Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА СТОИМОСТЬ ВАНН'

АНАЛИЗ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА СТОИМОСТЬ ВАНН Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
14
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / САНТЕХНИКА / ВАННЫ / МОДЕЛИ ОЦЕНКИ СТОИМОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ларионов В.И.

Современный рынок предоставляет широкий выбор ванн, с различными характеристиками и широким стоимостным диапазоном. Потому целью работы является изучение факторов, влияющих на стоимость ванн, а также построение модели оценки их стоимости. В работе на основе корреляционного анализа выделены основные факторы, влияющие на стоимость как ванн в целом, так и на ванны отечественного производства в частности; на основе регрессионного анализа построены модели оценки стоимости в различных категориях ванн; на основе анализа случайной компоненты проверено качество моделей; в качестве апробации проведены оценки конкретных ванн.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА СТОИМОСТЬ ВАНН»

УДК 519.237.5

В.И. Ларионов

АНАЛИЗ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА СТОИМОСТЬ ВАНН

Современный рынок предоставляет широкий выбор ванн, с различными характеристиками и широким стоимостным диапазоном. Потому целью работы является изучение факторов, влияющих на стоимость ванн, а также построение модели оценки их стоимости. В работе на основе корреляционного анализа выделены основные факторы, влияющие на стоимость как ванн в целом, так и на ванны отечественного производства в частности; на основе регрессионного анализа построены модели оценки стоимости в различных категориях ванн; на основе анализа случайной компоненты проверено качество моделей; в качестве апробации проведены оценки конкретных ванн.

Ключевые слова: статистический анализ; сантехника; ванны; модели оценки стоимости.

Развитие строительной отрасли и как следствие появление на рынке нового жилья приводит к развитию сопутствующих сегментов рынка, в частности, сегмента бытового и сантехнического оборудования. Ввиду регулярной эксплуатации сантехники к ее подбору необходимо предъявить довольно высокие требования. Кроме качественных характеристик и разного рода приспособлений таких как: гидромассаж и подсветка, она должна соответствовать эстетическим предпочтениям и хорошо вписываться в общий интерьер. Потому целью работы является изучение факторов, влияющих на стоимость ванн в зависимости от конструкции и определенного набора характеристик, а также построение на их основе оценочных моделей.

Для решения поставленной задачи была составлена база данных на основе анализа рынка продажи ванн в г. Саратове за сентябрь 2016 года, которая составила 100 записей. При этом в качестве переменных были рассмотрены следующие ценообразующие факторы: у - стоимость (тыс. руб.); х: - длина (см); х2 - высота (см); х3 - объем (л); х4 - подводная подсветка; х5 - наличие гидромассажных форсунок; х6 -наличие антискользящего покрытия; х7 - страна-производитель; х - количество человек; х9 - вид установки; хю - угловая конструкция; хц - стилистика дизайна; х^ - глубина (см); х:з - материал; хм - гарантия производителя (лет); х15 - цвет.

Проводя первичный анализ базы данных и используя описательные статистики [1], можно определить, что, в среднем, популярностью в г. Саратове пользуются ванны из акрила, длиной от 170 см., современного дизайна, российского производства и на которые возможно установить гидромассажные форсунки. Стоимость подобных ванн составляет в среднем 90 тыс. руб.

Таблица 1

Корреляционная зависимость цены от факторов

Факторы Xi X2 X3 X4 X5 X6 X7

Корреляция 0,3325 0,2998 0,1827 -0,320 -0,332 -0,215 -0,489

Факторы X8 X9 X10 X11 X12 X13 X14 X15

Корреляция 0,2206 0,4951 -0,431 -0,241 0,1957 0,2098 0,2079 -0,316

Проводя корреляционный анализ связи переменных (см таблицу) [2], было отмечено, что наиболее сильно влияющими на стоимость ванны факторами являются угловая конструкция (х10>), вид установки (х9). Что логично, так как угловая конструкция и большая вместимость предполагает большие размеры ванн, что приводит к увеличению затрат на их производство, и как следствие увеличивает их конечную цену. Также была отмечена корреляционная зависимость между параметрами х:1 и х10>, говорящая о том, что ванны современного дизайна в основном имеют угловую конструкцию. И еще значительная зависи-

© Ларионов В.И., 2016.

Научный руководитель: Тиндова Мария Геннадьевна - кандидат экономических наук, доцент кафедры прикладной математики и информатики, Саратовский социально-экономический институт (филиал) ФГБОУ ВО РЭУ им. Г.В.Плеханова, Россия.

ISSN 2223-4047

Вестник магистратуры. 2016. № 11-2(62)

мость выявлена между х5 и х6, что свидетельствует о том, что наличие гидромассажных форсунок невозможно без антискользящего покрытия.

Задача исследования зависимости одной переменной у от нескольких объясняющих переменных ^ решается с помощью множественного регрессионного анализа [3]. В качестве базовой экономической модели была выбрана модель множественной линейной регрессии, которая выглядит следующим образом:

у = -114,3 + 0,7х, +1,7х2 + 0,04х3 + 0,8х4 - 22,3х5 - 7,1х6 - 8,8х7 + 23х8 + +28,1х9 + 28,7х10 - 30,4хп + 1,1х12 +10х13 - 2,6х14 - 66,2х15 +е

По критерию Стьюдента значимыми параметрами являются: хц (стилистика дизайна), хю (угловая конструкция) и х8 (количество человек). Коэффициент детерминации полученной модели составляет Я2=0,57, и он является значимым по критерию Фишера.

Полученные результаты говорят о том, что увеличение длины и высоты ванны на 1 см., увеличивает ее стоимость на 0,7 и 1,7 тыс. руб. соответственно; каждый дополнительный литр в объеме увеличит цену ванны на 0,04 тыс. руб.; ванны российского производства снижают стоимость на 8,8 тыс. руб.; если ванна рассчитана на двух и более человек, то ее стоимость увеличится на 23 тыс. руб.; обычные белые ванны дешевле на 66,2 тыс. руб, чем ванны с былым/черным и белым/коричневым окрасом.

Проверим ошибки модели на соответствие условиям Гаусса-Маркова. Поскольку математическое ожидание ошибок близко к нулю (М(Е)= -3,19*10-12), то выполняется первое условие Гаусса-Маркова [4]. Второе условие Гаусса-Маркова заключается в постоянстве дисперсий ошибок, т.е. в гомоскедастично-сти, которую можно проверить критерием Голдфелда-Квандта [5]. Поскольку полученные расчетные значения равны GQ=0,783 и GQ-1=1,267 и они меньше табличного Бтаб=2, то гипотеза о гомоскедастич-ности остатков принимается. Третье условие заключается в отсутствии автокорреляции остатков, что может быть проверено с помощью теста Дарбина-Уотсона [6], но для нашей модели имеем ¿Ы> = 1,49 е = 1,57; йи = 1,78], что говорит о невозможности использования данного теста. Поэтому анализ

остатков на независимость произведем на основе автокорреляционной функции [7]: Дт=1)=0,15; Дт=2)=-0,02; Дт=3)=0,27; Дт=4)=0,01; Дт=5)=0,14; Дт=6)=-0,01; и т.к. наибольшее значение при т=3, то остатки независимы. Предположение о нормальности остатков может быть проверено с помощью показателей асимметрии и эксцесса: = 0,409 < = 72,3 и |э| = 0,151 < = 22,8, следовательно, гипотеза о

нормальном распределении остатков принимается.

Таким образом, полученную модель адекватна и она может быть использована для прогнозов стоимости ванн. В качестве апробации рассмотрим оценку ванны длиной 190 см., объемом 450 л, из акрила, имеющую подсветку и гидромассаж, пристенной установки и дизайна хайтек. Согласно модели, цена рассматриваемого товара составит 57000 руб.. Ошибка аппроксимации составляет А=1,9%.

Если рассмотреть отдельно ванны российского и иностранного производства, то корреляционный анализ показал другие зависимости между переменными. В частности, у ванн российского производства такие параметры как стилистика дизайна (х10) и наличие антискользящего покрытия (х6), практически потеряли свою значимость, что можно связать с тем, что в России в основном производят ванны современного дизайна и редко покрывают их антискользящим покрытием. В то же время, такие параметры, как длина (х1), угловая конструкция (х9) и материал (х12), приобрели наиболее весомое значение.

Регрессионный анализ позволил составить следующие оценочные модели:

- для импортных ванн:

у = -233,9 + 1,Ц +1,5х2 + 0,06х3 - 0,2х4 - 51,5х5 -15,3х6 - 54,4х, + 43,8х8 + +84,8х9 - 59,1х10 +1,7хи + 33,8х12 - 4,4х13 - 61,4х14 + е

Коэффициент детерминации составил Я2=0,59;

- для российских ванн:

у = -133,3 + 0,4х + 1,5х2 + 0,09х3 +16,3х4 - 9х5 +14,8х6 -15,5х7 + 3,4х8 -

-8,9х9 + 8,3х10 - 0,1хп +13,2х12 - 0,8х13 +е

Коэффициент детерминации составил Я2=0,64.

Полученные модели удовлетворяют условиям Гаусса-Маркова, и, следовательно, их также можно использовать в прогнозировании.

В качестве заключения, можно отметить, что проведенный анализ позволил выделить основные ценообразующие факторы на рынке ванн г. Саратова; показать их зависимость от страны-производителя; определить класс наиболее популярных у пользователей товаров и построить оценочные модели для определения стоимости ванн.

Библиографический список

7.Тиндова М.Г. Интеллектуальная обработка информации в области оценки недвижимости // Прикладная информатика. - 2007. -№ 5 (11). - С. 3-10.

8.Тиндова М.Г. Использование нечёткого логического вывода при решении различных классов оценочных задач // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. - 2013. - № 3 (7). - С. 106-109.

9.Жичкин К.А. Источники ущерба при нецелевом использовании земель сельскохозяйственного назначения и их фиксация при определении размера потерь // Инновационное развитие аграрной науки и образования: сборник трудов Международной научно-практической конференции, посвященной 90-летию чл.-корр. РАСХН, Заслуженного деятеля науки РСФСР и РД, профессора М.М. Джамбулатова. - 2016. - С. 252-261.

10.Тиндова М.Г. Анализ сезонности в модели прогноза платных услуг населению в РФ // Вестник торгово-технологического института. - 2016. - № 10. - С. 115-120.

11.Мендель А.В., Фадеева Н.П. Статистические методы и мониторинг социально-экономического развития муниципальных образований // Вестник Саратовского государственного технического университета. - 2013. - Т. 4. -№1(73). - С. 318-322.

12.Тиндова М.Г. Использование нечёткого моделирования при решении управленческих задач рационального землепользования // Международный научно-исследовательский журнал. - 2013. - № 3-1 (10). - С. 108-110.

13.Тиндова М.Г. Многомерный статистический анализ // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. - 2011. - №1. - С. 98.

ЛАРИОНОВ ВЛАДИСЛАВ ИГОРЕВИЧ - студент факультета экономической безопасности, Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.