Научная статья на тему 'Мотивационные аспекты современного туризма'

Мотивационные аспекты современного туризма Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
1854
183
Поделиться

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Коченюк Т. М., Беккер И. Л.

В статье дается описание туризма как социального явления, раскрывается его роль в жизни общества и отдельной личности. Подробно анализируется мотивационнопотребностная составляющая туристкой активности: представлена классификация потребностей, которые могут быть удовлетворены в процессе путешествия; описаны разнообразные мотивы и их сочетания, побуждающие человека заниматься туризмом.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Коченюк Т. М., Беккер И. Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Мотивационные аспекты современного туризма»

мирования навыков безопасного взаимодействия с природной средой.

список ЛИТЕРАТУРЫ

1. Остапец А. А. Педагогика туристско-краеведческой работы в школе - М.: Педагогика, 1985. 104 с.

2. Мудрик А. В. Введение в социальную педагогику: Учебное пособие для студентов. М.: Институт практической психологии, 1997. 365 с.

3. Семивол Н. Г., Шапакина К. Е. Туристские маршруты. М.: Профиздат, 1982. 176 с.

4. Краткий справочник туриста /Авт.-сост. А.Ю. Штюр-мер. М.: Профиздат, 1985. 275 с.

5. Штюмер Ю. А Опасности в туризме мнимые и действительные. М.: Физкультура и спорт, 1983. 144с.

6. Питание в туристском путешествии. М.: Профиздат, 1986. 176 с.

МОТИВАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ СОВРЕМЕННОГО ТУРИЗМА

Т. М. КОЧЕНЮК, И. л. БЕККЕР Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского

кафедра педагогики

В статье дается описание туризма как социального явления, раскрывается его роль в жизни общества и отдельной личности. Подробно анализируется мотивационно-потребностная составляющая туристкой активности: представлена классификация потребностей, которые могут быть удовлетворены в процессе путешествия; описаны разнообразные мотивы и их сочетания, побуждающие человека заниматься туризмом.

Туризм с давних времён играет серьезную роль в развитии общества. Его можно отнести к тому виду деятельности человечества, чья история начинается вместе с возникновением и развитием цивилизации. В каждой исторической эпохе есть такие элементы деятельности людей, которые так или иначе подпадают под категорию туризма.

Туризм сыграл огромную роль в становлении и развитии, как локальных цивилизаций древности, так и мировой цивилизации в целом.

Необходимость и потребность в путешествиях возникла у наших предков еще в глубокой древности. Человеку на протяжении всей его эволюции было свойственно стремление к миропознанию и первооткрывательству в целях развития торговли, завоевания и освоения новых земель, поисков ресурсов и новых транспортных путей.

У многих людей появляется потребность увидеть новые районы и страны, познакомиться с жизнью и обычаями их народов. Всё это послужило причиной возникновения особой формы путешествий - туризма. Туризм давно стал насущной необходимостью и неотъемлемой частью жизни человека. Рано или поздно человек ощущает потребность отправиться в путешествие. Стремление человека к разнообразию впечатлений приобретает четкие очертания, когда он приходит к решению провести свободное время вне дома, рассчитывая с переменой мест снять нервное напряжение и усталость. Интерес населения к туризму растет с каждым годом. Согласно статистическим данным ВТО на протяжении последних десятилетий наблюдается постоянный рост объемов международного туризма. На данном этапе в мире развиваются все виды туризма, не является исключением и молодежный. Молодые люди от 18 до 30 лет являются наиболее активными туристами, т. к. именно в этом возрасте потребность в путешествиях очень высока. Молодости свойствен оптимизм. Человек приступает к реализации своего жизненного замысла, он полон сил и энергии, желания

осуществить свои цели и идеалы. В молодости наиболее доступны самые сложные виды профессиональной деятельности, наиболее полно и интенсивно происходит общение, легко устанавливаются и развиваются отношения дружбы и любви. Молодость считается оптимальным временем для самореализации, чему и способствует туризм во всех его проявлениях. Таким образом, можно сказать, что молодежь представляет собой наиболее мотивированную категорию людей, занимающихся туризмом.

Чем человек руководствуется при выборе поездки, места туристского назначения, характера деятельности во время путешествия? Что заставляет его сделать так, а не иначе? Одним из ключевых моментов, позволяющих ответить на эти вопросы, является мотивация путешествия. Понятие «мотивация» может рассматриваться в двояком смысле: как обозначающее систему факторов, детерминирующих поведение (сюда входят потребности, мотивы, цели, намерения, стремление и многое др.), и как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне. Мотивацию, таким образом, можно определить как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность.

Туристская мотивация может быть определена как совокупность устремлений человека, направленных на удовлетворение рекреационных потребностей.

Они могут по-разному проявляться в зависимости от индивидуальных физиологических и психологических особенностей, системы взглядов, ценностей, склонностей, образования. В мире насчитывается свыше 300 видов и подвидов путешествий, которые постоянно дополняются новыми разновидностями, способными удовлетворить самые разнообразные желания и потребности туриста. Туристская поездка имеет в своей основе мотивацию, которая является одним из важнейших факторов принятия решения о путешествии, выбора туристского продукта и его составных элементов.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ►►►►►

Мотивов, которыми руководствуется турист, много, причем у туриста всегда присутствует целая гамма побудительных мотивов, из которых лишь некоторые могут иметь существенную значимость и влиять на механизм и результат принятия окончательного решения.

Однако любой мотив в конкретной ситуации и под воздействием определенных обстоятельств способен оказывать влияние на поведение туриста в процессе принятия им решения о путешествии и выбор турпро-дукта. Нередко туристская программа изменяется под воздействием не основных, а побочных мотивов. Не все туристские мотивы могут быть четко сформулированы и определены, но их можно систематизировать. Цели в конечном итоге определяются потребностями, которые можно удовлетворить в процессе путешествия. Потребность на психологическом уровне выступает как мотив, побуждающий людей к путешествию.

Условно потребности можно разделить материальные, социальные, эмоционально-психологические и духовные. Естественно, что между ними нельзя провести четкой границы, однако это позволяет выстроить определенную классификацию потребностей и соответствующих им мотивов, которые заставляют человека отправиться в путь.

Удовлетворение материальных потребностей проявляется в первую очередь в разнообразных деловых поездках. Индустрия современного туризма предоставляет людям возможность совершить шоп- и бизнес-туры, принять участие в конференциях и конгрессах, посетить тематические промышленные и сельскохозяйственные выставки, на которых заключаются контракты, деловые и торговые соглашения. В настоящее время можно говорить о том, что сформировалась особая субкультура - бизнес-туризм со своими традициями, протоколом, спецификой организации деловых встреч и пр. Турфирмы прилагают большие усилия, чтобы включиться в обслуживание клиентов данной категории, поскольку это считается очень престижным и приносит значительный доход.

К удовлетворению данной категории потребностей можно отнести и заботу о здоровье. В этой сфере у туризма очень давние и богатые традиции. Люди отправлялись в путешествие с оздоровительными целями еще в древности. Их влекли к себе целебные источники и вера в чудо. В настоящее время это одна из наиболее развитых и прибыльных отраслей туристской индустрии. Кроме традиционных путешествий на курорты для удовлетворения этой потребности существуют и экзотические туры, например, для желающих бросить курить.

Группа социальных потребностей, которые могут быть удовлетворены в путешествиях, весьма широка. Это потребности, связанные с отдыхом, досугом и развлечениями, познанием, самореализацией и самоутверждением, общением и т. д.

Отдых в путешествии у большинства людей ассоциируется с возможностью снять стресс, сменить обстановку, побыть в новой для себя роли, получить на определенный период времени высокий уровень обслуживания и ухода.

Развлечение в путешествии в основном связано с получением удовольствия от необычных ощущений, которые доставляют разнообразные аттракционы, в том числе и экстремального характера (например, сафари), азартные игры, романтические приключения. Широко распространены туры, в ходе которых люди посещают национальные праздники, крупные спортивные состязания в качестве зрителей или болельщиков. Здесь же можно говорить и об удовлетворении потребности, которая проявляется в возможности общения и занятия любимым делом (хобби) в среде единомышленников. С этой целью организуются специальные туры для автолюбителей, спортивных болельщиков, туры коллекционеров, гурманов. Например, существуют «сырный тур» по Швейцарии и «пивной тур» по Чехии.

Путешествия с образовательными целями имеют столь же давнюю и богатую традицию, как и путешествия с оздоровительными целями. В настоящее время широко распространены туры, связанные с изучением иностранных языков и разговорной практикой; туры, в ходе которых люди обучаются различным видам спорта и т. д. В современном образовательном туризме широко представлены также профессиональные программы обучения (менеджмент, маркетинг, экономика и др.). Часто в таких путешествиях люди преследуют не конкретные образовательные, а скорее познавательные цели: им интересно познакомиться с другой культурой, образом жизни других людей, их бытом; сравнить чужой образ жизни со своим в целях самоутверждения или заимствования новшеств. В таких путешествиях люди также удовлетворяют естественное любопытство, получают положительные эмоции, в определенной степени повышают свой общий культурный уровень. Велика роль путешествия и в научном познании мира. С этой целью люди отправляются в далекие и долгие научные экспедиции, которые и по форме, и по способу организации коренным образом отличаются от образовательных и познавательно-развлекательных путешествий.

Потребность в самовыражении и самоутверждении также находит свое удовлетворение в путешествии. Люди стремятся принять участие в разнообразных путешествиях, где велик элемент риска. Формы таких путешествий весьма многообразны: это туристские походы высоких категорий, альпинизм, охота, экспедиции в труднодоступные и необитаемые районы Земли. В зарубежной туристкой культуре услуги такого рода традиционно оказывались профессионалами. Широкую известность получили французские, швейцарские, итальянские гиды (проводники), работающие на высокогорных маршрутах Альп, а также знаменитые проводники-шерпы в Гималаях. В отечественной культуре широкое распространение получил так называемый «самодеятельный туризм», когда путешествие готовится и проводится силами участников, а руководителем становится человек, имеющий наибольший туристский опыт. Несмотря на отсутствие профессиональной подготовки, отечественные самодеятельные туристы нередко достигали высоких и даже выдающихся результатов в различных видах туризма: горном, водном, пешеходном, спелео, лыжном.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Удовлетворение духовных потребностей находит свое воплощение в особом виде путешествий - паломничестве. Они совершаются тысячами верующих людей для укрепления в вере и духовном самосовершенствовании. В некоторых религиях (например, в исламе) паломничество к религиозным святыням (хадж) считается долгом каждого правоверного, а человек, совершивший его, пользуется среди единоверцев почетом и уважением.

Остановимся теперь на некоторых социальных факторах, оказывающих влияние на побудительные мотивы и выбор того или иного вида путешествия.

В представлении большинства людей туризм - это удовольствие, активный или пассивный отдых, досуг и развлечение. Однако каждый человек представляет себе туризм достаточно индивидуально, в зависимости от возраста, образования, жизненного опыта, семейного положения, дохода и других факторов.

Возраст оказывает значительное влияние на мотивацию выбора путешествия. Например, молодежь (студенты до 25 лет), как правило, выбирают путешествия, где бы они могли удовлетворить познавательнообразовательные интересы и потребности; они также стремятся к самостоятельности и самовыражению. Поэтому они склонны к активным видам путешествий, индивидуальному или самодеятельному туризму. Для них очень важным является коммуникативный компонент путешествия, живое яркое непосредственное общение, а также приключения, которые оставляют яркие незабываемые впечатления.

Согласно преобладающей на Западе традиции молодые люди до создания семьи предпочитают посмотреть мир, что учитывается турфирмами при разработке турпродукта: для этой категории туристов существует много предложений и наибольшее количество скидок.

Уровень образования и социальная принадлежность также являются факторами, оказывающими влияние на формирование мотивов, побуждающих людей путешествовать. Во второй половине XX века в СССР в период развития самодеятельного и планового туризма значительную часть путешествующих составляли люди с достаточно высоким образовательным уровнем (студенты, интеллигенция, служащие). В определенной степени этот феномен можно объяснить тем, что склонность к путешествиям возникает у людей, имеющих высокий уровень познавательных

потребностей, а также развитую эмоционально-эстетическую сферу. Кроме того, тяга к путешествиям в большей степени свойственна людям, живущим в городах. С одной стороны, городская жизнь порождает тягу к природе, что обусловливает выбор городскими жителями путешествий в дикой природе, а с другой -высокий образовательный уровень городских жителей порождает стремление к путешествиям, позволяющим удовлетворить образовательно-познавательные и эстетические потребности.

Определенную роль в выборе видов путешествия, их содержания и направленности, а также соответствующих туристических услуг играет социальное положение и статус человека. В каждом социальном слое и субкультуре, этому слою присущей, складывается определенное отношение к путешествию как виду деятельности, определяется престижность района, уровень сервиса, способы и средства передвижения и пр. Если для студента поездка автостопом, не слишком комфортный отдых на море или самодеятельный поход в горах являются вполне приемлемыми и социально одобряемыми, то для преуспевающего бизнесмена такой вид туристкой активности просто неприличен. В настоящее время одним из мотивов совершения путешествия и потребления тех или иных туристических услуг могут быть в первую очередь соображения престижа. Эти соображения, свою очередь, определяются, с одной стороны, уровнем притязаний, а с другой -материальными возможностями каждой конкретной личности. Совокупность этих факторов чревата непростой, противоречивой ситуацией. Несоответствие уровня притязаний материальным возможностям, социальному положению и статусу личности может породить стресс или даже фрустрацию, и тогда человек либо отказывается от путешествия, либо воспринимает его с негативной стороны.

В современном мире путешествие во всем многообразии его проявлений, и сфера услуг, обеспечивающих удовлетворение разнообразных потребностей личности, связанных с путешествием, стали мощным социализирующим фактором. Поэтому анализ этого явления с любых позиций, в том числе и с позиций мотивации, позволит глубже осознать его социальное значение и более целесообразно использовать в интересах личности и общества.

педагогическое просвещение родителей по вопросу гуманных взаимоотношений с детьми

А. В. МАРКОВА, И. Л. БЕККЕР Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского

кафедра педагогики

В статье рассматривается проблема педагогического просвещения родителей, целью которого является формирование их готовности к гуманным взаимоотношениям с детьми. дается определение понятий «педагогическое просвещение родителей», «гуманные взаимоотношения». Подробно рассмотрены и обоснованы принципы и наиболее эффективные организационные формы ППР, возможные способы оценки полученных результатов.

Что обычно понимается под просвещением? например, от обучения или информирования?

Какова его специфика или чем оно отличается, Как можно организовать просвещение родите-