Вестник науки и образования Северо-Запада России
http://vestnik-nauki.ru/ -------
~~^ --2016, Т. 2, №2
УДК 338.24
ПОВЫШЕНИЕ ИНДЕКСА ЭФФЕКТИВНОСТИ ЛОГИСТИЧЕСКОМ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Е.В. Скворода
THE INCREASE OF THE INDEX OF EFFICIENCY OF LOGISTICS SYSTEM OF THE
REPUBLIC OF BELARUS
A.V. Skvarada
Аннотация. Статья посвящена вопросам эффективности логистики в Республике Беларусь. В ней анализируются результаты международного опроса по эффективности логистики в различных странах мира по методике Всемирного банка. Показаны резервы и перспективы расширения логистических возможностей с целью повышения конкурентоспособности национальной экономики и улучшения позиции страны в международном рейтинге.
Ключевые слова: логистика; эффективность логистики; логистические центры; логистическая система; логистический потенциал.
Abstract. The article is devoted to the efficiency of logistics in the Republic of Belarus. It analyzes the results of an international survey on the efficiency of logistics in different countries on the World Bank methodology. Showing reserves and prospects for expanding logistics capabilities in order to improve the competitiveness of the national economy and improve the country's position in the international ranking.
Keywords: logistics; logistics efficiency; logistics centers; logistics system; logistics capabilities.
Введение
На современном этапе Республика Беларусь придает первостепенное значение динамичному развитию и совершенствованию логистической системы. Это объясняется необходимостью сокращения временного интервала между приобретением сырья и поставкой товаров конечному потребителю, что в свою очередь ведет к минимизации совокупных издержек за счет оптимизации потоковых процессов. По данным Европейской логистической ассоциации, использование логистических разработок сокращает время производства товаров на 25%, снижает издержки производства на 30%, сокращает объемы материальных запасов от 30 до 70%. В связи с этим развитие логистической системы страны является важнейшим фактором повышения конкурентоспособности отечественных производителей.
Каждая страна обладает своими особенностями в организации логистической и таможенной инфраструктуры, процедуры таможенной очистки. Для оценки развития логистической системы различных стран и их сравнения специалистами Всемирного банка был разработан Индекс эффективности логистической системы (Logistics Performanse Index -LPI), значения которого рассчитываются с периодичностью один раз в два года, начиная с 2007г.
Эффективность логистической деятельности государства специалисты Всемирного банка оценивают на основе опроса международных, национальных или региональных логистических операторов, транспортно-экспедиторских компаний, складских операторов, производителей продукции, дистрибьюторов и иных участников внешнеэкономической деятельности. В 2014г. рейтинг определялся на основе индивидуальных оценок почти 1000
http://vestnik-nauki.ru/
экспертов частных компаний из 8 стран, торгующих с Беларусью. Индекс эффективности логистики сформирован по результатам электронного опроса с последующим агрегированием и ранжированием полученных данных.
Согласно индексу LPI за 2007-2014 гг. ТОП-10 наиболее развитых логистических систем представлены в Сингапуре, Германии, Нидерландах, Японии, Великобритании, Швеции, Бельгии, Норвегии, Люксембурге, США (табл.1).
Таблица 1 - Страны с наилучшим показателем LPI за 2007-2014 гг.
Страна Интегральный показатель LPI (место страны)
2007г. 2010г. 2012г. 2014г.
Германия 4,10 (3) 4,11 (1) 4,03 (4) 4,12 (1)
Нидерланды 4,18 (2) 4,07 (4) 4,02 (5) 4,05 (2)
Бельгия - 3,94 (9) 3,98 (7) 4,04 (3)
Великобритания 3,99 (9) 3,95 (8) 3,90 (10) 4,01 (4)
Сингапур 4,19 (1) 4,09 (2) 4,13 (1) 4,00 (5)
Швеция 4,08 (4) 4,08 (3) - 3,96 (6)
Норвегия - 3,93 (10) - 3,96 (7)
Люксембург - 3,98 (5) - 3,95 (8)
США - - 3,93 (9) 3,92 (9)
Япония 4,02 (6) 3,96 (7) 3,93 (8) 3,91 (10)
Примечание: «-» страна не входила в ТОП - 10
Согласно исследованию индекса LPI, десятка лучших стран представлена в основном государствами с высоким уровнем доходов. Странам с низкими, средними и высокими доходами необходимы разные стратегии для улучшения показателей эффективности логистики.
В странах с низким уровнем доходов самые значительные улучшения показателей достигаются в основном за счет совершенствования инфраструктуры и повышения эффективности основных процедур пограничного контроля.
В странах со средним уровнем доходов, напротив, инфраструктура и пограничный контроль довольно эффективны. Эти страны обычно достигают наибольших успехов благодаря повышению качества логистических услуг, и, в частности, за счет аутсорсинга специализированных функций, таких как, например, транспортировка, экспедирование, складирование грузов.
В странах с высоким уровнем доходов наибольшее значение придается так называемой «зеленой» логистике, то есть экологически чистым логистическим услугам.
Индекс LPI состоит из 6-ти компонентов, оцениваемых по 5-балльной шкале. Такими компонентами являются:
- качество и компетентность логистических услуг;
- эффективность таможенного и пограничного оформления;
- простота организации международных поставок товаров;
- соблюдение сроков поставок грузов;
- качество торговой и транспортной инфраструктуры;
- отслеживание прохождения грузов.
Значения данных компонентов в странах Евразийского экономического союза (ЕАЭС) представлены в табл. 2.
http://vestnik-nauki.ru/
Таблица 2 - Показатели стран-членов Евразийского экономического союза по критериям
Субиндекс эффективности логистики (место страны)
Критерии оценки Россия Беларусь Казахстан Кыргызстан Армения
ЬР1 2007г. 2014г.
Эффективность 2,20 2,67 2,50 2,33 2,03 2,62
процесса (133) (50) (87) (121) (145) (75)
таможенного
оформления
Качество торговой 2,59 2,62 2,55 2,38 2,05 2,38
и транспортной (77) (54) (86) (106) (147) (107)
инфраструктуры
Простота 2,64 2,12 2,74 2,68 2,43 2,75
организации (102) (127) (91) (100) (127) (90)
международных
перевозок
Качество и 2,74 2,12 2,46 2,72 2,13 2,75
компетентность (80) (120) (116) (83) (151) (79)
логистических
услуг
Отслеживание 2,85 2,71 2,51 2,83 2,20 2,50
прохождения (79) (66) (113) (81) (145) (114)
грузов
Своевременность 3,14 3,00 3,05 3,24 2,36 3,00
поставок грузов (84) (78) (93) (69) (155) (98)
Итоговое значение 2,69 2,53 2,64 2,70 2,21 2,67
индекса ЬРТ (90) (74) (99) (88) (149) (92)
По индексу ЬР1-2014 Республика Беларусь имеет лучшие места в рейтинге по субиндексам «эффективность процесса таможенного оформления», «простота организации международных перевозок», «качество торговой и транспортной инфраструктуры». При этом следует отметить значительный рост балльной оценки по показателю «простота организации международных перевозок» на 0,62 балла по сравнению с 2007г. При этом наиболее уязвимая позиция по субиндексу «качество и компетентность логистических услуг», наилучшие значения которого демонстрируют Армения и Россия. При этом следует отметить значительное ухудшение субиндексов «отслеживание прохождения грузов», «качество торговой и транспортной инфраструктуры» в 2014г. по сравнению с 2007г., лидером по значению которых стала Россия.
Наиболее эффективно из стран-членов ЕАЭС организована и функционирует логистическая система Казахстана и России, оказавшись на 88-ом и 90-ом местах в рейтинге соответственно. Значительное отставание в эффективности логистической системы демонстрирует Кыргызстан, оказавшись на 149-ом месте из 160-ти стран в рейтинге, что на 61 место ниже лидера рейтинга.
За анализируемый период с 2007г. по 2014гг. Беларусь улучшила показатель эффективности логистической среды, о чем свидетельствуют данные табл.3
Индекс Всемирного банка учитывает основные сегменты национального рынка логистических услуг в контексте сопоставлений между странами, поэтому улучшение позиции в том или ином компоненте логистики не всегда приводит к повышению рейтинга. Так, несмотря на рост эффективности логистической среды Беларуси с 2,53 баллов в 2007г. до 2,64 балла в 2014г. позиция страны снизилась на 25 мест рейтинга и составила 99-е место в 2014г. Тем не менее, изменение позиционировано вследствие того, что другие страны
http://vestnik-nauki.ru/
улучшили свои показатели в большей степени, вызвав понижение ранжирования Республики Беларусь.
Таблица 3 - Динамика значения индекса ЬРТ Республики Беларусь
Показатель Годы
2007 2012 2014 Изменение 2014 г. к 2007 г.
Индекс ЬР1 2,53 2,61 2,64 + 0,11
Место в рейтинге 74 91 99 25
Целесообразно оговориться, что в оценке Всемирного банка не отражены в полной мере изменения, происходящие на уровне отдельной страны. Данная оценка в большей мере дополняет, но не заменяет всесторонние исследования в логистике, позволяет определить страны с опережающим развитием логистики, и высокая оценка не обязательно означает равномерно высокие показатели эффективности логистики. Индекс ЬР1 может служить только ориентиром и его не следует считать полноценным диагностическим инструментом.
У белорусских экспертов индекс ЬР1 вызывает определенные сомнения. Они придерживаются мнения, что методология оценки эффективности логистики, предложенная Всемирным банком, не является научно обоснованной, исследование основывается на результатах опросов преимущественно международных (транснациональных) логистических компаний, при этом не ведется опрос потребителей логистических услуг, не учитываются и особенности отдельных стран, например, наличие выхода к морю, площадь территории и т.д. Кроме того, во многих странах нет национальной статистики по логистике, поэтому достоверно оценить качество и структуру логистических услуг не совсем возможно.
Эксперты Всемирного банка не могут аргументировано прокомментировать резкие взлеты и падения (на десятки позиций за два года) в рейтинге ЬР1 тех или иных стран. Например, Казахстан в 2007г. занимал 133-е место, в 2010г. поднялся до 62-го, а в 2012г. опустился на 86-ю строку.
Заслуживает особого внимания отсутствие прогресса логистики в рейтинге ЬР1 в России при очевидных фактах ввода в эксплуатацию новых объектов логистической инфраструктуры, модернизации морских портов, железнодорожной инфраструктуры, повышения уровня подготовки кадров.
Логистический потенциал Беларуси, как транзитной страны, используется не в полной мере, существуют проблемы, которые, в том числе, имеют и объективную основу. Но при этом требует внимания факт ухудшения позиции республики по показателю «эффективность процесса таможенного оформления» с 50-го места в 2007г. до 87-го в 2014г. Хотя имеют место факты реального улучшения пограничной инфраструктуры, модернизации технического оснащения пунктов пропуска, увеличения пропускной способности, максимального внедрения предварительного электронного декларирования, существенного снижении бумажного документооборота, упрощения таможенного контроля и администрирования.
Огромный потенциал по показателям «эффективность процесса таможенного оформления», «простота организации международных перевозок» заложен и реализуется в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Страны-члены ЕАЭС находятся между двумя мировыми центрами: Евросоюзом с совокупным ВВП около 17 трлн. долларов США и государствами Юго-Восточной Азии с совокупным ВВП почти 13 трлн. долларов США. В этой связи направление развития интеграционного объединения видится в эффективном использовании имеющегося транспортного потенциала, гармонизации и упрощении перемещения товаров и услуг, создании общего транспортного рынка, либерализации автомобильных перевозок грузов. В значительной степени этому поспособствует принятие
http://vestnik-nauki.ru/
2016, Т. 2, №2
Таможенного кодекса ЕАЭС, который предполагает устранение барьеров в развитии внешней торговли, обеспечение эффективной экономической безопасности ЕАЭС, создание прозрачности процессов регулирования внешнеэкономической деятельности, оптимизацию деятельности таможенных органов.
Так, в проекте документа прописан порядок взаимоотношений между таможенными органами и участниками внешнеэкономической деятельности при мультимодальных перевозках, в том числе, когда декларантом таможенного транзита выступает экспедитор. В проекте закреплена возможность определения международным договором в рамках ЕАЭС единого порядка осуществления таможенного сопровождения по территории нескольких государств-членов ЕАЭС. Кроме того, предусмотрена возможность упрощения порядка оформления перемещаемой через таможенную границу многооборотной тары по аналогии с порядком перемещения транспортных средств международной перевозки. Важным достижением можно назвать договоренность о возможности применения упрощений для уполномоченного экономического оператора на всей территории ЕАЭС. Эти и другие мероприятия будут способствовать развитию рынка международных перевозок и придорожной инфраструктуры, привлечению инвестиций.
Для развития международных перевозок следует реконструировать и модернизировать инфраструктуру, необходимую для осуществления транзита по территории Республики Беларусь. В течение 2015-2019 гг. запланировано реконструировать и построить 1158 км республиканских автомобильных дорог и 2213 пог. м мостов и путепроводов. К параметрам 1-й категории будут приведены 520 км республиканских трасс с доведением их до международных стандартов. Предполагается модернизация автомобильных дорог с повышением их несущей способности до 11,5т на одиночную ось на протяжении 2758 км.
В свою очередь по качеству отслеживания перемещения грузов и своевременности их доставки до пункта назначения необходимо продолжить работу по внедрению и совершенствованию системы ОРБ-навигации транспортных средств, а также технологии радиочастотной идентификации.
Качество оказания логистических услуг определяется качеством подготовки соответствующих специалистов, способных на высоком профессиональном уровне занимать логистическим управлением. Подготовка специалистов в области логистики с высшим образованием с присвоением соответствующей квалификации и выдачей диплома обеспечивается в республике системой высших учебных заведений. Крупнейшими из них являются: УО «Белорусский государственный экономический университет», УО «Белорусский национальный технический университет», УО «Белорусский государственный университет», УО ФПБ «Международный университет «МИТСО», УО «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы», УО «Полоцкий государственный университет» и др.
В целях повышения эффективности логистической системы страны большое значение в Беларуси придается развитию современной логистической инфраструктуры. В стране всего функционируют 37 субъектов хозяйствования логистической деятельности. Из них 19 введены в рамках Программы развития логистической системы страны. Дополнительно ведутся работы по созданию 10 логистических центров вне программы. Объем оказанных логистическими центрами услуг составил за 2014 год 148,5 млн.долларов США. Из них удельный вес транспортно-логистических центров 46%, торгово-логистических - 22%, логистических операторов на арендуемых площадях - 0,2%.
Складами временного хранения и таможенными складами располагают на своей территории 13 действующих логистических центров. Семь логистических центров являются мультимодальными, имеют подъездные пути для обслуживания автомобильного и железнодорожного транспорта. Биржевыми складами располагают 3 логистических центра. Общая площадь складов класса «А» и «В» логистических центров около 520 тыс.м2
http://vestnik-nauki.ru/
2016, Т 2, №2
Рентабельность логистических центров, а также логистических операторов колеблется от 10 до 55%. При этом, не реализован ни один проект по созданию логистического центра на базе действующих аэропортов. Тарифы на услуги, оказываемые логистическими центрами и логистическими операторами в Беларуси выше по сравнению со странами-соседями, при этом заметно отставание в комплексности и качестве. Транспортно-логистический сектор представлен в основном компаниями, оказывающими транспортно-экспедиционные и складские услуги, рынок 3РЬ-провайдеров развит недостаточно. Данные факты сдерживают развитие логистической системы страны. Для повышения эффективности логистической системы Беларуси целесообразной можно считать направленность на комплексное формирование логистической системы, а не только ее складской инфраструктуры.
В результате анализа собранного материала отмечен уровень развития логистической системы Республики Беларусь, а также выявлены недостатки и направления совершенствования логистической системы страны. Разработка и реализация указанных мер при непосредственном взаимодействии государства и бизнеса позволят повысить рейтинг страны и поспособствуют эффективному и гармоничному развитию логистической системы.
1. Всемирный банк [Электронный ресурс]. URL: http//data.worldbank.org (дата обращения: 15.10.2015).
2. О Программе развития логистической системы Республики Беларусь на период до 2015 года: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29 августа 2008г. № 1249: в ред. Постановления Совета Министров РБ от 28 апреля 2014 года № 402 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 18.09.2008. - № 223. - 5/28285.
Скворода Елена Валерьевна УО «Белорусский национальный технический университет», г. Минск, Республика Беларусь, аспирант кафедры «Экономика и логистика» Автотракторного факультета. Е-mail: [email protected].
Skvarada Alena Valerievna Educational Establishment «Belarusian National Technical University», Minsk, Republic of Belarus, graduate student of department of «Economics and logistics» Autotractor faculty. Е-mail: [email protected].
Выводы
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Корреспондентский почтовый адрес и телефон для контактов с автором статьи: 230021, Республика Беларусь, г. Гродно, ул. Белые Росы, д.15, кв.9. Скворода Е.В.
8(0152)70-45-12