Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА СТОИМОСТЬ ГРУЗОВЫХ ИНОСТРАННЫХ АВТОМОБИЛЕЙ'

АНАЛИЗ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА СТОИМОСТЬ ГРУЗОВЫХ ИНОСТРАННЫХ АВТОМОБИЛЕЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
44
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / ГРУЗОВОЙ АВТОТРАНСПОРТ / МОДЕЛИ ОЦЕНКИ СТОИМОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Демидова О.Ю.

Современный рынок предоставляет широкий выбор грузового транспорта, с различными характеристиками и широким стоимостным диапазоном. Потому целью работы является изучение факторов, влияющих на стоимость грузовиков, а также построение модели оценки их стоимости. В работе на основе корреляционного анализа выделены основные факторы, влияющие на стоимость грузовых машин; на основе регрессионного анализа построены модели оценки стоимости в различных категориях; на основе анализа случайной компоненты проверено качество моделей; в качестве апробации проведены оценки конкретных грузовиков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА СТОИМОСТЬ ГРУЗОВЫХ ИНОСТРАННЫХ АВТОМОБИЛЕЙ»

ISSN 2223-4047

Вестник магистратуры. 2016. № 11-3(62)

УДК 519.237.5

О.Ю. Демидова

АНАЛИЗ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА СТОИМОСТЬ ГРУЗОВЫХ ИНОСТРАННЫХ АВТОМОБИЛЕЙ

Современный рынок предоставляет широкий выбор грузового транспорта, с различными характеристиками и широким стоимостным диапазоном. Потому целью работы является изучение факторов, влияющих на стоимость грузовиков, а также построение модели оценки их стоимости. В работе на основе корреляционного анализа выделены основные факторы, влияющие на стоимость грузовых машин; на основе регрессионного анализа построены модели оценки стоимости в различных категориях; на основе анализа случайной компоненты проверено качество моделей; в качестве апробации проведены оценки конкретных грузовиков.

Ключевые слова: статистический анализ; грузовой автотранспорт; модели оценки стоимости.

В настоящее время ведение любого бизнеса невозможно представить без использования грузового транспорта как способа доставки грузов и материалов. Современные грузовые автомобили отличаются надёжными и мощными двигателями, большой грузоподъёмностью, а также возможностью работать в любых экстремальных условиях.

Целью работы является анализ факторов, влияющих на стоимость грузовых иностранных автомобилей и построение модели оценки их стоимости.

Для решения поставленной задачи была составлена база данных на основе анализа рынка грузовых иностранных автомобилей в г. Саратове за август-сентябрь 2016 года, которая составила 90 записей. При этом в качестве переменных были рассмотрены следующие ценообразующие факторы: y - стоимость (тыс. руб.); х1- модель; х2 - состояние (0-новая, 1-б/у); х3 - мощность (л.с.); х4 - пробег, (млн км); х5 - тип кузова; х6 - климат контроль (0-нет, 1-есть); x7 - аудио система (0-нет, 1-есть); x8 - состояние; x9 _ наличие люка (0-нет, 1-есть); хю - количество дверей; хц - объем двигателя.

Проводя первичный анализ базы данных и используя описательные статистики [1], можно определить, что, в среднем, популярностью в г. Саратове пользуются грузовые автомобили марки Man, с климат-контролем, закрытого типа, мощностью 340 л.с. и объемом двигателя 11 литров. Стоимость подобных автомобилей составляет в среднем 0,75 млн руб.

Таблица 1

Корреляционное влияние факторов на цену

Факторы Xi Х2 Х3 Х4 Х5 Х6 Х7 Х8 Х9 Х10 Хц

Корреляция -0,229 -0,883 0,542 -0,211 0,286 0,274 0,337 0,372 0,31 -0,485 0,455

Проведя корреляционный анализ связи переменных (табл. 1) [2], было выявлено, что факторами наиболее влияющими на стоимость автомобиля являются: состояние (х2), мощность (х3), количество дверей (х10), и объем двигателя (хц). Весьма значительная, и согласующуюся со здравым смыслом корреляционная зависимость, была обнаружена между переменными хп и х3, свидетельствующая о том, что чем больше объем двигателя, тем больше мощность. Также большая зависимость присутствует между х5 и х10, что подразумевает под собой, взаимосвязь определенного типа кузова с количеством дверей, например у крана не может быть четыре двери, а у рефрижератора - две.

Проводя регрессионный анализ [3], было построено уравнение:

у = 4,36 - 0,01х1 - 4,44х2 - 0,001х3 - 0,20х4 - 0,02х5 - 0Д5х6 + 0,26х7 + 0Д6х8 - 0,08х9 - 0,06х1О + 0,02х1Х + е

© Демидова О.Ю., 2016.

Научный руководитель: Тиндова Мария Геннадиевна - кандидат экономических наук, доцент, Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова, Россия.

Вестник магистратуры. 2016. № 11-3(62).

ISSN 2223-4047

По критерию Стьюдента значимыми параметрами являются x4 (мощность), x2 (состояние) и хп (объем двигателя). Коэффициент детерминации полученной модели составляет R2=0,93, и он является значимым по критерию Фишера.

Проверим ошибки модели на соответствие условиям Гаусса-Маркова. Поскольку математическое ожидание ошибок близко к нулю (M(E)=7,6*10-12), то выполняется первое условие Гаусса-Маркова. Второе условие Гаусса-Маркова заключается в постоянстве дисперсий ошибок, т.е. в гомоскедастичности, которую можно проверить критерием Голдфелда-Квандта [4]. Поскольку полученные расчетные значения равны GQ=1,308 и GQ-1=0,764 и они меньше табличного Fтаб=1,65, то гипотеза о гомоскедастичности остатков принимается. Некоррелированность остатков можно проверить с помощью критерия Дар-бина-Уотсона [5]: расчётное значение критерия равно dw=2,223, табличные значения dL =1,57, dU=1,75, а 4-du=2,25, 4-dL =2,43 и поскольку фактическое значение dw попадает в интервал от du до 4-du, то, гипотеза об отсутствии автокорреляции в остатках принимается. Предположение о нормальности остатков может быть проверено с помощью показателей асимметрии и эксцесса [6]: | А | = 0 , 6 1 < 3 V Dа = 0 , 7 6 и | Э | = 0, 3 2 < 5 VDä = 2 2 , 6 1 , следовательно, гипотеза о нормальном распределении остатков принимается. Таким образом, построенная модель адекватна и может быть использована в процессе оценки стоимости грузовых автомобилей иностранного производства.

В качестве примера работы модели оценим грузовой автомобиль марки Mercedes, типа самосвал, с климат контролем и люком, мощностью 240 л.с. и объемом двигателя 6 литров. В результате работы модели цена рассматриваемого автомобиля составит 0,8 млн руб. Ошибка аппроксимации данной модели составила 3,3%.

В качестве заключения, можно отметить, что проведенный анализ позволил выделить основные ценообразующие факторы на рынке грузовых иностранных автомобилей. Также анализ позволил определить класс наиболее популярных у потребителей автомобилей и построить оценочную модель для определения их стоимости.

Библиографический список

1.Тиндова М.Г., Журавская К.Г. Модель определения залоговой стоимости автотранспортных средств // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. - 2014. - №5 (54). - С. 138-141.

2.Рябченко А.А., Тиндова М.Г. Регрессионные модели сравнительного подхода в оценке автотранспорта // Информационно-телекоммуникационные системы и технологии: всероссийская научно-практическая конференция. - 2015. - С. 262.

3.Жичкин К.А. Источники ущерба при нецелевом использовании земель сельскохозяйственного назначения и их фиксация при определении размера потерь // Инновационное развитие аграрной науки и образования. Сборник трудов Международной научно-практической конференции, посвященной 90-летию чл.-корр. РАСХН, Заслуженного деятеля науки РСФСР и РД, профессора М.М. Джамбулатова. - 2016. - С. 252-261.

4.Тиндова М.Г., Журавская К.Г. Анализ определения залоговой стоимости транспортных средств на основе математических моделей // Проблемы экономики, организации и управления в России и мире: материалы VI международной научно-практической конференции. Ответственный редактор Уварина Н.В. - 2014. - С. 220-223.

5.Тиндова М.Г. Анализ сезонности в модели прогноза платных услуг населению в РФ // Вестник торгово-технологического института. - 2016. - № 10. - С. 115-120.

6.Мендель А.В., Фадеева Н.П. Статистические методы и мониторинг социально-экономического развития муниципальных образований // Вестник Саратовского государственного технического университета. - 2013. - Т.4. -№1(73). - С. 318-322.

ДЕМИДОВА ОКСАНА ЮРЬЕВНА - студент факультета экономической безопасности, Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.