Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА СТОИМОСТЬ ЛЕГКОВЫХ РОССИЙСКИХ АВТОМОБИЛЕЙ'

АНАЛИЗ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА СТОИМОСТЬ ЛЕГКОВЫХ РОССИЙСКИХ АВТОМОБИЛЕЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
213
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / ЛЕГКОВОЙ АВТОТРАНСПОРТ / МОДЕЛИ ОЦЕНКИ СТОИМОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Потапова П.А.

Современный рынок предоставляет широкий выбор легкового транспорта, с различными характеристиками и широким стоимостным диапазоном. Потому целью работы является изучение факторов, влияющих на стоимость автомобилей, а также построение модели оценки их стоимости. В работе на основе корреляционного анализа выделены основные факторы, влияющие на стоимость легковых машин; на основе регрессионного анализа построены модели оценки стоимости в различных категориях; на основе анализа случайной компоненты проверено качество моделей; в качестве апробации проведены оценки конкретных автомобилей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА СТОИМОСТЬ ЛЕГКОВЫХ РОССИЙСКИХ АВТОМОБИЛЕЙ»

УДК 519.237.5

П.А. Потапова

АНАЛИЗ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА СТОИМОСТЬ ЛЕГКОВЫХ РОССИЙСКИХ АВТОМОБИЛЕЙ

Современный рынок предоставляет широкий выбор легкового транспорта, с различными характеристиками и широким стоимостным диапазоном. Потому целью работы является изучение факторов, влияющих на стоимость автомобилей, а также построение модели оценки их стоимости. В работе на основе корреляционного анализа выделены основные факторы, влияющие на стоимость легковых машин; на основе регрессионного анализа построены модели оценки стоимости в различных категориях; на основе анализа случайной компоненты проверено качество моделей; в качестве апробации проведены оценки конкретных автомобилей.

Ключевые слова: статистический анализ; легковой автотранспорт; модели оценки стоимости.

Современная рыночная ситуация, характеризующаяся введением различных санкций, снижением курса рубля, повышением пошлин на ввоз импортных товаром (автомобилей, в частности) приводит потребителей на рынок машин российского производства. Вследствие этого возникает вопрос адекватности ценообразования на рынке автотранспорта и поэтому целью работы является анализ факторов, формирующих стоимость легковых машин российского производства, а также построение моделей оценки их стоимости.

В качестве переменных модели были рассмотрены: у - стоимость автомобиля (млн руб.); XI - состояние (0 - новая, 1 - б/у); х2 - мощность; х3 - пробег; х - кожаный салон (1 - да, 0 - нет); х5 - тип кузова; хб - год выпуска (0 - до 2014; 1 - после 2014); х7 - аудио-система (1 - есть, 0 - нет); х - положение руля (0 - справа; 1 - слева); х9 - тип коробки передач (0 - автоматическая; 1 - механическая); хю - объем двигателя (л).

Проводя первичный анализ базы данных и используя описательные статистики [1], можно определить, что, в среднем, популярностью в г. Саратове пользуются легковые автомобили выпуском до 2014 года, праворульные, с аудио-системой и объемом двигателя 1,5 литра. Стоимость подобных автомобилей составляет в среднем 0,23 млн руб.

Таблица 1

Корреляционная зависимость цены от факторов

Факторы Xi Х2 Хз Х4 Х5

Корреляция -0,4768 0,5005 -0,2827 0,3240 0,5465

Факторы Хб Х7 Х8 Х9 Х10

Корреляция 0,5258 0,2294 0,2303 -0,4429 0,3572

Проводя корреляционный анализ связи переменных (таблица 1) [2], было выявлено, что наиболее влияющими на стоимость автомобиля факторами являются: тип кузова (х5), год выпуска (хб), мощность (х2). Весомая и логически обоснованная корреляционная зависимость, была выявлена между х2 и хю, говорящая о том, что мощность автомобиля тем больше, чем больший объем его топливного бака. Проводя регрессионный анализ, было построено уравнение [3]:

у = 0,23-0,18хх + 0,001х2 + 8,81х3 + 0,004х4 + 0,04х5 + 0,16хб -0,003х7 + 0,03х8 -0,08х9 -- 0,03х10 + £

По критерию Стьюдента значимыми параметрами являются: х3 (пробег), х1 (состояние) и хб (год выпус-

© Потапова П.А., 2016.

Научный руководитель: Тиндова Мария Геннадиевна - кандидат экономических наук, доцент, Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова, Россия.

ISSN 2223-4047

Вестник магистратуры. 2016. № 12-3(63)

ка). Коэффициент детерминации полученной модели составляет R2=0,79, и он является значимым по критерию Фишера.

Полученные результаты говорят о том, что каждая дополнительная лошадиная сила мощности автомобиля повышает его стоимость на 0,001 млн.; наличие кожаного салона повышает стоимость на 0,004 млн руб.; отсутствие аудио-системы снижает стоимость на 0,003 млн руб.; в зависимости от типа коробки передач, цена может быть снижена на 0,08 млн руб.

Соответствие полученной модели реальной рыночной ситуации позволяет проверить анализ остатков модели на выполнимость условий Гаусса-Маркова. Поскольку математическое ожидание ошибок близко к нулю (M(E)= 1,206*10-12), то выполняется первое условие Гаусса-Маркова.

Второе условие Гаусса-Маркова заключается в постоянстве дисперсий ошибок, т.е. в го-москедастичности, которую можно проверить критерием Голдфелда-Квандта [4]: GQ=1,31<Fтаб=2 и GQ-^0,75^таб=2, то гипотеза о гомоскедастичности остатков принимается.

Третье условие заключается в отсутствии автокорреляции остатков, что может быть проверено с помощью теста Дарбина-Уотсона, но для нашей модели данный тест неприменим, поэтому анализ остатков на независимость произведем на основе анализа автокорреляционной функции [5]: f(x=1)=0,38; f(x=2)=0,20; f(x=3)=0,47; f(x=4)=-0,02; f(x=5)=0,04; и т.к. наибольшее значение при т=3, то гипотеза о независимости остатков принимается.

Предположение о нормальности остатков может быть проверено с помощью показателей асимметрии и эксцесса [6]: |А| = 0,30 < 3yjDA = 0,74 и |Э| = 0,04 < 5д/D3 = 22,7, следовательно, гипотеза о нормальном распределении остатков принимается.

Таким образом, полученная модель адекватна и может быть использована в прогнозировании. В качестве работы модели рассмотрим оценку автомобиля седан, 2013 года выпуска, с правым положением руля, объемом двигателя 1,7 л, и мощностью 87 л.с.. Согласно модели, цена рассматриваемого автомобиля составит 0,28 млн. руб.. Ошибка аппроксимации составляет А=7,6%.

При рассмотрении по отдельности автомобилей новых и бывших в употреблении, корреляционный анализ показывает другие зависимости между переменными: в частности, для новых автомобилей возросли почти все зависимости, но особенно сильно это заметно у параметра год выпуска (х5). Для автомобилей бывших в употреблении, наиболее сильное изменение произошло с параметром пробег (х2), поскольку он практически потерял свою значимость. Это можно истолковать как то, что у всех б/у автомобилей есть пробег.

Регрессионный анализ позволил составить следующие оценочные модели:

- для новых автомобилей:

у = 0,40 + 0,01х3 + 0,008х4 + 0,34х5 + 0,01х6 - 0,13х8 - 0,07х9 + s

- для б/у автомобилей:

у = 0,06 + 0,001^ + 7,15х2 - 0,002х3 + 0,04х4 + 0,02х5 - 0,005х6 + 0,03х7 - 0,09х8 - 0,04х9 + s

Коэффициент детерминации составил R2=0,94 и R2=0,63 соответственно, а ошибки аппроксимации - 12,6% и 11,9%

В качестве апробации работы модели рассмотрим оценку стоимости нового и б/у автомобиля, типа хэтчбек, объемом двигателя 1,5 литров и мощностью 90 л.с.. Согласно модели, стоимость таких автомобилей бывших в употреблении составит 0,17 млн. руб, а новых - 0,38 млн. руб.

В заключение, стоит отметить, что проведенный анализ позволил выделить основные ценообра-зующие факторы на рынке автомобилей в г. Саратове; показать их зависимость от года выпуска; определить класс наиболее популярных у пользователей автомобилей и построить оценочные модели для определения их стоимости.

Библиографический список

1.Тиндова М.Г., Журавская К.Г. Модель определения залоговой стоимости автотранспортных средств // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2014. №5 (54). С. 138-141.

2.Рябченко А.А., Тиндова М.Г. Регрессионные модели сравнительного подхода в оценке автотранспорта // Информационно-телекоммуникационные системы и технологии: Всероссийская научно-практическая конференция. 2015. С. 262.

3.Жичкин К.А. Источники ущерба при нецелевом использовании земель сельскохозяйственного назначения и их фиксация при определении размера потерь // Инновационное развитие аграрной науки и образования: сборник трудов Международной научно-практической конференции, посвященной 90-летию чл.-корр. РАСХН, Заслуженного деятеля науки РСФСР и РД, профессора М.М. Джамбулатова. 2016. С. 252-261.

4.Тиндова М.Г., Журавская К.Г. Анализ определения залоговой стоимости транспортных средств на основе математических моделей // Проблемы экономики, организации и управления в России и мире: материалы VI международной научно-практической конференции. Ответственный редактор Уварина Н.В. 2014. С. 220-223.

5.Тиндова М.Г. Анализ сезонности в модели прогноза платных услуг населению в РФ // Вестник торгово-технологического института. 2016. № 10. С. 115-120.

6.Мендель А.В., Фадеева Н.П. Статистические методы и мониторинг социально-экономического развития муниципальных образований // Вестник Саратовского государственного технического университета. 2013. Т.4. №1(73). С. 318-322.

ПОТАПОВА ПОЛИНА АЛЕКСАНДРОВНА - студент факультета экономической безопасности, Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.