Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ИННОВАЦИОННО-ИНВЕСТИЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА'

ОЦЕНКА ИННОВАЦИОННО-ИНВЕСТИЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
213
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
инвестиционный потенциал / инновационно-инвестиционная среда / регион / investment potential / innovation and investment environment / regions

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — А.И. Девятилова

Реализация Инвестиционной стратегии Курской области до 2025 года происходит в сложных экономических условиях, характерных для всех регионов. Неблагоприятные макроэкономические факторы оказали влияние на выполнение целевых показателей, установленных Инвестиционной стратегией. В результате сокращения возможностей по кредитованию у курских организаций была отложена реализация ряда запланированных инвестиционных проектов, некоторые из которых были приостановлены. Работа отраслей экономики Курской области показывает, что организации области начали адаптироваться к реальным условиям хозяйствования. Продолжится реализация крупных инвестиционных проектов ведущими компаниями, работающими в агропромышленном комплексе Курской области. Для нивелирования негативных последствий организации области начали активнее заменять импортное сырье и материалы на отечественную продукцию, удовлетворяющую требованиям по качеству. По мере снижения ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации постепенно начали снижаться ставки по банковским кредитам, что расширило возможности организаций по привлечению кредитов на инвестиционные цели.) Экономический потенциал региона является базой по созданию благоприятных условий для развития бизнеса и привлечения инвестиций На территории Курской области всем инвесторам гарантируются равные права и стабильность этих прав. Инвестиции на территории Курской области пользуются полной и безусловной защитой. Показателем благоприятного инвестиционного климата является то, что в области работают и отечественные, и иностранные инвесторы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF THE INNOVATION AND INVESTMENT POTENTIAL OF THE REGION

The implementation of the Investment Strategy of the Kursk Region until 2025 takes place in difficult economic conditions typical for all regions. Unfavorable macroeconomic factors had an impact on the implementation of the targets set by the Investment Strategy. As a result of the reduction in lending opportunities for Kursk organizations, the implementation of a number of planned investment projects was postponed, some of which were suspended. The work of the economic sectors of the Kursk region shows that the organizations of the region have begun to adapt to the real economic conditions. The implementation of major investment projects by leading companies operating in the agro-industrial complex of the Kursk region will continue. To offset the negative consequences, the organizations of the region began to actively replace imported raw materials and materials with domestic products that meet the quality requirements. As the key rate of the Central Bank of the Russian Federation was lowered, the rates on bank loans gradually began to decrease, which expanded the ability of organizations to attract loans for investment purposes.) The economic potential of the region is the basis for creating favorable conditions for business development and attracting investment In the territory of the Kursk region, all investors are guaranteed equal rights and stability of these rights. Investments in the territory of the Kursk Region enjoy full and unconditional protection. An indicator of a favorable investment climate is that both domestic and foreign investors work in the region.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ИННОВАЦИОННО-ИНВЕСТИЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА»

и международных инвестиционных форумах и саммитах, что способствовало налаживанию диалога с представителями органов государственной власти, неправительственных организаций, российских и зарубежных предпринимательских структур[3].

Что касается СКФО, то Чеченская Республика занимает третье место по объему инвестиций в основной капитал. Чеченская Республика характеризуется низкой долей собственных средств в структуре инвестиционных вложений, что свидетельствует о зависимости региона от заемных средств и может быть источником финансового риска.

Анализ инвестиционного потенциала Чеченской Республики должен проводиться с точки зрения конкурентоспособности ключевых отраслей экономики по сравнению с аналогичными отраслями в других регионах Северо-Кавказского федерального округа, а также с точки зрения мест, где Республика способна распределять рабочую силу по всей России. Конкурентные позиции экономического сектора Чеченской Республики на рынке СКФО недостаточно сильны.

Хозяйствующие субъекты в сферах Растениеводства, Животноводства, строительства, оптовой торговли и связи в настоящее время слабо развиты. Если нынешняя тенденция сохранится в долгосрочной перспективе, эти отрасли не смогут генерировать значительную добавленную стоимость. В некоторых случаях отрасли группы не хватает ресурсов для поддержания своих позиций на рынке из-за жесткой конкуренции и слишком низкой нормы прибыли.

Инвестиционная политика различных секторов правительства Чеченской Республики направлена на решение проблемы повышения экономической стабильности и конкурентоспособности. При этом, с одной стороны, необходимо учитывать интересы государства в целом, с другой-обеспечить согласование интересов отдельных участников инвестиционной деятельности.

В целях принятия мер по улучшению социально-экономического положения Республики утвержден план Чеченской Республики "Экономическое развитие и инновационная экономика Чеченской Республики"(в редакции от 6 июня 2017 года).

Подпроцедура направлена на определение основных направлений инвестиционной политики, создание благоприятной инвестиционной среды для различных субъектов и обеспечение реализации органами государственной власти и местного самоуправления Чеченской Республики последовательной, системной и эффективной инвестиционной политики.

Источники:

1. Чапек В. Н. Региональная экономика: учебник для вузов/В. Н. Чапек.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2012.

2. Экономика: Учебное пособие /Под ред. А.С. Булатова. - М.: Юристъ, 2009. - 896 с. 14. Экономическая теория (политэкономия): Учебник / под ред. В.И. Видяпина, Г.П. Журавлевой. - М.: ИНФРА-М., 2013.

3. Янгульбаева Л.Ш. Сущность и экономическое содержание инвестиционной привлекательности региона. Пространство экономики. Terra Есоштюш(Экономический вестник РГУ).2012. Том 10 №3.

4. Рынок капиталов, фондовый рынок. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.banki.ru/wikibank/ryinok_kapitalov_fondovyiy_ryinok/

References:

1. Chapek V. N. Regional economy: textbook for universities/V. N. Chapek.- Rostov-on-don: Feniks, 2012.

2. Economy: textbook /ed. - M.: Yurist, 2009. - 896 p. 14. Economic theory (political economy): Textbook / under the editorship of V. I. Vidyapina, G. P. Zhuravleva. - M.: INFRA-M, 2013.

3. Yangulbaev L. S. the Nature and the economic content of the investment attractiveness of the region. The space of the economy. Terra Economicus (Economic Bulletin of the Russian State University of Economics).2012. Volume 10 No. 3.

4. Capital market, stock market. - [Electronic resource] - Access mode: http://www.banki.ru/wikibank/ry-inok_kapitalov_fondovyiy_ryinok/

DOI: 10.24412/2304-6139-2021-10891

А.И. Девятилова - доцент кафедры экономической безопасности и налогообложения, Юго-Западный государственный университет (a.devyatilova@mail.ru),

A.I. Deviatilova - Assistant Professor of the Department of Economic Security and Taxation, Southwest State University.

ОЦЕНКА ИННОВАЦИОННО-ИНВЕСТИЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА ASSESSMENT OF THE INNOVATION AND INVESTMENT POTENTIAL OF THE REGION

Аннотация. Реализация Инвестиционной стратегии Курской области до 2025 года происходит в сложных экономических условиях, характерных для всех регионов. Неблагоприятные макроэкономические факторы оказали влияние на выполнение целевых показателей, установленных Инвестиционной стратегией. В результате сокращения возможностей по кредитованию у курских организаций была отложена реализация ряда запланированных инвестиционных проектов, некоторые из которых были приостановлены.

Работа отраслей экономики Курской области показывает, что организации области начали адаптироваться к реальным условиям хозяйствования. Продолжится реализация крупных инвестиционных проектов ведущими компаниями, работающими в агропромышленном комплексе Курской области.

Для нивелирования негативных последствий организации области начали активнее заменять импортное сырье и материалы на отечественную продукцию, удовлетворяющую требованиям по качеству. По мере снижения ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации постепенно начали снижаться ставки по банковским кредитам, что расширило возможности организаций по привлечению кредитов на инвестиционные цели.)

Экономический потенциал региона является базой по созданию благоприятных условий для развития бизнеса и привлечения инвестиций На территории Курской области всем инвесторам гарантируются равные права и стабильность этих прав. Инвестиции на территории Курской области пользуются полной и безусловной защитой.

Показателем благоприятного инвестиционного климата является то, что в области работают и отечественные, и иностранные инвесторы.

Abstract. The implementation of the Investment Strategy of the Kursk Region until 2025 takes place in difficult economic conditions typical for all regions. Unfavorable macroeconomic factors had an impact on the implementation of the targets set by the Investment Strategy. As a result of the reduction in lending opportunities for Kursk organizations, the implementation of a number of planned investment projects was postponed, some of which were suspended.

The work of the economic sectors of the Kursk region shows that the organizations of the region have begun to adapt to the real economic conditions. The implementation of major investment projects by leading companies operating in the agro-industrial complex of the Kursk region will continue.

To offset the negative consequences, the organizations of the region began to actively replace imported raw materials and materials with domestic products that meet the quality requirements. As the key rate of the Central Bank of the Russian Federation was lowered, the rates on bank loans gradually began to decrease, which expanded the ability of organizations to attract loans for investment purposes.)

The economic potential of the region is the basis for creating favorable conditions for business development and attracting investment In the territory of the Kursk region, all investors are guaranteed equal rights and stability of these rights. Investments in the territory of the Kursk Region enjoy full and unconditional protection.

An indicator of a favorable investment climate is that both domestic and foreign investors work in the region.

Ключевые слова: инвестиционный потенциал, инновационно-инвестиционная среда, регион

Keywords: investment potential, innovation and investment environment, regions

Курская область занимает выгодное экономико-географическое положение, располагаясь в центре Европейской части России, граничит с Орловской, Брянской, Липецкой, Воронежской, Белгородской областями и Сумской областью на территории Украины.

Численность постоянного населения области на 01.01.2020 составляет 1 104 008 человек (0,8% населения России), 452976 человек - в Курске. Плотность населения 36,77 чел/км2.

Административно-территориальная структура области включает 28 муниципальных районов, 288 сельских поселений, 5 городских округов, 27 городских поселений. Доля городского населения - 68,5%, сельского - 31,5%. К наиболее крупным городам относятся: г. Железногорск (100 446 человек), г. Курчатов (38 125 человек), г. Льгов (18 145 человек), г. Щигры (14 984 человека), г. Рыльск (16 005 человек).

Валовой региональный продукт на душу населения в 2018 году - 385,6 тыс. рублей, в 2017 году -346,3 тыс. рублей, в 2016 году - 323,1 тыс. рублей, в 2015 году - 301,2 тыс. рублей. Курская область занимает 8 место среди регионов России (ЦФО) по этому показателю (рис. 1).

Динамика изменения валового регионального продукта в течение рассматриваемого периода имеет ярко выраженную тенденцию к стабильному увеличению.

440000

428441,3

400000

420000

340000

380000

360000

320000

300000

2015

2016

2017

2018

Источник: Курскстат.2020. Рисунок 1 - Динамика ВРП Курской области в 2015 - 2018гг. (млн. руб. в ценах соотв. лет)

Среднегодовой темп прироста ВРП за рассматриваемый период составил 8,34 % (в сопоставимых ценах).

Курская область является индустриально-аграрным регионом. В структуре валового регионального продукта области основная доля добавленной стоимости создается на предприятиях по видам деятельности "производство и распределение электроэнергии, газа и воды" - 8,4%, "транспорт и связь" - 4,7%, "оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования" - 10,4%, "добыча полезных ископаемых" - 9,5%, "обрабатывающие производства" - 18,0%, "сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство" - 17,5%.

В 2019 году доходы консолидированного бюджета Курской области составили 87708 млн. рублей, значительную часть в доходах бюджета составляют налоговые доходы (в 2019 году - 55846 млн. рублей, что составляет 63,6% от всех доходов. В 2019 году дефицит консолидированного бюджета области составил 3657 млн. рублей (табл. 1).

Наибольший удельный вес в объеме налоговых и неналоговых доходов бюджета Курской области в 2019 году составили поступления по налогу на прибыль организаций и доходы физических лиц (66%).

По расходам консолидированный бюджет области исполнен на сумму 92461 млн. рублей. Основная часть расходов бюджета приходится на образование (24,7%), здравоохранение (21%), национальную экономику (19,2%), социальную политику (17,3%).

После резкого увеличения в 2018 году (в 1,28 раза) финансовые результаты организаций в 2019 году к предыдущему году незначительно уменьшились. Темп роста сальдированного финансового результата организаций в 2016 году составил 98,2% (по сопоставимому кругу), в 2017 году - 113,5%, в 2018 году произошло увеличение до уровня 145% предыдущего года, однако уже в следующем году последовало уменьшение растущего тренда, в 2019 году темп роста составил 99,1% (рис. 2).

Таблица 1 - Консолидированный бюджет Курской области 2019 г.

№ Показатель Утвержденные бюджетные назначения(млн. руб.)

1 Доходы бюджета - Всего 87 708,42

В том числе:

2 Налоговые и неналоговые доходы 55846,41

2.1 Налоги на прибыль, доходы 37107,84

2.2 Налоги на имущество 7 375,29

2.3 Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование прироными ресурсами 403,92

2.4 Государственная пошлина 315,77

2.5 Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности 1 115,33

2.6 Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат от государства 382,34

2.7 Доходы от продажи материальных и нематериальных активов 1156,040

2.8 Административные платежи и сборы 8 215

3 Безвозмездные поступления 31862,01

3.1 Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации 31541, 61

3.2 Иные безвозмездные поступления 320,4

85000 80000 75000 70000 65000 60000 55000 50000 45000 40000

Рисунок 2

81982,1

50682,9 _

56532,2

49784,5

81263,8

2015

2016

2017

2018

2019

Сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) деятельности организаций,

млн. руб.

Определяющую роль в волатильности финансового результата в целом по области оказывает объем прибыли ПАО "Михайловский ГОК", которое претерпевает значительные колебания из-за нестабильной ситуации на рынке железорудного сырья. В 2019 году на долю организаций по добыче полезных ископаемых пришлось 122,2% от положительного финансового результата, сложившегося в целом по области. По итогам 2019 года значительные положительные результаты были отмечены в отраслях: «Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха», «Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания».

Доля убыточных организаций (по полному кругу организаций по всем отраслям экономики области) в 2019 году составила 30,0 % от общего числа организаций, осуществлявших свою деятельность на территории Курской области, против 29,7% в 2015 году. За указанный период суммарная кредиторская задолженность увеличивалась в среднем на 16,86% ежегодно, тогда как задолженность по банковским кредитам и займам за то же время в среднем снизилась на 10% (табл. 2).

Таблица 2 - Удельный вес убыточных организаций и состояние расчетов в организациях 2015-2019 гг.

Годы Удельный вес Суммарная задолженность по обязательствам, млн. руб.

убыточных

организаций, % включая

Кредиторская Задолженность по Дебиторская

задолженность кредитам и займам задолженность

2015 29,7 282444,2 101735,5 180708,7 102488,7

2016 27,5 320380,4 102574,5 217805,9 107519,6

2017 31,5 304405,4 86294,0 218111,4 101618,7

2018 27,2 325036,8 111001,0 214035,8 131264,0

2019 30,0 296804,7 124394,4 172410,4 138763,9

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Улучшение финансовых результатов организаций области свидетельствует о стабильном состоянии экономики и быстром восстановлении в посткризисный период. Рост задолженности бизнеса кредитным организациям в области свидетельствует о положительной тенденции развития рынка кредитования. Уровень кредитования, однако, все еще недостаточно высок, организации неохотно привлекают заемное финансирование для реализации деятельности, что существенно ограничивает масштабы деятельности бизнеса.

Курская область является одним из экономически развитых регионов ЦФО, обладает значительным промышленным потенциалом, развитой инфраструктурой и относительно высоким уровнем жизни населения.

В 2021 году планируется формирование рейтинга субъектов Российской Федерации по выполнению национальных проектов.

На данном этапе рассмотрим уровень регионов в интегральном показателе - социальный риск по ведущим показателям уровня зарплаты и безработицы (табл. 3).

Курская область замыкает данный топ-10 регионов по уровню социального риска, регистрируемая безработица находится на уровне около 0,7%. Что касается среднемесячной заработной платы по области, то она составляет 32 тыс. руб. и выросла на 8% по сравнению с предыдущим годом.

Таблица 3 - Топ-10 регионов по уровню социального риска в 2019 г.

Место региона по социальному риску Регион

1 г. Москва

2 г. Санкт-Петербург

3 Московская область

4 Белгородская область

5 Липецкая область

6 Воронежская область

7 Тульская область

8 Нижегородская область

9 Тамбовская область

10 Курская область

ВРП Курской области оценивается в 400 млрд. руб. и обладает положительной динамикой в 1-2% в год. В регионе работает второе по величине предприятие по добыче и обогащению железной руды в России -«Михайловский ГОК», входящее в состав холдинга «Металлоинвест».

Реализация Инвестиционной стратегии Курской области до 2025 года в 2015 - 2018 годах происходила в сложных экономических условиях, характерных для всех регионов. Неблагоприятные макроэкономические факторы оказали влияние на выполнение целевых показателей, установленных Инвестиционной стратегией. В результате сокращения у курских организаций возможностей по кредитованию была отложена реализация ряда запланированных инвестиционных проектов, некоторые проекты были приостановлены, по некоторым

изменены сроки окончания реализации в сторону их продления. Однако остальные целевые показатели были выполнены (табл. 4).

Корпорация "Росэнергоатом" не только продолжит, но и будет расширять масштабы реализации проекта по строительству станции замещения АЭС-2. Это станет важным катализатором для развития других отраслей экономики, создаст новые рабочие места, в том числе временные на период строительства, позволит курским строительным организациям нарастить объемы выполняемых работ и обеспечит ряд промышленных предприятий, прежде всего стройиндустрии, которые смогут выиграть тендеры, заказами АЭС -2 на необходимую продукцию.

Продолжится развитие ПАО "Михайловский ГОК" за счет реализации инвестиционного проекта "Строительство дробильно-конвейерного комплекса на северо-восточном и юго-восточном борту карьера". Кроме того, предприятие продолжает работу по подготовке к реализации крупного инвестиционного проекта "Производство концентратов в объеме 10 млн. тонн в год из окисленных кварцитов". Реализация инвестиционных проектов позволит нарастить объемы производства и оптимизировать издержки.

Положительная динамика развития сохранится в фармацевтической отрасли (ОАО "Фармстан-дарт Лексредства"), химической (ООО "Курскхимволокно"), электротехнической отрасли и приборостроении (АО "Курский электроаппаратный завод" и др.). Данные организации ежегодно реализуют инвестиционные проекты, направленные на модернизацию производства и внедрение инновационных технологий.

Таблица 4 - Показатели социально-экономического развития Курской области

по итогам января-июля 2020 года

Наименование показателя Ед. измерения Январь-июль 2020 года (отчет)

Курская область РФ (спра-вочно)

Естественный прирост, убыль тыс. чел. -4,6* -265,5*

Миграционный прирост (снижение) тыс. чел. +2,3* +48,9*

Индекс потребительских цен (все товары и услуги):

январь-июль 2020 года к январю-июлю 2019 года % 103,4 102,85

июль к декабрю 2019 года % 104,17 102,99

Индекс промышленного производства % 97,0 95,7

в том числе:

добыча полезных ископаемых % 98,7 93,4

обрабатывающие производства % 93,7 97,5

обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха % 99,8 97,0

водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений % 114,0 94,4

Индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий % 109,6* 103,0*

Индекс физического объема инвестиций в основной капитал % 99,4* 96,0*

Индекс физического объема работ, выполненных по виду деятельности «Строительство» % 104,0 99,6

Индекс физического объема оборота розничной торговли % 97,6 94,2

Индекс физического объема платных услуг населению % 87,6 79,7

Реальные располагаемые денежные доходы населения % 98,6 96,3

Начисленная номинальная средняя заработная плата одного работника рублей 34521,0 49600,0

Темп роста начисленной номинальной средней заработной платы % 108,9 105,8

Уровень официально зарегистрированной безработицы к экономически активному населению на 01.08.2020 г. % 3,41 4,4

Перспективы развития есть у предприятий пищевой промышленности. Активно участвуя в программе импортозамещения, они реализуют инвестиционные проекты, нацеленные на производство новых видов продукции, ранее активно импортировавшейся из-за рубежа.

Продолжится реализация крупных инвестиционных проектов ведущими компаниями, работающими в агропромышленном комплексе Курской области.

Крупные инвестиционные планы разработаны у компании "Мираторг". Они включают в себя строительство трех свиноводческих комплексов, в Октябрьском районе Курской области начата реализация инвестиционного проекта по строительству мясохладобойни мощностью 4,5 млн. голов в год по убою и переработке свиней, это позволит практически закрыть потребность России в импорте охлажденной свинины, а также комбикормового завода. Объем инвестиций составит 93,6 миллиарда рублей, сроки реализации - 2017 - 2022 годы. В п. Кировский Пристенского района Курской области завершено строительство пункта по последующей переработке сельскохозяйственных животных стоимостью 4,823 млрд. рублей.

Производственный комплекс по убою и глубокой переработке вблизи населенного пункта Черницыно Октябрьского района Курской области обеспечит создание более 5000 новых рабочих мест в регионе. Первая очередь завода - глубокая переработка мяса - будет введена в эксплуатацию уже в 2020 году, а в 2021 году "Мираторг" запустит комплекс по убою и обвалке свиней. Данный проект органически дополняет уже существующие мощности свиноводческого дивизиона и позволяет кратно увеличить ассортимент и объем поставок высококачественной мясной продукции на рынок, а значит, и существенно повысить ее доступность для потребителей по всей стране.

Завершена реализация инвестиционного проекта по созданию в Суджанском районе производства "розовой" телятины. Мощность комплекса составляет 30 тыс. голов в год. Это первый подобный проект в России. Инвестиции в проект составили 2,7 млрд. рублей.

В 2019 году завершена реализация инвестиционного проекта по созданию производства высокопродуктивного поголовья мелкого рогатого скота мясных пород в Фатежском районе мощностью 3000 овцематок единовременного содержания. Инвестиции в проект составили 3,029 млрд. руб.

Стоимость проекта мясоперерабатывающего предприятия компании "Агропромкомплектация -Курск" составила порядка 8 млрд. рублей. Производственная мощность нового комплекса - 300 голов в час, или 1 млн. голов в год. Производство мясных продуктов - 100 тыс. тонн. Кроме того, здесь планируют за сутки производить 20 тонн кормовой муки и 8 тонн технического жира. Также данной компанией завершено строительство пяти свиноводческих комплексов общей производственной мощностью 213 тыс. голов свиней единовременного содержания. Объем инвестиций в основной капитал по данному инвестиционному проекту составил почти 12 млрд. рублей.

В рамках импортозамещения ООО "Грибная радуга" ввело в эксплуатацию современный комплекс по производству грибов шампиньонов мощностью 4 тыс. тонн грибов в год и производству собственного компоста - 10 тыс. тонн в год. Это новое направление является одним из перспективных и привлекательных для инвесторов в Российской Федерации. В 2018 году компания приступила к производству грибов на второй очереди с дополнительной мощностью 4 тыс. тонн в год. В течение 2019 года планируется завершить третий этап строительства, что позволит довести объем производства грибов шампиньонов до 17,6 тыс. тонн и занять лидирующую позицию по производству грибов в Российской Федерации. Объем инвестиций составит около 5 млрд. руб. Для региона реализация проекта позволит обеспечить стабильной работой около 600 человек.

Таким образом, в условиях прогнозируемого длительного периода действия антироссийских санкций, даже при некоторой либерализации условий импорта овощей и фруктов из зарубежных стран, у сельхозтоваропроизводителей области есть хорошие предпосылки для реализации намеченных инвестиционных проектов.

Для нивелирования негативных последствий организации области начали активнее заменять импортное сырье и материалы на отечественную продукцию, удовлетворяющую требованиям по качеству. В течение 2018 - 2019 гг. по мере снижения ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации постепенно начали снижаться ставки по банковским кредитам, что расширило возможности организаций по привлечению кредитов на инвестиционные цели.)

Экономический потенциал региона является базой по созданию благоприятных условий для развития бизнеса и привлечения инвестиций (таблица 5).

Таблица 5 - Инвестиционный потенциал Ку

рской области 2012-2019гг.

Показатель 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019

1 2 3 4 5 6 7 8 9

Инвестиции в основной капитал (в факт. действовавших ценах), млрд. рублей 66,6 71,5 73,7 73,7 93,7 100,9 120,7 144,9

Темп роста инвестиций в основной капитал в сопоставимых ценах (% к предыдущему периоду) 107,0 101,0 99,4 92,2 118,3 102,0 114,4 112,5

В области проводится взвешенная экономическая и финансовая политика, что позволяет прогнозировать развитие региона на отдалённую и ближайшую перспективу.

Согласно последним исследованиям инвестиционного климата, проведенным рейтинговым агентством «Эксперт РА», Курская область по инвестиционному потенциалу занимает 37-е место среди субъектов Российской Федерации, по инвестиционному риску - 9-е место, входит в категорию 3А1 с минимальным риском.

В августе 2019 года Аналитическое Кредитное Рейтинговое Агентство подтвердило Курской области кредитный рейтинг А^и), изменив прогноз со «Стабильного» на «Позитивный». Такая оценка говорит об устойчивости экономики Курской области и низком риске инвестирования в экономику региона.

В 2019 году для инвесторов наиболее перспективными явились следующие сферы экономической деятельности: обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха (38,9% от общего объема инвестиций); сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство (20,6%); обрабатывающие производства (17,5%). В структуре инвестиций в основной капитал по источникам финансирования наибольший удельный вес приходится на привлеченные средства - 52,8.

На территории Курской области всем инвесторам гарантируются равные права и стабильность этих прав. Инвестиции на территории Курской области пользуются полной и безусловной защитой.

Показателем благоприятного инвестиционного климата является то, что в области работают и отечественные, и иностранные инвесторы.

Таблица 6 - Инвестиции в основной капитал по Центральному федеральному округу в 2016-2020 гг.

2016 год 2017 год 2018 год 2019 год 2020 год (1 полугодие)

Российская Федерация 14 748 846,9 16 027 302,0 17 782 012,3 19 318 812,0 6 916 605,2

Центральный федеральный округ 3 795 422,2 4 241 519,1 4 998 017,7 5 662 681,7 1 920 931,5

Курская область 93 658,5 100 895,1 120 735,2 144 906,2 47 282,1

Основной поток инвестиций (66,9% от общего объема) направлялся на такие виды экономической деятельности, как: "сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство", "обрабатывающие производства", "производство и распределение электроэнергии, газа и воды", "операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг".

При этом доминирующее положение занимают "сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство" - 28,7% от объема инвестиций в основной капитал и "производство и распределение электроэнергии, газа и воды" - 29,5%. Внутрирегиональная структура распределения инвестиций в основной капитал определяется сложившейся структурой хозяйственного комплекса области.

Источники:

1. Богдашев И.В. Мотивационный механизм повышения эффективности инновационной системы на уровне предприятия, региона и общегосударственном уровне / Богдашев И.В., Адаменко А.А. // Экономика и предпринимательство. 2013. № 10 (39). С. 691-694.

2. Девятилова А.И. Формирование основ современной налоговой системы / Девятилова А.И. // В сборнике: Актуальные вопросы налогообложения, налогового администрирования и экономической безопасности. сборник научных статей региональной научно-практической конференции, посвященной 25-летию ФНС России. Ответственный редактор Л. В. Севрюкова. 2015. С. 169-173.

3. Емельянов С.Г. Управление развитием высокотехнологичных секторов в формировании воспроизводственных контуров инновационной экономики / Емельянов С.Г., Харченко Е.В., Широкова Л.В., Алпеева Е.А., Ситникова Э.В., Галахов Д.И., Колмыкова Т.С. Курск, 2013. - 324 с.

4. Ершова И.Г. Внедрение менеджмента знаний в инновационную деятельность организаций / Ершова И.Г., Андросова И.В. // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2014. № 8. С. 282-284.

5. Научные исследования: информация, анализ, прогноз / Астадурьян А.П., Биб А.Л., Грузков В.Н., Грузков И.В., Да-лингер В.А., Дрягин С.В., Данелова Г.П., Елисеева Н.А., Ершова И.Г., Жарков А.А., Захарова Т.Н., Каракулин А.Ю., Каракулина К.Н., Кокорина О.К., Курейчик В.М., Лебедев В.Э., Лукьянов Г.И., Митрофанов А.А., Обухова А.С., Писаренко В.И. и др. // Образовательно-инновационные, экономические и социально-философские технологии / Воронеж-Москва, 2018. Том Книга 61.

6. Окунькова Е.А. Востребованность кадрового потенциала как основа инновационного развития экономики / Окунь-кова Е.А. // Вестник Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова. 2017. № 6 (96). С. 66-70.

7. Проблемы обеспечения конкурентоспособности социально-экономических систем / Ашурбекова З.Н., Ершова И.Г., Басинская Е.А. // монография / Новосибирск, 2010. Том Книга 3

8. Управление инновациями в социально-экономической системе региона / Ершова И.Г. // Курск, 2020.

9. Харченко Е.В., Широкова Л.В., Алпеева Е.А. Государственно-частное партнерство как инструмент инновационного развития высокотехнологичных отраслей промышленности России // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2015. № 2 (142). С. 7-16.

References:

1. Bogdashev I. V. Motivational mechanism for improving the efficiency of the innovation system at the enterprise, regional and national levels / Bogdashev I. V., Adamenko A. A. / / Ekonomika i predprinimatelstvo. 2013. No. 10 (39). pp. 691-694.

2. Devyatilova A. I. Formation of the foundations of the modern tax system / Devyatilova A. I. / / In the collection: Actual issues of taxation, tax administration and economic security. collection of scientific articles of the regional scientific and practical conference dedicated to the 25th anniversary of the Federal Tax Service of Russia. The executive editor is L.V. Sevryukova. 2015. S. 169-173.

3. Emelyanov S. G., Kharchenko E. V., Shirokova L. V., Alpeeva E. A., Sitnikova E. V., Galakhov D. I., Kolmykova T.S. [Management of the development of high-tech sectors in the formation of reproduction contours of the innovative economy]. Kursk, 2013, 324 p.

4. Yershova I. G. Introduction of knowledge management in the innovative activity of organizations / Yershova I. G., Andro-sova I. V. / / Humanities, socio-economic and social sciences. 2014. No. 8. P. 282-284.

5. Scientific research: information, analysis, forecast / Astaduryan A. P., Bib A. L., Gruzkov V. N., Gruzkov I. V., Dalinger V.A., Dryagin S. V., Danelova G. P., Eliseeva N. A., Yershova I. G., Zharkov A. A., Zakharova T. N., Karakulin A. Yu., Karakulina K. N., Kokorina O. K., Kureychik V. M., Lebedev V. E., Lukyanov G. I., Mitrofanov A. A., Obukhova A. S., Pisarenko V. I. et al. / / Educational and innovative, economic and socio-philosophical technologies / Voronezh-Moscow, 2018. Volume Book 61.

6. Okunkova E. A. Demand for human resources as a basis for innovative development of the economy / / Bulletin of the Plekhanov Russian University of Economics. 2017. No. 6 (96). pp. 66-70.

7. Problems of ensuring the competitiveness of socio-economic systems / Ashurbekova Z. N., Yershova I. G., Basinskaya E.A. / / monografiya / Novosibirsk, 2010. Volume Book 3

8. Management of innovations in the socio-economic system of the region / Yershova I. G. / / Kursk, 2020.

9. Kharchenko E. V., Shirokova L. V., Alpeeva E. A. Public-private partnership as an instrument of innovative development of high-tech industries of Russia / / Bulletin of the Tambov University. Series: Humanities. 2015. No. 2 (142). pp. 7-16.

DOI: 10.24412/2304-6139-2021-10892

С-А.Ш. Довтаев - к.э.н., доцент кафедры «Экономика и экономическая безопасность отраслей и предприятий», Институт экономики и финансов ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет»,

S-A.Sh. Dovtaev - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Economics and Economic Security of Industries and Enterprises, Institute of Economics and Finance, "Chechen State University";

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Н.П. Донская - к.э.н., доцент кафедры «Менеджмент» ФГБОУ ВО «Горский государственный аграрный университет», donskaya.54@inbox.ru,

N.P. Donskaya - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Management of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education " Gorsky state agrarian university".

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

НА ОСНОВЕ ОТЧЕТА О ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТАХ EVALUATION OF THE RESULTS OF FINANCIAL AND ECONOMIC ACTIVITIES OF A COMMERCIAL ORGANIZATION

BASED ON THE REPORT ON FINANCIAL RESULTS

Аннотация. В результате осуществления своей финансово-хозяйственной деятельности коммерческая организация неизменно получает доходы и расходы, а итоговым показателем деятельности является финансовый результат, сложившийся за отчетный период, при этом он может быть как положительным (прибыль), так и отрицательным (убыток). Свое отражение финансовый результат организации находит в одной из форм финансовой отчетности коммерческой организации, а именно в отчете о финансовых результатах. Данная форма отчетности обладает определенными аналитическими возможностями, в частности она позволяет проанализировать динамику различных видов прибыли организации, дать оценку влияния различных факторов на показатели прибыли, определить эффективность всей финансово-хозяйственной деятельности коммерческой организации на основе расчета показателей рентабельности.

В статье на основе данных отчета о финансовых результатах коммерческой организации дана оценка результатов ее финансово-хозяйственной деятельности, разработаны рекомендации по их улучшению.

Abstract. As a result of the implementation of its financial and economic activities, a commercial organization invariably receives income and expenses, and the final indicator of activity is the financial result for the reporting period, while it can be both positive (profit) and negative (loss). The financial result of the organization is reflected in one of the forms of financial reporting of a commercial organization, namely in the statement of financial results. This form of reporting has certain analytical capabilities, in particular, it allows you to analyze the dynamics of various types of profit of an organization, to assess the impact of various factors on profit indicators, to determine the effectiveness of all financial and economic activities of a commercial organization based on the calculation of profitability indicators.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.