Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА СТОИМОСТЬ ЛЕГКОВЫХ ИНОСТРАННЫХ АВТОМОБИЛЕЙ'

АНАЛИЗ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА СТОИМОСТЬ ЛЕГКОВЫХ ИНОСТРАННЫХ АВТОМОБИЛЕЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
204
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / БЫТОВАЯ ТЕХНИКА / ХОЛОДИЛЬНИКИ / МОДЕЛИ ОЦЕНКИ СТОИМОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Белова Я.С.

Современный рынок предоставляет широкий выбор автотранспортных средств, с различными характеристиками и широким стоимостным диапазоном. Потому целью работы является изучение факторов, влияющих на стоимость легковых автомобилей, а также построение модели оценки их стоимости. В работе на основе корреляционного анализа выделены основные ценообразующие факторы; на основе регрессионного анализа построены модели оценки стоимости в различных категориях автомашин; на основе анализа случайной компоненты проверено качество моделей; в качестве апробации проведены оценки конкретных автомобилей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА СТОИМОСТЬ ЛЕГКОВЫХ ИНОСТРАННЫХ АВТОМОБИЛЕЙ»

УДК 519.237.5

Я.С. Белова

АНАЛИЗ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА СТОИМОСТЬ ЛЕГКОВЫХ ИНОСТРАННЫХ АВТОМОБИЛЕЙ

Современный рынок предоставляет широкий выбор автотранспортных средств, с различными характеристиками и широким стоимостным диапазоном. Потому целью работы является изучение факторов, влияющих на стоимость легковых автомобилей, а также построение модели оценки их стоимости. В работе на основе корреляционного анализа выделены основные ценообразующие факторы; на основе регрессионного анализа построены модели оценки стоимости в различных категориях автомашин; на основе анализа случайной компоненты проверено качество моделей; в качестве апробации проведены оценки конкретных автомобилей.

Ключевые слова: статистический анализ; бытовая техника; холодильники; модели оценки стоимости.

Развитие автомобильного рынка и наметившаяся тенденция роста числа легковых автомобилей говорит о необходимости его изучения. Повышение спроса на легковые автомобили определяет цель данной работы, которая состоит в анализе факторов, влияющих на стоимость этих автомобилей иностранного производства и построении модели оценки их стоимости.

В качестве переменных модели были рассмотрены: у - стоимость автомобиля (млн руб.); х1 - состояние (0 - новая, 1 - б/у); х2 - пробег (млн); х3 - год выпуска; х4 - состояние (2 - новая, 1 - хорошее, 0 - битая); х5 - максимальная скорость; хб - объем двигателя (л); х7 - мощность; х8 - разгон до 100 км/ч (сек).

Проводя первичный анализ базы данных и используя описательные статистики [1], можно определить, что, в среднем, популярностью в г. Саратове пользуются легковые автомобили 2012 года выпуска, хорошего состояния, объемом топливного двигателя 64 л и мощностью 250 л.с. Стоимость подобных автомобилей составляет в среднем 3,9 млн руб.

Таблица 1

Корреляционная зависимость цены от факторов

Факторы Xi X2 Хз Х4 Х5 Хб Х7 Х8

Корреляция 0,4951 -0,6224 0,4721 0,4388 0,9751 0,9435 0,9283 -0,9002

Проводя корреляционный анализ связи переменных (таблица 1) [2], было выявлено, что наиболее влияющими на стоимость автомобиля факторами являются: максимальная скорость (х5), объем топливного бака (хб), мощность (х7), и скорость разгона до 100км/ч (х8). Значительная корреляционная зависимость, была выявлена между переменными х6 и х7, подразумевающая, что мощность автомобиля тем больше, чем больший объем его топливного бака.

Регрессионный анализ позволил построить следующее линейное уравнение оценки стоимости автомобиля [3]:

у = -104 + 0,06х + 0,004х2 + 0,05х3 - 0,01х4 + 0,01х5 + 0,007х6 + 0,01х7 - 0,08х8 + ^

По критерию Стьюдента значимыми параметрами являются: х7 (мощность), х5 (максимальная скорость) и хб (объем топливного бака). Коэффициент детерминации полученной модели составляет Я2=0,97, и он является значимым по критерию Фишера.

Полученные результаты говорят о том, что каждый дополнительный километр пробега уменьшит цену на 0,004 млн.; каждый дополнительный литр в объеме увеличивает цену на 0,007 млн.руб.; каждая дополнительная лошадиная сила повышает стоимость на 0,01 млн.руб.

© Белова Я.С., 2016.

Научный руководитель: Тиндова Мария Геннадиевна - кандидат экономических наук, доцент, Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова, Россия.

ISSN 2223-4047

Вестник магистратуры. 2016. № 12-2(63)

Соответствует ли полученная модель действительности, позволяет проверить анализ остатков модели на выполнение условий Гаусса-Маркова. Поскольку математическое ожидание ошибок близко к нулю (M(E)= 0,0112*10-12), то выполняется первое условие Гаусса-Маркова.

Второе условие Гаусса-Маркова заключается в постоянстве дисперсий ошибок, т.е. в го-москедастичности, которую можно проверить критерием Голдфелда-Квандта [4]: GQ=1,73<Fтаб=1,98 и GQ-1=0,57<Fтаб=1,98, то гипотеза о гомоскедастичности остатков принимается. Третье условие заключается в отсутствии автокорреляции остатков, что может быть проверено с помощью теста Дарбина-

Уотсона [5], но для нашей модели имеем dw = 1,41 £ [dL = 1,56; dv = 1,78] , что говорит о невозможности использования данного теста. Поэтому анализ остатков на независимость произведем на основе автокорреляционной функции: f(x=1)=0,29; f(x=2)=0,39; f(x=3)=0,29; f(x=4)=0,26; f(x=5)=0,13; и т.к. наибольшее значение при т=2, то остатки независимы. Предположение о нормальности остатков может

быть проверено с помощью показателей асимметрии и эксцесса [6]: |А| = —0,12 < 3^JDÄ = 0,74 и

|Э| = 0,23 < D,, = 22,7, следовательно, гипотеза о нормальном распределении остатков принимается.

Таким образом, полученная модель адекватна и может быть использована в прогнозировании. В качестве работы модели рассмотрим оценку автомобиля 2015 года выпуска, хорошего состояния, с максимальной скоростью 275 км/ч и мощностью 280 л.с.. Согласно модели, цена рассматриваемого товара составит 3,84 млн руб. Ошибка аппроксимации составляет А=13%.

Если рассмотреть отдельно автомобили новые и бывшие в употреблении, то корреляционный анализ покажет другие зависимости между переменными. У автомобилей бывших в употреблении, такие параметры как дополнительное деление на качественное состояние (х2) и год выпуска (х3), практически потеряли свою значимость, потому как автомобили, бывшие в употреблении априори не могут быть новыми и быть выпущены за последние пару лет. В то же время, такие параметры, как максимальная скорость (х5), и пробег (х1) приобрели наиболее весомое значение, что также логично и взаимосвязано, поскольку у более старых автомобилей ниже максимальная скорость, а у новых автомобилей пробег отсутствует вовсе.

Регрессионный анализ позволил составить следующие оценочные модели:

- для б/у автомобилей:

у = —104 + 0,003jq + 0,05х2 — 0,07 j + 0,02j — 0,01j + 0,006j — 0,06j + s

- для новых автомобилей:

у = 86 — 0,04х2 0,23j + 0,01 j4 — 0,001 j + 0,02j — 0,06 j + s

Коэффициент детерминации для обеих моделей составил R2=0,97, а ошибки аппроксимации 11,3% и 12,7% соответственно.

В заключение, стоит отметить, что проведенный анализ позволил выделить основные ценообра-зующие факторы на рынке автомобилей в г. Саратове; показать их зависимость от состояния; определить класс наиболее популярных у пользователей товаров и построить оценочные модели для определения стоимости автомобилей.

Библиографический список

1.Тиндова М.Г., Журавская К.Г. Модель определения залоговой стоимости автотранспортных средств // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2014. №5 (54). С. 138-141.

2.Рябченко А.А., Тиндова М.Г. Регрессионные модели сравнительного подхода в оценке автотранспорта // В сборнике: Информационно-телекоммуникационные системы и технологии Всероссийская научно-практическая конференция. 2015. С. 262.

3.Жичкин К.А. Источники ущерба при нецелевом использовании земель сельскохозяйственного назначения и их фиксация при определении размера потерь // В сборнике: Инновационное развитие аграрной науки и образования. Сборник трудов Международной научно-практической конференции, посвященной 90-летию чл.-корр. РАСХН, Заслуженного деятеля науки РСФСР и РД, профессора М.М. Джамбулатова. 2016. С. 252-261.

4.Тиндова М.Г., Журавская К.Г. Анализ определения залоговой стоимости транспортных средств на основе математических моделей // В сборнике: Проблемы экономики, организации и управления в России и мире Материалы VI международной научно-практической конференции. Ответственный редактор Уварина Н.В.. 2014. С. 220-223.

5.Тиндова М.Г. Анализ сезонности в модели прогноза платных услуг населению в РФ // Вестник торгово-технологического института. 2016. № 10. С. 115-120.

6.Мендель А.В., Фадеева Н.П. Статистические методы и мониторинг социально-экономического развития муниципальных образований // Вестник Саратовского государственного технического университета. 2013. Т.4. №1(73). С. 318-322.

БЕЛОВА ЯНА СЕРГЕЕВНА - студент факультета экономической безопасности, Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.