходов.

Таблица 2

Объем безвозмездных поступлений в бюджет Тульской области, тыс. руб.

Год Безвозмездные поступления из федерального бюджета Прочие безвозмездные поступления Безвозмездные поступления от Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства Субсидии из бюджета города Тулы Безвозмездные поступления от Пенсионного фонда РФ

2016 10 465 387,9 128 460,6 1 335 713,6 173 024,7 4 951,7

2017 13 058 094,6 127 885,5 169 686,0 130 440,6 4 651,7

2018 14 447 860,3 129 688,4 24 423,9 150 649,4 4 239,9

2019 (план) 15 314 366,6 133 135,2 - 194 528,4 -

Безвозмездные поступления из федерального бюджета поступают в виде субсидий на реализацию федеральных целевых программ, субсидий на софи-нансирование капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности, субсидий на поддержку региональных проектов, субвенций на осуществление отдельных полномочий, прочих межбюджетных трансфертов.

Также бюджет ежегодно пополнялся поступлениями от Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и от Пенсионного фонда РФ, а также субсидиями из бюджета города Тулы.

Государственная корпорация Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства стимулирует формирование эффективных механизмов управления жилищным фондом и внедрение ресурсосберегающих технологий путем предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов и переселение граждан из аварийного жилищного фонда.

Средства бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации имеют целевое назначение, направления их расходования регулируются Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» [15]. В соответствии со ст. 5 Федерального закона «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» в 2018 году Пенсионный фонд Российской Федерации предоставлял субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации. Назначением данных субсидий являлось финансирование социальных программ по укреплению материально-технической базы организаций социального обслуживания населения, оказанию адресной социальной помощи неработающим пенсионерам, обучению неработающих пенсионеров компьютерной грамотности [16].

Межбюджетные трансферты из бюджета муниципального образования город Тула в бюджет Тульской области производятся с целью формирования областного фонда финансовой поддержки муниципальных районов или городских округов.

Источники других поступлений разнились в течение анализируемого периода. Так в 2016 г. в бюджет поступили средства от территориального фонда обязательного медицинского страхования Тульской области; остатков межбюджетных трансфертов прошлых лет; из бюджета города Москвы; прочих источников. В 2017 г. безвозмездные поступления зачислены от государственных и муниципальных организаций в сумме 8 930,0 тыс. руб.; от негосударственных организаций в сумме 4 336,4 тыс. руб. В 2018 г. в объем безвозмездных поступлений вошли поступления от негосударственных организаций (15 966,3 тыс. руб.), из бюджета г. Москвы (550 000,0 тыс. руб.), от государственных (муниципальных) организаций (8 930,0 тыс. руб.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В 2019 г. кроме источников, указанных в табл. 3,предусмотрены безвозмездные поступления в бюджет области от государственных и муниципальных организаций на сумму 8 930,0 тыс. руб.

Доходы и поступления, не использованные в процессе исполнения бюджета относят к денежным накоплениям. В эту категорию входят остатки денежных средств на счетах бюджета и средства фондов стабилизационного назначения - резервные фонды.

В бюджете Тульской области предусмотрен Резервный фонд. Его размер в 2016-2019 г. составляет 50 000,0 тыс. руб.

В составе расходов бюджета области предусмотрен также резервный фонд правительства Тульской области на финансовое обеспечение непредвиденных расходов. Размер резервного фонда правительства Тульской области стабильно составлял 100 000 тыс. руб. Но в законе Тульской области от 29 ноября 2018 «О внесении изменений в Закон Тульской области «О бюджете Тульской области на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» размер резервного фонда правительства Тульской области на 2018 г. установлен в сумме 140 000 тыс. руб.

Также в статье 11 бюджета Тульской области предусмотрены бюджетные ассигнования инвестиционного фонда Тульской области, размеры которого указаны на рис. 4.

Инвестиционный фонд Тульской области - средства из бюджета Тульской области для реализации инвестиционных проектов на её территории на принципах государственно-частного партнерства. Как видим из рис. 4, объемы фактических значений инвестиционного фонда не совпадают с плановыми. Так, в 2017 г. фактическое значение превысило плановое на 7 981,8 тыс. руб. В 2018 г. фактическая сумма фонда составила 9 551,6 тыс. руб., что на 5448,4 тыс. руб. ниже плановых значений. На 2019 г. объем инвестиционного фонда Тульской области предусмотрен в размере 1 000 тыс. руб.

31 981,8

2017 (план, заложенный в бюджете на 2016 г.)

2017 (факт)

2018 (план, заложенный в бюджете на 2016 г.)

2018 (план, заложенный в бюджете на 2017 г.)

2018 (план, заложенный в бюджете на 2018 г.)

2018 (факт)

2019 (план) | 1 00

0 5000 10000 15000 20000 25000 30000 35000

Рис. 4. Инвестиционный фонд Тульской области, тыс. руб.

Средства Инвестиционного фонда Тульской области направляются на компенсацию затрат инвесторов, которые они фактически понесли при создании объектов энергетической, транспортной или инженерной инфраструктуры, в том числе линейных объектов, выкупа земельного участка на создание таких объектов [17]. При внесении изменений в паспорт инвестиционного проекта, которые предусматривают уменьшение объемов бюджетных ассигнований, объем неиспользованных ассигнований направляется на увеличение свободного остатка фонда, при этом в сводную бюджетную роспись бюджета области вносятся соответствующие изменения [18].

Динамика остатков средств на счетах бюджета субъекта Российской Федерации в органе Федерального казначейства представлен на рис. 5.

2006

2007

2008

2009

2010 2011 2012

2013

2014

2015

2016

2017

2018

16200363 16200363 338

2,72 3,00

663149,21

1037338046,3 ■ 111243868:

7 8,11

1200996

11810314

18315

201,87

17402 18016 18016

17436

123,91 1256872522,91

80756,68

9051,89 25060,65 25060,65 2638,06

500 000 000 1 000 000 000 1 500 000 000 2 000 000 000

Рис. 5. Остатки средств на счетах бюджета в органе Федерального казначейства, руб.

0

По данным Консолидированных бюджетов субъекта Российской Федерации и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда за 2006-2018 г., можно увидеть, что в 2009 г. в условиях начавшегося кризиса сумма остатков средств на счетах бюджета в органе Федерального казначейства возросла более чем в 3 раза. Максимальная сумма остатков средств на счетах бюджета в органе Федерального казначейства имела значение 1 831 580 756,68 руб. в 2011 г. Наблюдались резкие снижения остатков средств на счетах в 2012 г. и в 2017 г. По состоянию на 01.01.2018 г. сумма средств на счетах бюджета в органе Федерального казначейства составила 1 256 872 522,91 руб. [19].

Увеличение остатков средств на счетах бюджета объясняется в основном перевыполнением плана по доходам поступающим в бюджет в большей степени, чем перевыполнение плана по расходам, а уменьшение остатков объясняется обратной ситуацией.

На рис. 6. представлена доля остатков средств на счетах бюджета в органе Федерального казначейства в сумме расходов бюджета области.

2006

2007

2008

2009

2010 2011 2012

2013

2014

2015

2016

2017

2018

1,12

4,48

0,00

0,50

1,00

1,50

2,00

2,50

3,00

3,50

4,00

4,50

Рис. 6. Доля остатков средств на счетах бюджета Тульской области в органе Федерального казначейства в сумме расходов бюджета области в %

В сумме расходов бюджета доля остатков средств на счетах бюджета Тульской области в органе Федерального казначейства составила в 2018 г. 1,69 %. Максимальная доля остатков средств к сумме расходов составила 4,48 % в 2011 г., после чего снизилась до 2,39 % в 2012 г., и до 1,65% в 2017 г.

Основным направлением бюджетной политики Тульской области на современном этапе должно стать обеспечение ускоренного развития экономики региона на основе сбалансированности, финансовой устойчивости бюджетной системы региона, рациональности накопления и использования резервов, учете рисков политической и экономической ситуации, повышения предсказуемости планового регионального бюджета.

Для укрепления доходной части бюджета Тульской области необходимо:

- вести работу по ликвидации задолженности по налогам и сборам, легализации заработной платы;

- повышать эффективность использования регионального и муниципального имущества;

- повышать инвестиционную привлекательность и имидж региона;

- способствовать развитию существующих и созданию новых производств и рабочих мест.

Список использованных источников

1. «Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998 N 145-ФЗ (в редакции от 27.12.2018)

2. Закон Тульской области от 14 декабря 2015 N 2394-ЗТО «О бюджете Тульской области на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов» (в редакции от 09 декабря 2016 N 92-ЗТО)

3. Закон Тульской области от 23 декабря 2016 года N 94-ЗТО «О бюджете Тульской области на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» (в редакции от 30 ноября 2017 N 95-ЗТО)

4. Закон Тульской области от 18 декабря 2017 года N 98-ЗТО «О бюджете Тульской области на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» (в редакции от 29 ноября 2018 N 102-ЗТО)

5. Законопроект «О бюджете Тульской области на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов», одобренный депутатами Тульской Областной Думы 29.11.2018 г. // Тульская Областная Дума. Официальный сайт. Режим доступа: http://www.tulaoblduma.ru/ (дата обращения 20.12.2018)

6. Закон Тульской области от 21.12.2018 № 107-ЗТО «О бюджете Тульской области на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов»

7. Балашев Н.Б., Кузнецова Е.А. Развитие упрощенной системы налогообложения в Тульской области //Вестник Тульского филиала Финуниверси-тета. 2015. № 1. С 21-23.

8. Балашев Н.Б., Хиневич Д.Ю. К вопросу оценки эффективности бюджетных расходов на современном этапе // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2016. В. 2. № 1. С. 355359.

9. Балашев Н.Б., Хиневич Д.Ю., Нурмухаметов Р.К. Проблемы контроля расходования средств бюджета // Вестник Тульского филиала Финуни-верситета. 2016. № 1. С. 14-15

10. Послание Губернатора Тульской области А.Г. Дюмина депутатам областной Думы, правительству и жителям Тульской области о планах и задачах на 2018 год «Новые знания - новые возможности» // Уполномоченный по правам человека в Тульской области. Официальный сайт. Режим доступа:

МрБ://отЬиёБтапЛШагеgion.ru/7ELEMENT Ю=6455 (дата обращения 20.12.2018)

11. Булдыгин П.А., Ильина Ю.А. Поддержка малого предпринимательства в Тульской области. Экономика и предпринимательство № 9. Ч. 2. 2017. С.66-69.

12. Булдыгин П.А., Мелай Е.А., Карпова Е.А. Меры государственной поддержки малых и средних предприятий в Тульской области. В сборнике: ВЗГЛЯД МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ НА ПРОБЛЕМЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ сборник научных статей по результатам III Международного конгресса молодых ученых по проблемам устойчивого развития: в 10-ти томах. 2017. С. 61-67.

13. Тульская область в цифрах 2017: Крат. стат. сб./Туластат. Тула, 2018

278 с.

14. ВРП Тульской области в 2017 году составил 578 млрд. руб. - Лавру-хин // Независимое издание «Тульская пресса» от 05.03.2018. Режим доступа: https://www.tulapressa.ru/2018/03/vrp-tulskoi-oblasti-v-2017-godu-sostavil-578-т!гё-шЬ-1аугих1п/ (дата обращения 20.12.2018)

15. Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ (в редакции от 28 ноября 2018) «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»

16. Федеральный закон от 05.12.2017 N 363-ФЗ (в редакции от

03 июля 2018) «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Инвестиционный фонд Тульской области//Инвестиционный портал Тульской области. Официальный сайт. Режим доступа: http://invest-tula.com/state-support/regional-investment-fund/ (дата обращения 20.12.2018)

18. Постановление Правительства Тульской области от 18 декабря 2013 г. N 759 «Об утверждении порядка формирования и использования бюджетных ассигнований инвестиционного фонда Тульской области» (в редакции от

04 апреля 2017 N 132)

19. Консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фон-дов//Федеральное казначейство. Официальный сайт. Режим доступа: http://www.roskazna.ru/ispolnenie-bvudzhetov/konsolidirovannye-bvudzhetv-subektov/ (дата обращения 20.12.2018)

Балашев Николай Борисович, канд. техн. наук, ст. преподаватель, Ъа^ИеупЪ@,та11.ги, Россия, Тула, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (Тульский филиал),

Башкина Екатерина Васильевна, оператор производственно-диспетчерского отдела основного производства, Россия, Ясногорск, ООО "ИЭК ХОЛДИНГ"

AN ANALYSIS OF REVENUE, INCOME AND CASH SAVINGS IN THE BUDGET OF THE TULA

REGION

N. B. Balashev, E. V. Bashkina

The article deals with the state, structure and dynamics of financial resources of the Tula region over the past few years and in the future until 2021. The investment opportunities of the regional budget are analyzed. The problems of external debt repayment and possible ways of their solution are revealed.

Key words: public debt of the country, the process of public debt management, external debt, debt service costs, public debt policy.

Balashev Nikolai Borisovich , candidate of technique science, head teacher, balashevnb@mail.ru, Russia, Tula, Financial University under the Government of the Russian Federation (Tula branch),

Bashkina Ekaterina Vasilyevna, operator of production and dispatching Department of the main production, Russia, Yasnogorsk, LLC "IAC HOLDING"

УДК 336.14

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА БЮДЖЕТНЫХ СИСТЕМ

РОССИИ И ГЕРМАНИИ

Н. Б. Балашев, Ю. А. Животникова

Статья посвящена сравнительному анализу развития экономики России и Германии, особенностям их денежных и бюджетных систем, сравнению структуры расходов федеральных бюджетов обеих стран.

Ключевые слова: валовый внутренний продукт, золотой запас, бюджетная система, федеральный бюджет, структура расходов, расходы на оборону.

Бюджетная система - это совокупность бюджетов различных уровней. Актуальность тематики обусловлена тем, что от бюджетной системы страны во многом зависит благополучие ее населения.

18.57

Рис. 1. Страны мира по объему ВВП в 2017 году, трлн. долл. /10]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.