Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВЫ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТАМОЖЕННО-ЛОГИСТИЧЕСКИХ КЛАСТЕРОВ В РОССИИ'

ПЕРСПЕКТИВЫ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТАМОЖЕННО-ЛОГИСТИЧЕСКИХ КЛАСТЕРОВ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
341
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
логистика / кластер / международное сотрудничество / инфраструктура / транспортнологистическая система / грузопотоки / logistics / cluster / international cooperation / infrastructure / transport and logistics system / cargo flows

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — М.В. Непарко, Н.А. Галстян

В статье рассматриваются меры по созданию условий для развития логистических кластеров в России на примере Калужской области. Глобализация мировой экономики и расширение международного сотрудничества поставило очередную задачу -обеспечить экономический рост Российской Федерации за счет развития логистических услуг для участников внешнеэкономической деятельности. В статье выделены основные логистические кластеры, на территориях которых создаются объекты инфраструктуры, обеспечивающие сохранность груза, моделирование транспортных коридоров; формирование оптимальных маршрутов; объекты производственной и складской деятельности под процесс отгрузки и доставки т.д. Со стороны государства принимаются меры по совершенствованию государственного регулирования и поддержки логистических процессов. Проектом Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года предусмотрено создание транспортно-логистических систем, развитие принципов логистики в управлении грузопотоками, обеспечение перевозок по международным транспортным коридорам, что позволит повысить рейтинг России по индексу результативности логистики Всемирного банка (LPI).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — М.В. Непарко, Н.А. Галстян

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS AND TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF CUSTOMS AND LOGISTICS CLUSTERS IN RUSSIA

The article discusses measures to create conditions for the development of lo gistics clusters in Russia on the example of the Kaluga region. The globalization of the world economy and the expansion of international cooperation have set another task-to ensure the economic growth of the Russian Federation through the development of logistics services for participants in foreign economic activity. The article highlights the main logistics clusters, on the territories of which infrastructure objects are created to ensure the safety of cargo, modeling of transport corridors; formation of optimal routes; objects of production and warehouse activities for the process of shipment and delivery, etc. On the part of the State, measures are being taken to improve state regulation and support of logistics processes. The draft Transport Strategy of the Russian Federation for the period up to 2030 provides for the creation of transport and logistics systems, the development of logistics principles in the management of cargo flows, and the provision of transportation along international transport corridors, which will increase Russia's rating on the World Bank Logistics Performance Index (LPI).

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВЫ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТАМОЖЕННО-ЛОГИСТИЧЕСКИХ КЛАСТЕРОВ В РОССИИ»

6. Morozova N.S., Morozov M.A. Advertising in social and cultural services and tourism. A textbook for students of higher educational institutions studying in the specialty "Social and cultural service and tourism" Ser. Higher professional education. Tourism (5th edition, revised and enlarged). M. - 2009.- 336 p.

7. Morozova NS, Morozov MM Information support of tourist business // N.S. Morozova, M.M. Morozov // Tourism and regional development. Digest of articles. Smolensk Humanitarian University. Smolensk, 2016.- pp. 60-64.

8. Rozanova T.P., Stytsyuk R.Yu., Karpova S.V., Konstantinidi Kh.A., Motagali Ya.B., Ivanova Yu.O., Morozov M.A., Mo-rozova N.S., Artemieva O.A. Methodological and practical aspects of marketing management of the promotion of resort territories of the Russian Federation [monograph] - Arkhangelsk: Arkhangelsk Institute of Open Education, 2017, 181p.

9. Service and tourism in the context of digitalization of the Russian economy. Monograph. - St. Petersburg, SPbGEU publishing house. - 2018. - 176 p.

10. Stepanova S.V. Territorial disproportions in the placement of tourism infrastructure in the Republic of Karelia // Izvestiya FEFU. Economics and Management. - 2019. - №3 - pp.89-97.

11. Morozov M.A., Morozova N.S. Attractive tourist destinations as a factor of its development. Journal of Environmental Management and Tourism. 2016.Vol. 7№.1 (13). pp. 105-111.

DOI: 10.24412/2304-6139-2021-10915

М.В. Непарко - доцент кафедры «Таможенное дело» ФГБОУ ВО «Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского», fai_rai@mail.ru,

M.V. Neparko - Associate Professor of the Department of Customs, FSBEI HE Kaluga State University named afterK.E. Tsiolkovsky";

Н.А. Галстян - студент ФГБОУ ВО «Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского», galstyanna@studklg.ru,

ON. Galstyan - is a student of the Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky".

ПЕРСПЕКТИВЫ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТАМОЖЕННО-ЛОГИСТИЧЕСКИХ КЛАСТЕРОВ В РОССИИ PROSPECTS AND TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF CUSTOMS AND LOGISTICS CLUSTERS IN RUSSIA

Аннотация. В статье рассматриваются меры по созданию условий для развития логистических кластеров в России на примере Калужской области. Глобализация мировой экономики и расширение международного сотрудничества поставило очередную задачу -обеспечить экономический рост Российской Федерации за счет развития логистических услуг для участников внешнеэкономической деятельности. В статье выделены основные логистические кластеры, на территориях которых создаются объекты инфраструктуры, обеспечивающие сохранность груза, моделирование транспортных коридоров; формирование оптимальных маршрутов; объекты производственной и складской деятельности под процесс отгрузки и доставки т.д. Со стороны государства принимаются меры по совершенствованию государственного регулирования и поддержки логистических процессов. Проектом Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года предусмотрено создание транс-портно-логистических систем, развитие принципов логистики в управлении грузопотоками, обеспечение перевозок по международным транспортным коридорам, что позволит повысить рейтинг России по индексу результативности логистики Всемирного банка (LPI).

Abstract. The article discusses measures to create conditions for the development of lo gistics clusters in Russia on the example of the Kaluga region. The globalization of the world economy and the expansion of international cooperation have set another task-to ensure the economic growth of the Russian Federation through the development of logistics services for participants in foreign economic activity. The article highlights the main logistics clusters, on the territories of which infrastructure objects are created to ensure the safety of cargo, modeling of transport corridors; formation of optimal routes; objects of production and warehouse activities for the process of shipment and delivery, etc. On the part of the State, measures are being taken to improve state regulation and support of logistics processes. The draft Transport Strategy of the Russian Federation for the period up to 2030 provides for the creation of transport and logistics systems, the development of logistics principles in the management of cargo flows, and the provision of transportation along international transport corridors, which will increase Russia's rating on the World Bank Logistics Performance Index (LPI).

Ключевые слова: логистика, кластер, международное сотрудничество, инфраструктура, транспортно-логистическая система, грузопотоки.

Keywords: logistics, cluster, international cooperation, infrastructure, transport and logistics system, cargo flows.

Основными правилами успешного бизнеса участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) является - рациональный и качественный способ доставки груза при международных и мультимодальных перевозках, строгий учет и контроль объемов запасов для конкретной точки инфраструктуры, обеспечение этих запасов в соответствующем количестве/качестве и их доведение до целевой точки. Решить эти вопрос возможно с помощью логистики.

По уровню эффективности развития логистики в 2018 году Россия заняла 75-е место в мировом рейтинге Logistics Performance Index 2018 (LPI), подготовленном Всемирным банком. Как следует из результатов исследо-

вания, Россия набрала по LPI 2,76 балла и поднялась на 24-ю позицию в сравнении с предыдущей версией рейтинга 2016 года (2,57 балла; 99-е место). На данное невысокое итоговое место повлияли прежде всего низкие оценки работы таможни (97-е место), отслеживание грузов (97-е) и международные перевозки (96-е) [3].

В первую десятку рейтинга LPI, по данным Всемирного банка, входят логистические комплексы Германии, Швеции, Бельгии, Австрии, Японии, Нидерландов, Сингапура, Дании, Великобритании и Финляндии. Из стран бывшего СССР наивысшие позиции занимают Эстония (36-е место), Литва (54-е), Украина (66-е), Латвия (70-е) и Казахстан (71-е)[3].

Индекс эффективности логистики (Logistics Performance Index, LPI) — индекс Всемирного банка, рассматривает легкость осуществления поставок товаров и состояние торговой логистики на национальном и международном уровне. LPI оценивается по эффективности работы таможенных органов, состоянию инфраструктуры, легкости организации международных перевозок, качества логистики и логистических компетенций, а также возможности отслеживания движения грузов на протяжении всей цепочки поставок и своевременности (соблюдения сроков) их доставки.

В международном рейтинге «Индекс глобальной конкурентоспособности 2017-2018» Россия из 137 стран заняла 114 место [3]. Низкие рейтинги России, в современных условиях мировой экономики, демонстрируют крайне слабое ее участие в мировом внешнеторговом обороте, ее месте и роли в организации внешнеэкономических связей, в развитии системы международных транспортных коридоров, в реализации транзитного потенциала страны и требует незамедлительной разработки и реализации национальной стратегии комплексного развития логистики в России. Формирование транспортно-логистических кластеров (ТЛК) является наиболее эффективной инновационно-ориентированной формой интеграции участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) транспортно-логистических услуг, обеспечивающей на основе инноваций и согласования экономических интересов всех контрагентов цепи поставок, максимальный синергетический эффект.

Для повышения эффективности логистики в Российской Федерации со стороны государства решаются следующие задачи: проводится анализ состояния и проблем государственного регулирования логистических процессов; определяются направления совершенствования государственного регулирования и поддержки логистических процессов.

Разработан проект Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года, которым предусмотрено создание транспортно-логистических систем, внедрение транспортной логистики, развитие принципов логистики в управлении грузопотоками, обеспечением перевозок по международным транспортным коридорам, проходящим по территории России в целях оптимизации обеспечения товарных потоков. Также рассматривается возможность создания транспортной инфраструктуры нового типа - интегрированных транспортно-складских и товаротранспортных комплексов, что позволит повысить Россию в рейтинге Всемирного Банка по индексу результативности логистики (LPI) [4].

Таблица 1 - Прогноз результативности логистики (LPI) в России до 2030 года [3]

Целевые нормативы (индикаторы) 2020 год 2025 год 2030 год

Индекс результативности логистики (ЬР1), место в рейтинге Всемирного Банка 52 35 20

Развитие логистической инфраструктуры, место в рейтинге Всемирного Банка 54 38 18

Выполнение обязательств и надежность доставки грузов логистическими провайдерами, место в рейтинге Всемирного Банка 60 45 20

Условия для международных поставок, рейтинг Всемирного Банка 60 40 20

Таможенные процедуры, рейтинг Всемирного Банка 70 50 30

Удельный вес общих логистических издержек товарообращения, % в ВВП 17 13 10

Доля транспортных затрат в общих логистических затратах, % от общих логистических издержек 80 72 67

Реализация Транспортной стратегия Российской Федерации, в условиях повышения конкурентоспособности российского рынка логистических услуг, позволит создать дополнительную гибкость транспортных перевозок, оживить экономическую жизнь в регионах, стать фактором привлечения инвестиционного капитала, создать новые механизмы инвестиционного и лоббистского взаимодействия участников внешнеэкономической деятельности на среднесрочную и долгосрочную перспективу, сыграть относительно стабилизирующую роль.

Базовым условием трансформации логистических кластеров в полноценный общегосударственный вектор развития является наличие стратегического понимания ключевых технологических и секторальных векторов развития, а также особенностей пространственного развития страны в современной форме, что является результатом текущей геополитической реальностью трансформаций глобальной политики и глобальной экономики. Управление развитием региональных логистических кластеров в современных условиях становится формой и инструментом политического контроля над экономическим развитием регионов. Реализовать этот потенциал можно только в условиях формирования полноценных промышленных цепочек, восстановления умеренного уровня инвестиционной активности в стране, создания таких условий конкуренции внутри логистического кластера, которые спровоцирует компании на модернизацию технологий и создание новой продукции.

На сегодняшний день кластеры - это не просто система производственных отношений, это целая экосистема: производственные предприятия, R&D, образовательные учреждения, центры коллективного пользования и т.д. Удачным примером кластерного развития является Калужская область. На примере Калужской области, можно отметить комплексный процесс формирования и развития логистики в регионе. Это достигается за счет непосредственного участия Правительства Калужской области. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.2017 № 172, от 28.09.2018 № 1151 в Калужской области разработана и принята Стратегия социально-экономического развития Калужской области до 2030 года «Человек - центр инвестиций» [7]. Стратегия определяет стратегические цели, задачи и приоритеты, намеченные до 2030 года. Перспективами на территории Калужской области является формирование кластеров: кластер жизнеобеспечения и развития среды; кластер автомобилестроения; образовательный кластер; транспортно-логистический кластер; агро-пищевой кластер; кластер фармацевтики, биотехнологий и биомедицины; кластер композитных и керамических технологий; кластер ядерных технологий; туристско-рекреационный кластер и т.д.

Все созданные кластеры имеют комплекс необходимой инфраструктуры, включая таможенно-логисти-ческие терминалы (ТЛТ), для организаций, предприятий, компаний, специализирующихся в определенном направлении деятельности участников внешнеэкономической деятельности. Так, например, транспортно-логи-стический кластер (ТЛК) и ТЛТ включают в себя единый комплекс строений, складских, так и административных, и прилегающих территорий, предназначенный для выполнения максимально широкого ряда коммерческих и таможенных услуг, направленных на оперативное произведение таможенного оформления товаров.

ТЛК стал первым в составе опорной сети из 19 узловых центров в России. Проект реализован при взаимодействии Правительства Калужской области, Минтранса России, ОАО «РЖД» и группы Freight Village RU. Как считает президент Евроазиатской логистической ассоциации (EALA) Николай Титюхин, изменение границ Москвы приводит к тому, что в соседней Калужской области увеличиваются грузопотоки. Поэтому именно здесь надо создавать логистический пояс и строить эффективную транспортно-логистическую систему.

Преимущества транспортно-логистической инфраструктуры Калужской области позволили создать Freight illage R - мультимодальный транспортно-логистический комплекс формата «грузовая деревня», которая является крупнейшей в центральной части России транзитный «хаб» между Европой и Азией. Сейчас реализуется проект по развитию логистики «Цифровой контейнерный терминал», преимущества которого является интеграция технологических процессов терминала и железной дороги, автоматизация процессов работы терминала, расширение электронного документооборота3.

Ядро калужского автокластера составляют три предприятия - «Фольксваген ГрупРус», «Пежо-Ситроен Митсубиши Аутомотив» и концерна Volvo. Благодаря запуску этих трех заводов удалось привлечь в Калужскую область производителей деталей и создать целую инфраструктуру поставок запчастей - сейчас заводы сотрудничают с 60 локальными поставщиками.

В регионе создано два международных аэропорта. Это «Ермолино», его реконструкция осуществлялась совместно с авиакомпанией «UTair». Второй масштабный проект — международный аэропорт «Калуга». В регионе создаются два международных аэропорта. Аэропорты рассчитаны на low-cost перевозки с трафиком до 8 млн. пассажиров в год, этот объем позволит существенно разгрузить московские международные аэропорты.

Создавая кластеры, Правительство Калужской области ориентируется на отрасли с потенциалом роста, рассматривает кластеры как эффективные коммуникационные площадки, которые позволяют добиться мощной синергии и ускоренного развития для участников кластеров и экономики региона за счет реализации механизма «тройной спирали». Кластеризация отраслей региональной экономики способствует развитию конкурентоспособности предприятий, открывает новые возможности по реализации совместных проектов.

Важным звеном в этой работе является подготовка кадров в интересах всех участников кластеров, что позволяет качественно и эффективно решать проблемы обеспечения профессиональными кадрами рынок труда.

В связи с этим Стратегией предусмотрено создание образовательного кластера, который с учетом прихода новых производств на территорию Калужской области и востребованности высококвалифицированной рабочей силы на вновь создаваемых и существующих предприятиях (организациях) Калужской области, устранит дисбаланс между спросом и предложением трудовых ресурсов, который является тормозом динамично развивающейся экономики и социальной сферы Калужской области.

3 Вестник Министерства экономического развития Калужской области №6, 2019 г. Ссылка: https://arrko.ru/uploads/heralds/180/ad1e6dc003d212e6.pdf (дата обращения 03.02.2021).

Целью образовательного кластера является повышение эффективности и качества профессиональной подготовки и повышения квалификации кадров образовательных учреждений Калужской области в интересах развития инновационного, промышленного, образовательного секторов Калужской области. Образовательный кластер как система позволит решить проблему оторванности образовательных учреждений от потребностей предприятий и отставания уровня подготовки преподавателей от требований бизнеса.

Таким образом, от наличия качественной логистической инфраструктуры в регионе во многом зависит дальнейшее развитие экономики, отраслей и предприятий региона. Для успешного развития логистических кластеров Калужская область обладает рядом преимуществ начиная с географического расположения, транзитного потенциала, заканчивая надежными партнерами и крупнейшими логистическими операторами. В регионе реализуются уникальные в масштабе страны проекты: строятся мультимодальные транспортно-логистические терминалы, таможенные, складские комплексы, развивается автомобильная, железнодорожная, аэропортовая инфраструктура. Развитие логистической инфраструктуры и т.д. Благодаря чему, регион стал активным участником глобальной логистики Центрального федерального округа, задействовав все мощности создаваемых мультимо-дальных логистических центров.

Источники:

1. Алексеева Е.В., Кулаженкова В.Е. Таможенный аспект регулирования внешнеторговой деятельности России на современном этапе. Вестник образовательного консорциума Среднерусский университет. Серия: Экономика и управление. 2019. № 14. С. 70-71.

2. Вестник Министерства экономического развития Калужской области №6, 2019 г. Ссылка: https://arrko.ru/uploads/heralds/180/ad1e6dc003d212e6.pdf (дата обращения 03.02.2021).

3. ДЕЛОВОЙ ПОРТАЛ О ГРУЗОВЫХ ПЕРЕВОЗКАХ В РОССИИ «Грузовики и дороги». [Электронный ресурс] -Режим доступа - http://truckandroad.ru/business/rossija-zanjala-75-e-mesto-v-mire-po-urovnju-jeffektivnosti-logis-tiki.html (дата доступа 07.02.2021).

4. Маслыгин А.В., Мигел А.А. Мировые цены и их влияние на внешнюю торговлю Российской Федерации. Тенденции развития науки и образования. 2020. № 62-9. С. 44-48.

5. Прокофьева, Т.А., Элларян, А.С. Кластерный подход к управлению развитием логистических операторов и формированию конкурентоспособного рынка логистических услуг в России. [Электронный ресурс] - Режим доступа -http://www.e-rej.ru/upload/iblock/921/92171519dcfd95b851f7173aaad9ea1d.pdf (дата доступа 05.01.2021).

6. Петрушина О.М., Голышева Н.В. Внешнеторговая деятельность Российской Федерации: современные тенденции и перспективы развития. Экономика и бизнес: теория и практика. 2019. № 4-1. С. 158-162.

7. Стратегия социально-экономического развития Калужской области до 2030 года «Человек - центр инвестиций». [Электронный ресурс] - Режим доступа - http://www.e-rej .ru/upload/iblock/921/92171519dcfd95b851f7173aaad9ea1d.pdf (дата доступа 05.01.2021).

8. Официальный сайт Министерства транспорта Российской Федерации. [Электронный ресурс] - Режим доступа -https://mintrans.gov.ru/documents/3/1009 (дата доступа 18.01.2021).

References:

1. Alekseeva E. V., Kulazhenkova V. E. Customs aspect of regulation of foreign trade activity of Russia at the present stage. Bulletin of the Central Russian University Educational Consortium. Series: Economics and Management. 2019. No. 14. pp. 70-71.

2. Bulletin of the Ministry of Economic Development of the Kaluga Region No. 6, 2019. Link: https://arrko.ru/uploads/her-alds/180/ad1e6dc003d212e6.pdf (accessed 03.02.2021).

3. BUSINESS PORTAL ABOUT CARGO TRANSPORTATION IN RUSSIA "Trucks and Roads". [Electronic resource] -Access mode - http://truckandroad.ru/business/rossija-zanjala-75-e-mesto-v-mire-po-urovnju-jeffektivnosti-logistiki.html (accessed 07.02.2021).

4. Maslygin A.V., Miguel A. A. World prices and their impact on foreign trade of the Russian Federation. Trends in the development of science and education. 2020. No. 62-9. pp. 44-48.

5. Prokofieva, T. A., Ellaryan, A. S. Cluster approach to managing the development of logistics operators and the formation of a competitive logistics services market in Russia. [Electronic resource] - Access mode - http://www.e-rej.ru/up-load/iblock/921/92171519dcfd95b851f7173aaad9ea 1d.pdf (accessed 05.01.2021).

6. Petrushina O. M., Golysheva N. V. Foreign trade activity of the Russian Federation: current trends and development prospects. Economics and Business: theory and practice. 2019. No. 4-1. pp. 158-162.

7. The strategy of socio-economic development of the Kaluga region until 2030 "Man-the center of investment". [Electronic resource] - Access mode - http://www.e-rej.ru/upload/iblock/921/92171519dcfd95b851f7173aaad9ea1d.pdf (accessed 05.01.2021).

8. Official website of the Ministry of Transport of the Russian Federation. [Electronic resource] - access Mode: https://min-trans.gov.ru/documents/3/1009 (date of access 18.01.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.