Научная статья на тему 'МЕТОДЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЛОГИСТИКИ В МЕЖДУНАРОДНЫХ РЕЙТИНГАХ'

МЕТОДЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЛОГИСТИКИ В МЕЖДУНАРОДНЫХ РЕЙТИНГАХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
744
155
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
транспортно-логистическая система / международные рейтинги / индекс эффективности логистики / методика оценки индекса / таможенное оформление / транспортная инфраструктура / качество логистических услуг / transport and logistics system / international ratings / Logistics Performance Index / index evaluation methodology / customs clearance / transport infrastructure / quality of logistics services
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МЕТОДЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЛОГИСТИКИ В МЕЖДУНАРОДНЫХ РЕЙТИНГАХ»

Ярашова В.К.

к.э.н., докторант, Институт прогнозирования и макроэкономических исследований при Министерстве

экономического развития и сокращения бедности РУз

v.yarashova@polito.uz

МЕТОДЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЛОГИСТИКИ В МЕЖДУНАРОДНЫХ РЕЙТИНГАХ

Ключевые слова: транспортно-логистическая система, международные рейтинги, индекс эффективности логистики, методика оценки индекса, таможенное оформление, транспортная инфраструктура, качество логистических услуг.

Keywords: transport and logistics system, international ratings, Logistics Performance Index, index evaluation methodology, customs clearance, transport infrastructure, quality of logistics services.

Стратегической целью развития транспортной системы является удовлетворение потребностей инновационного социально ориентированного развития экономики и общества в конкурентоспособных качественных транспортных услугах.

Достижение этой стратегической цели должно быть обеспечено путем эффективного развития конкурентной среды транспортно-логистической системы, а также созданием оптимальных резервов в развитии транспортной инфраструктуры, достижения передового уровня развития техники и технологий, усиления внимания к социальным и экологическим факторам, повышения национальной, экономической и технологической безопасности в стране, зависящих от транспорта.

Международные рейтинги, регулярно публикуемыми ведущими агентствами и международными организациями, позволяют не только сравнивать страны между собой в различных областях и проводить аналитику, но и показывают слабые стороны стран и направления для совершенствования. Рейтинги «Глобальная конкурентоспособность» (GCI, Всемирный форум, Женева), «Всемирная конкурентоспособность» (ORWC, Международный институт развития менеджмента, Лозанна), «Возможность глобальной торговли» (ETI, Всемирный форум, Женева), «Ведение бизнеса» (EDBR, Всемирный банк, Вашингтон) являются специальными аналитическими инструментами.

В 2010 г. исследовательский институт «Transport Intelligence» (Великобритания) разработал индекс развития рынка логистики в странах с развивающейся экономикой (Emerging Market Logistics Index)1. Индекс EMLI отражает степень привлекательности рынка логистики для иностранных инвестиций. Общий показатель индекса подсчитывает-ся на основе трех промежуточных показателей: размер и динамика развития рынка, рыночная совместимость, развитие транспортных коммуникаций. Проведенный в 2020 году рейтинг The Agility Emerging Markets Logistics Index обследовал 50 стран с развивающейся экономикой. По итогам исследования наиболее привлекательными для инвестирования в сферу логистики оказались следующие развивающиеся страны: Китай, Индия, Объединенные Арабские Эмираты, Индонезия, Малайзия, Саудовская Аравия. Они не изменили своих позиций с прошлого года. Среди стран СНГ в рейтинге EMLI представлены только Россия (13 место), Казахстан (21 место) и Украина (27 место)2.

Но мы подробнее остановимся на рейтинге, публикуемом Всемирным банком, в котором обследуются 160 стран мира на предмет развития логистики. Индекс эффективности логистики Logistics Performance Index (LPI) -это интерактивный инструмент сравнительного анализа, созданный для того, чтобы помочь странам определить проблемы и возможности, с которыми они сталкиваются в своей деятельности в области торговой логистики, и то, что они могут сделать для улучшения своих показателей. LPI основан на всемирном опросе операторов на местах (глобальных экспедиторов и экспресс-перевозчиков), обеспечивающем обратную связь в отношении логистического "дружелюбия" стран, в которых они работают, и тех, с которыми они торгуют. Они сочетают глубокие знания о странах, в которых они работают, с обоснованными качественными оценками других стран, в которых они торгуют, и опытом глобальной логистической среды. Обратная связь от операторов дополняется количественными данными о выполнении ключевых компонентов логистической цепочки в стране работы.

Таким образом, LPI состоит как из качественных, так и из количественных показателей и помогает построить профили логистического дружелюбия для этих стран. Он измеряет эффективность всей логистической цепочки поставок внутри страны и предлагает два различных индекса: международный и внутренний. Международный индекс обеспечивает качественную оценку страны в шести областях ее торговыми партнерами-специалистами по логистике, работающими за пределами страны. Внутренний индекс обеспечивает как качественную, так и количественную оцен-

1 Emerging Market Logistics Index 2013. - http://agilitylogistics.com/EN/Documents/Agility_Downloads/2013_ Emerging_Mar kets_Logistics_Index.pdf

2 https://logisticsinsights.agility.com/emerging-markets-logistics-index/survey

ку страны специалистами по логистике, работающими внутри нее. Он включает в себя подробную информацию о логистической среде, основных логистических процессах, институтах, а также данные о времени выполнения и затратах1.

Стоит отметить, что данный рейтинг отобран Правительством РУз как один из 23 приоритетных рейтингов и индексов, которые могут стать «ярким отражением и барометром проводимых реформ в стране»2.

Основными составляющими ЬР1 являются оценки эффективности работы таможенных органов, состояния инфраструктуры, легкости организации международных перевозок, качества логистики и логистических компетенций, а также возможности отслеживания движения грузов на протяжении всей цепочки поставок и своевременности (соблюдения сроков) их доставки. Всемирный банк определяет страны с лучшей торговой логистикой каждые два года начиная с 2007 года.

По уровню эффективности развития логистики Узбекистан оказался лишь на 99 месте в мировом рейтинге ЬР1-2018. По мнению экспертов Всемирного банка, Узбекистан уступает таким странам, как Камбоджа, Малави, Камерун, Шри-Ланка и другие. В первую десятку рейтинга ЬР1, по данным Всемирного банка, входят логистические комплексы Германии, Швеции, Бельгии, Австрии, Японии, Нидерландов, Сингапура, Дании, Великобритании и Финляндии. Тройку сильнейших составляют Германия, Швеция и Бельгия. К слову сказать, США не вошли в десятку лидеров по итогам 2018 г.

Таблица 1

Страны СНГ и Украина в рейтинге по индексу эффективности логистики (ЬРТ) за 2007-2018 гг.

2007 г. 2010 г. 2012 г. 2014 г. 2016 г. 2018 г.

Страна индекс место в индекс место в индекс место в индекс место в индекс место в индекс место в

LPI рейтинге LPI рейтинге LPI рейтинге LPI рейтинге LPI рейтинге LPI рейтинге

Украина 2,55 73 2,57 102 2,85 66 2,98 61 2,74 80 2,83 66

Казахстан 2,12 133 2,83 62 2,69 86 2,7 88 2,75 77 2,81 71

Россия 2,37 99 2,61 94 2,58 95 2,69 90 2,57 99 2,76 75

Армения 2,14 131 2,52 111 2,56 100 2,67 92 2,21 141 2,61 92

Узбекистан 2,16 129 2,79 68 2,46 117 2,39 129 2,4 118 2,58 99

Беларусь 2,53 74 - - 2,61 91 2,64 99 2,4 120 2,57 103

Киргизия 2,35 103 2,62 91 2,35 130 2,21 149 2,16 146 2,55 108

Молдова 2,31 106 2,57 104 2,33 132 2,65 94 2,61 93 2,46 116

Туркменистан - - 2,49 114 - - 2,30 140 2,21 140 2,41 126

Среди стран СНГ лидирующее место занимает Казахстан, который в 2010 г. резко улучшил свои позиции. Россия повысила свой рейтинг в 2018 г. с 99 на 75 место (табл. 1). Армения, Узбекистан, Беларусь, Киргизия и Туркменистан поднялись в рейтинге в 2018 г., однако Украина и Молдова, напротив, ухудшили свои позиции.

Как мы видим из табл. 2, разрыв в рейтинге очень большой: от 68 места в 2010 г. до 129 в 2014 г. Относительно высокие показатели наблюдаются за все время проведение рейтинга по субиндексу «Соблюдение сроков поставок грузов». Также неплохие показатели по «Отслеживанию прохождения грузов». Однако по остальным субиндексам нам есть к чему стремиться. Особенно низок показатель по «Эффективности процесса таможенного оформления» -2,10, что на 0,22 пункта ниже показателя предыдущего периода.

Таблица 2

Рейтинг Республики Узбекистан по индексу эффективности логистики (LPI) за 2007-2018 гг.

Показатель 2007 г. 2010 г. 2012 г. 2014 г. 2016 г. 2018 г.

Место в рейтинге 129 68 117 129 118 99

Значение ЬР1 2,16 2,79 2,46 2,39 2,4 2,58

Эффективность процесса таможенного оформления 1,94 2,20 2,25 1,80 2,32 2,10

Качество торговой и транспортной инфраструктуры 2,00 2,54 2,25 2,01 2,45 2,57

Простота организации международных поставок товаров 2,07 2,79 2,38 2,23 2,36 2,42

Качество логистических услуг и компетентность 2,15 2,5 2,39 2,37 2,39 2,59

Отслеживание прохождения грузов 2,08 2,96 2,53 2,87 2,05 2,71

Соблюдение сроков поставок грузов 2,73 3,72 2,96 3,08 2,83 3,09

Что касается методики расчета рейтинга, ЬР1 формируется из ответов респондентов, профессионалов в сфере логистики: крупных международных перевозчиков и наиболее значимых компаний экспресс-доставки. В опросе основные 6 индикаторов, составляющих ЬР1, оцениваются респондентом от «самого низкого рейтинга» - 1 до «самого высокого» - 5. Полученные данные обрабатываются с применением метода главных компонент (РСА), который позволяет производить обработку большого объема данных без потери важных элементов информации. Интересной особенностью анкеты для формирования рейтинга ЬР1 является то, что численные ответы кодируются как логарифмы этих величин, а ответы, предполагающие выбор диапазона (например, 50-100) кодируются как логарифм среднего. Такая методика расчета позволяет избежать дополнительных ошибок при обработке больших чисел3.

1 https://lpi.worldbank.org/about

2 Нарзикулов Т.М., Саидхонов С. Объективность оценок в приоритете // Экономическое обозрение. 2020. - № 2. - С. 26-33.

3 Connecting to Compete Report 2012: Trade Logistics in the Global economy / The World Bank.

Проанализировав методику формирования рейтинга и интегрального индекса ЬР1, можно сделать вывод о том, что при расчете учтены основные факторы, определяющие состояние логистики страны, и в целом разработанный подход является конструктивным. Однако при расчете индекса не учитываются такие важные факторы, как территория страны, протяженность дорог, численность населения, наличие выхода к морю и ряд других1.

Анализ индекса ЬР1 за 2007-2012 гг. по методологии Всемирного банка вызывает определенные сомнения в достоверности результатов исследования и у других исследователей.2 Ведь предложенная методика оценки эффективности логистики не является научно обоснованной. Исследование основывается на результатах опросов преимущественно международных (транснациональных) логистических компаний, а опрос потребителей логистических услуг при этом не ведется. При этом рейтинг некоторых стран взлетает и уменьшается на несколько десятков позиций.

Исследователи Всемирного банка также признают, что разработанная ими методика оценки эффективности логистики не является в достаточной мере научно обоснованной. В своих отчетах они обращают внимание на то, что оценка на основе индекса ЬР1 производится с точки зрения частного бизнеса на то, как страны связаны между собой торговыми операциями, поэтому в ней не отражены в достаточной мере изменения, происходящие на уровне отдельной страны. Данная оценка дополняет, а не заменяет всесторонние исследования логистической отрасли. Как отмечают эксперты, индекс ЬР1 позволяет определить страны с прогрессивным и недостаточным развитием логистики, однако высокая оценка не обязательно означает равномерно высокие показатели ее эффективности по всей стране. В целом, авторы исследования признают, что логистика многомерна, поэтому определение и анализ ее эффективности в разных странах является проблематичным3.

В отрасли сложились следующие недостатки и проблемы, препятствующие ее развитию:

- недостаток инвестиций в развитие транспортно-логистической инфраструктуры;

- низкий уровень развития транспортной и складской инфраструктуры;

- несформированность рынка 3РЬ и 4 РЬ-услуг;

- недостаточное количество квалифицированных логистов;

- несовершенство таможенного и иного контроля на границах;

- слабый уровень нормативно-правового регулирования транспортно-логистической отрасли;

- отсутствие статистического учета показателей развития логистики на национальном уровне;

- слабая интегрированность национальных логистических систем в евразийскую и трансазиатскую;

- высокие кредитные ставки инвестиционных проектов в развитие логистической инфраструктуры.

- бюрократические препоны.

Для повышения индекса ЬР1 Узбекистана и вхождения его как полноправного члена в мировую транспортно-логистическую систему автором предлагаются следующие рекомендации по каждому из субиндексов:

1. По субиндексу «Эффективность процесса таможенного оформления»:

- вступление Узбекистана в Таможенный союз;

- снижение таможенных ставок вплоть до нулевых;

- упрощение таможенных процедур.

2. По субиндексу «Качество торговой и транспортной инфраструктуры»:

- совершенствование нормативного регулирования логистической отрасли;

- повышение инвестиционной привлекательности логистической отрасли;

- строительство новых спрямляющих железнодорожных маршрутов.

3. По субиндексу «Простота организации международных поставок товаров»:

- вступление Узбекистана в ЕАЭС;

- ратификация Соглашения «О введении международного сертификата взвешивания грузовых транспортных средств на территории государств-участников СНГ» (Чолпон-Ата, 2004 г.), и Соглашения «О массах и габаритах транспортных средств, осуществляющих межгосударственные перевозки по автомобильным дорогам государств-участников СНГ» (Минск, 1999 г.).

4. По субиндексу «Качество логистических услуг и компетентность»:

- ускоренное формирование рынка 3РЬ-услуг и переход к концепции 4РЬ (создание системного интегратора в области логистики);

- повышение уровня подготовки кадров для логистической отрасли;

- создание системы достоверной статистической отчетности по логистическим показателям.

5. По субиндексу «Отслеживание прохождения грузов»:

- внедрение и совершенствование системы вР8-навигации транспортных средств, а также технологии радиочастотной идентификации;

1 Сергеев В.И., Зинина Д.И. Анализ существующих международных подходов для оценки эффективности логистики // Логистика и управление цепями поставок. 2013. - № 2 (55).

2 Курочкин Д.В. Оценка эффективности логистики по методологии всемирного банка и ее корректность // Логистика и управление цепями поставок. 2013. - № 2 (55); Зорина Т., Трухан Ю. Логистический рейтинг 2018: лидеры и аутсайдеры // Наука и инновации. 2019. - № 2. - С. 51-55. - https://doi.org/10.29235/1818-9857-2019-2-51-55

3 Connecting to Compete 2012: Trade Logistics in the Global Economy / The International Bank for Reconstruction and Development; The World Bank

- создание Единого интерактивного портала транспортно-логистических услуг с открытым доступом, а также разработка и внедрение интеллектуальной системы на основе спутниковых технологий в сфере управления железнодорожными перевозками, позволяющую удаленно осуществлять мониторинг движения всех поездов стран-участниц1.

6. По субиндексу «Соблюдение сроков поставок грузов»:

- использование 8АБ-программ для более четкого соблюдения сроков поставок;

- цифровизация управления цепями поставок.

Огромный потенциал по показателям «эффективность процесса таможенного оформления», «простота организации международных перевозок» заложен и реализуется в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Страны-члены ЕАЭС находятся между двумя мировыми центрами: Евросоюзом с совокупным ВВП около 17 трлн. долларов США и государствами Юго-Восточной Азии с совокупным ВВП почти 13 трлн. долларов США. В этой связи направление развития интеграционного объединения видится в эффективном использовании имеющегося транспортного потенциала, гармонизации и упрощении перемещения товаров и услуг, создании общего транспортного рынка, либерализации автомобильных перевозок грузов. В значительной степени этому способствует принятие Таможенного кодекса ЕАЭС, который предполагает устранение барьеров в развитии внешней торговли, обеспечение эффективной экономической безопасности ЕАЭС, создание прозрачности процессов регулирования внешнеэкономической деятельности, оптимизацию деятельности таможенных органов2.

Использование транзитного потенциала Узбекистана должно быть не только приоритетом развития транспортной системы, но и самостоятельным направлением роста экономики, которое также будет способствовать росту доходов от логистики. Для повышения уровня реализации транзитного потенциала страны необходимы: формирование выгодных для страны международных альянсов; разработка экономических и правовых механизмов, позволяющих извлекать выгоды транзитного положения субъектов Республики Узбекистан; реализация программ модернизации транспортной инфраструктуры с учетом приоритетного развития международных транзитных коридоров (МТК); создания и развития транзитных коридоров, дополняющих базовые МТК и другие мероприятия3.

Качество оказания логистических услуг напрямую зависит от качества подготовки квалифицированных специалистов, способных на высоком профессиональном уровне заниматься логистическим управлением. Подготовкой специалистов в сфере логистики с высшим образованием с присвоением соответствующей квалификации занимаются Ташкентский государственный университет транспорта (ТГТУ) и Ташкентский государственный экономический университет.

С целью научного обеспечения транспортно-логистической системы и осуществления непрерывного образования широкого круга специалистов транспорта и логистики предлагается создать на базе Ташкентского государственного транспортного университета Научный центр транспортной логистики.

Реализация мероприятий по комплексному развитию транспортно-логистической системы позволит не только улучшить национальные экономические показатели, но и подняться в международных рейтингах, повысить уровень конкурентоспособности логистического потенциала республики.

1 Ибрагимова Д. Повышение экспорта транспортных услуг в условиях кризиса пандемии // Сборник материалов Международной научно-практической конференции «XII Международный форум экономистов. Социально-экономические последствия и сокращение бедности населения Узбекистана в условиях пандемии». 2020. - С. 124-131.

2 Скворода Е.В.. Повышение индекса эффективности логистической системы республики Беларусь // Вестник науки и образования Северо-Запада России. 2016. - Т. 2, № 2. - http://vestnik-nauki.ru/

3

Ярашова В.К. Перспективы и приоритеты развития интеграционных процессов транспортной системы Республики Узбекистан. Большая Евразия: развитие, безопасность, сотрудничество. Ежегодник. - М.: ИНИОН РАН, 2019. - Вып. 2 , ч. 2. - С. 524527.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.