Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА РЕЙТИНГ ИНДЕКСА ЭФФЕКТИВНОСТИ ЛОГИСТИКИ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН'

АНАЛИЗ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА РЕЙТИНГ ИНДЕКСА ЭФФЕКТИВНОСТИ ЛОГИСТИКИ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
276
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Индекс эффективности логистики (LPI) / субиндексы / уравнение регрессии / оценка / результаты. / Logistics Performance Index (LPI) / sub-indices / regression equation / evaluation / results.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кодиров, Туйгун Узокович, Юсуфхонов, Зокирхон Юсуфхон Угли, Ахмедов, Дилмурод Тошпулат Угли

В данной статье рассматриваются анализы позиции Узбекистана в рейтинге Индекса эффективности логистики (Logistics Performance Index-LPI) Всемирного банка за 2007-2018 годы. Изучается взаимосвязанность каждого субиндекса, при помощи полиномиальной функции прогнозируется рейтинг LPI республики только в короткие сроки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF FACTORS AFFECTING THE RATING OF THE LOGISTICS PERFORMANCE INDEX REPUBLIC OF UZBEKISTAN

This article examines the analysis of the position of Uzbekistan in the ranking of the Logistics Performance Index-LPI of the World Bank for 2007-2018. The interrelation of each sub-index is studied, using a polynomial function, the LPI rating of the republic is predicted only in a short time.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА РЕЙТИНГ ИНДЕКСА ЭФФЕКТИВНОСТИ ЛОГИСТИКИ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН»

Scientific Journal Impact Factor

АНАЛИЗ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА РЕЙТИНГ ИНДЕКСА ЭФФЕКТИВНОСТИ ЛОГИСТИКИ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

Кодиров Туйгун Узокович

Ташкентский государственный транспортный университет, доцент кафедры "Транспортная логистика" Юсуфхонов Зокирхон Юсуфхон угли Ташкентский государственный транспортный университет ассистент кафедры "Транспортная логистика" E-mail: zokirxon_y@tstu. uz Ахмедов Дилмурод Тошпулат угли Ташкентский государственный транспортный университет ассистент кафедры "Транспортная логистика" E-mail: doctor-

В данной статье рассматриваются анализы позиции Узбекистана в рейтинге Индекса эффективности логистики (Logistics Performance Index-LPI) Всемирного банка за 2007-2018 годы. Изучается взаимосвязанность каждого субиндекса, при помощи полиномиальной функции прогнозируется рейтинг LPI республики только в короткие сроки.

Ключевые слова: Индекс эффективности логистики (LPI), субиндексы, уравнение регрессии, оценка, результаты.

ANALYSIS OF FACTORS INFLUENCING THE RATING INDEX OF

Kadyrov Tuygun Uzokovich

Associate Professor of Tashkent State Transport University, Department of

"Transport logistics", Yusufkhonov Zokirkhan Yusufkhan ugli Assistant of Tashkent State Transport University, Department of "Transport

logistics", E-mail: zokirxon_y@tstu. uz Ahmedov Dilmurod Toshpulat ugli Assistant of Tashkent State Transport University, Department of "Transport

logistics",

245

j ons_0990@mail. ru

АННОТАЦИЯ

LOGISTICS EFFICIENCY REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Scientific Journal Impact Factor

ABSTRACT

This article examines the analysis of the position of Uzbekistan in the ranking of the Logistics Performance Index-LPI of the World Bank for 2007-2018. The interrelation of each sub-index is studied, using a polynomial function, the LPI rating of the republic is predicted only in a short time.

Key words: Logistics Performance Index (LPI), sub-indices, regression equation, evaluation, results.

1. ВВЕДЕНИЕ.

В отчете Индекса эффективности логистики (LPI), опубликованном Всемирным банком в 2018 году, Узбекистан занял 99-е место среди 160 стран мира. При разработке и формировании отчета в качестве критерия учтены [1]: эффективность таможни; качество транспортной инфраструктуры; легкость организации международных перевозок; знания и потенциал специалистов в сфере логистики; отслеживание прохождения грузов; своевременность поставок грузов.

К сожалению, в нашем регионе - не очень хороший уровень LPI. В этом плане наша республика занимает второе место после Казахстана. При сравнении рейтинга LPI Германии, которая заняла первое место, и Узбекистана можно увидеть следующие различия по критериям: если рассматривать результаты, то не сложно понять о необходимости выполнения еще очень много работы для развития отрасли. Здесь главными задачами считаются: повышение эффективности таможенных процессов на границе и территории страны, увеличение числа профессиональных специалистов сферы, внедрение инновационного подхода в систему.

В послании Парламенту Республики Узбекистан 24 января 2020 года Президентом страны отдельно указана необходимость принятия мер в 2020 году по доставке нашей продукции на внутренний и внешний рынки, развития сферы транспорта и логистики для снижения себестоимости продукции, поднятию страны на более высокие позиции [2].

В дорожной сфере нужно друг от друга разделять пассажирские и грузовые перевозки, эксплуатацию и оказание услуг, т.е. нужно в отдельности развивать часть естественной монополии и часть направлений привлечения частного сектора.

Согласно выводам международных экспертов, у нас имеется возможность повышения транзитного потенциала от 7 миллионов до 16 миллионов тонн за

Scientific Journal Impact Factor

счет улучшения инфраструктуры, применения гибких тарифов и формирования новых перспективных направлений [3].

Восемьдесят процентов наших грузов внешней торговли проходит через транзитные коридоры Казахстана, Кыргызстана и России. Вместе с тем, 50% экспортируемой нашей готовой продукции, а в некоторых товарах 80% приходится на долю Россию, Казахстана и Кыргызстана.

Индекс эффективности логистики (ЬР1) был организован торговым и транспортным отделами Всемирного банка и впервые опубликован в 2007 году. Индекс ЬР1 рассчитывается на основе международного опроса глобальных экспедиторских и логистических компаний-перевозчиков. Это средство сравнения, разработанное Всемирным банком для измерения эффективности во всех цепях поставок и логистики внутри страны. Индекс помогает странам найти возможности для выявления проблем систем логистики и определить возможности для повышения эффективности логистики [4].

Всемирный банк проводит опрос каждые 2 года. Последний текущий рейтинг был создан Всемирным банком в 2018 году и рассчитан для 160 стран. Чем выше значение индекса LPI, тем лучше развита логистическая система в стране [5]. Каждый участник опроса оценивает восемь зарубежных рынков на основе шести основных показателей эффективности логистики. Восемь стран выбираются на основе наиболее важных экспортных и импортных рынков страны-респондента. Если страна-респондент не имеет доступа к морю, то выбор будет осуществляться на основе логистической цепочки соседних стран, связанных с международными рынками.

Международный индекс LPI является общим измерителем эффективности сектора логистики, в итоге объединяет данные о шести основных показателях работы в единый измеритель. Некоторые респонденты не предоставляют или не могут предоставить никакой информации о всех шести показателях, поэтому для определения недостающих значений применяется статистическая интерполяция. Потерянные значения заменяются средним ответом страны на каждый вопрос и корректируются средним отклонением ответов респондента от среднего уровня страны. Шесть основных показателей: (С) эффективность оформления таможенных и пограничных процедур ("Таможня"), (I) качество торговой и транспортной инфраструктуры ("Инфраструктура"), ("Е") удобство организации международных поставок по конкурентоспособным ценам ("Облегчение организации грузов"), (Р) компетентность и качество логистических услуг - перевозка грузов, экспедиторское и таможенное

Scientific Journal Impact Factor

посредничество ("Качество логистических услуг"), (Т) способность слежения и сопровождения груза ("Слежение и сопровождение груза") и (ТМ) частота доставок грузов грузополучателям в запланированные или ожидаемые сроки ("Своевременность").

2. МЕТОДЫ.

Результаты индекса эффективности логистики (ЬРГ) Узбекистана в 2007-2018 гг. по различным факторам [6]

Таблица-1

Г Б Т И Ме Ка Сле Св

оды аллы аможн нфрас ждунаро чество жение и оеврем рейти я трукт дная логисти конкуре енная нга ура поставк ческих нтоспосо доставк

ЬРТ а услуг бность а

2

2.

2.

2.1

007

16

2

2.

010

79

2

2.

012

2

014

2

016

2

018

46

39

40

58

1.94 2.20 2.25

00

2.

54

2.

25

1.80 2.01

2.

2.32

45

2.

2.10 57

2.07 2.79

2.38 2.23

2.36

2.42

5

2.5

0

2.3

9

2.37 2.3

9 2.59

2.08 2.96 2.53 2.87 2.05 2.71

2.73

3.72 2.9

6

3.08 2.8

3

3.0

9

Источник: Информационный сборник Всемирного банка

Опираясь на данные Всемирного банка в таблице 1, мы изучим закономерность уровня влияния 6 субиндексов на рейтинг LPI нашей страны.

Известно, что корреляционный анализ используется для изучения связи между случайными величинами. Именно поэтому для определения уровня взаимосвязанности LPI и его субиндексов мы используем корреляционный анализ.

С помощью корреляционного анализа в основном решаются два типа задач:

Scientific Journal Impact Factor

> Определение уравнения регрессии, характеризующего взаимосвязь между результатом и влияющими на него факторами, а также оценка его с определенной вероятностью (степень доверия);

> Определение плотности связи между результатом и факторами [8].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Здесь в LPI (у) означает результат, субиндексы - это факторы. При этом линейное уравнение регрессии, характеризующее корреляционную связь между ними, определяется следующим образом:

у = тх+Ь

Когда число факторов несколько, уравнение принимает вид:

у = тххх + щх2 +...тпхп + Ь

(

11)

(

1.2)

Где: Ь - свободный член;

m1, m2.. ..:mп - коэффициент уравнения регрессии. Для определения параметров уравнения регрессии используются следующие нормальные линейные уравнения [7]:

пЬ + т ^ х = ^ у (

1.3)

Ь^х + т ^х = ^ху (

1.4)

Здесь: п - значение множества^

x1,х2,.. ,х3.- действительные значения знака фактора; уьу2,.. ,у3 - действительные значения результативного знака. Общее решение системы по отношению к параметрам будет иметь вид:

b =

m

_Е y ЕX 2 "Е ух * Е

X +

пЕх 2 " (Е х)2

пЕ ух "Е y Е

X

п

Е X2 " (Е X)2

(

1.5)

1.6)

3. РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЯ.

В корреляционном анализе за период 2007-2018 годов определим закономерность изменения факторов, влияющих на рейтинг LPI:

1. Таможня

(

Oriental Renaissance: Innovative, R VOLUME 1 | ISSUE 6

educational, natural and social sciences ( ) ISSN 2181-1784

Scientific Journal Impact Factor SJIF 2021: 5.423

Y=0,45x+1,514; r=0,42 (

2. Инфраструктура 1.7)

Y=0,646x+0,976; r=0,78 3. Простота международных поставок Y=0,849x+0,448; r=0,97 4. Качество логистических услуг Y=1,217x+0,456; r=0,85 5. Слежение и конкурентоспособность Y=0,396x+1,46; r=0,735 6. Своевременная доставка Y=0,547x+0,785; r=0,905

Также можно рассмотреть функцию времени, являющуюся одним из простых моделей прогнозирования. В данной функции в качестве динамического ряда принимается кривая, показывающая прежние закономерности прогнозируемого показателя по некоторому критерию оптимальности. В общем случае, функцию по времени можно выразить следующим образом [9]:

У =/(t) (2.1)

Для этого в рамках проводимого исследования мы используем рассмотренную систему линейных уравнений и параметры уравнений будут найдены методом «наименьших квадратов».

Анализы, выполненные в рамках данной работы показывают, что несмотря на снижение общего рейтинга LPI за последние годы, средний объем субиндексов вырос за счет повышения субиндекса своевременной доставки. Следовательно, прогнозирование показателей LPI может дать желаемых результатов.

В графике, построенном на основе данных таблицы 1, рейтинг LPI (u) по годам (t) связан в виде полиномиальной функции четвертого уровня (рис. 1). y = -0,0235x4 + 0,3769x3 - 2,0833x2 + 4,5549x - 0,6583 (3.1)

R2 = 0,9501

Рис. 1. Изменение позиции Узбекистана в рейтинге LPI за 2007-2018 годы

Oriental Renaissance: Innovative, R VOLUME 1 | ISSUE 6

educational, natural and social sciences ( ) ISSN 2181-1784

Scientific Journal Impact Factor SJIF 2021: 5.423

*Разработан автором

На основе уравнения 3.1. можно определить значения У, которые соответствуют следующим значениям 1 С помощью полученной полиномиальной функции можно прогнозировать рейтинг LPI республики только на короткие сроки.

4. ВЫВОДЫ.

Таким образом, коэффициент корреляции составляет 0,95. Это свидетельствует о сильном уровне взаимосвязи шести показателей. Из этого следует вывод, что рост показателей логистики в нашей стране тесно связан с повышением эффективности международных поставок.

При сравнении за анализируемый период роста абсолютных значений ЬР1 с ростом абсолютных значений субиндексов можно увидеть, что за данный период (2007-2018 годы) коэффициент равен 1,217, т.е. однократное увеличение инвестиций основного капитала привело к увеличению ЬР1 в размере 1,217.

Scientific Journal Impact Factor

REFERENCES

1. Samatov G.A, Samatov R.G. Ways to improve Uzbekistan's position in the

http://www.aitm.uz/upload/iblock/db9/db9ff7bc0495bd983a27fde53d4e00c4.pdf

2. Послание Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева от 24 января 2020 года Олий Мажлису. https://president.uz/uz/lists/view/4057

3. Zokirkhan Yusufkhonov, Malik Ravshanov, Akmal Kamolov, and Elmira Kamalova. Improving the position of the logistics performance index of Uzbekistan. E3S Web of Conferences 264, 05028 (2021), CONMECHYDRO - 2021. https://doi.org/10.1051/e3sconf/202126405028

4. З.Юсуфхонов, М.Собиров. Анализы места Узбекистана в рейтинге эффективности логистики (ЛПИ). Научно-практическая конференция молодых научных исследователей, студентов бакалавриата и магистратуры. №1, ТДТрУ.

5. Ruslan Beysenbaev, Yuri Dus. Proposals for improving the Logistics Performance Index. The Asian Journal of Shipping and Logistics 36 (2020) 34-42. https://www.researchgate.net/publication/339617944

6. The World Bank: World Development Indicators. http://data.worldbank.org/indicator

7. Т.УДодиров. Подход к управлению формированием и эффективным использованием конкурентного потенциала автотранспортных предприятий. Современные подходы к трансформации концепций государственного регулирования и управления в социально-экономических системах. 143-147,

8. Botir Abdullaev, Davron Yuldoshev, Tolqin Muminov, and Dilmurod Axmedov. Improving the method of assessing road safety at intersections of singlelevel highways E3S Web of Conferences 264, 05027 (2021). CONMECHYDRO -2021. https://doi.org/10.1051/e3sconf/202126405027

9^ Aziz Rashidov and Sanat Shadiev Gayrat Ubaydullaev, Davron Riskaliev, Nurilloxon Ergashev. Determination of installation bases of parts during their mechanical processing. EasyChair Web page 414.

logistics

efficiency

2021.

2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.