Научная статья на тему 'Анализ федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования по направлению подготовки "строительство"'

Анализ федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования по направлению подготовки "строительство" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
122
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Жилищное строительство
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
СТАНДАРТ / STANDARD / ЖИЗНЬ И ЗДОРОВЬЕ ЛЮДЕЙ / LIFE AND HEALTH OF PEOPLE / ЗДАНИЯ И СООРУЖЕНИЯ / BUILDINGS AND STRUCTURES / ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЕ / EARTHQUAKE / СТРОИТЕЛЬСТВО / CONSTRUCTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Масляев А.В.

Cделана попытка рассмотреть проблему защиты населенных пунктов, жизни и здоровья граждан в зданиях при воздействиях опасных природных явлений с точки зрения содержания двух федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования по направлению подготовки «Строительство» 0.03.01 (уровень бакалавриат) и 08.04.01(уровень магистратура). Анализ этих образовательных стандартов РФ выполнялся путем сопоставления их требований к профессиональной компетенции выпускников с соответствующими требованиями к зданиям и сооружениям в федеральных законах РФ. Например, в перечне строительных задач в стандартах, которые выпускник обязан выполнять на профессиональном уровне, отсутствует главнейшее требование Федерального закона № 384-ФЗ по защите жизни и здоровья людей в зданиях. Особенно это требование актуально при возведении зданий и сооружений на территориях, на которых по федеральным документам возможны воздействия опасных природных явлений (наводнения, пожары, землетрясения и т.д.). Получается, что затопление, горение населенных пунктов на территории России происходят и по причине отсутствия обучения студентов правилам их защиты при воздействиях опасных природных явлений. В статье предлагается дополнить федеральные стандарты новыми положениями, которые позволят выпускникам решать на профессиональном уровне задачу по защите населенных пунктов России, жизни и здоровья граждан в зданиях при воздействиях опасных природных явлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of Federal State Educational Standards of Higher Education in the Directionof Preparation "Construction"

An attempt is made to consider the problem of protection of human settlements, life and health of citizens in buildings during impacts of dangerous naturalphenomena from the point of view of the content of two Federal state educational standards of higher education in the direction of preparation“Construction”0.03.01 (bachelor level) and 08.04.01 (master level). The analysis of these educational standards of the Russian Federation is made by comparison of theirrequirements to the professional competence of graduates with the relevant requirements to buildings and structures in the RF Federal laws. For example, in thelist of construction tasks in standards, which the graduate must perform at a professional level, there is no overriding requirement of the Federal Law№ 384-FZon the protection of life and health of people in buildings. This requirement is especially urgent when buildings and structures are erected on territories on which,according to Federal documents, impacts of dangerous natural phenomena (floods, fires, earthquakes et.al) are possible. It turns out that flooding and burningof human settlements on the territory of Russia also occur because the students are not taught to rules of their protection under the impact of dangerous naturalphenomena. The article proposes to add the Federal standards with new provisions which allow the graduates to solve, at the professional level, the task ofprotection of human settlements of Russia, life and health of citizens in buildings under impacts of dangerous natural phenomena.

Текст научной работы на тему «Анализ федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования по направлению подготовки "строительство"»

------ЖИЛИЩНОЕ ' —

строительство

УДК 624:378

А.В. МАСЛЯЕВ, канд. техн. наук (maslaev@mail.ru)

Волгоградский государственный архитектурно-строительный университет (400074, г. Волгоград, ул. Академическая, 1)

Анализ федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования по направлению подготовки «Огроительство»

Делана попытка рассмотреть проблему защиты населенных пунктов, жизни и здоровья граждан в зданиях при воздействиях опасных природных явлений с точки зрения содержания двух федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования по направлению подготовки «Строительство» 0.03.01 (уровень бакалавриат) и 08.04.01 (уровень магистратура). Анализ этих образовательных стандартов РФ выполнялся путем сопоставления их требований к профессиональной компетенции выпускников с соответствующими требованиями к зданиям и сооружениям в федеральных законах РФ. Например, в перечне строительных задач в стандартах, которые выпускник обязан выполнять на профессиональном уровне, отсутствует главнейшее требование Федерального закона № 384-ФЗ по защите жизни и здоровья людей в зданиях. Особенно это требование актуально при возведении зданий и сооружений на территориях, на которых по федеральным документам возможны воздействия опасных природных явлений (наводнения, пожары, землетрясения и т.д.). Получается, что затопление, горение населенных пунктов на территории России происходят и по причине отсутствия обучения студентов правилам их защиты при воздействиях опасных природных явлений. В статье предлагается дополнить федеральные стандарты новыми положениями, которые позволят выпускникам решать на профессиональном уровне задачу по защите населенных пунктов России, жизни и здоровья граждан в зданиях при воздействиях опасных природных явлений.

Ключевые слова: стандарт, жизнь и здоровье людей, здания и сооружения, землетрясение, строительство.

A.V. MASLYAEV, Candidate of Sciences (Engineering) (maslaev@mail.ru) Volgograd State University of Architecture and Civil Engineering (1 Akademicheskaya Street, 400074, Volgograd, Russian Federation)

Analysis of Federal State Educational Standards of Higher Education in the Direction

of Preparation «Construction»

An attempt is made to consider the problem of protection of human settlements, life and health of citizens in buildings during impacts of dangerous natural phenomena from the point of view of the content of two Federal state educational standards of higher education in the direction of preparation "Construction" 0.03.01 (bachelor level) and 08.04.01 (master level). The analysis of these educational standards of the Russian Federation is made by comparison of their requirements to the professional competence of graduates with the relevant requirements to buildings and structures in the RF Federal laws. For example, in the list of construction tasks in standards, which the graduate must perform at a professional level, there is no overriding requirement of the Federal Law № 384-FZ on the protection of life and health of people in buildings. This requirement is especially urgent when buildings and structures are erected on territories on which, according to Federal documents, impacts of dangerous natural phenomena (floods, fires, earthquakes et.al) are possible. It turns out that flooding and burning of human settlements on the territory of Russia also occur because the students are not taught to rules of their protection under the impact of dangerous natural phenomena. The article proposes to add the Federal standards with new provisions which allow the graduates to solve, at the professional level, the task of protection of human settlements of Russia, life and health of citizens in buildings under impacts of dangerous natural phenomena.

Keywords: standard, life and health of people, buildings and structures, earthquake, construction.

На огромной территории России размещены очень разные природно-климатические, геологические, гидрогеологические условия в сочетании с вероятностью воздействия разных опасных природных явлений. Например, согласно федеральному документу СП 14. 13330.2014 примерно 30% территории России является сейсмоопасной. Поэтому подготовка инженеров-строителей для России без учета специфики сейсмостойкого строительства является бессмысленной работой. Но так как прочность, устойчивость зданий и сооружений определяется в зависимости от характеристик вышеуказанных разных условий строительства, все инженеры-строители России просто обязаны знать тео-

12'2015 ^^^^^^^^^^^^^

рию их воздействия. Выпускник каждого учебного заведения получает юридическую возможность работать в любом регионе России, поэтому программа его обучения должна содержать учебный материал, позволяющий выпускнику на профессиональном уровне возводить строительные объекты и на территориях с воздействиями любых опасных природных явлений. Поэтому разработка федеральных государственных стандартов по обучению инженеров-строителей для сложных природно-климатических условий на территории России требует предварительного проведения научного исследования, которое может выполнить только Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ.

- 21

Н|Н

I

Преподавателям известно, что качество специалиста зависит от объема аудиторных учебных часов, который будет использован преподавателями на его подготовку в учебном заведении. Так как подготовку специалистов в учебных организациях в основном осуществляют разные специальные кафедры, то результатом этого научного исследования должно стать прежде всего обоснование математического способа по распределению между ними общего объема учебных часов, которые установили Федеральные государственные образовательные стандарты на подготовку специалиста: Федеральный государственный образовательный стандарт для уровня бакалавриата (документ 1), Федеральный государственный образовательный стандарт для уровня магистратуры (далее документ 2). Однако такого математического способа распределения общего объема часов между разными кафедрами в документах 1 и 2 просто нет. Поэтому эту важнейшую на сегодняшний день проблему все учебные заведения РФ вынуждены решать самостоятельно и только «по профессиональной интуиции». Но ведь из названий этих документов 1 и 2 следует, что в результате должен получиться «стандартный» инженер-строитель с обязательными (необходимыми) для всей территории России профессиональными компетенциями. Именно поэтому не понятны такие записи в разделе 4.3. документа 1: «...готовится бакалавр, исходя из потребностей рынка труда, научно-исследовательских и материально-технических ресурсов организации. Программа бакалавриата формируется организацией в зависимости от видов учебной деятельности и требований к результатам освоения образовательной программы». Из приведенных формулировок документов 1 и 2 просматривается нежелание обоих министерств заниматься важнейшей проблемой подготовки инженеров-строителей для всей территории России.

Другими словами, в противоположность общепринятому международному понятию о стандарте, который, как известно, должен содержать строгие показатели в своих характеристиках, рассматриваемые федеральные стандарты эти ограничения «самостоятельно» снимают. Ведь только такие показатели обучения студентов как время (на бакалавриате обучаются 4 года, а на магистратуре - 2 года) и общие объемы программ в часах на весь период обучения не могут характеризовать документы 1 и 2 стандартами. Если при этом учесть то огромное число разных организаций в России, которые обучают студентов по этим документам 1 и 2, то не трудно предвидеть и большое разнообразие в уровнях подготовки выпускников. Тогда выпускникам некоторых учебных заведений следует и образец диплома выдавать с учетом этой разной подготовки.

Рассмотрим содержания документов 1 и 2 с точки зрения их соответствия требованиям федеральных законов РФ в строительной области. Рассмотрение содержания, например, документа 1 начнем со следующей записи из раздела 4.4.: «Обеспечение соответствия разрабатываемых проектов и технической документации заданию, стандартам, нормам и правилам, техническим условиям и другим исполнительным документам.». В этой записи, по мнению автора, отсутствует самое главное требование к любому инженеру строителю - в своей работе в первую очередь он должен выполнять все требования федеральных законов РФ в строительной области, которые, как известно, обязательны и для всех федеральных нормативных документов.

221 -

Без использования обязательного выполнения требований федеральных законов РФ в подготовке специалистов-строителей для территории России документ 1 даже только поэтому автоматически теряет свою юридическую легитимность. Обучать выпускников по требованиям федеральных законов РФ необходимо еще и потому, что некоторые из федеральных нормативных документов разработаны так же с нарушениями их требований [1].

Рассмотрим и другие положения документов 1 и 2. Так, например, в п. 4.1. разд. IV документа 1 записано: «Область профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу бакалавриата, включает - инженерные изыскания, проектирование, возведение, эксплуатацию, обслуживание, мониторинг, оценку, ремонт и реконструкцию зданий и сооружений». В приведенном предложении приводится перечень всех строительных инженерных работ, которые могут выполняться за весь жизненный цикл здания или сооружения. Но ведь среди специалистов принято все строительные работы в обязательном порядке перечислять в их технологической последовательности выполнения. Однако в документе 1 слово «эксплуатация» написано перед словами «.обслуживание, мониторинг.». Для сравнения приведем аналогичное перечисление строительных работ из п. 1 ст. 3 федерального закона № 384-Ф3: «Объектом технического регулирования в настоящем федеральном законе являются здания и сооружения любого назначения. а также связанные со зданиями и сооружениями процессы проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса)». Как видим, местоположение слова «эксплуатация» в приводимом перечислении строительных работ из федерального закона № 384-ФЗ расположено на предпоследнем месте перед словом «утилизация». И это правильно. Эксплуатация здания или сооружения заканчивается только после решения государственной комиссии о его сносе. Поэтому слово «эксплуатация» в вышеприводимом предложении из документа 1 должно быть написано самым последним, а такие строительные работы как обслуживание, мониторинг, оценка, ремонт и реконструкция должны располагаться перед словом «эксплуатация» здания. Аналогичные нарушения сделаны и в п. 4.1 документа 2: «...проектирование, возведение, эксплуатация, мониторинг и реконструкция зданий и сооружений». Подобные нарушения в технологической последовательности при перечислении строительных работ сделаны и в разделах 4.4 документа 1: «...сбор и систематизация информационных и исходных данных для проектирования зданий, сооружений, комплексов, транспортной инфраструктуры, инженерных систем и оборудования, планировки и застройки населенных мест».

Как известно, основная часть зданий и сооружений в России располагается на территориях населенных мест. Здесь здания и сооружения являются основными структурными элементами капитальной застройки населенных мест. Поэтому здания и сооружения просто не могут возводиться без наличия генплана населенного пункта. Отсюда следует, что слова «планировка и застройка населенных мест» в вышеприведенной записи должны находиться перед словами «проектирования зданий.». Такое «...грубо ошибочное расположение» строительных работ в документе 1 просто не допустимы. В разд. 4.2 документа 1 записано: «Объектами профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу бакалавриата, являются: - промышлен-

^^^^^^^^^^^^^ 12'2015

И|Н

I

ные, гражданские здания, инженерные, гидротехнические и природоохранные сооружения; ...». Аналогичная классификация зданий и сооружений приводится и в разд. 4.2 документа 2: «объектами профессиональной деятельности.: промышленные, гражданские здания, гидротехнические и природоохранные сооружения». Такая «зауженная» классификация зданий в образовательных стандартах противоречит прежде всего принятой среди специалистов более широкой классификации зданий, которая используется в реальной жизни. Так, например, большая часть зданий на территории любого населенного пункта возводится для размещения в них людей. Это самое главное предназначение зданий значительно расширяет их классификацию. Поэтому именно в образовательных стандартах с целью углубления знаний студентов о гражданских зданиях следует их как минимум условно разделить на 2 типа: 1) здания для размещения людей; 2) здания без людей.

Причина предложения автора о введении в документы 1 и 2 такой условной клас-сификации гражданских зданий заключается в том, что к этим зданиям с людьми федеральный закон № 384-ФЗ предъявляет более высокие технические требования. Например, в п. 1 ст. 7 федерального закона № 384-ФЗ перечисляются повышенные требования к зданиям с людьми: «Строительные конструкции и основание здания или сооружения должны обладать такой прочностью и устойчивостью, чтобы в процессе строительства и эксплуатации не возникало угрозы причинения вреда жизни или здоровью людей». Это общепринятая мировая практика, когда выпускается какое-нибудь изделие с другими требованиями, ему присваивается другое название (индекс). Но все же у автора возникла более серьезная причина для введения другой классификации зданий в документы 1 и 2, которая заключается в том, что жизнь и здоровье людей в зданиях на огромной сейсмоопасной территории России при воздействиях опасных природных явлений в настоящее время не защищена [2, 3]. К слову, ни в одном из федеральных законов РФ (№ 384-ФЗ, № 190-ФЗ) не приводится классификация зданий по назначению. Ведь люди, например, при землетрясении превращаются в особо важный объект со стороны воздействия конструкций здания. Известно, что при сильном землетрясении конструкции зданий совершают длительные сильные колебания, которые на людей оказывают значительные вибрационные воздействия. В зависимости от уровня колебания конструкций люди в зданиях при землетрясении могут испытывать испуг или панику. Другими словами, люди в зданиях при сильном землетрясении получают психическую травму «по вине конструкций зданий», в результате которой они теряют здоровье на длительное время (у людей обостряются «старые» болезни или появляются «новые»).

Согласно исследованиям автора [4, 5] степень психической травмы у людей (потери здоровья) зависит не только от уровня сейсмического воздействия, но и от объемно-планировочных и конструктивных решений зданий. Именно поэтому в п.1 статьи 26 федерального закона № 384-ФЗ записано требование: «В проектной документации здания и сооружения должны быть предусмотрены меры для того, чтобы вибрация в здании и сооружении не превышали вреда здоровью людей». Так, отсутствие в документах 1 и 2 указания о защите жизни и здоровья граждан в зданиях (сочетание даже таких слов в этих документах отсутствует), перечеркивает главную цель из п.1 ст. 1 федерального за-

12 2015 ^^^^^^^^^^^^^

кона № 384-ФЗ: «Защиты жизни и здоровья граждан.» и соответственно одну из главных целей возведения зданий с людьми на всей территории России. Отсутствие в документах 1 и 2 указания о подготовке выпускника с учетом защиты в зданиях жизни и здоровья граждан также противоречит сразу ст. 2 и 41 конституции РФ. Поэтому, нарушая основные требования сразу двух федеральных законов РФ, документы 1 и 2 и по этой причине автоматически теряют свою юридическую легитимность. В разделах 4.4 документов 1 и 2 перечисляются все инженерные строительные задачи, которые выпускник должен решать на профессиональном уровне.

Как и следовало ожидать, среди перечисленных задач также отсутствует главнейшая задача для инженера-строителя: обеспечить требования Федерального закона № 384-ФЗ по защите жизни и здоровья граждан в зданиях при воздействиях всех опасных природных явлений. В разделе 4.4 в перечислении строительных работ также не обошлось без нарушения технологической последовательности их выполнения. Так, например: «организация и выполнение строительно-монтажных работ, работ по эксплуатации, обслуживанию, ремонту и реконструкции зданий, сооружений и объектов жилищно-коммунального хозяйства». В этом предложении слова «работ по эксплуатации» должны находиться на последнем месте, а такие слова как «объектов жилищно-коммунального хозяйства» здесь, по мнению автора, вообще по смыслу дублируют слова «..зданий, сооружений.». Имеет также место перечисление одной и той же задачи дважды: «участие в выполнении инженерных изысканий для строительства и реконструкции зданий, сооружений». Или эта же задача, но с добавлением некоторых других слов: «участие в инженерных изысканиях и проектировании строительных объектов, объектов жилищно-коммунального хозяйства». Ведь специалистам известно, что все объекты жилищно-коммунального хозяйства одновременно являются строительными объектами. То есть, в формулировке одной учебной задачи используются разные слова, но с одинаковым смыслом. В разд. 5.1 документа 1 сказано, что «.у выпускника должны быть сформированы общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции». Перечислим с некоторыми комментариями эти компетенции. Например, к общекультурной компетенции относится «способность использовать приемы первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций». А к общепрофессиональной компетенции: «владение основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий».

Как говорилось выше, в рассматриваемых документах 1 и 2 отсутствует главное требование к выпускнику инженеру-строителю умение решать инженерную задачу по защите жизни и здоровья людей в зданиях в моменты воздействия опасных природных явлений на профессиональном уровне. Руководителю строительного производства перечисляются его действия по защите жизни людей в зданиях только уже после воздействия опасных природных явлений. Получается, что документы 1 и 2 умышленно лишают выпускника большой возможности на профессиональном уровне оказывать защиту жизни и здоровья людей именно в моменты землетрясения за счет оптимальных объемно-планировочных и конструктивных решений зданий. Руководители строительного производства предоставляют незна-

- 23

Н|Н

I

чительную возможность оказать помощь только тем людям, которые остались живыми после землетрясения в зданиях (примерно так сегодня действуют сотрудники МЧС после воздействия опасных природных явлений).

В разд. 5.4 документа 1 «выпускник. должен обладать профессиональными компетенциями.» также отсутствует указание о его способности к защите жизни и здоровья людей в зданиях при воздействиях опасных природных явлений. В разд. VI документа 1 говорится, что структура программы бакалавриата «.включает обязательную часть (базовую) и часть, формируемую участниками образовательных отношений (вариативную)». Программа обучения состоит из трех блоков. Например, в блок 1 включены «.дисциплины (модули), относящиеся к базовой части программы, и дисциплины (модули), относящиеся к ее вариативной части». Вызывает здесь интерес положение документа 1 о том, что «набор дисциплин (модулей), относящихся к базовой части программы бакалавриата, организация определяет самостоятельно в объеме, установленном настоящим ФГОС ВО.». Перед распределением общего объема академических часов между всеми кафедрами организация должна вначале присвоить им конкретный уровень компетенции, который перечисляется в разделе II документа 1 с использованием сокращения: 1. ОК - общекультурные компетенции; 2. ОПК - общепрофессиональные компетенции; 3. ПК - профессиональные компетенции. Однако такая предварительная профессиональная работа в учебных заведениях России не делается. Из вышеприведенных трех разных уровней компетенций ясно, что к наивысшему уровню относятся профессиональные компетенции. Поэтому кафедрам, которые обучаемым дают знания на уровне профессиональной компетенции, должен быть начислен наибольший объем академических часов, а кафедрам, которые дают студентам общекультурные компетенции, наименьший объем часов. Для объективного начисления кафедрам необходимого объема академических часов, как говорилось выше в статье, должен применяться математический способ.

Из-за отсутствия в документах 1 и 2 математического способа, предлагается использовать значения коэффициента по распределению учебных часов между кафедрами в зависимости от уровня профессиональной подготовки студентов: 1) Упроф = 1 - для кафедр с профессиональными компетенциями; 2) Уобщпроф = 0,75 - для кафедр с общепрофессиональными компетенциями; 3) Уобщкул = 0,5 - для кафедр с общекультурными компетенциями. По мнению автора, кафедры, которые обучают студентов по специальности «Промышленное и гражданское строительство» по правилам проектирования, расчетов конструкций зданий и сооружений, их возведения на строительной площадке должны получать объемы академических часов с коэффициентом Упроф = 1, а кафедры

рии - 158 ч, кафедре иностранных языков - 180 ч. Последние две кафедры дают студентам знания только на общекультурном уровне, но получили почему-то почти равное количество часов с кафедрой «Архитектура зданий и сооружений». Кафедре математики, которая, по мнению автора, дает студентам только общепрофессиональные знания, выделено 302 ч. Известно, что уменьшение учебных часов кафедре, дающей студентам профессиональный уровень знаний, автоматически занижает уровень специалистов, которых эта кафедра подготавливает. В [5] отмечается, что Министерство образования и науки РФ утвердило 25.02.2009 г. за № 59 паспорт научной строительной специальности (шифр 05.23.01), согласно которой на территории России ведется подготовка и защита докторских диссертаций. Так, в перечне научных строительных задач этого паспорта также отсутствует решение задачи по защите жизни и здоровья граждан в зданиях при воздействиях опасных природных явлений.

Выводы

1. В перечне стандартов, норм и правил, технических условий, которые согласно документу 1 должны уметь использовать выпускники учебных заведений при разработке проектов строительных объектов, отсутствуют федеральные законы РФ для строительной области.

2. Так как в федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования по направлению подготовки Строительство 08.03.01 (бакалавриат) и 08.04.01 (магистратура) перед учебными заведениями не ставится задача обучения выпускников требованиям Федерального закона № 384-ФЗ по защите жизни и здоровья граждан в зданиях при воздействиях опасных природных явлений, они автоматически теряют свою юридическую легитимность, что можно считать на сегодняшний день одной из причин пожаров, затоплений, значительных разрушений при землетрясении в населенных пунктах России.

3. Отсутствие в документах 1 и 2 математического способа для объективного распределения учебных часов между кафедрами в зависимости от уровня профессиональной компетенции знаний, который они дают студентам, может способствовать значительному занижению профессиональной подготовки строителей.

4. В документах 1 и 2 присутствуют нарушения в перечислении технологической последовательности проведения строительных работ, повторяются предложения примерно с одинаковым смыслом, используется зауженная классификация гражданских зданий.

5. Для объективного распределения учебных часов между кафедрами предлагается использовать коэффициент распределения часов: коэффициент Упроф = 1 - для кафедр, дающих выпускникам профессиональный уровень

по математике, экономике - с У

= 0,75, а кафедра, на- знаний; У (

= 0,75 для кафедр, дающих выпускникам

пример, иностранных языков - с У Л = 0,5. Для анализа общепрофессиональный уровень знаний; У Л = 0,5 для

Г I-' I- обшкул. ' ^ 1 ^ ~ 1 ~ ' обшкул. ' т

реального распределения общего объема учебных часов для аудиторных занятий между отдельными кафедрами на весь четырех годичный период обучения автор ознакомился с планом учебного процесса Волгоградского государственного архитектурно-строительного университета по специальности «Промышленное и гражданское строительство». Например, кафедре «Архитектура зданий и со-оружений», которая, по мнению автора, дает студентам знания на профессиональном уровне, выделено 182 ч аудиторных занятий, а кафедре исто-

кафедр, дающих выпускникам общекультурный уровень знаний. Перед распределением учебных часов в организации должен быть издан приказ о закреплении за каждой кафедрой соответствующего коэффициента.

6. Разд. 4.4. документа 1 необходимо дополнить умением выпускниками проводить расчетные обоснования защиты населенных пунктов России, а следовательно, жизни и здоровья граждан в зданиях при воздействиях опасных природных явлений.

24

12'2015

------ЖИЛИЩНОЕ ' —

строительство

Список литературы

1. Масляев А.В. Об отсутствии в федеральных нормативных документах требований Федерального закона № 384-ФЗ защиты жизни и здоровья граждан в зданиях при землетрясениях // Природные и техногенные риски. Безопасность сооружений. 2014. № 3. С. 32-34.

2. Масляев А.В. Анализ парадигмы СП 14.13330.2014 по обеспечению сейсмозащиты зданий повышенной ответственности при землетрясении // Жилищное строительство. 2015. № 8. С. 51-55.

3. Масляев А. В. Парадигма Федеральных законов и нормативных документов РФ для сейсмозащиты зданий повышенной ответственности при землетрясении // Вестник ВолгГАСУ: Строительство и архитектура. 2015. № 41(60). С. 74-84.

4. Масляев А.В. Расчет зданий и сооружений для сохранения жизни и здоровья людей при землетрясении // Жилищное строительство. 2009. № 8.С. 33-35.

5. Масляев А.В. Сохранение здоровья людей, находящихся в зданиях при землетрясении // Природные и техногенные риски. Безопасность сооружений. 2014. № 2. С. 38-42.

References

1. Maslyaev A.V. About absence in the federal normative documents of the re-quirements of the federal law № 384-Ф3 of protection of life and health of the citizens in buildings at earthquakes. Prirodnye i tekhnogennye riski. Bezopasnost sooruzhenii. 2014. No. 3, pp. 32-34.

2. Maslyaev A.V. The analysis парадигмы СП 14.13330.2014 on maintenance сейсмозащиты of buildings of the raised responsibility at earthquake. Zhilishnoe Stroitel'stvo [Housing construction]. 2015. No. 8, pp. 51-55. (In Russian).

3. Maslyaev A.V. Парадигма of the Federal laws and normative documents of Russian Federation for antiseismic protection of buildings of the raised responsibility at earthquake. Vestnik VolgGASU: Stroitel'stvo iarkhitektura. 2015. No. 41 (60), pp. 74-84. (In Russian).

4. Maslyaev A.V. Account of buildings and structures for preservation of life and health of the people at earthquake. Zhilishnoe Stroitel'stvo [Housing construction]. 2009. No. 8, pp. 33-35. (In Russian).

5. Maslyaev A.V. Preservation of health of the people which are taking place in buildings at Earthquake. Prirodnye i tekhnogennye riski. Bezopasnost sooruzhenii. 2014. No. 2, pp. 38-42. (In Russian).

ВИНТОВЫЕ ГРУНТОВЫЕ АНКЕРА

АТЛАНТ

ПРОИЗВОДСТВО в РОССИИ в НАЛИЧИИ НА СКЛАДЕ ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ УСТАНОВКИ ПЕРЕСОГЛАСОВАНИЕ ПРОЕКТОВ

(495) 226 18-37 (342) 2DO-79-OÛ

info® anker-system, ru w w w .an ker- sy stem

АНКЕРНЫЕ СИСТЕМЫ

12 2015

25

Реклама

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.