Научная статья на тему 'Анализ факторов, влияющих на опыт туристской поездки и комфортное пребывание в стране'

Анализ факторов, влияющих на опыт туристской поездки и комфортное пребывание в стране Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
1295
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник РМАТ
ВАК
Ключевые слова
НЕОКОЛОНИСТ / ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЕ МОТИВЫ ПУТЕШЕСТВИЙ / МАССОВЫЙ ТУРИЗМ / КУЛЬТУРНЫЙ ШОК / ПОЛИКУЛЬТУРНОСТЬ / ПИРАМИДА ПОТРЕБНОСТЕЙ / NEOCOLONIST / EXISTENTIAL MOTIVATIONS OF TRAVELING / MASS TOURISM / CULTURAL SHOCK / MULTICULTURALISM / THE PYRAMID OF NEEDS

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Сергеев А. С.

Рассматриваются факторы, влияющие на опыт туристкой поездки и поведение во время путешествия. Автор приводит данные опроса, проведенного среди студентов РМАТ, обосновывая необходимость поликультурной подготовки студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of the factors influencing the tourist trip experience and comfort of staying in a country

Factors influencing the tourist trip experience and behavior while staying in that country are considered in the present article. The author describes the polling of RIAT students justifying the need for multicultural training of students.

Текст научной работы на тему «Анализ факторов, влияющих на опыт туристской поездки и комфортное пребывание в стране»

А.С. СЕРГЕЕВ

АНАЛИЗ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА ОПЫТ ТУРИСТСКОЙ ПОЕЗДКИ И КОМФОРТНОЕ ПРЕБЫВАНИЕ В СТРАНЕ

УДК 338.487:339.13

Рассматриваются факторы, шияющие на опыт туристкой поездки и поведение во время путешествия. Автор приводит данные опроса, проведенного среди студентов РМАТ, обосновывая необходимость поликультурной подготовки студентов.

Ключевые слови: неоколонист, экзистенциальные мотивы путешествий, массовый туризм, культурный шок, поликультурность, пирамида потребностей.

Factors influencing the tourist trip experience and behavior while staying in that country’ are considered in the present article. The author describes the polling of RIAT students justifying the need for multicultural training of students.

Key words: neocolonist, existential motivations of traveling, mass tourism, cultural shock.

multiculturausm, the pyramid of needs.

На протяжении веков человек старался расширить свое представление о мире. Первые путешествия совершались с целью открытия новых торговых путей, поиска новых земель для проживания. Древнегреческие ученые, такие как Пи-фей и Геродот, путешествовали, чтобы познать культуры, отличные от культуры Древней Эллады. С развитием экономических связей и с улучшением материального положения путешествия становились доступными для все большего числа людей. Развитие транспортных средств позволило совершать поездки на более длительные расстояния. Прогресс в науке, развитие социально]! политики, все возрастающее благосостояние населения позволили закрепить за человеком право на отдых как одно из его базовых прав.

С началом постиндустриальной эпохи происходит перемена в массовом сознании общества. Ведущее место на шкале ценностей человека стало занимать свободное время.Самореализация личности происходит не только на работе, но и во время досуга. В XXI в. огромную роль стал играть туризм как способ реализации личностного потенциала.

Ожидалось, что туризм не только несет экономическое процветание принимающим странам, но и позволяет людям познакомиться с другими культурами, тем самым расширить кругозор.

Однако нередко возникают конфликтные ситуации между местным населением и туристами. Ярким примером этого является теория, представляющая туриста неоколонистом [5]. Такая оценка вызвана недостатком исследований туристской поездки как социопсихологического фактора, влияющего на развитие личности. До недавнего времени путешественники рассматривались сугубо с экономической точки зрения лишь как потребители туристских услуг.

Таким образом, говорить о несомненном позитивном воздействии туризма как на психику отдельной личности, так и социума было бы неверно. Какой психологический эффект оказывает туризм на путешественника? Этот эффект можно выразить в виде формулы:

ps2 = ps\ + ее, ее = тп • tl,

где psI — (psychological state) психологическое состояние до путешествия;

ps2 — психологическое состояние после путешествия; ее— (effect from experience) эффект от опыта путешествия; тп — (motivation) мотивация; tl — (travel) само путешествие.

Для ответа на поставленный вопрос необходимо определить мотивации туристов и факторы, влияющие на само путешествие. Что заставляет человека выбирать тот или иной турпродукт? Карл Густав Юнг писал в своих работах по психоанализу; «Большинство поступков, требующих от людей особого решения совершаются под воздействием страхов и опасений». Все страхи и опасения, связанные с совершением путешествия, можно разбить на шесть «барьерных групп», каждая из которых характеризует психологические препятствия, возникающие как на сознательном, так и на подсознательном уровне.

Физический барьер — опасения, связанные с климатом, самочувствием, длительным перемещением. Психоэмоциональный барьер — боязнь нервного напряжения, эмоциональных расстройств, стрессовых ситуаций, это также опасения по поводу условий проживания, обслуживания и тд. Психологический барьер формируется на основе информации, получаемой из СМИ, негативных отзывов людей, побывавших в данной стране. Коммуникативный барьер возникает из-за незнания языка, неумения пользоваться местными средствами передвижения и боязни криминогенной обстановки. Экономический барьер — это опасения в связи с финансовыми затратами, дороговизной, нехваткой денег. Культурный барьер формируется из-за незнания или непереносимости национально-культурных особенностей.

Для построения четкой модели, отвечающей на вопрос о том, чем руководствуется клиент при выборе путешествия, необходимо выделить несколько основных групп мотиваций. Безусловно, в каждой конкретной ситуации, для каждого отдельно взятого индивида, какие -

то мотивы будут играть большую роль по сравнению с другими, но в конечном счете все мотивы так или иначе присутствуют и определяют выбор человека.

Первая группа мотиваций — экзистенциальные. Это те мотивы, которые направлены на осознание внутреннего бытия человека в мире. Кьеркегор выделил три стадии восхождения личности к подлинному существованию; эстетическую, которой правит ориентация на удовольствие; этическую — ориентация на долг; религиозную — ориентация на высшее страдание, отождествляющее человека со Спасителем.

Важным фактором, оказывающим влияние на выбор туриста, является сфера образования и культуры. Существует прямая зависимость между уровнем образования людей и склонностью к путешествиям. Это объясняется тем, что лица с болсс высоким уровнем культуры и образования способны рациональнее распределять свое свободное время, использовать его для познания окружающей среды, ознакомления с историей, жизнью, бытом, фольклором и искусством других стран и народов.

Сточки зрения американского психолога Абрахама Маслоу, пятая ступень пирамиды потребностей человека — духовные потребности, или потребности в самореализации (т.е. желание как можно болсс полно раскрыть свои возможности и таланты). Эти потребности принуждают человека путешествовать, читать книги, посещать музеи и выставки, заниматься творчеством и всячески развивать свои способности. Кроме того, они заставляют человека познавать окружающий мир, искать смысл жизни, отстаивать и распространять свои взгляды, бороться за справсдливостьи добиваться независимости. То есть путешествие для человека — это вершина его потребностей, один из видов самореализации, возникающих после удовлетворения первичных и вторичных нужд. Путешествия дают возможность осуществить свои самые смелые

мечты, тем самым открывают человеку путь для осознания самого себя в мире.

Американский антрополог Нельсон Грабурн считает туристские поездки современным эквивалентом священных празднеств. Для современного человека время делится на повседневную жизнь, полную забот и тягот, и «настоящую жизнь», которая достается ценой одиннадцати месяцев напряженного труда [2]. Граница между этими двумя жизнями обставлена ритуалами перехода (сборы, получение визы, перевод часов в самолете, посещение дьюти-фри с последующей дегустацией купленного) и ритуалами возвращения (вручение подарков, демонстрация фотографий и сувениров, отчет в Интернете...).

Само путешествие обычно проходит в режиме, который психиатры называют измененным состоянием сознания: чрезмерное возбуждение и напряжение, эйфория, к которым добавляется потребление изрядной дозы спиртного [4]. Но мы относимся к этому «времени праздника» с иными мерками, чем к обыденному времени. Само путешествие для нас сродни ритуальному испытанию героя, которое в древних культурах составляет суть любого священного праздника. Человек возвращается из путешествия вовсе не отдохнувшим, но другим, примерившим на себя иную жизнь, отвыкшим от выполнения привычных домашних обязанностей. Для одних «настоящая жизнь» — это уход в мир решительных и мужественных, мир альпинизма, байдарочных походов, дайвинга и горнолыжных трасс. Для других — бегство от взрослой ответственности в мир детской свободы, пляжного ничегонеделанья, обжорства, пьянства и расточительности. Отпуск как празднично-карнавальный период потакания себе и исполнения желаний характеризуется легкостью завязывания курортных романов и отказом от финансовых ограничений. Таким образом, «священное празднество* служит своеобразным вулканом, выбросом эмо-

ций, скопившихся в результате напряженной жизни современного человека.

В последние годы на развитие туризма влияет религиозная принадлежность человека. Так, по данным исламской газеты «Умма», мусульманский туризм превращается в отдельный сектор туризма: «если раньше мы не знали, что и отдых делится на мусульманский и не мусульманский, то теперь, когда мы живем, стараясь соблюдать нормы ислама, мы ощущаем потребность в отдыхе, не выходя за рамки дозволенного исламом» |3|. Та же тенденция намечается и с развитием мусульманских паломнических центров. «Расширение комплекса Большой Мечети в Мекке — Аль-Масджид аль-Харам — и реконструкция прилегающих к ней районов, начатая по указанию короля Саудовской Аравин Абдаллы, изменит облик святого города. На реализацию проекта уйдет Ю лет и будет израсходовано 50 млрд риалов (13,3 млрд долларов)». В Мекке происходит и расширение городской инфраструктуры, призванное увеличить количество мусульман во время хаджа. Это позволяет реализовать религиозную составляющую, так как представители религиозных конфессий совершают туры, отвечающие их религиозным интересам, соответствующие образу жизни, возможности совершения обрядов и молитв.

Вторая группа мотиваций — социальные. Они связаны с давлением социума (как «родного», так и «чуждого») на индивидуума. Дин Макканел, американский социолог, известный исследователь туризма, считает его важным компонентом социального статуса |4|. Не менее ярка характеристика туризма, данная Джоном Урри. «Центрапьной характеристикой массового туризма в современном обществе является то, что большинство населения в последние годы путешествует куда-либо, просто чтобы посмотреть на другие места, то есть по причинам, не связанным с работой, — пишет британский социолог Дж. Урри в

книге “Взгляд туриста: отдых и путешествия в современных обществах”.— Путешествия сегодня занимают 40% свободного времени» [3|.Если люди не путешествуют, они теряют статус: путешествия стали признаками статуса. Важнейшим элементом современной жизни стало убеждение, что путешествия и отпуска необходимы. Проведение отпуска вдали от дома уже является не просто одним из возможных видов отдыха, а социальной нормой, обязательной к исполнению. «В соответствии с западной трудовой этикой, работа совершается вынужденно, для добывания "хлеба насущного” и преимущественно дома. Путешествия же совершаются добровольно, в свободное от работы время, для удовольствия».

Переоценить демографический фактор сложно, ибо он в конечном счете и «поставляет» потребителей этой сферы услуг. Чтобы понять предпочтения туриста будущего необходимо осознать и оценить динамику рождаемости в мире. Прирост населения в развитых странах, находящихся в Европе и Америке, по сравнению с развивающимися странами и странами с переходной экономикой (Африка, Азия), является незначительным. Это обусловлено тем, что в странах Европы и в США люди традиционно стараются не обременять себя заботами о потомстве, поэтому рождаемость там обычно находится на низком уровне по сравнению со странами азиатского и африканского континентов. На Востоке большое количество детей (3—5) считается благом, поэтому там наблюдается стабильно высокий уровень рождаемости.

Также следует учитывать воздействие на человека чужой культуры. Существуют несколько признаков культурного шока: растерянность из-за оторванности от близких и друзей, отторжение чужой культуры, дискомфорт из-за невозможности восприятия новой окружающей среды.

Исследование, проведенное среди немецких туристов, отдыхающих в Австра-

лии, зафиксировало высокое психологическое давление, оказываемое на туристов чуждой для них культурой. Возникшая у части путешественников депрессия привела к повышенному употреблению алкоголя и даже к психическим расстройствам. Другое исследование, проведенное среди туристов США, отдыхавших в Восточной Африке, также подтвердило сильное воздействие иной культуры на отдыхающих. Но в этом случае отторжение чужого образа жизни и традиций проявилось в негативном отношении к местным жителям. В этих случаях наблюдалась интровсрсия и экстравер-сия культурного шока, что говорит о неоднозначности направленности воздействия шока.

Третья группа мотиваций — экономические. Они связаны с развитием и воздействием экономики на жизнь обывателя.

Важным последствием развития экономики является приток населения в мегаполисы. Комиссия ООН по народонаселению и развитию обнародовала доклад, в котором сообщается, что в 2008 г. число городских жителей сравнялось с числом сельских [1]. Как ожидается, к 2050 г. прирост числа городских жителей составит еще 3,1 млрд человек при том, что общий прирост населения достигнет 2,5 млрд. В настоящее время горожане проживают на территории, площадь которой составляет всего лишь 3% поверхности суши, в то время как жизнь нынешних жителей сельских районов, численность которых составляет тоже 3,4 млрд человек, зависит от сельскохозяйственных угодий, занимающих 12% суши всей Земли. Такая тенденция требует учета психологических последствий урбанизации. В огромных мегалополисах человек испытывает стресс, вызванный постоянным напряжением.Уже сейчас в конце трудовой недели все большее число жителей городов устремляется за город — кто на свои дачные участки, а кто просто побродить по лесу. Родители вы-

возят своих детей в сельскую местность, молодежь с рюкзаками на плечах отправляется на берега рек и озер, в леса. Люди стремятся быть поближе к природе, воспользоваться возможностью подышать свежим воздухом лесов и полей, набраться новых впечатлений, полюбоваться красотами пригородных окрестностей. Их цель в том, чтобы улучшить свое эмоциональное состояние, снять психологическое напряжение.

В рамках данной работы было проведено исследование, объектом которого стало изучение различий в восприятии у людей, имевших опыт путешествия, И НС имевших такого. Исследовались студенты Российской международной академии туризма 3-го и 4-го курсов. Всего было опрошено 65 человек. В результате опроса было выявлено следующее:

• 53% опрошенных предпочитают пляжный туризм;

• более половины студентов имеют минимальную информацию о стране пребывания, 31% считает свои знания достаточными, а 13% полагают, что не должны получать знания о стране перед совершением поездки;

• 65% студентов быстро адаптировались к культурной среде, 43,5% из них хотели бы жить в стране постоянно, при этом взвесив все особенности проживания;

• 33% студентов предпочитают комфортно проживать в Российской Федерации, в то же время 25% выпускников планируют свою карьеру за рубежом.

Предпочтения студентов свидетельствуют об их неоднозначном восприятии туристкой поездки, в связи с чем необходима целенаправленная работа по формированию мировосприятия и поликуль-турного поведения на основе факторов, отвечающих за выбор и мировосприятие во время туристкой поездки.

ЛИТЕРАТУРА

/. Доклад комиссии ООН по народонаселению и развитию «Распределение населения, урбанизация, внутренняя миграция и развитие/ Центр гуманитарных технологий. URL: http://gtmarket.ru/news/state/200S/ 04/10/166S

2. Фенько А. Испытание путешествием // Psychologies. 2007. № 14. URL: http://www. psychologies.ru

3. Фенько А. Б. Туризм как показатель со-циалыюго статуса // Социологические исследования. 2007. № 2. С. 125-131.

4. МасСаппеИ Dean. The Tourist: A New Theory of the Leisure Class. Berkley: Pennsylvania Press, 19S9. P. 21—36.

5. Mathieson A., Wall G. Tourism. Economic, physical and social impacts. Harlow: Longman, 19%. P. J42.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.