Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА СТОИМОСТЬ УНИТАЗОВ'

АНАЛИЗ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА СТОИМОСТЬ УНИТАЗОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
37
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / САНТЕХНИКА / УНИТАЗЫ / МОДЕЛИ ОЦЕНКИ СТОИМОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алейников А.В.

Современный рынок предоставляет широкий выбор сантехники, с различными характеристиками и широким стоимостным диапазоном. Потому целью работы является изучение факторов, влияющих на стоимость унитазов, а также построение модели оценки их стоимости. В работе на основе корреляционного анализа выделены основные факторы, влияющие на стоимость; на основе регрессионного анализа построены модели оценки стоимости; на основе анализа случайной компоненты проверено качество моделей; в качестве апробации проведены оценки конкретных унитазов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА СТОИМОСТЬ УНИТАЗОВ»

3 К О Н О М И

4 Е С К И Е

НАУКИ

УДК 519.237.5

А.В. Алейников

АНАЛИЗ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА СТОИМОСТЬ УНИТАЗОВ

Современный рынок предоставляет широкий выбор сантехники, с различными характеристиками и широким стоимостным диапазоном. Потому целью работы является изучение факторов, влияющих на стоимость унитазов, а также построение модели оценки их стоимости. В работе на основе корреляционного анализа выделены основные факторы, влияющие на стоимость; на основе регрессионного анализа построены модели оценки стоимости; на основе анализа случайной компоненты проверено качество моделей; в качестве апробации проведены оценки конкретных унитазов.

Ключевые слова: статистический анализ; сантехника; унитазы; модели оценки стоимости.

Активное развитие строительной отрасли порождает развитие сопутствующих отраслей, например, отрасти сантехники. Унитаз - один из важнейших предметов нашего быта. Российский рынок сегодня предлагает огромный выбор разнообразных модификаций. Можно купить унитазы, которые различаются по цене, способу монтажа, габаритам, форме, цвету, направлению выпуска и даже дизайну. Потому целью работы является изучение факторов, влияющих на их стоимость в зависимости от определенного набора характеристик, а также построение на их основе оценочных моделей.

В качестве переменных модели были рассмотрены: Y - цена (руб.); х1 - высота (см); х2 - стульчак; х3 - датчик движения; х4 - подогрев стульчака; х5 - стилистика дизайна.

© Алейников А.В., 2016.

Научный руководитель: Тиндова Мария Геннадьевна - кандидат экономических наук, доцент, Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова, Россия.

Вестник магистратуры. 2016. № 12-4(63).

ISSN 2223-4047

Таблица 1

Корреляционная зависимость цены от факторов

у х 1 х 2 х 3 х 4 х 5

у 1

Х1 0,5473383 1

Х2 0,5221015 0,385845 1

Х3 0,7392113 0,325203 0,618078429 1

Х4 0,7250447 0,490046 0,544529969 0,557619 1

Х5 -0,477437 -0,30991 -0,080845208 -0,14425 -0,15348 1

Проводя корреляционный анализ связи переменных (таблица 1) [1], было выявлено, что наиболее влияющими на стоимость унитаза факторами являются: датчик движения (х3) и подогрев стульчака (х4). Между этими двумя факторами была выявлена значительная корреляционная зависимость, что говорит о том, что данные функциональные свойства устанавливаются на унитазы вместе. Также весомая зависимость присутствует у этих двух факторов со стилистикой дизайна, что можно истолковать как то, что датчик движения и подогрев устанавливаются на унитазы определенного дизайна.

Регрессионный анализ позволил построить следующее линейное уравнение оценки стоимости:

у = -38,6 +1,6^ - 2,4х2 +14,7х3 + 14,8х4 - 13,6х5 + £

По критерию Стьюдента значимыми параметрами являются: x5 (стилистика дизайна), x4 (подогрев стульчака) и x3 (датчик движения). Коэффициент детерминации полученной модели составляет R2=0,90, и он является значимым по критерию Фишера [2].

Полученные результаты говорят о том, что с увеличением унитаза на 1 см, его цена может возрасти на 1,6 тыс.; в зависимости от вида стульчака, цена может уменьшиться на 2,4 тыс.; наличие датчика движения и подогрева стульчака, увеличивают цену почти одинаково, на 14,7 и 14,8 тыс. руб. соответственно; а в зависимости от дизайна цена может снизится на 13,6 тыс. руб.

Проверим ошибки модели на соответствие условиям Гаусса-Маркова. Поскольку математическое ожидание ошибок близко к нулю -1,502*10-12), то выполняется первое условие Гаусса-Маркова.

Второе условие Гаусса-Маркова заключается в постоянстве дисперсий ошибок, т.е. в го-москедастичности, которую можно проверить критерием Голдфелда-Квандта [3]. Поскольку полученные расчетные значения равны GQ=5,01 и GQ"1=0,19 и GQ больше табличного Fтаб=1,99, то гипотеза о го-москедастичности остатков отвергается. Следовательно, второе условие не выполняется. Третье условие заключается в отсутствии автокорреляции остатков, что может быть проверено с помощью теста Дарби-

на-Уотсона, но для нашей модели имеем = 0,35 е [^ = 1,57; = 1,78], что говорит о невозможности использования данного теста [4]. Поэтому анализ остатков на независимость произведем на основе автокорреляционной функции: Дг=1)=0,817; Дт=2)=0,656; Дг=3)=0,495; Дг=4)= 0,392; Дг=5)= 0,286; и т.к. наибольшее значение при т=1, то остатки независимы. Предположение о нормальности остатков может

быть проверено с помощью показателей асимметрии и эксцесса [5]: |А| = 0,82 < 3^ /К = 72,37 и

|Э| = 1,04 < 5^//X, = 22,83 , следовательно, гипотеза о нормальном распределении остатков принимается.

Таким образом, полученная модель адекватна и может быть использована в прогнозировании. В качестве работы модели рассмотрим оценку унитаза современного дизайна, с подогревом стульчака, без датчика движения и высотой 40 см. Согласно модели, цена рассматриваемого товара составит 27,8 тыс. руб.. Ошибка аппроксимации составляет А=1,53%.

В заключение, стоит отметить, что проведенный анализ позволил выделить основные ценообра-зующие факторы на рынке унитазов в г. Саратове; показать их зависимость от основных факторов; определить класс наиболее популярных у пользователей товаров и построить оценочные модели для определения их стоимости.

Библиографический список

1.Носов В.В. Теория экономического анализа. Саратов, 2003.

2.Тиндова М.Г. Анализ сезонности в модели платных услуг населению в РФ // Вестник торгово-технологического института. 2016. №10. С. 115-120.

3.Тиндова М.Г. Динамический анализ ввода нового жилья в РФ // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. 2016. №1(17). С. 135-141.

4.Мендель А.В., Фадеева Н.П. Эконометрика практикум. Саратов, 2014.

5.Тиндова М.Г. Многомерный статистический анализ // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2011. № 1. С. 98.

АЛЕЙНИКОВ АРТЁМ ВАЛЕРЬЕВИЧ - студент факультета экономической безопасности, Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.